bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 6

Такое отвлечение внимания от всего внешнего и есть пятая ступень восьмиступенной йоги – пратьяхара. Йога рассматривает пратьяхару как последнюю из предварительных ступеней; следующие за ней три последние ступени Патанджали объединяет под названием "самьяма" – собранность, охват".


***

0089


Теософия


Письма Махатм к Синнету.


"…божественное Я, осознаваемое или видимое Собою", Атман, или седьмой принцип, освобождённый от своего майавического (иллюзорного) отличия от Вселенского Источника, который становится объектом познания для индивидуальности, сконцентрированной в Буддхи, шестом принципе, – нечто такое, что случается в высочайшем состоянии Самадхи".


***

0090


Психология


Ицхак Пинтосевич "Живи! Семь заповедей энергии и здоровья".


"Проверяй свои убеждения не по принципу "правильно/неправильно", а по принципу "работает/не работает". Спроси себя: что даёт мне моё убеждение, помогает ли в достижении целей?"


***

0091


Христианство


Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) "Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати".


"При созерцательной жизни, в молитве чистой человеку становится доступным предвидение дальнейших степеней совершенства, которые возможно обрести на высших уровнях духовной жизни после вхождения в молитву зрительную. Ум при созерцательной жизни восходит от совершенства к совершенству, все добродетели возрастают до полноты своей, просвещаясь от доброт Божьих, питаясь духовной пищей Духа Божья с трапезы Отца Небесного, человек вселяется умом в обители Неба, проходя различные степени истинного ведения, посещая одну за одной всё более светлые обители Небесного Отца. В созерцательности человек бывает крестоносцем, по подобию Христа Крестоносца, во всём творя волю Отца своего Небесного".


***

0092


Индуизм, Психология, Религиоведение


д.м.н. Б.Л.Смирнов "Махабхарата. Вып.VII, часть 2". 1963г.


"Исходя из положения Санкхьи об отсутствии принципиальной разницы между эмпирическим субъектом и объектом (…) Патанджали считает, что субъект может получить любые качества объекта путём охватывания его своим тонким телом (…), то есть медитационным погружением в данное качество. Самьяма и её ступени определяются в Йога-сутре (III, 1–4) так:


1. "Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определённом предмете", таким образом, в состоянии дхараны субъект и объект ещё строго различаются.


2. (…) "ток (сознания), единственно туда (направленный), есть дхьяна". Между дхараной и дхьяной нет качественной разницы, скорее здесь можно говорить о количественной разнице.


3. "Когда (при продлении сосредоточения) исчезает какая бы то ни была форма (объекта) и отображается лишь суть (artha) – это самадхи".


Я напряжённо слушаю музыку, "весь превратился в слух", то есть выключил восприятия других чувств (пратьяхара), но я ещё чётко различаю мелодию, её ритм, темп, гармонизацию и пр. Исполняемое произведение есть ещё для меня вполне определённый объект, которым я всецело занят, такое психическое состояние называется дхарана. Но по мере напряжения внимания отдельные элементы начинают стушёвываться, произведение начинает восприниматься как нечто целое, простое, оно овладевает моим вниманием настолько, что всё остальное уже не воспринимается, и уходят мысли как нечто, облекаемое в слова, это дхьяна – созерцание. Наконец, наступает момент, когда звуки перестают восприниматься, как таковые, внешним слухом, с утратой внешнего впечатления музыки утрачивается самосознание, и в музыке реально снимается субъект и объект – остаётся только бытие музыки в субъекте и бытие субъекта в музыке, что оказывается тождеством вне категории времени и пространства – это самадхи. Когда человек постепенно выходит из такого состояния, он вновь воспринимает, но где-то очень вдалеке, форму музыки – оркестровку, мелодию и пр. и в такой же мере утрачивает душу музыки; чем больше слагаемых из воспринимающих анализаторов, тем более чётко разграничиваются субъект и объект и восстанавливается течение психологического времени. Эти состояния настолько субъективны, что попытка описать их кончается полной неудачей…"


***

0093


Адвайта


Анамалай Свами / Дэвид Годман "Свет Аруначалы. Беседы с Раманой Махарши и Аннамалаем Свами".


"Аннамалай:

Кто тот, который хочет? Если сможешь найти ответ на этот вопрос, не останется никого, чтобы что-то хотеть".


