bannerbanner
Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки”
Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки”

Полная версия

Литературная интернет-студия. 102 занятия “Изюминки”

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 11

3. Слова для афоризмов-определений: ДЕМОГРАФИЯ, ЁМКОСТЬ, ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ, ИНДУИЗМ, ИСТОК.

Занятие 17 (5.11.09): Наши персонажи

Прежде чем перейти к занятию, немного расскажу о состоянии дел на студии.

Постепенно вырисовалось несколько типов участников. Описываю их не из критических устремлений (свобода участвовать или не участвовать подразумевается), а просто по факту. При этом я не учитываю многие реальности (нехватку времени, техническое отсутствие интернета, болезнь, рождение ребёнка и т.п.). Не учитываю также (хотя и мотаю кое-что себе на ус), что тот или иной тип поведения зависит от недостатков содержания и качества занятий.

1. Импульсивный энтузиаст. Такому участнику хочется заниматься в студии, но хочется и много другого. Поэтому через одно-два или через три-четыре занятия он понимает, что за всем не угонишься, и больше на студии не объявляется. Хотя, вполне возможно, тексты занятий читает и выводы из них для себя делает.

2. Спринтер. Активно участвует в нескольких занятиях. Потом перестаёт, но время от времени может возникнуть на каком-то из последующих занятий.

3. Прагматик. Человек, который хорошо знает, какие ему нужны навыки. Темы, которые совпадают с его устремлениями, ему интересны, остальные он мягко пропускает мимо себя.

4. Стайер. Тот, кто понимает, что проблемы литературного творчества неиссякаемы, не торопится принять всё, что ему предлагают, зато со временем обстоятельно реагирует на занятия (в том числе давние).

5. Собеседник. Он понимает, что дело не в том, чтобы «выучиться на писателя», а в обсуждении возможностей письменного слова. Он обычно с удовольствием делает какие-то из ВОЗможных заданий – для того, чтобы присмотреться и к своим собственным возможностям.

Естественно, никто не подходит под какой-то один тип. Не все типы тут и представлены. А самое главное – к какому типу ни был бы близок участник, меня это вполне устраивает.

Мне хочется постепенно научиться так строить занятия, чтобы каждое из них интересно было посетить в любое время. Может быть, я пока не очень это умею, но такое право остаётся за каждым из участников студии.

Наши персонажи

О герое произведения написано в НСК в главке, которая так и называется «Герой». Ко многим персонажам, не претендующим на главную роль, применимы те же самые принципы. Но сейчас пойдёт разговор о персонаже вообще, центральный он или нет.

Известна реплика Флобера, которого спросили, как он мог создать такой убедительный образ, как Эмма в романе «Мадам Бовари»: «Эмма – это я». В то же время в письмах он декларирует совсем другой принцип: писатель должен быть выше своих произведений и своих персонажей, подобно Богу. Но мне кажется, что в коротком «Эмма – это я» он точнее. Если писать по-настоящему, то необходимо делиться с персонажами своей душой, своим жизненным опытом. Именно наши переживания и наше восприятие реальных людей, с которыми мы взаимодействуем в реальности, – это те краски, которыми мы изображаем тех, кого творим в литературном смысле.

А как мужчине изобразить женщину или женщине мужчину? Не буду снова ссылаться на Флобера. Но здравый смысл подсказывает, что в каждом человеке сосуществуют мужские и женские свойства, а значит, есть чем пользоваться в любом случае. Кроме того, мы знаем или наблюдаем многих людей – вот ещё одна палитра. Более того, лучше, чтобы нарисованный нами персонаж тоже совмещал в себе мужские и женские свойства, а значит мы можем делать то, что делает художник: смешивать краски.

Нечто похожее приложимо и к представлению о положительных и отрицательных персонажах. Если не позаботиться о смешении красок, они будут утрированными и недостоверными. В каждом из людей идёт борьба зла с добром. Если мы очеловечиваем других существ, то им тоже будут присущи стремление вверх и притяжение вниз, желания-плюс и желания-минус. Это даст нам и расширенную свободу сюжетного маневрирования: можно не стремиться непременно покарать плохих и вознаградить хороших.


