Полная версия
Бузовьязы. Страницы истории
С Бузовьязами связано и имя выдающегося просветителя Мухаметсалима Ишмухаметовича Уметбаева (1841-1907), уроженца деревни Ибрагимово. Он родился в семье начальника кантона Ишмухамета Ишемгулова. С 1852 года Мухаметсалим обучается в престижном Оренбургском кадетском корпусе. В этом учебном заведении кроме обязательных предметов преподавали каллиграфию, культуру речи, музыку, иностранные языки. Мухаметсалим изучает тюркский, арабский, персидский, французский и русский языки. В 1869 году его избирают волостным старшиной на родине. Женился он на бузовьязовской девушке из дворянского рода Резяповых. В 1879 году М. И.Уметбаев переезжает в Стерлитамак, где ему было предоставлено место преподавателя математики, русского языка и литературы. Через четыре года он переезжает в Уфу. Здесь он пишет статьи, стихи, научные работы, занимается просветительской деятельностью. За общественную деятельность М. И. Уметбаев был награжден орденом Святого Станислава, серебряными и бронзовыми медалями.
До 1913 года было образовано Бузовьязовское кредитное товарищество, правление которого располагалось на хуторе Палатина близ селения. В Бузовьязах было открыто также почтово-телеграфное отделение. В 1912 году начальником отделения был Семен Леонович Соколов158. Работал в селении и земский страховой агент Петр Михайлович Разумов159.
Больницы в деревне не было. Врачевали болезни сельские знахари. При родах вызывались местные бабки – повитухи. В случае тяжелых болезней приходилось обращаться в соседнюю деревню Ишлы, где располагалась
участковая больница, заведующим которой был к 1912 году Андрей Григорьевич Галочкин. В Ишлах работала и ветеринарная лечебница (амбулатория), заведовал которой Александр Константинович Габов160.
Портрет села (семья, быт)
Что милей – страна ль родная?
Ах, милей родной народ!
Молоко и кровь святая,
Время вас не изживет.
(Дэрдменд (3. М. Рамеев), 1859-1921)
А теперь затронем семейную жизнь сельчан в это время. До октябрьского переворота 1917 года порядок заключения и оформления браков сильно отличался от современной ситуации. В мусульманском обществе сохранялся обычай уплаты калыма (выкупа) за невесту. Жена стоила недешево. Чем богаче жених, тем большим, как правило, был и калым. При женитьбе дворянина Габдулвали Ахметгареевича Давлетшина (владения рода располагались в Оренбургском уезде) на дворянке Фархинур Шагабутдиновне Резяповой в конце 1850-х годов калым родителям невесты кроме скота и строений составил 4000 рублей. Это были огромные по тем временам деньги161.
Подобные народные традиции играли очень важную роль, являясь преградой для создания семьи деревенскому бедняку, неимущему или же просто лентяю. Если не можешь прокормить супругу и детей, нечего и жениться, – гласил суровый неписаный закон. Поэтому в татарских и башкирских деревнях типичным явлением была большая разница в возрасте жениха и невесты. Нормальным считалось, когда невеста лет на десять младше. Например, Асянову Саяхетдину Абдулгаллямовичу во время сельскохозяйственной переписи 1917 года исполнилось 54 года, а его супруге было всего 40.
Нередкими были случаи весьма существенной разницы в возрасте. Такой случай, к примеру, зафиксирован в семействе 60-летнего Асянова Сахабутдина Даяновича. Разница в возрасте мужа и жены в данной ячейке общества составляла 22 года – жене в 1917 году было 38 лет.
Существенная разница в возрасте во многом зависела и от высокой женской смертности. Частые роды, болезни, отсутствие медицинской помощи обостряли конкуренцию на «ярмарке» невест. Вместо молодого, привлекательного балагура в тюбетейке девице на выданье зачастую приходилось выходить замуж за уже состоявшего ранее в браке солидного домохозяина. Такие пары встречались на селе сплошь и рядом. Одной из таких пар была семья Асянова Абулнагима Хафизовича (родился около 1872 года). В первый раз женившись, он через некоторое время потерял свою жену после родов дочери. Воспитывать дочь одному, жить бобылем, вести хозяйство без женской помощи было никак нельзя. Помыкавшись какое-то время в одиночку, Абулнагим взял в жены местную красавицу. Разница в возрасте супругов составила 17 лет. К 1917 году у 45-летнего и 28-летней мужа и жены дома воспитывались сыновья 5 и 1 годов, дочери 16 (от первого брака), 7 и 3 лет162.
