bannerbanner
Философия старости
Философия старости

Полная версия

Философия старости

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

У старых людей развивается удивительный эгоизм, который им мешает дружить с молодыми. Если бы не он, то тепло, будучи соединенным с опытом, напротив, привлекало бы молодых.

Один из признаков старости – скупость. Старый человек знает, что ему не так легко заработать деньги, и поэтому он бережёт то, что уже имеет. Ещё одна причина скупости: каждое живое существо должно иметь страсть, а страсть к деньгам вполне может заменить отсутствие других страстей.

У старых людей обычно ослабевает мозговая деятельность, им трудно вырабатывать новые идеи, поэтому они придерживаются идей, которые были у него в молодости. Возражения приводят их в бешенство, так как они расценивают это как неуважение к себе. Им трудно идти в ногу со временем, и они снова и снова продолжают вспоминать своё прошлое…

…Одиночество – самое большое зло в старости; один за другим уходят старые друзья и родственники, и заменить эти потери нельзя. Старость уносит силы и отнимает удовольствия.

Искусство старения заключается в борьбе с этими неприятностями. Но возможно ли это, если они атакуют тело? Разве старость не является естественным биологическим изменением организма, неизбежность которого необходимо принять?..


…Цивилизация и опыт научили людей бороться если не со старостью, то с её внешними проявлениями. Элегантная одежда и хорошо подобранные драгоценности привлекают взгляд и отвлекают внимание от физических изъянов. Особую роль играет использование украшений. Мягкая переливчатость жемчужного ожерелья заставляет забыть о недостатках шеи. Блеск колец и браслетов скрывает возраст рук и запястий. Красивые заколки и серьги, как татуировка у примитивных племён, так воздействуют на воображение, что морщины на лице можно не заметить…

…Парики были изобретены для того, чтобы скрыть поредевшие волосы или лысину. Умелое пользование косметикой помогает замаскировать признаки увядания кожи. Искусство одеваться, особенно после определенного возраста, заключается в умении скрыть свои недостатки.


Часто говорят, что возраст человека определяется не его годами, а состоянием его сосудов и костей. Человек в 50 лет может выглядеть старше, чем в 70. Хорошо тренированное тело сохраняет гибкость в течение длительного времени, и тогда старение не сопровождается многочисленными болезнями. Мудрость заключается в том, чтобы упражняться каждый день, а не от случая к случаю. Невозможно остановить наступление старости, но желательно отрицать её…

…Душа, как и тело, также нуждается в упражнениях. Поэтому не стоит отвергать любовь в старости только потому, чтобы не показаться смешным. Нет ничего смешного в том, что два старых человека любят друг друга. Уважение, нежная привязанность и восхищение не имеют возраста. Часто происходит так, что, когда молодость и страсти уходят, любовь приобретает определённый аскетизм, что не лишено своей прелести. Вместе с исчезновением физических желаний исчезают сексуальные несовпадения. Таким образом, совместное существование пары напоминает реку, которая в начале течения несётся, перепрыгивая через валуны, но чистые воды текут более спокойно, приближаясь к морю, и на её широкой поверхности отражаются звёзды…

…Эмоциональная жизнь не заключается в одних лишь любовных импульсах. Привязанность пожилых людей к внукам часто заполняет их жизнь. Мы радуемся их радостям, страдаем, когда они страдают, любят, когда они любят, и принимаем участие в их борьбе. Как мы можем чувствовать себя выбывшими из игры, если они играют в неё вместо нас! Как мы можем быть несчастливыми, если они счастливы! Как приятно наблюдать, что они получают удовольствие о тех книг, которые мы им порекомендовали. Бабушки и дедушки часто находят общий язык с внуками быстрее, чем с детьми. Даже физически они ближе к внукам. Они не могут бегать с сыном, но они могут бегать с внуком. Наши первые и последние шаги имеют одинаковый ритм.

