Полная версия
Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества
Может показаться странным, но в лечебных целях используется также глина. Глина не содержит ни одного из основных компонентов питания: белков, углеводов, липидов и витаминов. Глинистые почвы представляют собой мелкозернистые минеральные отложения, состоящие в основном из гидросодержащих силикатов алюминия, магния и железа. Геофагия широко практикуется многими видами животных и людьми во всем мире [86]. Согласно этнографической литературе, глина употребляется в качестве антидиарейного средства и предотвращения болей в желудке. [87]
Исследования поведения горной гориллы и макаки-резуса свидетельствуют о том, что они могут поглощать почву для облегчения диареи, вызванной диетическими изменениями [88]. Было показано, что все глинистые почвы, проанализированные до настоящего времени, содержат компоненты, близкие к компонентам фармацевтического препарата «Каопектата», коммерчески продаваемого для лечения желудочно – кишечных расстройств и других кишечных заболеваний [89].
Связь между питанием и лечением наглядно представлена в традиционных системах народной медицины всех стран мира. У древних ассирийцев, греков и китайцев культивируемые зерна, корни, фрукты и специи часто использовались в лечебных искусствах, а в Египте такие растения, как салат, кунжут, лук-порей, огурцы, сливы, арбуз и многие другие съестные припасы были включены в арсенал целителя [90]. Исторические источники Древнего Египта также упоминают о целебном применении веществ животного происхождения, таких как молоко крупного рогатого скота, пчелиный мед, кровь ящериц, органы быка, печень ласточки, конечности летучей мыши, амбра кашалота и железы кабарги [91].
Книги по китайской кулинарии часто подчеркивают целебную ценность продуктов и важность «питательной терапии», начиная с самых ранних времен, и многие из растительных и животных продуктов, входящих в состав китайских лекарств, обычно используются в кулинарии. [92].
Исследования в нескольких регионах мира показали, что многие дикорастущие растения, сохраненные в местных пищевых культурах, неотделимы от традиционных терапевтических систем [93].
Например, в сельской общине Хауса на севере Нигерии из 119 растений, идентифицированных как пищевые, все, кроме пяти, включены в состав лекарственных [94].
Фермеры во Вьетнаме используют около половины собранных дикорастущих пищевых растений также в качестве лекарств.
Считаются, что люди начали потреблять наркотические растения еще тогда, когда первобытные племена сражались за пищевые ресурсы. Именно в такие периоды человек открыл то, что уже было известно животным, – употребление частей определенных растений временно облегчает приступы голода. Эти непригодные для питания растения производили другие весьма желаемые эффекты: расслабление, возбуждение, уход от реальности, удовольствие, радость, экстаз, умиротворение, мистические откровения «или другие чувства» [95]. Тут я не соглашусь c таким мнением, что голод был главным механизмом, который двигал людей к экспериментам и заставлял употреблять малосъедобные растения, которые были горьковатые и обладали токсическими свойствами. Скорее всего, эти растения употребляли не из-за голода, ведь пищевых ресурсов всегда было достаточно, в крайнем случае человек всегда мог приобщиться к каннибализму (подробно см. в главе « Каннибализм»). Или другой пример. Ведь как мы знаем из истории, когда голод охватывал всю популяцию и умирали многие, тем не менее случаев массового употребления наркотических растений зафиксировано не было.
Лабораторные анализы волос мумифицированных останков тел из Перу, Чили и Аргентины [96] подтвердили широкое использование наркотических средств коки в доисторическое время. В Андских племенах их использовали на протяжении трех тысячелетий во многих регионах и среди различных групп населения. Кокаин, который присутствует в листьях коки, является эффективным местным анестетиком [97]. Листья коки также находили в могильных захоронениях в Перу и Чили примерно с 400 года н. э. [98]. Кока также используется в качестве лекарственного средства для лечения пищеварительных заболеваний, язв во рту и других [99]. Скорее всего, наркотики применяли как обезбаливающее средство и для медицинского лечения. И листья коки, и сам наркотик, видимо, считались универсальным средством от многих болезней, так как факты говорят, что в андских сообществах они играли сложную социальную, ритуальную и политическую роль, и традиции эти сохранились до наших времен. [100].
