Полная версия
Лицо – наше все
Павел Артемьев
© Павел Артемьев, 2021
ISBN 978-5-0055-5749-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ЛИЦО – НАШЕ ВСЁ!
Глава 1 Быть или казаться – вот в чем вопрос!
«Да кому вы нужны, если у вас нет ничего, кроме внешности».
Джонни Депп
На самом деле, конечно всем нам хотелось бы утвердительного ответа на оба вопроса: и быть красивым, и казаться. Иначе говоря – и выглядеть молодым, и чувствовать себя молодо. Однако в реалиях, будем честны, борьба за молодость происходит сугубо на внешнем фронте, и если совсем уж честно, то с «быть» у нас получается не очень, а потому мы стараемся хотя бы казаться. Ни иронии, ни ехидства в данное утверждение я ни в коем случае не вкладываю. Не секрет, что задача продления молодости, борьба с дряхлостью и деменцией определяются в современном мире как чрезвычайно сложные. При растущем интересе к данным проблемам вполне объяснимо, почему на решение этих вопросов, несмотря ни на какие экономические кризисы, ежегодно тратятся поистине астрономические суммы.
Давайте признаем: в своем большинстве мы все хотим быть молодыми!
Как долго – это уже другой вопрос, сейчас важнее определить – что конкретно мы вкладываем в понятие молодости. Если провести опрос, мы быстро убедимся, что более всего интересуют людей две статьи:
1. Оставаться максимально привлекательным для окружающих.
2. Не страдать и по возможности минимизировать вероятность любых старческих недугов.
И… Выясняется, что в первом случае, когда нужно просто имитировать свою привлекательность, маскируя изъяны, можно затрачивать значительно меньше усилий. Именно поэтому абсолютное большинство предпочитает двигаться этой дорогой. К слову сказать, мировая индустрия со всеми ее фармакологическими и косметическими возможностями также поддерживает это направление.
По счастью, человеческое образование не стоит на месте, и с каждым годом число людей, пытающихся органично совмещать указанные стратегии (казаться и быть), неуклонно растет. И это вполне закономерно, поскольку общество все более отчетливо понимает, что молодость – категория столь же привлекательная, сколь и условная. Ну, а, лишенная здоровья, она попросту теряет свою главную суть. По этой причине сочетание двух стратегий представляется вполне разумным.
И, да, согласимся: мы все до головокружения разные и обладаем разными временными, волевыми, физическими и финансовыми возможностями. Кому-то нравится один рецепт, кого-то привлекает другой, кто-то прибегает к массажам или термальным процедурам, а кто-то интересуется методиками очищениями, грамотно организуя сон и полноценный отдых. А еще можно заниматься йогой, моржеванием, медитациями, превратиться в вегана или вегетарианца, а то и вовсе податься в пескетарианцы – есть и такое направление, когда не едят мясо животных и птиц, употребляя исключительно рыбу. Кремы-бальзамы также выбирают самые разные – фабричного производства и изготовленные самостоятельно. Словом, вариантов – великое изобилие, и неудивительно, что многих подобная пестрота откровенно пугает. Нам-то хочется простого и ясного рецепта! Чтобы не мучиться и получить действенный результат. А тут целое собрание сочинений, одолеть которое – не хватит и жизни.
По счастью, мировая практика проводит собственную фильтрацию, сужая рекомендуемый круг и предлагая наиболее действенные рецепты, на которых мы и постараемся сделать особый упор. Ну, а попутно избавимся от некоторых иллюзий, одна из которых говорит о том, что красивым жить лучше. Вроде как им проще устраиваться в жизни, легче знакомиться и пр. Отчасти это правда, красота действительно дает дополнительную уверенность в себе – то, чего нам вечно не хватает, дает фундамент, на котором можно твердо стоять двумя ногами, решаясь на те или иные авантюры. Тем не менее, статистика судеб всемирно известных красавцев и красавиц не самая утешительная. Да, да! Как богатые у нас плачут навзрыд, так и красивые любят изрядно поплакать. И говорится это не в качестве успокоения, это реалии, и это мазок, дающий более точное понимание того главного, в чем все мы остро нуждаемся.
