bannerbanner
Во власти мечты и реалий жизни…
Во власти мечты и реалий жизни…

Полная версия

Во власти мечты и реалий жизни…

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 8

Во власти мечты и реалий жизни…


Галина Ергазина-Галеррос

Фотографии на правах некоммерческого использования – газеты «Московский комсомолец» и архива автора, из сетевой страницы памяти Я. И. Колтунова, участников клуба КСП «Космос: Н. Божор, Д. Гончар, А. Кононова, В. Катунская, В. Мазнев. С. Грачев.

Википедия.


Корректор Галина Ерина


© Галина Ергазина-Галеррос, 2021


ISBN 978-5-0055-3489-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

С Днем Победы. Фронтовые дороги (1941—1945)

Знамя Победы над рейхстагом



Мы чтим святую память о военных кинооператорах и фотокорреспондентах, которые несли суровую правду дорог к Великой Победе вопреки жестоким реалиям событий. Победы, сделавшей реальностью мечту о Мире. Победы, начавшейся с битвы под Москвой зимой 1941г. и поставившей точку в Берлине, окончательным разгромом врага с его чудовищной уродливой идеологией нацизма, желающего превратить народы Мира в рабов. Победы, принесшей радость со слезами на глазах 9 Мая 1945 г., скорбящим от незаживающих ран Второй мировой войны десяткам тысяч современникам планеты Земля…

Фронтовыми дорогами во имя Победы и Мира (1941—1945)

От Москвы до Бреста нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С «Лейкой» и с блокнотом, а то и с пулемётом

Сквозь огонь и стужу мы прошли…»

К. Симонов

После ада первой мировой войны (1914—1918), люди были убеждены, что происшедшая трагедия – это для всего Мира урок, который не должен повториться. Но когда фашиствующие зачинщики, во главе с нацистской Германией, развязали вторую мировую войну с целью превратить человечество в своих рабов, они расплатились позорной смертью за свои безумные деяния.

Великую Отечественную войну, от Баренцева моря до Черного, отразили на киноплёнке около 280 фронтовых кинооператора. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых были ранены или контужены. Низкий поклон и вечная память им за правду о трагедии уничтожения и массовых актов геноцида народов нашего сообщества, глумлением над священным правом человека быть Человеком.

Даже эти страницы правды огромной беды всего человечества, ребята беззаветно, ценой своей жизни несли в будущее как документ, за которым были слёзы и боль матерей нашей планеты Земля, застывших в горе от потери близких, когда каждый звонок почтальона – рубец на её сердце. Это как проклятье идеологам нацизма, посягнувших на право высокого духа и творческого гения каждого человека, всего человечества. И нет им прощенья!!!

Фашиствующие отморозки – так заклеймило земное сообщество нелюдей, извлекающих выгоду из страданий и боли бесправного большинства нашей Планеты. Попирая национальное достоинство народов Мира, эта горстка заложников своего нищенствующего духа, была обречена на расплату за все преступления перед человечеством. По какому праву можно вытирать грязные сапоги милитаризма о великие ценности человечества, обрекая его на невежество и нищету.

Кинооператоры, фотожурналисты Великой Отечественной войны утверждались в военных званиях после того, как давали подписку-клятву, что обязуются беспрекословно подчиняться всем требованиям «Положения», а также соответствующим взысканиям. Бесстрашно, нередко ценой своей жизни, они несли правду этих грозных и беспощадных дней во имя мирного неба над всеми народами.

Фронтовой спец-корр ТАСС, Ф. И. Жадов записывал: «До первого наступления немцев на Москву 2 октября 1941-го военные корреспонденты „Правды“, „Известий“, „Красной звезды“, „Комсомольской правды“, Всесоюзного радио, ТАСС, работавшие на Западном фронте, размещались в 20 километрах от Вязьмы в березовой роще, в солдатских палатках. Мы не были солдатами на фронтах, но порой шли в атаку рядом с солдатами, а иные брали на себя право и святую обязанность вести их в бой, если пуля выводила из строя командира».

По его воспоминаниям, каждый вечер спец-корреспонденты центральной прессы договаривались, кто куда поедет, чтобы охватить как можно больше фронтовых участков. Все понимали, что это нужно для истории. Филарет Иванович в своих записках отмечал, что в первые 18 дней войны немцы продвигались вглубь страны в среднем на 30 километров в день, и это не могло не порождать у населения уныние и тревогу.

