Полная версия
Во власти мечты и реалий жизни…
В Великую Отечественную войну, за 1418 дней Великой Отечественной войны от Баренцева моря до Черного, снимали боевые действия более 200 фронтовых кинооператоров. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых были ранены или контужены.
Вклад фронтовых кинооператоров в Победу над врагом огромен, – от самой первой победы под Москвой, обстановки на Волге, и, переломного 1943 года. Без военной хроники страна и весь мир в полной мере не смогли бы понять цену Великой Победы 1945 г. Святая Память об операторах фронтовой хроники омыта кровью дорог к Победе и запечатлена в монументе у Волоколамского шоссе.
В 2016 году Союз кинематографистов Российской Федерации, при поддержке Общественного движения «Бессмертный полк России» и Рос. военно-исторического общества, выдвинул инициативу увековечивания памяти фронтовых кинооператоров.
Воплотить идею в жизнь помогли осуществить представители Московского клуба документального кино им. В. Микоши – профессор Ирина Гращенкова и Эмилия Космачевская, директор Рос. государственного архива кинофотодокументов – Наталия Калантарова и Радий Хабиров, тогдашний глава городского округа г. Красногорск.
4 сентября 2020 г., в сквере Яблоневой аллеи города, рядом с Волоколамским шоссе, где в 1941 году было сорвано и остановлено вражеское наступление, состоялось открытие монумента.
За основу скульптурного образа, по просьбе фронтового оператора Бориса Соколова был взят реальный человек – кинооператор, капитан Владимир Сущинский.
Он и его коллеги жертвовали жизнью, чтобы сохранить для потомков живую историю жестокой беспощадной правды о Великой Отечественной войне.
В 75-летний юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в подмосковном городе Красногорске открылся первый в стране и мире памятник-монумент – Фронтовой кинооператор.
Памяти фронтового кинооператора – монумент в сквере. Яблоневой аллеи в г. Красногорске
Авторы монумента – художник-монументалист Мария Татевян, Олег Калинин, скульпторы Станислава и Андрей Смоляниновы, архитектор Яна Браговская.
Руководитель проекта монумента Мария Тативян считает и верит, что: … мы обязаны сохранить для истории тех, кто навечно остался за кадром, всю их исторически подлинную атрибутику. В этом – дань документальной правды тем, чьи кинодокументы не могут лгать. Моя идея – сделать так, чтобы люди могли посмотреть на окружающий мир через объектив кинокамеры и таким образом причаститься к нашей великой истории».
У монумента был выставлен почётный караул 154-го отдельного комендантского Преображенского полка. В церемонии открытия монумента принимал участие Военный образцовый оркестр почётного караула под управлением подполковника П. А. Гермеца. Под звуки музыки и песен военного времени юно-армейцы встречали почётных гостей и приглашённых официальных лиц. Барабанной дробью сопровождалась церемония открытия торжества, запечатленного операторами из ООО «Кинохроника» г. Москвы и из г. Новосибирска.
Выступили: помощник Президента РФ, председатель Рос. военно-исторического общества – В. Р. Мединский; Трижды лауреат Госпремии премии и лауреат премии «Оскар», председатель Союза кинематографии РФ – Н. С. Михалков; директор Рос. государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) – Н. А. Калантарова. Выступления были посвящены бессмертному подвигу фронтовых кинооператоров, запечатливших трагические страницы сражений в героическом пути к победе 9 мая 1945 г.
Великая Отечественная война, охватившая судьбы миллионов людей: от Северного Ледовитого океана да Кавказа, от Берлина до Волги – была отражена на киноплёнке. Благодаря самоотверженности, таланту, солдатскому героизму кинооператоров мы владеем сейчас кино-летописью грозных тяжёлых событий нашей эпохи. В Государственном архиве кинофотодокументов Российской Федерации в Красногорске навечно хранятся негативы легендарных киноплёнок.
В одной из своих книг о Великой Отечественной войне – - «Я остановил время», фронтовой кинооператор Владислав Микоша признаётся и обращается ко всем нам и к будущим поколениям: «Скажу от имени всех нас – и живых, и мертвых: мы не только жили те четыре года на пределе своих возможностей, физических и духовных, но мы еще и чувствовали, что судьба Родины зависит от нас – от каждого. И если кто-то сочтет это заблуждением – пусть, но согласитесь: прекрасно „заблуждение“, которое помогло стране выстоять в великих испытаниях…».
