bannerbanner
Закон престолонаследия Древней Руси
Закон престолонаследия Древней Руси

Полная версия

Закон престолонаследия Древней Руси

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 17

Из всего этого напрашивается вывод о том, что в междуречье Волги и Клязьмы на протяжении четырнадцати лет события бурлили, но бурлили они не в качестве войны русов с венграми, а внутри самого формирующегося объединения: желающих сохранить прежние вольности хватало и эти желающие для формирующегося объединения были пострашней внешнего врага. То есть, перед Альмошем127 стояла серьезнейшая задача сплотить находившихся под его рукой народы и устранить фронду местной родовой знати. Даже нельзя исключать того, что русы Альмошу в этом даже помогали, создавая видимость угрозы для нового объединения.

В итоге, Хет-Мадьярами могли придти к одному простому выводу; для скрепления объединившихся племен в единый организм нужна череда событий, которая упрочила бы созданное единство. Такие события не всегда предусматривают проведение совместных военных действий128 против соседей, хотя война с внешним врагом так же является таким фактором.

Если говорить о войне, то непонятно, кто мог рассматриваться Хет-Мадьярами в качестве врага в Ополье? Русы! Но русы были сильны и были более многочисленны, чем Хет-Мадьяры. Столкновение с русами грозило гибелью формирующемуся объединению, а не выживанию.

И тут Альмошем с вождями принимается единственно верное решение; созданному народу следует искать новые земли под поселение. Во-первых, в процессе движения народ, упрочит осознание себя в качестве отдельной самостоятельной единицы, а сам поход будет способствовать сплочению народа еще больше. Во-вторых, на новых землях можно будет продемонстрировать свою воинскую удаль окружающим народам, которые о Хет-Мадьярах ничего не знают. Здесь для Хет-Мадьяр появится еще один способ укрепить свое единство.

Но уход Хет-Мадьяр для русов был не совсем радостным: край если и не обезлюдел, то лишился значительной доли населения, которое до этого обеспечивало продовольствием значительную часть Руской Земли. Говоря современным языком, в результате ухода Хет-Мадьяр Руской Земле был нанесен значительный материальный и экономический урон, который вылился в дефиците рабочей силы, продовольствия и военных ресурсов. Благо то, что в это время у Руси не было серьезных конкурентов на политической арене и все боевые действия проходились на другие фронты вдали от Руской Земли: просто в это время некому было проверить Русь на прочность.

Обоснование даты. Таким образом, из сказанного можно сделать еще один вывод, перечисленные нами географические названия не могли появиться на Владимирщине ранее 898 года, но и не позже 981 года.

Какой еще интересный вывод можно сделать из этих событий? Вывод будет звучать следующим образом. Раз край обезлюдел, значит его, рано или поздно, начнут заселять вновь. Оставалось понять, кем будет заселяться этот край: своим народом или пришлым.

Если своим, то придется понять, как будет выглядеть такое освоение; как добровольное переселение, или как принуждение.

Оставалось решить и вопрос о том, где взять для этого народ? Не приглашать же с заморских земель! Ответ, на наш взгляд, очевиден – народ следует взять там, где он имеется в достаточном количестве и проживает в сходных природно-климатических условиях. Где такое место? Как не странно, но такое место находится в Поднепровье: в Киевской, Северской и Древлянской землях. В таком случае остается решить еще один вопрос, кого предпочесть для такого переселения: полян, древлян или еще кого-то?

Как это не странно звучит, но отселять всегда нужно лояльных для себя подчиненных, чтобы на новом месте они сразу нашли общий язык с местным населением, а вот непокорных подданных следует оставить на месте. Это нужно еще и для того, чтобы переселенцы не стали еще одной занозой в теле государства и не создали дополнительный очаг напряженности, да к тому же в истерзанном войной крае.

