bannerbanner
Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества
Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества

Полная версия

Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 10

Эти глиняные фигурки людей и животных появились в период японского неолита (культура Дзёмон, с 13000 по 300 лет до н.э.). Именно они дали название целой эпохе. Обжиг догу, так же как и глиняной посуды, осуществлялся в ямах, на дне которых разводился костер. Температура его достигала всего 600—800° градусов, в связи с чем керамические сосуды страдали повышенной хрупкостью.

Сосуды, прошедшие низкотемпературный обжиг, были не очень удобны для хранения в них воды, поскольку теряли за ночь до 10% налитой в них жидкости. В конце Дзёмон технология обжига усовершенствовалась, и потери снизились. К тому же поверхность сосудов стали покрывать красной охрой и использовать технику лощения, когда поверхность керамического изделия полируется до блеска, что тоже сказалось на ее прочности положительным образом.

Как показывает радиоуглеродный анализ, самым ранним из обнаруженных фрагментов японской керамики никак не менее 13 тыс. лет. До недавнего времени эту керамику высокоразвитой культуры дзёмон японских охотников-собирателей, существовавшей почти 13 000 лет назад, считали самым ранним образцом керамики в мире.


Однако за последние десять лет в Азии были обнаружены свидетельства еще более древних традиций изготовления керамики. Исследования в пещере Ючаньань в провинции Хунань приводят к мысли, что древнейшая китайская керамика появилась еще раньше японской —14—15 тыс. лет назад. [Radiocarbon dating, 2009]. Затем в ряде памятников на востоке России и в Сибири были найдены керамические фрагменты возрастом от 14 000 до 16 000 лет [4]. Но и это было еще не все.

Изучение осколков горшков и связанных с ними останков, найденных в пещере в Даосянь на юге Китая, указало на еще более раннюю, просто невероятную датировку— примерно 18 000 лет назад! Позже оказалось, что и это не предел. Находка обломков керамических горшков в пещере Сяньжэньдон на юго-востоке Китая (провинция Цзянси), сделанная в 1993 году, убедительно свидетельствует об этом. Исследования этой керамики китайскими, американскими и немецкими учеными показали, что она была изготовлена 20 тысяч лет назад! Это подтверждает радиоуглеродный анализ обнаруженных в пещере керамических черепков. Такой метод определяет их возраст как 20 000 – 19 000 лет. То есть находки в Сяньжэньдон на 2000—3000 лет старше, чем другие керамические изделия, найденные в Восточной Азии и в других местах. Значит, керамика появилась и использовалась за 10 тысячелетий или более до появления сельского хозяйства. Удалось установить, что гончарные изделия, обнаруженные в пещере, были выполнены охотниками-собирателями, жившими во время максимального объема ледникового периода.

При исследовании керамики Дзёмон возникает вопрос: была ли она следствием влияния со стороны китайского материка или зародилась на острове независимо от соседа? Китайское влияние вполне возможно, поскольку в то время у Японии имелись весьма тесные контакты с материком. Во всяком случае, распространение керамики на Японских островах началось с северо-западного Кюсю, т. е. с территории, наиболее подверженной континентальному влиянию. Но я также не исключаю, что в Японии могла зародиться самобытная культура изготовления керамики независимо от континентального центра, так сказать, на пустом месте. Для этого просто должны были возникнуть определенные условия. В частности, если на японских островах получили распространение болезни эпидемического характера, то популяция, чтобы выжить, начала в ускоренном режиме искать средства противодействия, что и привело к прогрессивным изобретениям. Переход на керамику и употребление значительной части пищи в вареном виде должны были и защитить от болезни, и положительно сказаться на продолжительности жизни человека, поскольку уменьшали опасность инфекции. Подтверждением этой гипотезы может служить и тот факт, что возникновение гончарного производства и переход к производящему типу сельского хозяйства в Японии отстояли друг от друга примерно на 12 тыс. лет. То есть потребность в керамике возникла раньше, еще в доземледельческий период Дзёмон.

