Полная версия
Школа дураков. Книга 4
– Так.
– Для кого этот источник?
– Для всех кому он нужен.
– Для всех приходящих и страждущих от жажды.
– Ну, здесь все однозначно.
– Представь святого, явленного людям. Для кого он?
– Я кажется начинаю тебя понимать. Для всех нуждающихся и страждущих.
– Правильно. Нуждающиеся практически все люди и богатые, и бедные и здоровые и больные и те что у власти и те, кого эта власть угнетает. У всех есть неразрешимые моменты в жизни.
Теперь дальше. Я же сказал, что меня к этому подводили долго и порой это совершалось через людей, от которых я хотел оставить одно мокрое место, но если бы ни они и не та ситуация в которой я оказывался через них, то я бы не получил те промежуточные осознания, которые привели меня к этому.
– Ты хочешь сказать, что любая боль в жизни не случайна?
– Ну, как я могу судить из своего опыта – где-то так.
– Да, нет я не имею ничего против, мы это с тобой обсуждали уже не раз, но… В общем даже не знаю.
– Бог это любовь и добро, а святые это те самые источники через которые страждущие могут получить эту любовь и доброту в чистом виде.
– Понял, понял. Святые стяжают Святого духа в трудах, а мы простые грешные через этих святых можем обрести порцию любви и доброты именно через этого святого, без каких-либо подвигов с нашей стороны. Нам нужно только прийти к нему и попросить помощи.
– Именно.
– Интересно…
13
– Может ли достижение научно-философской мысли способствовать познанию Творца?
– Вопрос с одной стороны простой, но на самом деле таковым не является. Простой для человека уже верующего, который во всем видит перст Божий. Для того же, кто таковым не является – эти достижения наоборот уведут его в непроходимые дебри. Например, корпускулярно-волновой дуализм.
– Странно. Я как раз о нем и хотел поговорить. Я вот, что подумал. Познание Творца, помимо метода апофатического Богопознания, методом отыскания неких проекций в реальном мире, которые возможно сам Творец и заложил в мироздании мне не кажется абсолютно абсурдным.
– Так как мы с тобой на одной волне уже достаточно приличное время, то я осмелюсь предположить, что ты имеешь в виду вездесущесть Творца, а это следует из наблюдения за природой в контексте Священного писания.
– Ты прав. Поэтому мне подумалось, что такое свойство материи, как корпускулярно-волновой дуализм может быть характеристикой не только материи.
– Если предположить, что Творец создал мир из ничего, а также то, что сам Творец это некая чистая разумная энергия…
– Тесла и некоторые другие величайшие умы упоминали, что в своей голове могли моделировать и совершенствовать сложнейшие агрегаты и не просто их устройство, а их работу. В ходе которой выявлялись недоработки и которые они устраняли. Те агрегаты не имели на тот момент в реальной жизни аналогов. А что если…
– Именно.
– Ничего себе.
– Так что с дуализмом? Готов дослушать? Человек разве не дуален, впрочем, как и весь мир?
– А то что мы принимаем за добро и зло, на самом деле может быть чем-то вроде как материи и вектора ее устремления. Сатана приспокойно ходит по миру и является пред Творцом и беседует с Ним и даже ведет споры.
– Да, материя склонна к состоянию покоя, как и человек, но если к ней приложить насилие, то она видоизменяется, а человек получает положительный либо отрицательный импульс на совершение того или иного действа. Свобода воли, хотя если я не могу себя заставить что-то сделать, то я не могу этого сделать, даже если это однозначно и аргументировано облегчит мне жизнь. Ну, не могу я себя заставить этого сделать. Хотя возможно именно это и не относится к моему выбору, вернее в данном случае я не могу выбирать. Я просто на этой развилке должен пройти только направо до следующей развилки, на которой я смогу уже свернуть как налево так и направо.
– То, что мы называем злом, на самом деле таковым не является – это своего рода неизбежное внешнее управление мирозданием. Ну, чисто теоретически, так как принять зло за благо порой просто невозможно, даже если вывернуться мехом наружу.
– Для нас – да, но святые могли.
– Это всего лишь говорит о том, что нам до святых, как ….
– До Луны рачки.
– Пошутил, да? Молодец. И вообще весь наш мир можно назвать мерцающим.