***

0094


Христианство


Паисий Святогорец "Страсти и добродетели".


"Человек, в котором есть гордость, не познал себя. Если он познает себя, то гордость уйдёт. Познание – это главное. Нет познания, поэтому нет и смирения. И когда человек в смирении познаёт себя, тогда получает признание у людей".


***

0095


Религиоведение


Религии мира: Энциклопедический словарь / Сост. и общ.ред. А.А.Грицанов, Г.В.Синило. – Мн.: Книжный Дом, 2012.


"Выступая (наряду с наукой и эзотеризмом) одной из главных версий человеческого знания о мире, религия изначально ориентирована на достижение человечеством высоких и благородных поведенческих эталонов".


***

0096


Буддизм


Лама Оле Нидал "О богатстве ума".


"Веди себя как Будда до тех пор, пока не станешь Буддой".


***

0097


Индуизм


Свами Вивекананда "Раджа-Йога".


"Созерцательное состояние есть высшее состояние существования".


***

0098


Христианство


Преподобный Авва Дорофей / "Добротолюбие", Том II.


"Если же человек преуспевает в добре, то по мере преуспеяния ему делается более лёгким то, что некогда было тяжело".


***

0099


Адвайта


Нисаргадатта Махарадж "Я есть То".


"Что есть, достойно любви. Любовь – не результат, это сама основа бытия. Куда бы вы ни направлялись, вы найдёте бытие, сознание и любовь".


***

0100


Индуизм


"Провозвестие Рамакришны". Составитель Махендранатх Гупта, редактор Свами Абхедананда.


"Знай же, что Бог пребывает во всех вещах, одушевлённых и неодушевлённых. Поэтому всё, что ни существует, может быть объектом поклонения, будь это люди, звери или птицы, растения или минералы.


В наших отношениях с людьми всё, что мы можем сделать, это стараться быть возможно больше с хорошими людьми и избегать дурного общества. Но тем не менее верно, что Бог пребывает во всех людях, даже в самых дурных. Он пребывает даже в тигре, но, конечно, из этого не вытекает, что мы должны обнимать тигра. Могут спросить, почему мы должны бежать от тигра, когда в этой форме тоже пребывает Бог? И на это можно ответить, что Бог, пребывающий в наших сердцах, заставляет нас бежать от тигра. И мы должны повиноваться Его воле".


***

0101


Древний Рим


Сенека "Нравственные письма к Луцилию".


"Не допускай, чтобы порыв твоей души поник и остыл. Сохрани его и добейся, чтобы то, что было порывом, стало состоянием души".


***

0102


Буддизм


Далай-лама XIV "Путь Блаженства. Практическое руководство по стадиям медитации".


"Как я уже упоминал недавно, суть учения Будды сводится к тому, чтобы быть добрым человеком и развивать в себе альтруистическую любовь ко всем живым существам".


***

0103


Индуизм


Бхагавад-гита


"Я иду навстречу душе той же тропинкой, которой она идёт ко Мне. Любое вероучение призывает к единению со Мной. Я – желанная цель всех живых существ. Но каждый идёт ко мне своим путём".


***

0104


Агни-Йога


Учение Живой Этики: Община (1926г., г.Урга).


"Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости он даже помог делу Будды. И нет области, которую он бы отверг подобно разным правителям…


Почтим Ленина со всем пониманием. Явим утверждение Учителя, сохранившего постоянное горение в удаче и в неудаче. Среди чуждых ему сотрудников нёс Ленин пламя неугасимого подвига. Учение не прерывалось ни усталостью, ни огорчениями. Сердце Ленина жило подвигом народа".


***

0105


Теософия


Конкордия Антарова "Две жизни".


"Отрите глаза, откройте уши – и вы сможете услышать тихий голос Радости, говорящей вам: "В себе несёшь Бога. Он жив в тебе. Ищи понять, что ты всегда не один, что всё в тебе. Но всё открывает свой лик только радостному"".


***

0106


Индуизм


Лаллешвари / "Женщины Абсолюта". Редактор-составитель К.Кравчук.


"Ты – небо, и Ты – земля.

Ты – день, Ты – ночь,

Ты – ветер.

Ты – зерно, дерево сандала, цветы и вода.

Ты – всё.

Что же мне предложить Тебе?"


***

0107


Бахаизм


Бахаулла "Сокровенные слова".


