Полная версия
Веды для жизни
Они очень склонны принимать интоксикации: они принимают алкоголь или наркотик и на этой почве как будто сближаются, как будто начинают понимать, развязно вести себя. Им нужны какие-то способы, чтобы почувствовать себя свободными. «Пьяному море по колено» – это как раз про таких людей.
Это разум подобный дереву. Спящий разум.
Он не может заниматься творчеством, выражать свои мысли как-то возвышенно. Этому человеку нужна какая-то подготовка, какой-то стимул.
Эти люди находятся в невежестве. И главная составляющая из жизни – это страх. Они боятся мира, потому что не понимают его.
2) Матсья-кая (подобен рыбе). Они уже подвижные, активные, целенаправленные, но в чём? В том, чтобы что-то хватать как рыба наживку или какую-то проплывающую пищу.
А если что-то проплывает мимо неё, в другой рот – она сильно обижается на судьбу, расстраивается и завидует. И говорит (думает): «Везёт же дуракам в жизни!»
Она счастлива только когда что-то получает, а когда что-то не получает, она обижается на жизнь. Она склонна к суициду.
Это тоже невежество, хотя более активное уже. Они что-то могут приобретать, накапливать, но неудачи их уничтожают просто в жизни. Когда рушится валюта, девальвация, дефолт, то люди, потерявшие много денег, выбрасываются из окон.
В Ведах написано, что такой человек, который живёт ради приобретения и выгоды, когда теряет деньги, думает: «Мне пришёл конец». Хотя конец пришёл не ему, а его деньгам.
3) Пашу-кая (подобен животному). Эти люди ещё более активны. И они уже не обижаются на жизнь пассивно так, как рыбы, они агрессивны в своих целях, они борются не на жизнь, а на смерть за свою цель с другими. Как животные, которые ради куска какой-то добычи грызутся друг с другом.
Есть ведическая история про коршуна Аванти. Он где-то нашёл добычу, схватил её когтями и взмыл вверх, намереваясь где-то остановиться и отведать этой пищи. Но стая ворон заметила добычу в его когтях и напала на него, чтобы отбить, отобрать эту добычу. Но коршун думал, что он очень силён, он – большая птица, что́ ему бояться этих ворон: «Я отобьюсь от них». Но когти его были заняты. У него был свободен только клюв и крылья. А ворон было очень много, и они нападали со всех сторон. И он не успевал отбиваться. И через какое-то время он понял, что может погибнуть так глупо от каких-то ворон. Странная безвыходная ситуация. И в какой-то момент времени он догадался, что нужно сделать, чтобы освободиться от этих ворон: он просто отпустил добычу. Добыча упала вниз, и все вороны исчезли, ушли за ней. И он освободился.
Люди, относящиеся к пашу-кая не могут таким образом мыслить. У них другой код мышления: крепко держать в руках нажитое и сражаться за это, пока не умрут. И умирают на нажитом.
Эти пашу-кая, люди-животные – все враги друг другу. За деньги они враждуют, за добычу, за своё отечество.
4) Ракшасы. Это очень сильные, титаны, очень могущественные люди-демоны.
Они очень разумные, но имеют очень злобные качества. Они достигают целей, подчиняя себе других и эксплуатируя их. Диктаторы. Вожди. Людоеды.
Их главная способность – держать людей в страхе при помощи оружия, чудовищной силы, сильной организации, которая наказывает людей, держит их в своей власти. Они всем внушают страх любой ценой и при помощи страха всех порабощают.
5) Человек – это не только внешность: голова, руки, ноги, прямохождение, культура одеваться, профессия, но ещё и два внутренних качества:
– мудрость, знание,
– любовь.
Эти качества имеет только человек. В биологическом мире других таких существ нет. Никто не может заменить человека в этой роли.
Человек умеет прощать, не хранит обиды, не добывает себе наживу, а заботится о других.
Это уже цивилизованный человек, о котором идёт речь в Ведах» [2].
