bannerbanner
Во власти мечты и реалий жизни…
Во власти мечты и реалий жизни…

Полная версия

Во власти мечты и реалий жизни…

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 8

После окончания школы юноша проучился в строительном техникуме, а в 1939 году был направлен на учебу на кинооператорский факультет Всесоюзного Государственного Института кинематографии (ВГИК) в Москве. Будучи студентов прошёл школу режиссера Птушко, работал на Мосфильме.

Маматкулу Арабову было всего 22 года, когда он, после окончания учёбы в 1943 году был послан в качестве оператора на Первый Украинский фронт, в котором служил до завершения войны.

В этот период один из самых молодых операторов, попал во фронтовую киногруппу с опытными и очень талантливыми операторами Владимиром Сущинским, Владимиром Быковым и другими кинооператорами.

В своих воспоминаниях Маматкул пишет, что фронтовые операторы работали вдвоем и он снимал с напарником В. Быковым, у которого он постигал искусство съёмок во время боевых действий. Они работали в вверенной им машине, кузов которой был оборудован будкой, в полевых условиях могли привести в порядок после съёмок кинокамеру, перемотать пленку, проявить куски проб снятого материала. Возвращаясь во фронтовую группу, оформляли материал, упаковывали для отправки в Москву, в Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ). Там он обрабатывался, его просматривали и материал использовался в специальных выпусках, фильмах и киножурналах, либо хранился в «портфеле» до поры до времени.

Олег Соболев, военный журналист в своем интервью с оператором – «Фронтовая камера Маматкула Арабова», – отмечал: «Даже краткий перечень фронтовых работ Маматкула Арабова мог бы засвидетельствовать, что он, постоянно находясь в боевых порядках частей, двигаясь вместе с ними, давал правдивый репортаж с поля боя. Его вело стремление быть всегда впереди, видеть всё, успеть снять самое главное, самое важное».

Отснятые материалы фронтовых кинооператоров хранят в себе историческую память о Великой войне. Сама специфика работы фронтовых операторов вынуждала их рисковать жизнью и подставляться под вражеские пули, больше чем солдат, так как тот мог успеть принять меры безопасности с помощью своего автомата. Военный оператор, бегущий в атаку вместе с бойцами и снимающий их на ходу, включив камеру, до её остановки уже не мог думать ни о чем ином, кроме того, чтобы снять хорошо. Чтобы иметь хороший обзор, чтобы снять наиболее выразительно боевые действия, ему приходилось выбирать простреливаемые и опасные точки съемки, подыматься в окопе в полный рост, чтобы в упор снять вражескую атаку. Кадры, которые сняли фронтовые операторы вошли в мировую кино-сокровищницу.

Среди кинематографистов, ушедших на войну, самые большие первые потери понесли фронтовые операторы. За годы войны из всех операторов и работников фронтовых киногрупп погиб каждый четвертый, а ранен был каждый второй.

Кинорепортажи с линии боевых действий, которые снимал Маматкул Арабов периодически выходили в киножурнале «Новости дня» Центральной студии документальных фильмов. Со временем он также стал сооператором известных документальных фильмов «В Верхней Силезии» (режиссер Иосиф Посельский, 1945) и «Берлин» (режиссер Юлий Райзман, 1945), в которые также вошли отснятые им кадры военной кинохроники.

Под городом Кременец Маматкул снимал эксгумацию общей могилы для расследования злодеяний гитлеровцев. За Днестром он увидел и запечатлел на камеру изрытые снарядами поля и дороги, разорённые деревушки и под городом Кременец ров с телами 300 убитых младенцев. В своих воспоминаниях М. Арабов вспоминает о своих фронтовых товарищах – кинооператорах Кенане Кутуб-заде и Александре Воронцове. Это – первые кинооператоры, которые зафиксировали фашистские злодеяния в концентрационном лагере Освенцим – фабрике смерти, где гитлеровцы умертвили более 4-х миллионов ни в чем неповинных людей со всей Европы, в том числе немало советских военнопленных. Он приводит воспоминания своего друга, оператора К. Кутуб-заде: «…перед уходом фашисты угнали многих заключенных в глубь Германии, но в лагере оставалось более 5000 больных стариков, детей, женщин. Эсэсовцы согнали их на площадь, открыли пулеметный огонь. Многие погибли. Я снимал как наши врачи оказывали помощь раненным. В течение 45 дней мы сняли около пяти тысяч метров пленки о злодеяниях фашистов здесь…» На этих материалах Центральная студия документальных фильмов создала фильм «Лагерь смерти Освенцим». Съемки операторов приводились как свидетельские показания на Международном суде над фашистскими главарями в Нюрнберге.

