bannerbanner
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 10

Евангелие от Луки полнее других Евангелий. Порядок событий, описанных в нем, ближе к хронологическому порядку, чем у первых двух евангелистов. Будучи в Риме примерно в 59 году по P. X., святой Лука, по поручению апостола Павла, написал также и Книгу Деяний апостольских. В ней, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «преимущественно описываются деяния Павла, потрудившегося более всех, потому что составителем этой книги был его ученик, блаженный Лука.

Его добродетель, – продолжает святитель, – можно видеть как из многого другого, так в особенности из того, что он неразлучно был с учителем и постоянно за ним следовал. Если же кто спросит, почему же Лука не все описал, оставаясь с Павлом до конца, то я отвечу, что и этого довольно для тех, которые хотят быть внимательными. Апостолы всегда были заняты делами нужнейшими, и главная забота их состояла не в том, чтобы писать книги, так как они многое сообщили посредством неписанного предания»[90].

Святой Лука написал Евангелие и Книгу Деяний на греческом языке для одного благочестивого и знаменитого христианина – Феофила. По мнению некоторых, он был начальником Ахаии[91].

По свидетельству предания, святой Лука проповедал веру Христову и в Греции. В Фессалониках он был поставлен епископом этого города Македонии. Святитель Иоанн Златоуст пишет об апостоле Луке, что он был удостоен рукоположения. Ибо апостол Павел свидетельствует о нем, что он освящен, и притом избран от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим (2 Кор. 8, 19).

Совершая служение апостола, евангелиста и епископа, врачуя души людей, святой Лука врачевал и телесные недуги: святой апостол Павел называет его врачом (см.: Кол. 4, 14).

По свидетельству предания, святой Лука занимался и живописью: им были написаны иконы Божией Матери, которым Она сообщила особенную благодать, и иконы святых апостолов Петра и Павла[92].

Истину своего благовестия Лука запечатлел мученической смертью за Иисуса Христа. По мнению некоторых, это произошло в Ефесе, где он и погребен. Однако, согласно другому преданию, святой Лука окончил свои апостольские труды в Фивах или Патрах, городе Ахаии, причем ему было около 84 лет от рождения. Он был повешен, по недостатку креста, на оливковом дереве.

В 560 году при императоре Константине тело святого Луки было перенесено из Ахаии в Константинополь в церковь Петра и Павла вместе с мощами апостолов Андрея и Тимофея. Филосторгий пишет о перенесении мощей святого евангелиста Луки: «Когда приплыли люди, везшие гроб, в котором лежал Лука, и когда этот гроб несли с моря в храм, то евнух Анатолий с усердием подошел и сколько было в нем сил (он был болен) помогал несущим. В это время вдруг прекратилась его болезнь»[93].

В IV веке о праздновании памяти апостола и евангелиста Луки свидетельствует святитель Григорий Назианзин в своем первом слове против Юлиана. В V веке святитель Анатолий Константинопольский и Лев Магистр написали некоторые песнопения в честь евангелиста Луки, и ныне возносимые Православной Церковью в день его памяти. Церковь в своих песнопениях между прочим прославляет святого Луку как евангелиста, автора Деяний апостольских и как врача.

Паремии и Евангелие на утрене в день памяти святого апостола и евангелиста Луки Церковь возглашает те же, какие и в день памяти святого евангелиста Матфея. На литургии чтением Апостола (Кол. 4, 5–9,14,18) она вспоминает о возлюбленных сотрудниках апостола Павла, между которыми был и святой Лука, а Евангелие читается то же, что и 9 октября, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева.

Дни святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

26 сентября (9 октября) и 8 (21) мая

Святой евангелист Иоанн происходил из Вифсаиды Галилейской и был сыном рыбака Зеведея и Саломии. Он приходился младшим братом Иакова Зеведеева (см.: Мф. 4, 21; 27, 56; ср.: Мк. 15, 40; 16, 1). Родители Иакова и Иоанна были люди благочестивые, небогатые, простые и покорные воле Промысла. Отец не препятствовал своим сыновьям оставить свои занятия и его самого и последовать за призвавшим их Господом.

