bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Ремий не только принимал заданную форму, статично находясь на своем месте в пространстве, но и перемещался, предпочитая наиболее твердую форму. Используя это свойство, управлять движением объектов было относительно несложно. Гранулы перемещались не по прямой, а мелкими вибрациями. Скорость движения «внутри» этого дрожания равнялась скорости распространения звука в теле той плотности, в каком состоянии находился ремий, изменяясь от двухсот сорока до четырех тысяч метров в секунду, но «внешняя» скорость была относительно невелика и варьировалась, опять же, в зависимости от плотности формируемого тела и плотности окружающих объектов, от двух до сорока метров в секунду. По этой причине сделать возможным само нахождение человека в имитаторе оказалось самой сложной задачей из всех, стоящих перед коллективом «Волны». Одно дело, если бы внутрь куба попадали только специально обученные операторы, и при этом процесс контролировался бы снаружи, но ИРы требовалось изготовить пригодными для продажи и, следовательно, безопасными при использовании идиотами, а также устойчивыми к намеренному вредительскому вмешательству. Все понимали: стоит хоть одному человеку умереть или хотя бы получить травму по причине небезопасности имитатора – и всё, на массовых продажах можно будет ставить крест. Подстраховались на будущее со всех сторон: постоянное проведение контроля функционирования и отключение ИРа при малейшем отклонении, обсчет и запрещение потенциально опасных для пользователя действий с ремием, пломбирование всех блоков и подробное до маразма пользовательское соглашение. И все равно, при большом желании пользователя, гробануться в имитаторе было возможно, хоть это и стало весьма нетривиальной задачей.

Командой программистов была написана своя, довольно узкоспециализированная операционная система, а после нее – движок, на котором уже создавались обычные программы. Попробовали было конвертировать софт с ПК, но только потеряли время: число багов зашкаливало, из-за чего результат требовал ручной правки, и для большинства программ сложность задачи ненамного уступала написанию с нуля аналога для ИР.

Затем намучились со шлемом. Меняющий размеры ремий мгновенно приводил в негодность любые дыхательные фильтры, а те, которые все же справлялись, превращали нахождение внутри куба в непростую задачу для легких, и речи о каких-либо активных действиях при этом идти не могло вообще. Вопрос решили сразу и физически, и программно: контролем за наличием ремия около головы оператора и установкой в шлем генератора слабого поля, отталкивающего ремий, но на случай аварии того и другого один легчайший, не затрудняющий дыхание фильтр, ресурса которого хватило бы, чтобы покинуть куб, все же оставили. В результате шлем получился гибридом между шлемом виртуальной реальности, мотоциклетным и противогазом. Надевать его было удовольствием ниже среднего, зато он вышел легким, прочным и практически не стесняющим движений. И дорогим.

Помимо шлема, пришли к необходимости ношения специального комбинезона. Гранулы регулярно попадали под одежду, в поры кожи и в «технологические отверстия» организма, что было не опасно, но, несомненно, не нужно.

После этого наступила очередь первых тестовых и отладочных программ. В довольно грубых моделях различных ситуаций испытатели выполняли всевозможные действия: ходили, бегали, прыгали, поднимали предметы из ремия и производили с ними манипуляции. Наиболее сложным было решение вопросов с бегом и длинными прыжками, в которые входили также полеты и падения. В случае ходьбы было принято решение, чтобы пользователь всегда находился не на полу имитатора, а на ремиевой подложке, которая также исполняла функции чувствительной беговой дорожки, способной перемещаться в любом направлении, а также создавать движущийся рельеф. Программа, отслеживающая движения человека, прогнозировала направление и скорость ближайшего действия, и имитатор чутко реагировал на это. Поначалу эта реакция напоминала именно беговую дорожку, но после длительной отладки стала практически незаметной, и внутри куба стало возможно имитировать перемещения на любые расстояния под любыми углами. С бегом, прыжками и прочими перемещениями человека в пространстве без касания какой-либо поверхности было сложнее. Как ни крути, при этом происходит перемещение на значительное расстояние, а прямолинейное решение через увеличение размеров имитатора по очевидным причинам было неприемлемо. Выход нашли в движении уплотненного «воздуха» навстречу человеку, из-за чего для компенсации рывка и оставления реального положения пользователя в центре имитатора этот «встречный ветер» порой становился довольно силен. По ощущениям любой прыжок или падение напоминали разрывание своим телом тончайших полиэтиленовых пленочек или очень плотной паутины. Опытным путем установили, что минимально допустимый размер стороны куба равен росту человека плюс девяносто сантиметров, при меньших габаритах куба была возможна некорректная работа системы компенсации движений, и пользователь мог удариться о невидимую ему в шлеме стену имитатора. Это являлось большим недостатком, который, увы, был непреодолим. Впрочем, здоровенный куб, очень бодро пожирающий электроэнергию, и так не был предназначен для установки в малосемейке.