Проблема изучения керамики заключается в том, что на протяжении долгого времени среди ученых бытовало устоявшееся мнение: что глиняные сосуды появились после того, как человечество перешло к сельскому хозяйству. Однако первобытный человек – охотник- собиратель еще не думал о запасах пищи, а керамикой уже пользовался, что подтверждают найденные керамические сосуды в верхнем палеолите. Для чего же тогда использовались глиняные горшки? Следы от ожогов, и черные подпалины на внешней поверхности осколков горшка дают основание предположить, что сосуд нагревали на огне, и означают, что керамика использовалась для приготовления пищи, и поначалу, видимо, только для этого [5].

Скорее всего, охотники-собиратели варили в ней улиток и ракушки, кипятили кости животных, а также другие продукты животного и растительного происхождения.


Как уже говорилось, прочную керамическую посуду научились делать далеко не сразу. На это ушло не одно столетие. То есть из керамической посуды ели, в керамических сосудах хранили запасы пищи, но для того, чтобы варить в керамике еду, надо было сделать эту керамику достаточно огнеупорной, чего удалось достичь около 20 000 лет назад. Только тогда керамические сосуды стали действительно термостойкими. И это открыло нашим предкам широкие возможности в организации своего питания. Доисторические кастрюли были очень важны для приготовления продуктов животного происхождения. Древние люди ели мясо или сырым, или обжаренным на костре, когда оно, едва ли не обуглившись сверху, внутри все равно оставалось полусырым. Теперь появилась возможность мясо варить. Исследования липидных биомаркеров, содержащихся в пищевых остатках, свидетельствуют, что этой возможностью древние воспользовались в полной мере. А вот прямых доказательств переработки растений в доисторической керамике долгое время получено не было, хотя это позволяло использовать в пищу несъедобные в сыром виде и даже токсичные растения.

Тем не менее международной группе учёных удалось выяснить, когда именно люди начали термически обрабатывать растительную пищу в керамической посуде. Поиски привели их в Северную Африку, в Сахару. Для нас сегодня Сахара – выжженная пустыня, но такой она была не всегда. Еще 10—12 тысяч лет назад она представляла собой зелёную саванну с целой сетью озер и рек— то есть место, весьма благоприятное для жизни. И уже тогда древние жители Сахары пользовались качественной керамикой и обрабатывали в ней растительную пищу. Об этом свидетельствуют находки ученых в двух пещерах ливийской Сахары— Уан Афуда и Такаркори. Грот Такаркори использовался древними людьми в течение 5 тыс. лет. Здесь сохранились обогревшие части растений и множество пыльцы: рогоза, фикуса, кипариса, кассия и ряда злаковых. Органические останки на черепках керамической посуды были подвергнуты специальным тестам. Анализ их химического и изотопного состава показал, что на 29 черепках из Такаркори имелись следы животных жиров, однако 38 осколков явно хранили остатки вареных растений. Сходная картина была обнаружена и в пещере Уан Афуда. Если судить по соотношению стабильных изотопов углерода, древние обитатели ее активно употребляли в пищу злаки, а также водные растения. Таким образом был получен комплекс доказательств: следы на посуде, обгоревшие фрагменты и археоботанические данные о том, какие растения имелись в то время в Северной Африке. Все они однозначно указывали на одни и те же виды растений, и эти растения явно использовались в пищу. Таким образом, в Северной Сахаре растительную пищу готовили в керамике как минимум десять тысяч лет назад. И судя по результатам исследований, растительная пища даже преобладала над животной. Последнее обстоятельство делает северо-африканские находки вообще уникальными [6].

Через освоение производства керамики проходили все люди Земли, достигшие в своем развитии уровня неолита. Только немногочисленные племена, которые застряли в верхнем палеолите, так и не достигли уровня обжига глины до керамики. Хотя охотники-собиратели все же изготовляли примитивные горшки из глины, сушили их на солнце, затем обкладывали внутри и снаружи соломой, затем поджигали. Любое общество, достигшее в культурном развитии неолита, на каком-то этапе совершенствовало технологии обжига глины, и возникало гончарное производство.