Их мать вместе с другими благочестивыми женами сама следовала за Иисусом Христом и служила Ему имением своим (см.: Мф. 27, 55–56; Лк. 8, 3). Она заботилась о приличном погребении Иисуса Христа и ходила на Его гроб, чтобы помазать Его тело драгоценными ароматами (см.: Мк. 16,1; Лк. 23, 56; 24,1).

Сын Зеведея и Саломии Иоанн был человек некнижный и простой (см.: Деян. 4,13). Первоначально он был расположен к Спасителю проповедью о нем Крестителя. Когда Иоанн Предтеча, указывая на Господа, воскликнул: Вот Агнец Божий\

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Хрисолог Петр. Слово к великомученику Киприану.

2

См.: Толкование на Послание к Колоссянам. Беседа 1.

3

См.: Толкование на Послание к Колоссянам. Гл. 2, ст. 18.

4

См. правило 35 Лаодикийского Собора.

5

См. песнь 5 канона, поемого 6 сентября.

6

Там же. Песнь 1.

7

Там же. Песнь 3.

8

Там же.

9

Стихира на хвалитех.

10

Кондак праздника.

11

Четьи-Минеи, 13 июля.

12

См.: Ермий Созомен. Церковная история. Кн. 7, гл. 29.

13

Там же. Ceila – город Палестины в колене Иудином.

14

Похвала святому апостолу Павлу.

15

Стихиры на литии, поемые на праздник Рождества Предтечи, 24 июня.

16

См. гл. 3,32–41.

17

Тропарь праздника.

18

Молитва Захарии, по замечанию блж. Августина, была не о рождении сына, а об исполнении обетований, данных отцам, – воздвигнуть рог спасения в дому Давида (Лк. 1, 69). См. слово на день Рождества Предтечи.

19

Тропарь праздника.

20

Кондак праздника.

21

См. беседу на Усекновение главы Иоанна Предтечи.

22

Эти слова Августина показывают, что в его время праздник Рождества Богородицы еще не был повсеместно распространен в Христианской Церкви.

23

Второй праздничный канон, песнь 3.

24

Там же, песнь 1.

25

Акриды — род саранчи. Саранчу закон разрешал употряблять в пищу (см.: Лев. 11, 22).

26

См. кондак праздника. Также: Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Усекновение Иоанна Предтечи.

27

См.: Флавий Иосиф. Иудейские древности. Кн. 18, гл. 7.

28

Беседа на Усекновение.

29

Хотя это сказание не может во всех частях принадлежать сщмч. Киприану, но его начало несомненно написано им. О церкви, построенной в древности в Севастии на гробе Иоанна Предтечи, до сих пор сохраняется предание.

30

Тропарь праздника.

31

См. первую стихиру на литии и канон праздника, песнь 7.

32

Четьи-Минеи, 29 августа.

33

Беседа на Усекновение главы Иоанна Предтечи.

34

Стихиры праздника на «Господи воззвах».

35

По преданию, Маркелл видел во сне множество Ангелов, прославляющих явление Предтечи (см. Четьи-Минеи, 24 февраля).

36

Тропарь праздника.

37

Тропарь праздника.

38

Тропарь праздника.

39

Этот рыцарский орден известен также под именем рыцарей св. Иоанна Иерусалимского. Он появился первоначально в Иерусалиме после его завоевания крестоносцами в 1099 году. После взятия Иерусалима Саладином в 1188 году рыцари постепенно переселялись сначала в Акру, потом в Родос в 1310 году. Изгнанные отсюда в 1522 году Солиманом, в 1530 году они переселились на Мальту.

40

О пророках, их кончине и месте погребения.

41

См. седален по 3-й песни канона, поемого 20 июля.

42

См. кондак праздника.

43

См.: Беседа, сказанная в храме святой Анастасии. 3.

