bannerbanner
Бузовьязы. Страницы истории
Бузовьязы. Страницы истории

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

            Возросло и потребление крестьянина. В пореформенный период в средней крестьянской семье на пропитание одной души уходило до 25 пудов хлеба, в том числе ржаной муки, проса, гороха, круп и т. д., покупалось по 1-2 пуда чая на семью133.

Большую роль в хозяйственной жизни страны пореформенного периода играли транспортные артерии, связывавшие различные торговые и промышленные центры. В силу своего географического положения деревня Бузовьязы находилась на почтовом тракте (имелась и почтовая станция), связывавшем Уфу со Стерлитамаком, Оренбургом и далее со среднеазиатским рынком. По сравнению с проселочными дорогами, тракт был более приспособлен для перевозки грузов, потому были удобные подъездные пути как для гостей базара и Бузовьязов, так и для проезжающих по тракту в более отдаленные края. Здесь в относительной близости располагались речные Стерлитамакский и Уфимский порты. Проходила по территории Уфимской губернии и уезда железная дорога.

Базарные дни проходили в селении в пятницу. На базар приезжали купцы и торговцы из Уфы, Стерлитамака и других населенных пунктов округи. Ярмарка для окрестных крестьян стала не просто местом, где они могли что-то купить или продать, но и своеобразным праздником для них, к которому они тщательно готовились и ждали. Для базара в Бузовьязово была отведена просторная сельская площадь, на которой имелись огороженные торговые ряды. В настоящее время на бывшей территории базара располагаются сельские магазины.

Интересен репортаж одного из современников о ярмарочной жизни середины XIX века. В очерке ярко передана атмосфера, царившая в ярмарочные дни: «Здесь видим и русских баб в ярких праздничных сарафанах, и рослых мордовок в их высоких и красивых головных уборах, и чувашинок и вотячек в шлемообразных кичках, обвешанных медными бляхами и погремушками, и татарок, завесивших себе лицо красными и белыми покрывалами и обутых в желтые ичиги и черные туфли… Одних татарских харчевен для черного народа и мелочных торговцев на ярмарке устраивается до десяти. В этих харчевнях подают чай, жареную баранину, салму, пельмень и другие татарские блюда… Чай у магометан заменяет водку, все магарычи запиваются чаем и вместе с тем заедаются пельменью. Однако ж значительные купцы из татар, носящие роскошные халаты из одреса, сверху их кафтаны из тонкого сукна, а на голове бархатные тюбетейки, великолепно расшитые золотом, харчевен не посещают. Они ходят в русские ресторации пить чай, а пищей довольствуются на квартирах»134.

На базар крестьяне приходили принаряженными, здесь они встречались со своими знакомыми и родственниками из ближних и дальних деревень, обменивались новостями, обсуждали волнующие их вопросы. Можно было и себя показать, и других посмотреть. В качестве обязательного товара на базаре все чаще предлагались книги, календари, игрушки. Основными предметами торговли на рынке являлись сельскохозяйственные товары: зерно, мука, крупа, мясо, мед, яйца, живой скот (лошади, коровы, овцы, козы), кожа, шерсть, дрова. Купцы привозили для продажи сукно, разноцветные валенки, сапоги яловые, хромовые и из шеврета, разного рода деликатесы, чай и прочее.

Отдельная часть базарной территории отводилась для торговцев фруктами и овощами. Окрестные крестьяне-ремесленники привозили кустарные изделия (колеса для телег, коромысла, лапти, топоры и топорища, деготь, выделанные кожи и овчины и т. д.), нужные в крестьянском обиходе и пользовавшиеся большим спросом. Здесь начали продаваться и промышленные товары: обувь и одежда фабричного производства, сельскохозяйственный инвентарь.

Многие из сельчан ездили для покупок или продажи своих изделий на ярмарки в Стерлитамак, где и выбор был богаче, и цены немного помягче.

