Полная версия
Веды для жизни
«Первый слой ведического звука, соответствующий уровню праны и известный как пара, располагается в адхара-чакре» ([1] Шримад-Бхагаватам 11.21.36, комментарии).
На этом уровне общаются живые существа в духовном мире.
«Йоги медитируют на звук Ом и достигают умиротворения, бесстрашия. Но это – способность слышать. Для того, чтобы услышать Ом, недостаточно уха, его нужно пропустить внутрь. Вот это и называется йогой: как этот звук пропустить в сердце, внутрь. И так йог постепенно достигает внутри духовного осознания при помощи этой вибрации.
Таким образом, все материальные представления о жизни просто исчезают, устраняются. Как? Человек просто услышал звук Ом, но не просто ухом, а своим существом.
Выясняется, что эта вибрация соответствует и нашей вибрации. Трансцендентная вибрация Харе Кришна махамантры – это наша колыбель. Это то, из чего всё исходит, каждое живое существо, и в чём всё находит прибежище. Вибрация даёт прибежище всем, родственна любой душе, любому живому существу. Вибрации Ом и Харе Кришна качественно идентичны.
Начинается слушание с уха. Ухо – самый важный инструмент: оно бодрствует даже во время глубокого сна. Нам дано ухо, при этом ещё язык дан, который может вибрировать, поизносить эти мантры» [2].
Искусство смиренного слушания
Слушать и слушаться – очень близкие понятия.
– Слушает ученик,
– и слушается ученик.
Так работает процесс обучения, познания.
Слушать нужно духовным ухом, сердцем. Ухо – это внешний инструмент, глаз – это тоже внешний инструмент. Но Веды говорят, что слышит не ухо, и видит не глаз. Посредством глаза видит разум. И посредством уха слышит разум. И когда слышит разум – это называется смиренное слушание: я пытаюсь понять, что мне говорят. Вот это – сложно,
– потому что мы много времени тратим на ссоры,
– потому что не можем понять друг друга.
Слушаем, но не понимаем, потому что без сердца слушаем. «Мне и так всё понятно, без тебя, я сам тебе всё скажу» – это формальное слушание.
Когда мы слышим не разумом, мы обращаем внимание на внешние факторы жизни:
– какая машина,
– какая квартира,
– сколько лет человеку,
– какой он национальности,
– мужчина он или женщина,
– и так далее.
Это самая серьёзная ошибка.
Искусство смиренного слушания – это основа успеха в овладении любым искусством. Приведённые ниже рекомендации имеют универсальный характер. По сути, это методологические основы процесса обучения в любой области. Ввиду особой важности процесса слушания эти рекомендации названы искусством смиренного слушания.
1. Абхьяса (повторение)
У нашего ума есть свой офис. Это головной мозг с огромной нейронной сетью. Количество нейронов составляет около 90 миллиардов. Эти нейроны могут устанавливать связи друг с другом, образуя нейронную сеть. В процессе обучения повторение пройденного материала нужно для того, чтобы в нашем головном мозге закрепились новые связи между нейронами. Неокрепшие логические связи за ненадобностью могут разорваться. Повторение необходимо для того, чтобы новая структура закрепилась в нашем сознании.
Закреплению нейронных связей способствует многократное слушание одного и того же. Вначале будет трудно. Ум будет сопротивляться и говорить: «Ну сколько можно?» Но потом мы войдём во вкус и даже будем радоваться тому, что опять это слышим.
Каждый последующий раз надо слушать как в первый раз. Мы, на первый взгляд, не услышим ничего нового, но найдём новые аспекты в услышанном. И истина заиграет новыми гранями.
Слушая в первый раз, мы воспринимаем знание поверхностно. Глубокому восприятию мешает наш имеющийся опыт. Эти шаблоны работают как броня для нового знания. Однако многократное слушание одного и того же пробивает эту броню старых впечатлений.
