Полная версия
История Римского Государства: Политика Религия Война
Завершающим этапом человеческого мифа и окончательным сломом между человеком и природой является переход к анимизму. Анимизм происходит от латинского слова anima-душа и обозначает веру в дух, душу, демона у каждой вещи. Причиной появления анимистических представлений является переход от работы с готовой вещью к созданию этих самых вещей, то есть с появлением ремесла. Человек начинает понимать как устроен мир вокруг него. Дерево уже не кажется просто огромным нечто, а тем, что можно срубить и сделать из его материала дом, шалаш, статую. Закончен процесс овладения человеком природы и начинает процесс новой истории, истории человечества, но по культурной инерции старые представления никуда не уходят, но переходят из состояния реального в состояние веры. Дерево перестаёт быть богом самими по себе, но сохраняется таковым в форме духа, то есть человек отделяется душу дерева от дерева и возносит таковую в культ. С этого появляется представления о душе, как об окончательном этапе развития мифа и начинания культа.
Исходя из повествования может показаться, что все стадии развития человеческих представлений об окружающем мире как бы сменяли друг друга, переходили из одного состояния в другое, но сказать так было бы ошибкой. Известно, что в Риме вплоть до прихода христианства сохранялись фетишистские представления. Когда римский посол пришёл к италийскому племени вольсков с предложением мира, разгневанный царь приказал ему говорить с деревом, а не с ним, что посол с удовольствием и сделал, причём беседу он вёл достаточно серьёзно и даже пришёл к какому-никакому умозаключению. Возможно, это и легенда, но само её существование свидетельствует о серьёзном отношении людей того времени к своим фетишам, оборотням и демонам.
§3. Теогония
Сначала было полное, единой ничто. Земля, вода, воздух представляли единое целое и не различались между собой. Такое состояние называется хаосом. Потом из бесформенного стали появляться самые первые очертания. Родилась «Широкогрудая Гея», то есть земля, страшный Тартар, Эрос-любовная сила. Всё это время они находились в пространстве с Ночью и Мраком, которые с появлением Эроса вступают в брак и порождают День и Эфир. Одинокая Гея сама себе создаёт мужа-Урана, то есть небо.
От брака Геи и Урана появляется первое поколение богов-Гиганты. Вместе с Гигантами Гея также порождает и чудовищ. По своей природе Гиганты являются ещё около низшими существами по сравнению со следующим поколением богов, т.к их мать-Земля в представлении древних была хоть и величественной, но материальной, то есть лживой, не имеющей своего бытия. Важно отметить, что чем дальше развивалось человеческое общество в вере, тем дальше оно уходило от этого примитивного материализма. Древние продолжали почитать Гею скорее исходя из страха перед её детищами-чудовищами, гигантами, которые, как мы уже определили, были реальными. На почве ухода от материи в дальнейшем возникнет готовая площадка для появления монотеистических религий, которые, как мы знаем, не признают материалистическое бытие подлинным, но вернёмся к нашим богам.
Первыми детьми Геи были многочисленные нимфы, которые тут же разошлись по всей земной поверхности, следующим был Понт глубокий. Разделив ложе с Ураном, она родила Океана, Кою, Крию, Гипериона, Иапета. Богинь: Фею, Рею, Фебу и Тефию. После родились страшные Киклопы-монстры с одним глазом: Бронт, Стероп и Арг. Последними были сторукие гиганты: Котт, Бриарей и Гиес.
Уран испугался своих детей, поэтому замыслил страшное злодейство. Он начал прятать их в земле, чтобы они ему не мешали. Тогда титан Кронос возмутился и поднял бунт против своего отца. Когда Уран возлёг рядом с Геей «пылая любовным желанием» Кронос схватил его детородный орган и отсёк его серпом. Из крови, которая упала на землю появились страшные Эринии-мстительницы, которые карают за нарушение гентильных порядков, а также Мелии-древесные нимфы. Сам же член упал в Понт и из его пены родилась богиня любви-Афродита-Венера в римском варианте.
После ухода Урана последовало второе поколение богов, среди которых были известные всем олимпийцы. Не лишним будет добавить, что слово Олимп не всегда обозначало конкретную гору в Греции. Этим словом греки обозначали вообще все горы, которые доходили до неба и где, по их мнению, обитали боги. Олимп – это абстрактное понятие, а не конкретное место. Боги олимпийцы – это дети Титана Кроноса и богини Реи, которые в отличии от детей Геи и Урана были более идеальны в представлении древних. Титаны имеют двоякую природу неба и земли, где земля является отражением материи, то есть низшего содержания, в то время как отец-небо, представляет собой природу возвышенного, идеального. Олимпийцы же, являясь вторым поколением имеют гораздо меньшее отношение к хтонической природе, то есть они более совершены. Во время своего восстания, о котором будет говорено позже, их бабушка-Гея-Земля возмутиться и поднимется против них, что говорит о конфликте сил земли-старины и сил божества.