Давайте посмотрим, как появилась керамика в разных географических местах. Все ранние находки керамики, обнаруженные на многочисленных стоянках в Ливане и Сирии, относятся ко времени, когда уже получает распространение сельское хозяйство и одомашнивание животных. (ок 10000—11.000 л.н). В плодородном Полумесяце самая ранняя найденная керамика была изготовлена 8500—8000 л.н., в так называемый керамический неолит, в период позднего неолита.

В Телль-эль-Керхе, в долине реке Балих (Сирия) многочисленные неолитические поселения располагались вдоль реки Балих (южный приток сирийского Евфрата) с конца 8-го тысячелетия до н. э. Помимо гончарных изделий, археологами найдены здесь многочисленные фрагменты хорошо сделанных алебастровых и мраморных чаш, множество кремниевых и обсидиановых орудий и фигурки из глины и известняка [7].

Ранняя керамика найдена также в поселении неолита Амуке (Турция). Она была сделана около 8000 л.н.

Более поздняя керамика, обнаруженная в других местах— Месопотамии (Ирак), Леванте (Ливан, Израиль, Иордания), Загросе (Иран), Анталии (Турция) относится к неолитической культуре и датируется ~8000 —6000 л. н. (самое начало медного века). Рассмотрим их подробнее.


Месопотамия: (Умм Дабагия, Хассун, Халаф, Самарра, Убейд)

Умм Дабагия располагалась на севере нынешнего Ирака. Поселение было небольшим, в нем насчитывалось всего шесть семей. Дома сооружались четырехугольными, со складами, следы которых прослеживаются. В домах найдены следы росписи на стенах, аналогичные обнаруженным в Чатал хюйюке. Сельское хозяйство и скотоводство были, по —видимому, очень бедными, так как климат здесь довольно засушливый. Основным источником средств к существованию скорее всего служила охота. Керамика присутствовала в изобилии около 8200—7900 л.н.

Хассунская культура относится к керамическому неолиту Северного Ирака. Здесь были впервые обнаружены осколки керамики датировкой ок. 7900—7200 л.н. (Хассуны). Керамика в основном украшена геометрическими фигурами, но на нескольких черепках обнаружены изображения козлов.

Самаррская культура в Ираке обнаружена в поселении – Телль-эс-Савван (as-Sawwan). Здесь впервые найдены (ок. 7500—6500 л.н.) осколки типичной самаррской керамики— монохромной, расписанной стилизованными фигурами животных и птиц, а также геометрическими рисунками.

Халафская культура (керамика ок. 7200—6200 л.н.) была расположена на границах трех государств – в Северном Ираке, на юго-востоке Турции и Сирии. Первые образцы ранее неизвестной халафской керамики были обнаружены в 1908 г. Джоном Гарстангом на памятнике Сакче-гёзю [8] радиоуглеродный образец Телль-Халафе указывает на дату около 5600 года до н. э. (ок.7600 л.н.)

Небольшие поселения халафской культуры располагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами, иногда на каменном фундаменте, с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками, иногда с печами, очагами, в том числе для обжига керамики. Некоторые здания, возможно, предназначались для ритуальных целей, в одном из них было найдено большое количество женских статуэток. Имевшиеся также круглые здания представляли собой, вероятно, просто жилые дома.

Основой хозяйства служили земледелие и скотоводство. Земледелие зависело от природных осадков, ирригация не использовалась. Здесь выращивали пшеницу, ячмень и лён. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна пшеницы и ячменя, кости домашних животных (коров, овец, коз, собак и др.), а также многочисленны орудия из кости. Что касается керамики, то особый гончарный стиль халафской культуры заключается в использовании более двух цветов (называемых полихромными), а также геометрических и животных мотивов. Но изготавливалась также нерасписная и лощёная керамика. Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, причем все антропоморфные фигурки изображают женщин. Погребения халафской культуры характерны тем, что умерших хоронили в грунтовых ямах в скорченном положении на боку. Имеются и факты кремации. Младенцев часто хоронили в сосудах под полом построек. Провожая умерших в загробный мир, родственники и соплеменники оставляли в могилах предметы, которые, на их взгляд, могли понадобиться там покойным – посуду с пищей, украшения, магические фигурки. Медь в поселениях халафской культуры также была известна, но не использовалась для изготовления инструментов. (Halaf & Arpachiya)

Убейдская культура в Южном Ираке охватывает следующие примерные временны́е рамки – 6-е -начало 4-го тысячелетия до н. э. Ранние убейдские фазы синхронны поздненеолитическим культурам Северной Месопотамии (Хассуна-Самарра, Халаф), и, видимо, сформировалась под влиянием самаррской культуры.

