Полная версия
Бузовьязы. Страницы истории
Происхождение мишарей связано с буртасами и волжскими булгарами. Большую роль в этногенезе мишарей сыграли кыпчаки и выходцы из Золотой Орды. Родословные многих татарских княжеских и мурзинских фамилий из этих краев восходят к Бихану, а через него и к Чингис-хану и правителю Золотой Орды эмиру Идигею. Сама территория Мещеры с образованием Золотой Орды входила в состав этого могущественного государства как один из ее улусов (административно- территориальная область) – Улус Мухша. Как правило, во главе улусов стояли чингисиды, состоявшие в той или иной степени родства с правящими ханами. В этом улусе чеканились и золотоордынские монеты при ханах Узбеке, Джанибеке и Бердибеке. С началом распрей в Золотой Орде в 1360-е годы улус обретает независимость. В русских летописях XIV века это государство именуется Наручадь, от имени одного из центров страны – Наровчата. Территория этого государства включала в себя нынешнюю территорию Республики Мордовия, Пензенской области, части Тамбовской, Саратовской, Рязанской, Нижегородской, Ульяновской областей, Республики Чувашия с городами Тамбовом, Моршанском, Шацком, Арзамасом и Алатырем. Известны и первые правители этого государства – князья Тагай и Саидахмед. Большинство же современных потомков прежних татарских властителей Мещеры возводят свои генеалогии к Бихану (Бекхану), жившему в одно время с Дмитрием Донским. Имя это легендарного характера и состоит из двух компонентов: «би» («князь») и «хан». Само именование этого властителя ханом говорит о том, что он был из династии Чингисидов. В состав Московского государства территория Мещеры окончательно была включена в 1520-е годы. Но даже после присоединения к более сильному государству Мещерский край почти целое столетие сохранял автономию48.
В документах XVI-XVIII веков мишарей называют также служилыми татарами. Служилые татары как военное сословие сформировались в течение XIV-XVII веков из представителей татарских феодальных родов. В это сословие, помимо собственно мишарей, влились представители арских (нукратских) татар (князья Арслановы, Давлетьяровы, Касимовы, Яушевы и др.), ногайских татар (мурзы Ишмаевы), знатные роды казанских татар (князья Карачурины, Камаевы и др.) и отатарившейся мордвы (князья Ерзины, Ромадоновские и др.).
На территории Башкирии мишари являлись служилым военным сословием на протяжении XVII-XIX веков. В 1792 году мещеряки Уфимского наместничества показали: «Происхождение наших предков из ногайских владетельных фамилий
и мурз, служилых мещеряков и татар»49. Мишари (мещеряки) на территории Башкирии появились, по некоторым данным, с конца XVI века. Известный деятель постпетровской эпохи, картограф И. К. Кириллов в своем изъяснении о населении Уфимского уезда в 1735 году подчеркивал, что «мещеряки, то есть служилыя татары…накликаны с начала города Уфы»50. В «Записке Оренбургского правления по вопросам управления разными группами населения Башкирии» (1800 год) о мишарях сказано так: «Сей народ не коренной Оренбургской губернии, но перешедший по нынешнему положению Симбирской губернии из Алаторского и Симбирского уездов»51.
Когда в 1658 году правительство собиралось обложить их ясаком, часть мещеряков подали ходатайства о неналожении на них этого ясака, мотивируя свое ходатайство тем, что «они де служилые татары, служилых отцов дети, деды ж и отцы их служили по Алатырю, а иных по Арзамасу, по Кадому, по Темникову, по Романову, по Свияжску, по Курмышу, а они де служат по Уфе по 15 лет, а ины и больше, всякие Великого государя службы и в посылках и в поезды ездят с дворяны и детьми боярскими и с иноземцы, с своею братьею, верстаными татары»52.
К 1658 году известны следующие селения, в которых были размещены «служилые татаровя» в Уфимском уезде: деревни Уразаево, Кулбарисово, Налмасово, Байбаково, Ишмаево (заселена в 1656 году), Кулаево, Байбюрино, Сикияды, Четвертаково, Базы. Службу служить им было предписано с «пашни». Часть жителей в «росписи всяких чинов служилых и жилецких людей» в 1657 году показана служилыми татарами, а в 1658 году переведена в состав служилых мещеряков. Всего по этим деревням было верстано на службу 84 человека. Сами жители при этом показывали, что прежде «по Темникову городу», «по Алатырскому городу» служили. Часть же «новоприезжих мещеряков» было велено сослать в Свияжский, Курмышский, Алаторский и Арзамасский уезды в «те городы, из которых приехали»53.