Три ступени познания
Ведическая философия разделяет всё знание на три больших части:
– самбандха,
– абхидхея
– и прайоджана.
1) Самбандха (основы) – природа вещей и личностей и их взаимоотношений:
– Кто я?
– Где я?
– Что вокруг?
Это понимание единой картины мира, которую мы подробнее рассмотрим в главе «Время».
2) Абхидхея (путь) – метод, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения между вещами и личностями. Это путь духовного развития или самоосознания. Какие бывают пути и стадии самоосознания, мы подробнее рассмотрим в главе «Йога».
3) Прайоджана (цель) – совершенство этих взаимоотношений, результат процесса, счастье. Эту тему мы подробно рассмотрим в главе «Счастье».
Эти принципы мироздания настолько универсальны, что они применимы абсолютно в любой сфере. Начиная от поездки на автомобиле и заканчивая миссией живого существа, длящейся на протяжении многих жизней.
Пример поездки на автомобиле с использованием навигатора очень нагляден. Для того, чтобы доехать в определённое место, надо вначале понять, где я нахожусь. Информация о том, где я, что вокруг меня – это самбандха. После того, как навигатор определил моё местоположение, он строит маршрут. Процесс построения маршрута и движения по маршруту – это абхидхея. А конечная точка маршрута – это прайоджана.
Значимость этого фундаментального принципа подтверждается тем, что каждой из трёх ступеней познания соответствует отдельное божество, характеризующее определённое настроение Верховной Личности Бога. Так,
– самбандхе соответствует Мадан Мохан (привлекающий),
– абхидхее соответствует Говинда (пастух),
– а прайдожане соответствует Гопинатх (объект любви).
– Смысл состоит в том, что для того, чтобы начать какую-либо деятельность, надо хотя-бы заинтересоваться, привлечься.
– Когда уже заинтересованность и намерение действовать есть, нужны инструкции, руководство и помощь в деятельности. Нужен пастух, который погонит живое существо в нужном направлении.
– Ну а цель, к которой мы стремимся, и к которой нам помогает прийти пастух – это объект нашей любви. Таким образом, на каждом из трёх этапов процесса познания, то есть самопознания, нам помогает сам Бог в своих трёх ролях:
– Мадан Мохан,
– Говинда
– и Гопинатх.
«Три основы духовной жизни, три различных процесса в духовной практике – это
– Радха Мадан Мохан,
– Радха Говинда
– и Радха Гопинатх.
Мадан Мохан – это тот, кто привлекает бога любви, Купидона. Купидон имеет абсолютную власть над воплощёнными живыми существами. Все подчиняются любовным желаниям. Собственно, ради этого и живут. Практически, невозможно противостоять этой силе. Только высокодуховные люди считаются освобождёнными от этого влияния – те, кто обрёл ещё более высокий вкус, чем любовные отношения в материальном мире, которые называются вожделением, на более низком уровне похотью. Мы это называем непреодолимой силой, которая влечёт мужчину и женщину, даже помимо его воли, рассудка, даже не взирая на общественное мнение, через все препятствия проходит, буквально сводит с ума человека, иногда делает его неадекватным. Это – сила Купидона. «Мадана» означает сводящий с ума, возбуждающий чувства.
Три божества Вриндавана олицетворяют три этапа постижения Абсолютной Истины, личности Бога. Если мы хотим встать на путь духовного саморазвития, то мы пройдём через три этапа последовательно.
1) Первый этап – это самбандха гьяна – означает знание взаимоотношений. Это как конституция. Кто я? И Кто Такой Бог? Нужно разобраться в этих двух таттвах, в этих двух сущностях и понять свою конституцию и конституцию Бога. Бог – это полное целое, а я – частичка этого полного целого, качественно такая же, а количественно бесконечно меньше.
Если нас не привлекает положение Бога, то мы не сможем встать на следующий этап развития.
2) Следующий этап духовного развития олицетворяет Говинда – означает повелитель чувств. Он занимает наши чувства. Это практика.
