bannerbanner
Библейская Демонология и Колдовство
Библейская Демонология и Колдовство

Полная версия

Библейская Демонология и Колдовство

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Самым памятным периодом идолопоклонства в Иудейском царстве были годы правления царя Манассии. Этого верного вассала Ассирии библейское повествование (4 Царств 21:2—7) обвиняет не только в том, что он ввел в Иудею культ языческих богов, но и в том, что он восстановил культовые места (бимот), разрушенные но приказанию его отца Езекия, и способствовал увеличению числа гадателей и кудесников (типичных для Ассирии того времени), соорудил жертвенники идолам в самом Храме и «в двух его дворах» и, наконец, «провел сына своего через огонь», что, по мнению некоторых исследователей, означает либо сожжение, либо символическое исполнение акта жертвоприношения. Иеремия и Иезекииль усматривали в прегрешениях Манассии непосредственную причину гибели народа и государства, и разрушения Храма (Иеремия 11:9—14; 15:3—4; Иезекииль 9:5—10 и др.).


Пророк Осия предвещает, что день возмездия за идолопоклонство Израилю от Яхве уже совсем близок, что у Яхве нет больше жалости: Израиль изменил своему богу, и Яхве теперь вправе поступить с Израилем, как поступает муж с изменившей ему женой. Израилю нечему радоваться. Из-за идолов он не получит тех урожаев, на которые рассчитывает. Идолопоклонство – это духовное прелюбодеяние. Это сравнение Израиля с неверной женой очень характерно и в других текстах.


Уподобив Израильский народ неверной жене, Осия продолжает пользоваться этим образом и далее. Яхве его устами гневно упрекает свою «неверную жену» за то, что она без конца «блудодействовала» со своими любовниками: «ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки» (Осия 2:5). «Любовниками» Израиля были другие боги, и прежде всего ханаанейский бог плодородия. «А не знала она, – говорит Яхве устами пророка, – что я, я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана» (Осия 2:8). Израильтяне предпочли чужих богов своему, и предались постыдному (Осия 9:10). Культ носил оргиастический характер, и это особенно возмущает Яхве: «На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем… потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши… потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы…» (Осия 4:12—14). Осия порицает Израиль также за поклонение «тельцам»: «оставил тебя телец твой, Самария!.. Ибо… художник сделал его, и потому он не бог; в куски обратился телец самарийский!» «Из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель» (Осия 8:5—6, 4).


С поклонением чужим богам и идеалам Осия связывает моральное падение народа. Везде царит разбой и насилие, пьянство и разврат (Осия 7:5—7; 8:4). Осия от имени бога пророчит великие бедствия, которые должны постигнуть Израиль от руки Яхве. По причине блудодеяний народ отправится в плен; не буквально в Египет, а в Ассирию, где тяжелая жизнь напомнит им египетское рабство: «В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет.» (Осия 8:13)


Евреи практикуют синкретизм – поклоняясь идолам, пытаются поклоняться и Яхве. Однако такое «смешанное» поклонение не угодно Богу, да и самим поклоняющимся удовлетворения не приносит. Израиль подавал большие надежды; он сравнивается с созревающими плодами, с первой ягодой на смоковнице. Но вместо того чтобы плодоносить, погряз в идолопоклонстве, чем навлек на себя бесплодие и гибель своих детей. Выражение «отниму у них» (всех детей) в стихе 12 следует воспринимать буквально. За то, что люди променяли благословение на идолопоклонство, Бог вынес им приговор: «Не будет ни рождения, ни беременности, ни зачатия!» (Осия 9:11); «не будут приносить они плода, а если и будут рождать, Я умерщвлю вожделенный плод утробы их.» (Осия 9:16); «Хотя Ефрем плодовит между братьями, но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов.» (Осия 13:15); «Опустошена будет Самария, потому что восстала против бога своего; от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены» (Осия 14:1).


