bannerbanner
Библейская Демонология и Колдовство
Библейская Демонология и Колдовство

Полная версия

Библейская Демонология и Колдовство

Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Вначале священники демонстрировали это тем, что несли перед Израилем «ковчег завета Господа» (Навин 3:11). В 1 Царств 4—6 Яхве восхваляется как Божественный военачальник Израиля. Ни Израиль, ни филистимляне не имели власти над священным ковчегом Господа – символом Его престола и власти. Яхве оставался во главе Своего народа. Когда священники нарушали завет (1 Царств 2) или объявляли войну, не обратившись за советом к Господу, Израиль терпел поражение, а войско его подвергалось истреблению (1 Царств 4:10- 11).


Писание рассматривает такие войны как битвы Яхве (1 Царств 18:17, 25:28). Израиль записывал их в особую, ныне утерянную книгу, которая называлась «книга браней Господних» (Числа 21:14). Враги Израиля приравнивались к врагам Яхве (Книга Судей 5:31; 1 Царств 30:26; Псалтырь 82:2—4). В Библии участие Яхве в войнах Израиля описывается по-разному. Иногда Он Сам ведет войну, Израилю же надлежит лишь сохранять спокойствие (Исход 14:14; Исаия 30:15). Иногда же Он – победоносный Воитель, призывающий Израиль участвовать в уничтожении пораженных ужасом врагов, «предать их заклятию» (Второзаконие 7:2,5,6, 20:16—18). Военные деяния Яхве характеризовались тем, что Он поражал врагов внезапной паникой или ужасом, что вызывало полное замешательство, а иногда и тотальное самоуничтожение в их рядах.


Яхве был открыт Израилю как Тот, кто приносит свободу рабам и справедливость угнетенным. Чтобы почтить Яхве не достаточно было жертвоприношений, необходимо было поступать честно и справедливо. Яхве не был похож на богов других народов. Высокая мораль и идеология честности отличала служение Яхве от культа других богов. Легко запутаться, читая описания пророками Бога. Но во всем Ветхом Завете Яхве описывается как свирепое и воинственное божество, склонное к гневу, ревности и мести.


Малахия, например, предупреждает, что Бог – могущественный воин, который истребит всех нечестивцев в огне своего суда: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.» (Малахия 4: 1).


Среди малых пророков шестого и пятого веков до нашей эры три пророка – Аггей, Захария и Малахия – неоднократно называли Бога «Владыкой воинств». Этот титул изображает Бога на троне среди своего воинства, которое он ведет на битву. В некоторых контекстах его также можно перевести как «Повелитель армий». Для этих пророков он олицетворяет личность Бога как могущественного царя-воина, который правит всем. Иоиль описывает армию, которая горит как огонь и уничтожает все на своем пути: «Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. (Иоиль 2: 3). Сам Бог едет как полководец этих устрашающих войск: «И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?» (Иоль 2:11). В Авдии Бог предупреждает народы – и в частности Едома – что он отомстит за свой народ (Авдий 15). Он превратит свой народ в огонь, который поглотит едомитян так же легко, как если бы они были соломой (Авдий 18).


Яхве так же проявляет свои качества бога войны под именем Яхве Саваоф. Саваоф – военный термин. В некоторых пророках Яхве Саваоф является стандартным обозначением Бога, который командует свирепыми и разрушительными армиями. В Ветхом Завете победы и поражения зависели от того, на чьей стороне сражался Яхве. Но Яхве дарует победу своему народу только тогда, когда они искренне проявили к нему свое почтение, следуя его законам.


Пророки часто писали, что Яхве может воевать даже против своего народа, когда тот не соблюдает Завет. Яхве повел вражеские народы против Израиля, потому что люди отвернулись от него и впали в идолопоклонство: «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли.» (Захария 13:2). «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вы видели все бедствие, какое Я навел на Иерусалим и на все города Иудейские; вот, они теперь пусты, и никто не живет в них, за нечестие их, которое они делали, прогневляя Меня, ходя кадить и служить иным богам, которых не знали ни они, ни вы, ни отцы ваши. Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: „не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу“. Но они не слушали и не приклонили уха своего, чтобы обратиться от своего нечестия, не кадить иным богам. И излилась ярость Моя и гнев Мой и разгорелась в городах Иудеи и на улицах Иерусалима; и они сделались развалинами и пустынею, как видите ныне.» (Иеремия 44:2—6).