«По утрам люди с жадной надеждой раскрывали газеты: что происходит на фронтах? Как сражаются наши армии?» – писал он. Ответы должно было давать не только Советское информбюро, но и корреспонденции своих военкорров.

И вот минуло более 1410 дней жестоких кровополитных сражений и бесконечных потерь в дорогах, ведущих к Дню Победы. Время наконец поставило всё на свои места и вскоре фото-корр газеты «Известий» Леонид Кудреватых писал: «Итак, начались бои в самом Берлине. Историческая битва! Исторические дни!».

Предварительные съёмки подготовки к грандиозным боям последней битвы Великой Отечественной войны начались ещё в марте 1945 года. Сюда были направлены самые опытные операторы, многие из которых уже приобрели своего рода «специализацию»: и операторы пехоты – Б. Дементьев, И. Панов; и операторы авиации – Л. Мазрухо, Д. Ибрагимов; и операторы, снимавшие у танкистов, – С. Шейнин, М. Посельский. Была организована оперативная группа, которая, передвигаясь на наиболее ответственные участки фронта, вела съёмку происходящих здесь особо важных событий. Среди них были такие прославленные мастера-кинодокументалисты, как Р. Кармен, М. Ошурков, М. Шнейдеров. На разных этапах съёмки этой операции работали операторы Е. Мухин, А. и Е. Алексеевы, А. Левитан, И. Аронс и многие другие опытные фронтовые операторы.

За несколько дней до начала боёв на подступах к Берлину на фронт прилетел будущий режиссёр фильма «Берлин» Ю. Я. Райзман. Его участие в съёмках во многом помогло организовать целенаправленную работу, более чётко координировать действия разных операторов на основе обширной информации о предстоящих событиях.

Во время съёмки исторических событий операции по взятию Берлина наряду с созданием неповторимых картин героических боёв, горящего рейхстага, захвата штурмовыми группами рейхс-канцелярии, сдачи в плен немецких войск и гитлеровских генералов, подписания капитуляции операторы ещё раз доказали свою решающую, авторскую роль в коллективном творческом процессе, в успехе будущего фильма. Бои, снятые на подступах к Берлину и в самом городе Б. Дементьевым, И. Пановым, М. Шнейдеровым, М. Посельским, Е. и А. Алексеевым, Р. Карменом, стали основой фильма «Берлин». Немало «подсобного» материала было снято операторами киногруппы 1-го Украинского фронта, авиации.

Л. Кудреватых вспоминал: «5 мая 1945г., в День советской печати, к зданию Рейхстага съехались военные спец-корры. Здесь собрался многолюдный журналистский корпус. Военные корреспонденты и кинооператоры измерили самые дальние пути войны. В трудные для страны минуты они были под Москвой и в Ленинграде, на Волге под Сталинградом и на Кавказе…».


Советские фотожурналисты и кинооператоры

у здания Рейхстага.

Слева направо, первый ряд: Г. Самсонов, А. Морозов,

Ф. Кислов, Л. Железнов, И. Шагин, О. Кнорринг; второй ряд:

С. Альперин, А. Капустянский, Г. Петрусов, Р. Кармен;

третий ряд: А. Архипов, М. Редькин, Н. Фиников


Некоторые из них стали одними из немногих советских спец-корреспондентов, кому удалось попасть в кабинет Гитлера и лично увидеть бездыханное тело главного нациста – фюрера. Кроме того, ими, было запечатлено подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водрузили 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине, Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Снимок фронтового фото-корра газеты «Правда» В. А. Тёмина был удостоен наград в СССР и за рубежом. Знамя Победы 10 июля 1945 года передали в Центральный музей Вооружённых сил СССР в Москве на вечное хранение.

Широко известна стала фотография советского солдата, водружающего над взятым Рейхстагом Красное знамя. Это один из серии снимков, сделанных военным фотокорреспондентом Евгением Халдеем по заданию ТАСС, на крыше Рейхстага среди несколько ранее водруженных знамён.

Во всём мире было хорошо известно имя Евгения Халдея. Все 1418 дней войны он прошел с фотокамерой от Мурманска до Берлина. Участвовал в освобождении Севастополя, в штурме Новороссийска, Керчи, в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Снимал в Харбине и Порт-Артуре. Его фотографии обошли весь мир, вошли в его книгу «Великая Победа в объективе Евгения Халдея».