В Йога-сутре (1.14) сказано:
– «Только после длительного выполнения правильных упражнений,
– без перерывов,
– при наличии положительного к ним отношения и рвения,
можно достичь желаемого».
Другими словами, для того, чтобы наше обучение, да и вообще любое дело, было успешным, необходимо выполнение следующих трёх условий:
1) диргхакала (длительное время),
2) найрантарья (непрерывность) и
3) саткара (осознанность и почтительность).
2. Диргхакала (длительность)
Это нужно для того, чтобы сформировались и закрепились устойчивые нейронные связи в нашей нейронной сети головного мозга. Поэтому запаситесь терпением и слушайте, слушайте, слушайте. К сожалению, таблетки со знанием не существует.
Заниматься желательно каждый день один час. Если времени не хватает, выделите минимум пятнадцать-двадцать минут в день.
– Простая привычка, такая, как вставать рано или бросить курить, формируется тридцать-сорок дней.
– Сложная привычка, навык, такой, как выучить иностранный язык, формируется один год, цикл Меркурия.
– Очень сложная привычка, такая, как овладение профессией, формируется двенадцать лет, цикл Юпитера, планеты мудрости.
В результате такого длительного слушания:
– сформируется новая структура личности.
– Изменится весь спектр наших реакций на этот мир,
– понимание своих целей,
– отношение к себе,
– к другим людям,
– к окружающему миру.
Не надо огорчаться, когда в процессе обучения что-то не получается. И не надо слишком радоваться, когда в процессе обучения что-то получается. Старайтесь не желать ничего для себя. Просто продолжайте обучение.
3. Найрантарья (непрерывность)
Стабильность – это признак мастерства. А ещё стабильность – это признак искренности. А истинная искренность является практически гарантией успеха.
Не прерывайте свою ежедневную практику. Важность непрерывности в том, что новые нейронные связи, новая структура в сознании быстро разрушается, если мы её не поддерживаем. Если мы хотим вскипятить воду в чайнике, но будем этот чайник постоянно отключать от электричества, то ничего не получится.
Выполнять практику желательно:
– в одно и то же время,
– в одной и той же обстановке
– и при одних и тех же обстоятельствах.
Со временем ум привыкает к своему расписанию и даже радуется занятиям.
Бетховен говорил:
– «Если я не делаю свои музыкальные упражнения один день, я сам замечаю это.
– Если я не делаю это два дня, мои друзья заметят это.
– Если я не упражняюсь три дня, все остальные заметят это».
«Если есть порядок, то ум становится направленный, как луч света. Например, если вы привыкли к распорядку дня:
– подниматься в одно и то же время,
– делать свои дела в одно и то же время,
– молиться в одно и то же время,
– принимать пищу в одно и то же время —
у вас есть чёткое цикличное расписание, это благоприятно для ума, потому что в назначенное время ум уже будет думать только об этом. Ум тогда перестаёт быть:
– беспокойным,
– рассеянным,
– неконтролируемым.
Потому что в этом мире ум согласовывается только со временем. Если вы не по времени всё делаете, вы всегда будете беспокойны, суетливы. Это аспект времени» [2].
Избегайте того, что разрушает выстраиваемые связи в нашем сознании. Например, если предметом нашего обучения является самоосознание, духовная практика, то разрушительным для новых связей в сознании будет общение с людьми, далёкими от духовной практики. Духовный разум – это разум, который помогает видеть духовные связи и Бога, стоящего за всеми событиями. Материальный разум видит, как всё связано в этом мире на внешнем, поверхностном уровне. Общение с материалистами, длительное времяпровождение в интернете укрепляет материальный разум, внешние связи и ослабляет духовный разум, видение духовных связей.
4. Саткара (почтительность)
Почтительное отношение к практике. Мы должны понимать цель нашей практики. Например, при обучении духовной науке самоосознания мы должны понимать, что слушая, мы соприкасаемся с бесконечностью и можем обрести откровение.