За отступничество евреев от Завета и идолопоклонство, – передавали пророки предупреждения Яхве, – последует наказание, и оно, в конце концов, разразилось вначале над северной монархией – Израильской, а затем над южной – Иудейской, в виде ассирийского и вавилонского завоеваний.


Иеремия сравнивает Иуду с блудницей (Иеремия 2:20,3:1—3). Бог обещал, что будет судить идолопоклонство наиболее строгим образом (Левит 26:31—33; Второзаконие 28:49—68), и Иеремия предупреждал Иуду, что суд Божий был близко. Господь избавлял Иудею от гибели бесчисленное количество раз, но Его милость была на исходе. Иеремия упоминал, что царь Навуходоносор завоюет Иудею и подчинит себе (Иеремия 24:1). После дальнейшего восстания Бог привел обратно Навуходоносора и вавилонскую армию, чтобы разрушить и опустошить Иуду и Иерусалим (Иеремия 52). Но даже в самом суровом суде Бог обещает восстановление Иуды обратно в землю, которую Он дал им (Иеремия 29:10).


Не дожидаясь прихода халдейской армии, иудейские военачальники и оставшаяся в стране знать решили уйти в Египет. Пророк Иеремия сообщает, что они обратились к нему, чтобы вопросить Господа, что надо делать и куда идти. Однако ответ Иеремии разочаровал их: «Так сказал Господь, Бог Израилев, к Которому вы посылали меня молить о просьбе вашей: если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню, ибо Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам. Не бойтесь царя Вавилонского, которого вы боитесь; не бойтесь его, говорит Господь, ибо Я с вами, чтобы спасать вас и избавлять вас от руки его.» (Иеремия 42:9—11); «если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, и пойдете, чтобы жить там, то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской, и голод, которого вы страшитесь, будет всегда следовать за вами там, в Египте, и там умрете. И все, которые обратят лице свое, чтобы идти в Египет и там жить, умрут от меча, голода и моровой язвы, и ни один из них не останется и не избежит того бедствия, которое Я наведу на них. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: как излился гнев Мой и ярость Моя на жителей Иерусалима, так изольется ярость Моя на вас, когда войдете в Египет, и вы будете проклятием и ужасом, и поруганием и поношением, и не увидите более места сего.». (Иеремия 42:13—18).


Свидетельством живучести идолопоклоннических представлений в Иудее в период Первого храма является приводимое Иеремией заявление евреев, бежавших из Иудеи в Египет после разрушения Храма (586 до н. э.), что они сами, их отцы, цари и царедворцы кадили и совершали возлияния «богине неба» «в городах Иудеи и на улицах Иерусалима» и что они намереваются служить ей и впредь. (Иеремия 44:17).


Гибель царств Израиля и Иудеи, а так же вавилонский плен и бегство некоторых евреев в Египет являлась наказанием за подобное идолопоклонство: «Так как вы, совершая то курение, грешили пред Господом и не слушали гласа Господа, и не поступали по закону Его и по установлениям Его, и по повелениям Его, то и постигло вас это бедствие, как видите ныне» (Иеремия 44:23)


В своей речи «ко всем иудеям» пророк напомнил им, что все бедствие, обрушившееся на опустевшие города Иудейские, включая Иерусалим, навел на них Господь Саваоф, Бог Израилев в гневе Своем на нечестие их; прежде и более всего, говорил Иеремия, они прогневили Бога тем, что не уставали «во след отцам своим» поклоняться чужим богам, хотя Господь постоянно посылал к ним Своих пророков, чтобы «отучить» их от этого мерзкого в Его глазах дела. Так говорит Господь, продолжал Иеремия: зачем вы и теперь продолжаете причинять это великое зло душам вашим, навлекая на себя погибель и проклятие? Ведь результатом пренебрежения законом Божиим и уставами Его станет для вас, как и прежде, истребление мужей и жен ваших, детей и младенцев, и постоянное преследование («поношение») иудеев в среде народов, между которыми они будут жить.