В отличие от мещеряков Уфимского уезда, служилые татары Казанского, Нижегородского, Кадомского, Темниковского и других уездов, не пожелавшие креститься по указу Петра I от 3 ноября 1713 года, были низведены до положения податного населения (государственные крестьяне). Указом 31 января 1718 года было повелено на работы по заготовке корабельных лесов «брать Казанской, Нижегородской и Воронежской губернии и Симбирского уезда служилых мурз, татар, мордву и чуваш без заплаты», т. е. без вознаграждения, в виде повинности. С этого времени эту группу населения именуют и лашманами (в переводе с немецкого «лесной человек»)54.
К 5-й ревизии 1795 года в Оренбургской губернии из этой группы населения осело 7707 душ мужского пола, в том числе в Уфимском уезде 1236 душ мужского пола55. На территории Башкирии эта группа населения известна как «томэннэр» (тюменцы, темниковцы). Русские иногда эту группу населения называли темниковскими мишарями. Свое наименование («томэннэр») они получили от названия города Темникова (по-татарски Томэн, ныне в Мордовии), вблизи которого большинство из них жило. «Тюменцами» именовали представителей таких известных княжеских и мурзинских татарских фамилий, как Акчурины, Бахтизины, Еникеевы, Катаевы, Кугушевы, Кудашевы, Кутуевы, Мамины, Мамлеевы, Муратовы, Сакаевы, Сюндюковы, Тенишевы, Терегуловы, Тимашевы, Чанышевы, Янгалычевы, Янгуразовы и другие.
При императрице Екатерине II в 1784 году был издан указ о восстановлении в дворянском достоинстве князей и мурз татарского происхождения, имеющих документальные доказательства своего дворянского происхождения. Многие из «тюменцев», «мещеряков» подавали прошения о восстановлении их в дворянском достоинстве. Но лишь некоторым из них были дарованы дворянские права.
Проживали в наших краях и тептяри. Тептяри как сословие появились в Уфимском уезде в 1730-1740-х годах. В основном исследователями принята точка зрения, согласно которой слово «тептяр» произошло от персидского слова «дэфтэр», означающего «запись», а в тюркских языках приобретшего значение «тетрадь». В документах XVII века ясак, который взимался с местного башкирского населения, обычно именуется «тептярским», «окладным тептярским», но при этом по отношению к тому или иному представителю башкирской волости не применяется термин «тептяр». Кроме того, вместо наименования «тептярский» применялось и словосочетание «девтярский ясак». Так, в челобитной башкира деревни Якшибаново (Якшиваново) Байчерки Илинбетева сына Минина отмечается, что «платит де он… на Уфе девтерской ясак по кунице на год»56. «Девтер» это та же тетрадь. Таким образом, «окладной тептярский ясак» означает ясак, взимавшийся по «окладу» (нормированию) у ясачных групп населения и записывавшийся в специальные книги (тетради). Близкими по статусу к тептярям были бобыли. Существовал и бобыльский ясак. В ясачные бобыли записывались «сходцы» из других уездов, таким образом оформляя свое право жительства на той или иной земле. В 1631-1632 годах тептяри и бобыли были обложены подворным ясаком. Среди бобылей, мигрировавших из Поволжья и Прикамья в Башкирию в XVII веке, были татары, чуваши, марийцы, мордва, удмурты.
Большинство бобылей старалось закрепить свой социальный статус и переходило в тептяри. Оренбургская экспедиция способствовала закреплению этих групп и формированию сословия тептярей и бобылей в 30-е годы XVIII века.
На тептярей и бобылей опиралась местная администрация, подавляя башкирские восстания, они стали основной рабочей силой на строительстве Оренбурга Стерлитамака и крепостей на линии, возке соли из Клецкой защиты и других работах57.
С 30-х годов XVIII века тептяри и бобыли фиксируются государством как сословие, внутри которого уже было невозможно выделить либо тептярей, либо бобылей. В 1747 году тептярей и бобылей Сенат планировал перевести на положение государственных крестьян, однако, по предположению И. И. Неплюева, они были обложены 80-копеечным подушным налогом и оставлены в прежнем состоянии. Такое решение диктовалось необходимостью иметь рабочие руки в крае. Башкиры, мишари и казаки несли военную службу, крепостных крестьян в губернии было мало, государственные поставляли рекрутов.
