Полная версия
История Римского Государства: Политика Религия Война
В Риме проституция всячески порицалась и входила в состояние низших. Проституток, как и актеров, как и торгашей называли эрариям, то есть отбросами общества. При этом, забавное противоречие, за проститутками закрепилась религиозная миссия каждое первое апреля они омывали памятник Венере-богине любви. Как возможно, чтобы в цивильном обществе, где есть чёткий, новый, благородный образ женщины-матери, который поддерживается на религиозном уровне, существовал такой же религиозный допуск до святынь и представителей вредителей общества.
Из ближайших соседей Рима, где ещё более чётко сохранился матриархат, но в культурном контексте надо выделить знаменитых Этруссков. Древние греки, как и римляне отмечали развязность этрусских женщин, которые могли сидеть за одним столом с мужчинами, вести диалог на равных и даже имели возможность высмеивать своих мужей. Для греков, женщины которых не могли выйти из дома без сопровождения мужчины это казалось дикостью. В тоже время мы находим, что в религии Этруссков существовало 12 богов-советников, которые сообща вели дела всей божественной общины, 6 из которых были женщинами. 3 великих бога-Тиния, Уна, Минерва- Уна и Минерва-женщины. Если мы соглашаемся с тем, что мифология и космогония древних во многом является также отражением реальных человеческих отношений, то мы вынуждены констатировать тот факт, что у этруссков существовал период, когда женщины имели не только возможность вести себя распутно, но даже вступать в реальное управление общиной. Однако говоря об городской эпохе туссков мы должны отметить, что скорее всего там уже был утвердившийся патриархат. Храм богини любви Туран, несмотря на богатое украшение и явное почитание стоял вне городской черты, то есть не в центре внимания общества, а значит не представлял интереса для города.
§4 Рабовладение
Италийская рабовладельческая форма интересна не только тем, что в отличии от греческой первоначально она имела исключительно товарный характер, но также и тем, что рабовладельческие отношения, как самые явные и прогрессивные для того времени собственнические отношения оставили огромный опечаток на всю систему римского права, которое работает до сих пор.
Выше мы уже определили, что делает возможным возникновение рабства. Племена пастухов, которые обрели окончательную независимость от оков природы стали себе эту природу подчинять. Под понятие «природа» понимаются также и общества на низшей ступени развития. Таким образом мы имеем дело с самой первобытной формой рабства, которую не все исследователи рабством называют. Упрощённо её следует называть «коллективное рабовладение», когда одно общество, подчиняет себе другое общество, а не отдельных её членов. Тут важно условиться о том, что правильно называть «рабом». Мы уже определили, что в условиях первобытного общества первостепенную значимость играет отношение человека к своей общине. Для индивида этой эпохи всё человечество – это его небольшая семья в которой он живёт и которой вынужден подчиняться, всё что к этой семье не относится является чужим, животным, хаотичным. Соответственно человек вне общества, человеком не считается. Это животное, которое можно и нужно подчинить себе. Как животное он не обладает никаким имуществом, никакими правами и уж тем более какой-либо свободой. Священной миссией человека является подчинением себе животное, соответственно раб – это человек вне общества, вне семьи. В рамках римского права раб не мог завести себе семью. Союз раба и рабыни называли конкубинат, то есть совместное проживание. Их жизнь, их честь и их дети становились собственностью их хозяина. Но такая радикальная форма рабства возникла разительно позже в городскую эпоху. До этого имеет смысл изучить другую стадию рабства-коллективную.
Коллективная форма рабства присутствовала в той или иной степени практически у всех народов. В Греции она в более наглядной форме сохранилась в Великой Спарте. Некогда племена дорийцев вторглись на территорию Пелапонесса, где в то время проживали племена илотов-автохтонное население. Дорийцы подчинили их себе и заставляли постоянно платить им дань. Жизнь илотов зависела от политики спартиатов, которые самым худшим образом относились к своим рабам. Известен обычай криптий, когда юные спартиаты, вооружаясь маленькими мечами убивали самых сильных из илотов. При этом называть илотов рабами в том смысле, что они были в безвольном положении также неверно. У них была своя земля, которой они имели полное право пользоваться так как они пожелают. То, что делало их рабами – это отношение к спартиатам, которым они должны были платить постоянную дань. Некоторая форма коллективного рабовладения была и в нашей стране. Когда князь Игорь ехал к древлянам собирать дань, он делал это по тому же праву, что и спартанцы по отношению к илотам. Такая же форма рабовладения известна и в Китае, и в Индии, и во всей Европе. В Италии она также существовала.