"О, жители рая Моего! Руками доброты посадил Я в священном райском саду деревце вашей любви и дружества и оросил его весёлыми дождями нежной милости Моей".


***

0108


Христианство


Преподобный Авва Дорофей / "Добротолюбие", Том II.


"Всё случающееся должно возводить к Богу и говорить: ничего не бывает без воли Божией; знает Бог, что то и то благо и полезно, потому и случается так".


***

0109


Индуизм


Свами Вивекананда "Вдохновенные беседы".


"Абсолют отражается во вселенной. Это отражение мы видим и называем Природою".


***

0110


Ислам


Коран. Аль-Бакара, 62. Перевод смыслов И.Ю.Крачковского.


"Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, – им их награда y Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны".


***

0111


Агни-Йога


Учение Живой Этики: Озарение.


"Скажу очень важное. Канон: "Господом твоим" – основание Нового Мира. Прежде читали: "И возрадовался дух мой о Боге Спасе моём", теперь же скажите: "И возрадовался дух мой о Боге Спасе твоём". Торжественно Говорю: в этом спасение. "Господь твой, живи!" – так скажите каждому и, обменявшись Господом, пойдите к Единому. Там, где можно увязнуть, там можно мягко ступать, если без отрицания. Там, где можно задохнуться, там можно пройти, поминая Господа твоего. Там, где почитание материи, там лишь ею можете пройти, но возвеличив земную материю до Космоса".


***

0112


Индуизм


Свами Рама "Жизнь среди гималайских Йогов".


"Все великие религии мира происходят из единой Истины. Следовать какой-то религии, но не жить в свете Истины – это всё равно, что слепому вести слепого. Люди, принадлежащие Богу, обладают всеохватывающей любовью. Любовь – это религия Вселенной. Сострадательный человек превосходит религиозные ограничения и постигает неразделимую, абсолютную Реальность".


***

0113


Буддизм


Лама Оле Нидал "О богатстве ума".


"Чтобы избавиться от неприятных и трудных чувств, таких как гнев, нужно как можно чаще желать самого лучшего всем существам. Это самый эффективный метод".


***

0114


Дзэн-Буддизм


Хакуин "Дикий плющ".


"Я вернулся в Сёиндзи и посвятил себя медитации самоосознания, упражняясь в ней со всё нарастающим усердием. В продолжение менее трёх лет, не прибегая к лекарствам, иглоукалыванию или прижиганию, я очистился ото всех болезней, беспокоивших меня много лет. Более того: вместе с этим я испытал невыразимую радость великого сатори* шесть или семь раз, прорвавшись и проникнув к самым корням всех труднопонимаемых, труднопроникаемых, трудносхватываемых, труднопроходимых коанов…"


*Сатори (яп.) – просветление.


***

0115


Агни-Йога


Учение Живой Этики: Озарение.


"Огни суть колодцы лучей".


***

0116


Дзэн-Буддизм, Религиоведение


к.ф.н. И.П.Игнатьев "Как стать буддой".


"Коан – это своеобразная загадка, кажущаяся на первый взгляд абсурдной, не имеющей ответа… С позиций здравого смысла ни понять коан, ни найти на него ответ невозможно. Над коаном не размышляют, его созерцают. Внимание сосредоточивается на коане до тех пор, пока не наступит просветление. Никаких стадий, этапов постижения коана не существует. Ответ или есть, или его нет".


***

0117


Христианство


Симеон Благоговейный / "Добротолюбие", Том V.


"Когда ум очистится многими слезами и восприимет осияние божественного света, тогда с любовью мысленно пребывает весь в будущем и созерцает его, как то показывает ему Бог, и радуется радостью духовной, по Апостолу, который говорит: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, кротость*".


*Кротость – мягкость и смирение.


***

0118


Индуизм


Свами Йогананда "Автобиография йога".


"Духовный прогресс следует измерять не внешними силами, но только глубиной блаженства при медитации. Вечно новая радость – это Бог!"


***

0119


Адвайта


Шанкарачарья "Шесть строф об Атмане".


"Я не ум, не разум, не самость, не материя мысли,

Не органы слуха, вкуса, обоняния, зрения,

Не земля, не пространство, не огонь, не воздух,

Я – Бытие-Сознание-Блаженство".


