Полная версия
Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества
8 марта 1989 года, в 7.45, Грегуар Ноон, полевой помощник Гудолл, следовал за шимпанзе по имени Билу, когда услышал поблизости необычные крики. Бросившись туда вместе с Билу, он увидел, как шимпанзе Брут обхватил тело неподвижной Тины, внутренности которой были видны в ране на животе.
Можно только догадываться, как произошло нападение леопарда: возможно, он пропустил Брута и напал на Тину, которая отставала. Поскольку Брут немедленно отреагировал, леопард убежал. Однако в первые же секунды нападения хищник убил шимпанзе, прокусив ей шею и сломав второй шейный позвонок, в чем Гудолл и Грегуар смогли убедиться позже, осмотрев тело. Когда Грегуар прибыл к месту происшествия, вокруг Тины уже собрались четверо самцов шимпанзе и несколько самок, раздавались громкие крики. Самцы проявляли несколько агрессивное поведение, показываясь поблизости и перетаскивая труп на короткие расстояния. В течение 1 часа 20 минут шимпанзе Улисс, Мачо и Брут ухаживали за телом Тины.
Начиная с 10.10 тело покрыли мухи, доставлявшие шимпанзе неудобства. Они непрерывно отмахивались от них, но не бросали погибшую и даже очищали ее нос, глаза и раны на шее от яичек, отложенных насекомыми. Через два часа тридцать восемь минут после смерти Тины шимпанзе Тарзан стал осторожно обнюхивать различные части тела. Многие шимпанзе покидали это место на некоторое время, чтобы покормиться, но возвращались позже. Все самки общины возвращались посмотреть на тело, самцы обычно оставались дольше. В общей сложности шимпанзе постоянно находились возле тела погибшей обезьянки в течение 6 часов и 50 минут, после чего оставили его и двинулись дальше. Через два дня после нападения, 10 марта, во второй половине дня, леопард пришел и съел часть тела. [17].
Шимпанзе Джокро умер 25 января 1992 года. За несколько дней до его смерти мать, Джайра, несла его на спине, но малыш уже был болен и едва находил в себе силы держаться. Самое интересное наблюдение состоит в том, что Джокро не был оставлен матерью через несколько часов или даже дней —Джайра продолжала носить труп сына в течение целого месяца. В день его смерти Джайра несла Джокро точно так же, как носила при жизни, когда Джокро «ехал» на ее спине. Через два дня, когда началось разложение, Джайре пришлось нести Джокро на спине лицом вверх, при этом отгоняя мух, которых притягивал трупный запах. Это очень затрудняло ее передвижение. Через четыре дня труп Джокро принял неестественную форму, газы исказили живот и появились признаки мумификации, но Джайра все еще несла его – теперь уже тело находилось в лежачем положении с поднятым вверх правым боком. Во время отдыха Джайра опускала сына на землю, и сородичи явно проявляли любопытство к его состоянию. Альфа-самец Туа (альфа-занимающий привилегированное положение в стае) обнюхивал его. Но при этом ни одна особь не выказывала никаких признаков отвращения или страха. Джайра собирала с трупа личинок мух, и даже взбираясь на дерево, удерживала тело сына, зажав его запястье между шеей и плечом. Через 15 дней после смерти труп Джокро полностью высох, но Джайра все еще бережно несла его. Однажды, опустив тело на землю, она приподняла его голову и заглянула в лицо, а затем тщательно причесала, как будто Джокро все еще был жив. Позже в тот же день (9 февраля) произошло еще одно интересное событие, продемонстрировавшее, что не только мать, но и некоторые другие члены стаи продолжали обращаться с Джокро так, как будто он все еще оставался живым. Самец шимпанзе шести с половиной лет стал играть с трупом, пока взрослые отдыхали. Он взобрался на дерево вместе с телом Джокро, раскачал его и позволил упасть на землю, после чего бросился вниз, поднял его и снова полез на дерево и снова уронил. Это повторялось несколько раз, напоминая двух шимпанзе, играющих в погоню. Джайра наблюдала за происходящим, не делая попытки вмешаться. В это время у Джайры возобновился менструальный цикл, так как она больше не кормила Джокро грудью. Через двадцать один день после смерти Джокро у нее наступил экстральный цикл (течка), что сделало ее объектом внимания самцов. Но она все еще не покинула труп.
