bannerbanner
Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества
Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества

Полная версия

Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 10

Ла-Шапе́ль-о-Сен (La Chapelle-aux-Saints), Франция

В 1908 г. в пещере Ля-Шапель-о-Сен во Франции был обнаружен один из первых полных скелетов неандертальца. Именно он оказался лучшим образцом из всех найденных останков. При жизни ему было примерно 40—50 лет. Скелет лежал на спине в прямоугольной яме глубиной около 30 см, ноги его были согнуты, а колени подтянуты к груди. Он был извлечен братьями Амеди и Жан Буиссони в 1908 году [83] из маленькой пещеры Буффиа де Бонневаль. К сожалению, братья не были профессиональными археологами и обращались со своими находками по-дилетантски. Они даже не зарисовали находимые кости и артефакты, и судить о расположении последних можно было только со слов самих братьев. В результате их уникальная находка стала предметом споров на протяжении 100 лет. Было ли это преднамеренное захоронение или все же ослабевший неандерталец сам заполз в небольшую пещерку, лег в обнаруженное углубление и тихо умер там? Многие участники дискуссии придерживались именно такой гипотезы. Археологи сомневались в рукотворном происхождении ямы, полагая, что углубление в 30 см никак не может считаться могилой. Кроме того, слишком твердое основание пещеры потребовало бы от соплеменников умершего (будь у них желание его похоронить) не выкопать, а выдолбить могильную яму, что сделать было весьма сложно не только потому, что требовало больших усилий, но и в силу размеров пещеры: во времена, когда умер неандерталец, она была меньше и ниже. Поэтому исследователи склонялись к мысли, что небольшая по размерам пещера скорее служила «логовом плотоядного» [84], и вполне возможно, что хищник просто затащил свою жертву к себе в нору.

Споры не стихали до тех пор, пока сторонники преднамеренного захоронения, стремившиеся доказать свою правоту, не приступили к повторному изучению места редкой находки. С этой целью в 2011—2012 годах они провели новые исследования как в самой пещере Буффиа де Бонневаль, так и в соседних с ней. При этом в каждой пещерке нашлись орудия неандертальцев и кости животных. Очевидно, соплеменники индивида, останки которого были найдены братьями Буиссони, жили здесь долго, успешно охотились и охотно пользовались любым укрытием. Но настоящий сюрприз ждал исследователей именно в пещере Буффиа де Бонневаль. Здесь были обнаружены останки еще трех неандертальцев – одного взрослого и двух детей (3-х и 10-12-и лет). После этого предположение, что первый найденный неандерталец сам заполз сюда умирать или его затащил сюда хищник, кажется лишенным доказательств. К тому же дополнительное исследование квадратной ямы, в которой покоился первый скелет, показало, что она все-таки была искусственного происхождения. А высокая сохранность останков свидетельствует, что соплеменники очень быстро засыпали могилу, защитив тем самым останки умершего от любых внешних вмешательств.

Интересные результаты дало сравнение сохранности звериных и человеческих костей. Первые практически всегда выветрены, на многих имеются отпечатки зубов хищников и падальщиков, о мало-мальски целых скелетах речь вообще не идёт. Скелет же первого неандертальца был обнаружен целым, в анатомическом положении, с минимальными поверхностными повреждениями (преобладают свежие разломы, появившиеся в процессе раскопок могилы братьями) и без малейших следов зубов. Это еще одно свидетельство того, что умерший был быстро и тщательно закопан, благодаря чему и сохранился почти идеально. [85]


Регурду (La Grotte du Régourdou), Дордонь, Франция

В этой пещере захоронение неандертальца было обнаружено в 1957 году, но прошло еще почти пять лет, прежде чем оно было окончательно раскопано. Останки получили название Регурду 1. Они представляли собой посткраниальный скелет, (то есть скелет, лишенный черепа), который принадлежал взрослому неандертальцу

Могильная вырубка, в которой был помещен покойный, находилась в непосредственной близости от возможного захоронения черепа бурого медведя и его многочисленных костей. Исследователи расценили это как проявление неандертальского медвежьего культа. [86] Над самим неандертальским захоронением был воздвигнут каменный курган. В основании его были выложены многочисленные мелкие камни, а на них все более и более крупные, достигающие 60 см в диаметре. Они никак не могли попасть сюда естественным путем, приходилось признать, что они были принесены в пещеру и уложены над могилой соплеменниками умершего. [87]. О том, что он был сознательно уложен в могильную яму, говорит и то, что скелет неандертальца находился в позе эмбриона. Как считают ученые, он умер 70 000 л. н. Вместе со скелетом неандертальца в могильной яме были найдены две голени бурого медведя.