Приведу здесь и перечень тех моментов, на которые можно обратить внимание при изображении любого персонажа, особенно главного. Он приведён в НСК, но у меня постепенно возникает ощущение, что не все участники студии заглядывают туда, даже если я на неё ссылаюсь. Так что надо позаботиться о полноте изложения с помощью прямого цитирования. :)


– Портрет. Физическое описание облика в какой-то степени необходимо всегда – хоть одной фразой, хоть несколькими словами. Может быть, в несколько заходов: не обязательно сосредотачивать всё в одном месте. А если в портретном изображении воспользоваться метафорами, это поможет в создании образа в целом.

– Одежда. Автор, разумеется, не должен относиться к одежде своих персонажей как модельер. Вполне достаточно сказать о ней в общем, крупными мазками. На какую-то деталь одежды можно обратить дополнительное внимание, если она расскажет что-то не просто о себе, а о человеке.

– Обстановка. Вещи, которыми пользуется персонаж, его предметы обихода – молчаливые свидетели его привычек и предпочтений. Они могут раскрывать разные стороны его характера или хотя бы намекать на них.

– Речь. Набор слов, из которых состоит лексика персонажа, словечки и обороты, особенно характерные для него, разговорные интонации, сам строй речи – всё это естественные изобразительные средства. Всюду, где возможно, автор должен стараться замолчать, чтобы дать говорить участникам событий.

– Поведение. Наилучшая возможность дать персонажу самому проявить себя. Если показать, как он пугается, уже незачем называть его трусом. Если дать ему проявить доброту или трудолюбие, то можно уже не декларировать эти его качества.

– Характер. Только не выдавать герою характеристику! Характер тоже нужно показать, дать ему проявиться, отразить его в мнении других. Если уж давать описание характера, то образное, дополняющее и обобщающее прочие возможности изображения.

– Внутренний мир. Когда позволяешь себе заглянуть в душу персонажа, надо постараться описывать не столько хорошо сформулированные вами его мысли («он подумал…» – а дальше гладкие, выверенные фразы), сколько мысли достаточно хаотичные (как обычно и бывает), и клубящиеся образы (как бывает ещё чаще), и голоса разных чувств, спорящие друг с другом.

– Восприятие внешнего мира. Очень важно и интересно, как персонаж воспринимает те явления и события, с которыми сталкивается, как относится к другим людям или существам. Какова «проекция» реальности на его индивидуальность.

– Отражение в окружающих. Как другие воспринимают нашего героя? Как отражается его личность в индивидуальном восприятии тех или иных персонажей, взаимодействующих с ним? Каковы его друзья, враги, родственники? С кем ещё сводит его судьба?..

– Авторское отношение. Так или иначе, автор непременно проявляет своё собственное отношение к персонажу. Но ясно, что лучше делать это не прямо, а косвенно. От авторских эмоций зависит и степень расположения читателя. Особенно это важно для героя, но пусть он завоёвывает симпатии сам.

ВОЗ

1. Попробуйте сочинить рассказ/рассказик или сказку/сказочку, где не будет никаких авторских слов о герое, но читатель, тем не менее, его увидит.

2. Напишите для себя (!) биографию персонажа, а потом уже – рассказ о нём, который будет относиться к небольшому эпизоду из его жизни.

3. Слова для афоризмов-определений: АНГАР, ВЫСКОЧКА, ДОБРОВОЛЕЦ, КЛИНОПИСЬ, МЕТЕОРИТ.

Занятие 18 (6.12.09): Литература как игра и литературные игры

Студия понемногу саморегулируется. Несколько участников, по-моему, научились извлекать из неё свою индивидуализированную пользу. Я принадлежу к их числу. Поэтому размышляю о дальнейшей эволюции занятий и по-прежнему нуждаюсь в ваших замечаниях, оценках и пожеланиях.

Скорее всего, это занятие последнее в 2009 году. Поэтому буду рад каждому из участников (независимо от активности посещений), который пришлёт мне по электронной почте письмо с информацией о своём восприятии работы студии в этом году и с предложениями по её развитию в будущем.

Литература как игра и литературные игры

Последние занятия у нас были дюже серьёзные, пора немного развлечься.


