bannerbanner
Бузовьязы. Страницы истории
Бузовьязы. Страницы истории

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 8

К сожалению, сохранилось очень мало документов того периода, характеризующих хозяйственную жизнь жителей края. В стране, известной как «жандарм Европы», главное внимание уделялось военным нуждам. В «Военно-статистическом обозрении» 1848 года крестьянское хозяйство Оренбургской губернии характеризуется так: «При изобилии земли и постоянных урожаях не случается, чтобы жители затруднялись в прокормлении себя с семействами своими, и самые бедные из них, приведенные в это положение по каким-либо несчастным случаям, не имеют надобности и не уходят на заработки в другие губернии, а всегда и без затруднения могут иметь выгоды от работ даже в тех самых селениях, где проживают, и весьма редко уходят для того в ближайшие деревни»106.

Великий российский поэт А. С. Пушкин, не понаслышке знавший деревенскую жизнь, побывавший во многих губерниях империи, в том числе Оренбургской, писал: «В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности»107.

Одними из первых в Стерлитамакском уезде бузовьязовцы открыли у себя еженедельный базар. Еще в 1822 году жители селения подали прошение вышестоящему начальству об учреждении базара. Приведем выдержку из этого документа: «От города Стерлитамака состоим в расстоянии 78 верст. Нужда покупать хлеб и разные мелочные для нашей домашней жизни вещи часто бывает. А в прокорм лошадям и себе – далеко ехать в город, и времени много идет. Хотя дорога в 50 верст до города через реку есть, но в вешние времена для случающихся самонужнейших покупок проехать нам невозможно. А по сим обстоятельствам вручаем сие наше мирское условие 2-му юртовому нашему старшине. Установить в деревне нашей каждонедельно по пятницам базар согласны»108. Открытие базара принесло сельчанам много выгод. Приезжим торговцам и покупателям из дальних и ближних мест нужно было где-то останавливаться на ночь. Кушать тоже хочется. Вот и появлялись в селении сдающие свои квартиры и комнаты внаем. Некоторые из местных крестьян ходили по торговым рядам с лотками пирожков или другой снеди, так же как и сейчас мы видим на некоторых рынках.

За время, прошедшее от Генерального межевания в конце XVIII века до середины XIX века, население деревни выросло более чем в 4,5 раза. Если в 1795 году здесь проживало 322 человека, в 1834 году в селении – 963 жителя (471 мужчина и 492 женщины), то через 60 с небольшим лет – в 1859 году – численность бузовьязовского населения достигла 1490 человек (749 мужчин и 741 женщина в 212 дворах)109. При этом часть населения Бузовьязов выселилась в другие селения, в частности в деревню Нигматуллино Белебеевского уезда (ныне в Алыпеевском районе). Такими же темпами росла численность населения и во всей Оренбургской губернии.


Крестьянский мир: Бузовьязы во второй половине XIX – начале XX века


Главными событиями общественной жизни в Российской Империи XIX века стали Великие реформы 1860-х годов. Реформы не ограничивались только отменой крепостного права по акту от 19 февраля 1861 года. Одной из главнейших по значимости стала земская реформа 1864 года. Таким образом создавалось местное всесословное самоуправление.

В результате крестьянских реформ 1860-х годов и ликвидации указами от 14 мая 1863 года и 2 июля 1865 года кантонной системы управления в Оренбургской губернии многочисленное местное крестьянство получило гражданские права и могло заниматься хозяйственной и торговой деятельностью. Вместо военного административного управления создавалось волостное крестьянское самоуправление. В 1863 году многие селения нынешнего Кармаскалинского района вошли в Шмитовскую (центр деревня Андреевка) волость Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, в свою очередь, делились на сельские общества.

