Полная версия
Летопись Килийщины. Края обетованные
Мощи Ахиллия сразу начали источать миро. Происходили от них и другие чудеса. В 978 году воины болгарского царя Самуила похитили мощи святителя из Ларисы и отвезли в Болгарию, в город Преспу, который впоследствии получил в честь святого имя Ахилли. Тогда наличие в местности мощей прославленных святых считалось большой честью и благословением, и похищение мощей не было редкостью. В Ларисе, несмотря на отсутствие мощей, память о святителе Ахиллии жила, и благоговейное почитание его передавалось из поколения в поколение.
Несколько раз за свою историю Лариса разрушалась захватчиками. В период турецкого владычества храм святителя оскверняли, превращали в оружейный склад и даже стирали с лица земли. Но усилиями почитателей святителя он возрождался вновь. В Болгарии, мощи святителя Ахилия находились в течение 1000 лет, до 1981 года, когда с почестями были возвращены в Ларису. Сейчас, мощи святителя Ахиллия Ларисийского почивают в величественном соборе, стоящем на высоком берегу реки Пиньос, откуда открывается великолепный вид на город Ларису. Рака с мощами святителя Ахиллия в храме, умиротворяюще воздействует на прихожан, а с большой иконы напротив, святого Ахиллия – лик русского святителя Луки Врача, которого также почитают ларисийцы.
Святитель Ахиллий Ларисийский сегодня малоизвестен нашим землякам. Этого великого святого можно назвать несправедливо забытым. В жизни, знаком неблагодарности и неуважения к предкам относят умалчивание славных деяний и подвигов их, – забвение потомками. Особого внимания и душевного участия заслуживают святые. Возможно, наша легенда устранит данную историческую несправедливость, а люди, обратившись к лику святого проповедника, вновь получат от него помощь в укреплении веры и решении мирских проблем.
* * *
Легенда об Аттиле и его сокровищах
«Повелитель всех гуннов и правитель, единственный в мире, племен чуть ли не всей Скифии, достойный удивления по баснословной славе своей среди всех варваров», – через столетие после смерти Аттилы написал о нем Готский историк Иордан. Истребив прочих вождей, он объединил своей властью все славяно-гуннские орды. Этот варвар был одарен хитрым умом и твердой волей, жадный к завоеваниям и добыче. Столица его царства находилась в Панонии, на берегах Тиссы, и представляла собой обширный воинский стан, застроенный деревянными домами и глиняными мазанками. Приближенные Аттилы щеголяли дорогой одеждой и конской сбруей, награбленными коврами и посудой. Но сам вождь, не любил показной пышности, ел из деревянной посуды и употреблял простую пищу. По наружности, – он был настоящим гунном. Но его отличала гордая осанка, проницательный взгляд маленьких глаз, с выражением осознания своего превосходства над другими. Об Аттиле – вожде гуннов, объединившего с 434-го по 453 год варварские племена от Рейна до Северного Причерноморья, сложено немало легенд. Отсюда и начну повествование легенд об этом лидере. Пастух однажды увидав глубокую рану на ноге своей коровы, пошел по ее кровавому следу. Причиной ранения его коровы послужил, высунувшееся из земли острие большого ржавенького меча. Такие мечи древние скифы посвящали богу войны, проводя специальные обряды «освящения» и им приписывались необыкновенные свойства оберегов, приносящих военную удачу и защиту обладателю. Аттила, с благодарностью принял оружие от пастуха и объявил, что боги послали ему этот священный меч, для завоевания мира. Пастуха, он по-царски отблагодарил, подарив стадо коров и приказал принимать от него продукцию для своей армии по повышенной цене. Из гуннов, дунайских славян и прочих подвластных народов Аттила собрал полумиллионную армию. В середине V века Европа пала под бешеным натиском армии свирепого Аттилы, прозванного Бичом Божьим, за кровожадность. Сам он, гордился этим прозвищем и говорил, что трава не должна расти там, где ступит его конь. Аттила двинул свои войска к воротам Рима – вечного города. Только огромный выкуп – несколько груженных золотом и драгоценными камнями возов – спас город от опустошения. Рим неоднократно посылал внушительную дань Аттиле, чтобы тот оставил в покое столицу некогда великой империи: по тысяче килограммов золота ежегодно. Опустошая все на своем пути, армия Аттилы прошла Германию и вступила в Галлию. Народные предания Галлии рас-сказывают о разных легендарных чудесах, совершавшихся во время этого нашествия. Нас, в частности, интересует отношение его к нашему краю.