Как мы видим, большинство наблюдений, проведенных в различных заповедниках, дают нам схожий сценарий реакции приматов на смерть, одинаково описывая поведение матерей в случае потери младенцев. Представляет интерес и отчет о реакции лемуров на смерть семерых детенышей (L. catta) на острове Мадагаскар, опубликованный в 1996 году. Они вели себя примерно также, как шимпанзе – матери не желали оставлять мертвых младенцев, прочие сородичи проявляли повышенный интерес к трупам в течение нескольких часов после смерти, при этом обнюхивали, трогали и даже лизали их. Во всех случаях матери рано или поздно оставляли умерших, но перед этим какое-то время то двигались вместе с группой, то возвращались к мертвым младенцам, прежде чем расстаться с ними окончательно. [18].
О человеческом восприятии смерти в позднем палеолите лучше всего рассказывают археологические находки. Однако вполне вероятно, что до позднего палеолита ранние представители нашего рода, а возможно, и австралопитеки обладали способностью узнавать о смерти примерно так, как это делают современные обезьяны. Следовательно, у этих ранних гоминидов уже начинала формироваться своя концепция смерти, проявляющаяся в реакции на мертвых. Но что это была за концепция и как она себя проявила мы, возможно, никогда не узнаем.
3.3 Ранний палеолит
Так называется период, когда предки современного человека Homo habilis (2.5 млн л.н) впервые начали использовать каменные орудия. Инструментами их можно назвать с натяжкой— это были просто грубо обитые камни. Но начиная с этого времени человек перестал рассчитывать только на свои руки. В раннем палеолите (в конце этого периода) появляется первый домашний очаг, видимо предки не только научились использовать огонь, но и добывать его.
Homo heidelbergensis (Гейдельбергский человек -500.000 л. н.)
Важный ключ к пониманию того, как люди стали избавляться от мертвых, дает нам изучение позднеплейстоценовых отложений Гран-Долины в Атапуэрке, Бургос, Испания [19]. Здесь во время раскопок были обнаружены многочисленные останки гоминид, причем в разных археологических слоях.
Останки как минимум десяти особей принадлежали к типу самого древнего человека Европы – homo antecessor (возможному общему предку позднейших представителей человеческого рода, таких как гейдельбергский человек, неандерталец и современный человек). Кости их были беспорядочно разбросаны на территории примерно семь квадратных метров в пределах 30-сантиметровой толщи. Предположительно, эти гоминиды жили 780 000 лет до н. э., то есть кости пролежали в земле примерно 800 000—850 000 лет. В исчерпывающем исследовании гоминидного материала были выявлены переломы, трещины, следы ударов на костях, связанные с удалением костного мозга, и следы разрезов, связанные с расчленением и удалением мышц, причем следы эти были обнаружены как на черепах, так и на посткраниальных (части скелета, кроме черепа) костях. По всей видимости, своих сородичей древние люди разделывали теми же методами, что и другую добычу. Среди пищевых отходов и костей травоядных животных учёные нашли также кости людей [20].
Вряд ли такие остатки костей можно интерпретировать как погребение Homo antecessor. Мы явно видим случай каннибализма, а большое количество костей объясняется тем, что они были утилизированы как остатки питания, в котором, по-видимому, представители вражеских племен составляли приличную часть.
Каннибализм неоднократно практиковался на этом участке, причем не исключено, что, в течение значительного периода времени. Среди съеденных были и дети, и взрослые [21]. Здесь, конечно, не может и речи идти о погребальном ритуале, а очищение костей и удаление мягких частей плоти объясняется гастрономической причиной.
Доказательства дефлешинга или экскарнация (освобождения костей от тканей) встречаются также на черепных останках в Бодо (долина реки Аваш, Эфиопия), которые классифицируются как принадлежащие гейдельбергскому человеку (Homo heidelbergensis), жившему около 600 000 л.н. [22]. (От разных популяций гейдельбергского человека, широко расселившихся по Старому Свету, произошли поздние виды Homo: сапиенсы в Африке, неандертальцы в Европе и денисовцы в Азии). Характерно, что следы срезания мягких тканей в лобной области всегда симметричны. Это свидетельствует о том, что мясо от кости отделялось сразу же после смерти каменным орудием [23].