О наступлении Первого Украинского фронта на Сандомирском плацдарме Маматкул Арабов в своем монтажном листе к отснятым материалам о Висло-Одерской операции писал: «…момент преодоления позиций врага танками… Подавление его оборонительных огневых позиций… Идет обстрел… Поединок с вражескими самоходками «Фердинандами»…У траншеи противника – группа автоматчиков с подкативших мотоколясок, бегут через траншеи… К санитарам подползает старший лейтенант Нуженков, он медик, делает впрыскивание раненому прямо на поле, возле траншеи… санитары уносят того на носилках…». Эта одна из сжатых его аннотаций монтажного листа к съёмкам, но за ней скрываются суровые будни войны. Всё, что было в этот период снято операторами Первого Украинского фронта вошло в кинофильм «В Верхней Силезии».

19 января 1945 года Маматкул Арабов со своим напарником Анатолием Павловым с частями фронта переходил границы рейха в районе Розенберга-Крайцбурга. Свой первый киноматериал о боях в Германии операторы назвали «Юго-западнее Бреслау».

По воспоминаниям боевых товарищей и киноведа Валерия Фомина было отмечено: «… снимал Маматкул Арабов смело и профессионально. Особенно отличился он, снимая уличные бои в Бреслау».

М. Арабов и А. Павлов получили задание снимать в зоне действия 6-й армии генерала Глуздовского в силезском Бреслау (Вроцлав) – важном узле обороны противника на Одере.

22 февраля 1945 года в ходе Нижне-Силезской наступательной операции оператор В. Сущинский снимал наступление войск Первого Украинского фронта в районе Железной дамбы в предместьях Бреслау вместе с другими операторами. Он снял перебегающих через насыпь наших пулеметчиков, а также разрыв вражеского снаряда, осколком которого и был смертельно ранен. Володя снял свою смерть. Он продолжал снимать, даже падая на землю.

О гибели оператора Николая Быкова под Бреслау Маматкул вспоминал следующее: «Снаряд разорвался рядом, нас раскидало, кто мог подняться, двинулись вперёд… Я очнулся у стены дома. Забрался под разбитое орудие, чтобы перезарядить камеру. А осколки свистят. Отснял кое-что ещё. Ищу Быкова – его нигде нет. Значит, он пробрался в здание, снимает, как всегда сверху… вдруг у воронки от снаряда вижу кинокамеру. Чуть дальше – сам Николай лежит с вытянутой рукой… осколок разорвал ему поясницу… Опомнился, когда засвистели пули, стреляли по этому месту. Пришлось залечь и, пока не стихла стрельба, лежа заснял товарища распростертым на земле с кинокамерой поодаль. Потом с ним и двумя аппаратами добрался до угла квартала, остановил попутную подводу (спешила за снарядами) и на КП полка… Это случилось за двадцать дней до победы – 18 апреля 1945 года».

Съемки в Бреслау были высоко оценены в Москве. Кинопленки пришли на студию, когда шли последние бои в Бреслау и в Берлине, это были дни крушения рейха. Поэтому материал использовали в документальном фильме «Берлин» и отметили фронтовую работу одной из высших премий студии, а фамилия М. Арабова была также в титрах этого фильма.

Однако вскоре он был ранен и попал в госпиталь. Его напарник А. Павлов из-за болезни покинул фронт.