Местные девушки, конечно же, не очень-то желали выходить замуж за мужчину в возрасте. Имея в виду это, некоторые из них, желая узнать свое будущее, выходили глубокой ночью во двор, взяв с собой разноцветный лоскуток материи. С этим лоскутком заходили в сарай с овцами и завязывали этот лоскуток на шерсти первой попавшейся овцы. Или то же самое проделывали в курятнике. Если утром оказывалось, что лоскуток привязан к старой овце или же к ноге старой курицы, это означало, по мнению девиц, полный крах – выдадут ее родители замуж за старого.
С другой стороны, в татарских и башкирских деревнях. Урало-Поволжья постоянно существовала прослойка неженатых молодых мужчин, даже имевших собственное хозяйство и дом, которые еще не набрали требуемую сумму на жену.
Права голоса в вопросах женитьбы у молодых парней и девушек, как правило, не было. Все решали родители. Многое в вопросах сватовства и женитьбы решали частенько чисто меркантильные расчеты отца, матери, родственников.
Но все же любовь всегда присутствовала в жизни молодежи. По вечерам юноши и девушки собирались где-нибудь за околицей или у какого-либо двора. Узнавали друг друга лучше. Или же зимними вечерами собирались у кого-нибудь в доме – так называемый «аулак ой». Полюбившейся красотке некоторые из ребят писали письма с высказыванием своих чувств по отношению к ней. Были и такие издательства, которые выпускали открытки с готовыми текстами любовных писем. Нужно было только вписать имя своей ненаглядной.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Автор выражает искреннюю благодарность Р.Ш. и Р.Х. Абдюковым, И.Р. Габдуллину, А.Н. Канбековой, Н.Н. Курочкиной за консультации, помощь в сборе материалов и подготовки книги к изданию.
2
Археологичская карта Башкирии. Уфа, 1976 г. С. 141
3
Сунгатов Ф.А. Турбаслнчкая культура // Археология Южного Урала. Уфа, 1992 г . С. 188-189
4
Археологичская карта Башкирии. С. 142
5
Иванов В.А. Кушнаренковская и караякуповская культуры // Археология Южного Урала. С. 200; его же. Откуда ты, мой предок. С. 78-82.
6
Цит. по: Иванов В.А. Путями степных кочевий. М., 1983. С. 40
7
Хисамутдинова Ф.Г. Угорская субстратная топономия на -Ш/-С// Проблемы древних угров на Южном Урале. Уфа, 1988. С. 105-106, 109.
8
Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. Л. 1937. С. 167
9
Герберштейн С. Записки о Московии. М. 1988. С. 184.
10
Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Кн. I. Уфа, 1994. С. 11.
11
Башкирские шежере. Сост. Кузеев Р.Г. Уфа, 1960. С. 21-35
12
Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 7. Уфа, 1997. С. 7.
13
Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974. С. 306-307
14
Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Ч. 2. СПб, 1762. С.195.
15
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Т. II. М., 1996. С. 124. автор Трепавлов В.В. Едигей, Идигу (1352-1419), золотоордынский правитель, военачальник. Сын беклярибека ) гл. военачальника) Балтычи из племени мангытов. Унаследовал пост отца, возглавив кочевую знать при хан Белой Орды Урусе (1368-77). Перешел на сторону Тохтамыша, затем Тимура, которого сопровождал в походах на Золотую Орду (1391, 1395). В правление своего племянника хана Тимур-Кутлука (1391-99) стал беклярибеком всей Золотой Орды. В 1399 совм. с ханом разбил на р. Ворскла войско вел. кн. литовского Витовта (союзника Тохтамыша). при ханах Шадибеке (1400-07), Пуладе (1407-10), Тимуре (1410-12) вновь объединил ослабленное смутами государство и фактически управлял им. Введением стабильной серебр. монеты в 1400 году начал ден. реформу, не имевшую успеха из-за экон. упадка Орды. В 1406 окончательно разгромил и убил Тохтамыша, отвоевал у Тимуридов Хорезм. В 1407 захватил г. Булгар, изгнав сына Тохтамыша Джелал-ад-Дина, объявившего себя ханом. Стремясь восстановить полноту контроля Орды над Русью, Е. в 1408 предпринял поход против вел. кн. московского Василия I, разорил подвластные ему гг. Верея, Дмитров, Ниж. Новгород, Ростов, Серпухов и др.; после месячной осады отступил от Москвы, взяв выкуп в 3 тыс. руб.; Василий I возобновил выплату дани и испрашивание ярлыков на правление. В 1411 году Е. обосновался в Хорезме, откуда вытеснен в 1414 году Шахрухом (преемником Тимура). Поддерживая номинальных ханов Чокре (1414-16) и Дервиша (1416-19), Е. не мог уже властвовать над сколько-нибудь значит, территорией распадающейся Орды. Разгромленный сыном Тохтамыша Кадыр-берди, Е. умер близ г. Сарайчик; по преданию. погребен на горе Идигетау-одной из вершин хр. Улутау (Казахстан). Личный улус Е. располагался в степях между рр. Яик и Эмба; кочевое население этой и окрестной территорий (Мангытского юрта) после смерти Е. стало основным компонентом сформировавшейся во 2-ой половине 15 в. Ногайской орды. Борьба Е. с Тохтамышом отражена в ногайском эпосе "Идигу".