Сословие просуществовало до 60-х годов XIX века, занимая своеобразное промежуточное положение между государственными крестьянами и военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками).
В большинстве случаев будущие тептяри в конце XVII – начале XVIII века показаны в различных материалах того времени как ясачные татары, каринские татары, горные татары, ясачные черемисы, чуваши. Именно из этих категорий населения, прибавив сюда еще служилых татар и бобылей, сформировалось сословие тептярей. Народность ли это? Ведь тептяри-марийцы (черемисы) как были марийцами в XVII – XVIII веках, так ими до сих пор и остаются. Анализ припускных грамот тептярей убедительно свидетельствует, что основу этого сословия составили татары, перешедшие на жительство в Уфимский уезд из ближайших районов расселения татар. Во время действий Оренбургской экспедиции среди задержанных переселенцев в Уфимский уезд из других уездов оказалось много ясачных татар, платящих тептярский ясак. Аит Алметев оказался «бежавшим» из деревни Кушки Свияжского уезда. На новом месте на него был положен тептярский ясак. Сеит Бибашев переселился из деревни Петракси Алатырского уезда. Семейство Ермяка Баймякова, также платящего тептярский ясак, – выходцы из деревни Кубунурово Алацкой дороги Казанского уезда58. В деревнях Курмашево и Новое Алимово поселились «из татар тептяри», оказавшиеся потомками каринских служилых татар Давлетьяровых59. Эта же группа населения поселилась и в деревнях Варзи, Салагуш, Рысово, Ишмаметево, Атабаево, Байбеково, Кабаново и Мушуги, Кучуково, Ютазы Казанской дороги Уфимского уезда и деревнях Малая Урма, Карияна и Служилый Ур Казанского уезда. Представители этой группы населения на новом месте были первоначально положены в бобыльский ясак. Среди них оказались представители следующих фамилий: Хиляловы, Касимовы, Давлетьяровы, Хозясеитовы, Зянчурины, Сейтяковы. Все они оказались потомками каринских владетельных родов, которых в научной литературе называют еще и «арскими князьями»60.
Основание деревни
В настоящее время Бузовьязы являются центром Бузовьязовского сельского совета Кармаскалинского района Республики Башкортостан. Помимо села Бузовьязы, в сельский совет на 1999 год входили деревни Александровка (жители – украинцы), Алмалык (татары) и Бузовьяз-Баш (татары)61.
Деревня была основана по записи от 2 марта 1757 года, данной поверенным башкир Уршак-Минской волости Ногайской дороги Ретькой Зиямбетовым мишарям деревни Айметево (правильнее Ахметово – ныне в Кушнаренковском районе) Муслиму и Абдюку Каныбековым, Бакиру Бикметову и их товарищам (всего 12 дворов) о припуске их в свою вотчину по речкам Бузовьяз, Сакат и Узень на 20 лет. Границами владений припущенных мишарей показаны: «От Юртбар-Синир черной лес, и от него на мыс и по речке Бызовьяз по обе стороны, сено косить и землю пахать, до деревни Токаевой по старой меже до лесу Кош-буляк по нижнюю сторону по речке Сакат до устья, и на Узене речке с мельнишным местом, и сверху по левую сторону сено косить до устья, да по речке Бызовьяз на низ до мосту по левую сторону, а с мосту на мыс, а с него на летние башкирские кошевья и на 2 таловые куста и на черемисскую межу, и по черемиской меже по левую сторону, а оттоль на мыс и на первую межу Юртбар-Синир на черной лес»62.
При заключении договора башкиры-вотчинники Уршак-Минской волости обязались через 50 лет отдать «эту землю мещерякам по надлежащей цене»63. В действительности новый договор о припуске на земли Уршак-Минской волости состоялся в 1789 году64.
Через несколько лет – в 1764 году – в селение была припущена новая группа мишарей65. В селение также переселился с Осинской дороги мишарский сотник Муксин Абдулсалямов. В 1767 году он стал юртовым старшиной, затем мишарским старшиной Ногайской дороги66.
Откуда перешли на жительство в деревню Бузовьязы предки современных жителей селения и где они жили в стародавнее время? Ключом к ответу на этот вопрос являются местные легенды. Так, часть бузовьязовских жителей именуют себя «алатор», то есть «алаторцами» или же «алатырцами». Такие же предания зафиксированы и в находящемся недалеко от Бузовьязов селе Тукаево Аургазинского района, среди жителей которого также отмечены «алаторцы». К 1720 году выходцы из Алатырского уезда проживали также в деревнях Кизгенбаш, Ишмаево (ныне село Тюрюшево Буздякского района) и ряде других.