Естественно, что выбор пал на полян. Дело тут еще и в том, что с захватом Русью в 882 году Киевщины, поляне, у которых были натянутые отношения с древлянами («быша обидими Деревляны и инеми окольными»129), воспользовавшись ситуацией, просто не могли не оказать Олегу помощи в войне с древлянами в 883 году, а за тем и с северянами. Именно за такую помощь поляне, включенные в состав Руской Земли, и могли быть исключены Олегом из числа тех, кто платил ему дань130.

Но, в составе Руси оказались не только поляне, но и древляне. Что произошло? Если для кого-то этническая история и взаимоотношения народов – пустой звук, то этому человеку свою позицию придется пересмотреть; антагонизм между этносами – вещь более устойчивая, нежели принято думать.

Из текста летописи следует, что между полянами и древлянами сказывался антагонизм. Русь оказалась в роли сдерживающего фактора во вражде двух народов, но вынуждена была постоянно оглядываться на своих подчиненных. Русам внутри государства нужен был мир. Проблему нужно было как-то решать. Какой выход мог быть найден в ситуации, когда государству нужны были и те, и другие? Пожалуй, самым оптимальным решением будет то, когда «драчунов» рассадят по разным углам, чтобы они не видели друг друга и друг с другом больше не общались.

Но здесь есть еще одна причина; в районе Суздальщины есть полоса лесостепи, которая известна как Суздальское Ополье. Поскольку переселять людей приходилось именно туда, то желательно, чтобы переселенцы уже были привычны к такой среде обитания. Следовательно, переселять в Ополье следовало людей, которые жили в сходных природно-климатических условиях, то есть, в лесостепи. Поскольку в таких природно-климатических условиях проживали поляне и северяне, то и переселять на север лучше всего было их.

События на Киевщине. Но, решение правителя еще не означает автоматического согласия тех в отношении кого применялось такое решение: «Дань-то мы тебе платим и в войске служим, но это не означает, что ты можешь нами распоряжаться как собственной вещью».

Как на предложение о переселении в другой край должны были отреагировать поляне? Вряд ли от такого решения Руси они были в восторге: «Как так?! Мы тут верой и правдой служим, а нас за это еще и в глухомань»!?

Осознавая это, Олег мог рассудить и так: «Недовольны говорите? Условия диктовать? Ну! Ну! Если себе на горло наступить не можете, то на него вам наступим мы. Хотите вы того или нет, но интересы государства требуют именно такого решения и никакого другого».

Воспринимая решение о переселении населения как дело государственной важности, Олег не мог не понимать того, что, даже действуя в ущерб себе и своему окружению, должен был руководствоваться исключительно интересами государства и по этой причине, не мог не выполнить приказ кагана.

Русы начинают переселять полян в междуречье Волги и Клязьмы. В этом случае, появляется объяснение и словам Нестора-летописца: «Поляне, яже ныне зовемая Русь»131 – Поляне (Владимирщины) есть ныне зовущиеся русь.

Стоит обратиться и к археологии. В описываемое нами время в Волго-Клязьменском междуречье происходит изменение погребальной обрядности. Если до конца 9 века умерших укладывали на горизонте, после чего сжигали, то с начала 10 века покойников укладывали в грунтовые ямы, после чего сооружали курган. При этом покойника укладывали в вытянутом положении, руки вдоль туловища, головой на запад132. Точно такой же обряд погребения использовался и на Киевщине133.

Встречаются в междуречье и захоронения покойников вытянуто на спине головой на восток и север134, что указывает на неоднородность населения в этом районе.

Как видим, причиной переселения части населения в междуречье Волги и Клязьмы была потребность в восстановлении численности населения в крае.

Но не все поляне могли подчиниться приказу о переселении. Как водится, нашлись несогласные.

Уход в Прикаспий. Понять то, как развивались события дальше, поможет имя предводителя русов, возглавлявших их в Хазарии – царь Булдмир. Дело в том, что таких имен на тот момент на Руси просто не существовало. Что за имена использовались в то время на Руси можно увидеть, заглянув в договора Руси с Византией. Но зато такие имена были распространены в Дунайской Болгарии. Самый известный из таких тесок Булдмира – Владимир Расате135, представитель княжеского рода Болгарии. Из сказанного напрашивается вывод о том, что недовольных возглавили болгары, часть из которых осталась на Киевщине после 885 года и вынуждена была подчиниться Руси.