Откровение происходит не благодаря пониманию логики повествования, а благодаря беспричинной милости высших сил.
Гордый человек, который считает себя всегда правым, не поймёт никакую науку. Любая наука – для скромных и смиренных людей, способных подчиниться человеку, осознавшему высшие законы бытия – духовному учителю.
При этом у ученика всегда остаётся свобода задавать вопросы. Более того, признаком того, что ученик овладел искусством смиренного слушания, является то, что он задаёт вопросы. Если слова учителя не вызывают сомнений, значит они не зашли достаточно глубоко в сознание. Откровение – это когда начинает земля шататься под ногами. И это уже хороший признак того, что ученик слушает учителя правильно.
По мере развития мудрости ученики проходят несколько стадий в умении слушать духовного учителя.
1) Откровенное игнорирование.
2) Притворное слушание. При этом мы в уме вместо того, чтобы внимательно слушать, сразу готовим ответную речь. Если лошади что-нибудь говорить, она будет на вас смотреть преданными глазами, но её уши будут, как локаторы, вращаться и настраиваться на разные звуки вокруг. И лошадь ничего не поймет из того, что вы ей говорили. Это показательный пример притворного слушания.
3) Избирательное слушание. В этом случае мы слышим только то, что хотим услышать, что вписывается в нашу схему понимания обсуждаемой темы. А подавляющее большинство информации, которую до нас хотят донести, мы просто пропускаем мимо ушей.
4) Внимательное слушание без чуткости. Мы стараемся запомнить, но пока ещё глубоко не чувствуем то, что нам сказали.
5) Правильное слушание. Мы действительно слышим то, что хочет нам сказать другой человек. И даже можем подтвердить это. И другой человек подтвердит, что мы его правильно услышали.
Этапы овладения навыками
В процессе обучения мы неизбежно проходим следующие этапы овладения навыками.
1. Неосознанное неумение
Человек даже ещё не понимает, что он не умеет. Можно привести пример ребёнка, который садится за пианино и начинает стучать пальцами по клавишам, искренне думая, что у него очень красиво получается.
2. Осознанное неумение
Человек понял, что он не умеет играть на пианино, и пошёл в музыкальную школу учиться.
3. Осознанное умение
Это человек, полностью погружённый в процесс обучения. Он очень старается, тратит много сил, и уже что-то у него получается.
4. Неосознанное умение
Это виртуоз, профессионал высочайшего класса. Он владеет искусством автоматически, не задумываясь. Он может даже играть на пианино и одновременно разговаривать с кем-то.
Внимание
Внимательность – это очень важная мистическая способность, которая является корнем успеха в любом деле.
Медитация в общем смысле этого слова – это сосредоточение на каком-то:
– предмете,
– явлении
– или личности,
сконцентрированная форма желания. И мы постоянно медитируем на что-то, даже если не называем это так.
Хороший пример знакомого всем состояния медитации – это влюблённость. Это не просто постоянное размышление. Это буквально погружение своим сознанием в сознание любимого человека. Мы чувствуем его настроение, можем угадывать его желания. Более распространённая форма бытовой медитации – это:
– желание чем-то обладать,
– куда-то поехать
– или что-то попробовать.
Внимание – это канал, через который мы получаем знания и навыки. Насколько мы внимательны, настолько глубоко мы овладеем навыком.
Чтобы стабильно концентрировать своё внимание и получать знания и навыки, нужна вера в высшие силы. Потому что своих усилий нам, скорее всего, не хватит. Но одновременно с этим, внимание – это навык. И для того, чтобы он развивался, надо прилагать усилия.
Чтобы дождаться результата, нужно терпение. Результат приходит не сразу. Но необходимые нейронные связи в нейронной сети головного мозга начинают формироваться уже с первой тренировки.
Чтобы развивать внимательность, нужно отслеживать в себе проявления невнимательности и устранять помеху. Великий учёный-философ и духовный учитель Бхактивинода Тхакур определил следующие виды невнимательности и методы борьбы с ними.