К счастью, обошлось без смертей, но переломов испытатели заработали больше десятка, а менее значительным травмам не было числа. Тем не менее ребята получали настоящее удовольствие от работы. К итоговому тестированию под обязательство о неразглашении привлекли цирковых гимнастов и нескольких спортсменов разных видов. Это испытание имитатор прошел с честью.

Платон, к этому моменту закончивший школу и первый курс института, посещал свое место работы не реже раза в неделю и, что называется, держал руку на пульсе. Каменев, поначалу скептически относившийся к своему номинальному директору, со временем зауважал парня и, пожалуй, перестал быть человеком Рукавицына-старшего, став вторым в команде его наследника. Первым был Ремин, вызывающий у Алексея неприязнь своим фанатизмом и игнорированием этических норм, нередко переходящим в откровенное хамство. Павла же раздражал чрезмерный, по его мнению, прагматизм Каменева и его подход ко всем вопросам с точки зрения финансовой выгоды. По этой причине их отношения были далеки от идеала, но, вынужденные работать в одной упряжке и признавая друг за другом несомненный профессионализм, они не позволяли эмоциям влиять на результат общего труда. Возникший было поначалу конфликт, спровоцированный Реминым, считавшим Каменева мешающим делу паразитом и нахлебником, был в зародыше погашен Платоном. Тот, узнав о конфликте, отозвал Павла в сторонку и просто объяснил ему, что Каменев – это как казначей-НПС, который обязан быть жадным и вредным скупердяем, иначе казна будет мгновенно растрачена, а то и разворована. При этом казначей – очень важный непись, репутацию с которым портить не следует. Игроманская психика Ремина такое объяснение восприняла как должное, и с тех пор он относился к Каменеву с не свойственным ему при контактах с другими людьми спокойствием, списывая неудачи при общении с ним на свою низкую харизму и недостаточный скилл красноречия.

Наступил этап написания полноценных учебных программ и симуляторов, для которых и разрабатывался имитатор, к этому моменту имеющий наименование ИР-4, и в жизни «Волны» назрели перемены. Предприятие из относительно небольшого коллектива с восемьюдесятью сотрудниками, занимающее одно крыло бывшего здания АТС, должно кардинально расшириться и превратиться во что-то гораздо большее.

В существующем виде «Волна» обходилась относительно недорого, и Рукавицын-старший нечасто баловал НИИ своим вниманием, ограничиваясь выслушиванием кратких отчетов. Платон, серьезно относясь к своим обязанностям, решил произвести на отца максимальное впечатление, как делал бы, чтобы добиться максимального финансирования от постороннего человека. Некоторые тестовые программы и так производили на новичка сильное впечатление, особенно в этом плане выделялся симулятор падений с большой высоты. Платон же решил доработать его до зрелищного вида, одновременно превращая в потенциальный рекламный проект имитатора. Ранее лишенная внятной визуальной составляющей, программа превратилась в несколько экстремальных ситуаций, в результате которых происходило падение. Помимо нее, доработке также подверглись симуляторы сильных столкновений пользователя с объектами из ремия и полоса препятствий.