Недовольная часть полян предпочла покинуть Киевщину.

Расчет недовольных был прост: поскольку союзниками Олега на Киевщине были поляне, помогавшие ему во всех его военных мероприятиях, то с их уходом с Киевщины, в случае нового недовольства древлян, помогать Руси будет просто некому. Если древляне поднимут восстание, то Олегу придется ой как несладко. Учитывая то, что застрельщиками недовольства могли быть болгары, то увод ими населения с Киевщины следует рассматривать не иначе как месть за свое поражение в войне с Олегом в 882–885 годах.

Изначально путь недовольных мог лежать в Дунайскую Болгарию, но из Болгарии, в которой узнали об этом, поступил приказ: «Путь в Болгарию закрыт! Не ко времени! По этой причине людей вести в любое другое место: в Крым, на Дон, на Кавказ, в Хазарию, куда угодно, но только не в Болгарию».

Болгары, действовавшие исключительно в интересах Болгарии, ослушаться приказа из Болгарии не могли. В результате чего вначале оказались на берегах Итиля, а в дальнейшем – на Северном Кавказе, о чем может служить название местности – «Киарус-р» («Киа» – гора, «рус-р» – русов136?), упомянутой в письме царя Иосифа137.

А далее следует первый поход на Каспий, а за ним и второй: поляне подвергают грабежу населенные пункты, расположенные на южном побережье. Что поделаешь! Грабеж соседей может оказаться единственным способом добыть средства для существования себе и своей семье, как и для обустройства на новом месте. Кое-как переселенцы обживаются на новой территории. Видимо, с этим и следует увязывать появление славян на Каспии в 909 году.

Принятие христианства и ислама. Но ал-Марвази повествует о принятии русами в 912/913 году христианства. Понятно, что перед полянами, оказавшимся в чужой стране, не мог не встать вопрос о том, как сохраниться в окружающем их мире? Принимается решение о принятии христианства. Выбор веры, как мы понимаем, тоже был не случайным. Поскольку предводителем переселенцев был болгарин, то и выбор веры был соответствующим: верхи всегда диктуют низам путь развития, исходя из своих собственных интересов.

Не последнюю роль в выборе веры сыграло и то, что часть полян тоже была христианами, принявшими крещенные в Киеве еще в 60-х годах 9 века при Аскольде.

В отношении того, как на все это смотрело хазарское правительство и было ли оно заинтересовано в выборе населением той или иной веры, что-либо сказать трудно. Но бесспорным является то, что разность религии пришельцев и местного населения не могла не сказываться на их взаимоотношениях – полянам мог быть «заблокирован» доступ к источникам существования, в результате чего поляне вынуждены были поменять христианство на ислам, о чем и повествует ал-Марвази.

Поход древлян на Каспий. Следующей датой, сообщающей о походе русов на берега Каспия, был уже год 913/914. В этом году в походе, как нами и было показано ранее, уже участвовали древляне.

В 913/914 году на Руси вспыхивает восстание древлян. Поскольку полян, которые и были опорой Руси на Киевщине в Поднепровье, нет, справиться с восставшими Игорю оказывается не под силу. Именно отсутствие полян (их уход с Киевщины и увод оставшихся в междуречье Волги и Оки) оставил Русь один на один с древлянами. Пока был жив Олег, в Полянской и Древлянской землях сохранялся мир. Но со смертью Олега и прихода к власти Игоря, древляне восстали. Киевщина опустела, и навербовать добровольцев в войско было просто неоткуда. Игорь, понимая это, вынужден ограничиться обороной Киева и непринятием, до поры до времени, более решительных мер к восставшим.

Древляне же, после появления в Хазарии, идут грабить земли Южного Прикаспия и после успешного похода возвращаются под Итиль.

Что за ситуация сложилась в Хазарии после возвращения древлян из похода? Оказывается, что оба врага (поляне и древляне) вновь оказались на одном пятачке.