Здесь же, на бузовьязовском базаре, располагался и кабак (винная лавка). В основном он работал только в базарные дни. Основными завсегдатаями этого заведения были гости из православных селений. В отличие от православного населения, татары и башкиры почти не пили. Этому способствовали и мусульманские традиции: по Корану пьянство – большой грех. В сообщениях с мест татары и башкиры писали, что «закоренелых пьяниц в наших местностях нет»135. Нельзя сказать, что мусульмане не были знакомы с «зеленым змием». В большинстве своем башкиры и татары пили спиртное прячась, чтобы односельчане не видели и не было досужих разговоров – дескать «он пьяница». Позднее в статистических материалах о Бузовьязах не говорится о том, что в селении имеется это специфическое заведение. Видимо, как и во многих мусульманских деревнях, жители деревни запретили продавать в своем селении спиртные напитки. В то же время, по мусульманским предписаниям не было запрета пить медовуху. И этим многие пользовались, вплоть до мусульманских священнослужителей – имамов, муэдзинов. Ахметзаки Валидов по поводу медовухи писал так: «Не запрещенный исламом этот напиток пили даже некоторые башкирские имамы»136.

После открытия в 1888 году железнодорожной линии от Самары в Уфу и далее по всей Российской Империи положение в сфере торговли меняется. Проложенная не так далеко от наших краев железная дорога позволяла местным предпринимателям самим снаряжать свои телеги и обозы за товаром на железнодорожные станции по Уфимско-Самарской железной дороге. На любой из этих станций были свои оптовые склады, где можно было купить оптом различные изделия и продукты, вплоть до экзотических для наших мест – будь то арбузы, виноград или даже заморские яства.

Было развито пчеловодство. В 1912-1913 годах пчел держали только в 11 дворах (всего 80 ульев)137. Среди местных пчеловодов к 1917 году известны Бикметовы Мухаметдин Хусайнович, Минислам Сахаутдинович, Абдулгата Ахметгалиевич, Байбулатовы Амирзян Ахметзянович, Абдулкабир Абдулбасырович, Ишмаковы Имамутдин 1аймалетдинович, Исламутдин и Гилязетдин Шигабутдиновичи, Мустаевы Шайхетдин Низамутдинович и Мухаметшариф Мухаметхафизович, Абдиевы Валиахмет Абдулхаликович, Нурутдин Абдулнасырович, Нурмухамет Абдулхалимович, Хайрулла Бадагутдинович, Абдюков Мухаметхафиз Мухаметвалиевич, Сулейманов Гаффан Мухаметситдикович138.

Были в селении и свои ремесленники. Для проезжающих по тракту через Бузовьязы путников в случае неполадок с гужевым или иным транспортом в селении работали кузницы. Они же обслуживали местное крестьянство. Среди кузнецов известны Абдюков Мухаметхафиз Мухаметвалиевич, Пажыкин Семен Платонович и Мустаев Нургалетдин Сиразетдинович139.

Так же как сейчас на больших автомобильных трассах стоят различные закусочные, бутики, в то время в Бузовьязах развивалась торговая сеть. В селении на Уфимско-Оренбургском тракте в 1865 году работало шесть торговых лавок. К 1917 году количество торговых заведений достигло 11. Это были мануфактурные и бакалейные лавки, обеспечивавшие различными товарами как местных уроженцев, так и проезжавших через селение путников. Известны имена владельцев этих торговых заведений. Это – Мустаев Губайдулла Хазимухаметович, Абдюков Арслангарей Кагарманович, Мустаев Хабибрахман Шаймухаметович, Абдиев Мухаметшариф Мухаметданович, Мустаев Мухаметшакир, Блинов Кузьма Федорович, Жданов Латифулла Муфазалович, Жданов Вализян, Губайдуллин Загидулла Губайдуллович, Бикметов Халяф Ахмадуллович, Сафаров Абдрахман Мусафирович140. В базарные дни местные умельцы продавали свои кулинарные изделия – пирожки, кыстыбы и Другие деликатесы. В общем, рыночная жизнь прошлого и настоящего, мало чем отличалась.

Многие жители занимались извозом между Оренбургом и Уфой. Бузовьязовцы всегда гордились своими хорошими ездовыми лошадьми, красивой и прочной сбруей, добротными телегами и санями. Обычно в поездку выходили две подводы: в одной сидел хозяин, вторая двигалась впереди. Каждая поездка длилась неделями. Так старательные жители села укрепляли свое экономическое благосостояние.

Еще одно непривычное занятие было у селян: держали в хозяйстве несколько коров (летом у себя в хозяйстве – одну), а остальных давали напрокат башкирам с Давлекановской стороны, получая за это определенное количество сливочного масла.

