bannerbanner
Жили-были буквы
Жили-были буквыполная версия

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7




Иногда ему приходили ответы на его послания, где его благодарили за письмо, приглашали и дальше принимать активное участие в обсуждении передач, а над его советами обещали подумать.

П подшивал все письма в специальную папку и любил похвастаться, показывая ее своим редким гостям, или «посетителям», как он их называл.

Букве П несколько раз приходилось присутствовать в президиумах, и ему это очень понравилось. Он постоянно придумывал поводы для проведения праздников, и предлагал букве А принять его проекты. Но во всех праздниках почетное место придавалось праздничному президиуму, председателем которого П предлагал выбрать себя. Он мечтал произнести приветственную речь, где при помощи положительных примеров из своего прошлого призвать всех присутствующих принять новые правила поведения и правописания и признать за ним право проверять их выполнение.

Но все буквы были против этого проекта! Нет, они не были против правил, наоборот, все очень уважали их и действительно выполняли, но они протестовали против придумывания новых правил, которые усложнили бы и так не простую жизнь всех желающих писать грамотно и без ошибок.

– Пусть П практикуется у себя дома произносить приветственные речи, – говорили они, – и не пристает к нам с пустыми прожектами. А тем более, еще проверять нас пытается! Пусть за собой приглядывает!

Тут они были правы: поскольку П был глуховат, часто недослышал, но очень боялся пропустить свое место в словах, он часто пристраивался в конце слов вместо своего звонкого родственника – буквы Б, – нарушая тем самым правила правописания. Например, в словах:

БоП, горП, раП

– Позвольте, батенька, – оттеснял его буква Б, который никогда никуда не спешил, ибо был уверен, что без него ничего не начнется. – Прошу подвинуться. Вы опять бросились вперед меня!.. Безобразие!..

Буква П приносил извинения и принимал вид, что он просто прогуливался здесь и встал на место Б просто так, понарошку…





Про буквы Е и Ё.


Жили-были в Азбуке две буквы сестрёнки-близнецы: буква Е и буква Ё. Они были очень похожи, и чтобы их можно было отличить друг от друга, буква Ё всегда носила на голове бантик с двумя чёрными точками.

Букву Е все любили, она во множестве слов стояла, любые согласные буквы были рады встать рядом с ней. Даже гласный звук И умудрялся вставать рядом с ней, например в словах:

сиянИЕ, расписанИЕ, утреннИЕ

Буква Е была весёлого нрава, немного кокетливая, избалованная вниманием буквы И, с которым постоянно играла в прятки: устроят ералаш в словах, так что иногда не сразу и поймешь, какую букву писать: Е или И, пока нужное правило не вспомнишь. Она дружила с весёлой буквой О и частенько, как и её подруга, любила убегать из корня слов:

полдЕнь – полдня, пЕнь – пни, тЕмнота – тьма, лЕв – львы.

Но её за это не ругали, а только ласково журили, называли «егозой» и весело смеялись над её проказами.

А вот её сестрёнку бедную букву Ё почему-то никто не любил, хотя характера она была самого скромного. Даже слов, начинающихся с неё, было совсем мало, но почти во всех книгах в словах вместо буквы Ё в последнее время все писали только ее сестричку букву Е. Даже многие согласные буквы не любили стоять рядом с буквой Ё, лишь некоторые, наиболее добрые и терпимые, иногда вставали с ней рядом в словах:

Лёд, мёд, нёбо, рёв, тётя…

Больше всех любила маленькую Ё буква Щ. Вот уж она всегда ставила рядом с собой букву Ё, выгоняя веселую О.

– Не люблю я эту хохотушку, – говорила Щ. – А эта малышка так мило щебечет!..

И она еще крепче прижимала к себе Ё в словах:

Щёлочь, щётка, щёчки…




Буква Ш тоже любила Ё, но у нее не хватало смелости совсем прогнать букву О, поэтому она стояла то рядом с Ё

(шёлк, шёпот),

то рядом с О

(шоколад, шорох)

в зависимости от своего настроения.

Точно также и буква Ч поступала: то приголубит маленькую Ё рядом с собой

(чёрный, чёрствый, чётный, чёрточка),

хотя в слышится в этих словах буква О, а то не смеет отказать ей, и становится рядом с О

(чокаться, чопорный).