Аттила, обложил местное население непосильным оброком, а для устрашения, зачастую устраивал показательные казни захваченных в боях пленных. Но не стану акцентировать на его жестокости.
Следует отметить только, что за все приходит расплата… Никогда в истории не бывало, чтобы людские страдания, остались безответными. Посеявший зло – пожнет страдания, унижение, нужду, либо мучительные болезни… Жаркий бессарабский климат, изобилие непривычных лакомств и вин стали вызывать у гуннов истребительные болезни. Сам Аттила вернулся в свою столицу, с еще одной молодой женой – красавицей, рожденной и полоненной в нашей местности. При этом, он убил родителей и братьев, пытавшихся ее защитить. Легенда гласит, что Атиллу убила красавица Ильдико, во время собственной свадьбы в 453 году. Она убила его, мстя за своих родных и уничтоженного при набеге Аттилы, ее малочисленного народа, обустроившего свое поселение на территории нашего края. Есть мнение, что убит он был ножом, будучи спящим, после неумеренного употребления вина и неуем-ных плотских утех с новой женой. Не исключаю версию отравления Аттилы нашей героиней-мстительницей, добавленным ею в вино для Аттилы, растительным ядом (к примеру: чемерицы, спорыньи, веха, или белены, что дает посмертную картину, сходную с описанной историками у Аттилы).Аттилу, похоронили на дне реки.
Тело вождя поместили в золотой гроб, который был поставлен в серебряный, а серебряный – в железный. Железный гроб вместе с огромными богатствами был захоронен в глубокой могиле на дне одного из притоков Дуная.
Легенда гласит, что рабов заставили перегородить плотиной реку и отвес-ти ее воды в сторону. Когда русло обмелело, на дне реки вырыли глубокую могилу, в которой похоронили вождя, вместе с несметными римскими сокровищами. Потом плотину разрушили, и река, вернувшись в прежнее русло, надежно укрыла богатейшее погребение. Пленных, готовивших погребение, убили в ту же ночь, чтобы наверняка сохранить тайну могилы и царских сокровищ
Царство Гуннское было разделено между сыновьями Аттилы. Западнославянские и германские народы восстали и свергли владычество гуннов.
Комментарии специалистов:
«…..История о гуннском кладе, обнаруженном на берегу озера Ялпуг в Одесской области, обрастает детективными подробностями. Оказывается, вещи – оружие и украшения стоимостью в десятки, а то и сотни тысяч долларов – были найдены так называемым «черным» археологом, а потом загадочным образом исчезли. Как рассказал ТАЙМЕРУ сотрудник Института археологии Национальной академии Украины Олег Савельев, «археолог» этот – явно не новичок в своем деле. Клад он обнаружил с помощью металлоискателя на разрушенном участке берега. – Это не могила, как написали журналисты, а, скорее всего, болотное святилище, – говорит научный сотрудник. Датируется оно, судя по предметам, концом пятого века нашей эры, это следующее поколение после Аттилы. Там были меч и кинжал, седло и конская узда, парадный пояс. Все из драгоценных металлов со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Изготовлены вещи, по всей видимости, в Византии и попали к гуннам в качестве платы за службу или как откуп от непрекращающихся набегов. – Якобы огромная стоимость этих вещей на рынке, которую назвали ваши коллеги, – это чистой воды утка, – сказал Савельев. – Мой соавтор, археолог Максим Левада, рассказал им в интервью о похожей находке, тоже эпохи Великого переселения народов, сделанной в Англии. Ее действительно оценили в 3 миллиона фунтов стерлингов, это примерно 5 миллионов долларов, но к нашему кладу эта цифра не