Одной из самых знаменитых фотографий, Е. Халдея является фотография «Первый день войны», единственная, снятая в Москве 22 июня 1941 года. Он заметил, что люди на улице начали собираться у репродуктора и сразу же бросился на улицу с фотоаппаратом. Евгений сумел запечатлеть на снимке уникальную картину: собравшиеся у репродуктора люди с напряженными лицами слушают обращение Молотова о том, что началась Великая Отечественная война. Его снимки, времён Великой Отечественной и Нюрнбергского процесса, обошли весь мир, были напечатаны во многих учебниках и документальных книгах о войне, энциклопедиях.


Книга Е. Халдея «Великая Победа в объективе

Евгения Халдея»


Фронтовой корреспондент Виктор Полторацкий вспоминал о событиях взятия г. Бреслау, описал так падение «железных ворот к Берлину»: «В 6 часов 45 минут дня, 6 мая бреславская радиостанция, находившаяся в руках немецкого командования, передала в эфир короткое сообщение: „Работу кончаю, работу кончаю“. Это была последняя её передача. Генерал Нигоф заявил представителям советского командования, что сдаются свыше 40 тыс. солдат и офицеров, из них 8 тыс. раненых. В ночь на 7 мая началась сдача. Были установлены пункты приёма пленных. К утру 7 мая весь гарнизон капитулировал. Битва за Бреслау была окончена. На месте красивого города дымятся бесформенные груды развалин». Виктор прошёл всю войну, был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги».

Аркадий Шайхет, непревзойдённый мастер документальной фотографии много снимал на фронте как корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Фотографировал военные действия на разных фронтах, в том числе под Москвой, под Сталинградом, на Курской Дуге, при взятии Берлина. По свидетельствам очевидцев, не только снимал на передовой, но и участвовал в боях. В 1944 году за подвиг под Кёнигсбергом был удостоен боевого ордена Красного Знамени: на редакционной машине вместе с шофёром Аркадий Шайхет вывез раненых с поля боя.


Фронтовой фотокорр Аркадий Шайхет

с американскими репортерами на Одере, 1945 год


Он фотографировал встречу победителей на Белорусском вокзале летом 1945 года. В его наградах: орден Красного Знамени, орден Отечественной войны II степени, был представлен к ордену Красной Звезды, медаль «За оборону Москвы», медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За взятие Берлина», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Несмотря на то, что Великобритания объявила войну Германии в 1939 г., а США – в 1941, страны антигитлеровской каолиции, в которую позже вошло ещё 26 государств, союзники открыли, такой необходимый СССР Второй фронт, только 6 июня 1944 г. Помощь составила в среднем, 4% от потребности фронта.

И, безусловно, с большими потерями, но Советский Союз всё равно победил бы врага. Об этом говорит и фильм Минобороны США ООН в 1943 г., который показал, как сражаются солдаты Украинских, Белорусских фронтов СССР за будущее своей Родины и, что весь мир будет благодарен Советскому Союзу за Победу над фашистской Германией.

Но вот наконец были сняты последние кадры Великой Отечественной войны: киносъёмка водружения знамени Победы над Рейхстагом оператором М. Шнейдеровым, взятие Берлина, штурм Рейхстага. Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии произошло, по среднеевропейскому времени в 22 час 15 мин, 8 мая 1945 года и Европа отмечает День Победы в этот день. Окончательную точку в войне поставил указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года – - о победе СССР над гитлеровской Германией. По московскому времени это уникальное событие произошло в 00 час 15 мин и наше Отечество отмечает День Победы – 9 Мая.

В Дни празднования Победы не было известно, что 11-го февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР, после безоговорочной капитуляции Германии, согласился вступить в войну с Японией. Безоговорочную капитуляцию Японии, союзницы Германии, от имени союзных держав акт подписал генерал Дуглас Макартур, от США – адмирал Фрезер, от Великобретании – адмирал Фрезер, от Китайской республики – генерал Су-Юн-Чан. По поручению Верховного Главнокомандующего советскими вооруженными силами акт подписал генерал-лейтенант Деревянко. Снимали на фото и вели съёмку фильма «Разгром Японии» фронтовые операторы Андрей Сологубов, Владислав Микоша, Михаил Ошурков, Михаил Прудников, Михаил Посельский, А. Погорелый, Виктор Тёмин. Режиссеры – Иосиф Хейфиц, Александр Зархи.