20 мая 1945 года в Политуправлении фронта Маматкулу вручили боевой орден Отечественной войны II степени за фронтовую деятельность. Фронтовой материал сьёмок Маматкула был использован в киножурнале «Новости дня» (1944—1945, 1964, Центральная студия документальных фильмов, 1-й Украинский Фронт, оператор); В Верхней Силезии (1945, Центральная студия документальных фильмов, 1-й Украинский Фронт, сооператор); Берлин (1945, Центральная студия документальных фильмов, 1-й Украинский Фронт, сооператор); Парад Победы (1945, Центральная студия документальных фильмов, 1-й Украинский Фронт, сооператор); День победившей страны (1946, Центральная студия документальных фильмов, сооператор).


Кинооператор хроники и режиссер-документалист 

Маматкул Арабов


А затем пришел персональный вызов М. Арабову и целой группе специально приглашенных операторов-фронтовиков, как выражение и признание их боевых заслуг, в Москву для съёмок парада Победы 24 июня 1945 года. Грандиозный парад Победы Маматкул Арабов снимал вместе с режиссером ЦСДФ Аршей Аванесовой.

Вернувшись с войны в 1945 году, он получил направление на работу на Сталинабадскую киностудию «Таджикфильм» в качестве кинооператора хроники и режиссера-документалиста.

В начале 80-х годов ещё работая в Узбекистане, Маматкул Арабов приступил к созданию цикла научно-популярных фильмов «По следам древних цивилизаций Центральной Азии», в который вошли такие фильмы производства студии «Узкинохроника», как «Седые холмы Афрасиаба», посвященный уникальным открытиям настенной живописи древнего Самарканда, «Таинственный Кара-тепе» о первых буддийских памятниках в Центральной Азии, «Древняя Бактрия» о зарождении городской цивилизации и доисламских памятниках духовной культуры. Создание цикла продолжилось уже на киностудии «Таджикфильм» в конце 1980-х годов с появления таких картин, как «Открытие Уструшана», посвященной средневековой культуре на севере Таджикистана, «Эфталиты, кто вы?» о загадочной империи эфталитов.

Маматкулом Абдукаримовичем был снят первый в истории документального кино Таджикистана – 5-серийный фильм «Устод Бободжан Гафуров: феномен «Таджики» (1998), который он закончил незадолго до смерти. Последний фильм важен тем, что он смог не только сохранить экранные образы уже ушедших из жизни исследователей Центральной Азии, но и донести как бы «завещание» творцов истории прошедшего века своим преемникам о проблемах исторической науки и запечатлеть археологические памятники, которые сейчас уже почти недоступны для съемочных групп.

После войны Маматкул Арабов был награжден орденом Отечественной войны1— (1945) – и II степени (1985), орденом Шараф» « (1999, это орден Славы – правительством Республики Таджикистан).

В канун 50-летия Великой Победы, в разгар гражданской войны в Таджикистане, М. Арабов создал фильм «Память сердца», который посвятил всем фронтовикам, в том числе ветеранам Таджикистана.

Картина стала данью памяти боевым товарищам-кинооператорам, мужеству которых потомки обязаны запечатленной историей жестокой дорогой к Победе 1945 г. Это был итог и одновременно размышление фронтовика Маматкула Абдукаримовича Арабова о гражданской войне в стране, её корнях и недопустимости войны как трагических последствий в судьбах людей, своих современников.

Оператор В. Сущинский, остановивший время…

Оператор, капитан Владимир Сущинский (1912 -1945), при съемках боёв в немецком городе Бреслау в 1945г., писал: «…Главная задача военного кинооператора и мой долг – это кинорепортаж из земного ада, чтобы острые моменты боя превратить в произведение искусства…» и это была воля художника-солдата-оператора требующая – не допускать трагедий воин во имя Жизни.

Он писал: «Через этот ад за все годы войны прошли все кинооператоры. Они выезжали к месту съемки на прикрепленном за ними автомобиле, как правило, это была полуторка с фанерной будкой в кузове под романтическим названием «Коломбина», где шофер выполнял функции повара и завхоза одновременно. Будка была сконструирована в виде купе, где кроме спальных мест была печка, хранилась кинопленка, аппаратура, продовольствие и горючее. В условиях сильных, небывалых даже для наших широт, морозов 41-го, когда замерзали механизмы кинокамер, из-за снежных заносов кинохроникам приходилось совершать длительные переходы на лыжах и пешком с грузом аппаратуры на плечах…». Операторы сопровождали съёмки монтажными листами, где подробно писали где, кого и что снимают.