Более чем за столетие до этого Исаия предвидел, что Иуда присоединится к Израилю в изгнании из Обетованной земли, но что Бог не оставит Свой народ. Однажды Он простит их и приведет домой (Исаия 39:40). Исаия также знал, что изгнанникам будет трудно поверить в эту хорошую новость. Они будут сомневаться в способности Господа спасать и у них возникнет искушение попросить помощи у других богов, даже если, по иронии судьбы, они были в изгнании из-за своего идолопоклонства (4 Царств 17: 7—41).


Пророк открывает способность Господа спасать, подтверждая, что есть только один Бог – Господь завета Израиля и Иуды. Большинство древних народов Ближнего Востока были многобожниками, считавшими, что сила каждого божества возрастает и ослабевает. Такие взгляды означали, что евреи, живущие в этой среде, часто думали, что другие боги могут им помочь, а Яхве – нет. Исаия этого не допустил. Как типично для этого раздела книги, пророк представляет Бога Его именами и эпитетами: «Яхве, Царь Израиля, его Искупитель, Яхве воинств». Когда Бог сказал Израилю, чтобы перед Ним не было других богов (Исход 20:3), Он имел в виду, что Израиль был обязан Ему исключительной преданностью и что Он был единственным Богом, Господом всего творения. Способность Яхве предвидеть будущее показывает, что Он – единственный истинный Бог, и если Он – Господь всего, только Он может спасти: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога.» (Исаия 44:6).


Пророк блестяще указывает на тщетность язычества и далее предрекает о падении Вавилона и его богов (Исаия 44:9—20). Исаия отмечает неспособность главных вавилонских богов защитить свой город от неизбежного нападения. В Исаия 46:11 Бог объявил, что скоро Он призовет «с востока хищную птицу – из дальней страны призвал того, кто замысел Мой исполнит. Я сказал – и Я совершу, Я задумал – и сделаю так!»


Этой хищной птицей был Кир, вождь Мидо-Персидской империи (Исаия 45:1), который захватил Вавилон в 539 г. до н. э., то есть более чем через 150 лет после написания это пророчество. Участью халдеев станет темнота – символ несчастий и безвестности. И произойдет это потому, что они «злоупотребят» своей исторической миссией – покарать народ Божий (все социальные и политические бедствия Израиля рассматриваются в Священном Писании как кара свыше – за отступление его от Бога, избравшего его). Злоупотребление властью над Израилем, данной им Богом, выразилось в крайне неуважительном и жестоком обращении вавилонян с жителями его (Иеремия 51:34; Псалтырь 136:8—9; Плач Иеремии 4:16; 5:12).


Обращаясь к Вавилону в образе гордой, изнеженной и беспечной «царице», Исаия возвещает ей горькую участь «вдовы», которая «в одночасье» лишится детей своих (стихи 8—9) и станет рабыней, повседневный труд которой крайне тяжел. Все, о чем говорится далее в стихах 2—3, есть символ крайнего унижения, ожидающего гордую «госпожу царств», которую не будут более называть так.


В стихе 9 упоминается о «множестве чародейств». Здесь следует сказать, что в древнем Вавилоне широко практиковались черная магия и разного рода заклинания. Итак, жители Вавилона были уверены, что их «мудрецы» вовремя «предугадают» готовящееся на страну нападение и с помощью темных сил, с которыми умели вступать в контакт, сумеют отвратить грозящую ей опасность. Однако, несмотря на все свои «чародейства», халдеи не узнают, откуда придет на них пагуба, и предотвратить ее не сумеют: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону; никто не спасает тебя.» (Исаия 47:12—15)


Исаия предрекает гибель и Вавилонскому царю и всей его империи. Божий народ воспоет победную, радостную песнь о погибели тирана, и к этому ликованию присоединятся другие народы. Будут рады падению вавилонского царя и зло посмеются над сошедшим в преисподнюю тираном все обитатели Ада. Тиран, о котором говорит Исаия, мечтал уподобиться Яхве, но его ожидает обычная жалкая участь, он будет сброшен в ад: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим» (Исаия 14:9—11). В конце концов, как возвещает Исаия, будет истреблена вся династия царя вавилонского, а потом и все обитатели Вавилона. Самое имя его и вместе былая слава исчезнет навсегда. (Исаия 14:19—23)