Откуда же произошли таки названия – «Алатор», «Алатырь»? Топонимов с корнем «алат» в местах компактного проживания тюркских народов достаточно много. Здесь кроме самого города Алатырь можно вспомнить населенные пункты Алат в Татарстане, город Алат в Бухарской области Узбекистана, поселок Алат в Казахстане. Видимо, это название было связано с древнетюркским племенем «алат». Вместе с кыпчакизированными группами это племя проникает после нашествия войск Чингисхана и Батыя на территорию Волжской Булгарин и прилегающие к ней территории, где и оставляет на карте региона топонимы «Алат», «Алатырь». Племя «алат» известно в средние века и среди киргизских племен.
Некоторые из мишарей во время переписи 1720 года указывали и места прежнего проживания. Так, родоначальник известного мишарского рода Исянбердиных из Тюрюшево, 70-летний Исянберда Биметев показал, что его отец является выходцем из деревни Шубаево Алатырского уезда (село Шубино (по-татарски – Шубиле) ныне входит в состав Сергачского района Нижегородской области). 69-летний Немей Размаметев из той же деревни показал, что его отец переселился в Уфимский уезд «из Алаторского уезда деревни Пошатово 50 лет назад» (Пошатово ныне входит в состав Краснооктябрьского района Нижегородской области). Судя по этим данным, было несколько волн переселенцев из Алатырского уезда – в 1620-е и 1670-е годы. С Алатырским уездом связан и известный татарский род мурз Киреевых. Между тем сами служилые татары (мещеряки) Уфимского уезда в XVIII-XIX веках указывали на то, что являются пришлыми переселенцами из других краев, в том числе и из Алатырского уезда.
Территория Алатырского уезда в XVII веке включала в себя и земли, находящиеся ныне в Нижегородской области. Например, в источниках упоминается Пьянской стан (наименование стана от названия реки Пьяна) Алатырского уезда. Как известно, там и поныне много татарских селений.
К 1708 году в Алатырский уезд входили следующие селения служилых татар: Собачий Остров, Петряксы, Старый Мочалей (среди жителей известны татарские князья Солтангозины), Рыбушкино, Чинбилей, Новые Медяны (среди служилых татар Сунчалеевы), Ключище, Ендовище (здесь известны служилые татары Сараевы), Трехозерки, Карги, Пица, Грибаново, Камкино (известны мурзы Мангушевы), Шубино (или же Шубаево), Кочки-Пожарки, Пошатово (известны служилые татары Копкуновы, Позняковы), Семеновское (служилые татары Тимрясевы), Айтярское, Красный Яр (мурзы Катаевы), Уразовка (служилые татары Мирясевы, Богдановы, Кадеевы, Пятаевы), Актуково, Кузьминки, Кадомка, Овечий Овраг (служилые татары Сюндюковы), Контов Заулок (Рыбушки), Новый Мочалей, Красный Остров67. В то же время вблизи самого города Алатырь татарских населенных пунктов практически нет.
По мнению нижегородских историков и краеведов Синюткиных и Алимджана Орлова, татарские населенные пункты Нижегородчины были заселены переселенцами из Темниковского, Кадомского и Касимовского уездов. Иными словами, между «мишарями», «тюменцами» и «алаторцами», нередко являвшимися между собой родственниками, разница лишь в последнем месте проживания – в Темниковском или Алатырском уездах.
В чем же были причины ухода алатырских служилых татар на новое место – в Уфимский уезд? Ответ кроется все в том же военно-служилом характере их статуса. Уфимский уезд в это время только осваивался. Для защиты Уфы, других населенных мест от неспокойных южных кочевых соседей – калмыков, киргизкайсаков, каракалпаков, тех же ногайских татар – требовались такие же маневренные конные рати, на роль которых идеально подходили служилые татары, сызмальства не расставившиеся с лошадью. Царское правительство переводило на службу в Уфимский уезд из разных областей страны как служилых татар, так и русских служилых людей.
Но наряду с правительственной колонизацией Уфимского края была и вольная колонизация. Из-за нехватки пахотных угодий на родине, из-за притеснений на религиозной почве многие служилые татары искали счастья на окраинах Российского государства, где церковные и центральные светские власти были далече, да и земли привольней и богаче.