Болгария, заинтересованная в завершении войны на Балканах, для чего требовались дополнительные силы, которые планировалось получить из Руси, прекрасно понимает, что без подавления древлянского восстания, получить подкрепление от русов не получится. В связи с этим, болгарами принимается решение об уничтожении древлянского войска, находящегося на Каспии. Болгары обращаются к Булдмиру, а тот обращается к своим подданным – к полянам, которым предоставляется возможность приложить руку к своим, еще в недавнем прошлом, соседям. Интересы Руси, Болгарии и полян вновь совпали. Да и награбленного древлянами было немало, что сулило полянам, в случае победы, хорошую добычу.

На чью сторону встанет царь Вениамин? Конечно же, на сторону своих подданных – полян. А вот древляне – чужие.

Вот уж где кровушка разгулялась! Сполна отыгрались! Вот оказывается, кто уничтожил 30 тысяч древлян. Правда стоит отметить, что в уничтожении древлян принимали участие и христиане: ал-Масуди сообщает о том, что в истреблении русов участвовали не одни хазарские мусульмане, но и “некоторые из христиан” Итиля138, которыми могли быть как поляне, так и болгары. Надо полагать, к этому времени среди полян еще оставались те, кто продолжал исповедовать христианство.

Но, насколько полным был вывод Олегом населения с Киевщины? Как много народа было переселено на Клязьму и сколько ушло в Хазарию? Попробуем посчитать. Для битвы с 35-ти тысячным войском (немалое войско) 10 тысячами не обойдешься, значит, воинов должно было быть хотя бы равное количество, а для полной уверенности в успехе операции, должен был существовать еще и перевес в силах. Значит, ушедших мужчин на Каспий было достаточно большое количество, вполне может быть и подавляющее большинство населения Полянской земли. Если за исходную цифру взять тридцать пять тысяч, то вместе с семьями (из расчета один мужчина к пяти членам семьи) в Хазарию должно было переселиться не менее 180 тысяч человек. В таком случае Олегу не представляло большого труда переселить остатки населения на север в междуречье Волги и Клязьмы.

Что было с Киевщиной после вывода оттуда населения? Остался ли кто там из полян? Ответ на эти вопросы зависит от того, как основательно проводилась операция по выселению. После этого, надо полагать, Киевщина постепенно была заселена выходцами из Руской Земли, то есть, населением с которым у древлян не было противоречий.

Итоги. Занимаясь рассмотрением и анализом событий, произошедших в те далекие времена, поражаешься широте задач, которые приходилось решать современникам тех событий. И, как мы видим, такие решения принимались не только правящими кругами Руси, но и их противниками. Поражаешься тому умению, с каким наши предки подходили к решению стоявших перед ними задач; умению ускорить развитие ситуации так, чтобы оно начало развиваться в нужном для них направлении. Поражаешься и тому, как осуществлялся поиск сил для решения таких задач. Еще больше следует поражаться тому, как заведомо проигрышную ситуацию наши предки умели мастерски обыграть и использовать в своих целях с максимальной пользой для себя и страны, превратив ее из заведомого поражения в победу. Складывается такое впечатление, что никто и ни что не могло помешать воплощению задуманного ими; ни соседи, ни происки врагов, ни золото, ни что в целом мире.

Часть IV. Поход на город Бердаа в 943 году

Вступление. Информация, содержащаяся в этой главе, нами объединена в общий информационный блок. Причина такой компоновки заключается не только в логике событий, произошедших в то время на Руси, но и в связанности этих событий между собой.

Поход славян на город Бердаа в 943 году139, как и два предыдущих похода, совершенных в 884 и 913 годах на Каспийское побережье, подпадает под ту же самую зависимость, которая нами показана ранее: выступление древлян против Руси и последующий за этим поход древлян на Каспий в земли, населенные мусульманами.

Для того чтобы показать, как развивались события, предшествовавшие такому походу, мы, как и прежде, для начала займемся сбором и обработкой информации о событиях, произошедших как на территории Руси, так и на территории Прикаспия с Причерноморьем.