Итак, если мы получили знание, выяснили отношения, то мы потом уже вступаем непосредственно в отношения, в деятельность. Это можно сравнить с процессом. Абхидхея называется, или в духовной жизни – духовная практика.
Абхидхея – это путь, который мы должны пройти, практикуя духовную жизнь через правила, предписания, по которым нужно жить.
3) А в конце концов конечный результат – это любовь к Богу – это прайоджана – конечная цель. Это уже развитая любовь к Богу. И Гопинатх олицетворяет этот процесс.
Любое мероприятие проходит через эти три этапа. Это принцип развития:
– сначала знание,
– потом опыт и практика,
– и только затем мы получаем нужный результат» [2].
– «Самбандха-гьяна помогает человеку установить его изначальные отношения с Верховной Личностью Бога,
– абхидхея определяет деятельность, соответствующую этим отношениям,
– а прайоджана указывает высшую цель жизни – любовь к Богу»
([1] Чайтанья-чаритамрита 1.7.73, комментарии).
«Человек должен задаваться вопросом о том,
– кто он,
– что представляет собой вселенная,
– кто есть Бог и
– какие отношения связывают:
– человека,
– Бога и
– материальный мир.
Такие вопросы не возникают у кошек и собак, но в сердце настоящего человека они не могут не возникнуть. Знание об этих четырёх истинах —
– о себе,
– о вселенной,
– о Боге
– и об их взаимосвязи —
называется самбандха-гьяной, или знанием об отношениях. Установив отношения с Верховным Господом, человек делает следующий шаг и начинает действовать сообразно этим отношениям. Деятельность в отношениях с Господом называют абхидхеей. Когда человек выполняет обязанности, соответствующие таким отношениям, он достигает высшей цели жизни – обретает любовь к Богу и тем самым приходит к прайоджана-сиддхи, то есть исполняет миссию человеческой жизни» ([1] Чайтанья-чаритамрита 1.7.146, комментарии).
Механизм передачи и получения знания
Как мы уже говорили, знания – это не информация, а личные качества людей – носителей этого знания. И передача этих качеств личности от одного человека к другому, происходит с использованием определённого механизма. Но не механистично, а из сердца к сердцу.
1) «Подносить дары и
2) принимать дары,
3) поверять свои мысли и
4) спрашивать о сокровенном,
5) принимать прасад [освящённую пищу] и
6) угощать прасадом —
таковы шесть проявлений любви, которую преданные [Богу] испытывают друг к другу» ([1] Упадешамрита 4).
В этом ведическом тексте зашифрованы сведения о том, как передаётся знание. Существует три пары ритуальных действий, при помощи которых происходит собственно весь процесс обучения. Это:
1) угощать и принимать угощение,
2) дарить подарки и принимать подарки и
3) делиться сокровенным и слушать сокровенное.
Всё очень просто.
Например, если вы хотите научиться зарабатывать в месяц миллион долларов, надо подружиться с миллионером, имеющим такой доход, и начать
– угощать его,
– дарить ему подарки
– и рассказывать свои тайны.
Соответственно, если он будет отвечать вам тем же, то
– не стóит отказываться от угощений
– и подарков,
– и внимательно слушать его откровения.
Ещё одним очень важным принципом усвоения знаний является следующий. Учитель должен всегда оставаться учеником, а ученик должен всегда быть учителем. Это значит, что если вы не будете никому рассказывать то, что́ вы только что узнали, знание не усвоится и не заживёт внутри вас, не станет вашей сутью, вы не сможете применить это знание на практике. Это очень важно. Знание можно сравнить с рекой: сколько втекло, столько должно и вытечь. Знание обладает такой особенностью, что если вы его отдаёте, то оно у вас не исчезает. Это как раз тот случай, когда не работает обычная арифметика: один минус один равно два.
Стадии усвоения знания
Усвоение знания – это не только заучивание, чтобы сдать экзамен. Знание нужно исключительно для того, чтобы применять его на практике. Многие люди ухитряются закончить институт с красным дипломом, но так ничему и не научиться, то есть не быть в состоянии применять своё знание в жизни.
