bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
13 из 14

27

Путь к слову. С. 43.

28

Пришвин о Розанове. С. 163.

29

Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 19.

30

Блок А. А. Собр. соч.: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 621.

31

Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 18–19.

32

Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 20.

33

Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 20.

34

Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 20.

35

Пришвин о Розанове. С. 162.

36

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 274.

37

Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. 1918–1919. М., 1994. С. 365.

38

Вот что Розанов писал в автобиографии в 1890 году: «…через год я окончил курс в университете (Розанов окончил университет в 1882 году, это факт установленный. – А. В.) и, хотя был далек от мыслей об учительстве, самою жизнью был толкнут, как поезд по рельсам, – на обычную дорогу учительства. (…) Когда прошло пять лет, я попросил, чтобы меня перевели из Брянска, так как жизнь моя там была очень несчастлива, и мне хотелось забыть ее или, вернее, в новом городе и людях найти рассеяние от того, что я там испытал. Меня перевели в Елец той же губернии. Здесь живу я 3-й год…» (Розанов В. В. О себе и жизни своей. М., 1990. С. 691). А вот примечание составителя к этой записи: «Летом 1886 года Аполлинария Прокофьевна (Суслова, первая жена Розанова. – А. В.) оставила Розанова, и он, глубоко переживая ее уход, перевелся в 1887 году в Елец» (Там же. С. 806).

39

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 569.

40

Налепин А. Л. Книга – это быть вместе // В кн.: Розанов В. В. Сочинения. М., 1990. С. 8.

41

Курбатов В. Михаил Пришвин. М., 1986. С. 13.

42

Розанов В. В. Указ. соч. С. 114.

43

Розанов В. В. Указ. соч. С. 71.

44

Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 45.

45

Розанов В. В. Указ. соч. С. 15.

46

Пришвин о Розанове. С. 198.

47

Пришвин о Розанове. С. 167.

48

Дворцова Н. П. Творческий путь М. М. Пришвина и русская литература начала XX века. Дисс. на соиск. уч. степ. доктора филол. наук. М., 1994.

49

Пришвин о Розанове. С. 174.

50

Замечательно, что уже в наше время известный критик И. А. Дедков, прочитав «Кащееву цепь», записал в своем дневнике: «Чтение «Кощеевой цепи» (так у Дедкова. – А. В.) Пришвина доставляет большое удовольствие; несомненна выработанность и устойчивость стиля, хотя это из ранних (не по возрасту) вещей; интересны типы, нравы, разговоры; несмотря ни на что вызывает расположение Козел (Розанов), или накладывается сегодняшнее знание и уважение к его писательству?» (Новый мир. 2000. < 11. С. 151).

51

В самом конце жизни Пришвин о том же самом скажет совсем иначе: «Зачем я так неверно писал о падении Курымушки в публичном доме? Я писал о том, как бывает, если не удастся пасть. Но я помню этот восторг, когда удалось!» (21.7.1951) Ср. также у Ремизова в «Кукхе»: «Розанов говорил: когда он первый раз это сделал (…) так на другой день с утра он песни пел» (Ремизов А. М. Кукха. Розановы письма. – Царевна Мымра. Тула, 1992. С. 23).

52

Пришвин о Розанове. С. 198.

53

Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 29.3.1929.

54

Замошкин Н. И. Творчество Михаила Пришвина // Печать и революция. 1925. Кн. 8. С. 126.

55

Мамонтов О. Н. Новые материалы к биографии М. М. Пришвина // Русская литература. 1986. № 2. С. 177.

56

Хотя любопытно, что позднее Пришвин находил в своей неспособности к обучению некий позитивный смысл: «И вот как чудо: многое доставляет теперь счастье потому, что в школу не проходил и вообще скверно учился» (Архив В. Д. Пришвиной. Дневники М. М. Пришвина. 17.4.1926).

57

Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 366.

58

Курбатов В. Я. Указ. соч. С. 13.

59

Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 22.

60

Цит. по: Николюкин А. П. Розанов. М., 2001. С. 418.

61

Розанов В. В. Указ. соч. С. 55.

62

Пришвин о Розанове. С. 163.

63

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 631.

64

Цит. по: Розанов В. В. Указ. соч. С. 736.

65

Путь к слову. С. 47.

66

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 274–275.

67

Пришвин о Розанове. С. 200.

68

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 460.

69

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 543.

70

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 545.

71

Пришвин о Розанове. С. 164.

72

Пришвин о Розанове. С. 206.

73

Пришвин о Розанове. С. 211.

74

Пришвин о Розанове. С. 181.

