bannerbanner
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 10

В день бракосочетания великой княжны Елены Павловны эта древняя святыня была перенесена из Гатчины в Санкт-Петербург, в церковь Спаса нерукотворного образа, находящуюся в Зимнем Дворце. Из этой церкви к 12 октября она ежегодно переносится в Гатчину и там пребывает до 18 октября.

В память перенесения из Мальты в Гатчину десной руки Иоанна Крестителя, которого наша Церковь прославляет, яко честнейшего из пророков, установлен 12 октября праздник Крестителю, подобно тому как в Константинополе был почтен день перенесения туда десницы Крестителя из Антиохии.

День святого пророка Илии

20 июля (2 августа)

Пророк Илия родился в городе Фесвии Галаадской в колене Левиином, в племени Аарона. Его отца звали Савах. Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении Илии поучительное предание. Он говорит: «Когда родился Илия, отец его Савах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным. Видение это он объявил в Иерусалиме священникам, которые ему сказали: не бойся, сын твой будет жить во свете и судить израильтян мечом и огнем»[40].

Илия значит «крепость Господня». Он жил за 900 лет до Рождества Христова. По месту своего рождения он называется фесвитянином. Илия был строгим подвижником и ревнителем веры в Бога Истинного и пылал к Богу Божественным огнем любви, как Серафим. По наружности был весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим (4 Цар. 1, 8).

Он был призван возвещать людям волю Божию при израильском царе Ахаве, бывшем в супружестве с язычницей Иезавелью. В те дни царило грубое идолопоклонство, введенное в Израильском царстве Иеровоамом и еще усиленное Ахавом. Илия с дерзновением молил Бога обратить прельщенных идолослужением на путь истинного благочестия, ожесточенных же побудить к покаянию гневом небесным.

Именем Божиим Илия объявил Ахаву о наказании его и народа трехлетним бездождием и голодом. Своей молитвой пророк заключил небо, и три года шесть месяцев ни одной капли дождя и росы не упало на землю (см.: Иак. 5, 17–18). Следствием этого стали засуха и голод, и исполнилось слово пророка Моисея, сказанное непокорному Израилю: И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом (Втор. 28, 23).

Сохраняя Илию от убийственных рук Иезавели, Господь во время этого бедствия послал обличителя нечестия в сокровенное место. А чтобы избавить его от голода, постигшего землю Израилеву, Он дал ему для питья воду потока Хорафа и, чтобы внушить пламенному ревнителю благочестия сострадание к людям, томящимся от голода и жажды, повелел хищным птицам питать его.

Через год поток иссох от сильного зноя. Тогда Господь послал Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдовице, чтобы он вблизи увидел бедствие, обрушившееся как на богатых, так и на бедных, многие из которых имели веру в истинного Бога, и умерял свою пламенную ревность. Бедная вдова, имея горсть муки и немного елея, составлявшие единственный дневной запас пропитания для нее и ее детей, не пожалела отдать ему и последнее в надежде на Бога, исполняющего алчущих благами. И действительно, по Божественному слову пророка, этот последний малый запас муки и масла служил около двух лет неистощимой и достаточной пищей для пророка, вдовы и ее семейства.

В награду за пропитание пророка она удостоилась знамения особенного благоволения Божия. У нее умер сын. Илия своей молитвой, троекратным на него дуновением и призыванием Всемогущего Господа жизни: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! (3 Цар. 17, 21) – воскресил умершего. Тогда та женщина совершенно уразумела, что он человек Божий, и что слово Господне в устах его истинно (3 Цар. 17, 24).

После трех лет бездождия и голода, когда сам Ахав склонился к покаянию и искал пророка, тот сам явился к царю. Для довершения обращения его и его народа к Богу единому истинному от богов ложных, которые подвергли царство Израильское трехлетнему и тяжкому бедствию, Илия побудил царя собрать на гору Кармил старейшин Израиля и жрецов Ваала и Астарты. Собрался многочисленный народ и жрецы.