– Ага, просто он состоит из такого количества материи, что мерцание той или иной частицы в масштабах всей материальной оболочки сглаживается общей массой частиц, особенно с учетом наших органов чувств, которые воспринимают окружающий мир, на самом деле, в очень узком диапазоне.
– А по поводу разума и эмоций? Возможно, это две налагающиеся друг на друга волны, и наша задача состоит в разграничении каждой из этих волн и нужно достичь того, чтобы влияние одной из этих волн, я имею в виду эмоциональную, не мешала воплощению в реальном мире информационной составляющей так называемой разумной волны. Здесь конечно для многих под разумной волной может пониматься совершенно не то, о чем мы с тобой говорим.
– Не совсем понимаю, к чему мы все это наговорили.
– Ну, это в продолжение разговора о нашей разумности. Я мыслю или я принимаю мысли и тому подобное.
– Достичь того состояния, когда ты действительно будешь хозяином в своей голове. Ну, не знаю, но было интересно.
– Да, и тебе спасибо…
14
– Смысл бытия.
– Ну, это же относительно.
– Похоже, что нет.
– Ну, ладно. Мы должны спасти свои души, чтобы попасть в рай и избежать вечных адских мучений.
– Для обычного верующего человека эта установка, возможно и работает, так как они пребывают, в силу смиренного и безобидного своего жития, под покровом Духа Святого. Для нас же гордых и злых, но познавших присутствие Духа Святого в какой-то короткий отрезок своей жизни, но Который покинул нас в силу нашей последующей греховной жизни – этого недостаточно. Так как нам открылось, что настоящая истина в Духе Святом, то мы и хотим туда, но от своей греховной сути мы не можем никак отказаться, пока берет верх раз за разом.
Вот и получается развилка. Смирение полное – лучший вариант, но пока недостижим для нас. Отказаться и забыть – уже не вариант, так как нам открылось блаженство от кратковременного посещения Духа Святого и хочешь или нет, но периодически вспоминаешь о том состоянии и все греховные помыслы на миг меркнут. Нужен третий путь, хотя говорят, что такового и нет, но это все равно лучше, чем ничего. Умом, как известно, Богопознание невозможно.
– То чем мы занимаемся, это своего рода минуты праведности, когда нам удается отказаться от своей греховной сути и возможно в эти окна-возможностей, мы можем ощутить хоть в какой-то мере присутствие Духа Святого в своем сердце.
– Да, ты правильно меня понял.
– Ты сказал – смысл бытия. Я кажется понимаю. Все дело во внутреннем настрое. Глобальный смысл бытия – это настроиться раз и навсегда на волну абсолютной праведности и в делах, и в мыслях, и в намерениях, и в помыслах, и в желаниях.
В нашем же случае – мы вроде настроились на эту волну, но наши греховные мысли, намерения и желания, переводят наш радиоприемник на прием другой волны, а мы с тобой периодически стараемся сознательно настроить свой приемник на именно ту волну.
– Да, мы подбираем те мысленные образы-настройки, которые и позволяют нам приглушить доминирующие греховные устремления и подстроиться под ту волну, которая возвращает нам то состояние, которое хоть отдаленно напоминает нам утраченное состояние.
– Любишь же ты все разобрать до винтика…
15
– Кто есть человек?
– Я так понимаю, вопрос с подвохом?
– Как и все в этом мире.)
– Я так и подумал.) Любые физические или умственные особенности здесь не должны учитываться. Ни это делает человека человеком. Человек должен быть человечным. Что значит быть человечным? Сострадание, сочувствие, любовь, совесть, стыд, альтруизм, доброта, умение прощать. Эти качества делают человека человеком. Однако в этом мире перечисленного недостаточно. Почему-то теми или иными представителями, которые считают себя «настоящими чистокровными людьми», принято считать, что та или иная национальность, материальное или иерархическое положение, религия, внебрачное рождение и тому подобное делает человека не таким человеком как они. Поэтому требуется уточнение – идеальный человек – это тот, кто человечен к любому из людей без всяких условностей и подтекстов.