Эпизоды обработки трупов, каннибализма случались на всем протяжении нижнего и среднего плейстоцена (2.5 млн – 120 тыс л.н), начиная с австралопитеков. Но ему были подвержены и другие представители рода Homo, в том числе, как уже говорилось, и сапиенсы. Но рассматривать все эти примеры вряд ли имеет смысл.
Для нас важнее выяснить, когда именно происходит изменение поведенческих реакций древних людей в их отношении к умершим сородичам. Начало отсчета этих изменений— время, когда возникают первые преднамеренные могильники (отдельные погребальные пространства для мертвых), поскольку они свидетельствуют о сознательной похоронной деятельности наших предков. Примитивнейшие варианты захоронения археологи находят на стоянках гейдельбергского человека Сима де лос Уэсос (Испания). Из археологических и палеонтологических записей следует, что это происходило примерно 427 тысяч лет назад.
Но это, видимо, поначалу были не совсем погребения в нашем сегодняшнем смысле слова, а скорее гигиенические акты, когда трупы просто скидывали в яму. Причем намеренно яма никогда не копалась, древние использовали естественные природные углубления. [24]
Так, исследования в карстовой пещере Атапуэрке Сима де лос Уэсос (Испания) показали, что тела умерших их современники целенаправленно сбрасывали в глубокую шахту. Более 4000 окаменелостей показали, что останки принадлежали как минимум 28 индивидам, принадлежавшим к Homo heidelbergensis. Происходило это примерно 400 000—500 000 лет назад. [25] Тщательное исследование окаменелостей показало, что следов порезов на костях, свидетельствующих о каннибализме, на них нет. [26].
Почему же от трупов стали избавляться? Возможно, древние, сами отказавшись от каннибализма, стали прятать умерших в ямах и пещерах, чтобы уберечь их от животных-падальщиков? Вполне вероятно.
Но не менее вероятно, что предки наши, удаляя мертвых от мест своих стоянок, таким образом старались защитить себя от распространения болезней. Ведь вполне возможно, что внезапно умершие в племени люди болели какими-нибудь смертельными болезнями, и избавляясь от их останков, племя тем самым пыталось защитить остальных от заражения. В данном контексте появление у Homo heidelbergensis обычая сбрасывать трупы в специально отведенные места – потаенные ямы, пещеры, возможно, говорит о гигиенических целях, желании предотвратить распространение инфекции.
Не исключено, что наши далекие предки стали замечать, что даже простое соприкосновение с трупом могло привести к внезапному заражению и смерти. Самым эффективным и в то же время самым простым средством обеззараживания стало захоронение.
Размещение мертвых в специально отведенных для этого пещерах и ямах, достаточно удаленных от мест стоянок и охоты племени, пока нельзя назвать погребальной деятельностью в полном смысле этого слова. Но важно, что погребальные ямы или погребальные тайники безусловно появляются. И таким образом от умерших избавлялись вплоть до ранних популяций Homo sapiens и Homo neanderthalensis.
Как видим, находки в Сима-де-лос-Уэсос указывают на то, что «санитарные погребения» появились около 500.000 лет назад, и продолжали существовать вплоть до 120 000 лет до н. э. Археологам не удается обнаружить каких-либо сдвигов в погребальной деятельности этого периода. Но уже приблизительно в период 90—100.000 лет до н.э. возникают факты, позволяющие с некоторой долей вероятности полагать, что появились первые погребения той разновидности, которая обычно именуется ингумацией, хоть и простейшей. Создаются преднамеренные пространства в пещерах и ямах, или выкапываются неглубокие ямы, в которых помещают труп и накрывают его— землей или камнями. Правда, местами и временами наряду с этой новой практикой погребения можно увидеть и следы обработки частей тел, освобождения костей от мягких тканей (экскарнация) и каннибализма. Но все же фундаментальной частью обращения Homo sapiens и Homo neanderthalensis со своими умершими становится практика простого захоронения (ингумация).