Андрей Петрович приехал в «Волну» вместе с сыном и небольшой свитой помощников. Платон гарантировал массу впечатлений, но подробности сообщить отказался, обещая сюрприз. Пройдя в зал, где были расположены опытные образцы имитаторов, уже готовых к работе, он немного удивился: картина ничем особо не отличалась от виденной им в прилагаемых к отчетам фотографиях. Тот же ряд из восьми матово-черных кубов размером от двух с половиной до пяти метров. Рядом с каждым – обычный офисный стол с компьютером. Андрей Петрович знал, что это управляющие терминалы. Все как обычно, разве что ни один из кубов не разобран и хлам убрали. Несколько суетящихся работников тем временем развернули на свободной стене экран для проектора и притащили стулья для членов комиссии.

– Тебе надо переодеться. Раздевалка там, ребята покажут, – сказал Платон отцу и, обращаясь уже к свите, добавил: – Прошу присаживаться и немного подождать.

Минут через семь Андрей Петрович снова появился в помещении. Черный облегающий костюм подчеркивал его мощную, немного отяжелевшую фигуру. На голову был надет глухой шлем с поднятым в положение козырька визором. Следовавший за ним Платон открыл люк в самом большом кубе.

– Заходишь внутрь, поворачиваешь затвор до щелчка, встаешь звездой посередине и опускаешь визор, – проинструктировал он отца. – Как появится картинка, можешь двигаться.

Рукавицын-старший вошел внутрь имитатора и задраил люк. На полу толстым слоем лежал слегка светящийся синий «песок». Подсветки не имелось, но исходящего от ремия сияния было достаточно для ориентации в пространстве. Вид был красивый и футуристичный. Андрей Петрович встал в центре, опустил «забрало» и принял позу витрувианского человека Да Винчи. На несколько секунд возникло ощущение, будто всего тела коснулось что-то очень мягкое. Затем тьма перед глазами рассеялась, и он оказался на краю водопада где-то в сельве. Вокруг стоял яркий день, солнце в зените, и на пронзительно голубом небе ни облачка. Быстрый поток шириной около семидесяти метров низвергался в пропасть, и оттуда доносился глухой рокот. Перед глазами, прямо над уступом, был перекинут висячий мост. Четыре толстых несущих каната были то ли волосяными, то ли сделаны из какого-то растительного материала. К нижним веревками, на небольшом расстоянии друг от друга, подвязаны дощечки. Мост провисал так низко, что водяные брызги доставали до них, и все сооружение ощутимо раскачивалось. На той стороне стояла группа туристов.

– Идите к нам, вы последний! – крикнул латинос ковбойского вида в кожаной безрукавке на голое тело. Очевидно, гид или проводник. – Поспешите, по радио передали штормовое предупреждение, а в этих местах бури налетают очень быстро.

Андрей Петрович осмотрелся. Действительно, на этом берегу никого больше не было.

– Не переживайте, мост очень надежен, – вторила ему пожилая толстуха в леопардовых лосинах и плетеной шляпе.

– Ты что, боишься? – присоединилась к ним фигуристая блондинка в коротеньких шортах и топике. – Не разочаровывай меня!

Андрей Петрович положил руки на канаты и с сомнением вступил на мост. Между дощечек стало видно, насколько тут высоко. Далеко внизу в облаке водяной пыли, занимающем половину круглого озерца, играла радуга.

– Поторопитесь же, за нами скоро приедет автобус! – фальцетом продребезжал сварливого вида старикан.

Крепко хватаясь за канаты, Рукавицын пошел вперед. С каждым шагом шатало все сильнее, а доски становились все более скользкими. Брызги доставали сперва до колен, потом до пояса, и он почувствовал, что промок. Держась изо всех сил, Андрей Петрович медленно продвигался вперед. Ветер, поднявшийся с первым его шагом на мост, усиливался с каждой секундой.