Мы глубоко чтим святую память о военных кинооператорах, которые несли суровую правду дорог к Победе. Это и память об одном из них, остановившего время, операторе, капитане Владимире Александровиче Сущинском, чей скульптурный образ в монументе стоит на Волоколамском шоссе как символ нашей Победы. Победы, начавшейся здесь, с битвы под Москвой зимой 1941г. и поставившей точку в Берлине, окончательным разгромом врага, желающего превратить народы Мира в рабов. Победы, принесшей радость со слезами на глазах, весной 1945г., скорбящим от незаживающих ран Великой Отечественной войны десяткам тысяч наших современникам…
В коротких, суровых выпусках первых дней войны, в волнующих фильмах о трудных победах на своей земле и в странах освобождённой от фашизма Европы, в современных монументальных фильмах о Великой Отечественной, воплотились результаты труда фронтовых операторов. Благодаря их самоотверженности, таланту, солдатскому героизму таких как В. А. Сущинский, ценой и самой их жизни, мы владеем сегодня кино-летописью трагических событий нашей эпохи, жестоких испытаний нашего народа на пути к Великой Победе 9 мая 1945 г.
Прорыв в Космос.
Одни из первых…
Всё человечество отдаёт дань нашим самоотверженным современникам, влюбленных и преданных всеми силами души и сердца в будущее Космонавтики, открывших выход в пространство Вселенной с её тайнами, загадками и ошеломляющими открытиями…
А 12 апреля 1961 г., был отмечен первый в мире выход в Космос на корабле-спутнике нашего соотечественника Ю. А. Гагарина.
История поисков и результатов исследований давали понимание масштаба влияния закономерностей Вселенной на организм человека, как части её и приближали мечту о межпланетных экспедициях. Среди отечественных исследователей с мировым именем, внёсших свой вклад в развитие космонавтики, в основу науки о космическом мировоззрении, о Человеке на планете Земля и в Космосе с её тайнами, загадками были:
• К. Э. Циолковский
• В. И. Вернадский
• А. Л. Чижевский
• Ф. А. Цандер
• Ю. В. Кондратюк
• С. П. Королёв
• В. Казначеев
• Н. А. Агаджанян
• Я. И. Колтунов
К. Э. Циолко́вский
(1857- 1935)
Отечественный учёный Константин Эдуардович Циолковский, мыслитель разрабатывавший теоретические вопросы космонавтики и занимавшийся философскими проблемами человека в Космосе, а также вопросами освоения его.
Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович, получив звание народного учителя, преподавал математику и физику в училищах Боровска и Калуги, одновременно пытаясь заинтересовать научное сообщество своими проектами аэропланов и цельнометаллического дирижабля, а впоследствии – и ракетной техники. Он стремился к диалогу с современниками, публикуя за свой счёт множество трудов, в том числе посвящённых нравственным взаимоотношениям Человека и Космоса, обоснованию идеи космического пантеизма.
К. Э. Циолковский за учительские успехи был награждён орденом Св. Станислава третьей степени, а в 1920 году был принят членом Русского общества любителей мироведения. Он удостоился персональной пенсии советского правительства и был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В своих научно-фантастических произведениях он отразил свои размышления и мечты («Грёзы о земле и небе», «Приключения атома» «Люди Вселенной», «Космическая философия» и др.), будучи сторонником и пропагандистом идей освоения космического пространства, предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций. Константин Эдуардович выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет когда-нибудь достигнет такого могущества и совершенства, которое позволит преодолеть силы тяготения и распространить жизнь по всей Вселенной.
Необходимым этапом к расселению человечества в Космосе Константин Эдуардович считал духовное возвышение интеллектуалов и выведение человечества, лишённого низменных страстей, но с великой нравственной силой и разумом, которые позволят осуществить «рациональное умиротворённое существование» Эта идея послужила для него ведущим стимулом для разработки ракетно-космической техники.
Основные его научные труды – по аэронавтике, ракето-динамике и космонавтике – начинались с использования математического аппарата для решения поставленных задач. К. Э. Циолковский обосновал использование ракет для полётов в космос и ещё в 1920-е годы пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет; осмысливал вопросы выживания человека в невесомости при длительных космических перелётах. Константин Эдуардович Циолковский был мыслителем, опередивший своё время.