Первое развлечение – это подумать о литературе как об игре. Это нисколько её не унижает. Всё дело в том, КАКАЯ ИГРА. Игры бывают бывают насыщенные, радостные и развивающие, но случаются также пустые, отупляющие или вовсе тёмные.

Не только литература в целом, каждый жанр в ней – отдельная игра со своими правилами, которые называются законами жанра. Но это не означает, что это незыблемые законы. Пускаясь в игру, мы можем принять и обновлённые правила, лишь бы в них был смысл. Впрочем, вполне естественно сначала освоить те, что уже существуют. Тогда новое будет служить развитию, а не слепому желанию всё переиначить.


Теперь второе развлечение: поговорим о словесных и литературных играх. Они нужны нам самим, чтобы развивать в себе вкус слова и способность к импровизации. Они нужны нам в общении с нашими детьми (а может быть, и со взрослыми друзьями) – как поддержка в освоении речи, устной и письменной, как побуждение к творчеству.

Некоторые из таких игр известны больше, некоторые меньше. В моей книге «Литературная студия: открытие возможностей» собрано почти две сотни игр в ориентации на студийные занятий. Описание некоторых игр я приведу ниже. Некоторые не буду описывать подробно, просто напомню про них.


Одна из простейших словесных игр – ЦЕПОЧКА СЛОВ, когда следующий говорит слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова (если она не годится, берём предпоследнюю). Можно заранее определить сегодняшнюю тематику слов. Слишком легко? Поиграйте в КРЕПКУЮ ЦЕПОЧКУ, чтобы очередное слово начиналось с двух последних букв предыдущего.


Несложная игра, полезная для расширения словарного запаса и для развития чувства словесных метаморфоз, – НАБОРЩИК (или МНОГО СЛОВ ИЗ ОДНОГО): оставление слов из тех букв, которые найдутся в большом выбранном для игры слове.


К семейным словесным играм можно отнести игру БАЛДА – «строительство» слова по букве от каждого, когда проигрывает тот, кто вынужден его закончить.


Известно угадывание букв в слове, где обозначены лишь места для букв (по-моему, она фигурирует в передаче «Поле чудес»).


Весёлая игра ГРУЗИМ КОРАБЛЬ, развивающая память, фантазию и ассоциативное мышление. Все по кругу перечисляют то, что каждый погрузит на корабль (только перед тем, как назвать своё, надо перечислить всё, названное до этого, в правильном порядке). Например, первый: «Я гружу на корабль… АПЕЛЬСИН». Второй: «Я гружу на корабль АПЕЛЬСИН и… ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ». Третий: «Я гружу на корабль АПЕЛЬСИН, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ и… ГОЛУБУЮ ЛУНУ». И далее по кругу. Кто не сумел повторить всё предыдущее – выбывает.


ОТГАДАЙ ЗАДУМАННОЕ (другое название НА ЗЕМЛЕ ИЛИ НА НЕБЕ). Один задумывает слово (можно записать его на бумажке, но до завершения игры никому не показывать). Остальные задают вопросы, чтобы отгадать задуманное. Возможны три ответа: «да», «нет», «несущественно». Игра продолжается до угадывания слова (или по времени, или до установленного заранее количества вопросов). Здесь важно выбирать основные направления для вопросов о свойствах задуманного, уметь формулировать вопросы и менять их направленность, подбирать характеристики так, чтобы выявить сущность предмета.


БУРИМЕ – игра, известная издавна. Выбираются (или назначаются друг другу) две пары рифм. Нужно сочинить четверостишие, использующее эти рифмы. Эта игра можеть иметь много разновидностей. Интересно назначать не рифмы, а только пару слов, к которым рифмы надо подобрать, а потом и стих сочинить.


МОНОРИМ – коллективное сочинение (каждый по строке) стихотворения с одной и той же рифмой.


ПЕРЕДВИЖКА (известна также под названием ЧЕПУХА). Все получают листочки и последовательно пишут на них ответы на вопросы: ГДЕ это было, С КЕМ это было, ЧТО с ним (с ней, с ними) случилось плохого, О ЧЁМ он (она, они) мечтал, ЧТО ПРОИЗОШЛО, ЧЕМ ВСЁ ЗАКОНЧИЛОСЬ, ЧТО СКАЗАЛИ на это люди. После ответа на очередной вопрос надо загнуть полоску на листке так, чтобы написанного не было видно, и передать следующему по кругу. После того как каждый написал ответ на последний вопрос, исписанные листочки зачитывают вслух. Интересно проследить, как каждый ведёт свою линию и какие неожиданно смешные результаты возникают вследствие разнобоя сюжетов.