Ревнитель Божий обличил Ахава и народ в идолослужении. А чтобы очевиднее показать, сколь ничтожны языческие боги и всемогущ Бог истинный, изведший Израиля из Египта, Илия молился Господу, да даст Он ответ посредством огня (3 Цар. 18, 24). Своей дивной молитвой Он свел с неба огонь на приготовленную жертву после того, как жрецы Ваала долго и напрасно умоляли его послать огонь на их жертву.

Столь ясно видя всемогущество истинного Бога, все люди, бывшие на Кармиле, пали на землю и исповедали: Господь есть Бог, Господь есть Бог! (3 Цар. 18, 39). Народ по повелению Илии схватил и убил жрецов, как обманщиков. По слову и молитве пророка отверзлось небо, и дождь напоил жаждущую землю. Ахав же познал свое заблуждение.

Иезавель негодовала на пророка Божия за убиение ее жрецов и грозила умертвить его. Илия скорбел духом о своем бессилии истребить идолопоклонство и просил себе смерти. Ангел Господень повелел Илии удалиться в Аравию на гору Хорив, где он сподобился беседовать с Богом и получить от него утешение. Илия скорбел и говорил: Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее (3 Цар. 19, 10).

На другой день Господь воззывает Илию на гору. После грозных явлений бури, землетрясения и пламени, в которых Господь не явил Себя, Илия ощущает присутствие Господа как веяние тихого ветра (3 Цар. 19, 12). Этим знамением Милосердный учит пламенеющего ревностью по Боге пророка человеколюбию и снисхождению и внушает ему, что не весь еще Израиль отступил от Бога: еще семь тысяч человек не преклонили колен перед Ваалом.

Впрочем, Бог внял желанию Своего пророка и повелел ему избрать себе преемника в деле пророческого служения. Им оказался Елисей. Елисей возделывал землю. Илия пришел к нему и поверг на него свою милость. И оставил Елисей волов, и побежал за Илиею (3 Цар. 19, 20).

Между тем Ахав впал в новые и тяжкие преступления. Илия, по внушению Божию, грозно возвестил о близкой погибели его, Иезавели и всего его дома. Ахав плакал о грехах своих, облекся во вретище, постился и ходил печально. Бог возвестил Илии о кающемся Ахаве: За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его (3 Цар. 21, 27, 29).

Внутренний огонь святой ревности к Богу в Илие был явлен еще неоднократно посредством видимого небесного огня, который, по слову пророка, дважды сходил и истреблял воинов, которых Охозия, сын и преемник Ахаава на троне и в идолопоклонстве, посылал взять Илию (см.: 4 Цар. 1, 10–12).

Наконец на огненной колеснице Илия был вознесен, подобно Еноху, живым на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! – то есть «помощь и защита Израиля!» Ине видел его более… Тогда он поднял милотъ Илии, упавшую с него (4 Цар. 2, 12–13), и получил сугубую благодать от Бога. По выражению Церкви, Илия «с плотию сый безсмертен уверяет мертвых возстание»[41].

Через семь лет после того, как Илия был взят на небо, он свою ревность по Боге явил и с небес: к Иораму, царю Иудейскому, пришло письмо от Илии пророка (2 Пар. 21, 12). В нем было обличение царя и возвещалось наказание за идолослужение.

К пророку Илии, столь ревностному проповеднику правды Божией и столь высокому орудию благодати, люди во все времена имели великое уважение и благоговение. Современники пророка, ясно видя в нем благодать Божию, называли его человеком Божиим (см.: 3 Цар. 17, 18) и признавали, что слово Господне в устах его истинно (3 Цар. 17, 23). В знак особенного благоговения перед ним повергались на землю (см.: 3 Цар. 18, 7) и исповедовали великую благодать Святого Духа, живущую и действующую в нем (см.: 3 Цар. 18, 12; 4 Цар. 2, 15–16).