Именно в поиске защиты от различных болезней человечество пыталось найти такое лекарство в растительной пище.
Борьба с микроорганизмами
Тут автор готов выдвинуть гипотезу, которая, вероятно, многим тоже покажется крамольной: первобытный человек перешел на обработанную пищу потому, что она была БЕЗОПАСНЕЕ сырой.
Термическая обработка пищевых продуктов заключается в снижении или уничтожении микробной активности, уничтожении спорообразующие бактерии, дрожжи, плесень, патогенных бактерий, и другим термочувствительных микроорганизмов.
Если споры не будут полностью инактивированы, вегетативные микроорганизмы снова начнут расти. Благоприятные условия для этого возникнут, когда после завершения термической обработки продукты будут храниться при температуре окружающей среды. Выжившие микроорганизмы могут либо испортить пищу, либо произвести токсины, вызывающие пищевое отравление. Температура 110° C убьет большинство спор бацилл в течение короткого времени. Некоторые микроорганизмы могут быть уничтожены и при более низких температурах, но в этих случаях необходимо увеличить период термической обработки. А при температуре 121° C уничтожение происходит в течение относительно короткого времени. Возьмем для примера бактерию Clostridium botulinum. Естественный резервуар для нее – почва и различные животные. При кипячении в течение 25 минут при температуре 121° C бактерии уничтожаются.
Споры штамма Bacillus stearothermophillus обладают большей термоустойчивостью и могут выживать даже при 121° C. Если колония бактерий содержала, допустим, 1000 этих спор, то через 4 минуты кипячения при такой температуре выживет 100 спор. (величина Д, десятикратное уменьшение числа жизнеспособных спор)
• Через 8 минут в каждой банке выживет 10 спор
• Через 12 минут в каждой банке выживет только 1 спора.
При кипячении в течение 16 минут при 121° C в результате получилось бы 0,1 споры.
Исходя из этого:
• Чем большее количество микробов присутствует при кипячении изначально, тем больше времени требуется, чтобы уменьшить их количество до приемлемого уровня. Как мы видим, уничтожение микробов зависит от времени термообработки, но если повысить температуру, процесс идет быстрее. Но 10-кратное изменение результата справедливо и в обратном направлении. При понижении температуры на определенную величину значения кривой термической смертности соответственно уменьшится в 10 раз.
Как мы видим, колония Bacillus stearothermophillus при 121° C за 4 минуты уменьшается в 10 раз. Но чтобы достичь такого же эффекта при температуре 111° C, нужно будет потратить времени в десять раз больше, то есть 40 минут. [58]
Высокая температура убивает болезнетворных бактерий и микробов, которыми кишит сырое мясо. Далекие наши предки, конечно, ничего не знали об этих микроорганизмах, но они опытным путем убедились, что обработка огнем дает возможность есть мясо, хранившееся в пещере дольше обычного, и даже мясо животного, умершего своей смертью.
Кроме того, не забудем: популяция первобытного человека была немногочисленной. Любая эпидемия могла стать для нее смертельной. А вот животных, в отличие от Homo erectus, было много, и среди них могли быть распространены болезни, губительные для первобытного человека, если бы он употреблял сырое мясо (а именно больных животных легче всего добыть во время охоты). Термическая обработка мяса была для древних способом защитить себя от болезни. И именно по этой причине в случае утраты огня они вновь и вновь открывали для себя секрет его добывания. Между прочим, там, где болезнетворные организмы были не смертельны для человека или по крайней мере не критичны для человеческой популяции в целом, культура добывания огня нередко утрачивалась. Чаще всего это происходило там, где человек находился в определенной изоляции от остальной природы, например, на островах, где не было эпидемических вспышек и огонь как средство защиты от болезней не требовался. В этом случае человеческая популяция регрессировала и попадала во временную петлю бесконечного застоя. Деградация происходила на генном уровне, поскольку гены не чувствовали на себе давления отбора.