Люди во времена Амоса тоже отвернулись от Бога. В результате Яхве перешел на сторону врага. Теперь он выступил против своего собственного народа, как Яхве Саваоф, генерал противостоящих армий. Изображения других пророков могут быть столь же устрашающими. По словам Аггея, Господь низвергнет царства язычников, уничтожив их воинов и их колесницы: «потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. (Аггей 2:21—22). В Захарии 14:12 пророк предупреждает об ужасе, который встречает тех, кто бросает вызов Богу: «И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него.»


В Библии Яхве изображается как Великий Воитель и защитник угнетенных. Ветхий Завет подчеркивает, что Яхве помогает своему народу обрести свободу от угнетения и жить на своей земле, в которую он их поведет, чтобы не быть рабами на египетской. Яхве воюет с египетскими армиями и одерживает победу, поражая Египет казнями, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов.

Война с Египетскими богами

В Исходе текст демонстрирует Бога как Великого Воина, сражающегося за свой народ и покоряющего врагов. Встреча Бога с фараоном преподносится как ожесточенная битва. Тем не менее, израильтяне не сражаются на протяжении всего исхода, потому что, как сказано в ключевом слове Моисея, «Господь будет сражаться за вас, и вам остается только стоять спокойно» (Исход 14:14). Такая война, в которой Яхве одерживает победу либо без человеческих сражений, либо с чисто символическим человеческим участием указывает на то, что Яхве на самом деле воевал против египетских богов, а не людей. Яхве решил показать, что он сильнее всех египетских богов и богинь.


Моисей был великим пророком, призванным Богом для очень важной работы. Как инструмент в руке Бога он совершил много знамений или «чудес», пытаясь убедить фараона дать израильтянам свободу от их рабства. Эти «чудеса», чаще называют «казнями», посланные Яхве, как доказательство того, что он один намного сильнее, чем все многочисленные Боги египтян. Эти египетские казни были суровыми и разнообразными, каждая из них соответствовала определенной области влияния древних египетских богов и богинь, которые преобладали во времена Моисея в Египте. Число десять является важным числом в библейской нумерологии. Подобно тому, как «Десять Заповедей» становятся символом полноты морального закона Бога, десять казней Египта олицетворяют полноту Божьего суда над теми, кто пошел против него. Десять раз Бог через Моисея позволяет фараону передумать и подчиниться, с каждым разом усиливая последствия бедствий, перенесенных за непослушание Его просьбе. Десять раз фараон из-за гордости отказывается, и принимает наказание на себя и свой народ:


«Так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли» (Исход 9:13—15)


Упрямый фараон отказывался отпустить евреев до тех пор, пока не случилась десятая казнь, потому, что поначалу волшебники фараона могли совершать те же действия, которые Яхве совершал с египетским народом, и просто потому, что «Яхве сделал фараона упрямым». (Исход 9:12). В дальнейшем в череде казней силы Яхве превзошли силы волшебников фараона, предоставив убедительное доказательство того, что это Яхве, а не волшебники, несет ответственность за ужасные язвы. Однако, десятая казнь – смерть каждого первенца-египтянина – наконец заставила фараона поверить в Яхве и понять, что он согрешил против Него, и затем он освободил евреев из Египта.


Политика силы в истории исхода очевидна. Книга Исход пронизана соперничеством между фараоном и Яхве. Израиль – «сын» Яхве, а не раб фараона, и Яхве потребует своего сына от фараона, если потребуется, за счет собственного первенца фараона. Поступая таким образом, он будет отстаивать свои истинные притязания в противовес ложным притязаниям фараона, поскольку земля принадлежит Яхве, а не фараону.32


Убийство первенцев отличается от всех других казней как Божественное возмездие, направленное против фараона – которого, по обычаю, считали воплощением верховного египетского божества. Яхве по сути воевал с египетскими богами, а не людьми: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.» (Исход 12:12)