Самые первые зачатки рабовладения появились на Юге Италии в рамках культуры Кастеллучо, здесь оно было активно сопряжено с развитием скотоводства. Исследователи обнаружили здесь монументальные сооружения из камня, которые скорее всего были созданы с использованием рабского труда. Здесь же начинает активно формироваться городская жизнь, которая в процессе создаст благоприятные условия для развития рабства в общечеловеческом масштабе, то есть в самой своей гнусной форме.
Вторым очагом развития рабства на территории Италии является её север, в точнее территория, на которой распространилась культура Вилланова. Здесь исследователи до сих пор находят разницу между захоронениями этрусков-отцов и подчинённых им народов. Захоронения этруссков отличаются пышностью, изыском. Рядом с умершим обязательно будет оружие, изображение его смерти. Захоронения же рабов – это братские могилы. Как правило мужчин хоронили также как и женщин без разбора. Проводится чёткое различие между мужчиной-воином, который получает все атрибуты, которые полагаются мужчине и мужчины-земледельца, который приравнивается к женщине.
Развитие города только усугубило разницу между господином и рабом. Если раньше человек сохранялся как человек и просто входил в общество на определённых отношениях, то город, как место, где человеческие отношения строятся не на родовом, а на территориальном единстве уничтожает человека-вне-общества и превращает его в ничто. Знакомство этруссков с греками привело к тому, что тусски начали проводить грабительские рейды в дикие племена с целью захвата автохтонного населения и продажи его грекам в рабство. Вполне возможно, что этрусская городская культура к тому времени ещё не была так сильно развита, чтобы у них был интерес иметь своих рабов, поэтому они ограничивались исключительно продажей дикарей. Примечательно, что мы едва ли где найдём образ этрусска-торговца, зато практически везде наблюдаем торговца грека или пунна, что наталкивает нас на мысль, что этрусски не имели доступа к внешнему рынку. Однако торговля с Грецией привела к тому, что этрусски очень быстро вошли в клуб «цивилизованных» государств и как подобает цивилизации начали проводят колониальную политику с целью захвата большего числа рабов. Вполне возможно преследуя проэллинские цели, они вторглись на территорию кампании, где попытались провести захват самнитов. Там они основали город Кумы. К сожалению для туссков экспансия оказалась неудачной и город был захвачен. С тех пор в Средней Италии существовал город этрусской ориентации, с греческой культурой и смешанным населением туссков и самнитов.
На территории Лация была похожая ситуация. Тит Ливий в своей известной работе «История Рима» обозначает, что патрициями, то есть господствующим сословием в римском обществе правильно называть тех, кто может называть своего отца. Здесь необходимо надо обратиться к предыдущей теме, которую мы разбирали. Скорее всего в эпоху бронзового века, италийские пастухи вторглись на территорию Лация и захватили жившее здесь ранее население сведя его до уровня своих крепостных, то есть провели достигли стадия «коллективного рабства». Население это они пренебрежительно называли plebеs. Как и у илотов у них была своя доля свободы. Они имели право проповедовать культ своих богов, иметь свою земли и растить своих детей, но часть своего продукта они должны были отдавать патрициям. Также в обязанности плебеев вошло участие в завоевательных походах, но на правах легкой пехоты. Они не имели доступа к высшей военной власти, не имели права командовать и вести независимую от патрициев политику. В армии они назывались велиты, от латинского velox-быстрый, потому что из-за лёгкого снаряжения они могли быстро передвигаться. Их задачей было застреливать врага лёгкими дротиками с расстояния. Важного значения в битвах они не принимали.
Скорее всего у захваченного населения существовали ещё очень сильные матриархальные установки. Прослеживается это не только в захоронениях, где мужчину-земледельца и женщину хоронили одинаково, но и в культе Цереры, которая считалась богиней, которая покровительствует исключительно плебеям. В норме римского права также сохранился закон, по которому если свободная женщина родит от раба, то ребёнок обязательно переходит в род матери.
§5 Определение армии
Армии, в ту эпоху о которой мы говорим, ещё не было. Такое определение вооруженных людей, подчиняющихся генеральному штабу, появится значительно позже, уже в городскую эпоху. Определить какие-то зарождающееся армейские тенденции в эру первобытного человека практически невозможно. К оружию имел доступ каждый человек кто его себе сделает, социального разделения на высший класс и низший ещё не существовало, табу на оружие не было, также как и разделение на имеющих право носить оружие и не имеющих. Такое разделение появится значительно позже с приходом государства.