Татарская энциклопедия. Т. II Казань, 2005. С. 529. Автор Измайлов И.Л. Идигей (Едигей) (1352-1419), правитель (эмир) Золотой Орды (с 1399), основатель Ногайской орды. В 1377/78 годах помог Тохтамышу прийти к власти в Кок орде. Затем после заговора против хана (1389) бежал к Тимуру и на его стороне воевал против Тохтамыша (1391). Организовал в Заволжье полунезависимый улус во главе с Тимур-Кутлугом. В 1397 году снова вступил в борьбу с Тохтамышем, потерпевшим очередное поражение от Тимура, и изгнал его из Крыма в Литву. В 1399 году разгромил объединенное войско вел.кн. литовского Витовта и Токтамышалтын. Восстановив единство Золотой Орды, И. стал фактически правителем при номинальных ханах Шадибеке и Булат-Султане. В 1408 году совершил набег на Москву и наложил на нее дань. В 1410 году был свергнут в результате дворцового переворота, бежал в Хорезм, оттуда в 1414 году был изгнан, вместе со своей ордой в междуречье Волги и Урала основал новое гос-во (Мангытский юрт). В 1416 году совершил поход на Русь, сжег Киев. Погиб в междоусобной войне. Борьба И. за единство Золотой Орды легла в основу нар. эпоса "Идигей".
16
Габдуллин И.Р. к вопросу об этносословной эволюции тюркского населения Уфимского уезда (губернии) в 17-19 вв // Единство татарской нации. Материалы научной конференции АН РТ "Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации" (Казань, 7-8 июня 2002 г.). Казань, 2002. С. 231.
17
ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп.1.Д.152.Л.1.
18
Исхаков Д.М. от средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998. С. 146-150.
19
Российский государственный архив древних актов (далее РГАДА). Ф. 1173. оп. 1. Д. 373. Л. 1.
20
РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 1195, Л. 6.
21
РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 26. 1.
22
РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 90. Л. 2. Д. 1185. Л. 1.
23
Российский государственный военно-исторический архив (далее РГВИА). Ф. 414. Оп. Д. 326. Л. 84 об. – 86
24
РГАДА.Ф.1173.Оп.1.Д.1195.Л.6.
25
Там же. Л. 3
26
РГВИА . Ф.414.Оп.1.Д.326.Л.84 об.-87.
27
РГАДА Ф. 1173.Оп. 1.Д.1092.Л.10, 16.
28
V ревизия 1795 г. по "Экономическим примечаниям" к генеральному межеванию земель по 12 уездам Оренбургской губернии // Западные башкиры. Уфа, 2001. С. 42-67.
29
Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Ч. 2. СПб., 1762. С. 195.
30
Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Уфа, 1999. С. 264
31
Вельяминов В. В. Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями. СПб., 1864. С. 37—38.
32
РГАДА. Ф. 1173. On. 1. Д. 84. Л. 6.
33
Там же. Д. 1195. А. 3.
34
РГАДА. Ф.615. Оп. 1Д. 12502. А. 1-2.
35
Ведомости башкирских и мишарских кантонных начальников о численности и социально-экономическом положении населения по деревням в середине XIX века // Южноуралъский археологический сборник. Вып. 2.Уфа,1976. С. 196—342
36
Горными татарами именовали выходцев с горной стороны Казанского уезда (правая горная сторона Волги).
37
РГАДА. Ф. 350. On. 2. Д. 3790
38
Сулейманов А. М. Бузовьязы: люди и судьбы. Кн. 2. Уфа, 2008. С. 22.
39
Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (далее ЦГИА РБ). Ф. И-1. On. 1. Д. 450. А. 91, 95 об.
40
Витевский В.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Т. II. Казань, 1897. С. 370.