Ну а теперь из выведенной концепции можно рассуждать об уменьшении человечности в том или ином из людей. В основе снижения человечности лежит гордость, которая как раковая опухоль захватывает все больше и больше пространства и превращает человечность в бесчеловечность. Человек, который к кому бы то ни было демонстрирует демагогию, циничность, чувство наживы, ложь, жестокость, хамство и тому подобное свидетельствует о болезни гордостью в уже довольно запущенном состоянии. Например, тот кто не имеет ни стыда ни совести по отношению хоть к кому бы то ни было является все-таки больше нечеловеком, чем человеком. Однако стоит помнить, что все в его руках и он всегда может стать человеком, поэтому в любом случае со стороны человечного человека недопустимо нечеловечное отношение даже в самой малой демонстрации.
Если человек, считающий себя человечным позволяет себе нечеловечное отношение к тому, кто по его пониманию является циничным, жестоким, бессовестным, бесстыдным, то он становится сам таким же, если не хуже. Христианская заповедь о любви к врагам является ключевой для истинного христианина. Истинный христианин должен возрасти в вере до того, что все жизненные испытания принимает смиренно, как ниспосланные свыше. Поэтому, когда сталкиваешься с бесчеловечным человеком, то осуждать его не в твоей компетенции. В твоей компетенции находится воздержаться от его осуждения, сохранить к нему христианскую любовь и не утратить собственной человечности.
А как же жить тогда? Вера предполагает, что все происходящее с тобой это происходит по воле свыше, вспомним праведного Иова, а тот, через кого тебе приходят скорби – это всего лишь проводник вышней воли и конечно таким он стал по собственной воле, но и ответ ему за содеянное держать только перед Творцом.
Обычным человеческим умом такое смирение понять невозможно, здесь необходима определенная мера возрастания в вере, когда истинно верующий смотрит на происходящее иначе. Можно сказать, что эти люди стяжали Духа Божия и живут в благодати Божией, которая внешне никак не проявляется, но дарит этим людям душевный мир несмотря ни на что происходящее с ними.
– Да, как же мы далеки от этого.
– По крайней мере мы понимаем это…
16
– Как это работает?
– Интересный вопрос. Думаю, навряд ли хоть кто-то это толком знает.
– Но ведь подвижники восходят этим путем.
– Восходят, этого отрицать нельзя.
– Раз восходят, значит есть концепция восхождения.
– Должна быть.
– Тогда как это работает?
– Интересный вопрос. Ладно, давай просто подытожим то, что нам стало известно. Думаю, будет более наглядно это делать на примере собственного опыта. Так, с чего же начать?
– У меня это была отправная точка – приход к вере.
– Да, наверно именно с этого. Меня тогда поразило, что любой человек, чего бы не попросил с верой —получит просимое. Мне думалось, что путь к вере прост – сейчас я поверю и все – начну творить всевозможные чудеса.
– Ты и подумать не мог, что обычно подвижники в строгой аскезе подвизаются порой десятилетиями и никакие чудеса не в состоянии творить, да они об этом и не помышляют. Они просто на протяжении всей своей жизни демонстрацией отказа от благ мира сего свидетельствуют свой выбор в пользу любви Христа. Только не многие получают явные откровения свыше, а основная масса верующих всю свою жизнь подвизается в элементарном смирении и кротости без всяких чудес.
– Даже не знаю стал ли я верующим, если бы все это знал тогда. Становясь верующим христианином, ты сознательно выбираешь путь скорбей и лишений. Мой восторженный романтический порыв привел меня к христианству, а затем у меня ушли десятилетия на понимание того, что такое на самом деле христианство.
– Может попробовать что-то полегче?)
– А ну кыш отсюда.). Работает значит как это? То, что работает – это уж точно. Как значит. Мой путь – это путь сплошных заблуждений. Сегодня оглядываясь назад, я просто удивляюсь, что смог прийти к тому, к чему пришел. Это вообще какое-то чудо. Я фактически шел куда угодно, но только точно не сюда, а потом оппа и я тута. А ты спрашиваешь – как это работает. Интересный вопрос. Может у тебя было проще?
– Неа, не проще.
– Могу только поделиться открывшимися мне моими заблуждениями, то что раньше я считал способствует моему правильному выбору и то что сейчас мне открыто, что это было явным заблуждением.
– А это интересно.