Так, на острове Флорес люди не использовали огня. Они изготовляли примитивные каменные орудия и охотились на молодых карликовых слонов и гигантских крыс. В своем развитии они отставали от доисторических людей, обитавших на континентах. Жители Тасмании владели огнем, бережно переносили его во время перекочевок, но свидетельств, что они сами умели добывать огонь, не существует. Часть ученых считает, что раньше они умели делать это, но затем утратили такую способность. Нетрудно предположить, что на острове просто не было надобности в защите от болезней. И племена аборигенов, обнаруженные в тропических лесах на Андаманских островах, не знали, как добывать огонь, но, получая его во время лесных пожаров, в дальнейшем заботливо охраняли от затухания.
Природа и сама позаботилась о том, чтобы уберечь человека от болезнетворных организмов. Поэтому когда современные приматы или представители диких племен находят труп животного, они, как правило, его не трогают. Да и среди зверей трупоедов не так уж много. Предки, конечно, не знали о том, как распространяются болезни, но естественный отбор сыграл свою роль, внедрив в их гены отвращение ко всему, что представляло собой реальную опасность.
Известный психолог Пол Розин, изучая отвращение как предмет, пришел к выводу, что все, вызывающее у нас отвращение, это прекрасная среда для вредных организмов, которые представляют опасность для нашего здоровья. Ну, к примеру разлагающиеся трупы, экскременты, тухлое мясо и т. д. Если что-то подобное даже нечаянно попадет в рот, человек немедленно выплюнет его, более того, его может вытошнить. Рвотные позывы возникают даже просто от одного вида того, что человек считает отвратительным. Кстати, в отличие от продуктов животного происхождения, растения такого отвращения у нас не вызывают. Кстати, животные, использующие огонь, о которых мы писали выше также предпочитают лакомиться безопасной пищей, поскольку трупы животных во время пожаров уже обработаны огнем.
Подводя итог всему сказанному, сделаем вывод: ЧЕЛОВЕК ОСВОИЛ ОГОНЬ КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ОТ БОЛЕЗНЕЙ. Да, конечно, в пещере или хижине очаг— это к тому же источник тепла, а в вечернее и ночное время – и света, это защита от укусов комаров и мошкары. Но – и это очень важно— первые следы использования огня были обнаружены в теплых климатических широтах, где значение огня как источника тепла невысоко. Это еще одно подтверждение, что огонь прежде всего требовался человеку для термического обеззараживания пищи от болезнетворных бактерий и микробов, а также для выкуривания кровососущих насекомых.
Огонь был для древних божеством, отношение к огню как к божеству сохранялось веками и дошло почти до нашего времени. Люди верили, что добыв огонь «дедовским» способом, они смогут оградить себя от несчастий. В Германии такой огонь называли «диким», и добывали его в случае эпидемий, крупного падежа рогатого скота и других бед. Предварительно во всех домах селения гасили «ручной» огонь, а потом заменяли его путем сверления дерева деревом. Такие же случаи были в Шотландии (1826 г.), Ганновере (1828 г.) Такая же практика наблюдалась и в России, только здесь добытый вручную огонь называли не «диким», а «живым», «новым». В поле или овраге строились арочные ворота, по обе стороны от которых разводился огонь, и через них проходили все люди селения вместе со своим скотом. Перед таким шествием люди одевались во все новое, чистое. Напоследок через ворота пропускали несчастную черную курицу, которая считалась олицетворением беды и болезни, причем гнали ее достаточно долго, чтобы она не могла вернуться назад. Затем люди расходились, взяв с собой раскаленные угли обрядовых костров, а придя домой, окуривали их дымом жилье.
Люди просили огонь о помощи и на опыте убеждались в эффективности такого партнерства.
Безусловно, приготовление пищи на огне облегчало работу кишечнику, так как разрушало структуру пищевых компонентов-упаковки крахмала в клубнях и нити белка в мясе. Но все же главным достоинством огня было уничтожение вредных микроорганизмов. Оно уменьшало воздействие на организм вредных токсинов и патогенов, таких как паразиты, бактерии и вирусы, которые присутствуют во многих сырых продуктах. И также имеет преимущество в уничтожении токсинов, которые быстро накапливаются в разлагающихся трупах под тропическим солнцем. Огонь для наших далеких предков был первым эффективным лекарем, который не позволил человеческой популяции исчезнуть с лица земли.