Кроме того, люди стареют медленнее, если у них есть обоснованные причины, чтобы жить. Считается, что человек изматывает себя, если он очень активен в старости. Как раз наоборот. Старение – это не более чем плохая привычка, которой занятой человек не имеет времени следовать.

Во многих случаях старые люди являются лучшими лидерами, нежели молодые. Старые дипломаты и доктора опытны и мудры, так как их не отвлекают молодые страсти, и они могут рассуждать спокойно.

Цицерон сказал: «Великие дела совершаются не посредством физической силы, а благодаря зрелой мудрости, присущей старости»…

…Есть два разумных способа стареть. Первый – не стареть. Он для тех, кому удаётся избежать старости, ведя активный образ жизни. Второй – принимать старость со спокойствием и отрешенностью. Время борьбы прошло. Есть старые люди, которые не только завидуют молодым, а жалеют их, потому что штормящее море жизни всё ещё лежит у их ног. Лишённые некоторых удовольствий молодости, эти люди с особой остротой ощущают те удовольствия, которые у них остались…


…Существует несколько способов стареть неприятно. Самый худший из них – пытаться удержать то, что нельзя вернуть. К сожалению, встречаются такие люди, чья жизнь отравлена до последних дней постоянной неудовлетворенностью…


…Искусство стареть – это искусство вести себя так, чтобы быть для следующих поколений опорой, а не камнем преткновения, доверенным лицом, а не соперником…


…Таким образом, через 10 или 20 лет после того, как человек пересёк «линию тени», он может пересечь «линию света». Он покоен и счастлив. Его открытость и приветливость говорят о состоянии его души. Нет, старость – это не ад, над входом в который начертано: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Если старые люди достойны дружбы, они окружены друзьями и в старости. И, наконец, страх смерти в старости можно преодолеть верой и философией…


…Сможет ли когда-нибудь наука сделать так, чтобы старость не разрушала наше тело? Возможно ли создать фонтан молодости, в чьих водах мы могли бы искупаться, чтобы снова стать юными? Биологам удалось этого добиться в опытах над простейшими организмами. Но нужно ли человеку жить так долго? В 80 лет человек уже всё испытал: любовь и её конец, амбиции и последующее опустошение; несколько наивных иллюзий и отрезвление, наступающее после их крушения.

Страх смерти не очень велик в старости; все привязанности и интересы остались в прошлом и касаются тех людей, которые уже умерли.

Когда Герберта Уэллса чествовали по поводу его 70-летия, он произнёс речь, в которой заметил, что это событие воскресило его детские впечатления. Няня, бывало, говорила ему: «Генри, вам пора спать». Он обычно протестовал, но в глубине души знал, что сон принесёт ему отдых. «Смерть – это такая же добрая и одновременно строгая няня, и когда приходит время, она говорит: «Генри, вам пора спать». Мы немного протестуем, но хорошо знаем, что пора отдыхать, и в глубине души ждём этого…

В целом можно сказать, что так называемая геронтософия или философия старости остановилась в нашей стране на эмбриональном уровне: мы так и не вышли пока на тематическое, понятийное и проблемное пространство. История же нам не оставляет гандикапов и времени на отставание, поскольку человечество стоит перед радикальными сдвигами, к которым мы на философском уровне просто не готовы.

Обзор мировой литературы по философии старости*

Несомненным авторитетом и лидером современной философии старости в Европе и США является голландец Ян Баарс [№3. Журнал Геронтолог. Том Коль, университет Техаса. The Gerontologist Tom Cole, University of Texas В чем смысл старения? Имеет ли значение философия? [http://bit.ly/32uWQdD]

Я. Баарс пишет на голландском и английском языках, его работы переведены на несколько языков, он недавно «ушел в отставку» в качестве профессора интерпретационной геронтологии в Университете гуманистических исследований в Утрехте, где сохраняет неполный рабочий день и продолжает расширять и публиковать свои работы. Американским геронтологам трудно оценить широту работ Баарса – отчасти из-за их количества, а также потому, что они вытекают из его двойной подготовки, как в социальных науках, так и в европейской традиции континентальной философии. Мы редко встречаем ученого, чья мысль охватывает концептуальный анализ, историческую интерпретацию текстов, социальную теорию, критическую геронтологию и экзистенциальные вопросы. Баарс, однако, начал свою карьеру далеко от проблем старения.