Сирах пишет о великом пророке: Восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод и ревностью своею умалил число их; словом Господним он заключил небо и три раза низводил огонь. Как прославился ты, Илия, чудесами твоими, и кто может сравниться с тобою в славе! Ты воздвиг мертвого от смерти и из ада словом Всевышнего; ты низводил в погибель царей и знатных с ложа их; ты слышал на Синае обличение на них и на Хориве суды мщения; ты помазал царей на воздаяние и пророков – преемники себе; ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями; ты предназначен был на обличения в свои времена, чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он ярость, – обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова. Блаженны видевшие тебя и украшенные любовью (Сир. 48, 1-11).

Составитель Первой книги Маккавейской с похвалой упоминает между прочими знаменитыми и благочестивыми мужами Ветхого Завета и о пророке Или: Илия за великую ревность по законе взят даже на небо (1 Мак. 2, 58).

Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи, взирая на великие чудеса Его, считали Его за пророка Илию (см.: Мф. 16,14). В день Преображения Господня Илия, как представитель пророков, явился с Моисеем на горе во свете и беседовал с Господом. Апостол Петр, бывший очевидцем Преображения Господня, желал между прочим сотворить одну из кущей именно Илии.

От времен апостольских почитание пророка Илии продолжается в Церкви Христовой и даже вне ее непрерывно. В III веке преподобный Харитон на месте пустынного пребывания пророка Илии основал обитель илиотов. В IV столетии в день пророка Илии святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и святитель Иоанн Златоуст говорили поучения – этот факт свидетельствует о том, что праздник этому пророку в IV веке совершался в разных Церквах христианских.

Святитель Иоанн Златоуст, беседуя в храме святых мучеников в день пророка Илии, между прочим сказал о нем: «Множество времени не затмило его памяти, как и следовало. Такова добродетель». Даже и сейчас, через 2800 без малого лет, благоговейные предания не затмились о пророке Илие: до сих пор палестинские предания с благоговением указывают места, освященные стопами ног великого пророка Божия. Святого пророка Илию почитают даже монголы – забайкальские буряты. День пророка Илии чтут татары и в этот день не работают.

В XI веке Иоанн, архиепископ Евхаитский, и (позднее) иеромонах Пахомий Логофет на день пророка Илии написали множество песнопений, и ныне поемых Церковью в этот день. В этих песнопениях Церковь называет Илию пророком и провидцем великих дел Божиих, Ангелом во плоти, основанием пророков, предтечей Второго пришествия Христова и чествует его, «вещанием некогда уставившего водоточные облаки»[42].

В самое жаркое время года, когда для произращающей земли особенно нужны дожди, Церковь просит его, чтобы он молил о нас единого Человеколюбца, да не отяготеют над страной нашей бездождие и голод, которые в древности постигли царство Израильское по слову пророка Илии. Издревле в нашем Отечестве в день пророка Илии во многих местах совершаются крестные ходы и молебствия по полям для освящения их и для умилостивления Господа молитвами пророка Илии, который во дни своей земной жизни постоянно ходил с силой своей проповеди и чудес.

В паремиях на вечерне Церковь исчисляет почти все подвиги пророка Илии во славу Божию. Так, в первой паремии (3 Цар. 17, 1-23) пророк возвещает Ахаву трехлетнее бездождие и голод. По повелению Божию он удаляется на поток Хораф, а потом в Сарепту, где воскрешает сына вдовицы.

Во второй паремии (3 Цар. 18, 1,17–19,15) говорится о жертвоприношении на горе Кармильской, которое явило ничтожество ложных богов и могущество истинного Бога; об избиении жрецов Ваала как лжецов и о явлении Илие на горе Хориве Бога. В третьей паремии (3 Цар. 19, 19–20; 4 Цар. 2, 1,6-14) звучит рассказ об избрании Елисея на место Илии и о взятии его на небо.

