Полная версия
Мозг. Мышление. История
Мировые войны занимают отдельное место в исследовании человеческого разума и его понимания понятия «трагедия». Первая мировая война изменила кардинально мировоззрение людей и общественный путь развития, начиная от трансформации социальных институтов до создания новых ценностных установок общества. Возникает ряд вопросов: человеческий разум настроен на войну? Возможен ли мир без войны? Желание воевать вечно?
Психологическое состояние людей менялось очень быстро: от любви и преданности своему лидеру (руководителю страны) до ненависти и скептицизма. Критическое мышление многих привело к апатии и отказу от участия в войне, другие перестали поддерживать своего так называемого политического идола, стали переходить на сторону врага не по причине запланированного шпионажа или материальных выгод, а в знак протеста установившемуся тоталитарному режиму. Общеизвестно, что не все немцы были нацистами, как и не все итальянцы фашистами, и не все русские были ярыми коммунистами. Было два лагеря: думающие самостоятельно и люди, за которых думали другие, чаще всего узкий круг идеологов.
В этом контексте интересно мышление тех, кто воспротивился режиму, осознавая возможные последствия. Убийца не имеет национальности, а значит, и добро свойственно всем. Люди жертвовали собой и своей семьёй в инстинктивном желании помочь, спасти, поддержать, вне националистических идеологий. Возмущение и поиск истинных виновников в массовых убийствах и депортациях стали ярким проявлением самостоятельности мышления.
В отдельную категорию можно выделить мышление людей, поддерживающих начало военных действий. В октябре 1914 года группа из 93 немецких интеллектуалов публикует манифест с лозунгом «К культурному миру»[162]. Это обращение к народу было опубликовано во всех немецких изданиях и имело большой резонанс на фоне «августовского воодушевления». В его написании участвовали известные драматурги Людвиг Фульд и Герман Зудерман, усилившие дух патриотического подъёма.
Спустя два года на фоне происходящих политических событий в стране и за рубежом многие сожалели о своей позиции и стремлении к военным действиям. В 1916 году Макс Планк опубликовал свой протест в знак несогласия и отсутствие лояльности к действиям немецких военных. После окончания войны известный немецкий пацифист Ганс Веберг провёл письменный опрос тех, кто ранее подписал открытое письмо: большинство из них выразило сожаление о написании и продвижении манифеста[163]. Как известно, после окончания Первой мировой войны Германия была обязана регламентировать численность армии до 100 тыс. военных и 4 тыс. офицеров, сократить военный флот, выплачивать военные репарации в размере 20 млрд марок золотом, а также пересмотреть официальный статус некоторых территорий (Эльзас, Лотарингия, Верхняя Силезия, соблюдение независимости Австрии и др.)[164].
Были и те, которые с преданностью к власти воевали во имя «величия» Германии и в то же время снисходительно обращались с гражданскими лицами враждующих стран. К примеру, капитан немецкого судна Карл фон Мюллер разрешал пассажирам захваченных судов покинуть корабль до атаки и дальнейшего затопления. Частые случаи смены политических интересов и экономических приоритетов имели место в период межгосударственных конфронтации. К примеру, если в период Первой мировой войны немецкая металлургическая и горнодобывающая компания Гуго Стиннеса[165] финансировала националистические движения и Антибольшевистскую лигу, то в 1942 году, в период Второй мировой войны, активы компании были арестованы нацистским режимом за связь с военным противником[166].
Психика узкого круга людей была направлена на территориальные изменения и экономическое главенство под маской национальных идей и борьбы за историческую «справедливость». Первая мировая война стала поистине первой по количеству убитых как военных, так и гражданских лиц: из 70 млн участвующих 20 млн погибло. Мышление воюющих было сконцентрировано на тотальной агрессии, были использованы десятки видов ядовитых газов (большая часть не использовалась во Второй мировой войне по причине подписания договора), танков, зенитных и противотанковых оружий, огнемётов, массового использования пулемётов[167].