В 1975 году он организовал конференцию в Свободном Университете Амстердама на тему «Теория и практика в социологической теории», где он ввел критических теоретиков и феноменологических социологов в философский дискурс с голландской социологией, которую он нашел слишком ограниченной и интегрированной в социальную жизнь страны. В 1987 году философская диссертация Баарса о теоретиках Франкфуртской школы Хоркхаймере и Адорно привела его к пониманию хабермасовского взгляда на коммуникативный дискурс как средство анализа проблем социальной справедливости, интерпретации смысла человеческого существования.

Лишь позже Баарс обратился к геронтологии, организовав первую конференцию по критической геронтологии в Медицинском отделении Университета Техаса (1991), на которой Гарри (Рик) Муди впервые сформулировал концепцию критической геронтологии. В формулировке Муди критическая геронтология нарушила господствующую геронтологию, введя интерпретирующие и эмансипирующие философские вопросы, начиная с понимания того, что инструментальное знание о старении несло возможности социального контроля пожилых людей и подрывало возможности эмансипирующих социальных изменений. Баарс также пришел к мнению, что наука не производит «объективного» знания, а функционирует как средство легитимации и регулирования социальных процессов и форм господства. Впервые эта точка зрения была полностью продемонстрирована в геронтологии в книге Стивена Каца «дисциплинирующая старость: формирование геронтологического знания» (1996). С тех пор Баарс в сотрудничестве с европейскими и американскими коллегами проделал значительный объем работы, которая связывает его интересы в социальном, экзистенциальном и политическом плане. Его последней публикацией в этом направлении является совместный сборник» старение, смысл и социальная структура: соединение критической и гуманистической геронтологии» (Baars, Dohmen, Grenier, & Phillipson, 2013).

Когда Барс начал читать лекции в области старения и геронтологии в 1980-х годах, ему было около 30 лет. Он был потрясен тем, как «возрастные», «пожилые» или «старые» рассматривались так, как будто они были почти разными видами, которые в основном представляли интерес как объекты ухода. Баарс задался целью изучить, каким образом забота должна быть» встроена в жизнь людей с достоинством в их собственном праве, а не просто проблемных существ, нуждающихся в заботе.» Это потребовало бы концептуализации пожилых людей не в статичных категориях, например, «умалишенных» или даже «мудрых», а видеть их социально расположенными, уязвимыми и уникальными личностями, готовыми жить возможным будущим, наполненным опасностями и обещаниями. в каком-то смысле весь его философский проект можно понять как развитие этого стремления.

«Старение и искусство жить» состоит из шести глав, которые последовательно:

– определяют и критикуют «хронометрическое время»;

– анализируют, как поздняя современная культура, которая продлевает жизнь, но ускоряет старение и лишает его смысла;

– извлекают и интерпретируют классическую греческую и Римскую мысль о старении;

– выделяют концепции подлинности и индивидуальности как инструменты для развития творческой культуры старения;

– обращаются к личным нарративам для создания личной идентичности, а также критикуют культурные макронарративы старения для укрепления негативных стереотипов, служащих корпоративным интересам;


– призывают к «искусству старения», вдохновленному принятием уязвимости и созданием значений, которые являются как индивидуальными, так и относительными.

Так как бòльшая часть послания Баарса заключается в важности жить полностью во времени, он прилагает значительные усилия, чтобы критиковать социальное и культурное доминирование хронологического или «хронометрического» времени календарей и часов, которые отсчитывают секунды и минуты, часы и дни. Точка зрения Баарса заключается в том, что в дополнение к принудительному социальному разделению хронометрическое время создает исключительно инструментальный и расчетный подход ко времени, который резко подрывает способность жить во времени эмпирически и межличностно. Старение само по себе ничего не вызывает, повторяет Баарс. Хронометрический возраст – это не что иное, как измерение количества времени, прошедшего с момента рождения. Хотя он признает социальную необходимость хронометрического времени, цель Баарса состоит в том, чтобы сломать его культурное господство, чтобы позволить людям испытать поток времени лично и межличностно (можно также добавить «мистически», хотя мистицизм не входит в словарь Баарса).