Очевидно, рукотворные курганы из камней над захоронениями были практикой некоторых неандертальских племен, поскольку схожую параллель мы видим на других стоянках и в пещерах. Найденные в Регурду кости были в очень хорошем состоянии, особенно нижняя челюсть, грудная кость и мелкие кости конечностей, которые редко сохраняются. Верхняя часть черепа, бедренная кость и большеберцовые кости отсутствовали.

Суммируя все эти факты – могильный ров, позу скелета, возведенный курган— исследователи сделали вывод о том, что обнаружен «преднамеренно обустроенный могильник» [88].

Ла-Рош – а-Пьерот La Roche à Pierrot, Сен-Сезер, Франция

Неполный скелет неандертальца Ла-Рош – а-Пьерот был обнаружен на верхнем Шательперонском уровне (археологическая культура позднего палеолита в Западной Европе) в 1979 году. Умерший жил примерно 36 000 л. н. Под действием воды некоторые из останков, в частности, кисти рук, пострадали, но крупные кости и часть черепа сохранились. Останки находились в пределах круглого участка диаметром 70 см, и хотя археологи говорят о том, что умерший, возможно, был намеренно похоронен [89], никаких доказательств этому нет. Даже могильной ямы в ходе раскопках обнаружено не было.


Пещера Спи, Намюр, Бельгия. (Grotte de Spy).

Скелеты гоминидов, обнаруженные здесь во время первых раскопок, были названы Спи1 (Spy I) – предположительно женский, и Спи2 (Spy 2) – молодого мужчины. Они умерли примерно 36 000 лет н. Оба скелета сохранились лишь частично. В статье, опубликованной в журнале Anthropologica et Præhistorica, утверждается, что участники первых раскопок в 1886 году в пещере Спи не верили, что это останки неандертальцев, намеренно захороненных в могилах. Но положение скелетов, безусловно, указывает на одиночные погребения, схожие с обнаруженными в Ла-Феррасси, Амуд и Шанидар [90].


Пещера Кебара, Израиль

Эта пещера на горе Кармель получила известность в связи с тем, что здесь археологами были раскопаны 29 останов гоминид периода среднего палеолита. Как мы уже говорили, существует высокая вероятность того, что останки младенцев подвергаются разрушению с большей скоростью, чем скелеты взрослых. Тем не менее в пещере Кебара большая часть останков принадлежала именно младенцам и детям: восемь в возрасте до 1 года; восемь в возрасте от 1 до 10 лет; один в возрасте от 10 до 20 лет; десять скелетов принадлежали взрослым особям, а возраст еще двух скелетов идентифицировать не удалось [91].

Все они были найдены внутри пещеры, в основном в северной части, и как полагают археологи, это была зона захоронения. Именно здесь, недалеко от северной стены были обнаружены хорошо сохранившиеся останки младенца (Kебара-1) [92]. Они находились на очень небольшом участке рядом с зубом носорога [93]. Правда, прямых доказательств того, что он был намеренно похоронен, нет, но археологи склоняются к такому мнению.

А вот раскопки могильного разреза взрослого неандертальца (Kебара-2), останки которого, также как и останки еще четырех особей были найдены в центральной части пещеры, дают все основания говорить о преднамеренном захоронении [94]. Умерший был помещен в специально вырытую яму, границы которой резко отличались по цвету от внешних отложений почвы [95].

Большая часть останков была найдена в самых древних мустьерских слоях пещеры, то есть обитатели ее умерли примерно за 60 000 лет до нашей эры. Пещера была населена в период с 60-и до 48-и тыс. лет назад. Люди среднего палеолита, здесь обитавшие, находились в пещере зимой, весной и в начале лета. Они разводили костры, используя их не только для обогрева, но и для приготовления пищи.