В этот период разуму давалась установка изобрести зашифрованную технику передачи информации, что стало сложной головоломкой для обеих враждующих сторон. К примеру, в США использовался язык индейцев племени чероки, чокто (чоктау), команчей, хопи, сиу, навахо и др. Изначально термины переводились на английский с точным обозначением зашифрованной информации, к примеру: беш-ло (язык навахо) переводится как «железная рыба», что обозначало «подводную лодку». В дальнейшем система передачи информации усложнялась. Все термины из языка того или иного племени переводились на английский, но использовались только первые буквы английских слов. Так, предложение, состоящее из пяти слов, на языке навахо обозначало только одно, например, лодка (по первым буквам всех переданных слов). Более широкое распространение использования языка индейских племён имело место во Второй мировой войне, в которой приняло участие более 50 тыс. человек племени навахо. Идея принадлежала сыну миссионера в племени навахо Филипу Джонстону, который рекрутировал членов племени в американскую армию радистов. Стоит отметить, что язык племени в период войны был бесписьменным и отсутствовали определённые грамматические правила, поэтому с разрешения вождя племени и Правительства США было проведено соотнесение языка племени и элементарного алфавита и к стандартным переводам английского. Неизвестность языка данного индейского племени стала уникальным решением, что использовалось в передаче зашифрованной информации[168].
Уместно вспомнить, известного математика и логика Алана Тьюринга, сумевший взломать шифр нацистской машины «Энигма». После Второй мировой войны Алан Тьюринг был осуждён за гомосексуальность, а в 1954 году умер от принятого цианистого калия. Сексуальные отношения между мужчинами запрещались законом на всей территории Англии вплоть до 1967 года. В 2013 году королева Великобритании помиловала посмертно известного математика, а министр юстиции К. Грейлинг выступил с особой речью в знак памяти Алана Тьюринга, охарактеризовав его как «исключительный человек блестящего ума».
История не может обойти стороной категорию людей, которая физически осталась жива после войны, но морально была подавлена. Ветераны с изуродованными лицами психологически не могли интегрироваться в общество, за которое жертвовали своей жизнью и телом. Известный американский скульптор Анна Коулман Лэд первой попыталась создать маски, скрывающие оторванные носы и уши, сожжённые губы и подбородки, скрыть очками отсутствие глаз. За проделанную бесценную работу ей присудили Орден Почётного легиона.
Перечень военных действий и хронология событий не является целью указанной работы в силу другой специфики и методологического подхода. Исследуя специфику человеческого разума в указанный период, будет актуальным перечислить некоторые открытия в различных областях, что отражают новый этап работы мозга человека.
В преддверии военных событий крупнейшая немецкая химическая компания стала производить синтетическую резину на основе химического соединения извести и угля. Благодаря синтетической промышленности и утилизации высококачественных шин немецкая армия сохранила свои автомобили до завершения войны.
Гемотрансфузия является жизненно важной частью современной медицины. Но существуют конфессии, которые отказываются от трансфузии как метода лечения, ссылаясь на Библию (Лев. 17:12–14, Быт. 9:3–4), в которой говорится о священности крови в глазах Бога, в которой находится душа человека[169]. К примеру, свидетели Иеговы отказываются от переливания крови (и всех её компонентов), следуя правилу «воздержания от крови» (Деян. 15:28–29, Деян. 21:25). Сегодня руководство данной конфессии активно лоббирует идею отказа от переливания даже в случае угрозы наступления смерти, но в то же время считает, что каждый человек следует своей совести. При этом переливание крови и пересадка органов в 1966–1967 гг. сравнивались с каннибализмом.
С точки зрения библейских сюжетов Иисус пожертвовал своей кровью ради спасения людей от грехов и дальнейшей вечной жизни. Этот пример является более «практичным», которому представители разных конфессий могли бы следовать во имя спасения своей жизни, жизни близких и родных. Согласно писанию, Творец вдохнул в человека дух жизни (Быт. 2:7), но нигде не сказано о том, что душа находится в крови человека. Следуя заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39), гемотрансфузия является отражением благородства донорства во имя спасения жизни других.
Производство крупных самолётов с вместимостью до 10 тонн, создание гидрофонов для отслеживания и ликвидации военно-морского флота, производство различных химикатов и химических газов – это малая часть новых открытий и их массового использования во имя так называемого мира, который так и не наступил. Мир или есть, или его нет. Нельзя со словом «мир» употреблять слова «частично» или «немного». Если где-то идёт война и мы в ней не участвуем, мы не имеем человеческого права говорить о том, что на земле царит мир и согласие.
В межвоенный период практически все следовали принципу «si vis pacem, para bellum («хочешь мира – готовься к войне», Корнелий Непот), и научный прогресс стал наиболее поддерживаемым правительствами разных стран, которые финансировали области химии, фармацевтики и медицины, атомной физики, а также военную индустрию. В начале 30-х гг. было доказано, что радиоактивность является источником позитронов, и последовали открытия в области деления урана, создавалась схема аппарата для осуществления химической реакции.