А пишущие еще обидное для буквы Ё правило придумали, что «в суффиксах и в окончаниях слов после шипящих букв нужно писать под ударением не букву Ё, а О, а без ударения можно писать букву Е». Но ведь так не честно! Они же сёстры и должны заменять друг друга, так нет, извольте запомнить правило, что в словах:

лужОк, пучОк, свечОй, птенцОм, горячО – писать нужно букву О, а не Ё, а в словах орешЕк, кармашЕк, тучЕй – букву Е.


Бедная буква Ё!! Хоть вы её не обижайте, пишите в словах её почаще!..





Про букву А


Буква А была администратором в Азбуке, и как опытный адмирал вела весь коллектив абсолютно правильным курсом. Ей нравилась ее работа, она считала, что все буквы – такие разные по одиночке – все вместе составляли замечательный ансамбль. Была она очень активной, но не агрессивной, всегда аккуратная. Ей постоянно приходилось проводить собрания и разрешать всевозможные споры и недоразумения между буквами, и всегда она выступала в роли адвоката, то есть старалась всех помирить или найти какое-то решение, которое устраивало бы всех. Даже справедливо осужденным она уже на следующий день объявляла амнистию, то есть полное прощение. А самое главное – она была альтруисткой, то есть не хотела никакой оплаты за свой труд.

Она любила абрикосовое варенье и апельсины. Любила месяц апрель, потому что в это время начиналась весна, воздух наполнялся ароматами, и все становились более активными. Также буква А очень любила август с его аппетитными плодами, алыми спелыми арбузами и пышными астрами. Она была неплохим агрономом, и в ее саду росли не только алое и акации, но и алыча и айва, и цвели азалии.

У буквы А был абонемент в выставочный зал, она любила архитектуру и живопись, особенно акварельные работы, но не понимала авангардное искусство.

– Что за абсурд? – возмущалась она обычно, увидев очередное произведение в стиле абстракции. – Это абракадабра какая-то! Не понимаю, почему вокруг них создают такой ажиотаж?! По-моему, это просто аморально!

Она могла взять несколько аккордов на аккордеоне и даже исполнить на нем адажио.

Однажды ей пришлось побывать на Атлантике и даже нырять с аквалангом в аквамариновых волнах океана, абсолютно не боясь акул. Буква А объехала почти весь мир, потому что ее знали почти во всех странах и языках. Была она в Америке и в Австралии, в Азии и в Африке, в Англии и в Австрии, на Аравийском полуострове и в арабских странах. Академическое образование помогло ей стать хорошим аналитиком

Она всегда анализировала ситуацию, не хотела участвовать ни в каких авантюрах и различных акциях, чтобы не попасть в аварию. В общем, она была всегда адекватной и не пользовалась никакими антидепрессантами, хотя адреналина в жизни ей хватало.

Чего только стоило ей добиться альянса (договоренности) с буквой О, которая часто убегала вместе с буквой Х азартно играть в крестики –нолики, и букве А приходилось заменять ее в словах. Но они договорились, что вместо двух или трех букв О в одном слове буква А будет вставать в слово только один раз. Правда, от этого менялся смысл слова, например:

В слове «ОгОрОд» три буквы О, а когда она убежала, и ее пришлось подменять букве А, получилось слово «грАд», то есть «город» по старинному. А в современном языке так называют мелкие шарики льда, которые выпадают иногда во время грозы.

Также и слово «гОлОва», после замены двух букв О на одну А изменило смысл, и получилось – «глАва». Кстати, в древнем русском языке голову так и называли, но теперь у этого слова совсем другой смысл, даже два:

1) 

Руководитель, главный (глава города)

2) 

Часть повести или романа (глава третья).

Они также договорились, что когда буква А будет занята, то буква О будет подменять ее по такому же принципу: вместо двух букв А встанет в слово одна буква О, например:

слАгАемое – слОжить

кАсАтьсЯ – кОснуться

Конечно, после такой замены смысл фразы также менялся, но слова оставались родственными.

Благодаря букве А атмосфера в Азбуке была всегда самая дружелюбная и творческая. Буква А была как бы аккумулятором энергии, своим поведением она агитировала всех относиться к делу так же азартно и добросовестно. И вся армия букв с удовольствием слушалась своего атамана.