41
Фирсов Н. А. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель в это время. Казань, 1869. С. 13.
42
Рашид-Ад-Дин. Сборник летописей. Т. I, кн.1-2. М., Л. 1952. С. 102
43
Цит. по: Измайлов И. Л. Некоторые аспекты становления и развития этнополитического самосознания населения Золотой Орды в XIII-XV ее. // Из истории Золотой Орды. Казань, 1993. С. 20.
44
Цит. по: Из глубины столетий. Сост. Б. Л. Хамидуллин. Казань, 2000. С. 155.
45
Цит. по: Из глубины столетий. Казань, 2000. С. 185.
46
Рашид-Аб-Дин. Сборник летописей. Т. I. С. 26.
47
Кучкин В.А. Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С312
48
Первушкин В. В., Шишлов С. Л. Эволюция представлений о средневековой политической истории Окско-Ценско-Сурского междуречья (Темниковской Мещеры) в XIX-XX вв. И Отечественная культура и развитие краеведения. Материалы IV Всероссийской конференции. Пенза. 2001. С. 162-171.
49
Цит. по: Габдуллин И. Р. К вопросу об этносословной эволюции тюркского населения Уфимского уезда (губернии) в XVII-XIX вв. // Единство татарской нации. Материалы научной конференции АН РТ «Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации» (Казань, 7-8 июня 2002 г.). Казань, 2002. С. 223
50
Материалы по истории Башкирской АССР (далее МИБ). Т. III. М., Л., 1949. С. 493.
51
МИБ. T.V.M., 1960. С. 581.
52
М. К. Любавский. Очерки по истории башкирского землевладения и землепользования в XVII, XVIII и XIX вв. // ОР РГБ. Ф. 364. On. 7. Д. 2а. Л. 24-25.
53
РГАДА. Ф. 1173. On. 1. Д. 488. Л. 13-45.
54
Залесский В. Казанские лагиманы // Русская старина. Т. 167. 1916.
55
V ревизия 1795 г. по «Экономическим примечаниям» к Генеральному межеванию земель по 12 уездам Оренбургской губернии // Западные башкиры. Уфа, 2001. С. 65-68.
56
РГАДА. Ф. 1173. On. 1. Д. 1198. Л. 3
57
Рычков П. И. История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии. Уфа, 2001; Рахимов Р. Н. Участие тептярей в строительстве Оренбурга И Оренбургу – 250 лет. Оренбург, 1993; Рахимов Р. Н. Налоги и повинности сословия тептярей в XVII – I пол. XIX вв. // Башкирский край. Вып. 6. Уфа, 1996.
58
РГВИА. Ф. 9. Oп. 1. Д. 150. Л. 42-43.
59
ЦГИА РБ. Ф. И-1. Oп. 1. Д. 1343. Л. 186 об.
60
РГАДА. Ф. 1173. On. 1. Д. 861. Л. 5-7; Исхаков Д. М. Введение в историческую демографию волго-уральских татар. Казань, 1993. С. 17-18.
61
Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан на 1 января 1999 года. Уфа, 1999. С. 206—207.
62
Сулейманов А. М. Бузовьязы: люди и судьбы. Кн. 2. Уфа, 2008. С. 25-26.
63
МИБ. Т. IV, ч. 1. М., 1956. С. 141-142.
64
Ведомости башкирских и мишарских кантонных начальников о численности и социально-экономическом положении населения по деревням в середине XIX века // Южноуралъский археографический сборник. Вып. 2. Уфа, 1976. С. 196-342.
65
ЦГИА РБ. Ф. И-172. On. 1. Д. 64.
66
Асфандияров А. 3. История сел и деревень Башкортостан. Кн. 1.Уфа, 1997. С. 137.
67
РГАДА. Ф. 1102. On. 1. Д. 5. А. 3-16.
68
РГАДА. Ф. 350. On. 2. Д. 3790. С. 131.
69
РГАДА. Ф. 248. On. 3. Кн. 115. Л. 517.
70
МИБ. Т. IV, ч. 1. С. 141-142.
71
МИБ. Т. IV ч. 2. М., 1956. С. 19.
72
РГАДА. Ф. 350. On. 2. Д. 3793. Л. 110 об. – 112.