имеет никакого отношения. Могила Аттилы? Кстати, с тем, что находка, о которой идет речь, – клад, а не могила, согласны не все специалисты. В частности, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры археологии и этнологии Одесского университета Александр Васильев утверждает, что болотные святилища и клады не характерны для кочевников, каковыми являлись гунны. В Восточной Европе таких находок еще не было, – говорит археолог. – Они встречаются чаще в Западной и Северной Европе, в Скандинавии, в Британии. Вспомните легенду о короле Артуре, там фигурировал меч из озера. Германцы и кельты часто жертвовали оружие и конское снаряжение водным духам. Другое дело, могила. Кстати, согласно еще одной легенде, когда Аттила умер, чтобы скрыть его погребение, было изменено русло одного из рукавов Дуная. Ялпуг расположен вблизи дельты Дуная… Выводы делайте сами… Черным археологам покровительствуют украинские олигархи и Ющенко История с гуннским кладом – далеко не первый случай, когда «черные» археологи обскакали своих «белых» собратьев. К сожалению, говорит Александр Васильев, активность искателей-нелегалов в последнее время сильно возросла. Археологическое наследие Украины банальным образом разворовывается, оседая в частных коллекциях и западных музеях.
– С точки зрения охраны исторического наследия мы откатились на столетия назад, – сетует специалист. – Повторяется ситуация 18-го – начала 19-го века, когда курганы копали в основном не профессиональные ученые, а так называемые «бугровщики», которые потом продавали сокровища музеям. Кто больше заплатит, тому и продавали. С тех пор вещи из Северного Причерноморья есть в коллекциях каждого уважающего себя музея – в Лондоне, Кельне, Нью-Йорке, других. Вторая волна разграбления была во время Гражданской войны. Так, в 1918-м году из Одессы ушла уникальная коллекция Бертье Делагарда. Отметим, что в числе покупателей добытых незаконным образом артефактов есть весьма серьезные люди, крупные бизнесмены и высокопоставленные чиновники. – Президент Ющенко имеет коллекцию трипольской керамики и не особо ее скрывает, – говорит Васильев. – А ведь легального способа добыть такую керамику не существует, ее можно купить только на черном рынке. Большие коллекции – у олигархов Таруты и Платонова. Они даже публикуют каталоги своих вещей. Увы, при таких покровителях бороться с «черными» искателями очень сложно, почти невозможно Источник: timer.od.ua
Особо удачливые «черные археологи», до сих пор находят скрытые землей«следы роскошной дани варварам», порабощенных ими народов. Килийские земли, до сих пор не познавшие крупных целевых археологических изысканий, хранят тайны предков. Оставим раскрытие этих тайн – на совесть будущих поколений!
* * *
Античный период заканчивается гуннским нашествием в IV веке!
Гунны и славяне в Одесской области
На территории Одесской области найдены две золотые диадемы гуннского времени в погребениях на берегу Тилигульского лимана и у села Антоновка Березовского района. Средневековые памятники послегуннского периода в настоящее время почти не изучены. Исходя из письменных источников и общеисторической ситуации, есть все основания предполагать, что на крайнем западе в степях Буджака во второй половине I тысячелетия нашей эры ведущей частью населения были славяне. На сопредельных территориях Молдавской ССР памятники славян VI – VII веков относятся к пражско-пеньковскому типу. Трудно допустить, чтобы их не оказалось в северных лесостепных районах Одесской области. Пока не известны памятники восточных славян VIII – IX веков.