Итак, внешность – всего лишь подобие костюма – роскошного, бедного, сверкающего всеми цветами радугами и усеянного заплатами. Поверьте, для всех нас значительно важнее то, что эта внешность скрывает. Наденьте ветхое одеяние на симпатичного атлета или фигуристую женщину с лучистыми глазами, и одежду просто перестанут замечать! То же и с внутренним содержанием, которое может как раздражать, так и вызывать искреннее восхищение. В этом и кроется главная жизненная загадка, и чтобы стать по-настоящему красивым, кому-то нужно стать более смелым, кому-то требуется поумнеть, а кому-то напротив – поглубже упрятать свои мысли и знания (реально пугающие и отталкивающие). Одним вместо ухода за кожей лица стоит заняться фигурой, голосом, походкой, развитием каких-либо иных качеств, другим – самое время научиться видеть и слышать окружающих, стать к ним внимательнее и добрее, обрести умение по-человечески улыбаться.
В данном случае я хочу лишь сказать, что мы не провидцы, и никто не знает своего идеального образа, как не знает и своего точного будущего. Во времена оккупации Парижа союзными войсками – в дни финальной войны с Наполеоном Бонапартом 18-летний Сергей Муравьев-Апостол как-то зашел в салон знаменитой гадалки Ленорман. «Погадайте мне, мадам, – попросил он. И гадалка со вздохом ответила: «Увы, вас повесят». На что Муравьев-Апостол самоуверенно возразил: «Я дворянин, мадам, а в России дворян не вешают!» Ответ прозвучал еще более обескураживающе: «Для вас, дорогой мой, император сделает исключение». История тут же разлеталась среди офицеров, и, желая узнать подробности, в салон к Ленорман заглянул Павел Пестель. Вернувшись, он со смехом объявил: «Гадалка явно выжила из ума. Видимо, боится всех русских, что заняли ее родной Париж. Она и мне предсказала веревку с перекладиной…» Спустя двенадцать лет в числе других декабристов оба офицера были повешены по указу царя Николая I.
Но я не о виселицах, я о внешности и ее связи с судьбой, о счастье, которое мы частенько профукиваем или ищем вовсе не там, где оно таится. То же самое можно сказать о красоте, которую нередко мы не замечаем, проходя мимо, а главное – не видим ее в себе, тратя бездну усилий на второстепенные, а то и вовсе ненужные вещи.
Красота спасет мир, – говаривал Федор Михайлович Достоевский, только я бы изменил временную ипостась, поскольку красота не спасёт, она реально спасает мир – ежесекундно, на протяжении веков и тысячелетий. Весь мир и каждого из нас в отдельности. Более того, по мнению многих выдающихся умов, самой по себе красоты не существует, и к ней просто жизненно необходимо добавить человека, способного ее оценить. Таким образом, некие изначальные эталоны прекрасного должны обитать в нас самих! Иначе действительной красоты нам попросту не распознать. В этом кроются свои минусы, но есть и немаловажный плюс. Если человечество действительно способно распознавать красоту, восхищаться прекрасным, значит, не все еще потеряно, и мир действительно можно спасти. В любом случае, к теме красоты следует подходить творчески, не загоняя себя в душный тупик косметических фантазий. В этом мы и постараемся разобраться в последующих главах.
Глава 2 Специально для мужчин
«Многие жалуются на свою внешность, но на мозги не жалуется никто».
Джейсон Стэтхэм
Нарциссы и пофигисты, аккуратисты и неряхи, красавчики и уроды – калейдоскоп разновкусицы в отношении собственной внешности во все времена был огромный. А уж сколько комплексов прорезается у юного поколения – в том самом критическом пубертатном возрасте, когда помимо всего прочего подростки впервые начинают пристально всматриваться в зеркало, измеряя плечи, талию, грудь, беспокоясь о росте и весе, впервые всерьез задумываясь о том, страшные они или симпатичные, а если страшные, то исправимо ли это?