Что есть в источниках? Ход событий в этом походе выглядит следующим образом: «943/944 году отряд русов захватил богатый азербайджанский город Берда'а, расположенный близ реки Куры в армяно-грузинском приграничье. Русы быстро разбили стоявший в городе небольшой гарнизон правителя области Марзбана, который сам в это время воевал в Сирии. Заняв город, русы заявили местным жителям, что готовы гарантировать их безопасность и свободу вероисповедания, если те будут подчиняться новым хозяевам Берда'а. Однако вылазки против захватчиков продолжались, поэтому русы истребили часть городского населения. Тем временем Марзбан подтянул к городу большое войско, однако так и не смог выбить русов оттуда, хотя и изрядно потрепал их отряд. Вторжение мосульского князя в южную часть Азербайджана вынудило Марзбана перебросить на юг свои основные силы, оставив в Берда'а лишь небольшую часть войска. В конце концов, русы, ослабленные распространившимися среди них болезнями, а также постоянными стычками с мусульманами, решили оставить город. Ночью они вышли из крепости, нагруженные добычей, добрались до своего лагеря на берегу Куры, где сели на ожидавшие их суда и отплыли домой»140.

Теперь посмотрим, что за события происходили в это время на Руси.

В 941 году («В лето 6449») русы совершают поход на побережье Малой Азии – в Вифинию, однако, в столкновении с ромеями, терпят поражение141. Весть о разгроме доходит до Игоря.

Игорь, узнав о неудаче, бросает клич о сборе рати для нового похода142. После того как был брошен такой клич, о каких-либо других событиях, которые произошли бы в этом году на Руси, в "Повести временных лет" не сообщается.

Под 942 годом («В лето 6450») в летописи сообщается о том, что у Игоря родился сын Святослав143. Однако, как нами уже было показано ранее, на самом деле в этом году родился Владимир.

В 943 году («В лето 6451»), как сообщается в летописи, русское посольство вновь ходило в Константинополь, где с Византией был заключен еще какой-то договор144. О том, что это был за договор, в летописи не уточняется.

Восточные авторы сообщают о нападении русов на город Бердаа145.

В 944 году («В лето 6452») Игорь, наконец-то, собирает рать, клич о сборе которой был брошен еще в 941 году, то есть, три года назад, поднимает печенегов и отправляется в поход на Византию.

Получается довольно-таки интересная картина; для того, чтобы собрать в поход рать (а точнее ополчение), князю требовалось три года. Какой-то невероятно большой срок!

Византийцы, видимо, решив, что войной уже сыты по горло, отправляют к Игорю посольство с выгодными для Руси условиями договора, на что Игорь соглашается146.

В 945 году («В лето 6453») на Русь приходят византийские послы. После этого русы совместно с византийскими послами отправляются в Константинополь заключать первый мир147. После принесения русами и византийцами клятвы по соблюдению условий договора, русское посольство возвращается домой на Русь. Игорь собирается идти в Древлянскую землю за данью148.

Все в том же 945 году («В лето 6453») Игорь, наконец-то, отправляется в Древлянскую землю собирать дань. Но, древляне, возмущенные произволом правителя, к которому любовью и так не пылали, восстают. В результате восстания Игорь погибает149.

Ольга, узнав о гибели Игоря, начинает мстить древлянам за смерть своего мужа, в результате чего в ладьях заживо хоронят первое посольство древлян. Некоторое время спустя в горящей бане уничтожается второе древлянское посольство, а за ним следует избиение на тризне в Древлянской земле150 еще пяти тысяч древлян.

В 946 году («В лето 6454») Ольга окончательно расправляется с древлянами, обложив оставшееся население Древлянской земли данью151, намного превышающую ту, которую оно платило Игорю. «Vae victis»152.

После усмирения древлян, Ольга в 947 году («В лето 6455») отправляется в Поильменье и, объезжая Северную Русь, устанавливая там погосты для сбора дани.