Хрясь! Дощечка под ногой треснула пополам, и нога далеко ушла в пустоту. Он непроизвольно ругнулся и только хотел двинуться дальше, как со звонким теньканьем один из верхней пары канатов лопнул и провис. От неожиданности Андрей Петрович заорал и обеими руками вцепился во второй. Мост резко дернуло в сторону, дощечки ощутимо повисли на веревках. Вся правая сторона сооружения осталась держаться на единственном нижнем канате. Тот дрожал от напряжения, как перетянутая струна. Водопад ревел совсем рядом, под сильными порывами ветра мост мотало туда-сюда. Бывшее недавно безоблачным небо затянуло низкими тучами, неподалеку сверкнула молния, и через секунду по ушам ударили мощные раскаты грома. На берегах что-то громко заскрипело, и мост резко просел ниже уровня воды. Это погнулись стальные опоры. Теперь амплитуда раскачивания составляла несколько метров. О движении вперед уже не было и речи. Рукавицына мотало, то макая в дикий поток, то вывешивая далеко над пропастью. С особенно сильным рывком порвался второй нижний канат. Остатки моста стало закручивать туда-обратно вокруг своей оси и швырять еще больше. Рев воды стал оглушительным. Вцепившийся мертвой хваткой Андрей Петрович с ужасом ощутил, как материал под его руками истончается и распадается на отдельные волокна. То же самое происходило со связующими веревками, в узлы которых он до сих пор опирался ногами. Болтающиеся дощечки бывшего моста одна за другой выскальзывали из петель и исчезали вдали. Он начал судорожно искать, за что бы ухватиться, но не находил. Вот канат истончился до нескольких нитей и исчез окончательно. Рукавицын с воплем полетел вниз. Низвергающийся поток то захватывал его, то выталкивал из себя, позволяя увидеть стремительно приближающуюся поверхность. Рухнув в озерцо вместе с тоннами воды, Андрей Петрович забарахтался, но был почти тут же нежно вынесен течением на желтый песочный берег. На тело навалилась странная мягкая тяжесть, не пошевелиться, а в глазах потемнело. «Вот и отмучился», подумал он и расслабился.

– Ну как тебе, пап? Понравилось? – раздался голос Платона.

«Ты-то здесь откуда?» – удивился Рукавицын-старший и только тут вспомнил, что происходит на самом деле. Жгучий стыд заполнил его, казалось, до самых пят. Как можно было забыть о том, что все это ненастоящее? Отмучился он, придурок, помирать собрался.

– Очень, – прохрипел Андрей Петрович.

– Ты молодцом держался, я прям горжусь. Давай другое включу, – иронии в голосе сына не было. Он это без издевки, всерьез предлагал.

– Потом как-нибудь. Выпускай меня отсюда.

После Рукавицына-старшего пришлось «прокатиться» на разных «аттракционах» также его помощникам, поскольку они входили в число принимающих решение по имитатору. Был симулятор прыжка с парашютом, где купол не раскрывался, поездка по серпантину с последующими кувырками в овраг и падением в пропасть, сломавшееся колесо обозрения, раскручивающееся до бешеных оборотов и срывающееся с опор, спуск с горы на лыжах в попытках обогнать сходящую лавину и бег по трясине с проваливающимися кочками, заканчивающийся, естественно, утоплением.

Большинство заявили, что в имитатор больше не зайдут даже под угрозой расстрела, кому-то, напротив, понравилось, но равнодушным не остался никто. Дураков возле себя Андрей Петрович не держал, и все понимали, что этот показ имеет целью продемонстрировать колоссальное отличие ИР от виртуальной реальности и 3D-фильмов. Далее Платон поделился перспективами развития имитатора и сфер его применения. В первую очередь это были учебно-практические программы подготовки специалистов, реализовать которые без технологии, метко названной Реальной Виртуальностью, не представлялось возможным. Список профессий, где было бы полезно применить подобное обучение, ограничивался только фантазией: хирурги, пожарные, механики, солдаты и младшие командиры, спортсмены опасных и экстремальных видов и многие другие. В развлекательной сфере – это различные аттракционы и экскурсии, игры. Возможно, получится сделать новый формат услуг для взрослых. И не надо так гнусно ухмыляться, это ничуть не менее прибыльное дело, чем все остальное.

По результатам этого дня имитатор из любопытного объекта исследований превратился в флагманское направление работы холдинга. На нескольких сложных совещаниях было решено, не отказываясь от предыдущих видов деятельности, сделать акцент на производстве и развитии линии ИР. Проект «Реальная Виртуальность» был засекречен до момента готовности выхода на мировой рынок. Руководителем проекта был назначен Платон Рукавицын.