И тут уместно припомнить бессмертное высказывание генерала Александра Лебедя, заявлявшего, что мужчине достаточно быть «чуть симпатичнее обезьяны». Думаю, не всех подобная фраза смогла бы утешить, но в подкреплении сказанного можно привести десятки и сотни примеров мужчин, пользовавшихся в буквальном смысле обожанием всех слоев населения. Чаще всего при этом называют хрестоматийного «монстра» Адриано Челентано – харизматичного, обаятельного, легко затмевающего классических красавцев, могучих атлетов и ухоженных ребят с модельного подиума. Также можно помянуть достаточно неординарную внешность Бельмондо. Собственно, он и сам рассказывал: «В Консерватории драматического искусства, где я учился, не слишком верили в мои способности. Более того, мой педагог Пьер Дюкс, вздыхая, предупреждал, что с моей внешностью я никогда не буду нравиться женщинам…»
Вполне возможно, что похожие прогнозы не раз слышали и такие знаменитости, как Фернандель, Траволта, Бурвиль и Перлман. А вспомним Луи де Фюнеса, занявшего первое место в голосовании «Самый любимый актер Франции»? А неказистый Джон Малкович или Уиллем Дефо? А Джо Дассен или недотепистый Пьер Ришар с грубоватым Жераром Депардье? Или парочка блистательных китайцев – Брюс Ли и Джекки Чен, в корне изменившие царившие до их появления стереотипы азиатской внешности? Вдвойне приятно приводить примеры и наших отечественных «красавцев» – обаятельнейшего Савелия Крамарова, удивительного Фрунзика Мкртчяна, великолепного Юрия Никулина, магнетически привлекательного Виктора Цоя, мощного и артистичного Муслима Магомаева, улыбчивого Леонида Утесова, великолепного Николая Караченцева и т. д. и т. п. Примеров мужчин довольно условной, а то и сомнительной внешности, по которым, однако, сходили с ума миллионы женщины всех возрастов и сословий – необозримое множество.
Но это же певцы и артисты, скажете вы, – еще и успешные. И что с того? В данном случае мы всего лишь видим людей, выставленных на всеобщее обозрение, внешность которых смогли оценить множественные зрители. Но поставьте на их место других мужчин, и общество также выдаст им соответствующую оценку. Что, собственно, и происходит, когда на авансцене появляются новые лица – блогеры, политики, шоумены, фигуранты громких дел и событий.
Но работает еще и талант! – возмутитесь вы – и также будете правы. Поскольку талант действительно является неотъемлемой частью харизмы, существенно влияя на оценочный параметр внешности, превращаясь в этакий множитель, кратно увеличивающий людские симпатии. И, не сомневайтесь, ровно такие же критерии работают в отношении вас, в отношении всех окружающих людей. В любом деле, на любом предприятии, в любом коллективе – способные, удачливые, энергичные, общительные всегда добавляют себе очков, вызывая симпатии неизменно более откровенные, нежели их менее активные красавцы-конкуренты.
Дело выводит нас всех на сцену, а успех и неуспех этого дела либо красят нас, либо напротив – вытесняют в задние ряды.
И что бы мы ни предпринимали, что бы ни говорили, противоположный пол зорко подмечает наши промахи и удачи, делая про себя определенные выводы. Так что певцы и актеры – всего лишь наглядный пример, позволяющий судить о том, что же именно становится основой ореола популярности, в сущности выдавая нам один из важнейших секретов красоты.
Таким образом, личностные качества человека способны существенно менять критерии внешности, а значит, и совершать таинство вашего преображения.
Из этого вовсе не следует, что мужская внешность – дело десятое, однако и не первое – вот, о чем я хотел вам сказать. Более того, не соответствовать своей внешности, пожалуй, дело крайне рискованное, так как сплошь и рядом приводит к ситуациям, когда, открыв рот или что-то попытавшись совершить, вы самым форменным образом ломаете ранее «нарисованный» образ, вместо успешных баллов зарабатывая нечто обратное, усиливая риск осрамиться и опозориться.
«Такой, казалось бы, душечка, а несет полную чушь!»
«Вроде бы атлет, лицо суровое, а по сути – трус».
«Так красиво рассуждал, а делать, оказывается, ничего не умеет».