Костя родился в селе Ижевское, Спасского уезда в семье Э. В. Циолковского и М. И. Юмашевой, которая была татарского происхождения. Эдуард Васильевич. был из рода шляхтичей Циолковских герба Ястржембец и упоминался с 1697 года в Циолково Плоцкого воеводства. дворянского происхождения. Это позволило отцу Кости окончить Лесной институт в звании прапорщика второго разряда и служить в Лесной конторе делопроизводителем, позднее преподавать естествознание в гимназии г. Рязани. Коллеги-чиновники считали его «красным» и вольнодумцем. Материальное положение было трудным. Домашним воспитанием и первоначальным образованием детей занималась мать, Мария Ивановна, которую юный Константин считал очень способной и образованной женщиной. Мальчик выучился читать самостоятельно в возрасте семи лет по «Сказкам» Афанасьева. Костя отличался физической активностью. Привлекали его естественные науки и техника: в восьмилетнем возрасте мать подарила ему игрушечный аэростат из коллодиума, наполняемый водородом; он также увлекался запусками воздушных змеев, к которым могла быть привязана коробочка с тараканом и многое другое.
Однажды мальчик сильно простудился, катаясь зимой на санках, заболевание перешло в тяжёлую скарлатину и вследствие осложнений он почти полностью оглох. Эта трагедия определила развитие и особенности личности его на всю дальнейшую жизнь.
Костя не получил систематического образования (проучился с 12 лет в Вятской гимназии четыре года, а три года занимался самообразованием).Он вспоминал: «Последствия болезни – отсутствие ясных слуховых ощущений, разобщение с людьми, унижение калечеством – сильно меня отупили. Братья учились, я не мог. Было ли это последствием отупения или временной несознательности, свойственной моему возрасту и темпераменту, я до сих пор не знаю…». Однако навыки самообразования и уважения к теоретическому знанию Циолковскому были привиты именно в гимназии. Тем не менее, судя по сохранившимся журналам, Константин отличался живостью характера, неоднократно подвергался дисциплинарным взысканиям.
Результатом изоляции стало более или менее бессистемное самообразование, которым Циолковский усердно занимался начиная с 14- или 15-летнего возраста. Преимущественно оно сводилось к арифметике, геометрии и физике; Константин научился работать на токарном станке, стал задумываться о постройке аэростата. Отец, очевидно, понимая дарования сына, решил направить его в Москву. В июле 1873 года Константин был официально отчислен из четвёртого класса гимназии «для поступления в техническое училище». Он отправился в Москву с рекомендательным письмом.
В московский период жизни Костя старался минимум средств тратить на себя, и в течение трёх лет в буквальном смысле жил на хлебе и воде из расчёта 3 копейки в день; оставшиеся средства – вполне достаточные по ценам того времени – тратились на книги, материалы для физических и химических опытов, и тому подобного. Крайний аскетизм быта не помешал первому романтическому устремлению: хозяйка квартиры – прачка – поведала об удивительном «подвижнике» -постояльце.
Константин занимался в Чертковской публичной библиотеке, где его привечал «известный аскет, библиограф Н. Н. Фёдоров, друг Л. Н. Толстого и изумительный философ и скромник», в частности, выдавая юноше запрещённые цензурой книги. В. Кочетков высказал предположение, что юный Костя мог заниматься и у Николая Петровича Малинина, преподавателя Образцовой школы при Московской учительской семинарии. Отец, Эдуард Васильевич, стремился подготовить сына к поступлению в Московское техническое училище. Далее, по-видимому, учителя распознали в Константине педагогический дар и предложили изменить программу занятий; по крайней мере, это хорошо объясняют последующие события.
По воспоминаниям Н. Моисеева известно, что Константин: «…ставит себе в этот период ряд проблем, новых, не вычитанных, может быть, а придуманных и только навеянных чтением. Все эти проблемы таковы, что они требуют какого-то механического оформления, решения»; это обозначается как «изучение основ физики и механики при помощи метода этюдного технического проектирования». При этом, его математическую подготовку и полученное образование он не считал сколько-нибудь фундаментальным: «…разбираясь в элементарной алгебре, Константин не имел твёрдых навыков в тригонометрии и в четырёх попытках отыскания тригонометрических функций в треугольнике дважды ошибся. Из высшей математики он умел дифференцировать и интегрировать простенькие выражения, а также раскладывать функции в ряд» Существенное влияние на становление К. Циолковского оказали труды Д. Писарева, у которого он воспринял методы популяризации научного знания.
