bannerbanner
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 10

Кроме древних пророков, о служении Иоанна Предтечи перед его рождение предвозвестил Ангел, а после рождения – Захария, который сказал, что Иоанн предыдет пред лицем Господа приготовить пути Ему (Лк. 1, 76). Призванный приготовить путь Спасителю, Иоанн Предтеча до начала своей проповеди жил в пустыне, чтобы возвести себя до совершенного самоотвержения, которое нужно проповеднику правды: носил одежду из верблюжьего волоса и опоясывался кожаным поясом. Пищей его были акриды[25] и дикий мед.

Имея около тридцати лет от рождения, Иоанн был послан от Бога… чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него (Ин. 1, 6–7). Явясь в пустыне Иудейской и проходя всю иорданскую страну, Иоанн Предтеча проповедал покаяние и приближение Царства Небесного (см.: Мф. 3,2), Царства благодати и истины (см.: Ин. 1, 17). Сила проповеди Иоанна была столь могущественна, что к нему для слушания его учения и крещения приходили все жители Иерусалима, Иудеи и всех окрестностей Иордана, фарисеи и саддукеи, мытари и воины (см.: Мк. 1,5; Лк. 3, 7-14).

Когда все помышляли об Иоанне, не Христос ли он (Лк. 3,15), а некоторые из иудеев посылали к Иоанну священников и левитов спросить его: кто ты? (Ии. 1,19). Предтеча дал ясное свидетельство о Спасителе: Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его (Ин. 1, 26–27). Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 11–12).

Когда Иисус Христос пришел из Галилеи на Иордан креститься, Иоанн всенародно исповедал Его Агнцем Божиим, указуя на Него и говоря: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). После Крещения Спасителя Предтеча опять всенародно исповедал Его Сыном и Агнцем Божиим, свидетельствуя, что Того, Которого он прежде не знал, узнал по особенному откровению Божию – по сошествию на Него Святого Духа в виде голубя и по гласу Бога Отца. Я видел, – говорит Предтеча о Иисусе Христа, – и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1,34).

На другой день, когда Иоанн опять увидел идущего Иисуса, он объявил своим ученикам: Вот Агнец Божий (Ин. 1, 36), и тогда двое из учеников Иоанновых, по указанию своего учителя, пошли за Христом. Впоследствии Иоанн и еще неоднократно свидетельствовал ученикам своим и народу о Спасителе, что Он – Приходящий свыше и есть выше всех (Ин. 3, 31).

Так Иоанн шел пред лицем Господа приготовить пути Ему, давая уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их (Лк. 1,76–77). Потому он и назван Предтечей Христа Спасителя. Исповедавших грехи свои Иоанн крестил во Иордане, а потому он называется также и Крестителем.

Дело своего великого пророческого служения Иоанн совершил так, что Господь сказал про него, что он – самый великий из всех когда-либо рождавшихся людей. Он был светильник, горящий и светящий, и иудеи радовались при свете его (Ин. 5,35). Иоанн пришел путем праведности (Мф. 21,32), поэтому все считали Иоанна пророком, человеком праведным и святым. Некоторые, видя великие чудеса Иисуса Христа, принимали его за Предтечу (см.: Мф. 16,14). Даже враги Христовы боялись сказать, что крещение Иоанново было от человеков (Мф. 21, 25).

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Предтече Господа, предварившему Его своим рождеством и проповедью, надлежало предварить и добровольные Его страдания, смерть и сошествие Его во ад. Он также пострадал, умер и сошел во ад для того, чтобы душам праотцев, содержимым во аде, проповедовать Евангелие и явление в мир чаемого ими Мессии[26]. Христос пострадал за грехи человеческие по беззаконию иудеев. Так и Предтеча Его по беззаконию Ирода предварил Спасителя своей мученической смертью.

Речь идет об Ироде Антипе, властителе Галилеи. Он был сыном старшего Ирода, перебившего своих родственников и вифлеемских детей – злого корня злая отрасль. Будучи четвертовластником Галилеи, он сначала взял в супружество дочь Арефы, царя аравийского. Однако, прельстившись красотой Иродиады, жены своего брата Филиппа, он беззаконно оставил свою первую жену и взял себе жену брата.