В Упанишадах говорится о трёх стадиях усвоения знания и о трёх ступенях преображения человека.
1. Шраванам-киртанам (слушание-повторение)
«Первая ступень – шраванам. Вначале знание должно войти в наше ухо. Вначале мы должны услышать его. Всё ведическое образование основано на шраванам, на том, что человек слушает. Считается, что для начала достаточно просто слушать духовного учителя. Интересно, что вплоть до восьмого века нашей эры Веды практически не записывались. В Махабхарате говорится, что записывать Веды – грех, и тот, кто этим занимается, попадёт в ад. Таким образом, всё говорит о том, что Веды нужно обязательно услышать от духовного учителя, который знает и понимает их смысл.
И, помимо всего, услышанное нужно обязательно повторить – киртанам. Шраванам обязательно предполагает киртанам. Это та же самая ступенька.
Когда мы говорим о шраванам, мы имеем в виду, что сначала мы слушаем, потом мы повторяем, и потом мы запоминаем.
Риг-веда описывает процесс обучения в ведической школе. Он подобен кваканью лягушек. Как только одна лягушка начинает квакать, тут же её кваканье поддерживает целый лягушачий хор. И подобно тому, как перед дождём лягушки устраивают свой лягушачий концерт, радуясь, что сейчас пойдёт дождь, точно также ученики в предвкушении того, что сейчас на них прольётся дождь милости духовного учителя, становятся очень активными. Но проходит дождь, лягушки успокаиваются и умолкают, над их владениями воцаряется тишина. Этот процесс Риг-веда сравнивает со вторым этапом приобретения знания – осмыслением» [3].
«Этот звук врывается в нас как могущественный ветер и начинает рассеивать всю грязь внутри. Когда мы слушаем, речь не идёт о логике, о том, что надо воспринимать информацию, о логической составляющей того, что мне хотят сказать. Нет, тут другое. Человек может очень хорошо понять это, если просто будет слушать другого человека. Иначе говоря, речь идёт об откровении, о некоем чуде, мистическом процессе. И нужно настраивать себя на это чудо. Это чудо может случиться в любой момент. Но это чудо произойдёт только тогда, когда я открыт чуду» [3].
2. Мананам (осмысление)
«Вслед за шраванам происходит осмысление, мананам.
Первому этапу – шраванам-киртанам – соответствует способность запоминать, способность удерживать в уме информацию. Но мало просто запомнить. Для того, чтобы действительно произошла перемена в сердце, необходим следующий этап – мананам – осмысление. Вы должны подумать над тем, что услышали. Мало услышать и повторить, надо ещё и поразмыслить.
Это как раз тот этап, который мы часто опускаем.
Бхактивинода Тхакур, говорит о двух ошибках, которые можно допустить, читая священные писания. Он характеризует два типа людей, читающих священные писания.
– Первых он называет «бесплодный читатель»,
– а вторых – «поверхностный критик».
Это очень интересная мысль. В русском языке нет даже такого словосочетания – «бесплодный читатель». Бывает бесплодный писатель, но про чтение никогда не говорят, что оно приносит плоды.
Однако Бхактивинода Тхакур говорит, что если человек не пытается осознать то, что он услышал, это всё равно, что он берет идею и заключает её в тюрьму своего интеллекта. Мысль такого человека гниёт в темнице его интеллекта.
Любое слово, которое мы прочли или услышали от духовного, учителя должно прорасти в нас. Мананам – это процесс прорастания мысли.
Поверхностный критик – это тот, который с порога всё отвергает, не давая мысли прорасти. И это уже связано с третьим этапом» [3].
3. Ниди дхьясана (практика)
«Третий этап называется ниди дхьясана.
Этот этап самый главный. Это, собственно то, ради чего мы это всё затеяли.
Если мы не переходим на третий этап, всё остальное бессмысленно, напрасная трата времени. Ниди дхьясана – непрерывная глубокая медитация – является следствием обработки полученной информации.