Вторая мировая война закончилась. Кинооператоры нашей страны стали одними из тех, кто останавливая время, снимал на киноплёнку происходящее с первых дней Великой Отечественной войны.

А в грозном и трагическом 22 июне 1941г. весь мир услышал сообщение: «Армады немецких самолётов сбросили бомбы на города Советской России – Мурманск, Севастополь, Одессу, Каунас, Минск, Киев, а наземные части пехоты и танков перешли государственную границу России».

Сильный, строгий, тревожный голос всем знакомого диктора Всесоюзного Радио, Юрия Левитана, объявил: «Товарищи! Сейчас перед вами выступит Народный Комиссар по иностранным делам товарищ Молотов!» Молотов сказал о том, что в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий и объявления войны, немецкая армия атаковала нашу границу, а немецкая авиация бомбила наши города. «Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами…»

Фронтовой оператор Михаил Посельский, а он был представителем целой кинематографической династии Посельских с горечью и болью писал об отступлении: «Рука оператора не поднималась снимать такое, да и сами отступающие не позволяли направить в их сторону аппарат: «Зачем снимать такое? Прекрати съёмку! Буду стрелять…»

Одна из самых тяжких потерь случилась в первые месяцы войны при окружении Киева. Вместе с войсками попала в окружение и вся киногруппа Украинского фронта в составе десяти человек. Об их судьбе до сих пор почти ничего не известно.

Военная атмосфера Москвы была напряжённой – фашистские полчища с их звериными планами поработить страну, собрала свои силы под Москвой. И панфиловцы 4-ой роты дивизии генерала И. Панфилова у разъезда Дубосеково, уничтожившие вражеские танки и остановившие вероломного врага, сорвали планы молниеносной войны гитлеровцев. Бессмертный подвиг и прозвучавшие слова как клятва верности Родине: «Россия велика, позади Москва, отступать некуда-!» – откликнулись с новой силой в каждом сердце нашего Отечества – всей страной приблизить День Победы.

Всему миру была доказана сила духа и самоотверженное мужество солдат страны, защищающей свободу и Мирное небо над Родиной, право на своё будущее.

В ноябре 1941 года глава Государства, Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин поручил снять документальный фильм о боях под Москвой двум режиссёрам Леониду Варламову и Илье Копалину.

Из воспоминаний режиссёра фильма Ильи Копалина: «Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.

Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём, и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучивание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» П. И. Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками. 23 февраля 1942 года картина вышла на экран. Фильм получил Сталинскую премию.

Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). За рубежом фильм вызвал эффект разорвавшийся бомбы и был показан в 28 странах. Только в США и Великобритании более 16 млн зрителей посмотрели фильм в 1,5 тыс. кинотеатров. Озвучивал картину американский актер Эдвард Робинсон, которого в последствии Американский институт киноискусства поместил на 24-е место в списке «100 величайших звёзд кино».

Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а на пятнадцатой церемонии вручения премии «Оскар», проходившей 4 марта 1943 года в Лос-Анджелесе, «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» стал лауреатом в номинации «Лучший документальный фильм». Для нашей страны это был первый «Оскар» за суровую правду Великой Отечественной войны, за подвиг тех, кто остановил время, повествуя о жестоких испытаний нашего народа.


Афиша документального фильма

«Москва наносит ответный удар».


Над фильмом работали в итоге 18 операторов: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Марк Трояновский, Владимир Сущинский, Владимир Ешурин и Павел Павлов-Росляков. Последние четверо в титрах фильма указаны не были».

Фронтовой оператор Владимир Сущинский, писал: «…Главная задача – моменты боя превратить в произведения искусства, утверждающих Жизнь ….Через этот ад за все годы войны прошли все советские кинооператоры. Они выезжали к месту съемки на прикрепленном за ними автомобиле, как правило, это была полуторка с фанерной будкой в кузове под романтическим названием „Коломбина“, где шофер выполнял функции повара и завхоза одновременно. Будка была сконструирована в виде купе, где кроме спальных мест была печка, хранилась кинопленка, аппаратура, продовольствие и горючее. В условиях сильных, небывалых даже для наших широт, морозов 41-го, когда замерзали механизмы кинокамер, из-за снежных заносов ребятам из кинохроники приходилось совершать длительные переходы на лыжах и пешком с грузом аппаратуры на плечах. Несмотря ни на что тысячи метров отснятой кинопленки оперативно поступали с фронта. Причём, операторы практически не смотрели отснятые материалы, стараясь их как можно оперативней отправить в „монтажку“ сопровождая лишь пояснениями».

