bannerbanner
Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества
Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества

Полная версия

Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 10

Потребность общества в керамическом производстве и его совершенствовании была продиктована саморазвитием древнего человека, его постепенным генетическим «переустройством» на определенном этапе исторического развития. Именно это позволило древним вырабатывать прогрессивные тенденции в производстве керамики и добиться при этом нового уровня специализации труда. Это предположение хорошо иллюстрируется существованием по соседству племен с разными технико-технологическими традициями и уровнями специализации. В Центральном Иране за 3 тыс. лет до н. э. в керамическом производстве господствовала система, наиболее прогрессивная по своему уровню и характеру— с использованием гончарного круга (Сиалк-4), в то время как немного севернее, на территории приурмийского района посуда по-прежнему делалась руками.


В III тыс. до н.э. появляется культура так называемой гребенчато-ямочной керамики, близкая к культурам ямочно-гребенчатой керамики и распространившаяся в северной части ее ареала. Особенность керамики в использовании белемнитов (головоногие молюски), и отпечатков гребенчатого штампа. Украшениями здесь служили сланцевые подвески, просверленные зубы промысловых животных. Орудия труда и оружие были немногочисленными. Иногда в культурном слое поселений, особенно в северных районах распространения ямочно-гребенчатой и гребенчато-ямочной культурной общности, находят эмбрионовидные глиняные антропоморфные фигурки, разнообразные зооморфные изображения и фигурки водоплавающих птиц. Встречаются также их изображения на керамике. [16]


Микроорганизмы и керамика. Возможные причины возникновения керамики?


Древние уже владели высокотемпературными обжигом, но еще не пытались делать посуду из той же глины. Почему? Я думаю, что керамические статуэтки, как впоследствии и керамические посуда, служили одной цели – сберечь от злых духов. Но со статуэтками это далеко не всегда срабатывало, а вот посуда действительно помогала, поскольку приготовленная в ней пища могла уберечь хозяина от болезней.


Обращает на себя внимание тот факт, что керамика появляется повсеместно там, где цивилизации в своем культурном развитии достигли неолита. То есть человечество как бы «доросло» до глиняной обожженной посуды, которая способствовала изменению его рациона. Ряд ученых полагают, что изобретение человеком керамических сосудов было обусловлено необходимостью повысить калорийность питания в условиях сурового климата позднеплейстоценового похолодания (а приготовление пищи в сосудах на огне позволяло это сделать). [17] Можно согласиться с таким мнением, и все же, на мой взгляд, основная причина перехода на глиняную посуду заключалась в другом. Человек опытным путем убедился, что пища, приготовленная в ней, не только сытнее, вкуснее и разнообразнее, но и —главное— безопаснее! Вполне допускаю, что и пить они стали кипяченую воду.

В вареной пище и кипяченой воде нет микробов и микрооганизмов, а значит, с переходом на керамику инфекции пошли на спад. Также керамическая посуда использовалась именно для этой цели, но довольно скоро человек понял, что и хранить в ней продукты гораздо удобнее и практичнее, чем в плетеных корзинах, обмазанных глиной. Керамика не только предохраняла продукты от сырости и грязи, но и защищала от грызунов, для которых соломенные и сплетенные из веток корзины не служили преградой. Речь идет не просто о количественном сохранении продуктов (хоть, конечно, и это было важно). Но гораздо опаснее было то, что грызуны могли занести инфекцию в отложенные про запас продукты, а это уже угрожало людям серьезными болезнями и даже гибелью всей популяции. Керамические сосуды, в отличие от соломенных и деревянных, грызуны повредить не могли.

То, что предки осознавали опасность, исходящую от грызунов, мы можем видеть на примере обезьян. Если в клетку с шимпанзе запускали крысу, обезьяны бросали все занятия, хватали синий жетон, открывающий дверцу клетки, опускали его в «правильное» отверстие автомата и взбирались на экспериментатора, чтобы он взял их домой. [18]

По-видимому, боязнь грызунов сформировалась у них в процессе эволюции, а у наших предков она уже была на уровне подсознания.