Глава 3

Еще раз переехавшая «Волна» разрослась до микрорайона закрытого типа. На его территории находился непосредственно НИИ, два завода, производящие ремий и имитаторы, и огромные склады. К ним примыкали три квартала жилых пятиэтажек для сотрудников и сопутствующая этому инфраструктура.

Работа над программами для ИР-6 шла семимильными шагами. В доработанном универсальном редакторе писать их оказалось настолько просто, что это нельзя было назвать программированием в привычном понимании этого слова. К примеру, полная интерактивность, о реализацию которой бились головой производители многих игр для ПК, в имитаторе просто существовала сама по себе. Разумеется, все это выросло не на пустом месте, и движок для ИР был сложнейшим программно-инженерным продуктом, но использование его в качестве рабочей среды особой квалификации не требовало.

К созданию обучающих программ и симуляторов было привлечено в качестве консультантов и тестировщиков большое количество специалистов в различных областях деятельности человека. В гостевой, несекретной зоне «Волны» работали сотни людей. Не миновало это и игру, которая во многом компоновалась из отдельных симуляторов: фехтования, стрельбы из лука, конной езды, различных ремесел, медицины и других.

На все том же знаковом совещании было решено сделать Рукавицына-младшего «лицом» проекта, для чего до его выпуска он должен был приобрести максимальную медийную известность. В целом, при антропометрических данных Платона это было несложно само по себе. В двадцать лет он прекратил расти вверх, остановившись на двухстах сорока сантиметрах, зато начал активно раздаваться вширь и наращивать мышечную массу. Выдающимися были не только размеры Платона. Он вообще имел феноменальные физические и очень высокие умственные показатели: коэффициент интеллекта, скорость реакции и принятия решений, мгновенно нарабатывающуюся мышечную память и тому подобное. Многие обследовавшие его врачи называли такой результат положительной мутацией, но в семье Рукавицыных считали следствием хорошей наследственности, тренировок с самого рождения, правильного питания и просто генетической предрасположенности. Подтверждением этой гипотезы служил одиннадцатилетний Георгий, уже вытянувшийся до ста восьмидесяти.

В результате того решения тренировки Платона были интенсифицированы насколько это возможно, и через некоторое время он начал один за другим ставить мировые рекорды в различных видах спорта. Бег на все дистанции от четырехсот метров до десяти километров (на меньших дистанциях он все же проигрывал: масса и инерция делали свое дело, а большие были сочтены неполезными); бег с барьерами, которые для Платона особыми барьерами и не были; метание чего угодно на дальность; прыжки в длину. За три года Рукавицын-младший дважды взял титул самого сильного человека планеты, играючи выиграл десяток поединков по правилам бокса и ММА, принял участие в многих шоу и стал главным героем двух громких скандалов.

Оба скандала были связаны с кинематографом. Первый раз, будучи приглашенным на эпизодическую роль архангела, благословляющего четверых тамплиеров на крестовый поход, он отказался делать это: среди подлежащих благословлению белый мужчина был только один, и тот ярко выраженный гомосексуалист. Остальными тамплиерами были негр, жирная феминистка и транссексуал. Этот факт был намеренно раздут PR-отделом «Спорт и здоровье», вследствие чего Платон фактически стал знаменем WGM, то есть той категории населения Европы и Америки, которая в скором будущем станет основным покупателем имитаторов. Второй скандал запланированным не был и всерьез потрепал нервы всем Рукавицыным. Платон был приглашен на роль Ареса в блокбастер «Валькирия». Эксцентричный продюсер и режиссер в одном лице сильно рисковал, делая это предложение, потому роль была сугубо отрицательной. Главную героиню в фильме сыграла начинающая американская спортсменка шведского происхождения Орка Берг, выбранная на эту роль за подходящую внешность. Героически победив пленившего северных богов и задумавшего завоевать всю вселенную Ареса, тогда еще семнадцатилетняя Орка по завершении съемок умотала с Платоном в Россию, после чего ее родители, проявив истинно протестантскую прагматичность, подали на Рукавицына в суд.