Иначе говоря, красавцы, не оправдавшие радужных ожиданий, форменным образом проваливаются и подставляются. И втаптывают в грязь их даже значительно охотнее, – в самом деле, они же обманщики! Более того – предатели! Взяли и обманули всех тех, кто повелся на их ослепительную внешность. В яркой целлофановой обертке оказалась форменная труха…
Следовательно, можно сделать вывод:
Не можешь поразить чем-то кроме внешности, лучше не высовывайся…
Да, разумеется, выглядеть Ален Делоном или Вячеславом Тихоновым вовсе даже неплохо, однако те же женщины, хором подтверждая достоинства симпатичных мужчин, все-таки признают первенство других важнейших черт, влияющих на их симпатии и антипатии. И если кто-то сомневается, что в условного квазимодо можно влюбиться, впору снова обратиться к тому же кинематографу. Вооружитесь карандашом и сами посчитайте актеров, никогда не блиставших хрестоматийной красотой, но которых боготворила вся страна: Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов, Алексей Смирнов, Георгий Бурков, Евгений Леонов, Алексей Баталов. Если мало, то можно назвать и актеров более близких к сегодняшнему времени: Андрей Панин, Сергей Гармаш, Владимир Гостюхин, Юрий Архангельский, Алексей Шевченков, Юрий Степанов, Андрей Краско, Владислав Галкин…
Кстати, обратите внимание, среди лидеров симпатий немалое количество исполнителей комических ролей, и это тоже не случайность. Хорошая добрая улыбка – тот же талант. Недаром сказано, что улыбка красит человека. Так оно и есть, и правило это работает не только на экране.
Глава 3 Специально для женщин
«Никакой макияж не украсит лицо так, как чистота в глазах и искренность в улыбке».
Эрих Мария Ремарк
Решусь произнести крамольное: что такое женская красота, даже сами женщины представляют себе достаточно смутно. Звучит забавно, но так оно и есть. Во всяком случае, в понимании собственной красоты женское племя конечно же уступает мужчинам, что вполне объяснимо: мужчина определяет главный спрос, он ищет, он охотится. Потому и любит глазами, потому и ставит внешность женщин на первое место. В силу сказанного – подход здесь более избирательный, нежели в зеркальном случае с мужчинами. Однако и тут диапазон пристрастий поистине гигантский, и никаких однозначных эталонов природа нам, по счастью, не предлагает. Снова и снова мы приходим к выводу, что красота – категория условная.
В некоторых краях наши самые неказистые дурнушки оказываются истинными королевами, и напротив – ослепительные модели в иных условиях будут определены, как страшненькие. Вспомните эпизод, когда австралийский абориген в замечательном фильме «Когда боги сходят с ума» смеется над светлокожей европейкой, никоим образом не вписывающейся в его привычные каноны. Так оно и есть. По мнению полинезийских дикарей белые и стройные женщины отвратительны, пигмеи Амазонки также полагают избыточный рост нелепым уродством, абсолютно не способствующим выживанию в джунглях. И напротив, с некоторых пор европейцы все больше постигают женскую красоту азиаток, что видно и по журнальным обложкам, и по кинематографу. А с середины 20 века даже в самых консервативных регионах Азии все более стали ценить европейскую внешность. Азиатский разрез глаз, о котором мечтают многие европейские актрисы, в той же Японии многими в сегодняшние дни воспринимается, как очевидный дефект, породивший обильный спрос на операции по блефаропластике, что можно заметить даже по японской мультипликации, где у героев и героинь просто огромнейшие глаза. Более 200 000 операций проводится ежегодно только в одной Японии. В Корее и Китае можно наблюдать похожую ситуацию.
До сих пор помню трагикомичную ситуацию, когда на одной их сельских дискотек объявилась классическая парочка – красавица и дурнушка – обе студентки, приехавшие из города. Мне вздумалось понаблюдать за ними, и я с изумлением увидел, что за дурнушкой враз стали ухлестывать с полдюжины кавалеров, красавица же так и стояла у стенки невостребованной. Более того, желая ее утешить, я сам пригласил ее на танец и с изумлением обнаружил, что сельские кавалеры не ошиблись. Это сложно передать, но ни в движениях красавицы, ни в мимике, ни в голосе не было жизни. С ней было безумно скучно. Это открытие настолько меня ошарашило, что чуть позже я рискнул пригласить ее подругу «дурнушку». Уже через минуту я понял разницу, как понял и то, почему местные ухажеры начали поглядывать в мою сторону с явной угрозой. Отличие между подругами было очевидным. Улыбка, глаза, задорные ответы – буквально все побуждало на продолжение знакомства. И вся кажущаяся непривлекательность волшебным образом испарилась…
С подобными ситуациями я встречался неоднократно, а несколько позже в полной мере познакомился и с феноменом «гадкого утенка». Явление тоже из любопытных, которое можно было бы сравнить с неким чудом, когда из нескладных и неказистых девчонок вдруг получаются удивительные красавицы! То, что еще недавно казалось нелепым, смешным, непривлекательным, по достижении определенного срока вдруг превращается в нечто совершенно обратное – в изюминку, в редкое украшение, в примечательную особенность.