Ведь мы до сих пор так и храним продукты в закрытых сосудах. Конечно, сейчас уже не столько от грызунов (в городских квартирах их нет), сколько просто для чистоты, но у сельских жителей они используются и по своему древнему назначению. А с появлением крупных зернохранилищ грызуны вообще стали серьезной проблемой. Понадобилась помощь животных, уничтожающих таких вредителей в природе. На помощь пришли кошки, хорьки и мангусты. В первых двух случаях удалось полное одомашнивание животных и их селекция. Но, как мы знаем, домашние животные также подвержены болезням и заражаются при эпидемиях в случае укуса болезнетворных насекомых. Поэтому керамика лучше предохраняла от грызунов и предназначалась для хранения продуктов.

Особенности керамики и технологии ее изготовления были обусловлены прежде всего требованиями, делающими керамическую посуду пригодной для приготовления в ней пищи, что могло оградить от «злых сил природы», от болезней и эпидемий

Весьма существенно, что почти идентичные виды керамической продукции, требующие определенного уровня технических навыков и знаний, создаются на разных территориях, не имеющих прямых контактов, что свидетельствует о конвергентном возникновении и развитии керамики, без какого-то взаимовлияния и традиций. Все это говорит о том, насколько важно было для человека изобретение керамики. Именно вопрос выживаемости заставил его преодолеть рубеж следующего этапа культурного развития, когда стало возможно освоение принципиально новой технической базы, внедрение новой технико-технологической системы. Именно то, что на кону стояла выживаемость племени, группы и даже всего человечества, позволило достигнуть нового уровня познания свойств глины, что открыло перед древним человеком широчайшие возможности для различных испытаний ее пластичных свойств и совершенствования режима обжига.

О таком подходе заставляют задуматься и дальнейшие открытия человека. Гончарное дело и производство керамических изделий сыграли очень важную роль в истории техники – в период зарождения металлургии.

Уже в Бронзовом веке человек постоянно экспериментировал со сплавами металлов. Но об этом вы узнаете подробно в последующей главе Прогрессивные изобретения. Металлургия.


Еще один важный момент: многие керамические изделия древности украшены орнаментом. Узоры наносились на поверхность сосудов различными способами и различными предметами, например, заостренными палочками. Различные техники получили каждая свое название. Известны техника отступающей палочки, прочерченная техника, техника фигурно-штампованной орнаментации. Археологи выделяют также технику гребенчатого штампа. Существует несколько ее видов – техника печатной гребенки, гребенчатой накольчатой орнаментации и многие другие. Все эти виды орнаментации выполняются гребенчатым инструментом. Зубцы гребня соскребают слой глины с сосуда, оставляя на нем четкий след – ровные параллельные линии, прямые и дугообразные. Похожая техника нанесения орнамента на глиняные сосуды использовалась в Африке (Сахара), степной зоне Евразии, на восточно-европейской равнине, в Полинезии (Ново-Гебридские о-ва) и в некоторых других регионах.


Рой Кинг и Питер Андерхилл, ученые Стэнфордского университета, сопоставили распространение линейно-ленточной керамики с географией четырех линий Y-хромосомы, пришедших в Европу на заре неолита. При этом обнаружилось, что одна из этих линий, отмеченная мутацией M172, практически полностью совпадает по распространению с культурой линейно-ленточной керамики [19]


Ученым по большей части еще не известны гены, программирующие человеческое поведение. Однако реакция человеческого генома на культурные сдвиги в обществе хорошо видна на примере одной физиологической адаптации— необычной для приматов способности переваривать молоко во взрослом возрасте (так называемая переносимость лактозы).

Лактоза – основной носитель калорий, содержащихся в материнском молоке. Ген, который производит фермент, расщепляющий лактозу, «включается в работу» перед рождением ребенка и прекращает ее по выходе малыша из грудного возраста. Это понятно: поскольку в естественный рацион большинства взрослых людей лактоза не входит, продолжать производство расщепляющего ее фермента означало бы напрасно тратить ресурсы организма. Такой процесс наблюдается у большинства людей, но все же не у всех. У лиц североевропейского происхождения и до известной степени представителей африканских и бедуинских племен, которые пьют сырое молоко, ген производства лактазы (фермента, расщепляющего лактозу) остается активным до наступления зрелого возраста, а иногда даже всю жизнь. По-видимому, способность расщеплять лактозу в коровьем, овечьем и козьем молоке дает этим народам столь существенные преимущества, что генетическая мутация, обеспечивающая эту способность, получила самое широкое распространение.