Ирод не должен был принимать ее к себе как жену, даже если бы Филипп умер, потому что у нее была дочь, а закон Моисеев повелевал брать в жены только ту вдову брата, которая после своего мужа оставалась бездетной (см.: Втор. 25, 5; Мф. 22, 24–25). Преступление же Ирода было тем тяжелее, что Филипп, по свидетельству истории, в это время был еще жив[27].

Такого беззакония не стерпел ревнитель закона, обличитель неправд человеческих, проповедник покаяния и Царствия Христова – святой Иоанн, Предтеча Господень. Он обличал Ирода перед всеми: Не должно тебе иметь ее (Мф. 14,3). Негодуя на обличителя, Ирод повелел заключить его в оковы и крепость Махерунт близ аравийской границы.

Особенной яростью пылала на него Иродиада. Она тотчас погубила бы его, если бы могла, однако сам Ирод хранил узника от жены, дышавшей против него злобой и убийством. Ирод же считал Иоанна человеком праведным и святым и до того слушал его с удовольствием. Внимая его словам, он делал много добра. Поэтому теперь он боялся предать его смерти. Впрочем, боялся не столько Бога, сколько народа, потому что все его почитали за пророка (Мф. 14, 5).

Итак, желая заградить праведные уста обличителя, Ирод томил его в темнице. «Иоанн обличал, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – хотел разрешить душу Ирода, связанную грехом; а Ирод связывает того, кто хотел разрешить его. Но Иоанн и связанный не преставал говорить, и заключенный в темницу продолжал обличать и учить»[28].

Иоанн долго содержался под стражей. К нему собирались ученики его. Уча их жизни добродетельной и благочестивой, он не переставал свидетельствовать им о пришедшем в мир Мессии. Чтобы утвердить их в спасительной вере в Него, он посылал их вопросить Господа: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? (Мф. 11,2–3).

В 32 году по Рождестве Христовом в день рождения Ирода великий провозвестник и очевидец пришествия Христова и проповедник правды потерпел усекновение своей главы. Племянница Ирода, дочь нечестивой Иродиады, своей пляской во время пира перед собранием вельмож, тысяченачальников и старейшин так угодила Ироду и его гостям, что он с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит, даже если это будет половина царства.

Плясунья, по наущению своей матери, просила дать ей тогда же на блюде голову Крестителя. Имея к нему великое уважение, Ирод опечалился. Однако ради клятвы, хотя и неправой, и ради своих гостей не захотел отказать в беззаконном требовании. Отсеченную голову обличителя принесли на блюде и подали девице, а она вручила своей матери. Эта бесстыдная женщина колола иглой язык, обличавший ее нечестие.

В 38 году вся армия Ирода была разбита в войне с Арефой за бесчестие его дочери. Иудеи это поражение приписывали наказанию Божию за смерть святого Иоанна Предтечи, которого Ирод приказал обезглавить ради Иродиады. В 39 году Ирод Антипа был сослан Калигулой в заточение в Галлию, а потом в Испанию.

Древность и значимость праздника

В память усекновения честной главы Иоанна Предтечи Церковью был установлен праздник 29 августа. Начало его относится, вероятно, к древним временам, когда еще жили ученики Иоанна, которые погребли тело своего великого учителя (см.: Мф. 14, 12) в самарийском городе Севастии и, вероятно, творили память его. В III веке над гробом пророка-мученика была устроена церковь во имя его, о которой упоминается в сочинениях священномученика Киприана[29]. Таким образом, уже в III веке верующие собирались на храмовый праздник в честь Предтечи, чтобы почтить пророка, пострадавшего за истину.

В 362 году язычники, по повелению Юлиана, отступника и гонителя христиан, разрыли для поругания гроб и сожгли кости пророка Елисея и Иоанна Крестителя, вероятно, бывшие предметом благоговения благочестивых христиан. При этом христиане приобрели драгоценные части святых мощей Крестителя и препроводили их для лучшего охранения в Александрию к святителю Афанасию Александрийскому.