2. Керамика
Несомненно, керамическая посуда – одно из важнейших изобретений человечества. Появление ее было переворотом в способе приготовления пищи и хранения ее запасов.
Ценные качества керамических сосудов – влагонепроницаемость, жаро- и огнеустойчивость, высокая прочность и равномерная теплопроводность.
В широком распространении керамики сыграли свою роль повседневная доступность сырья, простота и легкость обработки глиняной заготовки и обнаруженное экспериментальным путем свойство глины переходить при нагревании от пластичного состояния к твердому.
До появления металла и стекла только керамическим изделиям можно было придать произвольную форму. В этом же заключалось одно из отличий керамических контейнеров от других, изготовленных из природных материалов. К тому же плетеные, деревянные емкости не сравнимы с глиняными в первую очередь потому, что не могут выдержать нагревания. Но самое главное— керамическую посуду было гораздо проще очистить от продуктов гниения, брожения и различных органических остатков. Ее можно было дезинфицировать простым способом сильного нагрева, что гарантировало избавление от болезнетворных микроорганизмов.
Даже в эпоху меди и бронзы металлическая посуда не смогла вытеснить глиняную, поскольку легко подвергалась окислению (до появления эмалевых покрытий).
Происхождение керамики невозможно связать с каким-то одним центром. Древние наши предки «открывали» ее для себя неоднократно, в разных местах и в разное время, независимо друг от друга.
Керамика изготавливалась из специального «теста», основой которого служили глины. К ним добавлялись различные местные примеси. Изготовление сосудов велось вручную, в разных местах по-разному, но в целом сводилось к двум способам – ленточному и методу выбивания. Ленточный (техника налепа) заключался в том, что ленты (жгуты) глины последовательно прикреплялись кольцами друг к другу, постепенно образуя дно и стенки будущего сосуда, после чего стыки их заглаживались и полученное изделие обжигалось. При методе выбивания в коме глины делали углубление, которое потом расширяли, разминая этот ком, опирающийся на какую-либо твердую подставку. Затем шла важнейшая при изготовлении керамики операция – обжиг. Этот этап работы был и самым сложным, так как обжиг требует высоких температур и равномерного нагрева, чего очень трудно достичь при помощи обычного костра. Тем не менее самая ранняя керамика вся обожжена на костре. Можно только удивляться терпению и упорству предков, не отступавших от цели, несмотря на неоднократно получаемый отрицательный результат.
Гончарные горны, естественно, примитивные, появляются только в развитом и позднем неолите. Еще позже появляется гончарный круг – при переходе к энеолиту [1].
Керамика была первым искусственным материалом, созданным человеком, и поэтому являла собой настоящий технологический прорыв в развитии человеческого общества. Сегодня она используется не только в производстве посуды и декоративных изделий, но и в промышленности, медицине, без нее не возможно использование ряда высоких технологий.
Но предки наши были вполне удовлетворены уже тем, что открыли для себя способ изготовления прочной надежной посуды, и на протяжении тысячелетий сосуды различного назначения из обожженной глины являлись самым массовым видом керамических изделий. Правда, с течением времени они совершенствовались, становились более изящными по форме, украшались орнаментом, декоративными рисунками.
Почему древние остановились именно на керамике? Ведь вокруг было много других природных материалов – камень, дерево, кора, кожа. Частично мы уже ответили на этот вопрос, когда рассматривали достоинства керамики. Но не лишним будет остановиться на нем подробнее.
Камень— достаточно сложный материал, обработка которого требовала огромных усилий, к тому же тяжеловесные сосуды из камня крайне неудобны в пользовании. В сосудах из дерева и коры нельзя хранить жидкие продукты, они, как и изделия из кожи, не годятся для приготовления пищи на огне. Человек находился в поиске материала, обладающего такими характеристиками, которые позволили бы ему создавать максимально функциональные и удобные в хозяйстве емкости. И таким материалом оказалась глина. В отличие от камня она была податлива и эластична, изготовлять из нее предметы и сосуды было сравнительно легко, а после обжига они были достаточно прочными.