Родился и вырос Владимир Александрович в горде Саранске, а в 1934 году Володя был призван на действительную службу в РККА. В 1937 году поступил во ВГИК. Окончил операторский факультет в 1941 году, война застала его во время съёмок о трагической гибели поэта М. Лермонтова в г. Пятигорске.

Заявление Володе о призыве на фронт было отклонено. «Идёт 3-й день мобилизации, – писал он 25 июня 1941 года. – Уходит молодежь… остаются старики, старухи… звучат оркестры, провожающие машут платочками… плачут. Завтра мы будем снимать такой сюжет. Выехать из Пятигорска, не будучи командиром Красной Армии или не имея на руках повестку, невозможно. Бросать съемку нельзя. Ехать призываться – „рано, еще успеете“, как сказал нам здесь военный комендант».

В сентябре 1941 года В. Сущинского призвали в армию, но командировали в глубокий тыл, в воинскую часть. В первом же письме оттуда он сообщает: «Послал начальству телеграмму: прошу направить меня на съёмку боевых фронтовых эпизодов, окончил ВГИК, квалификация – оператор, специальность – хроника. Могу снимать в любых условиях, любых обстоятельствах…».

В феврале 1942 года его часть была направлена на Карельский фронт. Здесь ему присвоили звание сержанта, он был назначен командиром орудия. В мае В. Сущинский был зачислен на Центральную студию кинохроники ассистентом оператора, он прибыл в киногруппу Волховского фронта. Снимая хронику, Володя стремился показать обстановку переднего края, многообразие фронтовой жизни, так рождалась правда репортажа.

В июле 1942-го он писал жене: «Хочу снимать очень хорошо… стал добиваться наиболее выразительного и характерного кадра. Ставлю перед собой задачи: 1.Снимать только по продуманному железному сценарию или плану. 2. Подавать материал наиболее остро и интересно…».

Видя трагические результаты фашистской агрессии, страдания и гибель ни в чем неповинных соотечественников, и на себе испытывая все тяготы фронтовой действительности, в душе Владимир Сущинский оставался романтиком. Вернувшись с очередного задания, он писал жене: «Приехал со съёмок, все в порядке. Всё, в общем, у меня хорошо и полный порядок, не беспокойся. Я нашел здесь недалеко, в брошенных жителями домах, пианино и рояль, иногда играю там прелюдии Шопена, вальсы Штрауса. Инструменты разбиты, но играть можно».


Фронтовой оператор, капитан Владимир Сушинский

снимал войну в упор


Во время прорыва блокады Ленинграда он отснял более 10 сюжетов, находясь непосредственно в боевых порядках войск, осуществлявших прорыв в районе Синявино, снял встречу Волховского и Ленинградского фронтов. Он шел вместе с передовыми частями армии, снимал в траншеях, только что отвоеванных у гитлеровцев.

В воспоминаниях боевых товарищей Володи, которые поражались, как он умудрялся снимать разрывы крупнокалиберных снарядов наших пушек на расстоянии 150 – 200 метров от себя, осталось: «Он всегда снимал войну в упор!». Снятые им кадры вошли в выпуски киножурналов, спец. выпуски и документальные фильмы. Это был мастер боевого репортажа, художник-публицист и его спец. выпуски вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», который стал лауреатом в номинации «Лучший документальный фильм», но по словам режиссёра И. Копалина, Володя, как и несколько его товарищей, не вошёл в титры. Для нашей страны это был первый «Оскар» за суровую правду Великой Отечественной войны, за подвиг операторов хроники, тех, кто остановил время, повествуя о трагических испытаний нашего народа. Это было живое свидетельство, какой ценой достигается победа, и что советский солдат, является главным героем войны.