Недалеко от Бузовьязов находилось немало богатых помещичьих имений. Одним из таких было имение князя Александра Иовича Кугушева. Происходит этот княжеский род чуть ли не от самого Чингисхана. Ряд представителей этого рода, дабы сохранить свои привилегии и земельные богатства, в XVIL— начале XVIII века принял православие, в том числе и предки А. И. Кугушева. Уфимская ветвь рода входила в число богатейших людей Уфимского края. Александру Иовичу принадлежало более 5,5 тысяч десятин земли, из которых более 4,5 тысяч десятин (в том числе 1300 десятин посева, водяная мельница и винокуренный завод) возле села Подлубово досталось старшему сыну Александру Александровичу Кугушеву. Второй сын Вячеслав Кугушев стал владельцем поместья лишь в одну тысячу десятин. Наиболее известен как раз он. Именовали его и «красным князем». Женат он был на сестре профессионального революционера Александра Дмитриевича Цюрупы. Он же был и управляющим его имением. Позднее, А. Д. Цюрупа был известен как народный комиссар продовольствия. Работа управляющим имением помогла всесильному наркому при советской власти сдирать с «мужика» по три шкуры. Именно при нем Поволжье и Приуралье пострадали во время страшного голода 1921-1922 годов, когда от недоедания погибли десятки тысяч человек141. Были в округе и владения других крупных помещиков. Можно назвать фамилии Щеголихина, Джантюрина, Лебединцева, Ушакова.

Для небогатых сельчан существенным подспорьем были сторонние заработки. Многие крестьяне нанимались на поденные работы к местным и окрестным богачам.

В революцию 1905-1907 годов в Стерлитамаке и Бузовьязах того же уезда была образована организация октябристского толка (октябристы – легальная партия «Союз 17 октября») под названием «Кружок, положивший в основе акт от 17 октября 1905 года». В программе объединения провозглашалось, что для страны требуется «не препирательство из-за избирательных прав, а деятельная созидательная работа в духе прогресса к утверждению гарантии правового порядка в государстве… при твердом убеждении сохранения целости и единства России». Предлагалось начать разработку важнейших законопроектов об устройстве крестьян и рабочих, народном просвещении, децентрализации управления142.

К 1905 году в Шмитовской волости насчитывалось 35 селений и 17 хуторов частных владельцев. В волости насчитывалось 10224 жителя, которые «занимаются исключительно земледелием»143.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, в связи с антинемецкими настроениями в обществе Шмитовская волость была переименована в Ново-Андреевскую. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 года зафиксировала в волости следующие населенные пункты: Абдрахманов о (15 дворов – татары, 8 – мусульмане), Александровский хутор (5 дворов, русские), Алексеевка (23 двора, русские), Боголюбовка (7 дворов, русские), Болтино (87 дворов – украинцы, 18 дворов – русские, 1 двор – казаки), Бузовьязы (450 дворов – мусульмане, татары, русские, башкиры, тептяри, черкесы), Волково (43 двора, русские), Елизаветино (7 дворов, русские), Заворуевка (11 дворов, русские), землеустроительные хутора (9 дворов – русские, 1 двор – мордва), Ивановка (6 дворов, русские), Ишлы (228 дворов – тептяри, 3 – русские, 1 – татары, 1 – мусульмане, 1 – поляки, 1 – евреи), Каловка (3 двора, русские), Константиновка (32 двора – русские, 8 – украинцы), Макаровский хутор (8 дворов, русские), Муксиново (47 дворов, мишари), Никитино (24 двора, русские), Ново-Алексеевка (45 дворов, русские), Ново-Боголюбовский хутор (5 дворов, русские), Ново-Михайловка (45 дворов, русские), Ново-Охлебинино (2 двора, русские), Ново-Троицкое (7 дворов, русские), Орловский (5 дворов, русские), Поляновка (26 дворов, русские), Семеновка (19 дворов, русские), Старо-Адзитарово (280 дворов – мишари, 3 – башкиры), Старо-Трумбетево (12 дворов, мусульмане), Старо-Яныбеково (29 дворов, мусульмане), Сулеймановка (24 двора, русские), Тансеитово (48 дворов – тептяри, 1 – мишари, 1 – башкиры), Тукаево (40 дворов – татары и дворяне, 37 – мишари, 14 – башкиры), Уваровка (4 двора, русские), Ушаковка (4 двора, русские), хутор Андреева (4 двора, русские), хутор Львова (4 двора, русские), хутор Алексеева (2 двора, русские), хутор Грибова (1 двор, русские), хутор Палатинский (12 дворов – украинцы, 1 – русские), хутора (16 дворов – русские, 2 – мусульмане), частные владельческие хозяйства (7 дворов – русские, 1 – мусульмане, 1 – румыны, 1 – латыши, 1 – эстонцы, 1 – украинцы), хутор Яковлевский (1 двор, русские)144.