Вероятно, жарили мясо (в пещере были обнаружены кости животных), но точно известно, что жарили дикие бобы.


Пещера Амуд Израиль

В этой пещере на севере Израиля во время раскопок в 1960-х годах [96] исследователи обнаружили останки еще 16-ти неандертальцев. Они были найдены в слоях среднего палеолита, то есть им примерно 45 000 лет. К сожалению, большинство из них очень фрагментарны, обычно представлены только одним скелетным элементом. Но три скелета – Амуд I, 7 и 9 – достаточно полные и позволяют предположить, что они были похоронены. В первую очередь об этом говорит хорошая сохранность мелких и хрупких костей, хотя большинство останков принадлежат молодым особям, у которых эти кости обычно сохраняются плохо. Консервация их возможна только при немедленной засыпке землей после смерти, то есть при целенаправленном захоронении. И все же сомнения остаются по Амуд I, который был найден в 4 метрах от стены пещеры, лежащим на левом боку в согнутом положении [97]. Мнения исследователей о нем разделились. Скептики считают, что он мог быть засыпан естественными отложениями.

Что касается другого Амуд-7 (младенец, предполагаемый возраст 10 месяцев), скелет удивительно полный, на нем отсутствуют следы зубов животных и порезов, что можно считать убедительным признаком преднамеренного захоронения [98]. Даже главный критик в этом вопросе Гарджет признает: «Консервация и сохранность костей, подобная Амуд-7, встречается редко, а естественное обрушение породы, которое могло засыпать труп, требует сочетания сложных условий», и должно было случиться за короткий промежуток времени, практически сразу после смерти ребенка, что маловероятно. Правда, соглашается Гарджет с определенными оговорками: «Чтобы подтвердить гипотезу о преднамеренном захоронении, нужно сначала исключить естественные процессы» [99].

Такие захоронения, как Ле Мустье и Ла Кина – Франция, также получили среди ученых неоднозначную оценку. Раскопки здесь велись в самом начале ХХ века, на заре археологии, с нарушением слоев. Многие важные детали не учитывались, сами исследования оказались недостаточно задокументированы. Без полной картины сегодня весьма сложно, а иногда и невозможно установить, имеем ли мы преднамеренное захоронение, или же останки умерших были просто брошены сородичами. Пожалуй, полной уверенности в достоверном «прочтении» первичных археологических данных не будет никогда.

На стоянке Заскальной в Крыму (в 7 км к северу от г. Белогорск) было обнаружено несколько детских погребений. Наиболее интересное из них -Заскальная VI. Правда, останки сохранилось не полностью. Однако среди многочисленных фрагментов костей нашлись такие мелкие, как фаланги кисти, ребра, позвонки, что обычно сопутствует преднамеренному захоронению. Тем не менее черепа все же не оказалось и даже зубов не нашлось. Преднамеренность погребения обосновывалась Ю. Г. Колосовым, проводившим археологические исследования в Крыму, исходя из наличия ямы и скелетных остатков, часть которых располагалась в анатомической связи. В погребении были обнаружены также частичные останки трех детей: 2 – 3-х лет, 1-го года и 5-6-и лет [100]. Однако приводимых данных недостаточно для того, чтобы с уверенностью определить преднамеренность или случайность захоронения [101].


На стоянке Заскальной интенсивно использовался огонь. Наряду со следами кострищ археологи обнаружили кремневые изделия и отходы их производства, кости животных. Все это говорит в пользу многократности заселения [102].

С большей долей вероятности можно говорить о преднамеренном захоронении взрослого неандертальца, погребенного в искусственно расширенной естественной впадине в полу нижнего слоя пещеры Киик-Коба (Крым) [103].

О способе захоронения можно предположить следующее: умершего положили под сводом навеса в слегка согнутом состоянии, на левом боку [104]. Многие исследователи утверждают, что степень сгибания тела покойника в могильнике и есть доказательство преднамеренности захоронений в среднем палеолите. То есть скелет может быть найденным в согнутом положении только в том случае, если его согнули, прежде чем похоронить, соплеменники. Сам же покойник, если он умер естественной смертью, не может так согнуться [105]. Но даже если бы это произошло, то последующее трупное окоченение и посмертное вздутие живота, по всей вероятности, вызвали бы выпрямление согнутого тела в случае, если бы труп остался непогребенным. [106].