1. Джадья (сонливость, лень)
Методы борьбы с этим видом невнимательности следующие:
– искать общества возвышенных людей, перенимать их настроение, следовать их примеру;
– высыпаться и быть внимательным к своему телу; нужно понять, сколько моему телу нужно времени для отдыха;
– не наедаться на ночь перед сном;
– при необходимости, сделать очищение организма (панча-карму);
– если засыпаете, нужно встать и постоять или походить.
2. Викшепа (рассеянность, беспокойность ума, сон наяву)
Методы борьбы с этим видом невнимательности следующие:
– предпринимать постоянные усилия, чтобы выбрасывать из ума ненужные мысли;
– стараться следовать правилам общественного поведения, этикету;
– соблюдать посты;
– делать психологическую настройку перед важным делом.
3. Аудасинья (равнодушие, безразличие, апатия)
Методы борьбы с этим видом невнимательности следующие:
– ежедневно искать общества человека, в совершенстве владеющего навыком концентрации на одном деле;
– работать в уединённом месте, либо закрыв доступ чувств к объектам чувств;
– размышлять над мыслями святых людей.
Для развития внимательности существуют следующие техники:
– делать одно дело за раз в течение минимум двадцати минут;
– выработать привычку жить в настоящем времени;
– направлять ум на дело, которым занят сейчас;
– делать пранаяму, дыхательную технику из аштанга-йоги.
Препятствия в обучении
На каждом шагу с нами происходит обучение. Что бы мы ни делали, это всё является обучением. Когда мы
– спим,
– умываемся,
– делаем зарядку,
– завтракаем,
– работаем,
– отдыхаем,
– играем,
– молимся,
– медитируем,
одним словом, абсолютно всё представляет из себя процесс познания. И если в этом процессе нашего познания, в нашей жизни мы натыкаемся на какие-то препятствия, мы это расцениваем как какие-то
– неприятности,
– трудности,
– неудачи.
Всё это мешает нам жить.
Самое большое препятствие в обучении (а значит и в жизни) создаёт неквалифицированный учитель или наставник. Дисквалификацией учителя или наставника является отсутствие у него любви к своему подопечному. Если любви нет, то проявляется
– безразличие,
– чёрствость,
– жёсткость,
– жестокость,
– злорадство,
– подлость.
Такое я не раз наблюдал в школе, когда учился, и когда учились мои дети: как учителя со злорадством ставили плохие оценки. Это препятствие преодолевается прекращением общения с таким лжеучителем, конечно, если есть такая возможность.
Все остальные препятствия в обучении можно разделить на четыре категории в соответствии с затрагиваемым уровнем сознания.
1) Если препятствие встаёт на пути наших органов чувств, то нам не хватает наглядности.
2) Если препятствие встаёт на пути нашего ума, то это, как правило связано с нашей понятийной оснащённостью, то есть с нашим словарным запасом.
3) Если препятствие встаёт на пути разума, то это может проявиться как неспособность действовать из-за:
– неспособности различать:
– что делать вначале, а что потом,
– что главное, а что второстепенное,
– где правда, а где ложь,
– что такое хорошо и что такое плохо,
– неспособности заставить себя действовать (отсутствия силы воли).
4) А если препятствие встаёт на пути нашего ложного эго, то мы неправильно оцениваем, кто мы есть на самом деле, и порой принимаем себя за того, кто и так всё уже знает. Это очень серьёзное препятствие.
1. Отсутствие наглядности
«Вначале все сотворённые существа находятся в непроявленном состоянии. На промежуточном этапе творения они проявляются, а после уничтожения вселенной вновь переходят в непроявленное состояние. Так стоит ли оплакивать их?» ([1] Бхагавад-гита 2.28).
Как видно из этой цитаты, бывает проявленное и непроявленное состояние. Кроме того, всё имеет разную степень проявленности, или разный уровень абстракции. Что это такое?