РИФМОВАННАЯ ПЕРЕДВИЖКА. Здесь вопросы не задаются. Каждый пишет на листке стихотворную строку и передаёт следующему по цепочке. Получив листок, нужно придумать следующую строку (в рифму), загнуть полоску на листке так, чтобы написанного двустишия не было видно, написать новую стихотворную строку и передать следующему. Игра продолжается, пока не будет пройдена вся цепочка участников. На последнем шаге новую строку писать не надо, только дописать предыдущую. Потом листки собираются и вслух зачитывается то, что получилось, со всеми неожиданностями, связанными с тем, что автор не знал предыдущего текста.


ДУЭЛЬ ОПРЕДЕЛЯНТОВ. Это игра на двоих (или на несколько пар). Каждый пишет на листке одно слово и меняется листками с партнёром, после чего придумывает определение для слова, полученного от него. Написав своё определение, придумывает следующее слово – и обмен листками повторяется. Кто быстрее готов отдать листок – тот «выстрелил» первым. Очень эффектная и плодотворная игра. Ориентация на то, чтобы как можно меньше думать над определением, помогает снять естественные зажимы.


Ещё одна игра на афоризмы-определения: ОПРЕДЕЛИ ЭТО ЧЕРЕЗ ТО. Каждый пишет на двух листочках два слова. Листочки перемешиваются и раздаются наугад по две штуки (1 и 2). Нужно суметь определить слово-1 через слово-2.


ОБРАЗ ЧЕРЕЗ ИМПРОВИЗАЦИЮ. Каждый пишет на листочке тему – одним словом. Например: сирень, звёзды, ветер, река, ракушка, часы, колокол, велосипед, след, песня.. Листочки перемешиваются и раздаются наугад. Каждый импровизирует верлибр (не рифмованное стихотворение, можно маленькое), в котором должен возникнуть образ, связанный с темой.


АУКЦИОН ЭПИТЕТОВ (синонимов). Игра на расширение лексического разнообразия. Выбирается существительное, и к нему надо придумывать подходящие эпитеты. Один человек берёт на себя роль аукционера. Выигрывает (после аукционного «раз… два… три!») последний сказавший эпитет к заданному слову. Он становится следующим аукционером.


ПОБЕГИ ОТ КОРНЯ. Выбирается короткое слово, состоящее из одного корня (например, КРУГ). Каждый может предложить однокоренное слово или его имитацию, даже с небольшим искажением слова (КРУГАНЬ, КРУГАН, КРУГОВОДСТВО к действию, КРЮГ, СКРУЧОК и т. п.).


НЕТ ПРЕДМЕТА БЕЗ СЮЖЕТА. Играющие складывают в непрозрачный мешочек небольшие предметы, каждый по одному, не показывая их друг другу. Затем достают, не заглядывая в мешочек, любой предмет, кроме своего. Задача состоит в том, чтобы придумать историю, связанную с этим предметом (устно или письменно).


КАРКАС. За установленный срок надо сочинить как можно больше слов (или даже связную историю) так, чтобы в каждом слове присутствовала условленная заранее согласная или гласная.


КТО Я? (другое название игры: КРОКОДИЛ). Каждый участник по очереди выходит из комнаты. Остальные в это время придумывают литературный персонаж для него. После этого он входит, и ему на спину прикалывают бумажку с именем этого персонажа. Сам участник не знает, что это за имя. Он должен выяснить это, задавая по очереди другим участникам игры вопросы, ответами на которые должны быть только слова «да», «нет» или «несущественно». Каждый задаёт по одному вопросу всем играющим, потом это делает следующий. В любой момент можно высказать предположение о том, какой персонаж тебе приписан. Выигрывает тот, кто угадал своего персонажа первым, но можно играть и дальше, до последнего угадавшего. Каждый может попросить другого повернуться, чтобы вспомнить закреплённое на спине того имя.