В 1876 году Константин вернулся в Вятку. При помощи отца он устроился репетитором по алгебре и геометрии, и пользовался успехом, поскольку умел доступно объяснять предметы и демонстрировать их на собственноручно изготовленных моделях.
В 1878 году отец уже страдал глухотой и неким нервным заболеванием, вызывающем «сотрясение всех членов и отнятие ног на продолжительное время». Константин Эдуардович решил перебраться в Рязань, но т.к. здесь не было заработка от уроков он сдал экстерном экзамен на звание учителя народных училищ. Вскоре устроился репетитором в помещичьем семействе, в библиотеке которого оказались «Основы химии» Менделеева. От этого периода сохранились первые рукописи с проектами летательных аппаратов, а также рассуждения о тяжести и центробежной силе, некоторые чертежи и расчёты.
Несмотря на глухоту, Циолковский быстро сошёлся с коллегами по училищу, особенно со смотрителем А. Толмачёвым, учителем С. Чертковым (который стал первым издателем работ Константина Эдуардовича).
Вскоре Константин Циолковский женился на 23-летней Варваре Соколовой и он вспоминал с горечью: «Я женился без любви… У меня был врождённый аскетизм, и я ему всячески помогал. Браку я придавал только практическое значение…». Константин Эдуардович признавался, что брак его был несчастливым, а атмосфера в семье – угнетающей. В семье было семь детей: но в автобиографии было печальное замечание «от таких браков дети не бывают здоровы, удачны и радостны». Несмотря на то, что Константин Эдуардович в семье, в принципе не терпел возражений, при этом по мере сил помогал жене по хозяйству, хотя со временем всё, что отвлекало его от собственных занятий, раздражало всё более.
Педагогический талант Константина Эдуардовича привлекал учеников, он никогда не злоупотреблял наказаниями и не повышал голоса, умел рассказывать и объяснять. Будучи дворянином, Циолковский был вхож в местное Дворянское собрание, сошёлся с уездным предводителем дворянства Д. Я. Курносовым, и репетировал его детей. Это позволило оградить учителя от произвола начальства. Однако епархиальные власти потребовали отчёта о его благонадёжности и отношению к Священному Писанию.
Соседями Циолковских были незаурядные люди, в том числе местный краевед Н. П. Глухарёв, а для Константина Эдуардовича были присущи, своего рода удивительные, привычки. Это были ночные фейерверки, запуск воздушного змея с фонарём и прочее. Или, например, его привычка напевать во время работы в мастерской, а для домашних в известном смысле это было испытанием. И при этом он был ярким воплощением образа энтузиаста-одиночки, увлечённого наукой.
Первой печатной работой К. Э. Циолковского считается «Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость» (Труды отделения физических наук Императорского общества любителей естествознания, Т. IV)
В 1882—1883 годах Циолковский написал свои первые научные работы, посвящённые кинетике газов и аэродинамическому подобию Рукопись первой статьи попала на отзыв к П. П. Фан-дер-Флиту, который оценил энтузиазм и способности провинциального учителя; в результате Э. К. Циолковского приняли в ряды Русского физико-химического общества. В 1884 он стал титулярным советником. Как отмечал Константин Эдуардович,1886—1887 годы оказались плодотворными для него – он закончил расчёты большого управляемого аэростата, а также написал повесть «На Луне». Весной 1887 год Боровск посетил П. Голубицкий, и под впечатлением от знакомства, он организовал ему поездку в Москву. Там в Политехническом музее на заседании Общества любителей естествознания Эдуард Константинович читал доклад о металлическом аэростате.
Но после того как погибла его библиотека и почти всё имущество, он надолго погрузился в депрессию, которая внешне выражалась в полной бесстрастности. А новый дом на половодье 1888 года оказался затоплен. Но по воспоминаниям этого тяжёлого периода, если в училище он был спокоен и терпелив, то к своим детям предъявлял завышенные требования, горячился, иногда срывался. От детей требовалось безусловное повиновение.