– Ну, я значит думал, что я вот такой молодец. Почитал значит ту книжку и то-то понял – следовательно возрос духовно, а значит поднял свою веру и теперь если чего не попрошу то, теперь уж точно получу. А там раз и не сработало. Почитал еще одну книжку, еще чего-то там понял и вдруг подумал, а вот почему у меня в прошлый раз не сработало – я ведь не знал вот этого. Ну, в общем так год за годом.
– А что теперь?
– А теперь понял, что я в корне был не прав, что нужно было все воспринимать по-другому.
– В общем, ничего так и не изменилось.)
– Ну, в глобальном плане нет, но кое-что все-таки изменилось.)
– Вносишь корректировки.
– В принципе, как всегда. Понимаешь, раньше я думал, что я поднимаюсь своими усилиями и что вот сейчас я немного еще поднимусь и все – мне все станет доступно. Теперь же я думаю, что меня каждый раз приподнимали, а потом отпускали. Я начинал барахтаться и опускался на прошлый уровень. Через время меня опять приподнимали и отпускали. Я опять начинал барахтаться. Порой мне удавалось удерживаться на новом уровне и тогда через время меня приподнимали чуть выше. Ну не знаю, как-то так, наверное.
– То есть с твоей стороны ничего не зависело?
– Что-то должно было зависеть. Я же барахтался и порой удерживался на новом уровне и я же хотел этого – подъема.
– Думаешь в этом что-то есть?
– Ну, по крайней мере сейчас у меня ничего другого нет.
– Не густо.
– Не густо…
17
– И что же ты думаешь по этому поводу?
– Как по мне, так для нас здесь думать бессмысленно.
– Не по Сеньке шапка?
– Отож. Но можно обсудить имеющуюся информацию.
– Все лучше, чем ничего.
– Преждевременный прорыв в этом вопросе может иметь самые неблагоприятные последствия, вплоть до летальных для тела и возможно даже отхода души совсем не туда, куда хотелось бы. Вернее, туда куда совершенно не хотелось бы, но на всё милость Божия.
– Давай сначала так – внезапный прорыв возможен?
– Ну, смотри, ты же не отрицаешь, что мир переполнен нашими врагами? Хорошо, потому что в противном случае, все что я собираюсь сказать у тебя может вызвать только смех, а над этим смеяться чревато. В этом вопросе, чтобы говорить об одном и том же, вернее, чтобы иметь возможность более-менее понять друг друга правильно – нужно, например, прочитать Киево-Печерский патерик, хотя бы пару томов Четьи-Миней Дмитрия Ростовского, Лавсаик и конечно книгу отца Софрония о старце Силуане Афонском. Прочтение Ветхого и Нового заветов я даже не упоминаю, так как эти труды должны быть перечитаны уже несколько раз, но и не только перечитаны, но и осмыслены. Осмыслены в плане изучения – при помощи христианских толкователей. Вот только после этого, по крайней мере у меня, начала складываться хоть какая-то картинка.
– Ну, это ты перечислил минимум, так как только вот на той полке у тебя я вижу значительно больше книг из этой тематики, и как я могу судить они все имеют твои многочисленный пометки на полях.)
– ). Конечно, мой прозорливый друг, если я не ошибаюсь мы с тобой обсуждали далеко не только эти книги и насколько я помню в твоих книгах пометок значительно больше, но вернемся, если ты не передумал, к нашему сегодняшнему вопросу.
Прозорливым отцам было порой открыто видеть врагов, которые доставляли неприятности другим людям. Некоторые из людей, а именно иноки видели этих врагов и чрезвычайно от этого страдали. Известны также случаи, когда враги на протяжении многих лет, а то и десятилетий досаждали подвижникам, а некоторые из подвижников и погибли, не выдержав подобного испытания. Я бы вообще не брался за этот вопрос, если бы не книга о старце Силуане, где старец объяснил почему это происходит. Возможно это и не единственное объяснение, но оно вполне емкое. Из собственного опыта старец написал, что враги открываются подвижникам за гордость и делают их жизнь порой невыносимой. В Киево-Печерской лавре как-то даже перестали практиковать затвор в пещерах из-за этой опасности.