Вавилонский плен – один из самых трудных периодов в истории божьего народа. Основная причина Вавилонского плена – нарушение завета, в частности – идолопоклонство, служение чужим богам (2 Паралипоменон 36:14—20). После исполнения пророчеств Исаии о падении Вавилона и гибели тирана, евреи наконец то освободились. Через семьдесят лет им было разрешено вернуться на свою землю и начать все заново, потому что Яхве верен своим обещаниям.


После возвращения из Вавилонского плена евреи потеряли всякую тягу к идолопоклонству, хотя до этого они почти 1000 лет цеплялись за нее с большим энтузиазмом. За 70 лет пребывания в Вавилоне еврейский народ усвоил большой урок. Они были в отчаянии, потому что потеряли свой Храм и свою родину, но они не оставили надежды. Евреи были почти полностью излечены от идолопоклонства, независимо от их ошибок и падений в более поздние периоды истории, они никогда не возвращались к идолопоклонству окружающих их народов, как это было раньше. Вавилонский плен научил их ненавидеть поклонение идолам.


Плен, казалось, внушил еврейскому народу, что Бог Израиля действительно был ревнивым Богом. Пророки были правы в своих предупреждениях о гибели и разрушениях, которые последуют, если люди не покаются и не последуют за Яхве. Нация в целом приняла приговор, что на них излился гнев Божий за грех поклонения идолам.


В перечисленных в Талмуде трех смертных грехах, совершению которых следует предпочесть мученическую смерть (Санхедрин 74а), идолопоклонство предшествует кровосмешению и кровопролитию, равно как и стоит на первом месте в Десяти заповедях. Согласно Талмуду, «отрицающий идолопоклонство равен признающему все заповеди Торы» (Недарим 25а; Киддушин 40а), а «соблюдение запрета идолопоклонства равно соблюдению всех заповедей Торы». (Хорайот 8а).


В трактате Бава Батра (16а) мудрецы говорят, что Сатан – это йецер а-ра. В «Сефер а-Хаим» приводится, что есть три основных вида йецер а-ра: йецер авода зара— идолопоклонство, йецер знут – разврат, йецер шель мамон – стремление к наживе.


В Библии идолопоклонство часто сравнивается с блудом, а любовь к Богу – с любовью жены к мужу. В этом смысле Израиль, который, вместо того, чтобы служить только своему Богу, служит чужим богам и идолам, подобен мужней жене, которая спит с другими мужчинами.


В Вавилонском Талмуде (Йома 69б) этой теме посвящен один необычный мидраш. В первой его части рассказывается о том, как Израиль попросил у Бога уничтожить побуждение к идолопоклонству, из-за которого был разрушен Храм и Израиль был пленен. Просящие пробыли в посте три дня и три ночи. Тогда Всевышний дал им право на уничтожение дурного начала, подталкивавшего евреев служить идолам. Сразу после этого мудрецы увидели, как из Святая Святых вышел огненный силуэт льва, и они поняли, что это и есть йецер а-ра идолопоклонства. Сразу же схватили его мудрецы, и лев издал рык, звук которого разнесся на четыреста парсаот. Что же делать? Решили упрятать его в свинцовую бочку и закупорили свинцовой крышкой. Идолопоклонство посадили в сосуд, заглушили, заткнули ему рот: его голос не слышен, оно онемело, а значит полностью побеждено, но все еще живет.


Увидев, что Небеса благоволят, мудрецы решили развить успех. Стали молиться Всевышнему, чтобы Он отдал в их руки и дурное начало, подталкивающее к разврату. И эта молитва не осталась безответной. Однако йецер а-ра разврата оказался изворотливым и предупредил мудрецов, что если его влияние свести на нет, то мир быстро прекратит свое существование. Это было решено проверить. Посадили его «под арест» на три дня и стали ожидать, что произойдет. За те три дня не было найдено куриное яйцо, снесенное в тот же день. Тогда поняли мудрецы, что петух больше не желает приближаться к курице, а муж потеряет влечение к своей жене. Так человечество быстро прекратит свое существование. Что же они сделали? Ослепили злое начало разврата, чтобы осталась только тяга к женщинам.