Ла – Ферраси Дордонь- Франция

На юго-западе Франции, в департаменте Дордонь, в обширной нише (площадью примерно 10×6 м) под навесом скалы было найдено коллективное захоронение, совершенное 70—60 тыс. лет до н. э. Оно получило у археологов название Ла-Ферраси. В трех разных местах на удалении 2—3 м друг от друга находились останки шести индивидов, уложенных по двое рядом, а в стороне от них – еще одного. Кости принадлежали мужчине, женщине и 4 детям. Ребенок (Ферраси-3) в возрасте от 5 до 7 лет был похоронен в яме размером примерно 70 х 40 х 60 см. Его костные останки сохранились довольно странно: «одни хрупкие элементы устояли, другие, куда более прочные, исчезли…» На основе сохранения костей и их расположения младенца Ферраси-6, французский археолог Дёниз Пейрони предположил, что ребенок перед захоронением был обезглавлен. Этот скелет трехлетнего малыша, один из наиболее хорошо сохранившихся для своей возрастной группы, лежал в трапециевидной яме, вырытой в почве, с согнутыми нижними конечностями. Череп действительно находился на некотором расстоянии от скелета. Могильную яму накрывала большая известняковая плита. [107]. Немногочисленные фрагменты черепа и некоторые кости Ферраси-5 принадлежат семимесячному плоду, погребенному в неглубокой овальной впадине и покрытому земляным холмиком. Рядом было найдено несколько кремневых скребков. Это пока единственный известный случай преднамеренного захоронения недоношенного ребенка в среднем палеолите. Многие ученые находят, что это свидетельствует об очень высоком уровне социальных связей между членами неандертальской группировки, а также еще раз подтверждает существование похоронных обрядов. [108]

Но на мой взгляд, это захоронение скорее всего указывает на трагедию, произошедшую в те далекие времена, когда внезапная смертность из-за природных катаклизмов или эпидемий не щадила ни стариков ни детей. А трогательность захоронения – это поведенческая реакция на гибель сородичей. Схожее поведение наблюдается и у высокоразвитых животных, в частности, у слонов. Увидев умершего сородича, слоны осторожно прикасаются к нему хоботами или пытаются поставить на ноги. Но как только понимают, что сородич мертв, начинают трубить, поднимая большой шум. А потом внезапно затихают. После этого, они, как правило, начинают «хоронить» умершего, покрывая листьями и землей. [109]


Но вернемся к древним погребениям. Неандертальцам были знакомы и другие способы захоронений, хотя они встречаются реже. Хорошо известна вторичная обработка многочисленных останков неандертальцев в Крапине, Хорватия, по-видимому, для экскарнации (осознанного удаления мягких тканей от скелетной основы умершего) [110]. Кроме того, следы разрезов на костях неандертальцев из Энгиса (Бельгия), Марийака и Комб-Греналя (Франция) и Эль-Сидрона (Испания) [111] также свидетельствуют о экскарнации. Но нельзя исключить возможность того, что неполные останки и кости младенцев, найденные в ямах, были захоронены преднамеренно.


Останки молодого неандертальца, найденные в Бельгии и получившие название Энгис-2, также носят следы порезов в местах свода черепа, свидетельствующие об удалении скальпа [112]. И нельзя не согласиться: какова бы ни была причина или причины, побуждавшие неандертальцев удалять мягкие ткани у мертвых соплеменников, это безусловное проявление интереса к мертвому телу, по крайней мере, среди некоторых неандертальских сообществ.

Еще интересный факт. Редко, но в неандертальских захоронениях встречается охра (в погребениях Капель 1, Заскальная, Кафзеха) и охристая подсыпка (на стоянках Ле Мустье, Ла Кина, Ля Ферраси, Киик-Коба). И археологи располагают достоверными сведениями, что предметы, обнаруженные в некоторых неандертальских захоронениях, были положены туда намеренно, а не попали случайно.