3.4 Средний Палеолит. Homo sapiens (100.000—70.000 тыс л.н)
Самые ранние захоронения, принадлежавшие Homo sapiens, обнаружены археологами на Ближнем Востоке, куда переселились наши предки, впервые покинув Африку [27].
«Архаичный» скелет, относящий к виду Homo sapiens, был найден Израиле в пещере Схул 9. [28]. И самые старые предполагаемые захоронения в Африке датировкой 74 000 и 68 000 лет назад были найдены в пещере Бордер Кейв (Южная Африка) и в Тарамсе (Египет).
Схул Израиль.
Полное название пещеры Мугарет-эс-Схул, но обычно ее называют сокращенно – Схул. Находится она на склоне горы Кармел. Раскопки, которые велись здесь в 1920-х и 1930-х годах, дали очень интересные результаты. Пещера была заселена в период среднего палеолита, 200—45 тыс. лет назад. Здесь археологи обнаружили останки десяти особей – 7 взрослых и 3 детей, а также изолированные фрагменты костей, позволяющие сделать вывод, что всего здесь захоронено 14 индивидов.
Эти находки Артура Кита и Теодора Мак Кауна [29] первоначально были классифицированы как Palaeoanthropus palestinensis (потомок гейдельбергского человека), но в настоящее время антропологи пришли к выводу, что найденные останки принадлежали раннему Homo sapiens [30]. В это время здесь жили сапиенсы. Это были представители «первой волны» выходцев из Африки.
Останки как минимум четырех особей из обнаруженных десяти были полными или почти полными, и в отношении их можно говорить о сознательном захоронении. Однако нет никаких видимых причин, по каким оставшиеся шесть скелетов, хотя и сильно разрушенные, не могут также рассматриваться как захороненные. Если это так, то по меньшей мере десять особей были погребены в пещере между 100 000 и 130 000 лет до н. э. К такому выводу ученые пришли на основании датировок зубов и костей, а также датировки сожженных кремней [31].
Хотя все еще ведутся споры, можно ли считать обнаруженные в пещере останки формальными захоронениями, были могильные ямы естественными или искусственно вырытыми.
Но ведь идентификация погребений зависит от сохранности частей скелетов и костей. То есть, если бы тела сбросили в пещеру (или гоминиды умерли здесь своей смертью), возможность сохранения скелетов была бы весьма маловероятной. Некоторые ученые считают, что обнаруженные в Схул останки четырех особей (под номерами I, IV, V и IX) лежали в искусственных вырубках. Хотя, по-видимому, это были простейшие ингумации— тела положены в неглубокие ямы [32].
Также вполне вероятно, что найденные в пещере раковины моллюсков были связаны с захоронениями в Схул 2. Просверленные раковины Nassarius (Plicarcularia) gibbosulus использовались в качестве личных украшений с датировкой 100—135 тыс. л.н. – можно сказать, что это самые древние в мире украшения, по крайней мере, из обнаруженных в настоящее время.
Редкий для среднего палеолита пример преднамеренного захоронения обнаружен также в пещере Кафзех [33].
Кафзех Израиль
В результате раскопок в 1930-х, 1960-х и 1970-х годах в пещере Джебел Кафзех, неподалеку от Назарета, в Израиле были обнаружены полные или почти полные останки 13 древних людей, классифицируемые как Homo sapiens. При этом пять почти полных скелетов были найдены в ходе более ранних раскопок (Кафзех 3—7), а восемь – во время более поздних (Кафзех 8—15). Кроме того, здесь же был обнаружен ряд изолированных останков (Кафзех 1—2, 16—22), что позволяет сделать вывод, что всего в пещере Кафзех были захоронены в свое время 25 человек.
Все останки гоминидов относятся к среднему палеолиту и датируются 90 000—100 000 лет до н. э. Археологические слои, в которых находились могилы, содержали кости и каменные орудия. Их скопления довольно однородны, из чего можно сделать вывод, что в описываемое время здесь располагался не лагерь общего назначения, а специфическое место для конкретных задач, в частности, для захоронений [34].