«Йецер ха-ра», которое отождествляют с Сатаной – злое влечение, поскольку приводит к нарушению запретов внебрачного секса и кровосмешения. С другой стороны, без него не может существовать мир, поэтому нельзя его убить совсем, но можно ослепить.


Мишна и Талмуд дали определение идолопоклонству. Сюда входит поклонение идолу, как его прихожане. Это называется «обычное поклонение». Еще один критерий – это поклонение идолу, совершая действия, предназначенные для поклонения Богу в Храме. К ним относятся жертвоприношение животных, возжигание благовоний и окропление кровью. Выполнение одного из этих действий означает, что исполнителя называют идолопоклонником. Третий критерий идолопоклонства – прострация. Это включает в себя поклон как минимум головой или коленями на земле. Такие действия, как поцелуи, объятия и почтение, запрещены, но не считаются идолопоклонством. Исполнитель такого действия не получает смертной казни, в отличие от идолопоклонника по еврейскому закону.


Трактат Авода Зара Талмуда регулирует отношения евреев с идолопоклонниками. Он накладывает определенные ограничения на деловые отношения с идолопоклонниками в те дни, когда проходят идолопоклоннические праздникии. Было запрещено предоставлять или получать какую-либо выгоду от идолопоклоннических действий. Эти правила оказали сильное влияние на деловые отношения евреев с христианами в Средние века. Поскольку евреи считали христиан идолопоклонниками, евреи не вступали в деловые отношения с христианами по воскресеньям. Деловые отношения с мусульманами не пострадали, потому что евреи считали мусульман такими же чистыми монотеистами, как и они сами.


Виды идолопоклонства: 1.Предположение существование других богов «Да не будет у тебя других богов кроме Меня» (Шмот 20:3)

2. Изготовление идолов для поклонения «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Шмот 20:4—5)

3. Изготовление идолов для других людей «И литых богов не делайте» (Ваикра, 19:4)

4. Падать ниц перед идолами (даже без намерения поклонения) «Не падай ниц» (Шмот 20:5)

5. Поклонение идолу традиционным для него способом «не служи им» (Шмот 20:5)

6. Клятва именем идола «Имени других богов не упоминайте» (Шмот 23:13)

7. Склонение к идолопоклонству

8. Использование подношений идолам в пищу (Шмот 34:12—15)

9. Обращение к идолам «Не обращайся к идолам» (Ваикра 19:4)

10. Использование материала идола «Не пытайся взять себе золото и серебро, которое на них» (Дварим 7:25)

11. Получение выгоды из идолопоклонства (пожертвования и проч.) – Дварим 7:26 и 13:18 33

Истребление Едома

Идолопоклонство (на иврите «авода зара») означает буквально `чужое служение`. В иудаизме – обожествление человека, животного, сил природы или неодушевленного объекта, поклонение им или их изображениям, а также служение какому-либо божеству, помимо Бога.34


Законы Торы, то есть – выражение Воли Творца, содержат запрет на авода зара в любой форме. Это относится как к евреям, так и к неевреям. В Библии так же об этом говорится неоднократно. Достаточно вспомнить вторую из Десяти знаменитых Заповедей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли» (Второзаконие 5:8). Выделим и такую фразу: «Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш.» (Левит 19:4). Это очень важная и строгая заповедь, много раз повторяющаяся в Торе. Она – одна из трех заповедей, о которых сказано: умри, но не делай. (Две другие – запрет убийства и прелюбодеяние.)


Христианство считается Авода Зара для еврея и несет в себе все запреты, связанные с Авода Зара. Христианство считается идолопоклонством даже для неевреев. Даже средневековые евреи очень хорошо понимали, что христианство есть Авода Зара особого типа.