Свидетельством особенного благоговения христиан перед святым Иоанном Предтечей служат поучения на день Усекновения, которые в IV веке говорили пастыри, например святитель Амвросий Медиоланский, святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин. В VII веке святитель Андрей Критский, в VIII – преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Герман Константинопольский написали множество песнопений, которыми и ныне Православная Церковь прославляет страдания и смерть Крестителя.

День Усекновения Иоанна Предтечи – праздник великий и табельный, хотя и не двунадесятый. Возможно, этот праздник стал табельным днем в Российской Церкви потому, что в 1530 году в этот день родился царевич Иоанн, сын царя Иоанна Васильевича, и «бысть на Москве радость велия о государской радости, о государского сына рождении, також и по всей земле возрадовашася лю дне».

Для живейшего участия верующих в страданиях и смерти Иоанна Крестителя, этого великого постника, праздник соединен с постом.

Богослужение и поучительность праздника

За богослужением в день Усекновения Иоанна Предтечи на великой вечерне читаются три паремии. В первой Церковь говорит о благодатном и спасительном служении Предтечи. Это та же паремия, которая читается последней на всенощном бдении в день Рождества Иоанна Предтечи. Во второй (Мал. 3, 1–3, 5–7, 12, 17–18; 4, 4–6) провозглашается пророчество Малахии о явлении Предтечи – Ангела, или вестника, пред лицом Господа, ревностного в своем служении, как новый Илия. В третьей (Прем. 4,7,16–20; 5,1–7) говорится об уничижении и терпении праведника в жизни земной и о славе в жизни вечной. Это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания… Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? (Прем. 5, 3, 5).

В Евангелии на утрене (Мф. 14, 1–3) Церковь благовествует о событии Усекновения главы Иоанна Предтечи. Чтением Апостола на литургии (Деян. 13, 25–32) она свидетельствует об исповедании Предтечей величия Иисуса Христа и своего недостоинства перед Ним, а благовестием Евангелия (Мк. 6, 14–30) – о печальном событии усекновения праведника.

Церковь в своих песнопениях и сказаниях в день Усекновения Предтечи прославляет его священным проповедником покаяния и Царствия Божия, честнейшим из пророков, потому что он «в струях крестити сподобился Проповеданнаго»[30]. «Что тя наречем, пророче, – взывает Церковь, – Ангела ли, апостола ли или мученика? Яко пророк, проповедуеши Агнца Божия – явившегося Христа. Яко Ангел, предпослався и как бесплотен пожил еси. Апостол – яко научил языки. Мученик же – яко твоя глава усечеся»[31].

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, говорит: «Святой Иоанн и в животе своем, и в кончине Христу бысть Предтеча. Того бо во аде сошествие предварив, благовести тамо бывшим Бога, явлыпегося во плоти, и возвесели святые праотцы. С ними же оттуду по разорении ада в Воскресение Христово изведен быв, многих венцев в Небесном Царствии сподобися, яко девственник, яко пустынножитель, яко учитель и проповедник покаяния, яко пророк, яко Предтеча и Креститель и яко мученик»[32].

Святой Иоанн Креститель, по свидетельству Самого Господа, был светильник, горящий и светящий (Ин. 5,35). Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «он исполнял сказанное в Писании: Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь (Пс. 118, 46). Иоанн не боялся смерти, но боялся говорить неправду»[33]. Так истинный христианин и гражданин должен быть непрестанной жертвой любви к Богу и ближним, должен постоянно гореть и светить для славы Божией и для блага ближним. Светильник горящий и светящий истощается: в подобном духовном горении и свечении заключается наша истинная жизнь и богоугодная жертва.

На примере клятвы, которой Ирод незаконно связал себя, и, по ложному стыду своему не смев ее нарушить, повелел обезглавить Предтечу, Церковь учит: «Лучше не клятися (Ироду), аще ли же и клялся, но не о добре клялся: лучше бы отступить от нее и жизнь сохранить, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути»[34]. То есть если поклялся и оказалось, что исполнение клятвы противозаконно, то лучше нарушить, нежели исполнить беззаконную клятву.