Помимо этого, Ольга пытается привести к каким-то общим показателям и величину взимаемого с населения оброка153.

Ну, что ж, информация о том, что за события происходили в сороковые годы десятого века на Руси, собрана. Что дальше? А дальше, если внимательно всмотреться в эти события, можно увидеть много чего интересного.

После ознакомления с представленной информацией, нетрудно заметить, что если опираться в данной теме исключительно на информацию, содержащуюся в источниках и воспринимать хронологию событий, представленную в указанной информации в качестве незыблемого постулата (так как эта информация и изложена в источниках), то можно обнаружить явное противоречие с утверждением о том, что поход на Каспий – это дело рук древлян. Иными словами, если между событиями в Древлянской земле 941–947 годов и в походе древлян на Каспий 943 года действительно существует связь, то, как объяснить то, что нападение на Бердаа154 произошло раньше восстания в Древлянской земле? Согласно информации, содержащейся в летописи, восстание в Древлянской земле происходило в 945–946 годах, в то время как поход русов на Бердаа состоялся в 943 году. Как такое могло произойти? По идее, все должно было быть с точностью наоборот: вначале должно было вспыхнуть восстание и только после этого последовать поход на Каспий.

Странности в тексте. В отношении информации, содержащейся в переводе текста восточного автора, все понятно и каких-то вопросов тут нет. А вот в отношении информации, содержащейся в «Повести временных лет», есть. При внимательном чтении текста названного источника бросается в глаза ряд странностей.

Во-первых, в источнике присутствует довольно-таки странная компоновка текста. Все перечисленные события можно разбить на четыре группы, в каждой из которых события будут состоять из событий определенного характера.

В первую группу попадают годы 941 и 944 – это годы, в которые Русь воевала с Византией.

Во вторую группу попадут годы 942 и 943 – это годы между войнами.

В третью группу будут зачислены годы 945 и 946, во время которых полыхало древлянское восстание и события, связанные с его подавлением.

В четвертую группу попадает год 947, во время которого предпринята попытка упорядочит взаимоотношения между данниками и теми, кому эта дань предназначалась.

В пятый раздел попадают 943 и 945 годы, на которые между Русью и Византией приходится заключение договоров о мире. Причем первый договор о мире, почему-то заключается в 945 году, в то время как второй – в 943. Что это? Как такое вообще может быть?

Во-вторых, если события каждого года, под которым они и датированы, рассматривать по отдельности в отрыве от всех остальных событий, то все становится, вроде бы, ясно и понятно и каких-либо вопросов по ним не возникает. Но как только мы эти события начинаем рассматривать в комплексе с остальными событиями, да еще и проверять по другим источникам, как тут же обнаруживаем во всех событиях, отображенных в летописи, нарушение причинно-следственных связей. Особенно бросается в глаза как отсутствие причин перерыва в войне Руси с Византией в 941 года, так и невозможность понимания причин возобновления войны в 944 году, тем более в условиях, когда годом раньше (в 943 году) между Русью и Византией уже был заключен договор о мире.

Стоит обратить внимание и на то, что в 943 году Русь "вновь" ходила заключать договор о мире, в то время как в 944–945 году сообщается о том, что в Константинополь Русь почему-то ходила заключать всего-навсего лишь "первый" договор? Что это за договоры? По каким причинам заключение первого договора происходит после заключения второго? Складывается такое впечатление, что летописец события поменял местами. Таким образом, даже при поверхностном ознакомлении с текстом бросается в глаза нарушение хронологии событий.

В-третьих, в тексте источника наблюдается еще одна странность; под одной и той же датой (945 год («В лето 6453»)) повествуется о двух совершенно разных событиях: если в первом случае речь идет об отправлении ответного посольства в Царьград, то во втором – о гибели Игоря в Древлянской земле. Вопрос состоит в том, что если все перечисленные события произошли в один и тот же год, то для чего нужно было повторно ставить одну и ту же дату? Что это? Более поздняя вставка? По какой причине она появилась?

На страницу:
7 из 17