В Евангелии на утрене (Лк. 4, 22–30) Церковь словами Иисуса Христа свидетельствует о том, что никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк. 4, 24). Чтение Апостола (Иак. 5, 10–20) являет нам образ злострадания и долготерпения в пророках и силу молитвы, которой Илия заключил небо, и не было дождя, и опять помолился: и небо дало дождь (Иак. 5, 18). Евангелие на литургии то же, которое и на утрене в день пророка Илии.


Дни святых апостолов

Святые апостолы


Апостолами, то есть посланниками, называются ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он избрал, облек силою свыше (Лк. 24,49) и послал в мир проповедовать Евангелие, подтверждая эту проповедь своим призванием свыше, своей жизнью, чудесами и смертью. Апостолам предстояло стать свидетелями страданий, смерти и Воскресения Христа и проповедниками покаяния и прощения грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк. 24,47) даже до края земли (Деян. 1,8).

И действительно, апостолы… с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их (Деян. 4, 33). Несмотря на неисчислимые препятствия и в самом учении апостолов, превышавшем понятия иудеев и язычников и сильно вооружавшемся против их суеверий и нечестия, предрассудков и страстей; и в самих проповедниках – людях простых, бедных, неученых и малочисленных; и в образе проповеди – простом, безыскусственном, ничего не обещающем на земле, кроме страданий и смерти; и со стороны бесчисленных врагов учения – богатых, мудрых и сильных, – апостолы в короткое время насадили, распространили и утвердили учение спасения по лицу земли; и притом, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «страдая, а не действуя, будучи поражаемы, а не поражая»[43].

В этом быстром и беспримерно кротком распространении христианской веры, сопровождаемом святейшей жизнью, пророчествами, чудесами, бесстрашно запечатлеваемом страданиями и смертью проповедников, видна особенная помощь и благодать Божия. Возможно ли, чтобы учение простых, некнижных и малочисленных учеников Христовых само по себе, в короткое время оказало на людей столь могущественное влияние, которое совершенно выше сил человеческих?

«Подумай, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – какое великое дело – в короткое время всю подсолнечную наполнить таким множеством церквей, обратить столько народов, убедить столько людей, искоренить отеческие нравы, изменить укоренившийся навык, сокрушить преобладание сластолюбия, подобно праху, рассеять самые следы греха, подобно дыму, обратить в ничто алтари, храмы, кумиры, обряды, мерзкие празднества, нечистые жертвоприношения и повсюду воздвигнуть жертвенники – и у римлян, и у скифов, и у мавров, и у индов!

Слово Христово насаждено во всех душах, находится на устах у каждого. Вся земля, заросшая, так сказать, терниями, очищена, стала доброй нивой и прияла в себя семена благочестия. И посредством кого совершено это? Посредством двенадцати человек, некнижных, несведущих, некрасноречивых, незнатных, бедных, не имеющих отечества, рыбарей, скинотворцев, иноязычных, против которых в каждом народе, городе, даже во всяком доме, воздвигалась ожесточенная брань.

Как же совершилось это? Конечно, силой Того, Кто послал учеников Своих на проповедь. Он Сам предуготовлял им путь, Сам все трудное делал легко исполнимым. Он, единым словом создавший мир, насадил и Церковь. Сказал: Я создам Церковь Мою (Мф. 16, 18), – и совершил это самим делом»[44].

Итак, по всей земле прошел голос апостолов, этих настоящих посланников Божиих, и до пределов вселенной слова их (Рим. 10,18). И христианство, через три века после их проповеди ставшее господствующим вероисповеданием в лучшей части мира, это великое дивное дело особенного Промысла Божия (ср.: Деян. 5,36–39). После апостолов Божественное здание Церкви Христовой постоянно продолжало и продолжает строиться их преемниками.

Почитание святых боговдохновенных насадителей веры Христовой началось между верующими с первых времен христианства, еще при жизни проповедников Евангелия. Облеченные силою свыше (Лк. 24, 49) учить и творить чудеса, они возбуждали невольное к себе уважение даже в неверующих (см.: Деян. 14, 10–18). Верующие же продавали поместья и дома и приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов (Деян. 4, 34–35).