После победы над отцом и появления своих собственных детей Кронос для того, чтобы не повторить судьбу отца решится начать уничтожение своих детей. Но если Уран прятал их в земле, то Кронос решится на более радикальные меры. Она начнёт пожирать своих собственных детей. Им были пожраны почти все, кроме одного. Его Рея спрятала далеко на острове Крит, а Кроносу скормила камень в пелёнках. Когда выживший ребёнок возмужал он бросил вызов своему отцу и заставил его вырыгнуть всех пожранных им детей. Это дитё звали Зевс. После своей победы он заточил своего отца в Тартар и стал во главе пантеона богов. Возмущённая мать Кроноса-Гея подняла мятеж против богов-олимпийцев. Порождения Геи начал кидать на Олимп огромные каменные глыбы, чтобы уничтожить детей Кроноса. В ответ Зевс заключил договор с киклопами, и они соорудили ему молнии-оружие, которым были побеждены Титаны. С тех пор Олимп принадлежит богам.
Стоит ли говорить, что теогония – это не просто выдумка, какого-то грека-поэта, а самая настоящая история человечества, изображённая в художественной форме. Из истории богов мы узнаём, как человек мыслил, какие отношения господствовали и, что самое главное, как проходит процесс смены одного мышления другим. Разобранная выше история является полным пересказом работы знаменитого греческого поэта Гесиода. Возможно, кому-то покажется странным, что мы разбираем греческий труд о происхождении богов в исследовании посвящённому римской истории, однако никакого противоречия в этом нет. Греки, как и римляне, являются членами индоевропейской семьи, которая, судя по всему, имела очень схожие представления о богах, но по степени разделения на различные ветви происходил процесс схожий с процессом разделения единого индоевропейского языка на различные ветви. Форма, в которой изображалась единая некогда вера начала разниться. Римляне, как и греки сохранили культ поклонения огня, молнии, рекам, но этот культ приобрел италико-этрусскую форму. Как уже выше было говорено Рим долгое время находился в культурной сфере этрусского государства и заимствовал очень много из него. Пожалуй, пример Рима очень наглядно демонстрирует разницу между формой и содержанием. Этрусски, судя по всему, индоевропейцами не были, в связи с чем их культ никак не мог быть навязан римлянам, так как в корне отличался с их представлениями, историей, да и просто взглядом на мир. Но форма, то есть способ изображения действительности был перенят очень даже. Чего только стоит одна Капитолийская волчица, которая была выполнена очень в этрусском духе, но передавала, вполне италийский миф.
§4. Зачатки римской религии
Мы разобрали полную историю происхождения богов и их отношения друг с другом. Теперь необходимо пояснить, как появление культа богов перешло в италийскую религиозную форму.
К сожалению, нам мало что известно об раннем состоянии римской религии. Из римских источников мы подчёркиваем обрядовую систему древних римлян, древнеримских богов и прочее, но те материалы, которые составляли самую настоящую душу римского народа мы едва ли сможем зафиксировать. Речь идёт об народных, деревенских представлениях об богах. По степени перехода римской цивилизации из состояния нации в мир римская культура становилась всё более элинизированной, а значит те важные первоначала обретали совсем другую форму. Возможно, когда этрусский язык будет расшифрован нам откроются тёмные завесы древнеиталийского культа, но пока этого не произошло.
Самыми главными италийскими божествами были Марс, Квирин и Юпитер. Определить какую функцию каждый из них исполняет едва ли возможно. Сегодня, когда мы имеем чёткое представление о том, что такое римская религия мы с уверенностью можем сказать, что Марс-бог войны, Юпитер-всевышний бог, Квирин-двойник Марса, вошедший к богам царь Ромул. Но если бы мы попытались поговорить с древними римлянами, то удивились как примитивно понимаем культ этих богов. Марс был страшным богом, но далеко не самым воинственным. В его функции входило покровительство общине в самом распространённом смысле. Он являлся охранителем гентильных порядков, защитником закона и общины. Свой Марс был у каждой италийской общины, возможно даже имел своё имя или эпитет. Люди той эпохи очень трепетно относились к своим именам, потому что придавали ему большую сакральную значимость, поэтому предпочитали не говорить имя своего бога-покровителя членам других общин. Животными, с которыми ассоциировался Марс были дятел и волк. В легенде об Ромуле и Реме эти двое кормят маленьких героев, когда они пристают к берегу Тибра. Из этой же легенды мы можем вынести ещё одну забавную особенность: если мы признаем, что легенда об Ромуле и Реме имеет этрусское происхождение, что весьма обосновано, учитывая тот факт, что культ волка и само слово Romul-этрусского происхождения, то прослеживается ещё более древняя форма, в которой он и вовсе является либо женщиной, либо гермафродитом. Такой вывод происходит из того, что для древних религий у божеств отсутствует какой-либо пол. Например: верховное божество Этруссков-Вольтумна-гермафродит. Во время победы христианства Люцифер, как воплощение старых языческих порядков изображался с женскими и мужскими половыми членами. Дополнительную вескость этому положению приносит тот факт, что у этрусков очень долго продолжалась матриархальная культурная инерция. Древние обращали внимание, что этруские женщины ведут во многом развязный образ жизни. Однако тогда ещё более напрашивается вывод, что за всем известной историей Ромула и Рема, кроется пралегенда, потому что оригинальная легенда изобилует как новоделом, где Марс пристаёт как чисто мужское божество, что проявляется в изнасиловании Реи и появлению мужского члена из огня, и одновременно как божество женское-неопределённое. Вполне возможно, что, если отбросить все самые явные художественные доделки нам откроется совершенно другая история.