Наряду с Бузовьязовским сельским обществом в состав Шмитовской волости вошли следующие сельские общества: Муксиновское, Троицкое, Перепутьинское (деревня Ивановка, хутор Гавриловского), Тукаевское, Боголюбовское (дер. Боголюбовка, хутор Журавова), Заваруевское (деревни Заваруевка, Александровка, Ушаковка), Ново-Покровское, Поляновское, Старо-Турумбетовское, Никольское, Ново-Михайловское, Волковское, Сулеймановское, 1-е Шмитовское (дер. Андреевка), Ишлинское, Старо-Адзитаровское, Марьевское, Елизаветинское, Тажентовское, Никитинское, Старо-Яныбековское, Абдрахмановское, 2-е Шмитовское. Помимо этих сельских обществ, на территории волости располагались также нижеследующие населенные пункты: Болотниковское товарищество, Каловка, Уваровка, Алексеевка, Леонтьевский, Охлебинино, Михайловский, Львовский. Всего у крестьян волости имелось 20862 дес. земли110. У бузовьязовцев к концу XIX века имелось 5300 десятин надельной земли111.

Во главе администрации волостей были поставлены волостные старшины, выбиравшиеся на волостных сходах выборными от каждого сельского общества. Главной обязанностью волостного старшины было «выколачивание» с крестьян волости различного рода податей. Также волостные старшины следили за исполнением крестьянами подводной и дорожной повинностей. В этом им помогали выбиравшиеся самими крестьянами на сельских сходах сельские старосты, сотские (до 1903 года), десятские и сборщики налогов. Мелкие судебные дела, тяжбы между крестьянами были отданы на откуп судебным властям на местах – волостному суду.

Местная волостная администрация обычно избиралась на три года. Среди волостных старшин Шмитовской (Ново-Андреевской) волости были и бузовьязовские уроженцы. Так, в 1912 году должность волостного старшины занимал Салимгарей Зигангирович Бикметов. Он же незадолго до этого был избран в Стерлитамакское уездное земское собрание112. По истечении срока полномочий С. 3. Бикметова сменил на посту волостного старшины Шагизиган Мустаев113.

Хотя номинально старшина являлся высшим должностным лицом в волости, но практически вся власть находилась в. руках волостного писаря. Это отражалось и на годовом жаловании волостных писарей. В подчинении волостного писаря находилось несколько младших писарей, помогавших волостному писарю в ведении повседневной административной работы, составлении различного рода отчетов вышестоящему начальству, выдаче паспортов уходившим на отхожие промыслы или по другим делам крестьянам. Русский писатель С. Р. Минцлов (1870-1933), работавший после революции 1905-1907 годов земским начальником в Стерлитамакском уезде Уфимской губернии, по этому поводу писал: «Волостной писарь – это та самая кляча, которая, в сущности говоря, везет всю Россию и которую хлещет решительно всякий, кому ни вздумается, от прессы до последнего чинуши… Надо самому повидать горы книг… над которыми корпят писаря и их помощники»114.

Обычно волостное правление располагалось в каком-нибудь большом деревянном здании. Сразу за входной дверью в правление находилась прихожая, где ожидали вызова просители. Там же, в прихожей, входящего в волостное правление посетителя встречал большой, в полный рост, портрет государя-императора. Одну часть волостного правления занимала так называемая «чижовка» (татары говорили «сижовка»), куда запирали провинившихся в чем-либо жителей или гостей волости.

Все жители деревни составляли Бузовьязовское сельское общество (община). Высшим органом общины являлся сельский сход, собиравшийся обычно на местном майдане. Все решения принимались большинством в 2/3 голосов. Действовала прямая демократия, никаких депутатов, домохозяева лично обсуждали все деревенские проблемы, распределение земли и налогов, разбирали внутрисемейные конфликты, пороли воров и выбирали на три года сельского старосту, руководившего делами. В работе этого крестьянского парламента имели право участвовать только домохозяева – главы семейств. Решения схода были обязательны для всех жителей селения. Сход давал разрешение на раздел семьи, распределял по дворам казенные и другие налоги, делил землю. Могли и отправить в волостную тюрьму. Крестьяне были полностью самостоятельны в принятии тех или иных решений, власти не имели права вмешиваться во внутреннюю жизнь крестьянского мира. Лишь в исключительных случаях главой семьи, а значит и членом местного схода признавалась женщина. Если в семействе был у умершего родителя сын-подросток, то главой семьи записывали его, даже будь ему 12-14 лет.