Хотя одомашнивание скота произошло на Ближнем Востоке, Европа стала центром скотоводства уже в одной из первых ее сельскохозяйственных культур, известной по дошедшей от нее керамической посуде как Культура воронковидных кубков (КВК). Она возникла 6000 лет назад, просуществовала в течение тысячелетия и была распространена в Центральной и Северной Европе на территории нынешних Нидерландов, северной Германии, Дании и южной Норвегии. Именно она оставила долгий след в генетике местных популяций как домашнего скота, так и человека. Это показало исследование, проведенное недавно группой ученых под руководством Альбано Беха-Перейры. Они изучили гены европейских коров 70 разных пород, кодирующие шесть самых важных молочных белков. По образцам, отобранным у 20 000 особей, ученые составили карту генетического разнообразия крупного рогатого скота. Область наибольшего разнообразия – а обычно это территория, откуда происходит вид, – почти совпадает с границами распространения КВК. Вслед за этим группа экспериментаторов провела такое же картографирование переносимости лактозы. При этом значительная часть территории, где проживали люди с этой генной особенностью, оказалась в границах древней области воронкообразных кубков. С удалением от этой территории переносимость лактозы среди людей встречается все реже. Это открытие, считают ученые, показывает, что человеческая популяция в недавнем прошлом эволюционировала под влиянием перемен, созданных человеческой культурой. [20]

3. Погребения и захоронения

«Смерть моя в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук под дубом…» Русская народная сказка.


Смерть всегда была пугающим, но и притягательным событием в жизни людей, заставляя задуматься о вещах, им непонятных. Что происходит с человеком после смерти? Уходит ли он навсегда или может вернуться? И куда он уходит? Как все непонятное, смерть вызывала страх. И люди спешили избавиться от мертвых и вместе с ними- от своего страха. В этом отношении предки наши были уникальны в своем роде, затрачивая большие усилия и проявляя недюжинную изобретательность, решая, как именно избавиться от мертвых соотечественников. Способов погребения существует невероятное множество. Вот только несколько из них: ингумация – захоронение умершего в почве, кремация— сожжение, экскарнация —удаление мягких тканей от скелетной основы. Существовали многоэтапные погребения, когда поначалу тела умерших оставляли на поверхности земли или в воздухе, а после того, как с ними расправятся звери и хищные птицы – кости закапывали, хранили в специальных сосудах-оссуариях или сжигали. Если в этом случае незахороненные сразу позже подвергались погребению, то существовал и обратный ритуал – спустя некоторое время после захоронения тела эксгумировали, то есть извлекали из временной могилы и перезахоранивали, перенося на место постоянного захоронения. Умерших хоронили в курганах, пирамидах, торфяных болотах, срубах, в дубовых колодах, склепах, саркофагах, в башнях и урнах.


В зависимости от образа жизни, мертвых могли хоронить в лодках, на нартах, а некоторые народности даже хранили тела под полом своих жилых хижин. Другие выбрасывали мертвецов в воду, вывешивали на деревьях. Некоторые племена расчленяли трупы, отделяя головы от туловища, и так и хоронили их без головы. Иногда мертвые тела связывали, трепанировали, срезали с них сухожилия и двигательные связки (чтобы они не могли вернуться и потревожить царство живых). Древние не брезговали и трупоедством.

Трупный запах невыносим, но, очевидно, у наших далеких родственников были проблемы с добычей пищи, и в качестве нее они были готовы принять тела умерших и подбирали остатки после хищников. Звери даже своими острыми зубами не могли прогрызть головы жертвы и добраться до мозга, а иногда оставляли не прогрызенными и другие кости с костными мозгами. А наши предки со своими каменными орудиями легко справлялись с этой проблемой, проламывая черепную коробку, кости рук и ног, чтобы добраться до очень питательного головного и костного мозга. Человеческие кости часто встречаются в пищевых отходах древних рядом с останками животных. Это служит доказательством того, что каннибализм был для первобытного человека обычным явлением.