По слухам, юной Людмиле Гурченко очень не нравилась собственная внешность, а Анастасия Вертинская всерьез комплексовала по поводу необычайного разреза своих глаз. Теперь эти заблуждения кажутся смешными… А сколько переживают женщин из-за формы скул или ушей, из-за длины носа, недостаточного или чрезмерного объема груди, обхвата талии, неказистой осанки, неправильной походки, неверной дикции и не самого звучного голоса! На какие жуткие подвиги порой готовы пойти дамы, чтобы изменить себя!
Между тем, ларчик открывается значительно проще, и точно также, как и в случае с мужчинами, здесь стоит обратить внимание на феномен преображения. Я сейчас не об анатомии, хотя скорректировать тело, подпружинив мужской торс мускулами, а в случае женщин – поработать над походкой, выправить осанку, переделать прическу, подкачать ноги, тоже бывает нелишне. Но я хотел обратить внимание на другое: любая внешность способна сиюминутно меняться, в буквальном смысле напитываясь электричеством настроения, самым поразительным образом меняя облик человека. Горящие глаза приобретают магическую силу, голос наполняется волнующим звучанием, живая мимика завораживает, жестикуляция, любые движения становятся поистине волшебными.
На своих встречах с читателями я не раз приводил пример, как в моем родном институте меня поразила однокурсница, невзрачная в общем-то девушка, которая, сдав тяжелейший экзамен, вылетела из аудитории и прямо в валенках (туда можно было упрятать помимо килограмма шпаргалок целый учебник!) бросилась танцевать лезгинку. Получив хорошую отметку, она ликовала и не думала это скрывать. А мы, обалдевшие, забыв про экзамен, любовались на ее танец. Тогда я впервые осознал, насколько эмоции способны преображать человека. Потому что ликующая сокурсница была в эти минуты сущей красавицей!
Кстати, вы задумывались, почему так часто мужчины влюбляются в танцовщиц или певиц? Только ли по причине привлекательной фигуры? А вот и нет! Здесь также срабатывает фактор преображения, поскольку танец и песня – это настроение и грация, это темперамент и внутренний мир женщины. В сущности, глядя на танцующую женщину всего минуту или две, мы можем узнать о ней больше, чем за все предыдущие месяцы. Это отлично понимала Айседора Дункан, импровизируя на сцене и сводя мужчин с ума. Немудрено, что в ее сети угодил Сергей Есенин. Кстати, и сам он покорил ее, скорее всего, не внешностью. Уж поверьте, ей было, из кого выбирать, но выбор пал на невысокого, не слишком пропорционально сложенного мужчину. Но как Айседора умела завоевывать людские сердца пластикой и магией танца, так и Есенин легче легкого завораживал слушателей своей поэзией, а он, судя по всему, свои стихи умел читать превосходно.
Таким образом, вынужден повторить бородатую истину: внутреннее теснейшим образом увязано с внешним. Вялая, квелая женщина никогда не выдаст зажигательного танца – даже если она отлично сложена, и напротив внутренний природный огонь, как и внутренняя красота, будет прорываться наружу и привлекать постороннее внимание. И здесь речь не только о танцах, танцы – всего лишь один из примеров, – людей выдают любые настоящие поступки, и чаще всего даже не слова, какими бы мудреными они не казались, а вполне реальные дела. Таким образом, волшебным свойством напитывать красотой хозяйский образ обладают наши внутренние качества. Певицы, танцовщицы, гимнастки, наездницы, исполнительницы музыки, актрисы, фехтовальщицы, бегуньи – все они преображаются, в момент выступления демонстрируя свои главные свойства, нередко перекрывающие и ретуширующие все внешние изъяны. И столь же красивыми становятся матери, умело общающиеся со своими детьми, женщины, мастерски справляющиеся со своей работой и т. д. и т. п.
И еще…
Если мужчины взирают на свои фотографии достаточно спокойно, у женщин по данному поводу всегда возникает масса комплексов. Помню свое изумление, когда мои первые фотопробы принесенные в класс (а это было в 14 лет, когда я снимал танцы и какие-то праздники) вызвали бурю восторгов среди парней и взрыв негодования среди девчонок. Пару кадров они попросту порвали в клочья, а одна из одноклассниц со слезами на глазах потребовала от меня уничтожить весь негатив (тогда негативом именовали фотопленку). Я решительно ничего не понимал, был даже обижен. Мне-то фотографии казались чудесными, я убил целую ночь на их обработку и понятия не имел, что у женского пола в этом плане работает совершенно иной взгляд.