Салтово-маяцкая и балкано-дунайская культура
Начиная с VII века на территории Одесской области распространяются памятники салтово-маяцкой культуры. Ее носителями были оседающие на землю скотоводы тюрко-болгары, продвинувшиеся на запад из Подонья. На территории современной северо-восточной Болгарии они вступили в интенсивные контакты с местным славянским населением и приняли участие в создании материальной культуры Первого Болгарского царства. Есть мнение, что Одесская область, как и Молдавская ССР, в зону ее формирования не входили. Существует и противоположная точка зрения. В Х веке эта культура, известная под названием балкано-дунайской, распространилась и в Буджаке. В настоящее время нет единой интерпретации балкано-дунайской культуры. Одни исследователи полагают, что она не представляет собой самостоятельного явления и рассматривают ее как простое продолжение салтово-маяцковй культуры в более позднее время. Другие считают эту культуру славянской. Вряд ли возможно полностью отрицать участие, – и весьма заметно, – в ее сложении славян. В Одесской области известно несколько десятков памятников балкано-дунайской культуры. Из них раскапывались два: поселения возле сел Криничное Болградского района и Сафьяны Измаильского района. Малая изученность такого рода памятников затрудняет их понимание в каждом конкретном случае. На одних поселениях представлена только салтово-мяцкая культура, на других – вместе с ней много подъемной керамики славянской, собственно балкано-дунайской. В настоящее время нельзя сказать, являются ли такие поселения однослойными или же на них представлены два слоя разных культур. Могильники балкано-дунайской культуры в Одесской области не изучались. Считается, что памятники балкано-дунайской культуры прекращают свое существование в конце XI века вместе с гибелью Первого Болгарского царства. Однако румынские и некоторые молдавские исследователи продлевают их существование до золотоордынского времени, когда они якобы существуют одновременно с памятниками XIII – XIV веков.
Золотоордынские памятники
Оседлое население золотоордынского времени на территории Одесской области известно по городской синкретической культуре восточного облика и поселениям «красно-желтой» ленточной керамики. Раскопки крупного золотоордынского города на месте современного города Белгород-Днестровского ведутся уже несколько десятилетий. Другой город на месте современной Килии известен пока только по случайным находкам и письменным источникам. Поселения «красно-желтой» ленточной керамики изучались на территории Молдавии, а в Одесской области не раз фиксировались археологическими разведками по берегам придунайских озер. Известно стойбище золотоордынцев возле села Ильинка Беляевского района. Памятники золотоордынского времени прекращают свое существование не позднее 80-х годов XIV века, когда территория Одесской области частично входила в состав Молдавского княжества, частично – в состав Литвы. Материальные остатки Молавского княжества обнаружены в средневековых слоях Белгородского городища.
О деятельности литовских князей известно, что они возводили в Поднестровье крепости, остатки которых пока не зафиксированы.
Кочевники – печенеги, торки, половцы
На территории Одесской области сейчас известно 51 погребение IX – XIV веков. Иногда они подкурганные, но в большинстве впущены в более древние насыпи. Они делятся на три хронологические группы: конец IX – XI веков (период печенежского и краткого торкского нашествия); XII – первая половина XIII веков (период нашествия половцев) и вторая половина XIII – XIV веков (золотоордынское время). Для памятников первой группы характерна западная ориентировка погребенных наряду с уложением в могилу черепа и конечностей лошади. С появлением половцев наблюдается восточная ориентировка и уложения коня полной тушей. В золотоордынское время признаки этих обрядов смешиваются, появляются погребения с северной или южной ориентировкой. Для могил характерны уступы вдоль длинных сторон, на которых укладывался инвентарь и остатки животных. Могильные ямы имели иногда деревянные перекрытия. Иногда применялись подбои. Часто умерших хоронили в скорченных или выдолбленных деревянных гробах, иногда на деревянных носилках. Инвентарь мужских захоронений представлен преимущественно деталями оружия – наконечниками копий, стрел, обкладками колчанов, а также атрибутами конской сбруи: удилами, стременами. Встречаются железные кресала, ножи, железные и бронзовые, золотые украшения. Вещи в женских захоронениях – это ножницы, бусы, серьги, бляшки, нашивки, пояса. Погребения резко различаются как по количеству, так и по составу инвентаря, а также по сложности погребальных конструкций. Памятники средневековых кочевников ясно показывают интенсивный процесс этнического и культурного взаимовлияния, проходивший в кочевой среде в Северо-Западном Причерноморье, который особенно усилился в золотоордынское время. С этого времени значение археологических источников для изучения древней истории Северного Причерноморья падает. Появляются письменные свидетельства, в которых нашла отражение сложная судьба народов, населявших юг Украины.