Как произошло это важнейшее для наших далеких предков открытие? Ведь глядя на глину трудно представить, что ее можно сделать твердой. Как древний человек сумел придумать сложнейший технологический алгоритм, в результате которого глина кардинально меняет свои свойства, становится прочной, влагонепроницаемой и термостойкой? Важно, что в любом случае это ему удалось. Но пройдет много веков, прежде чем уже вполне образованный человек расшифрует физико-химические процессы, превращающие глину в керамику [2].
Керамическое производство, как считают многие ученые, возникло в результате наблюдений над тем, как образуется обожженная глина при приготовлении пищи в специально подготовленных ямах. В них разводили огонь, одновременно рядом на костре разогревались камни. После того, как дрова в яме сгорали, стенки ее становились если и не полноценно керамическими, то, по крайней мере, приближенными к ним. В любом случае, водонепроницаемость их значительно возрастала. Яму очищали от углей и золы, наливали в нее воду, в которую опускали продукты, и туда же бросали раскаленные камни, чтобы довести воду до кипения. В результате получали вареное мясо и рыбу. Наблюдая за тем, как огонь обжигал стенки ямы, человек, по всей видимости, и пришел к мысли, что таким образом можно изготовлять сосуды, которые упростят процесс приготовления пищи.
Существует две версии того, почему человек в выборе материала для посуды остановился именно на глине. Сторонники первой полагают, что поначалу древние люди плели себе посуду из лыка и веток, обмазывая ее затем глиной. Это делало емкости прочнее и, что немаловажно, обеспечивало более ровную поверхность стенок и дна. В таких сосудах было удобнее хранить зерно – оно не высыпалось в просветы между ветками. Гипотеза получила название «корзиночной». К признанию ее склонял и тот факт, что именно так в Африке, Азии, Южной Америке и в наше время поступают сохранившиеся примитивные племена. Но как показывает опыт, плетеный сосуд, обмазанный глиной, чаще всего не выдерживает обжига, и получить керамику не представляется возможным.
Другая гипотеза заключаются в том, что первым пластическим сырьем будущим гончарам послужила не глина, а материалы органического происхождения – навоз животных, птичий помет. Глина в этих случаях использовалась лишь как связующий компонент. Обжигу такие сосуды поначалу не подвергались, их просто высушивали и использовали для хранения и переноски продуктов. Но со временем доля глины в формовочном материале возрастала, и в конце концов этот материал стал основным сырьем. В огне органические части подобной посуды сгорали, а глина приобретала высокую прочность. Это и побудило людей лепить свои изделия только из глины, без каркаса из веток или лыка, а также без органических веществ. Ряд ученых считает возможным, что такой метод изготовления посуды действительно существовал еще до того, как появилась керамика. Но мне такой постепенный подход к созданию керамики не кажется убедительным. Скорее всего, изобретение ее было не постепенным, а внезапным, и главной причиной тому послужили обстоятельства (о них речь будет идти ниже), которые заставили людей срочно искать выход и тем самым подтолкнули к открытию.
6.2 Археологические раскопки керамики
Керамика представляет собой для археологов самый массовый материал в культурном слое древних поселений. Объясняется это просто— керамические изделия достаточно прочны и могут сохраняться сотнями лет. К тому же разбитые сосуды не утилизируются, то есть черепки керамики наши предки не могли использовать вторично.
Ранее считалось, что керамика появилась в период неолита, с развитием сельского хозяйства – примерно за 10.000—8000 тысяч лет до н. э. Тогда возникла потребность в емкостях для хранения различных продуктов, что и побудило древнего человека заняться экспериментами. Но это предположение вряд ли заслуживает доверия, поскольку последние археологические находки керамики свидетельствуют о ее более солидном возрасте. По крайней мере, вновь обнаруженным керамическим сосудам явно больше, чем 12.000 тысяч лет. Так что вряд ли именно переход к сельскому хозяйству стал толчком к зарождению гончарного дела.