75

Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 155.

76

Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 39.

77

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 98.

78

Пришвин о Розанове. С. 217.

79

Пришвин о Розанове. С. 185.

80

Иванов-Разумник Р. В. Великий Пан // Творчество и критика. Пг., 1922. С. 45–46.

81

Пришвин М. М., Пришвина В. Д. Мы с тобой. Дневник любви. М., 1996. С. 279.

82

Старорусского (а затем новгородского) протоиерея А. П. Устьинского Розанов необыкновенно высоко ценил: «Как я люблю его, и непрерывно люблю, этого мудрейшего священника наших дней, – со словом твердым, железным, с мыслью прямой и ясной» (Розанов В. В. О себе и жизни своей. С. 43). Пришвин же написал о нем рассказ «Отец Спиридон».

83

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 119.

84

Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 179.

85

Мы с тобой. С. 57.

86

Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 109.

87

И сегодня именно благодаря плану, сделанному Пришвиным, мы знаем, где находится могила Розанова.

88

Теперь этот стол украшает экспозицию Орловского государственного литературного музея.

89

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 591.

90

Поразительна любовь Пришвина к этому неопределеннейшему из всех русских местоимений. В 1933 году в статье «Мой очерк» с подзаголовком «биографический анализ» он напишет: «Начиная от своего первого очерка «В краю непуганых птиц», кончая очерком своей жизни «Кащеева цепь» и книгой «Журавлиная родина», Пришвин занимался исключительно тем, что старался расплавить в каждом своем очерке какое-то трудное что-то». В 1942 году: «…это что-то у Розанова и через него передалось мне, и не по существу, как у него, а по невозможному моему обезьянству» (Пришвин о Розанове. С. 201). А в 1949-м – о Розанове же – «…что-то влечет меня к этому святому мыслителю и порочному человеку (порочен тем, что сказал, о чем нельзя говорить, заглянул, куда нельзя заглядывать)» (Там же. С.207). «Обезьянство» – и есть ключевое слово для характеристики пришвинской зависимости от Розанова. Отсюда и пожизненная задача Пришвина – освободиться от него.

91

Воспоминания Т. В. Розановой // Русская литература. 1989. № 4. С. 166.

92

Пришвин о Розанове. С. 179.

93

Пришвин о Розанове. С. 180.

94

Пришвин о Розанове. С. 181.

95

Русская литература. 1989. № 4. С. 170.

96

Розанов В. В. Указ. соч. С. 691.

97

Розанов В. В. Указ. соч. С. 691.

98

Пришвин о Розанове. С. 212.

99

Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 366.

100

На самом деле это еще один пример если не сознательной мистификации, то смешения автобиографии и автобиографической прозы. В 1923 году, в одном из набросков к «Кащеевой цепи» читаем: «А он-то – дурак, дурак! – потратил три года неустанного труда и одиночества, чтобы сделаться первым учеником и получить золотую медаль(…)» (Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 38). И если уж совсем точно следовать букве истории, то в училище по успеваемости Михаил Пришвин был пятым учеником, но при этом имел «3» по поведению, и причина столь низкой оценки – «непосещение церковных служб» (Пришвин и современность. С. 203).

101

Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 25.

102

Путь к слову. С. 53.

103

Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 366.

104

Михаил Михайлович Пришвин // Из Русской думы. М., 1995. С. 185.

105

Пришвин М. М. Дневник 1936 года // Октябрь. 1993. № 10. С. 11.

106

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 229.

107

Пришвин М. М. Дневник 1936 года. С. 11.

108

Путь к слову. С. 57.

109

Путь к слову. С. 57.

110

Пришвин М. М. Леса к «Осударевой дороге». Из Дневников 1931–1952 гг. // Наше наследие. 1990. № 2. С. 68.

111

Путь к слову. С. 56.

112

Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 74.

113

Пришвин М. М. Дневник 1936 года. С. 11.

114

Пришвин М. М. Дневник 1936 года. С. 11.

115

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 290.

116

Путь к слову. С. 60.

117

Цит. по: Курбатов В. Я. Указ. соч. С. 24.

118

Образ этого полюса, как некоего идеала, который может быть достигнут, образ реализованной мечты в пришвинской философии чрезвычайно важен. Ср. также дневниковую запись 1905 года: «Фрося говорила, что она всех понимает, но во мне не понимает что-то последнее… И я сам этого не понимаю. Это последнее похоже на северный полюс, куда нельзя добраться. Там, может быть, ничего нет, пустая точка… И мне хочется стать ногой на эту точку» (Пришвин и современность. С. 249).