Но история Кафзех на этом не кончалась. В течение всего среднепалеолитического периода древние люди продолжали пользоваться этой пещерой. И следы их пребывания, сохранившиеся в различных археологических слоях, говорят о том, что теперь пещера использовалась просто для жилья, утратив свою погребальную функцию. Вероятно, с течением времени обитатели пещеры стали хоронить умерших в другом месте. Но, очевидно, память о старых захоронениях сохранилась, и селились в ней уже неохотно. В верхних археологических слоях все реже встречаются очаги и следы костров [35].
Но вернемся к захоронениям пещеры. Останки по крайней мере шести гоминидов представляются официально захоронными (это номера 8—11, 13 и 15). Самым ярким примером преднамеренного погребения является двойное захоронение – взрослого и ребенка (номера 9 и 10). Ребенок лежал у ног взрослого, возможно, он был захоронен вместе с матерью. [36] Отчетливо распознается прямоугольная могильная выемка размером примерно 1,4 × 0,5. В обустройстве детского погребения под номером 11 были использованы 40-сантиметровые каменные блоки. Ими обложены края могилы. Стены могильной ямы укреплены принесёнными плитами известняка, одна из которых закрывала погребение сверху. Сама яма представляет собой совершено намеренно расширенное и выровненное углубление. У скелета поверх скрещённых на груди рук располагались крупные рога лани, а также обожжённые осколки скорлупы яйца страуса. В захоронении есть куски охры, отсутствующие в окружающих отложениях [37], явно привнесенные сюда сознательно. В похожих условиях погребён и индивид под номером 8. В его могиле нет костей животных, [38], скелет обильно посыпан охрой [39]. По меньшей мере 84 фрагмента охры были извлечены из слоев XXIX—XVII, [40], что еще более свидетельствует о сознательном использовании пигмента в пещере.
Все это служит доказательством того, что могилы были вырыты специально, чтобы положить в них тела, то есть является свидетельством преднамеренной ингумации в среднем палеолите.
Homo sapiens (70.000—40.000 тыс л.н)
Пещера Бордер Кейв, Южная Африка.
Интересные открытия преподнесла археологам и Южная Африка. Здесь в пещере Бордер Кейв (Border Cave), [41] были найдены анатомически современные скелеты Homo sapiens (BC1, 2, 3 и 5) вместе с каменными орудиями труда и обломками сколов. Так, был обнаружен частично сохранившийся череп взрослого человека примерно тридцати лет и скелет младенца примерно трех месяцев. Кроме того, найдено много скелетных фрагментов взрослых людей, дающих основание предполагать, что это останки по меньшей мере пяти взрослых гомининов. Фрагментарные части взрослого черепа (BC1) (возможно, женский череп) и частичный скелет 3—6 месячного младенца найдены в отложениях среднего каменного века, человеческие останки датируются между 70 000 и 80 000 л.н.
Здесь видна практика формальной ингумации младенца. Могильный разрез был неглубоким (~24 см в глубину), ~38 см в длину и ~30 см в ширину. Кости имеют красно-коричневую окраску, вероятно, от охры. В захоронении была также найдена перфорированная раковина семейства конусов-Conus. Вполне возможно, раковина попала в погребение младенца как его личное украшение, или же как погребальный инвентарь. [42].
Тарамса, Египет.
В Южном Египте археологами обнаружено захоронение анатомически современного ребенка. Место, где он был обнаружен, представляет собой холм из булыжников толщиной 4 метра, который получил название Тарамса 1. Раскопки здесь ведутся с 1989 года [42].
Холм представляет собой изолированный рельеф. В течение всего периода среднего палеолита здесь велась систематическая добыча кремниевых камней для изготовления орудий, о чем свидетельствуют многочисленные ямы и траншеи. [44]. В яме размером 5м × 4м и глубиной 1,2 м и был обнаружен скелет ребенка. Предполагается, что возраст захоронения – примерно 50 000—60 000 лет до н. э., что согласуется с каменными орудиями, обнаруженными там же.