Легенда о Килийских «Ромео и Джульетте»……
Как это нередко бывает, встретились два юных создания из разных племен – народов и с первого взгляда полюбили друг друга. Вера у них была разная, как образ жизни и окружение.
Даже, до недавнего временного перемирия, племена их враждовали. Да и увидели они друг друга только, когда любимый ее, приехал с отрядом воинов в их стойбище к вождю, для заключения мира.
Добрыня, восемнадцатилетний славянин, уже уважаемый воин, командовал небольшим отрядом. Она, Резеда – двенадцатилетняя дочь половецкого хана Ратмира – вождя кочевого племени, промышлявшего набегами на Придунайские славянские поселения Буджакской степи.
В честь мирной встречи вождей и заключения перемирия, половцы организовали обильное застолье. В больших чанах варились и запекались над огнем конина и баранина, разливался кумыс, подавалась брынза и лепешки. Славяне значительно дополнили и разнообразили столы привезенными балыками из рыбы и мяса, фруктами, овощами, медовухой и виноградным вином.
После приветственных тостов вождей, настороженность воином стала постепенно угасать. Повеселели лица. Чаще слышались шутки и смех. Половецкие женщины ловко подавали на столы новые блюда. Резеда – лично обслуживала стол военных начальников, среди которых были ее отец и возлюбленный.
Так пересеклись взглядом и внезапными чувствами наши влюбленные.
Отметим, что героиня уже достигла возраста, когда по обычаям их племени ее нужно отдать замуж. Отец ее, недавно пославший гонцов к другим вождям – соплеменникам с известным предложением породниться, с нетерпением ожидал ответа и калым.
До глубокой ночи продолжалось веселье. Славянские воины уже дружелюбно обнимали половцев. Добрыня, знаком пригласил Резеду за шатры половцев, под вет-ви раскидистых ив на берегу Тайманчука – одного из рукавов Дуная.
Светила луна, на берегу слышалась «перекличка» сверчков и голоса ночных птиц, с воды кваканье лягушек и шлепки охотящихся хищных рыб.
Где – то, со стороны славянского поселенья выли собаки.
Здесь, наши влюбленные и встречали рассвет. Всходившее солнце одаривало просыпающуюся природу теплым светом.
Все излучало покой и радость, а наши милые герои, из скудного разноязычного своего словаря, пытались найти самые нежные и благозвучные слова для излияния чувств. За столь короткое время, их первое взаимное чувство, заполонило души и сердца. Они теперь и не мыслили жизни врозь.
Увы, отец Резеды – хитрый, жестокий и коварный хан, искал для себя только выгоду от замужества дочери. Чувства женщин – соплеменниц, его вообще не волновали. Для половецких воинов – женщина – добыча. Уж коли добыл, используй ее, как заблагорассудится. Итак, заметив, что дочь давно не выходит к столу, он сразу связал это с исчезновением Добрыни и шепотом приказал срочно найти их.
Упоенный любовью и обнимавший Резеду Добрыня, не заметил ханских послан-цев, бесшумно подкравшихся к ним. Сразу несколько стрел вонзились в него, по-разив влюбленное сердце. Тело Добрыни бросили в быстрые воды Тайманчука, а сопротивлявшуюся Резеду связали, закрыли рот кляпом и доставили тайно, в ханский шатер. Боевые товарищи Добрыни подумали, что он отправился в поселение и весь следующий день тщетно пытались найти воина.
А как же сложилась судьба нашей «Килийской Джульетты»?
Трагически окончилась жизнь героини. Взбешенный ее поступком отец, велел привязать девушку к двум полудиким коням длинными веревками за руки и ноги. Дал команду своим нукерам и те, в подхвостку лошадям приставили горящие сучья. Лошади от нестерпимой боли рванулись в разные стороны, в беге разматывая привязанные к Резеде веревки. Отец ее, поймав момент полного натяжения веревок, кривой саблей, мгновенно рассек тело своей дочери.