С Марсом связан очень интересный обряд, который практиковали почти все италийские народы-ver sacrum. Когда община не могла прокормить всех своих членов старейшины принимали решение выгнать несколько девушек и юношей. Для их защиты жрецы приносили в жертву Марсу то животное, которое особенно почиталось в их среде. Его отправляли впереди детей, и они шли за ним, пока оно не остановится. На этом месте им приходилось обживаться и строить новое общество. Такой обычай позволял италийцам очень быстро распространиться по всему Аппенинскому полуострову и, что самое главное, подчинить себе автохтонное население. (при редакции этот абзац можно убрать).
Вторым по значимости богом был великий Юпитер. Важно отметить, что бог громовержец встречается во всех индоевропейских культах. У германцев это был славный бог Тор, у славян-Перун, у греков-Зевс. Юпитер относится также к этой плеяде богов-громовержцев. К нему относились с большим почётом, его именем клялись и сильно его уважали. Правда и здесь прослеживается социальный характер культа. Так как Юпитер воплощало мужское начало его более всего почитали отцы-воины-патриции, которые создадут его культ на Капитолийской горе. Плебеи, судя по всему, относились к нему либо равнодушно, либо с пренебрежение. Юпитер-это государственный культ, а не народный. Юпитер владел молниями, которые бросал на своих обидчиков. Римляне почитали такие места, куда Юпитер ударит молнией. Они огораживались и становились местом для поклонения божеству. Его животным считался орёл, что ещё больше сближает его с греческим Зевсом. Считалось, что через эту птицу Бог доводит до людей свои мысли и потребности.
Квирин из всех разобранных богов самый свежий. Он считается сабинским богом, которые принесли его во время заселения Квиринальского холма. Само слово Квирин происходит от Quiris, что означает копьё, дословно его имя можно перевести как «копьеносец». Изначально он был представлен, как и Марс, богом войны, но позже был ассоциирован с божественным Ромулом, который во время своего вознесения на небо назвался его именем. Также как и Марс и Юпитер Квирин считается богом-покровителем римлян. Его почитали на государственном уровне и даже отвели особый праздник 17 февраля-Квириналии. По его имени римляне называли себя квиринами.
Эти три бога составляют так называемую «древнюю триаду», то есть главных божеств до-городского периода. Но это не значит, что они были единственными божествами. Вообще римское божественное полотно очень обширно, помимо главных божеств есть ещё и рядовые, которые в отличии от Марса, Юпитера, Квирина живут с людьми и среди людей. Самым известным из них является Фавн. Если верить римским источникам, то этот бог был завезён вместе с Эвандром в Италию. Однако это едва ли возможно. Фавн был известен италикам ещё задолго до их знакомства с греческой культурой. Ему был посвящён известный праздник луперкалий, когда молодые люди встречались у пещер Леперкал, что у Палатинского, где согласно преданию, были вскормлены Ромул и Рем, а также убит Какус, и приносят в жертву козла. Затем прикрывают бедра шкурой козла в подражание богу и бегают по городу обнажённые стегая девушек ремнями из козлиной шкуры, а девушки не отворачиваются от ударов, т.к. верят, что они облегчают роды. Слово Луперкалии происходит от имени бога Луперка, как раньше называли Фавна. Во многом и тут прослеживается древнеиталийский культ волка, который на латыни будет lupus. Это неудивительно, так как волк во все времена ассоциировался с пастушеской деятельностью, он охранял скот и помогал отбиваться от врагов. Фавн – это пастушеское божество, его греческим аналогом является бог Пан. Он отвечает за защиту скота, его плодовитость. Примечательно, что в Древнем Риме он был одним из самых почитаемых богов и, в то же время, с ним придумывали больше всех анекдотов. Один из них гласит, что однажды Геракл шёл вместе со своей госпожой Омфалой. Тогда их увидел Фавн и воспылал страстью к девушке. Они пошли в пещеру, где, напившись решили переодеться. Геракл надел платье Омфалы, а Омфала львиную шкуру Геракла. Когда под ночь они уснули, похотливый Фавн забрался в пещеру и попытался найти свою возлюбленную. Когда он нащупал своей рукой платье он начал пытаться раздеть жертву, но тут же был повален Гераклом. Проснувшись, все кто был в пещере застали Фавна в неприглядном виде и подняли его на смех. Обиженный бог убежал из пещеры. С этих пор луперки обязаны бегать обнажёнными по городу во время праздника посвящённых Фавну. Такого рода анекдоты, говорят, что Фавн был относительно старым божеством. Выше мы уже определили, что чем божество ближе к «земле», тем менее его почитают. Скорее всего Фавн и раньше был рядовым божком, который вошёл в историю Рима скорее, как бесёнок или дьяволенок, чем серьёзное божество, поэтому его почитали также как, как русские крестьяне почитали домового и овинника.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.