Пройдет очень много времени, прежде чем люди станут относиться к смерти с уважением, и в честь умерших будут приносить в жертву животных или людей, натирать тела умерших различными составами, окуривать, бальзамировать. Мощи святых и героев выставлялись в храмах, мавзолеях.


Почему похоронный обряд стал так важен для людей? Когда появились символические аспекты погребального ритуала? Когда умершие стали символами? При обсуждении этих вопросов весьма важной становится информация о происхождении захоронений в палеолите, а также об эволюции погребального ритуала. Ведь если в какой-либо популяции происходит изменение поведенческого отношения к мертвым, то это в значительной степени связано с реакцией на какие- то события. И нам нужно разобраться и понять, что же послужило причиной этих изменений. А для этого прежде всего надо иметь возможность ознакомиться с древними погребениями.


Для археологии вопрос сохранения останков – один из самых основных. Элементарная забота сородичей об умершем, когда они какое-то время носили труп с собой, но в итоге просто оставляли где-то в поле и племя продолжало передвигаться уже без него, не даст нам полной картины становления и развития погребального ритуала. Оставленные на поверхности, не засыпанные землей или камнями, мертвые тела становились добычей хищников, а кости умерших при этом оказывались растасканными. Даже разложившиеся останки все равно представляли интерес для гиен и пещерных медведей, поскольку сохраняли остатки жира и сухожилий. Конечно, вероятность сохранения таких останков настолько мала, что рассчитывать на какую -либо информацию о них не приходится.

Но шансы сохранения останков повышаются, когда возникла практика использования погребального хранилища. То есть тело бросали в яму, или в естественную шахту, или оставляли внутри пещеры. Хоть трупы при этом не засыпали землей, доступ падальщиков к ним был затруднен. Невероятной удачей для археологов считается обнаружить естественную ловушку – яму, шахту, пещеру, в которую несчастный гоминид когда- то в далеком прошлом попадал случайно, но из которой уже не мог выбраться. Но все же больший интерес для нас представляют не случайные, а преднамеренные захоронения.

Такие захоронения предусматривают трехэтапный процесс: надо вырыть могильную яму, опустить в нее тело и затем покрыть его выкопанной землей. Также признаками преднамеренного погребения является смещение археологических слоев, неизбежно происходящее при погребении. Если нижележащий слой вдруг оказывался на поверхности, это однозначно свидетельствовало о том, что имело место целенаправленное захоронение. На преднамеренный характер захоронения указывает также погребальный инвентарь, который подчас оставался рядом с могилой. Но главным признаком преднамеренного погребения является целостность костей умершего. Такая сохранность останков свидетельствует о том, что тело умершего было сознательно зарыто сородичами. Хотя, конечно, и здесь возможны исключения. Сохранность костей погибшего в результате несчастного случая мог обеспечить, к примеру, обвал пещеры, или же останки его со временем занесло песком и землей. И задача археологии – понять, имело ли место преднамеренное или же случайное захоронение. Чтобы доказать в ходе раскопок, что имело место погребение, археологам необходимо привести соответствующие аргументы. Основной из них тот, что труп был не брошен, но намеренно положен в такое место – яму или естественное углубление, где он был защищен, т.е. опять-таки намеренно покрыт камнями или отложениями. Моя же задача состоит в том, чтобы исследовать и понять, когда произошел переход от простой практики погребений к более сложной и почему.


3.1 Реакция на смерть в животном мире.


Итак, как уже говорилось, люди стали хоронить своих соплеменников – или каким-либо другим способом избавляться от их тел— с незапамятных времен. Но вряд ли все знают, что таким же образом ведут себя практически все живые существа на земле— и животные, и даже насекомые. Один из крупнейших в мире специалистов

по муравьям Эдвард Осборн Уилсон [1] описал реакцию этих насекомых (Pogonomyrmex barbatus) на гибель сородичей. Они удаляют трупы из муравейников и переносят их достаточно далеко от входов в гнезда, чаще всего в мусорные кучи. Аналогичная реакция наблюдается также у социальных тлей (Pemphigus spyrothecae), Benton & Foster 1992 и листорезов: (Atta colombica) [2].