На всей территории Евразии к настоящему времени открыто около 50 погребений среднепалеолитического времени, причем некоторые из них были двойными и даже коллективными. Таким образом, одно погребение приходится на многие десятки и сотни известных памятников и один погребенный – на многие тысячи человек. На первый взгляд, такое количество погребений на всю мустьерскую эпоху мизерно – одно на тысячелетие! Однако обширность географии погребений говорит о том, что это явление носило всеобщий характер. Основная масса погребений приходится на Ближний Восток и Западную Европу [113].


Подводя итоги:

Захоронения неандертальцев привлекают большое внимание исследователей и вызывают много споров. В ряде случаев намеренный характер захоронений оспаривается, но в целом существование в мустьерскую эпоху обычая хоронить умерших несомненно [114]. Множество захоронений неандертальцев по сравнению с предыдущими гоминидами хомо, многочисленные останки детей, их удивительная сохранность, а также многократные захоронения на стоянках и в пещерах безусловно могут свидетельствовать, что погребение практиковалось неандертальцами достаточно широко. Если даже принять точку зрения скептиков и их предположение, что неандертальцы не хоронили своих сородичей, те умирали сами, просто останки их со временем под воздействием природных явлений оказывались под слоем земли и песка, то придется закрыть глаза на слишком большое число совпадений и допустить возможность слишком многих случайностей. В этих условиях вероятность преднамеренных захоронений куда более реальна. И мы безусловно должны будем признать, что неандертальцы создали новую практику погребений, принципиально отличающуюся от практики предыдущих гоминид. Мы видим возникновение у неандертальцев качественно новой формы человеческой деятельности, неизвестной, у более ранних гоминид- у гейдельбергского человека.

Паул Петит (Paul Pettitt) считает, что в регионах, где мустьерская культура была представлена широко, неандертальцы были особенно многочисленны, и осторожно высказывает предположение, что практика захоронения, возможно, была связана с численностью населения. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Если встать на такую точку зрения, то придется согласиться и с тем, что во всех случаях, когда наблюдается большая плотность населения, будет больше погребений. Но ведь независимо от численности предшественников неандертальцев — гейдельберийцев – останков последних найдено очень мало. Кроме находок в Атапуэрке Сима де лос Уэсос в Испании назвать что-либо трудно. И если мы примем сторону скептиков и согласимся, что неандертальцы бросали трупы своих сородичей незахороненными, то число найденных неандертальских останков должно быть сопоставимо с гейдельберийскими, но их значительно больше. Так что скорее всего большое число дошедших до нас неандертальских останков объясняется не высокой численностью того или иного племени, а качеством консервации останков. Чем сложнее практика захоронений, тем вероятнее высокая сохранность костей. Конечно, требование сложных погребальных «правил» диктовалось необходимостью и зависело от культурного уровня племени или общества, а не от численности населения. То есть, даже многочисленное племя, если культурный уровень его не достиг определенной высоты, могло не хоронить своих родственников, а просто оставлять их там, где настигла смерть.

Преднамеренное захоронение у неандертальцев наводит на мысль, что таким образом они проявляли заботу об умерших, смерть которых, возможно, воспринималась ими как временное явление. Нет необходимости ссылаться на какой-либо сложный символизм, лежащий в основе неандертальских захоронений. Но что, если мы допустим: соплеменники умершего намеренно осуществляли похороны не по религиозным, а по другим причинам, в частности, исходя из рациональных санитарных соображений и стремления предотвратить некрофагию – поедание трупов или их частей и тем самым не допустить распространения болезней?

Тогда их поведенческие изменения в отношении к погребению выглядят вполне обоснованно, поскольку продиктованы стремлением сделать все для того, чтобы выжить. В этом же контексте, я считаю, следует рассматривать и цветы в захоронениях неандертальцев. Я, как уже говорил, склонен рассматривать растения в неандертальских захоронениях как защиту от болезней. Что же касается того, что останки находят в «сильно согнутом положении», то, безусловно, это говорит о преднамеренном погребении. Но вряд ли нужно рассматривать этот факт сквозь призму погребальных обычаев (к примеру: форма эмбриона – символ рождения). А может, просто в согнутом состоянии тело было более компактным и его значительно легче было похоронить?


5.2 Верхний палеолит. (40—10 тыс. лет назад)


Homo sapiens (40.000—21 000 лет до н. э.).