Мидраш (основанный на стихе: «Вот, Я убью твоего сына, первенца твоего» – Исход 4:23) учит, что первоначально, когда Бог стремился навести язвы на Египет, Он намеревался сразу начать с казни первенцев. Чтобы понять логику этого действия, стоит углубиться в иерархию египетской цивилизации. Это было общество, в котором царило первородство. Первенец обладал абсолютной властью в семье. Фараон был первенцем от первенца от первенцев. Именно из этого первородства он проявлял власть. Поэтому гнев Яхве был направлен против первенцев египтян, а свой народ он через Моисея научил защититься от этой казни. Люди смазали дверные косяки жертвенной кровью, защитив свой дом и детей: «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.» (Исход 12:13). «И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения.» (Исход 12:21—23)


В этом стихе Яхве собирается исполнить карательную функцию и сам всех уничтожить. Из этого стиха не ясно, кто все-таки будет «поражать Египет» – Яхве или некий Губитель (Машхит). Неизвестно является ли Яхве сам этим губителем, либо же это один из его слуг, о которых говорится в псалме 77: «послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов» (Псалтирь 77:49)


Фраза «не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» обычно рассматривалась как подразумевающее, что действительным лицом в убийстве первенцев был «ангел-разрушитель». Но следует отметить, что повсюду Яхве везде упоминается как единственный агент. Изучая отрывки, упомянутые в 12-й главе Исхода, кажется, что это указывает на то, что сам акт казни первенцов контролировался непосредственно Самим Богом.


Ночь Исхода выглядит как катастрофическая последняя битва Яхве и Египта. Истреблению первенцев предшествовали три дня мрака. Отсутствие света указывает на космологическую битву богов. Яхве, атакует главное египетское божество солнца, затмевая его собой.

Тьма опустилась на Египет без предупреждения, как предупреждение к их будущей судьбе. Три дня осязаемая тьма, настолько огромная, что ее можно было физически ощутить, покрывала землю Египта. Бог Солнца, самый почитаемый Бог в Египте, ничего не мог сделать. Яхве показал, что у него есть власть над солнцем, как свидетельство того, что только у него есть высшая власть над жизнью и смертью. Психологические и религиозное воздействие оказало глубокое влияние на египтян в этот период. Тьма была полным отсутствием света и охватила всю землю. Единственные оазисы от всепоглощающей тьмы – это отдельные дома израильтян.


Десять казней можно также интерпретировать как серию нападений Яхве на египетский пантеон богов. Это предположение находит поддержку в Числах: «между тем Египтяне хоронили всех первенцев, которых поразил у них Господь, и над богами их Господь совершил суд.» (Числа 33:4). Все казни можно сопоставить с египетскими богами и их сферой влияния. Яхве воевал против них всех и показал свою власть над ними. Так израильтяне поняли верховенство своего Бога среди других богов. Как сказано в Псалме 94: «Господь есть великий Бог, великий царь над всеми богами». Это превосходство – одна из причин, по которой израильтяне объявили Яхве достойным поклонения. Он выкупил их из Египта, поставив на их место фараона и богов. И это должно было быть напоминанием им не следовать за ханаанскими богами, некогда поселившимися в этой земле, а идти за своим Богом.


Яхве продлил агонию казней с целью показать египтянам – и всему миру – кто главный (Исход 9:15—16). Казни были одним долгим, преднамеренным движением к кульминации, последнему этапу битвы – разделению Красного моря.


Через несколько дней после выхода из Египта израильтяне пришли к Красному морю. Там они расположились лагерем. Тем временем фараон и его слуги стали жалеть о том, что отпустили своих рабов. Поэтому фараон изменил своё решение, он быстро приготовил боевые колесницы, своё войско и погнался за израильтянами. На самом деле все это было заранее спровоцировано Яхве: «А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь.». (Исход 14:4)


Когда израильтяне увидели, что за ними гонится войско фараона, они очень испугались. Бежать было некуда. С одной стороны простиралось Красное море, а с другой – приближались египтяне. Тогда Яхве поставил между своим народом и египтянами облако. И так как египтяне уже не видели израильтян, они не могли на них напасть. Затем Яхве повелел Моисею протянуть посох над Красным морем. И когда Моисей протянул посох, Яхве послал сильный восточный ветер. Воды моря разделились и встали друг против друга. Божий народ прошел по суше и защищен от хаоса, но что происходит с врагами Яхве? Бушующее море, сдерживаемое силой Бога, обрушивается на египтян и все они гибнут. В итоге народ радуется и поет победную песнь: «Господь – муж войны, Яхве – имя ему» (Исход 15: 3)