Уилсон подчеркивает, что такое «гигиеническое» поведение насекомых безусловно оказывает благотворное влияние на продолжительность жизни колонии [3].

Исследователи экспериментальным путем выявили механизм, запускающий эти формы поведения. Их вывод – индивиды насекомых «распознают трупы на основе ограниченного набора химических продуктов распада». Вскоре эта гипотеза была подтверждена работой Пинеля и его коллег [4], которые показали, что точно также поступают с мертвыми сородичами крысы (Rattus rattus). Причем они не только хоронят своих мертвых сородичей, но и все их поведение находится под обонятельным контролем соединений, выделяющихся при разложении органического материала – путресцина и кадаверина, которые воздействует на мозговые центры животного. Эксперименты показали, что инстинкт избавления от мертвых у крыс настолько силен, что они будут хоронить даже живых особей, если обнаружат, что от тех пахнет путресцином и кадаверином. Роющий грызун голый землекоп (Heterocephalus glaber) демонстрирует аналогичное поведение, быстро обнаруживая труп в туннеле, ведущем к логову, или в самом логове. Он перетаскивает труп в уборочную камеру, которая находится отдельно от гнездовых и кормовых камер. Когда мусорная камера заполняется, ее закрывают глиняной пробкой, вероятно, из гигиенических соображений, и выкапывают новую.

Таким же образом реагируют на химические вещества распада медоносные пчелы (Apis mellifera), удаляя зараженных паразитами или мертвых членов выводка из своих улей [5]. Они упаковывают их в смолу, собранную с деревьев [6].

Схожее отношение к сородичам есть засвидетельствованы у ворон. Вороны за считанные минуты собирались вокруг мертвого сородича, быстро, одна за другой, улетали и возвращались с веточками, высохшими травинками или тоненькими прутиками, бросали их на мертвое тело. Все это длилось примерно четыре-пять минут, и после того, как погибший собрат оставался лежать, усыпанный веточками, они улетели. Исследование также показало, что когда ворона видит человека, держащего в руках мертвую ворону, у нее активируется гиппокамп – признак того, что птица осознает опасность. [7]

Это описание реакции живых существ на смерть и разложение проясняют один из биологических механизмов защиты от болезнетворных микробов. Трупы удаляются из закрытых жилых помещений животных и насекомых в гигиенических целях – чтобы обезопасить колонию. Вполне понятно, что муравьи, медоносные пчелы и голый землекоп, живущие в норах, щелях, замкнутых пространствах, то есть в тесных условиях, где разложение трупа может вызвать быструю передачу патогена, вынуждены предпринимать немедленные и стремительные действия по удалению трупов в целях защиты колоний. В отличие от них другие животные, ведущие кочевой образ жизни или обитающие на открытых пространствах, такие как слоны, шимпанзе не испытывают потребности в немедленном удалении мертвых и тратят значительное время на изучение трупов, пытаясь понять, что же произошло. Давайте рассмотрим этот процесс на примере приматов.

Описывая, как приматы реагируют на смерть сородичей, [8] ученые приходят к выводу, что их реакции продиктованы скорее социально-экологическими, а не психологическими причинами. Но более глубокое понимание этого «социо-экологического значения» может включать филогенез (развитие биологического вида во времени), социальную систему, физическую среду или историю жизни для объяснения поведенческих реакций. Это помогает понять, как возникло параллельное поведение целого ряда животных от китообразных до гоминидов, включающее, например, атипичную вокализация (пение с использованием только гласных звуков), груминг, попытки оживления умерших членов стаи. [9].