***

0120


Древний Рим


Сенека "Нравственные письма к Луцилию".


"И любителю покоя нужно действовать, и деятельному – побыть в покое. Спроси совета у природы: она скажет тебе, что создала и день, и ночь".


***

0121


Христианство


Паисий Святогорец "Алфавит духовный".


"Тот, кто имеет добрые помыслы, имеет и духовное здоровье".


***

0122


Каббала


Майкл Берг "Стать подобным Богу".


"Каждый раз, когда человек отказывается хотя бы от частицы желания получать только для себя, его сознание возрастает до уровня мировой души. Каждый раз, когда кто-то проявляет свою Божественную суть, он влияет на весь мир".


***

0123


Индуизм


Свами Вивекананда "Вдохновенные беседы".


"Абсолют – это как бы море при безветрии, а то же самое море во взволнованном виде – это Божественная Мать.

Она – время, пространство, первопричина. Как Мать, Бог обладает двумя свойствами: обусловленностью и необусловленностью. В первом смысле Она – Бог, Природа и душа (человек), во втором – Она скрыта и непостижима".


***

0124


Бахаизм


Бахаулла "Сокровенные слова".


"Да пробудит вас Ветер Божий. Воистину, он повеял над миром. Благо открывшему его благоухание и причисленному к добродетельным".


***

0125


Психология, Религиоведение


к.ф.н. И.П.Игнатьев "Как стать буддой".


"Психология религии в практическом плане, философия религии и сравнительное религиоведение в теоретическом – вот что должно заменить устаревшие разделы научного атеизма".


***

0126


Дзэн-Буддизм


Тит Нат Хан "На одном дыхании".


"Вы здесь ради жизни, и раз это так, то и сама жизнь пребудет здесь ради вас. Всё просто".


***

0127


Теософия


Е.П.Блаватская "Кошмарные рассказы".


"Что они дали тебе и твоему отечеству, эти кровавые победы?.. – шепчет его Душа. – Народ, одетый в железные доспехи, – отвечает она же. – Сорок миллионов умерших теперь для всякого духовного устремления и жизни Души. Народ, отныне глухой к мирному голосу долга честных граждан, питающий отвращение к мирной жизни, слепой к искусствам и литературе, безразличный ко всему, кроме барыша и честолюбия. И каково же теперь твоё будущее королевство? Легион кукол-солдатиков, взятых по отдельности, и огромный дикий зверь в своей совокупности".


***

0128


Поэзия


Владимир Маяковский "Облако в штанах".


"Я,

златоустейший,

чьё каждое слово

душу новородит,

именинит тело,

говорю вам:

мельчайшая пылинка живого

ценнее всего, что я сделаю и сделал!"


***

0129


Индуизм


Свами Вивекананда "Раджа-Йога".


"Всякая душа потенциально божественна. Цель жизни состоит в проявлении в себе этой божественности… Достигайте этого трудом, молитвою, психическим управлением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете свободны".


***

0130


Агни-Йога


Валентин Сидоров "В поисках Шамбалы".


"Надо искать не то, что разъединяет, а то, что объединяет. Надо помнить: истина одна, но пути, ведущие к ней, бесконечны, как бесконечен сам путь познания и восхождения человеческого духа".


***

0131


Зороастризм


Авеста.


"И были в царстве Йимы

Равно неистощимы

И пища, и питьё,

Бессмертны скот и люди

Не вянули растенья,

Не иссякали воды;

И не было в том царстве

Ни холода, ни зноя,

Ни старости, ни смерти,

Ни зависти зловредной,

Покуда не солгал он:

Неистинное слово

Не взял себе на ум…

Бессмертными станут

Избравшие Истину,

А ложь пропадёт".


***

0132


Индуизм


Махатма Ганди (1869 г. – 1948 г.) "Насилие и неотмщение".


"Ненасилие может пробудить только настоящая сила… Храбрость ненасилия во много раз превосходит храбрость насилия".


***

0133


Христианство


Мартин Лютер Кинг "Паломничество к ненасилию".


"Ненасилие – путь сильных людей".


***

0134


Агни-Йога


Учение Живой Этики: Община (1926г., г.Урга).