[Ранее уже упоминалась связь Яхве с восточным ветром – qadim, который еще называют отравителем. Горячий пустынный ветер, именуемый арабами как «самум». Пророки VIII в. до н. э. Осия и Исаия прямо называют этот ветер «дыханием Яхве». В рассказе об Исходе Яхве сначала поражает этим же ветром Египет, а потом рассекает им Чермное море: «И простёр Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Яхве навёл на сию землю восточный ветер (ruah qadim), на весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер (ruah qadim) нанёс саранчу» (Исход 10:13); «И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Яхве море сильным восточным ветром (ruah qadim azza) всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды» (Исход 14:21).]

Борьба против идолопоклонства

В Ханаане люди забыли как Господь спас Израиль от богов Египта (Исход 12:12) и сделал их своим избранным народом в пустыне. Они забывают призыв Моисея избрать Божьи благословения и его предупреждения о разрушениях, которые ждут, если народ будет неверен их Богу. Когда народ Израиля смешивается с хананеями (и особенно когда они вступают в смешанные браки), их преданность разделяется между Богом Израиля (который дал им землю) и богами хананеев.


Народами, которые определенно отвращали Израиль от истинного Бога, были хананеи, хетты, аморреи, ферезеи, евеи и иевусеи. В эти периоды отступничества смешанные браки усугубляли пренебрежение служением и поклонением истинному Богу. В течение одного поколения Израиль настолько впадал в идолопоклонство, что Божье обетование, данное через Моисея, отнималось у него.


Бог вынужден был дать команду: «… в городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Второзаконие 20:16—18, а также 7:16, 7:22—25, Навин 9:24).


Евреи таки не выполнили наказ Бога. Они не уничтожили нечестивых жителей Ханаана. И, как и опасался Господь, хананские народы уловили евреев в сети своих мерзостей. Евреи стали блудодействовать с языческими богами.


Когда Израиль поклоняется другим богам, Господь лишает его защиты. Это приводит к тому, что группы иностранцев вторгаются и притесняют Израиль, пока все не достигает точки, когда народ Израиля взывает к Богу о помощи: «И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно.» (Книга Судей 2: 14—15).


Грех, печаль, мольбы и спасение повторялись обычным порядком. В каждом поколении было, по-видимому, достаточно людей, которые осознавали возможность обретения Божьего расположения и благословения, и тогда идолопоклонство отвергалось и происходило восстановление и соблюдение Божьих постановлений.


Война с идолопоклонством велась и на «внутреннем» фронте, Бог точно так же велел уничтожать беззаконников и среди евреев. «Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоём, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: „пойдём и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои“, богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдалённых от тебя, от одного края земли до другого, – то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде [всех] должна быть на нём, чтоб убить его, а потом руки всего народа» (Второзаконие 13:6—9).


Особую опасность несут смешанные браки с язычницами, о чем предостерегает Бог: «И не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих» (Исход 34:16). «И не вступай с ними в родство; дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя». (Второзаконие 7:3—4)


Основной упор здесь сделан не на этническую сторону вопроса, а на то, что нельзя жениться на идолопоклонницах. Дело не в том, что смешанные браки запрещены в принципе: важно лишь предотвратить браки с язычниками, которые совратят своих супругов, верующих в Яхве, к почитанию чужих богов.


Книга Судей также рассказывает о филистимской жене Самсона и отношениях Самсона с филистимской проституткой, – судя по всему, обе женщины не верили в Яхве, и эти экзогамные связи (Книга Судей) повлияли на жизни народа в целом. Как минимум две жены Давида не были израильтянками (2 Царств 3:3; 1 Паралипоменон 3:2). Вполне возможно, они внесли свою лепту в нравственный упадок Давида и его семьи. Много чужеземных жен было у Соломона. Текст прямо говорит: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин» (3 Царств 11:1). Мало того, что у него было много жен: это были «чужестранные женщины». Сбылось библейское предостережение (Исход 34:16; Второзаконие 7:3—4): чужеземки «склонили сердце его к иным богам» (3 Царств 11:4).