Самым первым и важным открытием, которое совершает человек в первобытную эпоху – это отделение себя от сил природы. Фактически это означает получение сознания. Человек позиционирует себя, как нечто живущее обособленно от остального живого хаоса. Более того он начинает бояться того времени, когда был частью этого самого хаоса. В греческой и римской мифологии есть чёткое состояние, когда человек возвращается в ту эпоху неопределённости всего и вся-безумие. Человек безумный считался человеком деградировавшим, перешедшим из состояния порядка, с которым ассоциируется человек и всё что человек создал с бесконечными силами природы. Окружающий мир мыслился бесконечным, живым, а самое главное не несущим недвижимым. Человеческое общество в таком мире представляет оппозицию хаосу, не зря древние римляне называли черту города-померием, то есть священной границей отделяющей остальной мир, от города.
Примечательно, что в таких условиях человек также мог стать частью живой природы-хаоса. Происходило это, в первую очередь, в эпоху земледелия и зарождения родовых отношений. Человеком мыслился, в первую очередь, исходя из родового и культурного отношения. То если два человека являются членами одного рода, то между ними возможны отношения «жизни и смерти»: если кто-то убьет тебя, я отомщу, если кто-то убьет меня, ты отмстишь. Между членами разных родов, но единой культурной среды возможны исключительно культурные отношения, выражающееся в военных союзах, торговле, обмене, женитьбы и т.д. Между людьми не имеющих родовых связей и разной культурной среды никакого отношения быть не может. Они видят в друг друге антропоморфных зверей и либо уничтожают, либо не вступают ни в какие отношения. В русском языке есть хорошее слово – «немец». Раньше оно обозначало каждого иностранца и происходило от слова «немой». Причем немой не в прямом смысле, а в значении «не говорящий по-русски». Таким образом проводилась чёткая граница: тот, кто говорит на моём языке-говорит, кто не говорит на моём языке-молчит. Конечно, едва возможно, чтобы русский человек считал иностранцев за нелюдей (хотя этого нельзя исключать), но если рассматривать человека первобытного, то так и было.
Большая часть воин на этом и была завязана. Армия того типа – это вооружённые члены одного рода, которые защищают свою родовую общность. Человек не мыслил себя отдельно от семьи. Он был структурной частью одного большого организма, винтиком в сложной машине. Поэтому, когда какой-то член рода умирал, то к этому относились достаточно спокойно, настоящей смертью считалась гибель целого рода.
О какой-либо организации в ту эпоху говорить не приходиться. Люди из одного посёлка собирались в кучу и шли на соседний посёлок. Из оружия были камни, ветки и какие-то ещё примитивные орудия. Так как люди были из одной культурной среды, то больший расчёт проводился на возможность договориться, а оружие брали скорее для казни, чем для защиты и нападения. Если стороны договаривались, то провинившийся род предоставлял членам обиженного рода члена-обидчика. Дальше разговор был короткий-казнь. Очень верным определением права той эпохи считается «кровный закон». Он действительно был основан на крови, причём как в прямом, так и переносном значении. Если между сторонами не было договора, то шла война не на жизнь, а на смерть. В общей культурной среде, где все члены друг друга знали такие ситуации происходили редко. Общества, основанные на родовых порядках, стремились уважать закон крови и подчиняться ему. Если человек не выходил за его рамки, то он больше не считался членом общества. Процесс передачи преступника от членов одного рода другому означает переход его от человека до опасного зверя, то есть он фактически уходит из общества. Если род ставит целью защиту провинившегося родственника, то он сам позиционирует себя, как неспособного жить в обществе и фактически не существует. Даже если ему удастся спастись от «вендетты», он больше не может рассчитывать на мирную жизнь. Никто не захочет иметь с ним дело.
§6 Зарождение армейского института: кавалерия.
Выше мы разобрали что такое военная организация гентильного типа, где определяющим звеном является род и всё крутится вокруг него. Но как изменилась война и вооружённый человек с переходом от земледелия к пастушеству?
С появлением первых пастушеских племён армия появилась. Если в эпоху родового строя армейский институт был в том зачатке, когда имел сугубо милицейскую функцию, защиту рода и «законов крови», то с переходом к пастушеству армия обрела функцию нападения. Причем нападение совершалось как правило не с целью мести, а в грабительских целях. Более развитые племена смотрели на отсталые, как на часть хаоса, иррациональных сил природы, а значит не видели ничего плохого в их подчинении, что заложило основу рабовладельческого, а позже и феодального общества.