Верхнюю часть он велел предать земле, а нижнюю на его взгляд «оскверненную», – бросить полудиким, вечно голодным собакам. Кровью дочери он приказал обагрить фетиш их каменного божка для ублажения дальнейшей доли племени. Половецкое племя в этот же день снялось со стойбища у реки Тайманчук, а ночью, совершило новый набег на славянское поселение. В этом набеге был смертельно ранен хан Ратмир, жестокий детоубийца. Дикие времена, дикие нравы……
Прошло много столетий от тех трагических дней. Земля надежно сохранила останки убитой отцом, влюбленной ханской дочери. Уже в советское время, при земляных работах по улице Маяки, были обнаружены останки нашей «Килийской Джульетты».
Факт и комментарий специалистов: «Интересная (страшная) археологическая находка также случайно была сделана по улице Маяки при ремонте водопровода у дома №240. Раскопан костяк девочки, по определению вызванных археологов, лет 11—12, половчанки XI—XII века. Своеобразие находки в том, что скелет не полный – только череп и грудная клетка по талию. Нижней части скелета нет. Почему? Как утверждают археологи и этнографы – знатоки обрядов древних славян и половцев XI—XII веков, над девочкой совершён обряд человеческого жертвоприношения. В ушах жертвы при похоронах были двойные бронзовые серёжки, на шее бусы из четырёх бронзовых зёрен, а посредине, между бусинками из бронзы, маленькая, изящная, ослепительно белая с чёрной отметиной по краю створки раковинка «каури». Ближайшее место, где изредка попадаются такие – Красное море. По берегам морей, омывающих Юго-Восточную Азию, ракушки «каури» служили даже деньгами. Когда же попадали к монголам, или половцам, то служили довольно дорогим украшением, как в данном случае.
* * *
ПАМЯТНИКИ и АРТЕФАКТЫ КРАЯ
(Примечание: название районов даны, по состоянию на 2020год, до переименование их в 2021году после реформы, автор)
Килийский район
Памятники раннежелезного века
Остров Змеиный – святилище Ахилла Понтарха.
Село Помазаны – скифское погребение.
Село Фурмановка – подъемный материал – обломки амфор IV – III веков до нашей эры.
Село Черновый Яр – скифское погребение.
Село Шевченково – скифское погребение.
Памятники первых веков нашей эры
Станция Дзинилор – четыре сарматских погребения.
Город Килия – черняховское поселение (многослойное).
Село Мирное – поселение Мирное I (двухслойное); два черняховских поселения (двухслойные); поселение Дракуля I.
Село Новониколаевка – черняховское поселение (двухслойное).
Село Новоселовка – черняховское поселение (многослойное); поселение Новоселовка I; поселение; черняховское поселение Китай; два черняховских поселения.
Село Помазаны – поселение.
Село Приозерное – поселение Приозерное II (многослойное); поселение.
Село Приморское – девять сарматских погребениений.
Село Старониколаевка – поселение (двухслойное); черняховское поселение Старониколаевка III (двухслойное).
Село Старые Трояны – поселение Старые Трояны II и III; поселение Остров.
Село Трудовое – поселение Трудовое III, два черняховских поселения.
Село Фурмановка – поселение (двухслойное); черняховское поселение Фурмановка I (двухслойное); черняховский могильник.
Село Червоный Яр – поселение Червоный Яр II; черняховское поселение Червонный Яр III.
Поздние кочевники, средневековые поселения
Село Мирное – поселение золотоордынского времени; 149 кочевнических погребений в одном кургане.
Село Новоселовка – славянское поселение Новоселовка I (многослойное).
Село Помазаны – средневековое погребение.
Село Приморское – два средневековых погребения.
Село Приозерное – славянское поселение Приозерное II (многослойное).
Село Старые Трояны – славянское поселение Старые Трояны I (двухслойное).
Отдельные находки (монеты, клады, надгробия) Одесская область
Килийский район
Село Васильевка – две византийские монеты.
Город Вилково – византийская монета.
Город Килия – бронзовый кинжал ХV – ХIV веков до нашей эры, две римские монеты.
Село Фурмановка – каменный топор энеолита.