bannerbanner
Философия старости
Философия старости

Полная версия

Философия старости

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

По мнению Красновой О. В. и Лидерса А. Г. [29] эйджизм как социальное явление прежде всего отражает интересы и предпочтения трудоспособного населения. Сами же пожилые люди, вопреки распространенным заблуждениям, готовы включаться в жизнь общества и занимать более заметную позицию в нем.

Каждый период жизни имеет свою ценность, свой смысл и свою цель. И в последние десятилетия в научных кругах появляется все больше исследований по изучению старости и старения с философских, социально-психологических позиций. Общество постепенно приспосабливается к глобальной тенденции увеличения продолжительности жизни, пересматривает свои установки в отношении возраста вообще и возможностям пожилого возраста в частности.

Социологические опросы, выполненные исследовательским центром Superjob.ru в 2007 г., показали, что боятся старости более 80% респондентов. 60% россиян и более не желают быть обузой для своих родственников, жить на одну пенсию, экономя на продуктах, лекарствах и пр. Напротив, в европейских странах старость определяется как этап жизни, когда можно отдохнуть от работы и путешествовать.

Для выявления характера отношения молодежи к пожилым людям было проведено исследование методом анонимного анкетирования студентов СГМУ (от 18 до 20 лет) [33] Анкетирование показало следующие результаты:

1) у 57% респондентов старость ассоциируется с ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием организма и следующим этапом после старости – смертью, в то время как 43% из них считают старость таким периодом жизни, когда можно пожить в своё удовольствие, например, прочесть книги, на которые не хватало усидчивости в молодости, поехать в путешествие;

2) большинство опрошенных студентов всегда готово помочь пожилому человеку (например, перейти через дорогу) и с уважением отнестись к его возрасту (например, уступить место в общественном транспорте), меньшинство же предпочитают проигнорировать или помочь, лишь бы «отвязался (-ась)»;

3) ответы на вопрос о доверии своих личных проблем показывают, что около 60% респондентов за советом или моральной поддержкой идут к другу (подруге), 40% – делятся переживаниями с родителями, но никто из опрошенных не обращается к собственным бабушкам и дедушкам (или к специалисту).

4) 60% студентов согласились с тем, что в нашем обществе тенденция негативного отношения к пожилым людям присутствует, а 40% респондентов нынешнее положение дел полностью устраивает.

Согласно результатам анкетирования ценность опыта и знаний старых людей среди молодёжи утратила своё былое значение. Целая жизнь за плечами стариков и возможность дать совет подрастающему поколению во избежание ими ошибок не ставится в приоритет. Помимо этого прослеживается негативное отношение молодёжи к самой старости, как к последнему этапу жизни перед смертью. Большинство юношей и девушек соглашаются с присутствием в нашем обществе тенденции негативного отношения к пожилым людям. В связи с этим необходимость уважительного отношения к людям данной возрастной группы (от 60 лет и больше) чётко закреплена у преобладающей части молодого поколения.

В 2014 г. я в рамках МВШУ «Сколково» я провел исследование «Серебряный университет» [36]. В 2017 году в МГПУ был открыт Серебряный университет, где я – научный руководитель и один из преподавателей (курсы «История и культура Москвы» и «География путешествий»). Ежегодно через этот университет проходят десятки тысяч человек.

Несколько слов в заключении данного раздела.

Это может показаться странным, но философская мысль на протяжении всей истории существования философии практически никуда не продвинулась, мысли древних также свежи как и мысли наших современников – мы ишь топчемся на месте и из века в век повторяем несколько уже порядочно избитых мыслей.

И в этом – коренная проблема культурно-исторического понятия старости.

Взгляд в отдаленное будущее

Этот разговор я хотел бы начать со своей давней и немного гротесковой статьи о том, что может ожидать нас в будущем.

Наше светлое геронтологическое будущее

После международного терроризма и недобросовестности финансовых институтов проблема педофилии, детской проституции и порнографии выдвигается на третью строчку криминальной опасности современной ситуации. Эта тема становится объектом международного сотрудничества и самого громкого обсуждения.

Странно слышать этот, в общем-то, недоуменный переполох: а разве была неочевидна неизбежность этого явления в ходе гонки за здоровьем и долголетием? Как – разве неочевиден был взрыв терроризма – протеста против засилья иудейско-христианской государственности, экономики и морали? Как – разве неочевидны были злоупотребления и надувательства после победы нонпараллелистической концепции финансов (согласно этой теории финансы не являются символом и отражением реальной экономики, реального хозяйства, а представляют собой пространство самостоятельных игр)?