Отличительной чертой культуры Убейда является ее керамика (ок. 6500 л.н) – расписная, монохромная, цвета буйволовой кожи и других оттенков (в зависимости от обжига). Многочисленные примеры этой керамики были найдены вдоль Персидского залива, вплоть до Дилмуна (Бахрейн). Такая же керамика была найдена у цивилизаций, населяющих долину Инда. На керамических предметах начали изображать стилизованных животных, здесь же было обнаружено первое изображение повелителя (или царя) животных. Это был отдельный мотив в древнем искусстве, изображавший человека между двумя противостоящими животными. Он был очень распространен в искусстве Древнего Ближнего Востока и Египта в более поздние периоды.


Джармская культура – археологический памятник неолита, расположенный в современном Ираке у подножия гор Загрос. Периоду расцвета соответствуют 6200 – 5800 гг. до н. э. Поселение состояло из 25 глинобитных сооружений на каменном основании. В них постоянно проживали около 150 человек. Керамика культуры очень простая, ручной работы, с толстыми стенками. Кроме посуды из глины изготавливались зооморфные и антропоморфные фигурки.


Загрос: датировка керамики ок. 8200—6000 л.н. (Ганджи-Даре и Тепе Сараб)

Ганджи-Даре– еще одно поселение эпохи неолита. Самое древнее поселение, сохранившееся на этом месте, существовало около 10 000 лет назад [9] и оставило нам самые ранние свидетельства одомашнивания коз в мире [10]. Что касается растительных одомашненных культур, найденных на этом участке, то это прежде всего двухрядный ячмень [11]. Стоянка Ганджи-Даре была впервые раскопана канадским археологом Филипом Смитом в 1960-х и 1970-х годах, на территории Иранского Курдистана, в центральной части горного массива Загрос. В Ганджи-Даре просматриваются две ранние керамические традиции. Одна из них основана на использовании глины для статуэток и небольших геометрических фигурок, таких, как конусы и диски. Они датированы ок. 7300—6900 до н. э. Другая керамическая традиция возникла в результате использования глины для сосудов.

Для неолитического поселения Тепе Сараб (провинция Керманшах, Иран) характерны каменные орудия и гончарные изделия. Здесь была обнаружена богатая коллекция необожженных глиняных женских фигурок, а также фигурок собак и овец.


Левант (Ливан, Израиль, Иордания, Палестина):

Поселение Библ (Ливан) расположено примерно в 42 км к северу от Бейрута. Оно привлекательно для археологов из-за последовательных слоев мусора, образовавшихся в результате многовекового проживания здесь людей. Впервые раскопано Эрнестом Ренаном в 1860 году. Место было заселено в период до-керамического неолита «B», приблизительно с 8800 по 7000 год до нашей эры. На этом месте сохранились неолитические остатки некоторых зданий. Из рыбацкой деревни в раннюю городскую форму поселение перешло в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Найденная здесь керамика была произведена приблизительно 8000—6000 л.н


Ярмукская культура (керамика датирована ок. 7500—7000 л.н) образовалась в долине рек Иордан и Ярмук (Израиль, Иордания, Палестина), и получила свое название от реки Ярмук, которая протекает вблизи археологического памятника Шаар ха-Голан.

Для ярмукской культуры характерен смешанный тип хозяйства. Основными занятиями населения были рыболовство, земледелие и охота. За время раскопок было обнаружено около ста предметов искусства, включая гальки с выгравированными на них изображениями и маленькие статуэтки из камня или глины.