Таким образом, ко времени революционных потрясений осени 1917 года на территории края мирно соседствовали татары и башкиры, русские и украинцы, мордва и поляки, евреи и эстонцы, латыши, румыны и черкесы.

Культура (религия, образование)


Культура сельчан края в этот период развивалась в традиционном для мусульманских народов русле. В селениях края действовали мечети, открывались новые мечети и медресе, мектебе при них. Почти в каждом селении была своя мечеть, в некоторых две и более. В отличие от русского (православного) духовенства, муллы не получали от государства никакого денежного пособия. Мечети также строились на средства жителей тех или иных селений края. За выполнение различного рода мусульманских обрядов муллы все же получали различного рода пожертвования от прихожан.

Мечети в селениях края обычно располагались в больших деревянных домах. Над самим зданием мечети возвышался высокий остроконечный минарет. Сам минарет старались обшить блестящей жестью. На вершине минарета укреплялся металлический блестящий полумесяц, повернутый в сторону Мекки – религиозного центра всех мусульман. Из башни минарета азанчей зычным голосом ежедневно созывал прихожан на молитвы.

Мечети обычно состояли из двух половин. В передней прихожане оставляли обувь и входили в главный зал, где молятся. В стене напротив дверей была ниша, которая называется михраб, украшенная словами из Корана. Там же, в этой нише, лежала книга – Коран. Здесь же стояла печь, тогда ведь не было центрального отопления, а зимы были суровыми и длинными.

Вообще, нужно сказать, жители края были очень религиозны. Пять раз в сутки они молились. Мужчины, все от мала до велика, обязаны были носить тюбетейки. Соблюдать пост (уразу) также должны были все, за исключением больных. Наравне со старшими уразу держали и дети.

При большинстве мечетей были свои медресе (школа среднего типа) или же мектебы (школы низшего типа). «Мектебы и медресе рассеяны повсюду, где есть башкирское и татарское население, редкая деревня не имеет своей мечети, а где мечеть, значит – там есть мулла, там и мектеб, и медресе», – писал в начале XX века М. В. Лоссиевский145.

В начальной школе – мектебе – ученик занимался в среднем пять лет, обучаясь чтению, письму, арифметике, истории, арабскому языку, правилам чтения Корана, основам шариата. Получив начальное образование, ученик мог продолжить учебу в медресе. Обычно медресе авторитетного муллы приходилось на несколько деревень в округе. Это учебное заведение углубляло знания шакирда в области мусульманской философии, логики, юриспруденции. Особое место в программе обучения отводилось изучению классического арабского языка как языка священного Корана. Обучение в школах носило религиозный характер. Светские предметы обычно не преподавались. Они стали обязательными предметами обучения в новометодных мусульманских учебных заведениях лишь с конца XIX – начала XX века. Преподавателями были сами муллы мечетей. Медресе, как и мечети, строились и содержались самим населением деревень. Некоторые мектебы и медресе иногда содержались богатыми купцами-меценатами из мусульман.

Сохранились свидетельства о жизни медресе от самих учащихся. В медресе обучался Заки Валиди. Он пишет: «Медресе отца помещелось в четырех домах, там учились сто пятьдесят – двести шакирдов… Осенью перед началом занятий в медресе избирается “казый’’. После выборов его сажают на кошму из белого войлока и четыре человека по четырем углам поднимают вверх, прочие стараются ущипнуть; бывает, что некоторые пытаются довести казыя до слез уколами шила. Но впоследствии казый тоже постарается на них отыграться. Это и есть не что иное, как древний обычай тюрков выбирать себе хана или правителя… Официальным управляющим медресе был отец, но на деле реальные бразды правления находились в руках казыя. Высоко оценивался тот казый, который мог решить все проблемы внутренней жизни медресе, не вмешивая мударриса, то есть управляющего медресе…»146

В Бузовьязах до большевистского переворота 1917 года было четыре мусульманских махалля (мечети). К 1912 году в 1-й мечети имам-хатыпом был Абдулла Ибрагимович Курамшин, во 2-й – Нурмухамет Исмагилович Зюлкарнеев, в 3-й – Мухаметмансур Мухамстгарифов Абдиев, в 4-й – Абдулла Фарвазетдинович Абдиев147. Две первые мечети были выстроены «иждивением» местного мецената дворянина Шагабутдина Рахматулловича Резяпова еще в 1850-е годы. Но несомненным является то, что первая мечеть существовала со времени основания селения. В 1863 году во время пожара обе мечети сгорели. В те же 1860-е годы они были выстроены заново.