Процесс вышел громким. Несмотря на симпатии значительной части общества, понимающей, что при росте и сложении скандинавской акселератки встречаться ей, кроме Платона, особо не с кем, суд был проигран. Орка на два месяца, оставшихся до совершеннолетия, была возвращена родителям, с которыми насмерть поссорилась, и в свой день рождения сбежала обратно в Россию. Несмотря на существенные материальные убытки, девушка была радушно принята в семье Рукавицыных, в чем не последнюю роль сыграло ее соответствие евгеническим пожеланиям Андрея Петровича.




Рукавицын не так уж часто посещал «Волну», два-три раза в месяц, остальное время занимали тренировки и принятие дел у отца, желающего через пару лет оставить свой пост. В одно из этих посещений, когда Платон вникал в предоставляемую Каменевым отчетность, в кабинет влетел Ремин.

Надо сказать, это был уже давно не тот не вполне адекватный фанатик, который восемь лет назад приперся к Андрею Петровичу с картонной коробкой на тележке. Когда перед службой безопасности холдинга был поставлен вопрос об обеспечении лояльности ценного сотрудника с низкой психической устойчивостью, он был решен очень просто: Ремину нашли девушку. Симпатичная студентка Марина работала на ресепшене в одном из спортзалов холдинга и была заядлой геймершей. Посадить ее на крючок было легче легкого. Потом девушке предложили работу в «Волне» и будто бы невзначай свели с Реминым, в результате чего оба были счастливы, найдя друг друга. Очень сильно обязанная Рукавицыну, в случае своей гипотетической нелояльности Марина получала большие неприятности, и потому ее маленькие ручки крепко держали Павла в русле «политики партии». Ремин стал гораздо более уравновешенным, приобрел приличный облик и научился нормально вести себя. Но иногда у него проскакивало.

Вот и сейчас он, узнав о приезде Платона, ворвался в кабинет к Каменеву и сходу выпалил:

– Нам обязательно нужно использовать электростимуляцию!

Тот нарочито медленно повернулся к главному инженеру.

– Павел, тебя папа с мамой учили не открывать дверь ногами и стучаться, перед тем как войти?

– А я не к тебе пришел, – процедил Ремин.

– То есть ты решил выразить свое неуважение не только мне, но и Платону Андреевичу? – поинтересовался Каменев.

– Павел, мы понимаем, что ты не желаешь оскорбить кого-то и действуешь из лучших побуждений, – мягко сказал Платон прежде, чем Ремин нашел, что ответить. – Но твое пренебрежение нормами приличий на самом деле создает неприятное впечатление и может повредить нашему общему делу. Если ты не против, я просмотрю еще два небольших документа, а ты пока присядь и сформулируй то, что хотел донести до меня.

Ремин послушно сел и заткнулся. Минут через пять Рукавицын закончил чтение.

– Благодарю за терпение. Теперь я готов тебя выслушать.

– В «Панацее» научились имитировать сигналы нервных окончаний, используя электростимуляцию. Там небольшая группа работает с параспортсменами и занимается протезами. Помимо всего остального, пытаются сделать протезы, которыми можно что-то осязать. Вот и научились подавать разные осязательные сигналы на нервы. Вообще, сам эффект известен очень давно, чуть ли не с девятнадцатого века. Но теперь у нас есть готовая технология, и я считаю необходимым включить ее в имитатор. После небольшой доработки пользователь сможет испытать любые ощущения, что сделает эффект погружения гораздо более полным. Причем это совершенно без вреда для здоровья.

Платон живо представил, какие ощущения должен испытать человек от падения в симуляторе неисправного парашюта, и встретился взглядом с Каменевым, который, видимо, подумал примерно о том же.

– Паш, вот представь, что в том новом симуляторе боев на гладиаторской арене человек, получив мечом в живот, по-настоящему испытает всю гамму этих малоприятных ощущений, – осторожно возразил Рукавицын. – Так ли это необходимо? У нас благодаря тобой же изобретенному ремию и так есть осязание.

На страницу:
4 из 7