Пол Петтитт (Paul Pettitt), британский археолог, профессор Даремского университета (Англия), в полной мере изучил вопрос погребальной практики и в своей книге (ниже пойдет речь о его исследовании) использовал целый ряд материалов, полученных в результате наблюдений за приматами и из археологических источников, чтобы разобраться и понять характер развития ритуалов погребения у неандертальцев и у Homo sapiens. Всесторонне изучив реакции шимпанзе на смерть сородичей, он попытался смоделировать ключевые поведенческие паттерны (схема-образы), предполагая, что именно они оказывают решающее влияние на схему похоронной деятельности внутри гоминид (подробно можно узнать в его книге «Палеолитические истоки человеческих захоронений» – The Palaeolithic origins of human burial). В последующих главах мы рассмотрим поведение различных представителей гоминид, их реакцию на смерть своих сородичей. Попытаемся понять и исследовать эволюцию изменчивости отношения к умершим, появление принципиально новых форм, ранее не известных практик погребения. И возможно, приблизимся к главной причине возникновения преднамеренного захоронения.

3.2 Приматы (современное время)

Мы можем пока только предполагать, как расставались с умершими наши предки в седой древности. Но некоторое представление об этом дают наблюдения за тем, как шимпанзе ведут себя по отношению к своим мертвецам. Шимпанзе явно способны проявлять сострадание к больным, раненым, умирающим и мертвым сородичам, по крайней мере иногда. Семейные узы сильны в сообществах шимпанзе, что часто приводит к уходу за осиротевшими братьями и сестрами и ранеными и, безусловно, свидетельствует об определенной степени сострадания. По-видимому, в основе этих примеров лежит некоторое понимание эмоционального состояния сородичей [10]. Поскольку связь между матерью и младенцем особенно сильна, неудивительно, что нарушение этой связи из-за смерти детеныша может привести к значительным поведенческим нарушениям у матери. Причем изменения эти могут сохраняться в течение нескольких месяцев [11]. Огромный вклад в изучение социальной жизни и интеллекта шимпанзе внесен британским приматологом, этологом и антропологом Джейн Гудолл [12] которая посвятила этому занятию почти полвека. Свои исследования она проводила в Национальном парке Гомбе-Стрим в Танзании. Вот несколько примеров из ее наблюдений.

У одной из шимпанзе по имени Олли умер недавно родившийся малыш. Она носила больного детеныша, иногда позволяя своей дочери Джилке ухаживать за ним, чего не позволяла раньше, когда ребенок был здоров. Младенец явно страдал и кричал от боли. Мать крепко прижимала его к себе и двигалась дальше, только когда он затихал. Когда детеныш умер, Гудолл была «поражена полной переменой в обращении Олли со своим ребенком» [13]. Хотя она продолжала носить мертвого младенца на руках на следующий день после его смерти, ее обращение с ним стало небрежным. Она, например, перекидывала обмякшее тело через плечо и даже иногда роняла на землю. Как заметила Гудолл, «она как будто знала, что он мертв». Там же, в Гомбе были зафиксированы шесть случаев, когда старший брат в семействе шимпанзе заботился о своем младшем родственнике после смерти матери [14]. Такие наблюдения позволяют предположить, что шимпанзе осознают наступление у сородичей смерти, возможно, даже сразу после того, как это произошло [15].


Еще пример. 23 марта 1991 года, в 10.45, Бамбу, двухлетний самец шимпанзе, умер, сломав шею, при падении с дерева. Его мать Бижу бросилась к нему, прижала к своей груди и в течение 10 минут не переставала громко кричать. На крик собрались сородичи. Бижу забралась на дерево, чтобы избежать встречи с приближающимися самцами, которые забрались следом за ней, чтобы понюхать неподвижное тело. У Бамбу не было видимой раны. Через час после смерти Бамбу Бижу начала ненадолго укладывать его на землю, но затем продолжала нести. Так продолжалось в течение всего дня. 24 марта тело Бамбу распухло и уже сильно пахло, но Бижу все еще прижимала его к груди. На следующее утро, в 9.20 тело так распухло, что кожа порвалась в нескольких местах и вокруг него начали роиться мухи. В 14.30, после долгого отдыха, группа тронулась в путь, и Бижу нерешительно смотрела попеременно то на группу, то на тело Бамбу. Бижу пошла за группой, но затем снова вернулась к телу Бамбу и перенесла его примерно на 20 метров. Она колебалась таким образом еще 80 минут, пока окончательно не оставила его и начала догонять группу. [16]

На страницу:
6 из 10