Это одна из первых керамик в истории Израиля, дающая начало эпохе керамического неолита. Судя по керамике из Шаар-ха Голана, можно предположить, что все керамические предметы ярмукской культуры были качественно обожжены и отличались разнообразием. Но при этом мы ничего не знаем о том, как возникла традиция ее изготовления. У многих сосудов уже есть плоское донце, благодаря которому они могут стоять прямо. К тому же у некоторых из них появляются ручки-налепы и обычные петлевидные ручки, с помощью которых их можно было нести или подвешивать. Носители ярмукской культуры умели делать кувшины, сосуды с круглым горлышком, миски, глубокие чаши, маленькие открытые тарелки и сосуды со стянутым горлом. Многие из этих керамических изделий были украшены простыми геометрическими орнаментами. И резные, и нарисованные орнаменты наносились до обжига. Чаще всего встречается орнамент «елочкой», образующий зигзагообразные линии. Иногда на поверхность сосуда при помощи красной краски наносились несколько линий. Часто их размещали рядом с резным орнаментом. В целом эти изделия сильно отличаются от характерных для иерихонской керамической индустрии и лишь отдаленно напоминают сосуды, изготовленные носителями прибрежной культуры Ливан Библ [12].


Иерихон IX – (ок. 7400—6800 л.н). Иерихон расположен на 250 метров ниже уровня моря в долине Иордана, недалеко от северной оконечности Мертвого моря. Иерихон был заселен многие тысячелетия со времен натуфийской культуры (ок. 10.000 л.н) и является одним из самых ранних и непрерывных поселений в мире. Иерихонская община была одной из первых, ставших оседлыми и освоившими сельское хозяйство для обеспечения своего существования. Археологами в поселении было обнаружены ранние свидетельства поклонения предкам. Раскопки древнего Иерихона проводились британской экспедицией под руководством Кэтлин М. Кеньон в 1952—1958 гг. [13].

Чтобы добраться до 9 уровня раскопок— Иерихон IX, где впервые была обнаружена керамика, нужно была пройти один за другим все предыдущие слои. Самый верхний слой соответствовал мусульманскому периоду (с XIII по XIX в) и был представлен захоронениями. Глубже под ним лежал византийский слой (400—600 г); за ним шел римский период (I в. до н.э-II век н. э.), ниже располагался античный слой (IV век до н. э.); затем древнеиудейский (928 – 586 гг. до н.э.), период с обломками аттической посуды железного века; еще ниже лежал израильский период (XI – VIII вв. до н.э.); затем поздне-ханаанейский период (1400 – 1250 гг. до н.э.) со внешними и внутренними городскими стенами; еще ниже —городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о «иерихонских трубах». В начале третьего тысячелетия до нашей эры город был защищен мощными укреплениями. Монументальные руины этих укреплений бронзового века, все еще видимые после их окончательного разрушения около 1550 года до н. э., возможно, вдохновили библейских авторов на рассказ об Иисусе Навине, когда Иерихон был назван одним из главных городов, завоеванных израильтянами (Иисус Навин 6). Все же отождествление Иерихона IX с библейским Иерихоном было бы спорным, так как это место едва ли было заселено в конце позднего бронзового века, и когда в то время «стены рухнули», скорее всего, город уже пустовал.

Древнеханаанейские (2-е тысячелетия до н. э) остатки города представлены домами и внешней и внутренней городскими стенами, а также захоронениями позднего халколита (IV – III тысячелетия до н. э.), затем следующие 2000 лет заселение было редким и, возможно, прерывистым. Когда археологи дошли до глубины, соответствующей 5500—5000 гг. до. н.э., была найдена первая примитивная керамика.

Ниже 9-го слоя был обнаружен неолитический период земледелия и разведения домашних животных, но без гончарного производства, так называемый период до-керамического неолита (8400—7300 до н. э.). Дальнейшие раскопки в 1954 г. достигли слоев до-керамического неолита Б и нижележащих слоев PPNA, вплоть до мезолита.