Уже в чине коллежского асессора Константин Эдуардович продолжал совершенствовать педагогический опыт и в 1890 году он разработал новые учебные программы по арифметике и геометрии для 1—3 классов, утверждённые педагогическим советом Боровского училища.
В тоже время он закончил проект металлического дирижабля, проект был одобрен, но в финансировании было отказано. В 1891 году К. Э. Циолковский занялся проектом аэроплана, отправленного Н. Е. Жуковскому, который его одобрил. При этом директор народных училищ Калужской губернии обратился в Москву с ходатайством о переводе Циолковского – «одного из способнейших и усерднейших преподавателей» – в Калугу. Город Боровск устроил учителю торжественные проводы: хор мальчиков пел «Многая лета», учительский коллектив произнёс напутствие.
Мощным стимулом для изучения достижений Константина Эжуардовича стало начало космической эры, которое совпало с его столетием, отмечавшимся в 1957 году. К. Э. Циолковскому были установлены памятники в Калуге и Москве. Существует его дом-музей в Калуге, где постоянно проводят Чтения его памяти. Есть музеи и в других города страны.
В 1954 году была учреждена Медаль им. К. Э. Циолковского. В 1961 году в честь учёного был назван кратер на обратной стороне Луны, а в 2015 году его именем был назван город при строящемся космодроме «Восточный».
В. И. Вернадский
(1863—1945)
Отечественный учёный Владимир Иванович Вернадский, блестящий минералог, кристаллограф, геолог, основоположник радиогеологии, науки – биогеохимии, а также геохимии, внёсший в её развитие огромный вклад. Он был создателем учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист, глубоко интересовавшийся философией, историей религий и общественными науками, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Его считали жителем Земли и Космоса – по мироощущению и миропониманию; человеком ноосферы, намного опередившим своё время.
Владимир Иванович Вернадский
В. И. Вернадский утверждал, что: « …вода и живое вещество – генетически связанные части организованности земной коры», считая, что вода связывает живую и неживую природу в единое целое благодаря круговороту воды в природе.
Владимир Иванович был одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук, а также создателем научных школ и был автором курсов лекций и учебников по минералогии, кристаллографии и истории естествознания.
С 1927 года до самой смерти Владимир Иванович был директором Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР, это был талантливый учитель, воспитавший целую плеяду советских геохимиков.
Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере, а также он один из основных мыслителей направления, известного как русский космизм. В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:
• Живое;
• Биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);
• Косное (абиотическое, образованное вне жизни);
• Биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);
• Вещество в стадии радиоактивного распада;
• Рассеянные атомы;
• Вещества космического происхождения.
В. И. Вернадский рассматривал различные гипотезы панспермии в историческом контексте, он пришёл к заключению об извечности жизни в течение геологического времени. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Вернадский объяснял пространство живого как единство пространства-времени.
Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы, считая, что предпосылками возникновения ноосферы являются:
• Расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
• Развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
• Открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
• Победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
• Всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.
Работам В. И. Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса. К 80-летию со дня рождения «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» В. И. Вернадский был удостоен Сталинской премии I степени, денежный эквивалент которой распределил поровну – в Фонд обороны, бедствующим сотрудникам и членам семей погибших и репрессированных сослуживцев.
За время эвакуации (Казахстан, пос. Боровое, 1941—1943г.г.) написал ряд статей, среди них: «Несколько соображений о проблемах метеоритики», «О необходимости организованной работы по космической пыли», «О состоянии пространства в геологических явлениях Земли как планеты. На фоне роста науки ХХ столетия», «Несколько слов о ноосфере» др.) Кроме того, он продолжил работу над книгой «Химическое строение биосферы Земли и её окружения» в 2-х томах.
Наряду с этим, занимался организаторской и общественной деятельностью. В. И. Вернадский был избран членом различных обществ, организаций и ассоциаций. Это членство подтверждает широту его научных интересов и общественное признание его заслуг. Он был действительным членом Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, Вольного экономического общества Императорского Русского географического общества.
Владимир Иванович был также член-корреспондентом Британской ассоциации, Американского минералогического общества, Парижской академии наук, секции минералогии, Чехословацкого минералогического и геологического общества, Бельгийского геологического общества