Как видите, игры здесь самые разные, и лучше всего из них те, которые вы сами освоите. Нельзя почувствовать вкус игры, не поиграв в неё.

Буду благодарен, если кто-то из вас поделится другими играми, которые ему нравятся.


И снова вернёмся к той грандиозной и необходимой человечеству игре, которая называется литература и в которую интереснее всего играть всерьёз и с полной самоотдачей.

ВОЗ

1. Напишите небольшую историю, сюжетной основой будет игра (не обязательно словесно-литературная, любая). Попробуйте и в самом стиле использовать игровые элементы.

2. Сочините небольшое эссе или рассказ, в котором первые буквы абзацев составят ключевую фразу (приём, на котором построен акростих).

3. Слова для афоризмов-определений: БАЛОВСТВО (отношение, т.е. когда кого-то балуют, а не балуются), КАНАТОХОДЕЦ, НАЕЗДНИК, РЕБЯЧЕСТВО, ШОКОЛАД. Попробуйте сначала сыграть с кем-нибудь в ДУЭЛЬ ОПРЕДЕЛЯНТОВ, предлагая эти слова партнёру, а потом уже попробуйте определить их сами.

Занятие 19 (5.1.10): Сочиняем сказку

О работе студии

Студия «Изюминка-2009» закончилась, поскольку закончился 2009-й год. Начинает работу студия «Изюминка-2010».

В конце занятия, кроме ВОЗможных заданий, у нас теперь будут ещё Вопросы для ответов. Не пренебрегайте ими.

Сочиняем сказку: зачем и как

Занятие, посвящённое сказке, у нас уже было (занятие 12), но это одна из моих любимых тем, поэтому хочется начать «Изюминку-2010» с неё. Кроме того, меня пригласили дать мастер-класс на фестивале Сообщества сказкотерапевтов, так что пусть наше занятие заложит основу для этого внесетевого мероприятия. Главка, посвящённая сказке, и в НСК.


Итак, зачем сочинять сказки? В чём особенности этого жанра?

Как и для литературы в целом, можно говорить о трёх побудительных мотивах к сказочному творчеству:

1. Самопознание. Сказка – это удивительная лаборатория для изучения душевных свойств с помощью такого тонкого инструмента как фантазия. Вы пускаетесь в приключения с персонажами сказки, и выносите из них такой жизненный опыт, который не добудешь в реальной жизни.

2. Участие в другом. Сказка даёт возможность помочь другому человеку через символические образы, через персонификацию переживаний, через осмысление проблемы с помощью наглядной ситуации.

3. Свидетельство. Мир, в котором мы живём, полон чудес. Умению их замечать, умению уловить их внутренний смысл, умению стать свидетелем того или иного чуда служит сказка.


Не всё получается само собой. Если мы угадываем силовые линии мира, сказка будет работать в том или ином из трёх направлений. Если идём на поводу у эгоистичного своеволия, жанр может пробуксовывать или даже приобрести отрицательную силу. Вместо самопознания он начнёт культивировать самодовольство. Участие в другом грозит обернуться поучительством и навязыванием собственных вкусов. Вместо свидетельства о чудесах мира, способствующего их утверждению, сказка вполне может обрести разрушительный потенциал.


Сказочных жанров очень много. К ним можно отнести притчи и басни, мифологию, научную фантастику и фэнтези, утопию и антиутопию, абсурдистскую литературу… Например, что такое известный рассказ Кафки «Превращение», как не жутковатая сказка?..


Как для того, чтобы начала зарождаться жемчужина, нужна песчинка, которую будет обволакивать перламутр, так для сказки нужна, прежде всего, исходная точка. Ею может стать что угодно, если мы постараемся из обычного сделать необычное.

Например, событие, реальное или придуманное, значительное или пустяковое. Событие, в связи с которым вам хотелось бы высказаться. Лучше всего выСКАЗаться именно с помощью СКАЗки! Потому что в ней мы можем показать то развитие события, которое и будет нашим высказыванием.