Выносил и больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян. 5,15). Платки и полотенца, бывшие на теле апостола Павла, возлагали на больных, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19,12). С усердием молилась Церковь об избавлении апостолов от бедствий (см.: Деян. 12, 5). Из ревности, хотя и не по разуму, к славе апостолов между верующими бывали разделения: одни называли себя Павловыми, другие Аполлосовыми или Кифиными (см.: 1 Кор. 1, 12).

После смерти апостолов в согласии с их наставлением: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 18, 7), – христиане с благоговением погребали их и делали по ним великий плач (Деян. 8, 2). В Апостольских постановлениях всем христианам заповедано святить память апостолов, как проповедников Божественной веры и раздаятелей верующим даров Святого Духа[45]. И действительно, христиане со времен апостолов, благоговея перед ними, собирали и хранили их мощи; созидали в их честь храмы; чтили дни их преставления; лики апостолов изображали на иконах; пастыри и учителя прославляли их в своих поучениях за богослужениями.

Так, святитель Иоанн Златоуст говорил в IV веке: «Жизнь и имена апостолов прославляются»[46]. Блаженный Феодорит, епископ Кирский, писал в V веке: «Покорил нам народы и племена под ноги наши (Пс. 46, 4). Истинность этого пророчества можно увидеть собственными глазами. Можно видеть, как уверовавшие из всех народов припадают к апостольским ракам и с великой любовью чествуют даже малую часть праха их»[47].

Все места, некогда освященные присутствием апостолов, предание сохраняет до сих пор и указывает их богомольцам и путешественникам.

Среди первых после Иисуса Христа святых насадителей и распространителей христианской веры, прославляемых и чествуемых Православной Церковью, одни называются апостолами, другие апостолами и евангелистами, третьи равноапостольными (то есть равными апостолам). Прославляя всех святых проповедников и насадителей веры Христовой, Церковь двоих из них, апостолов Петра и Павла, называет славными, всехвальными, первопрестольными и первоверховными. Других из лика двенадцати, а также евангелистов именует только славными и всехвальными. Третьих, из лика семидесяти апостолов, – просто апостолами, а не принадлежащих и к лику апостолов – равноапостольными.


Дни славных и всехвальных первоверховных апостолов

По свидетельству слова Божия, все апостолы – служители Христовы и строители тайн Божиих (см.: 1 Кор. 4, 1), облеченные равной силою свыше (Лк. 24, 49) и одинаковой властью вязать и решить грехи человеков (ср.: Мф. 16,19 и Ин. 20,23). И все они, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядут на двенадцати престолах (Мф. 19,28). Некоторые из апостолов в Писании и Предании хотя и отличены, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, но ни один из них не был главой всех остальных и не превосходил их честью.

О равночестии апостолов Петра и Павла Церковь говорит, что некогда Павел повиновался и уступил Петру и Иакову и Петр повиновался Павлу в Антиохии, «внегда зазре ему с языки идущему»[48]. О равночестии апостолов Петра и Иоанна святитель Иоанн Златоуст пишет: «Тот был пламеннее, а этот возвышеннее; тот стремительнее, а этот проницательнее. Потому Иоанн первый узнал Иисуса, а Петр первый пошел к Нему»[49].

В порядке перечисления святых апостолов и по их трудам некоторые из них в Писании называются столпами (Гал. 2, 9), или высшими (см.: 2 Кор. 11, 5). Первым, или числящимся прежде других, иногда называется Петр (см.: Мф. 10, 2; Мк. 3, 16; Деян. 1, 13), иногда Иаков (см.: Гал. 2,9) или кто-то другой. Не уступающим по чести высшим называется в Писании апостол Павел (см.: 2 Кор. 11, 5).