Ранее считалось, что Homo sapiens появились в Европе примерно 40 000 лет назад. Об этом говорили археологические находки в Румынии и России. Череп, обнаруженный в пещере Пештера ку Оасе (Peștera cu Oase), принадлежит человеку, жившему 39 100 лет назад, а скелету Костенки-14 (Россия) примерно 37 800 лет. Однако новые раскопки стоянки Бачо Киро в Болгарии, проведенные в 2015—2017 гг., изменили наши представления о времени появления Homo sapiens в Европе. Здесь найден один из самых ранних в Европе комплексов верхнего палеолита. Люди, останавливавшиеся в этой пещере, жили 45 800 лет назад. Анатомический облик обнаруженных здесь человеческих останков соответствует современному. На сегодняшний день это древнейшее обнаруженные костные останки, принадлежавшие Homo sapiens в Европе.

В этой же пещере были обнаружены многочисленные каменные и костяные артефакты, относящиеся к начальному периоду верхнему палеолиту. Особое значение имеет находка костяных орудий и украшений в слоях I и J. Возраст этих слоев по данным радиоуглеродного датирования костей животных – около 44—45 тыс. лет. Комплекс каменных и костяных орудий из Бачо Киро является на сегодня самым древним в верхнем палеолите Европы, к тому же он один из самых древних во всей Евразии.

Находки в Бачо Киро подтвердили гипотезу о раннем проникновении сапиенсов в Восточную Европу. Придя сюда, вероятно, из Леванта, они двинулись далее на запад континента, что позволяет предположить их контакты с поздними неандертальцами на всей европейской территории.


Но все же самые ранние преднамеренные захоронения практиковались, по-видимому, в Африке уже 37 000 лет назад. Останки трех человек были извлечены из двух погребальных ям в Назлет-Хатере (Nazlet Khater) в Верхнем Египте [115]. В одном из захоронений был скелет взрослого человека (Назлет Хатер 1А) и зародыша (1Б). Поскольку неродившийся младенец находился в области таза, ученые предполагают, что смерть постигла женщину во время беременности или родов. Датировка на основании угля, найденного у ног женщины, позволяет предположить, что мать и ребенок умерли примерно 37 570 лет назад. В отдельной могиле был захоронен взрослый человек (Назлет Хатер 2). Найденные при захоронениях каменные орудия-бифасы были из породы, характерной для той же местности. Вполне вероятно, что здесь было налажено производства каменных орудий, которые использовались для сооружения шахт. Кстати, могилы, в которых были найдены человеческие останки, весьма напоминали шахтные ямы, поэтому не совсем ясно, были ли они специально выкопаны для захоронения. Ведь если ямы эти уже существовали, то нельзя исключить вероятность, что тела умерших были просто брошены в них. Возможно, эти захоронения следует рассматривать как санитарное погребение, наблюдавшееся ранее в Тарамсе (мы рассмотрели выше).


Еще один неясный пример. Частично сохранившийся скелет пожилого человека из пещеры Тяньюань в Чжоукоудяне, Китай, был признан Homo sapiens. Останкам примерно 34.430 лет [116]. Однако никаких могильных вырубок в пещере не обнаружено, так же как и сопроводительных погребальных предметов, так что заявить с уверенностью, что это намеренное захоронение, весьма проблематично.

В Европе же многочисленные преднамеренные захоронения появляются примерно 30 000 лет назад. Всего известно более 50 погребений, причем большая часть из них свидетельствует о многократных захоронениях в одном и том же месте [117]. Более того, есть примеры, когда в могильную яму сначала опускался один умерший, а какое-то время спустя производилось подзахоронение к нему частей тела другого человека. [118]. Это явно новое явление, причины которого до конца еще не изучены. Весьма существенно, что все европейские могилы этого периода сходны между собой. Причем это относится как к самым ранним захоронениям (~29 000 лет до н. э.), так и к последним (~23 000—22 000 лет до н. э.). Уверенно прослеживается прогресс в практике захоронений. Если в археологических слоях, относящихся к более раннему периоду, исследователи встречают совсем простые могилы, то погребения более позднего периода становятся достаточно сложными сооружениями и к тому же содержат богатые украшения. [119]

На страницу:
9 из 10