Посылая однажды материал на студию в Москву, В. Сущинский сделал приписку к монтажному листу: «В виду того, что съемка производилась в непосредственных боевых условиях, перезарядка некоторых кассет производилась не в перезарядном мешке, руки были в кусках грязи и пыли, – возможен брак». Но монтажники брака не обнаруживали…

Снимая бои в Севастополе Володя вошёл в город в рядах стрелкового полка и снял первый ворвавшийся в город танк. Даже получив ранение, он, поддерживаемый двумя солдатами, продолжал съёмки. С войсками 4-го Украинского фронта В. Сущинский вёл сьёмки боевых действий на Днепре. Он форсировал Сиваш и момент перехода через него (залив, отделяющий Крым от материка) был показан как эпическая, почти библейская сцена изнеможённых людей, несущих на себе тяжело раненных, боеприпасы. Дело было в конце октября 1943 г. Одна из дивизий должна была налегке (стрелковое оружие и легкая артиллерия) выйти на крымский берег и удержать, любой ценой, плацдарм для дальнейшего наступления.

Снимал он также бои за Карпаты. В Крыму произошёл почти комичный случай. Увлекшись съёмкой, Володя оказался впереди атакующей пехоты и столкнулся нос к носу с десятком гитлеровцев. А те, увидев направленное на них «оружие» (камеру), растерялись и подняли вверх руки. Прийти в себя им не дали наши подоспевшие солдаты.

В Ужгород капитан В. Сущинский попал вместе с танковыми частями. Посылая пленку в Москву, он пояснял: «Стремительность движения и нахождение оператора среди десанта на танке, следить с которого и заниматься съемкой попадающихся интересных эпизодов, невозможно, делают материал отрывочным, неполным. Возможно, найдутся и совершенно несвязанные планы. Надеюсь на имеющийся у других операторов материал и выражаю надежду, что в общем комплексе эти отдельные планы свяжутся». В этом замечании он был весь: снимая материал, не думал об опасности, а только о нужном кадре сьёмки.

В составе киногруппы 1-го Украинского фронта, Володя снимал эпизоды освобождения Польши (освобождение Ченстоховы, освобождение Кракова), а также ожесточённые бои под г. Бреслау – «железными воротами Берлина». За две недели до гибели Володя писал родителям: «Все мы идём дальше на Берлин. Вы, дорогие мои, не беспокойтесь, что от меня нет долго писем…».

22 февраля 1945 года в ходе Нижне-Силезской наступательной операции В. Сущинский снимал наступление войск 1-го Украинского фронта в районе Железной дамбы в предместьях Бреслау. Во время съёмки рядом с ним разорвался снаряд и один из осколков смертельно ранил его в голову.

В присланной на студию коробке со снятой Володей киноплёнкой, оператор Н. В. Быков писал: «В Бреслау во время съёмки уличного боя осколком снаряда был убит кинооператор Владимир Сущинский. На поле боя снять его я не мог – был ранен этим же снарядом». Через несколько дней прислал на студию снятую плёнку оператор М. Арабов с аннотацией к снятому материалу. Среди перечисленных эпизодов такой: «Перебегающий с кинокамерой Николай Быков. Убитый Быков, около него камера». Оператор А. Школьников добавил своё свидетельство: «Шли бои за окраинные кварталы города Бреслау. Туманным утром оператор Владимир Сущинский, работавший в паре с Быковым, поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму боя. Рядом разорвался вражеский снаряд и Владимир был смертельно ранен осколком. Николай Быков находился неподалеку. Он кинулся на насыпь и вынес друга из зоны артиллерийского огня. Сущинский умер в медсанбате. А через несколько дней Николай был убит во время съёмок. С поля боя тело Николая выносил его новый напарник, Маматкул Арабов…». Маматкул вскоре был ранен в голову, однако пришло известие, что он к счастью не погиб – в госпитале очнулся.

Правду огромной беды всего человечества, ребята беззаветно несли в будущее как документ, за которым были слёзы и боль матерей нашей планеты Земля. Матерей, застывших от горя потери близких, когда каждый звонок почтальона оставлял рубец в её сердце. Об этом свидетельствует и фильмография оператора Владимира Сушинского:

1942 – День войны; полнометражный; режиссер: М. Слуцкий

1943 – За Родину; режиссер: И. Копалин; оператор

1943 – Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; режиссеры: А. Довженко, Ю. Солнцева; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, А. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие.