Разбирая свою родословную, мне удалось установить, что многие жители Бузовьязов, в том числе Асяновы, Ждановы, Канбековы, Сулеймановы, Усаевы, являются выходцами из деревни Сикияз Осинской дороги (ныне в Татышлинском районе РБ). В материалах переписи поверстанного к службе населения этой деревни за 1658 год есть и имена моих предков. Это Ахмайко Сараев и Тимайко Сариков. Сараев и Сариков, видимо, одна и та же фамилия. Их брат Урук (возможно, русские писцы так переиначили имя Уркай (Уракай); есть и фамилия служилых татар и князей Ураковых) ввиду молодости был поверстан на службу позднее и поэтому в этот список не попал. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что среди переселенцев из Алатырского уезда были Ахмайко и Тимайко Сараевы (Сариковы) и их младший брат Урук (Уракай). Выше мы уже отмечали, что фамилия Сараевых известна среди служилых татар деревни Ендовище Алатырского уезда. В деревне Сикияз показан также и Ишмайко (Ишмак, Ишмяк) Васильев – один из предков Асяновых, Каныбековых, Усаевых и, видимо, Ишмаковых. Известен и его брат Ждан Васильев (Вайселев) сын Барышев, родоначальник династии Ждановых.
Необходимо отметить также и то, что с принятием российского подданства многие татарские феодалы потеряли свои княжеские и мурзинские титулы. Некоторые из татар-мишарей пытались вернуть свои прежние титулы. Так, представители рода Максютовых из деревни Кулаево (Мишкинский район РБ) (их родословная восходит к эмиру Идигею; с ними в родстве Бикбулатовы, Мансуровы, Сюндюковы и другие) по всем документам XVII-XVIII веков проходили как рядовые служилые татары. За успешную службу Максютовым было даровано дворянство, с этого времени они в метрических книгах и других документах начинают именовать себя князьями, как и далекие предки.
Происхождение Сулеймановых также связано с татарскими князьями. К сожалению, не сохранились рукописные истории рода, шэжэре. В сохранившихся же родословных многие татары-мишари указывают на свои княжеские (или же бийские) и мурзинские корни. В уже упомянутой выше деревне Тюрюшево (Ишмаево), где проживали выходцы из Алатырского уезда, сохранилось шэжэре Ишмаевых. Так вот, хотя российские власти и не признавали княжеского происхождения Ишмаевых, в родословных они помнили свои княжеские корни, именуя тех или иных представителей из генеалогической схемы биями.
Видимо, в конце XVII века многие сикиязовцы выселились в другие деревни, в частности в деревню Муллино Осинской дороги Уфимского уезда (ныне Бураевский район РБ). Среди жителей этой деревни в 1719 году показано семейство Токая Ишмякова с сыновьями Каныбеком и Усеем и пятью внуками, среди которых одного звали Асян. Современные фамилии Канбековых, Ишмаковых и Асяновых восходят к этим именам. По местным преданиям, выходцами из этой деревни являются и Бикметовы. Действительно, в Муллино в это время проживало семейство 63-летнего Бекмета Алмаева. В его семье значились сыновья Сулейман (40 лет) и Шарип (4 лет), у Сулеймана были дети Абдулсалим (5) и Абдулкарим (2 лет)68. В первой половине XVIII века потомки сикиязовцев оказались и на землях башкир Канлинской волости, в соседних деревнях Ахметово и Канлы (ныне в Кушнаренковском районе РБ). Здесь же протекает речка Сикияз. По переписи мещерякского населения 1720 года, в деревне Канлы показано семейство Мустая Урукова 63-х лет, его дети Шарип, Мряс, Абид. Его родной брат Мукай – мой пращур. Отец Урук Сареев и брат Сеит показаны верстаными, то есть взятыми на военную службу. Известна и тамга Мукая Урукова. Видимо, родной брат Мукая Мустай Уруков является родоначальником бузовьязовской династии Мустаевых69.