Подготовка к войне проходила в период создания новых приборов для поиска полезных ископаемых, без которых невозможно обойтись во время войны. Геологические исследования носили далеко не мирный характер. В области химии и фармацевтики разрабатываются антибиотики, витамины, рентгеновские лучи, электронные микроскопы, полиэтилен, нейлон и др. Создание гидроэлектростанций во многих странах позволило масштабно использовать электричество в различных целях, особенно в промышленности и её частичной автоматизации. Из всех нам знакомых новшеств было всё, кроме мира, как с военной точки зрения, так и с душевной, морально-этической.
Бомба замедленного действия детонировала в 1938 году с Мюнхенского соглашения/сговора и присоединения/аннексии Австрии. Апатия или лояльное отношение к диктатуре и другим видам тоталитарного режима уже говорило о политической тревоге, расшатывании демократических устоев, что не оправдывает ни личности, ни государства, участвующие напрямую с гитлеровским режимом или пассивно стоящих в стороне.
Даже будучи историком, сложно указать, какой год стал точкой начала Второй мировой войны – 1938 г., или 1939 г., или совершенно другой. Чтобы ответить на этот вопрос, стоит сначала получить ответы и на другие: закончилась ли Первая мировая война в 1918 году, не считая Версальско-Вашингтонскую систему договоров, о которых сложно говорить объективно без политического оттенка и исторических последствий? Были ли решены все вопросы Первой мировой войны? Было ли мирное положение в межвоенный период или это был лишь камуфляж? Вторая мировая война началась так быстро и легко, что даже нет тени размышлений о том, что большинство сильных стран ждали её с нетерпением.
О Второй мировой войне написано в разы больше, чем о любой другой знакомой истории войне. Около 70 млн человек погибли в войне, в которой участвовало 80 % населения земного шара. Из 62 участвующих государств (из 73 официально существовавших в то время) часть поддерживала Гитлера (страны «оси», например, Италия, Япония, Филиппины и др.), другая часть создала антигитлеровскую коалицию (СССР, США, Великобритания и др.). Были страны, которые поддерживали политику Гитлера, но не входили в «ось» (Испания, Португалия, Иран и др.), а также государства, что в период 1939–1945 гг. сменили свой военный и политический курс (Румыния, Болгария, Италия, Португалия и др.). Немалое количество стран объявили войну государствам «оси», но не участвовали в военных действиях (Аргентина, Боливия, Турция и др.). Большинство стран меняли свой ориентир, исходя из побед или потерь воюющих сторон, а также нарастающей угрозы у собственных границ. Не было места неким раскаяниям или осознанию истинного зла, которое несёт за собой война, независимо от того, является ли она освободительной или захватнической.
Спустя 75 лет мир все еще поделен на так называемых победителей и побеждённых. Последствия войны и её жёсткий пересмотр территориальных границ и политических идеологий до сих пор качественно сеют ненависть между народами, бурное желание отомстить, нескончаемые дискуссии о победителях, проигравших, о языке, истории и религии. Речь идёт не о двойственности смысла терминов «патриот», «борец за справедливость» и «жертвовать собой», а о том, что последствия войны не научили нас ценить мир, развивать идею мастерства общения и дипломатии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Гуссерль, Э. Логические исследования. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 42.
2
Больцано, Б. Учение о науке. СПб: Наука, 2003. С. 475.
3
Husserl and the Logic of Experience. Palgrave Macmillan, 2005. 282 р.
4
Философия. Под ред. А.М. Руденко. Ростов-на-Дону, Феникс, 2019. С. 117.
5
Там же. С. 35.
6
Reiff, Ph. The triumph of the therapeutic: Uses of faith after Freud. N.Y.: Harper & Row, 1987. 325 р.
7
Разум (лат.).
8
Erler, M. Platon. München: Beck, 2006. 573 р.
9
Философия. Под ред. А.М. Руденко. Ростов-на-Дону, Феникс, 2019. С. 115.
10
Тайно/секретно (лат.).
11
Жиглов, В.И. Лао Цзы. Цитаты и афоризмы. М.: Издательские решения. 2014. С. 94.
12
Наполеон. Афоризмы. М.: Фолио, 2009. С. 115.
13
Там же. С. 128.
14
Цитаты великих. www.citatyaforizmy.com от 07.05.2021.
15
Иглмен, Д. Мозг. Ваша личная история [перевод с английского Юрия Гольдберга]. Москва: КоЛибри: Азбука-Аттикус. 2018. 253 с.
16
Стивен, Д. История мозга. 1640 фактов. [пер. с англ. О. Перфильева, И. Давыдова]. Москва: РИПОЛ классик, 2015. 670 с.