Идолопоклонство, о котором говорится в Библии, включало в себя такие отвратительные дела, как сакральная проституция, принесение в жертву детей, пьянство и самоистязание до крови (3 Царств 14:24; 18:28; Иеремия 19:3—5; Осия 4:13, 14; Амос 2:8). Идолов почитали тем, что ели и пили на праздниках и церемониях в их честь (Исход 32:6), им кланялись и приносили жертвы, перед ними пели и танцевали, их даже целовали (Исход 32:8, 18, 19; 3 Царств 19:18; Осия 13:2). Кроме того, идолопоклонники накрывали столы для ложных богов (Исаия 65:11), делали возлияния, жертвенные лепешки и возносили жертвенное курение (Иеремия 7:18; 44:17), а также устраивали церемониальные плачи (Иезекииль 8:14). Одна из возможных причин, по которым Закон запрещал израильтянам определенные действия, состояла в том, что они были связаны с идолопоклонством, распространенным среди соседних народов.


В Библии не сообщается о том, что во времена правления первого израильского царя Саула, его сына Иевосфея, а также Давида в Израиле было распространено идолопоклонство. Тем не менее можно заключить, что оно там все же было. Например, у Мелхолы, дочери Саула, был терафим. Однако открытое идолопоклонство распространилось в царстве лишь в конце правления Соломона, сына Давида. К нему израильтян подтолкнул сам царь, который под влиянием многочисленных чужеземных жен построил высоты хананейским богам. Из-за такого идолопоклонства Яхве отнял десять племен у Ровоама, сына Соломона, и отдал их Иеровоаму (3 Царств 11:31—35; 12:19—24). Яхве заверил Иеровоама, что если тот будет верно служить ему, то он упрочит его царство. Однако, став царем, Иеровоам испугался, что если его подданные будут и дальше ходить для поклонения в Иерусалим, то восстанут против его правления, и поэтому ввел поклонение телятам (3 Царств 11:38; 12:26—33). Народ поклонялся телятам все время, пока существовало десятиплеменное царство, а во время правления Ахава в царстве было введено еще и поклонение тирскому богу плодородия. Но отступниками стали не все. Пророков Яхве убивали мечом – в стране оставалось 7 000 человек, которые не вставали на колени перед тельцом и не целовали его.


Через три года после того, как пророк Илия оставил Израиль, и через три с половиной года после начала засухи, пророку было велено явиться к царю Ахаву. Он обвинил царя в поклонении идолам и призвал его собрать своих пророков-идолопоклонников для состязания на горе Кармил, чтобы определить, чей Бог истинный. До засухи гора Кармил представляла собой чудесное место с потоками, наполняемыми вечнотекущими источниками, с плодородными склонами, усеянными прекрасными цветами и роскошными рощами. Но под действием губительного проклятия вся эта красота исчезла. Жертвенники, сооруженные для поклонения идолам стояли теперь в обнаженных рощах. На одной из самых высоких вершин горы находился разрушенный жертвенник Яхве. Так как идолопоклонство, совершаемое здесь, под покровом лесов, сильно бесчестило Господа, то Илия и избрал вершину Кармила, чтобы показать там могущество Божье и восстановить честь Его имени. Илия сказал: «Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, а огня не подложу. И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (3 Царств 18:23).


Пророки-идолопоклонники взывали к своему богу и прыгали вокруг жертвенника от утра до полудня. В отчаянии, пророки кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Все это продолжалось до времени вечернего жертвоприношения. Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. Наконец охрипшие от криков, в окровавленных одеждах священники впали в отчаяние. С неистощимым безумием они начали вместе с молениями призывать и проклятия на голову своего бога солнца. В отчаянии они отступили. С ужасом смотрели люди на страшные раны священников, и это невольно побуждало их задуматься над безумием идолопоклонства.


Тогда Илия построил жертвенник из двенадцати камней во имя Господа. Камни представляли двенадцать колен Израиля. Чтобы показать, что огонь на жертвеннике будет зажжен чудесным образом, он вылил на тельцов и дрова двенадцать ведер воды. Во время приношения вечерней жертвы Илия помолился о том, чтобы Бог зажег огонь. И тут же вспыхнул огонь, поглотивший не только всесожжение, но также дрова, и камни, и прах, и воду, которая во рве. Народ вынужден был признать, что Яхве – настоящий Бог. Они послушались приказа Илии перебить пророков-идолопоклонников. И только после этого засуха прекратилась. (3 Царств 18)

На страницу:
4 из 7