1) Когда мы слышим или читаем слово, за которым стоит какое-то понятие,
2) в сознании возникает образ объекта, соответствующий пониманию этого слова. В нашем сознании формируется определённая форма объекта.
3) При подробном рассмотрении этой формы объекта можно обнаружить качества этого объекта.
4) Ну и максимальной степенью проявленности являются функции, действия, или игры объекта, куда входит и его атрибуты и окружение.
Таким образом, мы сейчас рассмотрели последовательность уровней проявленности от минимальной к максимальной:
1) понятие,
2) форма,
3) качество,
4) действие.
На санскрите это звучит так:
1) нама,
2) рупа,
3) гуна,
4) лила.
– Слово, или понятие содержит в себе
– и форму,
– и качества
– и деятельность.
– Форма содержит в себе
– и качества,
– и деятельность.
– Качества содержат в себе
– деятельность.
– А деятельность кроме себя самой больше не содержит в себе ничего, это максимальное проявление.
Нарушение баланса между уровнями абстракции, или проявленности учебного материала приводит к трудностям в обучении. Простыми словами, если слишком абстрактно, нет возможности потрогать, то ученик перестаёт понимать. И потом из-за этого у него вообще пропадает настроение учиться.
Отсутствие наглядности – это препятствие в обучении, которое может возникнуть при попытке воспринять слишком абстрактное знание, то есть чистые понятия, выраженные словами. Сильно недостаёт наглядности в случае, когда мы:
– не соприкасаемся с формой изучаемого объекта,
– не знаем его качества
– и, естественно, нам не видны его действия, игры и окружение.
Одним словом, нет наглядности.
Наглядность – это излюбленный инструмент божественной иллюзорной энергии. Есть даже такая поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Наглядность – это когда наши
– познающие органы чувств:
– уши,
– кожа,
– глаза,
– язык,
– нос
– соприкасаются с объектами чувств:
– звуком,
– предметами,
– формой,
– вкусом
– и запахом,
– используя действующие органы чувств:
– руки,
– ноги,
– голосовой аппарат,
– анус,
– и гениталии.
Но реальность может отличаться от того, что ощущают наши органы чувств. Ведь когда мы смотрим 7D кино, мы всё это чувствуем, но ведь это обман, иллюзия. Так вот, когда мы используем принцип наглядности в обучении, мы используем главный инструмент иллюзии, задача которой ввести нас в невежество, против неё же самой. Это действительно круто! Представляете, как эффектно выглядит, когда сражаются два воина, и один у другого отбирает оружие.
Отсутствие наглядности сопровождается определёнными симптомами, возникающими у ученика. Эти симптомы могут проявляться у ученика либо по отдельности, либо в сочетании. Они следующие:
– чувство, будто на него что-то давит;
– чувство, будто что-то пытается его согнуть;
– головокружение;
– ощущение, будто жизнь его покидает, наступает апатия, грусть;
– скучно;
– злость;
– давление на лицо;
– головная боль;
– неприятные ощущения в животе;
– болят глаза.
Преодолеть отсутствие наглядности очень просто. Надо обеспечить наглядность. Например, если человек хочет научиться делать хирургические операции, ему явно не будет хватать только учебника и объяснений преподавателя. Нужен какой-то макет в виде трупа, а потом и живое тело для практики. А если ребёнок не может понять, что такое умножение, здесь не обойтись без палочек.
2. Непо́нятое слово
«Конечно, в начале было слово. Конечно, идеи управляют миром» [14].
В Вики-словаре сказано: «Слово – основная структурно-семантическая единица языка, обозначающая имя объекта, его свойство или поведение». Из этого определения видно, что слово обозначает понятие, идею, мысль.
«Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль; а верно оно выражает мысль тогда, когда вырастает из неё, как кожа из организма, а не надевается, как перчатка, сшитая из чужой кожи» (Константин Дмитриевич Ушинский).