Делами местной общины (мира) руководил сельский староста. Он же занимался вопросами созыва сходов. Избирались на сходах также сборщики налогов. От каждых десяти дворов поочередно выбирались десятские, которые осуществляли полицейские функции на селе. По ночам «народная дружина» десятских охраняла сон и покой однодеревенцев. Небогатые хозяйства иногда объединялись во время тех или иных сельскохозяйственных работ. Обычно два или более семейств объединялись и таким образом становились «сабандашами» (одноплужниками). Объединившиеся семьи вместе пахали свои земельные наделы, а затем совместно убирали урожай. Практиковалась в общине также такая форма взаимопомощи, как «омэ» или же «помочи» (от слова «помогать»). Односельчане и родственники приходили к одиноким старикам и старухам для вспашки ли небольшого отрезка земли, кормящей престарелых, уборки урожая или же в связи с какими-либо другими домашними работами. В деревне Подлубово Булгаковской волости Уфимского уезда жила 55-летняя крестьянка Варвара Фертунетьевна Нестерова вместе с тремя дочерьми 18, 16 и 12 лет. Все они ослепли. В семье ничего не было – ни земли, ни домашней живности. На подворной карточке Всероссийской сельскохозяйственной переписи этого семейства в 1917 году было записано: «кормит общество»115.

В пореформенный период Шмитовская волость представляла собой типичную сельскую глубинку Российской Империи. Основу экономики края составляло сельскохозяйственное производство, а значит главную часть доходов как крестьянина, так и помещика составляла продажа зерна и других сельскохозяйственных продуктов на ближайших рынках.

Из-за земли – кормилицы для крестьянина – нередко возникали споры между соседними селениями. В связи с этим еще в конце XVIII – начале XIX века в Оренбургской губернии прошло Генеральное межевание. Но все равно возникали новые споры. В 1870-х годах в Уфимской губернии прошло специальное межевание, определявшее границы участков тех или иных крестьянских обществ и селений. В Шмитовской волости Стерлитамакского уезда межевание проводил уфимский землемер Чернавский. Была составлена «Межевая книга… деревни Бузовьязы». Владения селения были вымежеваны, согласно раздельному акту, из Уршакминско-Куркульминской волости, из деревень Мрясевой и Казангуловой (ныне в Давлекановском районе). В словесном описании плана земель упоминаются такие ориентиры: по северо-западу – Узян-Тюбякская пустошь, овраг Малый Бузовьяз; по юго-западу – граница по речке Сары-Камыш. Упоминаются также хутор Марьинский, Алексеевка, Адзитарово, Подлубово, участки при речке Узень возле деревень Мусино и Малое Мусино.

Всего но межевой книге у бузовьязовцев имелось 6027 десятин удобной и неудобной земли. Из этого числа под пашней состояло 2546 десятин, выгон под выпас скота – 98 десятин, степи с кустарником – 1 десятина, сенокосных угодий с кустарником – 92, лиственного дровяного леса – 1235, под поселением (дома, надворные постройки, усадьбы) – 91, под большой дорогой – 43, под проселками и улицами – 46, под озерами – 5, под болотами – 570, под речками и ручьями – 21 десятина116.

В конце XIX века земские статистики о деревне Бузовьязы записали так: «Дер. Бузовьязы – по ровному месту с легким скатом на юго-восток, при речке того же имени; по восточной границе протекает р. Узень, пригодная для мельниц; по ее течению есть несколько озер. Селение в центре надела. Последний передел был в 1883 году по ревизским душам, по следующей причине: в обществе образовалось до 36 выморочных душ, которые мир и решил вместо отдачи в аренду причислить к оставшимся душам. Пашут сабанами местного изделия. В селении 10 веялок. Кустарник по ровному месту в одном участке испорчен порубкой и скотом. В селении еженедельно базар, открытый 90 лет тому назад; доход с базара достигает ежегодно до 230 руб. Промыслы: у некоторых домохозяев имеются пчелы, однако за последние годы пчеловодство переводится. Население уходит на заработки в Уфу: нанимается на сельские работы, забирая деньги вперед зимою; сдельная плата: сжать десятину ржи или овса и связать в снопы – 2-2,5 руб., убрать одну десятину гречи или гороха с пахотной – 5-6 руб. (десятина – 3200 кв. саж.)»117.