Здесь еще стоит вспомнить, что подвижник по неопытности и в состоянии прелести может начать подвязаться в том, на что его сил недостаточно и это может привести к плачевным последствиям.
– Как я понимаю, это неписанная азбука подвижников, где наставник проводит новоначального подвижника через все подобные подводные камни и отсутствие наставника на этом пути очень опасно. Как мне кажется именно поэтому епископ Варнава (Беляев) и посвятил всю свою жизнь написанию книги «Основы искусства святости», чтобы она оказала помощь тем, кто собирается идти подобным путем в условиях отсутствия наставника.
– Ну, вот из перечисленного и следует, что для того, кто с непомерным рвением ступит на этот, на самом деле светлый путь, может наломать дров и об этом хотя бы нужно знать.
– Предупрежден, значит вооружен?
– Будем надеяться…
18
– Ну, это уже что-то.
– Ты, о чем?
– Нашел новый аргумент в пользу необходимости молитвы за врагов.
– Сам вот взял и нашел?
– Ну как сам? Искал и нашел.
– Чтобы найти что-то, кто-то должен был потерять это или подложить, чтобы кто-то нашел. Такое не теряют, чтобы кто-то нашел.
– Все верно. Все верно. Нужно зафиксировать, а то может и ускользнуть.
– Давай, нам еще не удавалось самим что-нибудь изложить путное по этому вопросу.
– Смотри, враг наш это тот человек, который доставляет нам неприятности. Мы с тобой в основном миролюбивые и стараемся избегать конфликтов, следовательно, тот кто на нас ополчается хочет либо самоутвердиться или поэксплуатировать нас или еще что-то в этом роде, следовательно это активный, так сказать, пассионарный носитель гордости и всего прилагающегося к этому.
– В нашем случае да, но ведь и он в нас не видит своих друзей. Кто враг для него?
– Для него враг тот, кто стоит на пути его честолюбивых планов.
– Следовательно в глобальном плане если мы для него враги, но мы стоим на стороне света, а он уходит от света, то мы и не враги.
– Наш враг тот, кто не дает нам идти к свету и тот, кто поддерживает этого врага, также наш враг. Но для движения к свету, мы должны любить своих врагов. Если мы испытываем к ним вражду, то мы тем самым уходим от света и именно это чувство вражды, которое мы испытываем влечет нас вслед нашего врага, как соединяющая нас цепь, в сторону от света.
– Чтобы прекратить движение от света нужно избавиться от вражды, разорвать эту цепь. Чтобы начать движение к свету – нужно возлюбить своего врага. Любовь к врагу – это своего рода точка опоры, от которой мы должны оттолкнуться, чтобы устремиться к свету. Чем больше наша любовь к врагу, тем сильнее сила, с которой мы отталкиваемся от точки опоры и с большим ускорением устремляемся к свету.
– Мне нравится.
– Наш враг, под врагом нужно понимать, что это не именно наш враг лично, а это враг тех ценностей, которыми мы живем и которые влекут нас к свету. Так вот, в этом случае логично предположить, что он не чувствует внутри себя света и не способен принять свет. Вот смотри, если мы чувствуем в себе свет или утрачиваем его, то мы прибегаем к молитве к Господу, чтобы поддержать в себе свет или вернуть свет. Мы также в молитве обращаемся к Богородице и святым, чтобы они помолились о нас Господу, так как их молитва и их заступничество сильнее нашей немощной молитвы.
Теперь смотри наш враг утратил или и не имел этой возможности. Он идет путем духовного саморазрушения и в тоже время разрушает все духовное вокруг себя, вызывая к себе ненависть и злобу окружающих. Это своего рода Троянский конек, своего рода засланец. Чтобы остановить это разрушение необходимо помолиться за него, дабы Господь дал ему свет и обратил его к свету. Разве мы спрашиваем разрешения у своих детей, чтобы помолиться за них? Разве мы спрашиваем разрешения у тех, кого любим, чтобы помолиться за них, особенно если они находятся в беде? Нет. Мы искренне молимся за них. Так и по отношению к врагу – мы должны возлюбить нашего врага и помолиться о его спасении и прекращении того разрушительного процесса, который он несет с собой.
19
– Что для тебя карма?