В блокаду г. Ленинград, не смотря на жестокие холода, а затем для многих ленинградцев и голод, на центральных улицах на всеобщее обозрение вывешивали огромные стенды «Окна ТАСС». Не прерывало вещание ленинградское радио. Одним из символов несгибаемости ленинградцев стал метроном, который звучал по радио в перерывах между трансляциями, словно бьющееся сердце осаждённого города.

Фронтовые фотожурналисты и операторы, рискуя жизнью фиксировали различные моменты жизни людей в осажденном городе. При этом они продолжали самоотверженно делить с народом и солдатами все тягости и лишения войны. Страдая вместе с ленинградцами от голода, холода и бомбежек, они запечатлели трагедию блокадного Ленинграда в фильме «Ленинград в борьбе». С опухшими ногами, кружащейся от голода головой, они все равно выходили на улицу и на пределе человеческих возможностей продолжали снимать. 13 июня 1942 года фронтовые кинооператоры участвовали в съемках масштабного проекта: 160 операторов одновременно, в один день, на всей линии фронта и в тылу снимали 356-й день войны. Фильм вышел в сентябре 1942 года под названием «День войны» и стал «моментальным снимком» лица страны в момент её смертельной схватки с врагом. Документальная кинолента сыграла огромную роль в ходе Сталинградской битвы и битвы за Кавказ.


Снималось кино в самые тяжелые для города на Неве годы. Фото: Борис Кудояров /РОСФОТО/


Картину увидели во многих странах – союзниках антигитлеровской коалиции. Именно этот фильм стал первым документальным рассказом о стойкости ленинградцев. До прорыва блокады было еще полгода, до полного освобождения из вражеского кольца – полтора, но теперь не оставалось сомнений, что заявлению врага о том, что Ленинград будет сравнён с Землёй – не бывать! Город на Неве выстоит!

Дорога жизни через Ладожское озеро спасла немало жизней осаждённого города. Рискуя жизнью, собирал материал писатель Александр Чаковский, правда о войне и мужестве людей была раскрыта в его романе «Блокада», по которому на киностудии «Ленфильм», вернувшись с войны, режиссер Михаил Ершов поставил знаменитую киноэпопею.

27 января 1944 года Ленинград полностью сбросил оковы фашистской блокады. 872 дня длилась осада легендарного города на Неве (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.).

К началу советского контрнаступления фронтовые кинооператоры были практически во всех направлениях наступающих армий.

Владиславу Микоше и его товарищам выпала честь быть летописцами обороны Севастополя. Они запечатлели на плёнке не только героические этапы боёв за город, но и жизнь самого города, действия его самоотверженного населения. Приёму съёмок «эффект присутствия» с участием авторов в боевых событиях, нет никаких аналогов, а результат – это материал необычайной достоверности, исторической ценности и огромной эмоциональной и идейной силы. Снятый операторами в период обороны и затем в дни освобождения Севастополя материал лёг в основу большого эпического киноповествования о героическом Севастополе. Яркая творческая индивидуальность операторов, своеобразие видения окружающей жизни, горячее соучастие в происходящих событиях сделали снятый ими материал уникальным. Эти съёмки операторов-авторов, сопровождаемые подробными монтажными листами, создали один из самых значительных фильмов, завершённых ещё в период Отечественной войны. Недаром маршал Константин Константинович Рокоссовский, дав высокую оценку картине, просил прислать как можно большее количество экземпляров для показа в войсках.

Все, о чём писал спецкор и оператор В. Микоша, оставлено в зримых образах, запечатленных на пленке, – образах документа и поэзии. Один из режиссеров киноэпопеи «Великая Отечественная» Лев Данилов писал: «Про военные съемки Микоши справедливо сказать, что они сразу и быт и поэзия… На пленке кинодокументов, снятых Микошей, всегда присутствует температура события».

На страницу:
1 из 8