Боюсь оказаться непопулярным, но тем не менее убежден, что изобретение керамики произошло в период, когда от того, появится ли прочная надежная посуда, зависела выживаемость всей популяции. Можно ли предположить, что именно керамическая посуда, которую можно было мыть и дезинфицировать, смогла спасти людей от болезней? Согласимся, что это более чем вероятно. Но в таком случае неудивительно, что именно неизвестные инфекции подтолкнули человечество к взрыву изобретения керамики почти на пустом месте.
Но все по порядку. Глина как строительный материал играла большую роль при сооружении жилищ. Уже в древнейшие времена использовались высушенные на солнце кирпичи. Первобытные земледельцы, даже познакомившись с искусством обжига керамических изделий, обжигу кирпича еще не научились. Почему керамические изделия были важнее, чем обжиг кирпича? Многие оседлые народы не пользовались обожженным кирпичом вплоть до наших дней. Он не стал популярным, хоть и обладал определенными преимуществами перед кирпичом- сырцом. Безусловно, он прослужил бы дольше в условиях проливных дождей, и мог защитить от внешних врагов, поскольку был крепче, наконец, был экономически более целесообразным – ведь вложение в то, что будет служить дольше, со временем окупит затраты. Тем не менее древние предпочитали строить временные дома из кирпича-сырца, хотя в хозяйстве уже использовали керамику. Ответ очевиден: посуда из обожженной глины была более необходима, чем прочные обожженные кирпичи при строительстве дома и городов. Скорее всего, научившись производить керамическую посуду и оценив по достоинству ее возможности, люди уже не могли обходиться без керамики. И среди этих возможностей на первый план выступала способность керамики обезопасить людей от болезней.
Обжигать глину люди начали около трёх десятков тысячелетий назад. Но первые керамические изделия, появившиеся еще в палеолите (27—24 тыс. л. н.) представляли собой фигурки животных. Буквально тысячи статуэток из обожженной глины были обнаружены археологами на территории Моравии в Долни Вестонице. [3]
Но почти все они были разбиты вдребезги. Видимо, антропоморфные статуэтки делали для магии, а не для утилитарных целей. Сегодняшние эксперименты с лессовым грунтом, который гончары позднего палеолита использовали для своей глины, показали, что вполне можно обжигать фигурки из лесса в печах, реконструированных из тех, что были на месте, и получать хороший результат. Однако если статуэтка была сделана из влажной глины внутри, обернута влажной глиной, а затем обожжена, она почти всегда взрывалась в печи, производя горсть фрагментарных предметов, точно таких же, как те, что были найдены на месте Долни Вестонице. Значит, гончары Граветтской культуры (поздний палеолит) намеренно заставляли свои статуэтки взрываться! Но зачем? Видимо, для жителей Моравии это имело большой магический смысл. Вполне вероятно, что такие взрывы символизировали избавление от демонов. А обилие черепков позволяет подозревать, что желающих избавиться от злых сил было более чем достаточно.
То, что глина использовалась древними в первую очередь для изготовления ритуальных предметов, а не керамической посуды, подтверждает и такой факт. На территории Японии обнаружены глиняные статуэтки от 3 до 30 см высотой, получившие название «догу». Часть из них изображает животных, но наиболее распространены стилизованные женские изображения, по выразительности и колоритности вполне сравнимые с ритуальными керамическими сосудами того времени. В целом они заставляют вспомнить каменные статуэтки и статуэтки из бивня мамонтов, изготовлявшиеся древними людьми в конце палеолита и неолите. Каменные статуэтки были распространены повсеместно. Антропоморфные догу интересны тем, что использовались для «лечения». То есть их делали специально для того, чтобы затем разбить во время лечебного ритуала, считает исследователь Явата Итиро. Причем разбивалась та часть статуэтки, которая соответствовала больному участку человеческого тела. Не исключено, что керамические статуэтки использовались именно потому, что их было нетрудно разбить, что с каменными статуэтками проделать значительно сложнее. Впрочем, некоторые догу исследователи рассматривают как ритуальные предметы, использовавшиеся в культе плодородия.