Ноги ребенка и левая рука были согнуты. Анатомически скелет соответствовал современному ребенку и был отнесен к Homo sapiens. Было отмечено сходство черепа младенца с черепом молодой представительницы гоминидов из пещеры Кафзех 9, а также с более поздними палеолитическими популяциями Северной Африки [45].
Можно ли рассматривать погребение ребенка из Тарамсы как преднамеренное? Археологи, первыми обнаружившими его, отвечают на этот вопрос положительно. При этом они руководствуются согнутым положением скелета и окружающими его каменными орудиями. Тело положили на край ямы и прикрыли камнями. [46].
Однако если формальное захоронение определяется как трехэтапный процесс, (раскопка ямы, помещение в нее тела и покрытие его землей), то находка в Тарамсе не может быть определена как преднамеренное захоронения. Специально яма не копалась, а естественных ям и шахтных траншей здесь изначально было много. И, вполне вероятно, труп могли просто бросить в эту яму. Если это так, то можно формально назвать захоронение погребальным тайником и отнести его к санитарным погребениям. Но, безусловно, все формально- преднамеренные захоронения изначально возникали и развивались из таких вот санитарных погребений (без выкапывания ям, укладки в них трупов и засыпания сверху землей). [47] Санитарные погребения постепенно уступали место преднамеренным захоронениям.
Неандертальцы (150.000—30.000 лет н.)
С ранними сапиенсами все ясно, а как относились к своим умершим неандертальцы? Не все неандертальские (мустьерские) погребения являются предметом рассмотрения в данной книге. Мы рассмотрим лишь ограниченную часть темы—наиболее интересные примеры, дающие нам возможность рассмотреть морфологию и развитие преднамеренного погребения, объяснить причины появления погребальной практики в столь раннюю эпоху, рассмотреть ее формы и содержательные моменты, а также фактические отличия от погребений позднего и среднего палеолита.
Эль-Сидрон – это карстовая пещера, расположенная в регионе Астурия на севере Испании. В ней были обнаружены скелетные останки 13 неандертальцев, которым уже более 40 000 лет. Специальный анализ (на основе митохондриальной ДНК) подтверждает гипотезу, что эти 13 особей представляют собой семейную группу, причем все мужчины этой семьи кровно связаны друг с другом, а женщины были «пришлыми». ДНК одной из женщин, а также юноши и младенца совпали, что дает основание предположить, что это останки матери и ее детей.
На костях нет следов зубов плотоядных животных, но они сильно раздроблены и имеют следы порезов, сделанных каменными орудиями. Скорее всего, обитатели пещеры подверглись нападению другой группы неандертальцев, и, по-видимому, были каннибализированы. Об этом говорит и тот факт, что некоторые кости были вскрыты – это всегда делалось с целью получения костного мозга. Вскрытыми оказались (вне сомнения, с той же целью) и некоторые черепа. Другими словами, вещественные доказательства, найденные в пещере Эль-Сидрон, свидетельствуют: 40 000 лет назад неандертальцы не возражали против того, чтобы закусить своими противниками или просто более слабыми соплеменниками.
Останки, найденные на неандертальской стоянке в Крапине (Хорватия), выглядят примерно так же. Обнаруженные здесь человеческие кости были расколоты, некоторые – обожжены, и лежали вперемешку с точно так же раздробленными костями животных [48]. При этом на человеческих костях нет следов зубов падальщиков, зато много царапин и порезов, какие остаются обычно от каменных орудий. В том числе они присутствовали и на некоторых черепах. Однако отметины на черепах еще не указывали на удаление мозга, поскольку черепа остались не вскрытыми. В результате исследования фрагментарных и резаных останков, ученые пришли к выводу [49], что каменные орудия использовались не для вскрытия костей, а для отделения от них плоти. Но самое интересное: не исключено, что затем эти кости были захоронены! [50] На это указывает количество сохраненных частей скелетов. Они могли сохраниться только при условии, что были захоронены вскоре после смерти. Правда, остается неизвестным, как выжившие поступили с отделенной от костей плотью, но ученые склоняются к мысли, что каннибализм в Крапине отсутствовал [51].
На стоянке Крапина были также найдены восемь орлиных когтей, которые, вероятно, носили как украшения.