73
РГАДА. Ф. 1173. On. 1. Д. 488. Л. 34-39. Наличные росписи всяких чинов служилых и жилецких людей прошлого 156 и нынешнего 157 года. Дер. Секияды. Байбулатко Борисов. Мамачко Янборисов (брат Уляйко в дер. Четвертаково). Уразмамет Мамеев. Капкунко Елдашев. Килмамет Янбулаев. Ахмайко Сараев. Ямашко Алаев. Бигилда Сабаев. Кайбишка, Теняйко, Морянко Акеевы. Итяйко Баймаметев. Ивакайко Утешев. Тимайко Сариков. Ишмайко Васильев. Тингилъда Толубаев. Бибай Байборисов. Янбулат Четвертаков. Узей Богданов. Кудайберда Янборисов. Сопар Елдашев (брат Катинка). Кангилда Байбиков. Бимурза Биболдин. Кангилда Байсубин.
74
Абызами именовали грамотных, образованных людей, представителей мусульманского духовенства.
75
РГАДА. Ф. 248. On. 3. Кн. 115. Л. 478.
76
РГАДА. Ф. 350. On. 2. Д.178. Л. 136.
77
Янгуразов Р. Потомки полководца // Истоки. 2008. 28 мая.
78
РГАДА. Ф. 248. On. 3. Кн. 115. Л. 495 об. – 501.
79
РГАДА. Ф. 350. On. 2. Д. 178. Л. 116 об. – 117.
80
Янгуразов Р. Потомки полководца
81
РГАДА. Ф. 350. On. 2. Д. 3793. Л. 150-152
82
Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век/Сост. В. В. Сидоров. Уфа, 2007. С. 147.
83
Там, же. С. 117.
84
Асфандияров А. 3. Исторгся сел и деревень Башкортостана. Кн. 3. Уфа, 1993. С. 85.
85
МИБ. Т. IV, ч. 2. М., 1956. С. 389-390.
86
РГАДА. Ф. 350. On. 1. Д. 3790, 37
87
РГАДА. Ф. 248. On. 3. Кн. 115. Л. 435-507.
88
РГАДА. Ф. 248. On. 3. Кн. 115. Л. 283.
89
РГАДА. Ф. 286. On. 2. Д. 57. А. 483.
90
РГАДА. Ф. 452. On. 2. Д. 68. А. 21.
91
Габдуллин И. Социально-экономическое развитие Альметьевского региона в XIX веке //Элмэт-Алъметъевск. Казань, 2004. С. 121.
92
История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. Уфа, 1996. С. 343; Навеки с Россией. Сборник документов и материалов. Ч. 1.Уфа, 2007. С. 141,319.
93
Габдуллин И. Р. От служилых татар к татарскому дворянству. М., 2006. С. 83-84
94
ЦГИА РБ. Ф. И-2. On. 1. Д. 5694. А. 18-19
95
Ильинская крепость – укрепленное поселение Верхнеозерной дистанции. Крепость была основана в 1742 году на правом, берегу Яика (река Урал), в 160 верстах к востоку от Оренбурга.
96
Губерлинская крепость – укрепленное поселение Верхнеозерной дистанции. Крепость была основана в 1736 году на правом берегу Яика, в 206 верстах восточнее Оренбурга.
97
ЦГИА РБ. Ф. И-2. On. 1. Д. 5491. А. 1-19.
98
ЦГИА РБ. Ф. И-2. On. 1. Д. 2572.
99
История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIXв. Уфа, 1996. С. 391.
100
Усманов А. Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года. Уфа, 1964. С. 53.
101
История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIXв.Уфа, 1996. С. 397
102
Арапов Д. И. Мусульманское дворянство в Российской Империи II Международный исторический журнал. № 5.1999.
103
Асфандияров А. 3. Народы Башкирии в Отечественной войне 1812 г. НЛюбезные вы мои…Уфа, 1992. С. 64.
104
Габдуллин И. Социально-экономическое развитие… С. 122.
105
Сулейманов А. М. Бузовъязы:люди и судъбы. Уфа, 2007. С. 57.
106
Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. XIV, ч. 2. СПб., 1848. С. 59.
107
Цит. по: Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Захаров. 2004. С. 205.
108
Цит. по: Сулейманов А.М. Бузовьязы: люди и судьбы, Уфа, 2007. С. 62
109
Асфаидияров А.З. История сел и деревень… Кн. 3. С. 85.
110
Алфавит волостей на 1901 год. С. 132-133.
111
Алфавит волостей и селений Уфимской губернии. Уфа, 1902.С. 120-121.
112
Адрес-календарь Уфимской губернии на 1912 год. Уфа, 1912. С. 157-158.
113
Адрес-календарь Уфимской губернии на 1916 год. Уфа, 1916. С. 163.
114
Минцлов С. Р.Уфа. Дебри жизни. Дневник 1910-15 гг. Уфа, 1992. С. 51