Керамика культуры Вади Рабах (датирована ок. 6800—6200 л.н) была обнаружена в долине реки Иордан (на границе Израиля и Иордании). Она относится к позднему неолиту и раннему медно-каменному веку.

Керамика Анталии: ок. 8000—6000 л.н.

Чатал Хююк, (Çatal Höyük), неолит. Можно сказать, что жители Чатал-Хююка, как и представители многих других культур, прежде чем прийти к гончарному делу, прошли стадии выращивания одомашненных сельскохозяйственных культур (пшеницы, ячменя и гороха) и содержания домашних животных.

Джанхасан (Can Hassan) – археологический памятник в 13 км к северо-востоку от турецкого города Караман в провинции Конья. Здесь были обнаружены остатки архитектурных сооружений, и керамика.


Хаджила́р (Hacilar) – стоянка эпохи неолита на юго-западе Турции, в 25 км от Бурдура. Дома в Хаджиларе составляли группы, окружающие внутренний двор поселения. Каждое жилище было построено на каменном фундаменте для защиты от воды. Стены были сделаны из оштукатуренного дерева или необожжённого глиняного кирпича, скреплённого известковым раствором. Внутри дома плоскую крышу поддерживали деревянные столбы. Внутренние стены были покрыты штукатуркой и кое-где покрашены. Углубления в стенах были использованы в качестве шкафов. Кухни располагались отдельно от жилых комнат, а верхние этажи использовались под зернохранилища. В домах Хаджилара не было обнаружено никаких дверных проемов. Вполне возможно, что вход был только с крыши [14]. В поселении было развито сельское хозяйство. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, горох. Сельчане занимались разведением животных, о чем говорят найденные кости крупного рогатого скота, свиней, овец, коз.

Керамика из Хаджилара имеет сходство с керамикой Халафской культуры примерно того же периода. Есть сходство и в их фигурках.


Еще один археологический памятник на юге Турции— Мерсин (Mersin), современное название Юмюк-Тепе (Yumuk Тере), представляет собой остатки поселения эпохи неолита и энеолита (7—2 тыс. до н. э.). Раскопки здесь производились в 1937—1939 и 1946—1947 гг. под руководством английского археолога Дж. Гарстанга. Культурный слой имел толщину свыше 25 м. Слои от 19-го и более ранние содержат материалы одной из древнейших известных к настоящему времени неолитических культур, в том числе обсидиановые наконечники копий с прекрасно обработанной в технике отжимной ретуши поверхностью и открытые сосуды с горизонтальными продырявленными ушками и туловом, определенные участки которого украшены оттисками раковин. Слой 18 содержит больше монохромной неолитической керамики, орнаментированной поясками.


Долина Инда (Пакистан).

Мехргарх – неолитическая стоянка, существовавшая примерно за 7000 -2000 лет до н. э. в Белуджистане, к западу от реки Инд (сегодняшний Пакистан). Самое раннее поселение здесь, по мнению ученых, появилось между 7000 и 5500 годами до н. э. Уже тогда жителям его было знакомо земледелие и животноводство- они выращивали пшеницу и ячмень, разводили коров, коз и овец, опередив тем самым многих своих современников. А вот гончарного дела не знали, хотя оно уже было распространено, и керамической посудой не пользовались. Жили в простых домах из необожженного кирпича. В каждом доме, как правило, было по 4 комнаты. Поселенцы любили украшения. На месте стоянки найдены браслеты и подвески, для которых использовались морские раковины и глазурованные бусины, полудрагоценные камни, в частности, бирюза, в поделках встречается также лазурит. На месте поселения обнаружены фигурки женщин и животных, использовавшихся, по-видимому, в магических целях. Сменилось несколько поколений, прежде чем поселенцы начали производить керамику. Это произошло примерно за 5500 – 4800 лет до н. э. Позже, в период, который можно датировать как 4800 – 3500 лет до н. э., керамики и терракоты становится гораздо больше, причем на изделиях появляются более сложные узоры, а также животные мотивы. По-прежнему встречаются женские статуэтки, только теперь они имеют оригинальные причёски и украшения [15].

На страницу:
5 из 10