По «Ведомости о наличии медресе, духовенства и жителей по Стерлитамакскому уезду Уфимской губернии на 1869 год», в селении действовали две соборные мечети. В первом приходе насчитывалось 500 душ мужского и 490 душ женского пола. При первой мечети действовало в это время и медресе на 200 шакирдов. Медресе содержалось за счет средств родителей учащихся. Имам – хатыпом и мугаллимом был Кутлуахмет Жданов, утвержденный в звании имама в 1844 году. Его помощником был имам-зямиг и мударис Ибрагим Курамшин (в духовном звании с 1859 года). Муэдзином и мугаллимом-сабияном был Мухаметрахим Абдулменев (в звании утвержден в 1846 году148). Приход второй мечети был не таким крупным – 250 мужчин и столько же женщин. Очевидно, при этой мечети был мектеб, потому что в упомянутой «Ведомости» имамом и одновременно учителем числится Ахметвали Жданов (в духовном звании с 1830 года). Его помощником был имам Шагимардан Газизуллин, а муэдзином Исмагил Зюлькарнаев. Все они, как указано в «Ведомости», никакого денежного содержания от казны не получали149.

С увеличением числа жителей селения появлялись новые мечети. По российскому же законодательству как православным, так и мусульманам разрешалось на 100 дворов иметь одну мечеть. С увеличением числа прихожан мечеть уже не могла вместить всех молящихся. 3-я соборная была выстроена по указу из Уфимского губернского правления в 1894 году. 4-я соборная мечеть выстроена в 1906 году. Уже в советское время в 1919 году появилась 5-я соборная мечеть, Помимо названных выше мусульманских священнослужителей, известны также имам Мухаметлатиф Динмухаметов (в должности с 1859 года), имам Нурмухамет Зюлькарнаев (с 1894 года), имам Абдулла Шагивалеевич Зюлькарнаев (в должности имама 4-й соборной мечети с 1906 года), Хабибрахман Мингазетдинович Ишмаков (в должности муэдзина 4-й соборной мечети с 1906 года), Бикмухамет Сафаров150.

Учеба в мектебе и медресе обычно начиналась в ноябре и заканчивалась в марте. Детей в эти школы обычно отдавали с 7 лет. В течение 5 месяцев шакирды жили и учились в здании медресе. В неделю – только один день проводили дома. Чтобы пройти полный – курс обучения, при тогдашней системе преподавания требовалось до 15 лет учебы.

Мусульманская школа представляла собой деревенскую избу, в одной части которой шакирды учились и спали, а в другой готовили себе еду. Перед началом учебного года каждый шакирд вносил в денежный фонд медресе один рубль. Деньги из этого фонда использовались на заготовку дров и другие надобности. Кроме того, шакирды обязаны были платить каждый своему халфе (учителю) каждую неделю за учебу 5-10 копеек. У шакирдов были и свои развлечения в медресе: игры «лэнгэр-лэнгэр», «мендэрлэшу» (игры с подушками) и другие. Девочки же обучались у «абыстай» – жен мулл.

В 1879 году в селении при первой соборной мечети работало медресе, в котором обучалось 100 шакирдов151. При других мечетях также были школы-мектебы.

Начиная с конца XIX века в селениях края стали открываться земские русско-татарские школы (их открывали и содержали уездные земства), а позднее и министерские школы (находились в ведении Министерства просвещения). Вначале сельчане не желали отдавать своих детей в эти школы, боясь крещения своих детей в них. Одними из первых в Стерлитамакском уезде ввели у себя русский класс бузовьязовцы. В 1877 году при медресе был открыт русский класс, в котором обучали русскому и славянскому языкам. Кроме этого в конце XIX века в медресе преподавались, помимо религиозных предметов, арифметика, письмо, рисование, черчение. Вероучителем в медресе работал местный мулла Мухаметшариф Жданов. Основным же преподавателем был Мухаметгали Нургалиевич Резяпов, окончивший курс учительской школы в 1885 году. Резяпов получал жалование в 300 рублей в год, Жданову же, как преподавателю религиозных дисциплин, которые были не основными предметами, полагалось 50 рублей заработной платы. В 1880 году в русском классе преподавал учитель Хайрузаман Субханкулов, окончивший татарскую учительскую школу. В 1897-1898 учебном году в русском классе при медресе обучалось 48 мальчиков, из которых пятеро окончили полный курс обучения152. С 1905 года «русский класс» при медресе реорганизуется и именуется как «русско-башкирская» школа. К 1906 году здесь преподавал Чанышев. Имеются сведения о школе за 1908/1909 учебный год. Учебное заведение называлось «Одноклассное училище Министерское». В школе было три отделения (класса). Начало учебного года – 25 сентября 1908 года, конец – 11 апреля 1909 года. Здание школы принадлежало местному землевладельцу, школа размещалась в этом здании с 1893 года. Площадь пола составляла 120 квадратных аршин. На 1 января 1909 года в школе обучалось 116 учащихся153.