– Своевременный вопрос. Раньше я бы много чего тебе сказал по этому поводу, но сейчас буду лаконичным. Я далеко не идеальный человек, но открыто стараюсь быть миролюбивым к окружающим и вот на этом фоне возникает субъект, который меня терпеть не может, ну и не только меня, но вдруг он просто ополчается на меня, пользуясь своим служебным положением. Блин, почему? Что случилось? Я же понимаю, что подобная ситуация не просто ситуация и что это для меня испытание и я его должен пройти правильно. Короче, не сразу, но после долгих и мучительных размышлений и молитв – осознаю и нахожу параллели.
Оказывается, перед взрывом эмоций моего так сказать врага, я был очень не прав по отношению к своему брату, мы хоть и не можем терпеть друг друга, но в последний раз я был чрезмерно красноречив. Ставя себя на его место, я понимаю, что он испытал тогда очень неприятные переживания, которые я ему доставил и сопоставляя его возможные переживания с неприятными переживаниями которые я пережил от своего врага, я еще легко отделался.
Но и это еще не все. Как-то через время я узнаю, что мой неприятель сильно расстроен тем, что ночью ему побили его только что купленный авто. Кто его знает, но возможно это была его карма за то, что он позволил по отношению ко мне?
Опять-таки это еще не все, я далеко не сразу смог увидеть эти связи. У меня было несколько неожиданных вспышек гнева моего неприятеля по отношению ко мне и когда я попытался проанализировать, что этому предшествовало, то обнаружил опять-таки свое собственное неправильное поведение к моим родным.
Ну, вот это я сейчас называю проявлением кармы в моей жизни. Эдакий маленький фрагментик, который настораживает меня лишний раз быть неправым…
20
– О чем задумался?
– Да вдруг подумалось, что я, как для себя, слишком далеко зашел. Я раньше и представить не мог, что я не просто буду читать великих мыслителей, а что я буду у них выбирать, с чем я согласен, а с чем нет.
– Тоже мне открытие. Как по мне, так может каждый.) А вот то, что ты не придерживаешься никакой единой концепции, кроме своей собственной, вот это, пожалуй, да. Здесь уж тебя никто не поймет.
– Так ты же меня понимаешь.
– Ну, я. Я такой же бесполезный булыжничек на дороге мироздания, как и ты. Ладно, хватит баки засерать, что там у тебя?
– Как-то читал, что книгу отца Софрония об отце Силуане показали Лосскому, и тот в ней ничего особенного не увидел. Вот я, например, читал одну из книг Лосского. Было интересно, но для восприятия было тяжело. У меня складывается впечатление, что он все пропускал через разум и логику, а мы с тобой уже отошли от этого давненько. Я все читаю и читаю книгу отца Софрония и столько в ней нахожу полезного, что просто диву даюсь, что кто-то там ничего полезного не видит.
– Ну, просто они все уже значительно выше всего этого. Они дальше пошли.
– Ну, да. Ну, да. Дай им Бог благодати на их пути.
– Ты будешь уже говорить наконец-то? Ладно, давай я тебе помогу. Мы с тобой сошлись, что для таких как мы разумников было бы полезно поразмышлять о природе и свойствах Божией благодати. Ты все еще в этом направлении размышляешь?
– Кто я, чтобы о таком размышлять? Я вроде как принимаю кое-что, но да, об этом.
– А можно я рядышком с тобой присяду?
– Хочешь под мой зонтик подлезть?
– Ну, принимать такое. У меня нет слов.
– Да я и сам в шоке. Как-то сложно об этом говорить. Понимаешь, закончил книгу об отце Зосиме и думал, что взять вместо нее. Остановился на книге епископа Варнавы «Основы искусства святости». Когда я ее впервые читал, то она на меня возымела сильное воздействие. В хорошем смысле. И вот тогда я наткнулся на критику епископа Варнавы одного дипломированного богослова и у нас состоялась с ним переписка. Я был возмущен его выводами, что ему и попытался донести, но он был весьма упорным и крыл как и положено ученому мужу ссылками то, на того авторитете, то на того. В общем, если по логике, то в его доводах был смысл, но если по сердцу, то я чувствовал, что он несет полную ерунду, к тому же он такое говорил, что я просто не ожидал услышать подобного от выпускника духовной академии.