Мы живем в эпоху, когда все более быстрые, все более крупные потоки информации и образов летают по всему земному шару, приводя к культурному ускорению повседневной жизни. Когда это ускорение встречается с хронометрическим временем, отмечает Барс, возникают два парадокса: а) «преждевременное культурное старение», при котором люди живут дольше, но называются старыми в более раннем возрасте; и б) желание оставаться молодыми, но взрослеть, что является культурным созданием огромной индустрии антистарения в медицине и в коммерческих продуктах, которые обещают поддерживать молодость. Эти парадоксы проистекают из противоречивых желаний долгой жизни и бесконечной молодости. Наша культура производит их, потому что пытается контролировать конечность и нашу растущую уязвимость с течением времени – вещи, которые, по мнению Барса, являются условием нашей «спонтанности, открытости, творчества и уникальности.» (стр. 84)

В главе 3 Баарс обращается к классической мысли о старении и стариках, где он находит, как и другие до него, очернение старости среди греков и начало искусства старения среди стоиков, в частности в «De Senectute» Цицерона. Баарс отмечает, что, несмотря на отрицательное отношение греков к старости, классические греческие философы отстаивали пожизненную любовь и поиск мудрости, которые могли бы принести плоды в старости. Он заканчивает эту главу плачем греческой поэтессы Сафо о физических страданиях старения, опуская, однако, возможно, самое важное утешение, которое Сафо находит у своих учеников:

«А теперь мне достаточно того,что у меня есть твоя любовь, и я не желаю большего.»

Отсутствие любви в аргументации Баарса является существенным недостатком этой книги, потому что любовь различных видов часто является клеем отношений и положительных смыслов в дальнейшей жизни. Стремясь создать культурное пространство значимого и вдохновляющего старения, Баарс обращается к социальной критике, аутентичности и повествованию. Вместо иллюзии, что мы можем быть «успешными» в управлении жизнью, Баарс призывает нас принять уязвимость и жить подлинной жизнью, укорененной в надежде и скрепленной личными и коллективными нарративами. Старение человека не может быть понято только с помощью научных измерений. Выслушивание реальных голосов стареющих людей – ключ к пониманию идентичности, ее задатков и недостатков.

Подход Баарса к нарративу сложен. Он не просто интересуется хорошими историями, он интересуется хорошими жизнями и отношениями между ними. Баарс критикует предположение о том, что индивиды могут достичь полной, единой, «линейной интеграции» посредством самоходного личного нарратива. Он предпочитает концепцию Маргарет Урбан Уокер (1999) «латеральной интеграции», которая поддерживает индивидуальный смысл и ответственность, но находит их в связях с другими и в коллективном опыте. Баарс предостерегает от некритического принятия нарративов систем, в которых мы живем: рынков, здравоохранения, пенсий – нарративов и институтов, колонизирующих нашу жизнь и подрывающих подлинную идентичность. Он также хочет избежать наивного предположения, что все наши проблемы могут быть решены путем создания лучших историй о них: истории предназначены не для решения проблем, а для придания смысла и уменьшения страданий. Как выразился Исаак Динесен «все печали можно перенести, если вложить их в историю " (Арендт, 1968, с. 97).