И когда в стройном потоке наших мыслей образуется пробел, это сразу всё портит.
Непо́нятое слово – это препятствие в обучении, вызванное тем, что ученик не понимает значения какого-то слова в учебном материале или понимает его неправильно, например, не в том значении.
О том, что человек столкнулся с этим препятствием, можно судить по следующим внешним реакциям организма:
– ощущение пустоты в голове;
– упадок сил;
– чувство, как будто его здесь нет;
– нервная истерика;
– замешательство;
– бегство от занятий;
– тупость;
– неспособность понять и усвоить материал.
Существуют также два вида поведенческого проявления этого препятствия.
1) Первое проявление заключается в том, что человек после соприкосновения с неизвестным словом на некоторое время полностью перестает воспринимать и усваивать учебный материал.
2) Второе проявление непо́нятого слова представляет целую серию действий в поведении человека:
– Вначале возникает состояние непонимания (пустоты) в отношении материала, который идёт сразу после непо́нятого слова.
– Ученик обособляется от всего учебного материала по этой теме. Он как бы не хочет иметь ничего общего с тем, что вызвало такой дисбаланс в его сознании. Другими словами, ученик не видит больше пользы в этом знании.
– Далее ученик может начать совершать вредоносные действия против того, что косвенно связано с этим знанием. Особенно этому подвержены дети, которые могут, например, разрисовать или порвать учебник.
– Когда вредительство заходит уже слишком далеко, учеником предпринимается попытка удержать себя от нанесения более серьёзного вреда окружающим и себе. Как правило, эта попытка оказывается неудачной.
– Потом, разочаровавшись в своих силах, ученик начинает критиковать всех и всё вокруг. Это делается подсознательно для того, чтобы за счёт принижения других людей и обвинения обстоятельств в своих неудачах оправдаться в своих глазах.
– Такие действия, вследствие нанесённых оскорблений окружающим, неизбежно приводят к стрессам и болезням.
– Чтобы компенсировать создавшийся дисбаланс, ученик совершает попытку ухода, бегства от обучения. Но, как правило, система (школа, институт) так просто его не отпускает.
– Тогда ученик формирует в своём сознании некую надстройку, механизм, который имитирует функции разума и может поверхностно выполнять учебные задания и выдавать в качестве ответов необходимые предложения и фразы.
– Так как этот механизм – всего лишь имитатор разума, ученик не способен применять полученные так называемые знания на практике.
Для преодоления этого препятствия на основании работ Рона Хаббарда его последователями разработано несколько методов прояснения слов, описывающих алгоритм по устранению незнания, непонимания и ложного понимания слов, а также всего того, что препятствует их использованию.
Эти методы не являются чем-то новым. Они описаны в ведической литературе.
«Чтобы объяснить значение непонятного слова, его обычно сочетают с известными словами. Этот прием называется удгхатьяка» ([1] Чайтанья-чаритамрита 3.1.186).
Таким образом, с помощью изложенных методов устраняются препятствия, лишающие ученика желания и возможностей учиться. Появляется снова
– энтузиазм,
– настроение учиться
– и силы для этого.
3. Нарушение постепенности
Нарушение постепенности – это препятствие в обучении, связанное с чрезмерным забеганием вперёд, форсированием событий, нетерпеливостью ученика или учителя. В этом случае в сознании ученика теряется связь в логической цепочке понимания учебного материала. И вследствие этого процесс познания
– замедляется,
– приостанавливается
– или совсем прерывается.
Одна девушка пришла ко врачу и сказала: «Я беременна, и хочу побыстрее родить». Врач одобрил такое благородное желание и спросил: «А какой у вас срок?» Девушка сказала, что несколько недель. Врач сказал, что хорошо, пройдёт девять месяцев, и в положенный срок она родит. Девушка стала возражать: «Но я хочу родить уже завтра!» Так не получится.