Талмуд еще считает христиан людьми, «признающими существование Творца, но отрекающимися от Него» (Тосеф., Шаб. 13:5), а Маймонид утверждает: «Эдомиты [эвфемистическое название христиан] – идолопоклонники» (Ядаим, Хилхот аккум, 9:1 в изданиях, не подвергшихся цензуре).


Многие научные комментаторы отмечали, что палестинские раввинские тексты, похоже, не рассматривают христианизацию Римской империи как заметное изменение или трансформацию. Хотя со стороны может показаться, что переход от политеистического язычества к монотеистическому христианству и возможная отмена языческих культовых жертвоприношений и ритуалов вызовет необходимость существенной переоценки империи со стороны раввинского сообщества, текстовые свидетельства подтверждают что христианство существенно не отличается от язычества.


Несмотря на прекращение «языческих жертвоприношений», в палестинской раввинской литературе, похоже, нет указания того, что Римская империя после принятия христианства стала менее «идолопоклоннической». Христианское движение с самого начала было формой авода зара, так что христианизация Римской империи просто заменяла одну форму идолопоклонства на другую.35


Христианство – хорошо замаскированный политеизм, что отрицает концепцию Единого Бога. Отождествлению христианства с идолопоклонством несомненно способствовало возникшее во 2 в. н. э. почитание икон. Запрет ислама обожествлять человека и поклоняться изображениям объясняет, почему Галаха не считает эту религию идолопоклонством.


Христиане поклоняются Богу через посредников. Такое богопочитание, которое признавая единого Бога, одновременно содержит и поклонение и Его творениям, придавая им божественный статус, именуется в иудаизме «авода зара бешитуф» – «соучастное идолослужение». По мнению европейских раввинов, такое явление, безусловно, запрещено евреям, однако оно разрешено иным народам, по отношению к которым религиозные требования значительно ниже. Именно к такому виду богопочитания-идолопоклонства иудаизм относит христианство. (Санхедрин 63b)


Поэтому Галаха, как она выраженна у Рамбама в Законах идолопоклонства 9:4 «христиане – идолопоклонники и воскресенье их праздник». И тоже говорится в его комментарии к Мишне авода зара 1:3. А вот что говорится в Талмуде (Авода зара 6а) «Барайта: сказал раби Тахлифа сын Авдими, сказал Шмуэль: Воскресенье по словам раби Ишмаеля навсегда запрещенно (как день идолопоклонников)». Рабейну Там поясняет, что христиане совмешают поклонение Богу с идолопоклонством (Тосафот, Санхедрин 63б). Такой вид идолопоклонства – совместного идолопоклонства является более «мягким» видом идолопоклонства. Но и он запрещен однозначно как евреям, так и неевреям.


Тем не менее, с точки зрения Маймонида, христиане были такими же язычниками, как и античные идолопоклонники, жившие во времена Танаха и Мишны: «Христиане являются идолопоклонниками, праздники их запрещены, и на все их обычаи распространяются запреты Торы относительно идолослужения, и их „воскресенье“ – их „ид“» – то есть языческий праздник, подобный римским идам.36


Иконы и статуи, которым поклонялись христиане, с большой вероятностью напоминают языческих истуканов, которым поклонялись в древние времена. Вся концепция христианства построена на мифологии язычников, включая их ритуалы и праздники.


Прежде всего, согласно еврейской традиции, идолопоклонство запрещено как евреям, так и неевреям – этот запрет является одной из семи заповедей потомков Ноаха, соблюдая которые и нееврей также обеспечивает себе «удел в Мире грядущем». Таким образом, обвиняя христиан в идолопоклонстве, Маймонид тем самым утверждал, что они недостойны награды, ожидающей праведников после смерти. Более того, оно и в этом мире запрещено под страхом смерти, являясь абсолютно неприемлемым, исключающим любые отношения с Творцом.

На страницу:
5 из 7