Среди первых жителей деревни Бузовьязы в 1750-е годы показаны Муслюм и Абдик Каныбековы, Бакир Бикметов70. К 1757 году Муслюм Каныбеков проживал в деревне Ахметово (ныне в Кушнаренковском районе РБ)71. Между тем во время второй ревизии 1747 года в Ахметово братья Каныбековы не проживали72. Видимо, Каныбековы обосновались в Ахметово в конце 1740-х годов, а после продажи башкирами Канлинской волости своих земель другим категориям припущенников решили перебраться на другие земли. По материалам первой ревизии 1721 года, семейство Каныбековых отмечено среди жителей деревни Муллино Осинской дороги Уфимского уезда (ныне Бураевский район РБ). Известно и селение, где первоначально жительствовали предки Муслюма Каныбекова в Уфимском уезде, – это деревня Сикияз (ныне в Татышлинском районе РБ). По материалам переписи поверстанного к службе населения этой деревни показан Ишмайко (Ишмяк) Васильев73. Известен и его брат абыз74 Ждан Васильев (Вайселев) сын Барышев, родоначальник рода Ждановых. Предки другого бузовьязовского рода – Сулеймановых – также являются выходцами из деревни Сикияз. По местным преданиям, жители Бузовьязов перешли из Бураевского района. По архивным же материалам выходит, что бузовьязовцы являются выходцами из деревень Ахметово, Канлы, Муллино. Были и выходцы из деревень Кундашлы современного Балтачевского района и Шуняково Бураевского района. Юсуп Раскин родился как раз в деревне Кундашлы в 1715 году. В 1720 году в этой деревне показаны также его 20-летний брат Мурсалим и отец Рыска Ижбулатов 50 лет75. Шуняковскими были по происхождению Байбулатовы. Родоначальником рода является Байбулат Акбулатов (1714 года). Известны и его отец Акбулат Бектеев (1675 года), братья Юнус и Юсуп (видимо, близнецы, 1718 года), Якуп76.
Архивные материалы подтверждаются в какой-то мере и местными легендами. К примеру, Гайша Халяфов – на Асянова рассказывала об основании и развитии Бузовьязов так:
– Наше село Бозаяз было основано в 1757 году. На месте села были лес, речка и родники. Леса с трех сторон носили названия: Уч имян (Три дуба), Буляк, Каратал, Шарлык. Сюда приехали люди (как рассказывают) из Бураевского района и из других мест. В нашем селе живут Абдеевы, Абдюковы, Асяновы, Бикметовы, Байбулатовы, Ждановы, Ишмаковы, Канбековы, Мустаевы, Резяповы, Сулеймановы, Сафаровы.
С развитием промышленности и появлением новых городов многие люди разъехались. В селе теперь 12 улиц. Лесов осталось мало, ведь каждый дом построен из материала, взятого неподалеку. Село расположено на большой дороге Уфа – Стерлитамак. Раньше, до развития транспорта, жители села пускали путников и обозников переночевать. Бедные люди старались заработать на жизнь каким-нибудь ремеслом. Кто-то шил шапки, кто-то валял валенки, кто-то гребешки делал.
Таким образом, на месте селения раньше были леса. Так как башкиры мало занимались земледелием, новых уроженцев этих мест ждали тучные нераспаханные черноземные земли. Вообще необходимо отметить то, как верно выбрали место для поселения наши предки. Воды было в избытке в местных речках. Леса располагались рядом. Даже сейчас, когда многое изменилось, на бузовьязовских огородах вода выступает во время посадки картофеля.
На страницах периодической печати в мае 2008 года вышла статья уфимского краеведа Рашита Янгуразова «Потомки полководца», согласно которой Асяновы и род Канзафара Усаева являются выходцами из деревни Карышбашево современного Балтачевского района нашей республики. Автор полагает, что эти мишарские роды восходят к уроженцам Балтачевского района Асану и Усейну Чепяевым77. Согласно же «Книге переписной Уфимского уезду служилых мещеряков и горных татар» 1722-1723 годов, переписи мишарского населения в 1747 году и другим материалам, в первой половине XVIII века деревни Карышбашево в составе Осинской дороги Уфимского уезда не существовало, а была «Ибраевой сотни деревня Карыш, что на речке Карышбаш». По переписи мишарского населения Уфимского уезда 1720 года в деревне Карыш показано семья Чепая Микулаева сына Карачурина (55 лет) с сыновьями Асюком и Усейном, братьями Чепая Курмашем (60 лет), Ибраем (50 лет), племянниками Сеитом Курмашевым (2 лет) и Махмутом Ибраевым (6 лет)78. В книге переписной за 1722-1723 годы в деревне Карыш среди мишарских семейств второй показана семья Чапая Микулаева сына Карачурина 55-ти лет. Здесь же названы его сыновья Асан 30-ти лет и Усейн 10-ти, у Асана показан сын Юнус полутора лет79.