119

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 636.

120

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 191.

121

Путь к слову. С. 66.

122

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 339.

123

Пришвин М. М. Леса к «Осударевой дороге». С. 73.

124

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 28.

125

Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 11.

126

Гришунин А. Л. Пришвин, Блок и В. П. Измалкова // Михаил Пришвин и русская культура XX века. Тюмень, 1998. С. 116–120.

127

Пришвин и современность. М., 1978. С. 256.

128

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 273.

129

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 64.

130

Пришвин и современность. М., 1978. С. 217.

131

Цит. по: Бабореко А. К. И. А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917. М., 1983. С. 36.

132

Пришвин и современность. С. 232–233.

133

Пришвин и современность. С. 250.

134

Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 332.

135

Пришвин и современность. С. 219.

136

Пришвин М. М. Дневник 1931–1932 годов // Октябрь. 1990. № 1. С. 177.

137

Пришвин М. М. Дневник 1931–1932 годов // Октябрь. 1990. № 1. С. 168.

138

Пришвин и современность. С. 219–220.

139

Пришвин и современность. С. 212.

140

Пришвин и современность. С. 254.

141

Пришвин и современность. С. 254–256.

142

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 136.

143

Путь к слову. С. 87.

144

Мы с тобой. С. 24.

145

Цит. по: Гришунин А. Л. Указ. соч. С. 116.

146

Гришунин А. Л. Указ. соч. С. 116.

147

Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 15.12.1926, 17.07.1927.

148

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. С. 309.

149

Ср. у Б. Пастернака: «Но на свете есть так называемое возвышенное отношение к женщине. Я скажу о нем несколько слов. Есть необозримый круг явлений, вызывающих самоубийства в отрочестве. Есть круг ошибок младенческого воображенья, детских извращений, юношеских голодовок, круг Крейцеровых сонат и сонат, пишущихся против Крейцеровых сонат. Я побывал в этом кругу и в нем позорно долго пробыл. Что же это такое?

Он истерзывает, и, кроме вреда, от него ничего не бывает. И, однако, освобожденья от него никогда не будет. Все входящие людьми в историю всегда будут проходить через него, потому что эти сонаты, являющиеся преддверьем к единственно полной нравственной свободе, пишут не Толстые и Ведекинды, а их руками – сама природа. И только в их взаимопротиворечьи – полнота ее замысла» (Пастернак Б. Л. Воздушные пути. М., 1982. С. 221).

150

Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 351.

151

Соколов-Микитов И. С. На теплой земле. Л., 1979. С. 654.

152

Пришвин о Розанове. С. 202–203.

153

Мы с тобой. С. 156.

154

Мы с тобой. С. 275–276.

155

Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 330.

156

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 171.

157

Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 16.01.1927.

158

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 486.

159

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 654.

160

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 537.

161

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 248.

162

Ср. также: «Сила, создающая горы, через которые река пробивается: сила тяготения, косность масс. Эта же сила тюрьмы, Кащеевой цепи.

Теперь перехожу к анализу силы, которая задерживает осуществление полового акта до такой степени, что человек накаляется и признает святость его (Розанов)» (Архив В. Д. Пришвиной. Дневники М. М. Пришвина. 2.1.1927).

163

Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 24–25.10.1927.

164

Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 203.

165

Пришвин М. М. Дневник. Т. 2. С. 266.

166

Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 51.

167

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 248.

168

«До неприятности все близкое (елецкое) и так хорошо написано, будто не читаешь, а ликер пьешь» (Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 176).

169

Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 20.

170

Пришвин М. М. Дневник. Т. 4. С. 336.

171

Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 21.12.1926.

172

Воспоминания о Пришвине. С. 32–33.

173

Путь к слову. С. 104.

174

Воспоминания о Пришвине. С. 34.

175

Путь к слову. С. 103.

176

Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. М., 1989. С. 443.

177

Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 49.

178

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 248.

179

Воспоминания о Пришвине. С. 39–40.

180

Продолжу цитату: «…в мечту, за мечту получаются деньги, на которые умелый человек мог бы устроить приличную среднюю жизнь. Получается что-то нелепое: тоска по среднему состоянию и коренное к нему презрение. Впрочем, твой завет бороться с претензиями я постоянно держу в уме». А в 1920-м Пришвин записал: «…из писем создалась литература (личное), а безличное ушло в пол (Ефр. Павл. и дети)».

181

Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 67.

182

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 217.

183

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 364.

184

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 157.

185

Иванов-Разумник Р. В. Великий Пан. С. 29.

186

Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 30.