Если отправной точкой военной организации гентильного типа был род, то в основе армии стоит человек. Принадлежность к обществу определяется не по роду, а по культурной общности. Пастушеские племена, часто вели кочевнический образ жизни, в условиях которого какая либо, государственная организация делается невозможной, а значит война ограничивалась порабощением местного населения и ограблением крупных городов и посёлков. В конце 3-его тысячелетия пастушеские племена индоевропейцев с севера вторглись на территорию Италии и подчинили себе всё автохтонное население. Пройдя по всей Италии они осели в разных её участках. Местом своих стоянок они выбирали возвышенности. В распоряжении иностранцев была вся Италия, которая изобилует холмами и полями для выпаса скота. Пастухи оседали на вершинах. Строили свои хижины, шалаши. Спали они вместе с животными, а днём выводили его пастись вниз. Когда на скот кто-то нападал они выбегали с вершин и отражали атаку. Их посёлки в будущем станут городами.
Примечательно, что везде, где описывают нашествие пастухов обращают внимание на их множественность. Для гентильной организации характерен радикальный партикуляризм. Человек не выходит за рамки своей семьи, живёт в ней, говорит в ней, существует в ней. Какой-либо контакт с иноземцами совершает только старший член рода, который от лица своего семейства вступает в отношения с диким миром. В зависимости от решения старца тот или иной член рода может быть изгнан или убит, а также выйти замуж или жениться. Старцы отвечали ещё и за союз между родами. Примечательно, но традиция сватовства никуда не делась. Более того, она до сих достаточно серьёзно закреплена в странах Средней Азии.
Постепенно за счёт многочисленных родовых союзов устанавливается новый тип общности-племя, которое организованно по принципу союза разных родов. На смену племени приходит народность, когда родовые различия настолько смешались, что наиболее определённой родовой структурой является семья, то есть мать, отец, сын, дочка и ближайшие родственники. Армия строится на основе племени, государство на основе народности.
Как мы определили выше для армии характерна не только оборонительная, но и наступательная функция. Для реализации последней необходимы условия в которых человек не привязан к одному месту, а может выживать кочуя, свободно меняя своё местоположение. Читая историков древнего мира, которые описывают нашествия галлов невозможно не обратить внимание на то, с какой легкостью они переходят из места в место. Во время первого нашествия гальских племён в Рим, когда им удалось захватить город, но не взять Капитолий. Они с легкостью покинули территорию Лация, когда пропала необходимость в осаде и перешли в другую часть земли. Такое действие было бы невозможно, если бы у них не было запасов еды, воды и прочего. Но для пастушеских племён вроде галлов это не было проблемой. Всё что им было необходимо шло вместе с ними – это быки, коровы, козы свиньи, которых они использовали как ходячий актив. В случае если чего-то не хватало, пастухи могли поживиться этим за счёт грабежей чьих-то стоянок или городов. Примечательно, что для римлян галлы считались страшными варварами с дикими обычаями, при этом сами римляне в архаичную эпоху ничем от них не отличались.
Типичный воин пастушеского типа – это вооружённый наездник на лошади. Кавалерия составляет основной костяк и мощь нового типа войска. Известно, что даже в период относительной государственности кавалерия всё равно составляла важнейшую структурную единицу. Во время битвы при Регильском озере, которая произошла после славной революции государства, огромное значение в победу римского войска сыграла именно кавалерия. Из наездников формируется будущая аристократия, которая будет направлять и вести войска. Правда появиться это уже тогда, когда лошадь потеряет своё прогрессивное значение и начнётся инфантризация армии, то есть переход к пехотному типу.
Глава 3
Религия
§1 Миф
Пока говорить о религии ещё рано. Религия появится значительно позже с появлением и развитием города. Пока общество не вошло в такое состояние ему предшествует культ, то есть такое состояние, когда человек уже достаточно осел и подчинил себе природу, чтобы отличать себя от неё, но недостаточно, чтобы быть от неё независимым. В то же время культу предшествует миф, который мы сейчас разберём.
Что такое миф? В переводе с греческого миф означает слово. Ни для кого не секрет, что одной из самых великих революций в истории человечества является момент, когда первый человек заговорил. Пускай этот разговор был мычанием, рыком, писком, да чем угодно, важно тут то, что впервые возникло культурное отражение человеческого сознания. Возможность говорить – это в первую очередь возможность давать всему своё имя, возможность приказывать и подчиняться. Для человека это стало единственной возможностью отличать живое от мёртвого, человека от животного. Первое что сделал Адам, когда появился в мире – это начал давать всем имена. Через это он утверждал свою власть над миром, который ему подарил Бог. Когда Аристотель в своём труде «Политика» обозначал кто такой раб, он писал, что это орудие, которое умеет говорить. То есть для Древних греков важной отличительной чертой определяющее человека является речь, отсюда и слово миф.