Ещё один замечательный исходный пункт сказки – предмет. Поглядите вокруг. Или даже закройте глаза и ткните пальцем наугад. Даже выбранный таким образом предмет вполне годится для сказки. Она позволит его увеличить до диковинного размера или уменьшить до микроскопического, превратить неприметную вещь в устройство специального назначения, одушевить неодушевлённое, дать возможность летать нелетающему, переместить что угодно в пространстве и во времени. В сказке может, конечно, фигурировать волшебная палочка, но настоящей волшебной палочкой становится ваша фантазия, позволяющая оттолкнуться от чего угодно.

Можно сочинить сказку, взяв за основу пословицу или афоризм, ведь меткое изречение даёт своеобразный импульс для мысли, образа или сюжета. Можно сочинить сказку о знакомом человеке, замаскировав его так, что только вы будете знать, кто это, а вот те свойства, которые вас заинтересовали, будут работать в сказке для всех.

Сказка может начаться и с придуманного персонажа. Если он у вас возник, не пренебрегайте им, не откладывайте его будущее в долгий ящик. Опишите его хоть немного, хоть одним-двумя словами. придумайте ему хоть самое маленькое приключение. И если у вас есть Герой, Описание, Приключение – ГОП – вот вы уже в сказке! Не как читатель, а как её сочинитель, создатель. А если вы не будете увиливать от ответственности за созданное, то и как писатель. Ответственность в том, чтобы честно пройти путь от экспромта к законченному тексту.


Любая исходная точка, которая приобрела конкретность (выбран этот предмет, придуман этот персонаж) может стать отправным пунктом для импровизации, для экспромта устного или письменного. Для этого полезно создать побуждающие обстоятельства. Подчёркиваю: создать, а не прятаться в ожидание вдохновения. Вдохновение – это вдох перед тем, как начать рассказывать.

Замечательными побуждающими обстоятельствами могут стать ребёнок, которому вы рассказываете сказку, любимый человек или компания друзей. Вы можете рассказать небольшую сказку в письме, бумажном или электронном, в своём блоге. Дайте потормошить себя объявленному конкурсу, стенной газете, той или иной провокации со стороны. Скажите себе, что вы просто импровизируете, это ни к чему не обязывает. А там видно будет…

Если это устная импровизация, запишите её, не откладывая, не обдумывая, запишите как есть, пока помнится. На это не требуется много времени. Таким образом, вы будете располагать наброском, ЗАписанным или сразу НАписанным. С ним уже можно работать.


Полезно составить по наброску маленький план сказки – чтобы была видна её структура, её композиция. И теперь начать превращение импровизации в текст.

Сначала полезно проверить самые простые вещи. Их легко запомнить с помощью мнемоник. Как прошёл прыжок в сказку – ГОП (Герой, Описание, Приключение)? Действует ли простейшая структура для приключения – ИТД (Испытание, Трудности, Достижение)?

Кстати, записав сказку в самом кратком виде, можно в дальнейшем её вырастить – хоть до повести. Например, применяя мнемонику ИТД снова и снова, то есть организовывая приключение за приключением. Ещё один путь выращивания – это подробности. Ведь всегда можно краткое изложение событий развернуть более детально. Важно лишь следить за тем, чтобы это были интересные подробности, оживляющие сказку, а не загромождающие её.

Проверяем и общие свойства текста. Принцип ДОМ: уделено ли внимание Действию, Образу, Мысли (см. занятие 5 и НСК). Закон трёх У: хорошо, когда текст Увлекателен, Убедителен и Удивителен, то есть является неожиданным и привлекательным (см. занятие 7 и НСК). Есть ли у сказки заглавие (см. НСК), зацепка, побуждающая читать дальше, и концовка, добавляющая что-то к завершению истории (см. занятия 7 и 10, а также НСК)?.. Можно посмотреть и более пристально на опорные свойства прозы (см. занятие 16 и НСК).


Все принципы, законы и свойства текста заслуживают вашего внимания. И вместе с тем что угодно из них можно нарушить. Дело лишь в том, чтобы это произошло не от невнимания и небрежения, а от сознательной авторской позиции: я знаю, что я это нарушаю, и знаю для чего. И этот принцип тоже очень важен. Иначе сказки можно было бы писать по формулам. Не происходило бы обновления жанра, не случались бы авторские прорывы в иную стилистику, в иные измерения.

Вопросы для ответов

На страницу:
5 из 11