"Оглянемся на страницы истории: пришло время освобождения мысли – и запылали костры, но мысль потекла. Пришло время народоправства – и загремели расстрелы, но воспряли народы. Пришло время развития техники – ужаснулись стародумы, но двинулись машины, пульсируя с темпом эволюции. Теперь пришло время осознания психической энергии. Все инквизиторы, реакционеры, стародумы и невежды могут ужасаться, но возможность новых достижений человечества созрела во всех неисчислимых возможностях мощи. Инквизиторы и реакционеры могут строить тюрьмы и сумасшедшие дома, которые пригодятся для них же в виде рабочих колоний. Но созревшую ступень эволюции отодвинуть нельзя".


***

0135


Индуизм


Патанджали (~II в. до н.э.) "Йога-сутры".


"Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность ослабевает в его присутствии".


***

0136


Одухотворенный материализм


Геннадий Гусев "Странствия Великой Мечты".


"Век за веком, капля по капле, зёрнышко к зёрнышку, одно доброе слово к другому – шёл в толще народной подспудный процесс "накопления человечности", накопления неисчерпаемого морального ресурса гуманизма. Мы благодарны предкам за чистоту их мыслей и переживаний. Благодарны за то, что даже в те жестокие века они, придавленные каменными жерновами всесильной власти, опутанные плотной паутиной суеверий, всё-таки берегли в себе человеческое, мечтали о гармонии и тем самым приближали день и час осуществления Великой Мечты!"


***

0137


Христианство


Макарий Великий / "Добротолюбие", Том I.


"Как во всех членах одна душа, и вверху действует она в мозгу, а внизу она же приводит в движение ноги, так и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей".


***

0138


Индуизм


Свами Вивекананда "Джняна-Йога".


"Все Великие Учителя мира заявляли, что они пришли не разрушать, но дополнять. Долго этого не понимали: думали, что те не смели говорить и делать то, что считали правильным. Но это не так… Они смотрели на всех людей, как на своих детей, были действительными отцами, действительными богами, полными бесконечной симпатии и терпения к каждому, действительно готовы были терпеть и переносить. Они знали, сколько ещё нужно расти обществу, и терпеливо, медленно, уверенно шли вперед, применяя свои лекарства, не преследуя и не пугая людей, но осторожно и ласково ведя их за собой шаг за шагом. Таковы были писавшие Упанишады. Они хорошо знали, что старые идеи о Боге не согласовывались более с ушедшими вперёд нравственными идеалами времени.


…вместо того, чтобы отвергать старые идеи о Боге, как неподходящие к более позднему времени, писавшие Упанишады начали с отыскания того, что в этих старых идеях было действительного, и результатом явилась философия Веданты. От старых божеств и от монотеистического Бога, правителя Вселенной, они приходили к всё высшим и высшим идеям о Божестве, и в том, что называется Безличным Абсолютом, нашли объединение всей Вселенной".


***

0139


Адвайта


Нисаргадатта Махарадж "Я есть То".


"Я есть то, что я есть, меня нельзя отождествить ни с одним физическим или ментальным состоянием".


***

0140


Бусидо


Ямамото Цунэтомо "Хагакурэ".


"…нужно создать … идеал и подражать ему.

Чтобы сделать это, нужно познакомиться со многими людьми и взять у каждого человека только самое лучшее. Например, у одного человека взять вежливость, у другого – храбрость, у третьего – красноречие, у четвертого – правильное поведение, у пятого – постоянство устремлений".


***

0141


Индуизм


Свами Рама "Жизнь среди гималайских Йогов".


"Ганди не веpил в баpьеpы, воздвигаемые pелигиями, кyльтypами, сyевеpиями и пpедyбеждениями. Он пpизывал к бpатствy всех pелигий и своей жизнью доказывал веpность этомy пpинципy".


***

0142


Древний Рим


Сенека "О природе".


"Что такое Бог? – Ум Вселенной.

Что такое Бог? – Всё, что видишь, и всё, чего не видишь".


***

0143


Суфизм


Хазрат Инайят Хан "Чаша Саки".


"Каждый момент несёт в себе свою особую миссию".


***

0144


Дзэн-Буддизм


Тит Нат Хан "Как сидеть осознанно".


"Умиротворение и спокойствие заразительны".


***

0145


Индуизм


Лаллешвари (1320 г. – 1392 г.) / "Женщины Абсолюта".

Редактор-составитель К.Кравчук.


"Будь благожелателен к другим –

На страницу:
4 из 6