187

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 789.

188

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. С. 379.

189

Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 7.03.1927.

190

Ср. у Бунина: «Часто думалось мне за эти годы, будь жив Чехов, может быть, не дошла бы русская литература до такой пошлости, до такого падения. Как страдал бы он, если бы дожил до (…) гнусавых кликов о солнце, столь великолепных в атмосфере военно-полевых судов (…)» (Цит. по: А. Т. Твардовский «О Бунине» // Бунин И. А. Стихотворения. Рассказы. Повести. БВЛ. Т. 140. М., 1973. С. 17).

191

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 131.

192

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 703.

193

Воспоминания о Пришвине. С. 67–68.

194

Цит. по: Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959. С. 322.

195

Воспоминания о Пришвине. С. 67.

196

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 286.

197

Вот как высказался на эту тему в «Окаянных днях» Бунин: «А какое невероятное количество теперь в литературе самоуверенных наглецов, мнящих себя страшными знатоками слова! Сколько поклонников старинного («ядреного и сочного») народного языка, словечка в простоте не говорящих, изнуряющих своей архирусскостью! (…) Сколько стихотворцев и прозаиков делают тошнотворным русский язык, беря драгоценные народные сказания, сказки, «словеса золотые» и бесстыдно выдавая их за свои, оскверняя их пересказом на свой лад и своими прибавками, роясь в областных словарях и составляя по ним какую-то похабнейшую в своем архируссизме смесь, на которой никто и никогда на Руси не говорил и которую даже читать невозможно».

198

Ремизов А. М. Кукха. Розановы письма. – Царевна Мымра. Тула, 1992. С. 269.

199

Путь к слову. С. 145.

200

Самое интересное, что в том же 1908 году А. Ф. Девриен издал еще одну, первую по времени написания и последнюю в этом издательстве книгу Пришвина «Картофель в полевой и огородной культуре», которую высоко оценили специалисты.

201

Воспоминания о Пришвине. С. 65.

202

Ремизов А. М. Указ. соч. С. 252.

203

Воспоминания о Пришвине. С. 66.

204

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 98.

205

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 97–98.

206

Ремизов А. М. Указ. соч. С. 254.

207

Воспоминания о Пришвине. С. 67.

208

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 158.

209

Контекст-1974. М., 1975. С. 319.

210

Правда, с изданием все оказалось не так просто. В первых номерах журнала «Русская мысль» за 1909 год удалось опубликовать несколько глав «Града», но летом этого же года Пришвин жаловался Ремизову, что не может найти издателя, и размышлял о том, стоит ли издавать книгу за свой счет, заняв для этой цели деньги у сестры Лидии.

211

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 37.

212

Замечательно, что к брошенной Гиппиус идее о «Капитанской дочке» Пришвин вернулся много лет спустя: «Моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где наладился жить, то и другое для меня теперь археология, а Петербург даже и официальное имя свое потерял; моя родина, непревзойденная в простой красоте, и что всего удивительней, органически сочетавшейся с ней доброте и мудрости человеческой, – эта моя родина есть повесть Пушкина "Капитанская дочка"» (7.9.1933. Пришвин М. М. Леса к «Осударевой дороге». С. 64).

213

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 591.

214

Ср. у Бердяева: «Мережковский никогда не говорит от я, он всегда говорит от мы» (Бердяев. Новое христианство. Цит. по: Эткинд А. Хлыст. С. 207).

215

Путь к слову. С. 149.

216

Пришвин о Розанове. С. 164.

217

Розанов В. В. Указ. соч. С. 580.

218

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 33–36.

219

Гиппиус З. Н. Дневники. В 2 т. М., 1999. Т. 1. С. 138–139.

220

Гиппиус З. Н. Дневники. В 2 т. М., 1999. Т. 1. С. 89–100.

221

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 62.

222

Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 67.

223

Ср. также у Соколова-Микитова: «Широкая известность писателя Пришвина пришла не скоро, первые его книги знал лишь небольшой круг избранных читателей. В те годы гремели иные, забытые теперь писательские имена» (Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 62).

224

Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 20.02.1926.

225

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 475.

226

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 9–10.

227

Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л., 1965. Т. 5. С. 651.

228

Русская мысль. 1912. № 5. С. 27.

229

Иванов-Разумник Р. В. Великий Пан. С. 26.

230

Литературное наследство. Бунин И. А. М., 1973. Т. 84. Кн. 2. С. 461.

231

Русская литература. 1995. № 3. С. 161.

232

Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 34.

233

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 111.

234

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 415.

На страницу:
13 из 14