Иначе говоря,
– информация входит в ухо,
– из уха она переходит в ум,
– и в уме она обрабатывается,
– и потом переходит в сердце.
Именно на этом этапе меняется мировоззрение человека.
Человек начинает реально видеть свою душу и Верховную душу.
Постепенно мы должны научиться видеть своими ушами, только тогда мы утверждаемся в духовном знании» [3].
Упражнение на усвоение
Процесс обучения чем-то похож на процесс дрессировки животного. Только дрессируем мы свой ум.
Обучение – это сосредоточение на чём-либо и длительное и регулярное повторение. Такая длительная тренировка перестраивает сознание, укрепляет связь с тем, на чём мы сосредоточиваемся.
Для развития способности усваивать знания существует специальное упражнение.
1) Первая часть упражнения состоит простом повторении, как попугай, за кем-нибудь каких-нибудь не имеющих особого смысла фраз, пока не будет достигнуто точного воспроизведения, как в магнитофоне.
2) А затем ученику необходимо привести жизненный или выдуманный пример того, что им было воспроизведено.
В результате нескольких проходов этого простого на первый взгляд упражнения очень быстро развиваются интеллектуальные способности человека. Можно даже пройти тест на IQ до и после и сравнить результат. Вы будете сильно удивлены.
Кто как слушает
Как уже указывалось ранее, слушание – это основа обучения. И чем правильнее мы научимся слушать, тем эффективнее будет процесс обучения.
Большинство людей слушают умом. Это значит, что информация от учителя не проникает глубже, чем в ум ученика. Возможно несколько вариантов слушания на уровне ума.
1) Ум человека принимает из прослушанного только то, что ему нравится, и не понимает то, что ему не нравится.
2) Ум человека принимает всё подряд. А разум, который должен управлять умом, отключён.
3) Ум человека принимает не всё подряд. Тому, что ум отвергает, разум находит логическое обоснование. Разум, который должен управлять умом, подчинён уму.
4) Ум человека принимает слепо всё то, что говорит ему авторитет. Но разум не позволяет словам авторитета проникнуть вглубь сознания. На уровне ума нормальные отношения не возникают, мы не можем положиться на такие отношения.
Более развитые люди уже слушают разумом. Это чаще всего учёные или йоги. Такие люди вначале слушают как сторонние наблюдатели, занимая нейтральное положение. А потом, внимательно дослушав, пытаются понять. Тогда могут возникнуть настоящие отношения.
Если человек недавно решил встать на путь самоосознания, ему, в первую очередь, нужно определиться с выбором духовного учителя. Но когда духовный учитель только появляется в жизни ученика, ученик понимает не всё, что говорит духовный учитель, но продолжает слушать его очень внимательно. Ученик открыт к знанию, он слушает и смотрит, впитывая знание от духовного учителя через его:
– эмоции,
– мимику,
– жесты.
По мере обучения ученик приобретает опыт в практике самоосознания. У ученика появляется способность принимать сразу полностью всё, что говорит духовный учитель, но не слепо. После того как услышал, ученик думает над тем, каким образом слова духовного учителя являются правдой. Ученик задаёт вопросы духовному учителю, чтобы понять услышанное и развеять сомнения.
Уровни звука
Поскольку речь уж зашла о слушании, нелишним было бы выяснить, что такое звук.
«Главная способность человека – это способность говорить, издавать звуки. Это очень хорошая карма, когда вас люди слушают. Это настоящее могущество. Кто достигает духовного уровня, кто освобождается от вожделения, его слова становятся реальностью. Он не говорит впустую» [2].
В Ведах содержится знание об уровнях звука. Воспроизводимый человеком звук действует на четырёх уровнях:
1) вайкхари,
2) мадхьяма,
3) пашьянти и
4) пара.
«Трансцендентный звук Вед очень трудно постичь; он проявляется на разных уровнях:
– в пране,
– чувствах
– и уме.
Он словно океан —
– безграничный,
– необычайно глубокий
– и неизмеримый.