И все же… В очередной раз морщась от увиденного в зеркале, попробуйте решиться на маленький эксперимент. Раскройте альбом со своими старыми фото и напрягите память. Наверняка многие из вас припомнят, какое неудовольствие вызывали у вас те или иные кадры. Но вот прошло пять лет, а то и десять – и, глядя на прежнее изображение, вы вдруг начинаете понимать, что досада ваша была совершенно смехотворной. Это достаточно известный феномен, но о нем стоит вновь и вновь напоминать. Формула Экклезиаста работает и здесь: все меняется, и все проходит. По прошествии некоторого срока – с прежними, казалось бы, «негодными» фото происходит удивительная вещь. Вы видите себя обновленным взором и начинаете себе нравиться! И даже удивляетесь, что же такое могло вас когда-то не устраивать. Получается, что время не только лечит, но и прекрасно ретуширует прежние изъяны. А точнее – придает вам мудрости для приятия того убежавшего милого образа, для четкого понимания, насколько глупы и вздорны были прежние ваши претензии к собственного облику.
Но если так, то сделайте и второй шаг – мысленно перелистните еще пять-десять лет и попытайтесь взглянуть на себя нынешнюю глазами того будущего и умудренного состояния, в которое вы мысленно перенесетесь. Все вновь повторится, и станет очевидной абсурдность сегодняшнего вашего недовольства. Во всяком случае понимание условности всего и вся во многом улучшит ваше настроение.
Глава 4 Взгляд испепеляющий, лучистый
«Женщину, которая говорит с вами взглядом, можно взглядом поцеловать».
Густав Бекер
Ранние морщины, мешки под глазами, дряблая шея, вдовий холмик, скверная походка, вислый живот, осанка – все это бесспорно накладывает свой драматичный отпечаток на облик человека, но все-таки начнем мы с глаз – того самого, что с древних времен люди определяли как зеркало души.
Разумеется, вы знаете, сколь много поэтических и прозаических строк посвящено глазам. А теперь напрягите память и попытайтесь припомнить, хоть одну поэму или песню, в которых воспевались бы прически, уши, щечки, губки, плечики, коленки, ягодицы, пятки или лодыжки? Сложно вспомнить, верно? Приоритет глаз очевиден, и этому есть свое обоснование. Глаза выдают ум, сообщают о настроении и характере, рассказывают о психическом и физическом здоровье человека, его отношении к вам и многом таком, что и поныне сложно описать словами. Иначе говоря, глаза – особая статья, которой просто нельзя пренебречь, беседуя о внешности.
Мимика, выражение лица – может ли все это украсить нас или напротив обезобразить? Вопрос риторический, поскольку – да! – и тысячу раз – да! Но для начала проведите маленький эксперимент: последите за кем-нибудь из ваших знакомых – когда они хмурятся, ругаются, нагружают себя негативными мыслями или напротив – радуются, улыбаются, смотрят с любовью на своих детей и внуков. Взгляните внимательнее на эти полярные образы и изумитесь. Ведь это одни и те же люди! Только вот в одном состоянии они выглядят ужасно и отталкивающе, в другом – они милы и симпатичны, они притягивают взор, с ними хочется дружить и общаться. И дело тут не только в удачной мимике, первую скрипку в подобных метаморфозах играют человеческие глаза. Подобно собачьему вожаку они ведут за собой всю «мимическую упряжку», управляют лицевыми мышцами. Улыбающиеся глаза подобно кисти всесильного художника творят улыбающееся лицо. Поверьте на слово, одними губами человек улыбнуться не сможет. А если попытается, наверняка выдаст «фальшивую ноту», которую без труда уловят все окружающие. И теперь, проанализировав образы сторонних людей, перенесите этот опыт на себя, поскольку и с вами происходит та же история. В добром и улыбчивом настроении вы красивы, в состоянии гнева и насупленности вы как минимум непривлекательны. Как замечательно писал Александр Блок: «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен». Именно так! Стирая те самые «случайные» черты, избавляясь от насупленности, скуки и небрежения, вы самым откровенным образом преображаете искомый мир, а вместе с ним и себя.