Книга Деяний апостольских преимущественно повествует о трудах апостолов Петра и Павла. А потому Церковь и святые отцы, благоговея перед именем каждого из апостолов, лишь двоих из них – Петра и Павла – согласно с указаниями Писания называют и прославляют первоверховными. Святитель Иоанн Златоуст многократно называет Петра и Павла столпами Церкви, верховными апостолами.

Церковь прославляет Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога Живого. Павла же как паче иных потрудившегося и причисленного к высшим апостолам Духом Святым; одного за твердость, другого за светлую мудрость. Почитая этих двоих верховными апостолами по первенству порядка и трудов, Церковь учит, что ее Глава – один Иисус Христос (см.: Кол. 1,18), а все апостолы – лишь служители Его.

День святых апостолов Петра и Павла

29 июня (12 июля)

Святой апостол Петр

Святой апостол Петр, прежде апостольства своего называемый Симоном, был родом из Вифсаиды. Еврей по происхождению и рыбак по роду занятий, он был сыном Иониным и старшим братом Андрея. У него была жена и дети (см.: Мф. 8, 14; 1 Кор. 9, 5). По выражению святителя Иоанна Златоуста, Петр был человеком пламенным, некнижным, простым, бедным и богобоязненным.

Первоначально Петр был приведен к Господу своим братом Андреем, и тогда же – при первом воззрении Своем на простого рыбаря – Господь преднарек ему имя Кифа по-сирийски или Петр по-гречески, то есть «камень» (см.: Ин. 1,40–42). Но Петр оставался при своих обычных занятиях до тех пор, пока Сам Спаситель не призвал Петра, этого ловца рыб, в число премудрых ловцов человеков. Причем при этом призвании Петр показал высокое послушание и глубокое смирение (см.: Мф. 4,18–19; Лк. 5, 10–11).

Так Петр вошел в число последователей Христа и стал отличным учеником Господа. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил его тещу от горячки (см.: Мк. 1,29–31). Вместе с другими двумя Своими избраннейшими учениками Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (см.: Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в Гефсиманском саду.

Господь отличал Петра, который выделялся среди других простотой правого сердца, особенной преданностью и горячностью к Иисусу Христу. Петр был столь ревностен и усерден к Иисусу Христу, что чаще, прежде, скорее и пламеннее других апостолов выказывал Ему свою веру и готовность следовать за Ним.

Из-за своей великой ревности он нередко до сошествия Святого Духа чаще других учеников Христовых обнаруживал и свои человеческие немощи, которые Господь премудро обличал и исправлял. Так, некогда среди учеников, смущенных видением неузнанного Господа, шедшего по водам, Петр воскликнул: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде (Мф. 14,28).

По повелению Господа Петр пошел по водам. Но от маловерия начал утопать и был спасен и обличен Господом в маловерии.

После того как Спаситель Своим учением и чудесами явил Себя народу Сыном Божиим, будучи в Кесарии Филипповой, или Панее, Он спросил учеников, за кого они почитают Его. Петр по внушению Божию от лица всех апостолов исповедал Его Христом, Сыном Божиим. Это твердое исповедание Петра Господь похвалил, сказав при этом, что оно соответствует значению имени Петра («камень») и необходимо для Церкви, чтобы врата адовы не одолели ее.

Похвалив исповедание Петра, Господь не лицо его похвалил и не указал тем самым на его главенство над другими апостолами. Исповедание это, независимо от лица, произнесшего его, было твердо и похвально, а сам исповедник, напротив, мог отступить от своих же слов и пасть. Так, после своего примерного исповедания Петр, вопреки словам Господа, по особенному к Нему усердию начал прекословить Ему и говорить, что Он не пострадает, и услышал от Него за это строгое перед учениками обличение и уничижение, которое перенес со смирением (см.: Мф. 16,15–23).

Когда многие из учеников Христовых, не в силах вместить слов Господа о таинстве Святого Причащения, отошли от Него и Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? – Симон

На страницу:
4 из 10