Если в первой половине XIX века прирост населения в регионе был незначительным и во многом был обусловлен переселенческим движением из других губерний, то во второй половине XIX – начале XX века произошел резкий рост численности жителей края. Такая же ситуация прослеживается и по другим деревням региона. При этом роль миграционного фактора была крайне незначительной.

Так, по материалам переписи 1870 года, в селении проживали 1546 мишарей и 86 татар, всего 1632 жителя. В 1897 году в селении проживало уже 1228 мужчин и 1205 женщин, а всего 2433 человека118. В 1902 году в деревне зафиксировано 2501 мишарей119. Через 10 лет, в 1912 году, в селении численность населения выросла до 3729 человек120.

По сравнению с 1859 годом, когда в Бузовьязах проживало 1490 человек, за 60 с небольшим лет численность населения выросла более чем вдвое. Все это привело к перенаселенности деревни. Обострилась ситуация и в крестьянском землевладении. В силу этого местное крестьянство вынуждено было использовать под пашню другие угодья, в первую очередь лесные наделы. Все это, несомненно, отражалось и на природных процессах. Уменьшалось количество осадков, разрастались овраги.

Крестьянская земля находилась в коллективной собственности сельской общины (общества). В общинах существовала круговая порука при уплате налогов; если кто-либо не мог уплатить, его долю должны были внести более богатые односельчане. Надельные земли делились по душам. Душевой надел, известный в крае как «имана», как по деревням, так и по сословным группам был неодинаков. Поскольку земельные участки различались по степени урожайности, они нарезались в разных местах, чересполосно для каждого домохозяина. Через каждые 10-12 лет проводились переделы земли. Каждый домохозяин сдавал старый участок и получал новый. Поэтому крестьяне не заинтересованы в унавоживании земли. Сергей Рудольфович Минцлов писал об этом так: «Единственное, что имеется в изобилии, – навоз; его здесь на поля не возят, а валят прямо в реку, так что все берега Белой у деревень представляют собой отвесы из навоза»121.

К началу XX века Шмитовская волость стала одним из центров формирования крестьянского частного землевладения. Более 50% всех земель в волости были частнособственническими122.

Несмотря на предпринимаемые крестьянским миром меры, земельные наделы в крестьянской общине продолжали сокращаться. Малоземелье вынуждало часть крестьянства покидать родные края в поисках лучшей доли. К этому подталкивали и периодические неурожаи, известные в крае с 1870-х годов. Многие из сельчан, оставаясь в крестьянской общине и сдав предварительно кому-нибудь за бесценок землю, отправлялись в поисках лучшей доли в другие края, где требовались рабочие руки. Было много бедных, безлошадных крестьян, которые не могли обрабатывать свои участки. В 1912 году из 3729 человек селения 439 (237 мужчин и 202 женщины) были безземельными123. Поэтому некоторые крестьяне отправлялись на заработки в Уфу или же нанимались к местным и окрестным богатеям.

Политика царизма по отношению к мусульманам также способствовала активизации переселенческого движения. Некоторые шаги царской администрации на местах в 1870-1890-е годы вызвали сильнейшее недовольство мусульман. Одним из таких непопулярных решений правительства стал закон от 16 июля 1888 года об обязательном знании мусульманским духовенством русского языка. Татары-мусульмане видели в таких правительственных решениях «стремление к нарушению целости и неприкосновенности татарской религии». В результате принятия этого акта в ряде губерний с мусульманским населением были отмечены случаи беспорядков в татарских деревнях. В связи с этим возникали различные слухи «о предстоявшем будто бы в скором времени принудительном обращении всех магометан в христианство»124. Именно чувством ущемленности положения в российском обществе было обусловлено возникшее в 1890-е годы среди российских мусульман движение по переселению в единоверческую Турцию (движение мухаджиров). Несомненно, что экономические факторы также сыграли свою роль в этом процессе. Были и свои пропагандисты переселенчества. Переселенческое движение в Турцию отмечено также и в наших краях. На сайте турецкой деревни Гилмия говорится о том, что их предки являются выходцами из деревень Курманаево, Султанмуратово, Исмаилово Башкортостана. По воспоминаниям ряда деревенских аксакалов, их отцы и деды рассказывали им, что до Турецкой земли добирались они долго и мучительно, с большими лишениями. Черное море они переплывали на корабле. Однажды, когда беженцы остановились на ночлег на берегу, этот корабль был угнан грузинами, и так татары потеряли почти все свое имущество. Один из выходцев из этого селения Огузхан, проживающий в Германии, вспоминал, что его дед родился по дороге в Турцию. Его отцом был Абдулхаким, отцом которого был сельский староста Абдулвагап, похороненный в родных местах. В Турции татары получили землю, основали там село Гилмия (Hilmiye), что недалеко от Самсуна125. Ряд татар из Гилмии уже в современное время, как и многие из турков, эмигрировал в Германию и живет там. Но они до сих пор считают себя татарами, многие из них, включая малолетних детей, хотят увидеть свою историческую родину. На электронном сайте этого татарского села очень много сведений о Татарстане, Башкортостане, татарской кухне, татарском фольклоре.