1944 – Битва за Севастополь; полнометражный; режиссер: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Сущинский и другие.

1944 – Дом-музей А. П. Чехова; операторы: Голомб, В. Сущинский;

1945 – В Верхней Силезии; режиссер: И. Посельский; оператор В. Сущинский.

Монтажные листы оператора В. Сущинского съёмок боёв под Ленинградом, в Крыму, на территории Польши и Германии можно считать настоящими маленькими шедеврами, имеющими самостоятельную литературную ценность.

Боевой и творческий путь капитана В. Сущинского был показан в документальном фильме «Фронтовой кинооператор» (1946) режиссёра монтажа М. Е. Славинской. В отснятой Володей хронике был запечатлён момент, когда останавливается кадр с изображением боя, а дальше изображение пропадает и идёт чёрная плёнка. Раненный Володя продолжал снимать и теряя сознание, повторял: «Камеру, камеру сохраните!».

Также он стал прообразом главного героя в художественном фильме режиссёра Л. Саакова «На дорогах войны» – художественный фильм был посвящён работе фронтовых кинооператоров. Фильм того же режиссёра «Репортаж на линии огня» (1985 года) был посвящён В. Сущинскому. Кроме того, о нём рассказано в фильме режиссёра Анны Дороб «Сущинский: правда о войне» (2015 года).

В. А. Сушинский был перезахоронен на кладбище «Куле» г. Ченстохова, духовной столице Польши. Его могилу в этом году убрали местные краеведы, а ченстоховская общественность поставила на рассмотрение вопрос об установлении памятной таблицы.

Владимир Александрович Сущинский был награждён (посмертно) Сталинской премией второй степени за фронтовые киносъёмки, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени (посмертно), медалью «За отвагу», медалью «За оборону Ленинграда».

В Московском Доме кино имя В. Сушинского на мраморной доске памяти среди других имён павших кинематографистов, а также на доске памяти студентам, преподавателям и работникам ВГИКа – «Павшим за Родину вечная слава!» (установлена Союзом кинематографистов СССР в 1966 году).

В Республиканском краеведческом музее г. Саранска хранится обширный архив документов, переданных туда его младшей сестрой Калерией. А по словам, директора музея при лицее №43М. Н. Баркиной, а также преподавателя истории, зав. по воспитательной работеН. А. Левушкиной здесь хранится домашний архив семьи Сущинских. Музей возник в 1964 году в средней школе №14 под руководством Зои Павловны Деньгиной, В. Ф. Антоновой-Самойловой. И был открыт в день рождения Владимира Александровича – 5 сентября. Было собрано большое количество материала, велась переписка с друзьями и каждый внес свой вклад в музей.

Володя родился и вырос в г. Саранске в семье, где мама была учительницей, а отец ветеринарным врачом. По свидетельствам ровесников Володи, ещё в раннем детстве он увлёкся фотоделом, кроме того, он коллекционировал афиши кинолент, открытки с кадрами из художественных фильмов и изображением артистов. Он отличался не только разносторонней эрудированностью, весёлым характером, прекрасно играл на пианино, много читал, катался на коньках, но и обладал завидной коммуникабельностью, легко находил общий язык с любым человеком. С помощью дяди-механика сам изготовил проекционный фонарик, и, потушив свет в комнате, показывал соседской детворе собственные нарезки кадров из кинолент, на словах поясняя сюжет. Для талантливого подростка делиться с ровесниками своим мироощущением, по-видимому, воспринимался как долг к своему окружению. В 1941 году, закончив ВГИК, был призван на фронт оператором. Школьники знакомятся с фронтовыми дорогами легендарного Владимира Александровича Сущинского, который незадолго до Дня Победы погиб. Изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в Диктанте посвященному Дню Победы.

Грандиозная эпопея Великой Отечественной войны, запечатлённая на киноплёнке, как бы сложенная из тысяч и тысяч бессмертных подвигов нашего народа, представляется огромным историческим полотном, не знавшим себе равных по значимости, достоверности, силе воздействия.

На страницу:
4 из 8