Уже в наше время многие путают, что такое миф и мифология. Миф – это состояние общества, при котором человек фактически вышел из своего естественного состояния, но культурно ещё пребывает в нём, а мифология – это культурно выраженный мир человека мифической эпохи. Само слово мифология происходит от μύθος-то есть, миф, слово и λόγος-логос, знание, то есть знание о мифическом мире. Мы уже разбирали в чём разница между сказкой и легендой, тут важно будет уточнить, в чём разница между легендой и мифом. Если легенда является фактическим пересказом реальности, то миф – это непосредственная реальность во всей своей прямоте. В отличии от легенды для передачи мифа не нужны слова (как бы это парадоксально не звучало) или какая-то особая форма изложения, миф является состоянием общества, а не его культурной надстройкой.
К сожалению, мы не можем залезть в голову человека первобытной эпохи, чтобы более подробно изучить миф, поэтому единственным источником, который поможет нам охватить столь сложный и, без сомнения глубокий материал является мифология.
§2 Развития различных форм мифа
Выше мы определили миф, как фактическое отделение человека от естественной среды обитания, но его культурное пребывание в условиях природы. Это определение следует рассмотреть более подробно. Каждому фактическому человеческому состоянию соответствует культурная надстройка, которая является сигматическим отражением объективной реальности. То есть человек пребывающей в определённых реальных условиях имеет представления только исходя из этих условий. Однако, когда эти самые условия меняются представления остаются и сосуществуют вместе с новыми фактическими условиями и эти новые фактические условия рассматриваются уже через призму старой культурной надстройки, пока не создадут свою. Это явление называется культурной инерцией. В разных условиях она проходит с разной интенсивностью. Для античной эпохи, в которой технический прогресс не имел тех темпов развития по сравнению с сегодняшним, она проистекала крайне медленно, а то и вообще застывала надолго. Относительно мифических представлений это работает точно также. Когда человек был дик как животное и не умел отличить себя от окружающей среды, то есть был абсолютно пассивен как и силы природы его дикарские представления выраженные в определённой безмолвной, исключительно чувственной, но не осмысленной форме создали определённую вселенную связанную исключительно с эстетической, то есть чувственной реальностью. Запах, вид, вкус, всё это обобщается до одного. Когда человек стал существом осмысленным и попытался дать обозначение своим диким представлениям он создал чудовищ. Тех самых чудовищ, которых мы находим в древнегреческой и древнеримской мифологии-драконы, сирены, циклопы и прочее. Такой период мифа называется-хтоническим, то есть «порождённым землёй».
Переход от монстров к богам сопровождался периодом оборотничества, когда человек одновременно составляет часть природного и, в тоже время не природного царства. Характерны истории про превращение человека в зверя, цветок или какую-угодно другую пассивную часть мира. Например, у Овидия передаётся рассказ, про самого первого оборотня-царя Ликаона, который превратился в волка в наказание за то, что пытался обмануть богов подав им на обед человеческое мясо. У того же Овидия мы находим рассказ про героя Нарцисса, который был так прекрасен, что отверг любовь нимфы Эхо, которая прокляла его и завещала, чтобы он полюбил сам себя. Так и случилось. Увидев однажды себя в отражении, Нарцисс не может расстаться со своим отражением и умирает. Его прекрасный труп находят нимфы Наяды и превращают в прекрасный цветок. Примечательно, что в периоде оборотничества наблюдается нелюбовь древних к хтоническому периоду. Новая человеческая мораль отвергает прошлые представления и всячески их демонизирует. Большая часть метаморфоз связанных с переходом от человека в животное связана как правило с наказанием или проклятием. Тут важно не перепутать, когда в животное превращается человек, а когда бог. Зевс, который превращается в быка для похищения Европы использует свою способность и делает это потому, что он бог, человек же испытывает внешнее влияние, отчего и страдает. Оборотень – это не тот, кто обладает способностью превращаться, а тот, кто вынужден превратится.
Следующим этапом отделения человека от сил природы является-фетишизм. Фетиш – это неодушевлённая вещь, наделённая сверхъестественными признаками. Фетишом может считаться всё что угодно: зуб убитого зверя, дубинка, которой забили преступника, оружие или одежда. Важность этого этапа заключается в том, что человек уже практически полностью освободился от окружающей среды. Предыдущие хтонические представления существуют уже не в фактическом, но в культурном смысле, как пройденный этап. Человек начинает в них верить, а не наблюдать. Фетиш же является неотъемлемой частью человеческого существа. Его надевают, берегут, носят с собой и используют, как правило, исключительно в религиозных целях (здесь слово религия уже уместно). Человек воспринимает неодушевлённый предмет как своё «я», вносит в него значение своей жизни.