Мы всякий раз забываем, что за любое благо (в отличие от бескорыстного Добра) надо платить.

Стариков неудержимо тянет на детей и невинность. В этом есть не только психологические основания, не только эффект «впадения в детство» – стариков действительно тянет. Отсюда эта необыкновенная и трогательная любовь между бабушками-дедушками и внуками-внучатами. Замечено это было давно: невинность излучает для них долголетие и омоложение. Этот геронтологический секрет был известен и использовался с античных времен (миф о вечно молодой Кассиопее и ее невинной дочери Андромеде) до спецотделения Кремлевки.

Благодаря усилиям медицины и личным усилиям многих по поддержанию и сохранению здоровья, человечество, особенно западные общества, стремительно стареют. Жизнь до ста лет перестала быть экзотикой и превращается в некоторую норму. Еще пара десятилетий – и стодвадцатилетие не будет восприниматься чем-то рекордным и экстремальным.

А это означает, что число потребителей детских сексуальных услуг будет расти и относительно, и абсолютно. Обвинять в педофилии стариков безнравственно – это все равно, что обвинять детей в наивности. И, как и с проституцией, с этим явлением следует смириться и придать ему легальную, разумную и безопасную для детей и стариков форму.

Старение общества имеет, помимо этого, еще несколько неизбежных продолжений и следствий. Одно из них – позднее вступление людей в брак и поздние роды. Всего 30—40 лет тому назад 30-летняя незамужняя женщина казалась окружающим и самой себе безнадежной старой девой. Теперь – это нормальный возраст для первого брака. Раньше роды в 40 лет настоятельно не рекомендовались врачами. Теперь никого не удивляют беременности и роды пятидесятилетних. В большинстве случаев не только матери, но и отцы детей, рожденных столь поздно, великовозрастны. К этим годам накапливаются у родителей заразы и болезни, усложняющие жизнь не только их, но и их детей. Старые отцы – это не только гарантия высокого интелллектуального потенциала детей (отцу Конфуция был 81 год), но и, увы, слабого здоровья, слабоумия, патологических отклонений. Старые матери – это тяжелые роды, сопровождающиеся травмами и потрясениями.

Старение общества – это репродукция физически и психического инвалидного поколения. И чем дальше, тем больше – мы стоим лишь на пороге этой глобальной проблемы.

Есть у этого демографического процесса еще одно неприятное последствие.

Теряя навсегда потенции (и виагра здесь – скорее миф, чем реальное решение), люди вдруг становятся чрезмерно нравственными и блюстителями морали, просто в силу присущей многим зависти. Известно также, что чем безнравственней был человек в пору расцвета своих возможностей, тем более яростным пуританином он становится в период бессилия. Сколько блудодеев и блудниц сходили со сцены в позе и риторике борцов за нравственность! Нужны ли здесь примеры?

А ведь престарелое общество – это еще и основной сегмент избирателей. Дело не только в том, что в структуре населения их доля непрерывно растет: они политически гораздо более активны. Во всем мире старики охотнее молодых и работающих участвуют в избирательных компаниях. Это значит, что, потакая им, политики идут на разработку и принятие законов в угоду этой возрастной группе. Старики своими голосами толкают общество в пуританство на законодательном уровне.

Чтобы понять, каким будет общество нашего светлого геронтологического будущего, достаточно присмотреться к американским домам для престарелых – для бедных, богатых и среднего класса (тут непринципиальные различия). Это – страшная ботаника со скрюченными по птичьи пальцами и клювастыми лицами, покрытыми струпьями яркой косметики, это – безмятежное улыбчивое скудоумие и слабоумие, недержание мочи и слез, немощь и цепляние за жизнь до конца, это лихорадка рук и перемещения на колясках, бессмысленное лежание в одной отдельно взятой палате, это – наихудшая из пародий на Рай, это вызывает отвращение и содрогание: «Не дай Бог мне дожить до такого!». Этих людей невозможно обвинять – они ни в чем невиновны. Они всю жизнь занимались ее продлением и отказаться от дальнейшего продления они не в состоянии, да и помыслить себе такое уже не могут. Они – жертвы идеи долголетия, страшные этим бесконечным угасанием на игле обезболивания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7