Дни обретения главы Иоанна Предтечи

Церковь празднует троекратное обретение главы святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова. Рассказ об обретении его главы находится в сочинениях священномученика Киприана, Созомена, Никифора и других. Из их свидетельств об обретениях главы Иоанна Предтечи нам известно следующее.

День первого и второго обретения главы Предтечи 24 февраля (9 марта)

По свидетельству Писания, Ирод боялся, что Иоанн воскреснет (см.: Мк. 6,14–16). А потому убийцы Предтечи не допустили положить главу его вместе с телом, чтобы их страшный обличитель, если его глава приложится к телу, не воскрес и не стал снова обличать их. Тело Предтечи было погребено его учениками в самарийском городе Севастии, а отсеченная глава его была сокрыта Иродиадой во дворце Ирода в бесчестном месте.

Зная об этом унижении праведника, благочестивая Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова (Лк. 8, 3), ночью тайно взяла оттуда главу Предтечи и, положив в сосуд, погребла на горе Елеонской в поместье Ирода. Спустя много времени после этого некто Иннокентий, благочестивый подвижник, купил поместье Ирода и начал созидать там церковь. Копая ров для фундамента, он нашел в земле глиняный сосуд и в нем главу Предтечи, которую он узнал по благодатным знамениям, бывшим от нее, и хранил ее у себя с великим благоговением. Это было первое обретение.

Перед своей смертью, желая сохранить главу Крестителя от поругания, которому она могла подвергнуться от неверующих в Иисуса Христа, Иннокентий укрыл ее в землю в том месте, где обрел. Впоследствии, после смерти Иннокентия, церковь, устроенная им, запустела и развалилась, и таким образом местонахождение честной главы вновь стало никому не известно.

Во дни Константина Великого, когда вера христианская воцарилась в мире и благочестивые христиане отовсюду стали ходить на поклонение святым местам, двое иноков пришли в Иерусалим на поклонение Животворящему Кресту и Гробу Господню. По откровению и повелению самого Предтечи, явившегося им во сне, они обрели на Елеонской горе его честную главу и взяли ее с собой.

Возвращаясь с ней домой, они встретились на пути с одним бедным скудельником, жителем сирийского города Емесы, шедшим из своего отечества в другую страну, и пошли с ним вместе. Спутнику своему иноки дали понести вретище, в котором была глава Крестителя. Скудельник не знал, что сокрыто во вретище, которое он нес. Ему явился святой Предтеча и повелел удалиться от спутников своих со вретищем, бывшим в его руках. Так Бог за неверие и леность отнял святыню у недостойных иноков, сначала не веривших явлению им во сне Предтечи, а потом не хотевших нести главу его!

Удалясь от иноков, скудельник, по повелению Иоанна Крестителя, пришел с его главой в свой дом. И Бог благословил его дом обилием благ. Веруя, что виновник этих благ – святой Иоанн Предтеча, скудельник с великим благоговением хранил честную его главу. Перед своей смертью он рассказал о бывшей у него святыне и завещал своей сестре блюсти ее с особенным уважением, а потом передать достойнейшему из христиан.

Долгое время честная глава Иоанна Крестителя передавалась по преемству среди благочестивых христиан. Впоследствии это сокровище приобрел некто Евстафий. Он был заражен Ариевой ересью и не имел страха Божия. Тогда Промыслу было угодно отнять святыню у недостойного и его же рукой сокрыть ее надолго в неведомой для православных пещере.

Евстафий, избегая правосудия закона за свое зловерие, принужденный оставить свое жилище и скрываться, спрятал главу Предтечи в пещере, чтобы после тайно взять ее оттуда. Но, выгнанный из своего жилища, он не мог уже после возвратиться и снова владеть бесценной святыней. На месте пещеры, в которой скрывалось духовное сокровище, поселились благочестивые иноки и жили, не ведая, какое сокровище таится в их мирном пристанище благочестия.