Среди первых учительниц в Бузовьязах известна уроженка деревни Муталыпово (ныне деревня Балышлы Благоварского района) Суфия Гайнисламовна Курбангулова (позднее вышла замуж за учителя Мамина), окончившая курс прогимназии. Начала работать она с 1 сентября 1907 года154. В 1913 году было построено новое вместительное деревянное здание школы из сосновых бревен. В здании было три классные комнаты, теплый коридор. Имелась сцена. Окна были большими, с форточками. Во дворе имелся туалет.

В женском татарском училище в Бузовьязах в 1910 – 1911 учебном году обучалось 23 ученицы, из которых три выбыли в течение года. Окончили курс обучения двое. Преподавала в училище Суфия Гайнисламовна Мамина. В 1912-1913 учебном году в селении было построено специальное здание для этой школы. Тогда же в мужском училище обучалось 62 учащихся, в то же время из-за недостатка места было отказано в приеме 60 детям. В течение учебного года выбыло три ученика, в том числе «из-за недостатка обуви и одежды» один. Учителем был Мурзакай Чингисханович Мамин. В женском училище в это же время обучалось 30 учениц, в приеме было отказано 30 детям, в том числе из-за недостатка места 20-ти. В этом училище было переведено из класса в класс 17 учениц, на второй год оставлено – 10, и одна ученица окончила полный курс учебы. В течение года девочки обучались в течение 157 учебных дней155.

Многие бузовьязовцы обучались в более престижных мусульманских учебных заведениях и позднее занимались преподавательской деятельностью. Известен представитель рода Ждановых мударис Хуснутдин Жданов (1767-1869), преподававший в Балыклыкулевском медресе. Еще один представитель этого рода К. Жданов обучался в известном уфимском медресе «Усмания», по завершении которого преподавал в ней156.

Открылась в деревне и библиотека с книжным фондом в 500 книг. В 1917 году заведующим библиотекой был дворянин Халяф Шагабутдинович Резяпов.

Европейская грамотность стала проникать и в татарские и башкирские селения. Учились и женщины. Самой известной бузовьязовской девушкой до революции была Марьям Мирсаидовна (Мирсаитовна) Резяпова, участковый врач 10-го участка Стерлитамакского уезда (село Макарово, ныне в Аургазинском районе)157. Родилась Марьям Мирсаитовна 18 сентября 1868 года на хуторе между деревней Тукаево современного Аургазинского района и Бузовьязами. Отец Марьям Мирсаит Мирхайдарович умер очень рано, когда ей было всего четыре года. Мать, Майтаба Хусайнова, башкирка по национальности, была талантливой портретисткой. Будучи сиротой, она воспитывалась в приюте, окончила гимназию, училась в Петербургской художественной академии. Однако в связи с прекращением государственного обеспечения учебы была вынуждена вернуться на родину, в Бузовьязы, где стала учительствовать. А потом вышла замуж. Быстро овдовела и жила на хуторе. Как водится, вела свое хозяйство. В семье было четверо детей: Хасан, Халяф, Марьям и Мадина. Они получили хорошее домашнее образование. Марьям и Мадина учились в Мариинской женской гимназии в Уфе. Медицинское образование Марьям Резяпова получила на Бестужевских высших курсах в Санкт-Петербурге. После окончания курсов с 1912 года работала в селе Макарово. О том, с какой отдачей она трудилась в этом селе, говорят следующие цифры. Так, за один только 1914 год ею было принято 19 тысяч больных, оказано 824 родовспоможения, 65 пациентам проведены операции на глаза.

На страницу:
6 из 8