Рецепты Баарса для нового искусства старения в значительной степени опираются на традиционное стремление философа к мудрости. Но вместо того, чтобы сосредоточиться на смерти и индивидуальном поиске «смысла жизни», Баарс подчеркивает конечность и «межчеловеческое» состояние. Мы конечны не только потому, что смертны, но и потому, что становимся все более уязвимыми к болезням, потерям и другим превратностям старения. И мы – «интерчеловеки», потому что мы рождаемся, живем и умираем не как изолированные индивиды, а как социальные существа, которые всегда находятся в отношениях. Это условия, которые, будучи принятыми, порождают новые возможности, стремления и горизонты, включая особенно углубляющееся понимание и мудрость, приходящие с целой жизнью размышлений. Здесь мы возвращаемся к философским поискам мудрости, соответствующим образом символизируемым заключительным образом книги (заимствованным у Гегеля) совы Минервы (богини мудрости), расправляющей крылья при наступлении сумерек.

«Старение и искусство жить» – это глубоко исследовательская, широкоформатная и тщательно аргументированная книга. Однако в нем отсутствует какое-либо серьезное рассмотрение религии, которая является основным источником смысла для большинства людей. Баарс не является философом религии или теологом, поэтому несправедливо требовать от него оценить, исследовать и критиковать религиозные верования, практики и идеалы, которые имеют глубокие последствия для смысла старения. Он работает в рамках традиции светской философии как мощного инструмента для критики существующего общества и культуры и для формулирования эмансипационных возможностей и идеалов хорошей жизни в пожилом возрасте. Но геронтология также нуждается в большем количестве философов и теологов, которые могли бы поставить религиозные и духовные идеалы человеческого расцвета в дальнейшей жизни в диалог с научными и светскими перспективами.

Любопытно и вдохновляюще интервью, данное Я. Баарсом Руту Демпси и названное «Горизонты старения» [https://aginghorizons.com/2013/01/interview-aging-and-the-art-of-living/]

Ян Баарс-философ, ведущий ученый в области геронтологии, автор и соредактор почти 20 книг. В своей последней книге «Cтарение и искусство жить» (издательство Университета Джона Хопкинса) Барс опирается на труды Сократа, Платона, Аристотеля и Цицерона, чтобы показать, как люди классического периода могли дать нам представление о современном искусстве жизни.

Рут Демпси: вы пишете, что в современном мышлении о старении преобладает хронометрическое или часовое время. Можете ли вы привести мне пример? И каковы последствия этого?

Ян Баарс: во-первых, мы привязываем людей к их возрасту, который является не чем иным, как измерением лет, прожитых ими с момента рождения. Однако не только наш собственный опыт, но и научные исследования показывают, что между людьми одного возраста существуют впечатляющие различия. Применение часового времени к человеческим популяциям приводит к широким обобщениям о возрастных категориях, которые усиливают возрастные практики. Это может привести к серьезным проблемам для более чем 50% работников, которые теряют работу, например. Это также мешает нам получить представление о старении как человеческом опыте.

Рут Демпси: в своей книге вы опираетесь, в частности, на труды Сократа, Аристотеля и Цицерона. Что мы можем узнать из классического периода об искусстве жить сегодня?

Ян Баарс: мы можем узнать о том, как они справлялись с материальными или медицинскими проблемами, которые не могли быть решены или вылечены и которые привели к ожидаемой продолжительности жизни около 30 лет. Но это также привело к искусству жить, которое поощряло их не становиться парализованными, а жить более полной жизнью в настоящем. Хотя многие из проблем со здоровьем, с которыми они столкнулись, могут быть излечены в наши дни, эти авторы напоминают нам не становиться слишком зависимыми от экспертов или (медицинских) технологий и продолжать жить своей жизнью с уверенностью в себе. Современная культура успешно справляется с некоторыми проблемами. Таким образом, доминирующей реакцией перед лицом неудавшегося контроля сегодня является «больше контроля». Это ослабляет нашу способность противостоять и жить с ситуациями, которые являются частью человеческой жизни и не могут контролироваться.

Рут Демпси: вы говорите, что уникальность индивидуальной жизни становится более поразительной в долгосрочной перспективе. Как же так?