Прошло много лет. Глава Иоанна Крестителя опять была забыта. Из пристанища иноков в пещере образовался впоследствии монастырь. Благочестивый архимандрит этой обители Маркелл, который сам повествует о втором обретении главы Предтечевой, сподобился явления Иоанна Крестителя и извещения от него о честной его главе, сокрытой в пещере монастыря. Таким образом, она была обретена вторично в 452 году по Рождестве Христовом. По повелению греческого царя Маркиана ее перенесли из Емесы в Халкидон, а потом в Константинополь.

Первое обретение честной главы Крестителя и второе, которое почтено особенным празднованием в монастыре Маркелла, воспоминается Церковью в один день, 24 февраля.

В этот день на вечерне Церковь положила читать те же паремии, что и в день Усекновения Иоанна Предтечи. На утрене в Евангелии (Лк. 7,17–30) благовествуется о чудесах Иисуса Христа, которыми Он свидетельствовал о Себе перед двумя учениками Иоанна, посланными от него к Спасителю спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? (Лк. 7,19). Также здесь говорится об исповедании Господом Своего величия перед Иоанном, хотя из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя (Лк. 7, 28).

Празднование обретения главы Иоанна Предтечи, которое совершается 24 февраля, часто приходится на Святую Четыредесятницу.

В таком случае в какой бы будний день оно ни пришлось, Уставом Церкви предписывается совершать литургию Преждеосвященных Даров. Правда, это не относится к Первой седмице, в продолжение которой это празднование не совершается, а переносится на предыдущую неделю или последующую субботу.

На литургии в Апостоле (2 Кор. 4, 6-15) Церковь говорит о сокровище просвещения христиан познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие, – говорит апостол, – мы носим в глиняных сосудах (2 Кор. 4, 6–7), как некогда и честная глава Предтечи, это священное сокровище, таилось и обретено в скудельном сосуде. А Евангелие в этот день (Мф. 11, 2-15) читается то же по содержанию, что и на утрене, только не от Луки, а от Матфея.

В песнопениях своих Церковь, изображая обстоятельства двукратного обретения главы Иоанна Предтечи, говорит: «От земли возсиявши, Предтечева глава лучи испущает нетления, верным – исцеление, свыше собирает множество Ангел[35], доле же созывает человеческий род единогласную возсылати славу Христу Богу»[36].

В этот праздник облегчается и пост.

День третьего обретения главы Иоанна Предтечи

25 мая (7 июня)

Во время гонения на святые иконы в VIII веке глава Иоанна Предтечи была перенесена из Константинополя в Команы – место ссылки и смерти святителя Иоанна Златоуста. Там она опять сокрылась и была неизвестна до восстановления православного иконопочитания. В 857 году, в царствование Михаила, честная глава Иоанна Предтечи была обретена в третий раз и вторично перенесена в Константинополь патриархом Игнатием.

Во время крестовых походов глава и мощи святого Иоанна Крестителя, по свидетельству Мишо, были похищены латинским священником.

В день третьего обретения честной главы святого Иоанна Предтечи Церковь взывает: «Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. Веи убо сошедшеся в сея обретение, песньми богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими»[37].

Собор Предтечи и Крестителя Иоанна

7 (20) января

На следующий день после праздника Крещения Господа Церковь прославляет святого славного Его Предтечу и Крестителя. Потому что справедливо почтить празднеством того, кто послужил таинству Божественного Крещения и Богоявления, возложив десницу свою на главу Владычню и погрузив Господа в водах Иордана, после Крещения Спасителя всенародно исповедал Его Сыном Божиим, а на другой день после этого, вновь увидев Его и указав на Него своим ученикам, сказал: Вот Агнец Божий (Ин. 1, 36).

Итак, в наутрие праздника Крещения Господня Церковь собирается ради праздника в честь Иоанна Крестителя, называя это празднование Собором Предтечи, то есть собранием верующих в храм для славословия Божие в честь и похвалу великого Иоанна Предтечи и Крестителя.