Звук Вед, согласно самим Ведам, состоит из четырёх слоев, постичь которые могут лишь самые разумные брахманы» ([1] Шримад-Бхагаватам 11.21.36).
1. Вайкхари (в пространстве)
Когда мы просто произносим слова, мы воспроизводим слышимый звук, или звук на уровне вайкхари. Иными словами, это обычная человеческая членораздельная речь.
Этот уровень звука преимущественно используется на стадии усвоения знания киртанам – повторение.
Инструментом воспроизведения обычного звука уровня вайкхари является речевой аппарат грубого физического тела человека. С помощью своего грубого тела человек реализует то, что находится в его уме.
На уровне звука вайкхари задействуется вишуддха, горловая чакра. Звук уровня вайкхари активирует творческую энергию человека.
«Сложность состоит в том, что три слоя из четырёх находятся внутри живого существа, и лишь один из них проявляется вовне как речь. Обычным людям очень трудно понять даже этот четвёртый слой ведического звука, называемый вайкхари. Последний, доступный материальному восприятию слой ведического звука называется вайкхари» ([1] Шримад-Бхагаватам 11.21.36, комментарии).
2. Мадхьяма (мысли)
То, что мы думаем в момент произнесения слов, является звуком мыслей, или звуком на уровне мадхьяма. Иными словами, это просто наши мысли.
Этот уровень звука преимущественно используется на стадии усвоения знания шраванам – слушание.
Инструментом воспроизведения более тонкого звука уровня вайкхари является тонкое тело человека. С помощью своего тонкого тела ума человек разрабатывает конкретный план реализации своих желаний, находящихся на более высоком уровне в иерархии уровней сознания.
На уровне звука мадхьяма задействуется анахата, сердечная чакра. Звук уровня мадхьяма активирует энергию знания человека.
«Слой на уровне разума, мадхьяма, располагается в области сердца, в анахата-чакре» ([1] Шримад-Бхагаватам 11.21.36, комментарии).
Всё, что связано с эзотерикой, телепатией, и тому подобным, происходит на этом уровне звука – мадхьяма. На этом уровне общаются человеческие существа, стоящие на более высоком уровне развития, чем мы.
3. Пашьянти (желания)
То, что мы желаем в момент, когда думаем и говорим, является звуком на уровне желаний, или звуком на уровне пашьянти. Иными словами, это просто наши желания.
Этот уровень звука преимущественно используется на стадии усвоения знания смаранам – памятования, или запоминания.
Инструментом воспроизведения ещё более тонкого звука уровня пашьянти является причинное тело – ещё более тонкая составляющая человеческого сознания, которая называется разумом, или интеллектом. С помощью своего разума человек мечтает, или разрабатывает стратегические далеко идущие планы. Этот уровень звука неотличен от образа, хранящегося в сознании.
На уровне звука пашьянти задействуется манипура, солнечная чакра. Звук уровня пашьянти активирует человеческую энергию желания.
«Следующий слой, умственный, или пашьянти, находится в области пупка, на манипурака-чакре» ([1] Шримад-Бхагаватам 11.21.36, комментарии).
Всё, что связано с передачей образов, происходит на уровне звука пашьянти. На этом уровне общаются мудрецы. Мудрецам не нужен потоковый канал для передачи друг другу информации. Они используют для общения самораспаковывающиеся в сознании собеседника образы. Так естественным образом передаётся ведическое знание.
4. Пара (трансцендентный)
То, что желает душа, является непроявленным звуком, или звуком на уровне пара. Этим желанием является желание души всегда быть полезной для всех, то есть желание служить.
Инструментом воспроизведения самого тонкого звука уровня пара является духовное тело живого существа. Это трансцендентный уровень, то есть недоступный материальным органам чувств. Этот звук невозможно услышать с помощью ушей, о нём невозможно подумать. Этот уровень звука неотличен от духовного тела. Иными словами, в духовном мире
– душа,
– тело
– и звук —
это одно и тоже, они слиты воедино.
На уровне звука пара задействуется муладхара, корневая чакра. Звук уровня пара активирует энергию служения живого существа.