44

Рассуждение против иудеев и язычников. 12–13.

45

См.: Апостольские постановления. Кн. 8, гл. 33.

46

Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Беседа 21,3.

47

Толкование на сто пятьдесят псалмов. См. толкование 46-го псалма.

48

Слова Московского Собора 1666–1667. См. Деян. 11.

49

Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Беседа 87,2.

50

Существует предание о том, что Петр в Антиохийской Церкви епископствовал двадцать пять лет, начиная с 38 года по P. X., однако оно не согласуется с Книгой Деяний апостольских, из которой видно, что апостол Петр до 42 года постоянно пребывал в Иерусалиме или его окрестностях и пришел в Антиохию уже после апостола Павла (см.: Гал. 2, 11).

51

Следовательно, мнение о двадцатипятилетием епископстве Петра в Риме с 42 по 67 год ложно. Послание апостола Павла к Римлянам, писанное около 58 года, подает повод думать, что апостола Петра в это время не было в Риме (см.: Рим. 1, 15).

52

Гамалиил был членом иудейского синедриона. Он успел исходатайствовать апостолам свободу проповеди, говоря своим сочленам об апостолах: Если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян. 5, 38–39). Гамалиил принял христианство, и Церковь чтит его память 2(15) августа.

53

Беседы о перемене имен. Беседа 4, 3.

54

По мнению свт. Иоанна Златоуста, эти евреи, к которым адресовано Послание, находились в Иерусалиме и Палестине.

55

Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 32, 2–4.

56

См.: Апостольские постановления. Кн. 8, гл. 33.

57

См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн. 2, гл. 2.

58

О первоверховных апостолах Петре и Павле. 1.

59

Беседы на Книгу Бытия. Беседа 66,1. Свт. Иоанн Златоуст в своих словах и беседах очень часто обращался к великим апостолам Петру и особенно Павлу – в похвалу последнему

60

Письмо 1.

61

Слова из кондака и тропаря праздника.

62

Содержание этого Евангелия подробнее указано в 29-й день июня на утрене.

63

См.: Четьи-Минеи, 30 ноября.

64

Малакс – новильский протоиерей. Как полагают, он жил в XVI веке.

65

Кондак праздника.

66

См. хвалитные стихиры праздника.

67

См. ниже рассказ об апостоле Иакове, брате Господнем.

68

Кондак.

69

Слова из тропаря святому апостолу Филиппу.

70

Церковная история. Кн. 3, гл. 33.

71

Церковная история. Кн. 2, гл. 39.

72

Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн. 3, гл. 31.

73

См. кондак праздника.

74

См.: Никифор Каллист. Церковная история. Кн. 2, 57.

75

См. кондак праздника.

76

Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 61,2.

77

См. ниже рассказ об Иакове, брате Господнем.

78

Слова из кондака праздника.

79

Память его празднуется 27 апреля (10 мая).

80

См.: Церковная история. Кн. 2, гл. 40.

81

См. тропарь и кондак праздника.

82

См.: Апостольские постановления. Кн. 8, гл. 33.

83

См. кондак праздника.

84

В древности иногда писали святого Марка с орлом, а Иоанна со львом, но Собором, бывшим в Москве в 1667 году, предписано изображать так, как ныне изображается.

85

Семь слов о Лазаре. Слово 1, 6.

86

См. кондак праздника.

87

См. кондак праздника.

88

В указанных местах Книги Деяний апостол Лука как автор говорит о себе «мы».

89

Существует предание, что святой Лука написал свое Евангелие в Коринфе.

90

Беседы на Книгу Деяний апостольских. Беседа 1,2.

91

Епифаний Кипрский говорит, что книга Деяний апостольских была переложена с греческого языка на еврейский и положена в Тивериадские сокровищехранилища. См.: Панарий. Ч. 1, отд. 2. Об евионеях.

92

В Греции говорят, что Лука семь икон сделал из воско-мастики и семьдесят написал.

93

Сказание о святом великомученике Артемии.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
10 из 10