Православная Церковь совершает Собор в честь Предтечи с древних времен. В IV веке на день этого Собора можно найти указание в поучении святителя Иоанна Златоуста, произнесенном в похвалу Крестителя. В этом поучении святитель говорит: «Прославим Крестителя. Но увенчаем ли его по усердию? Потому что не восставал среди рожденных женщинами больший Иоанна Крестителя, по слову Самого Господа».

В день Собора Церковь прославляет Иоанна как честнейшего из пророков, потому что «и в струях сподобился крестити Проповеданного.

Темже, за истину пострадав, радуяся, благовестил и сущим во аде Бога, явлыпагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость»[38].

Церковь призывает святого Иоанна Предтечу, да молит он Владыку Христа, чтобы нам по смерти своей быть в Церкви торжествующих, во храме нерукотворенном, вечном, на небеси и там слышать глас святых и вместе с ними праздновать Богоявление вечное в небесной славе и блаженстве.

В Апостоле на литургии в день Собора в честь Предтечи (Деян. 19, 1–8) Церковь упоминает о крещении Иоанновом: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса (Деян. 19, 4). В Евангелии в этот день (Ин. 1, 29–34) говорится о том, как Иоанн исповедал Иисуса Христа Агнцем Божиим, Который берет на Себя грехи мира, и что Он был прежде Иоанна, а также о свидетельстве Иоанна, что он видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем… Тот есть крестящий Духом Святым… Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 30, 32–34).

Дни перенесения десной руки Иоанна Крестителя

Из Антиохии в Константинополь

7 (20) января

После усекновения главы Иоанна Крестителя его тело было погребено в самарийском городе Севастии. Святой евангелист Лука, проповедавший там Евангелие, взял от нетленных мощей Крестителя десную руку и принес в Антиохию, где она долгое время хранилась православными с великим уважением и верующим подавала благодатную помощь.

В 956 году, когда при греческих императорах Константине VII и Романе (912–958) магометане овладели Антиохией и всеми ее пределами, диакон Иов перенес руку Иоанна Крестителя из Антиохии в Халкидон, свободный тогда от магометанского ига. Из Халкидона она торжественно была привезена на царском корабле самим патриархом в Константинополь и встречена с крестным ходом. Это произошло в присутствии царя и огромного множества народа в самое навечерие Богоявления Господня и в следующий за ним день.

Константинопольская Церковь, не соединяя с великим праздником Богоявления Господня нового воспоминания – перенесения десницы Крестителевой, постановила совершать это воспоминание в наутрие Богоявления в день Собора Предтечи Господня. Таким образом, в X веке ко дню Собора в честь Крестителя Господня в Константинополе присоединилось празднование перенесения десной руки Крестителя.

В Константинополе она хранилась до времени завоевания Византии турками. Ежегодно в день Рождества Предтечи во время богослужения ее торжественно выносил на амвон патриарх для явления народу.

Из Мальты в Гатчину

12 (25)октября

В конце XV века султан Баязет, или Баезид, уважал мужество и благочестие Петра Обюсона, великого магистра странноприимного ордена родосских, или мальтийских, рыцарей[39]. В знак дружества с ним и надежды на него он прислал ему десную руку Крестителя. Эта святыня сначала хранилась на острове Родос, а потом, когда в начале XVI столетия этот остров был завоеван турками, – на острове Мальта.

В конце XVIII века, в 1798 году, когда оружие французской революции обратилось и на мальтийских рыцарей, защитников христианства на Востоке, и обманом овладело островом и их столицей, они прибегли под покровительство и защиту России и императора Павла Петровича, с юности питавшего особенное уважение к доблестям мальтийских рыцарей. Они упросили его принять сан великого магистра и покровителя ордена и в знак этого поднесли ему 12 октября 1799 года в Гатчине долго хранимую ими святыню: крест из части древа Животворящего Креста Господня, чудотворный образ Богоматери, писанный святым евангелистом Лукой, и десную руку святого Иоанна Крестителя.

На страницу:
3 из 10