Ян Баарс: на уровне фактов это уже очевидно. Каждый человек рос в определенных обстоятельствах. Они уникальны в своих отношениях, образовании, занятости, основных жизненных событиях и опыте. И эта уникальность становится все более сложной по мере того, как люди становятся старше, и некоторые шаблоны или темы становятся более яркими. Вот почему неразумно делать обобщения о людях старше определенного возраста: они больше отличаются друг от друга, чем молодые люди.

Рут Демпси: Итак, каковы некоторые способы культивировать искусство жить в более поздние годы?

Ян Баарс: в своей книге я пытаюсь возродить первоначальный сократический способ философии как искусства жизни. Философия возникла не как академическая дисциплина, а как поиск хорошей жизни. Однако на протяжении всей истории философы много думали о смерти, но мало о старении, потому что до недавнего времени смерть была гораздо большей частью повседневной жизни для людей всех возрастов. Теперь, когда люди живут дольше, нам нужно глубже задуматься о старении. Это должно уравновесить односторонний акцент общества на практических потребностях стареющего населения, таких как расходы на здравоохранение и пенсионное обеспечение. Но что еще более важно, мы должны изучить наши собственные сильные и слабые стороны и научиться вносить свой вклад в культуру, которая поддерживает и стимулирует пожилых людей вести полноценную жизнь. Чтобы развивать искусство жить в более поздней жизни, крайне важно оторваться от часового времени, которое отсчитывает минуты, дни и годы, как будто это так важно. Часы – это всего лишь инструмент для координации наших действий, чтобы мы знали, когда встретиться, но они не должны доминировать над тем, как мы живем. Следующий шаг-исследовать возможности других форм времени – как я объясняю в своей книге-личного времени, социального времени или времени в природе. Искусство старения включает в себя все, что уже хорошо в нашей жизни, но выиграет от большего внимания. Возраст приносит определенную интенсивность. Именно потому, что жизнь проходит мимо, каждое мгновение приобретает особую глубину. Любимый человек не останется, но изменится и, в конце концов, (или внезапно и неожиданно) исчезнет и откроет драгоценность, которая, возможно, не была достаточно пережита раньше.

Рут Демпси: Вы заканчиваете свою книгу прекрасным изображением ночного полета совы Минервы, греческой богини мудрости. Что Вы хотели сказать?

Ян Баарс: Существует старая ассоциация между поиском мудрости и ночным полетом совы как символа мудрости. Сова имеет большие красивые глаза, которые видят все, но не там, где свет слишком силен, как в рекламе продуктов или людей. Ночной полет предполагает, что поиски мудрости могут начаться только тогда, когда жизнь уже обрела какую—то более постоянную форму, в отличие от начала дня, символизирующего жизнь (когда речь идет об экспериментировании, испытании и поиске способов жить и выражать себя). Слух совы также чрезвычайно острый, поэтому она будет избегать громких звуков, которые отвлекают от того, что в конечном счете важно. В тишине вечера или ночи она действительно может видеть и слышать то, что нужно понять.

Следующая публикация также является апологетикой учения Я. Баарса и его философии старости. [Ricca Edmonson, National University of Ireland Ageing & Society http://www.janbaars.nl/ageing-society-reviews-aging-and-the-art-of-living/]

Ян Баарс хочет, чтобы мы «научились вносить свой вклад в культуру, которая стимулирует и поддерживает стареющих людей вести полноценную жизнь»: его книга призвана убедить нас в том, что «развитие культуры может помочь создать культуру». Эта книга, таким образом, стремится сделать вмешательство в жизнь своих читателей, но она осознает, что они не могут изменить все сами по себе: это тоже социальный проект. По Баарсу, как для индивидуумов, так и общества, мы должны видеть мир и самих себя в нем по-разному. В то время как подходы «жизненного цикла» подчеркивают развитие во времени взаимосвязанных жизней, Баарс усиливает это, размышляя о «жизни» с другой стороны: как человек может испытывать опыт тех, кто живет в ней. В геронтологии это, как правило, затрагивается довольно слабо.

На страницу:
2 из 7