Урожайность на полях селений района была не очень высокой. Многое тут зависело от погодных условий. Неурожаи сводили на нет всю работу крестьянина. Известны неурожаи 1891, 1895, 1897, 1901 годов. В 1891 году голод охватил 16 губерний Европейской России, в том числе и Уфимскую. В некоторых местностях в это время роскошью считалась лебеда.

Для предотвращения угрозы голода в селениях края еще с конца XVIII века существовали хлебозапасные магазины с продовольственным или денежным капиталом. Такой хлебозапасный магазин существовал и в Бузовьязах126.

С разрешением крестьянским товариществам приобретать земельные участки при посредничестве Крестьянского поземельного банка малообеспеченная часть крестьянства также включилась в процесс приобретения новых земель. По существу, крестьяне брали в ссуду определенный земельный участок и вынуждены были в течение ряда лет расплачиваться с Крестьянским банком за покупку. Так, к 1917 году среди имевших в своем распоряжении купчие земли известны Асянов Мухаметгариф Мухаметсалимович (всего 2 десятины купчей товарищеской земли), братья Асяновы Абулнагим Хафизович (1 дес. купчей товарищеской), Абуталип Мухаметхафизович (2 дес.), Абулгата Мухаметхафизович (5 дес.) и многие другие127.

С трудом проникали в крестьянский мир и новшества в области сельского хозяйства. Сохи в основном изготавливались кустарным способом. Даже простейшей техники не имелось: жали серпами, каждый домохозяин на своей телеге привозил снопы в свой двор, молотили цепами. Лишь с конца XIX века в селениях края стали появляться веялки, жнейки и другие сельскохозяйственные орудия.

Революционные события на селе подтолкнули правительство к проведению земельной реформы, получившей название столыпинской от имени тогдашнего премьер-министра. По новому аграрному законодательству, ставка делалась на единоличное крестьянское хозяйство. Теперь крестьянство имело право выйти из общины, закрепить за собой свои земельные наделы, выделиться на хуторское хозяйство или же, оставаясь в родной деревне, вести отрубное хозяйство. В то же время ставка на помещичье землевладение осталась прежней. В руках небольшой прослойки держателей земли оставались огромные латифундии. Такими же монополистами оставались казна и удел.

С началом столыпинской аграрной реформы увеличилось количество крестьянских частных владений, многие были довольно значительны.

Структура крестьянского посева оставалась традиционной. Основными культурами являлись рожь, овес, просо, полба, пшеница, горох. До половины посевных площадей занимала озимая рожь (козге арыш). Это объясняется рядом преимуществ: морозо- и засухоустойчивостью, более ранним по сравнению с яровыми культурами созреванием. При этом она полностью использовалась в крестьянском хозяйстве: зерно шло на муку и корм скоту, солома служила и подстилкой для скота, и кровельным материалом для крыш. В общей сложности озимая рожь занимала до половины крестьянского посева. Отсюда и более высокая арендная плата за десятину озимой пашни.

На втором месте в крестьянском посеве находился овес, ему немного уступала гречиха. В небольших количествах возделывались чечевица, конопля, картофель, лен, бахчевые культуры и однолетние травы128. На речках Бузовьязы и Узень сельчане во второй половине XIX века имели пять водяных мельниц.