17
Коэн, Л. Удивительные истории о мозге, или рекорды памяти коноплянки [Текст] / Л. Коэн; [пер. с фр. Н. И. Озерской]. Москва: РИПОЛ классик, 2016. 265 с.
18
Тетиор, А.Н. Детерминант истории человечества – древний эмоциональный мозг. Determinant of mankinds history – ancient emotinal brain: (Этиологические аспекты истории) / А.Н. Тетиор. М: РЭФИА, 2001. 263 с.
19
Бреслав, И. С. Мозг – речь – языки человечества: История появления и развития языков в связи с эволюцией мозга. Москва, 2014. 253 с.
20
Smail, D. On deep history and the brain / Daniel Lord Smail. Berkeley: Univ. of California press, cop. 2008. 271 p.
21
Stetka, B. A History of the Human Brain: From the Sea Sponge to CRISPR, How Our Brain Evolved.: Timber Press, 2021. 272 р.
22
Мозг. Иллюстрированная история нейронауки. ЛитРес, 2020.
23
Finger, Stanley. Origins of Neuroscience: A History of Explorations Into Brain Function. London: Oxford University Press, 2001.
24
Wickens, Andrew P. A History of the Brain: From Stone Age Surgery to Modern Neuroscience. London: Taylor & Francis, 2014. 404 р.
25
Латинский словарь крылатых выражений. М.: Научная книга, 2018. С. 118.
26
Философии. Мысли о немыслимом. ЛитРес, 2018.
27
Избиение камнями (лат.).
28
Философия и христианство. Полемические заметки «непрофессионала». М.: Издательство «Кислород», 2019. 480 с.
29
Маргарет Мид (Margaret Mead) развивала идеи психологизации и социологизации американской культурантропологии. Настаивала на необходимости более тщательного психологического анализа результатов функционалистских исследований. Разрабатывала проблему национального характера (в том числе русского) и совместно с Рут Бенедикт осуществила сравнительное исследование типов национальных характеров, которое содействовало преодолению многих предрассудков. Опубликовала ряд работ, содержавших научное опровержение расовых, культурных и социальных стереотипов и предубеждений. Разработала и в 1970 опубликовала утопический проект создания путем «тихих революций» (в технологии, семиотике, лингвистике и метафорическом мышлении) всемирной «культуры участия», ориентированной на единение человечества и создание новой генерации людей. Источник: https://www.livelib.ru/author/229717-margaret-mid
30
Bowman-Kruhm, Mary. Margaret Mead: A Biography (Greenwood Biographies). London: Greenwood Press, 2003. 172 р.
31
Shankman, Paul. Margaret Mead. New York: Berghahn Books, 2021.142 р.
32
Дарвин, Ч. Происхождение видов. Под ред. Лаврова Ю. М: Эксмо, 2016. 480 с.
33
Сократ. Биографический очерк. ЛитРес, 2021.
34
Mead, Allan P… McDonald, Kelly. Machiavellian Intelligence: Social Expertise and the Evolution of Intellect in Monkeys, Apes, and Humans. Oxf.: Clarendon Press, 1988. 432 р.
35
King, Barbara J.The Origins of Language: What Nonhuman Primates Can Tell Us. Великобритания: School of American Research Press, 1999. 272 р.
36
Происхождение человека. СПб: «БКК», 2019 www.koncept.ru от 14.05.2019.
37
Энгельс, Ф.Ф. Сочинения. Изд. 2, том 17. Москва, 1960. С. 68.
38
Kuper, Adam. The Reinvention of Primitive Society: Transformations of a Myth. London: Taylor & Francis, 2017. 288 p.
39
Боас, Ф. Ум первобытного человека. Москва: Ленинград: Гос. изд-во, 1926. 153 с.
40
Crabtree, William Arthur. Primitive Speech: A study in African phonetics. USA: Library of Congress Photoduplication Service, 1922. 114 р.
41
Ностратические корни по Иллич-Свитычу // http://www.protonostratic.ru/dic-illich/index.html
42
Марков, А. Эволюция человека. Книга I. Обезьяны, кости и гены. ACT: CORPUS, 2019. С. 230.
43
Hartland, Edwin Sidney. Primitive Society: The Beginnings of the Family the Reckoning of Descent. London: Fb&c Limited, 2015. 342 p.
44
Hartley, C. Gasquoine. The Position of Woman in Primitive Society: A Study of the Matriarchy. Good Press, 2019. 292 р.
45
Hoffecker, J.F. et al. From the Bay of Naples to the River Don: the Campanian Ignimbrite eruption and the Middle to Upper Paleolitic translition in eastern Europe. Journal of Human Evolution № 55, 2008. P. 858
46
Eskelner, M. Da Revolução Neolítica à Agricultura Antiga. Cambridge Stanford Books. 143 р.
47
Тен, В.В. Гендерные отношения в каменном веке: психофизиологические проблемы и их социальные следствия // Вестник Психофизиологии. № 1, 2017. С. 131–133.
48
Aufderheide, A.C. The Scientific Study of Mummies, Cambridge, 2003. Р. 228.
49
Вся история Древнего Египта. www.egiptionhistory.com от 24.02.2021.
50
Китова, А. О. Мумификация в древнем Египте: История изучения, современные методы, исследования. Электронный журнал, № 4, 2016, С. 31–41.
51
Являются/сохраняются в тайне (лат.).
52
Геродот. История. Пер. и прим. Г.А. Стратановского, Ленинград, 1972. 600 c.
53
Breasted, J.H. The Edwin Smith Surgical Papyrus. 2 V. Chicago, 1930 // http://www.hexapolis.com/
54
Гадалла, М. Новое о египетских пирамидах. 2021. Р.160.
55
Петракова, А. Искусство Древнего Востока: учебное пособие. СПб: Изд-во «СПбКО», 2017. 148 с.
56
Фейербах, Л. Избранные философские произведения. Москва, 1955, Т 1. С. 203.
57
Синило, Г. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. Россия: Высшая школа, 2021.
58
Бадж, У. Боги Египтян. Царство света или тайны загробного мира. ЛитРес, 2013 https://bookmix.ru/book.phtml?id=1088777.
59
Aegyptiaca Rossica. Выпуск 4. ЛитРес, онлайн версия, 2017.
60
Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле. М: Центрполиграф, 2017.447 с.
61
Chan, Wing-Tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton University Press. 1963. 888 р.
62
История Китайской Цивилизации. Том 2. Цинь, Хань, Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии (221 до н. э. – 581). ЛитРес, 2021.
63
Ключарева, О. Тайны вселенной Дао. М.: Эксмо, 2021. С. 55–57.
64
Fung, Yu-lan. A Short History of Chinese Philosophy. London: Free Press, 2017. 400 р.
65
Чистая доска (лат.).
66
Van Norden, Bryan William., Van Norden, Bryan W. Introduction to Classical Chinese Philosophy. Hackett Pub., 2011. 289 р.
67
Всё, что есть в мире (лат.).
68
Всякое сравнение однобоко (лат.).
69
Не верю/не доверяю (лат.).
70
O'Grady, Patricia F. Thales of Miletus: The Beginnings of Western Science and Philosophy.London: Taylor & Francis, 2017. 336 р.
71
Heraclitus., Bywater, Ingram. The Fragments of the Work of Heraclitus of Ephesus on Nature; Translated from the Greek Text of Bywater, with an Introduction Historical and Critical, by G. T. W. Patrick. Creative Media Partners, LLC, 2018.
72
Философия 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов. ЛитРес, 2021.
73
Шишкоедов, П. Философия Античности. ЛитРес, 2017. 370 с.
74
Brancacci, Aldo., Morel, Pierre-Marie. Democritus: Science, the Arts, and the Care of the Soul: Proceedings of the International Colloquium on Democritus, Paris, 18–20 September 2003. Leiden-Boston: Brill, 2007. 354 р.
75
Democritus, Taylor, Christopher Charles Whiston, Leucippus. The Atomists, Leucippus and Democritus: Fragments: a Text and Translation with a Commentary. University of Toronto Press, 2010. 288 р.
76
Батракова, И.А. Отношение души и бытия в Философии Платона // Философия. Этика. Религиоведение. С. 103–106.
77
Riedweg, Christoph. Pythagoras: His Life, Teaching, and Influence. Cornell University Press, 2012. 200 р.
78
Karamanides, Dimitra. Pythagoras: Pioneering Mathematician and Musical Theorist of Ancient Greece.: Rosen Central, 2006. 112 р.
79
Epicurus., Gerson, Lloyd P.. The Epicurus Reader: Selected Writings and Testimonia. Hackett Publishing Company, Incorporated, 1994. 128 р.
80
Epicurus. The Philosophy of Epicurus. и: Dover Publications, 2019. P. 128.
81
Vergeer, Charles. Philosophy in Ancient Rome: A Loss of Wings. Cambridge Scholars Publishing, 2018.460 р.
82
Sellars, John. Marcus Aurelius. Taylor & Francis, 2020.
83
Trapp, Michael. Philosophy in the Roman Empire: Ethics, Politics and Society. Taylor & Francis Group, 2017. 300 р.