На крестьянских огородах выращивались картофель, конопля и лук. Садов практически не было. Русский писатель С. Р. Минцлов, работавший до революции 1917 года в Стерлитамакском уезде, об этой стороне крестьянской жизни писал так: «Узнал причину отсутствия фруктовых садов в губернии: сплошь и рядом бывают морозы даже в конце мая и в июне. Зимы суровые, до 40°, лето, же настолько жаркое, что на полях разводят арбузы и дыни»129.

В своих, воспоминаниях Заки Валиди уделяет внимание и системе хозяйствования башкир и мишарей в конце XIX – начале XX века. Он пишет: «В ту пору главной заботой семьи являлось накормить скотину, обеспечить ее пастбищами; земледелие же сводилось к следующему: в подол длинного бешмета клали просо и разбрасывали его горстями на кое-как распаханную землю. Таким образом, разбросав два-три подола проса на небольшой площади, мы считали эту работу завершенной. Каждый, оберегая свой посев от скота, огораживал его жердями. Когда к нам переселились мишары, вся деревня была теперь уже окружена «околицей», как это бывает у русских, и пастбищ стало значительно меньше… По весне русские и мишары старались брать у нас в аренду земли, где наша скотина стояла зимой в загоне, чтобы сажать на обильно удобренной почве картошку. А наши эту картошку не ели, считая, что она выросла в грязи, среди навоза. Мишары, как и русские, выращивали овощи, сады держали огороженными… Прошли годы, в загоне для скота он (отец Заки Валиди – А. С.) и сам стал сажать картошку и капусту, приучил и родственников своих к этому делу. Разбил фруктовый сад и в этом деле преуспел больше, чем Кашиф-мулла и прочие мишары. Пока я вырастал, сад этот расширился до 5-10 десятин. Мы по-прежнему косили сено косой, но убирать хлеб серпом не привыкли, не выдерживала спина… Прошло время, сородичи наши привыкли и к этому делу, и к машинам. Раньше даже в зимние морозы мы держали свою скотину в открытых загонах, однако позже, подобно мишарам, построили крытые сараи»130.

Важной отраслью сельского хозяйства оставалось животноводство. Росло поголовье скота. По материалам подворной переписи 1912-1913 годов, в 634 дворах бузовьязовцев имелось 1500 лошадей вместе с жеребятами, 1560 голов крупного рогатого скота, более 2100 голов овец и коз. Свиней мусульмане не держали. В среднем на один двор приходилось 2,36 лошади, 2,46 коров, телят и бычков, 3,35 овец и коз.

Количество скота по дворам распределялось неравномерно. Как и везде, были богатые и бедные. В селении было 80 безлошадных дворов, 225 хозяйств имело по одной лошади, 189 – по две, 75 – по три, 65 – по четыре и более лошадей.

Примерно также обстояло дело с крупным рогатым скотом. Без коров было 189 дворов, 202 семьи имели по одной корове. Были хозяйства, вообще не имевшие никакого скота, – всего 53131.

Через четыре года во время проведения Всероссийской переписи населения (1917 год) из 450 дворов деревни Бузовьязы 31 хозяйство не имело никакого скота, 88 хозяйств были безлошадными. Немного помогало безлошадному крестьянству государство. Казна закупала лошадей и раздавала их (с последующей выплатой стоимости в рассрочку) нуждавшемуся населению, особенно в неурожайные годы. На другом полюсе были местные богачи. Так, у Абдиева Мухаметсадыра Мухаметгареевича в хозяйстве было 14 лошадей, а всего 50 голов скота, у Бикметова Мухаметтагира Мухаметлатыповича было 10 лошадей, у Абдиева Сейфульмулюка Шайхетдиновича – 9 лошадей, по 8 лошадей было у Резяпова Туризяна Амирзяновича и Мустаева Губейдуллы Хазимухаметовича132.

Было развито птицеводство. Татары издавна держали у себя кур и гусей. Многочисленные косяки гусей летом пропадали на берегах местных речушек.

Коренным образом изменили лицо деревни проникавшие в крестьянский мир товарно-денежные отношения. Повышалась товарность крестьянского хозяйства. Если ранее крестьяне имели запасы на несколько лет на случай неурожаев, то теперь урожай уходил на ближайший рынок.

На страницу:
5 из 8