Про букву Б.


Буква Б стояла на втором месте в Азбуке после буквы А и считалась всеми очень знатной и богатой. Но вид у него был не очень благообразный: с солидным брюшком, но в бейсболке с большим козырьком.

В древности, как и у многих других букв, у него было имя «Буки», от этого имени даже возникли слова «буквы» и «Букварь». Но был он безучастным к делам в Азбуке, постоянно брюзжал и за его бюрократские замашки остальные буквы называли его «букой» или «бякой».

Б носил бакенбарды, любил вспоминать, как он бывал на балах, или ездил смотреть балет и там с балкона в бинокль любовался на барышень. Любил он выпить бокал бананового бальзама, закусить бисквитом и, как барин, развалившись на бархатной банкетке, бахвалиться своими бывшими успехами. По его рассказам было видно, что у него была богатая биография: он был и банкиром, и барменом, и бардом, и боцманом. Но многие буквы считали, что это просто байки – выдумки, а на самом деле он всю жизнь был безликим бюрократом и бил баклуши в бухгалтерии.

К спорту он был равнодушен.

– Бассейн, баскетбол или бадминтон – это не для нашего брата, – говорил он обычно. – Вы еще бейсбол или боулинг вспомните! Баловство это все! А вот банька да банщик опытный, который не боится вам бока багровыми сделать, а потом чай с базиликом и с баранками – вот это блаженство! Все бациллы и бронхиты бросятся врассыпную!





Жил он беззаботно и безмятежно, и хотя был довольно безалаберным и безответственным, но не бездарным: он умел играть на балалайке и на баяне и пел приятным баритоном старинные баллады.

Буква Б жил без семьи, но ему безумно нравилась буква У, рядом с которой он любил стоять в различных словах… Он даже думал, что у них есть будущее. Часто он мечтал, как будет проводить с ней все будни и праздники, как они будут гулять по бульвару, он станет дарить ей букеты цветов и красивые бусы, а на ужин она сварит ему вкусный бульон… Или как они пойдут в баре в буфет и будут есть сладкие булочки и бутерброды с бужениной. Но буква У считалась довольно умной, и не торопилась бросаться в его объятия.

Он всегда и всюду опаздывал вставать на свое место в словах, так что его место норовил занять педантичный, но глуховатый П, особенно в конце слова, потому что место было свободное. На этот случай Б обычно брал с собой гласные буквы, чаще всего букву Ы. Он ставил его рядом, получалось слово во множественном числе, и ясно было слышно, что здесь должна быть написана буква Б.

Например, в словах: боб – бобы, лоб – лбы, зуб – зубы.


Про букву Г.


Жила-была в Азбуке буква Г, которая считала себя молодым грузином и всем говорила, что она родилась в горах, и у нее очень гордый и горячий характер. Ну и мы будем говорить про букву Г– он. Был он высокий, стройный и носил на голове большую кепку с козырьком. Все гласные буквы глаз не сводили с такого галантного кавалера, считали его героем и готовы были в любое время дня принять у себя такого гостя.

Буква Г мечтал стать генералом, охранять границу и стать героем, или говорил иногда, что он готов стать губернатором, чтобы грамотно управлять городом. Неоднократно он громогласно заявлял:

– Я – гражданин! Главное – это государство!

Природная гибкость помогла ему стать неплохим гимнастом, и он гордился своим гармонично развитым телом.

– Ему бы в гренадерах служить или в гусарах, – говорила про него мечтательно буква Р. – Я так и представляю, как он гарцует на горячем рысаке!..

Буква Г был довольно грамотным: он прекрасно знал географию и геометрию, очень хорошо разбирался в гиперболах и гипотенузах, но не любил биологию. Нередко он говорил букве С – страстной садоводке, любительнице цветов:

– Зачем тебе эти гвоздики, георгины да гладиолусы? Гербарий делать будешь, да?

А около его дома дорожки были посыпаны гравием, везде аккуратные газоны, в доме – настоящая галерея: по стенам развешаны старинные гобелены, гравюры, графики и грамоты за достижения в спорте. А вот граффити он не любил, не считал его искусством:

– Грязь какая-то, да? Или художника галлюцинации замучили?

В свободное время в одиночестве он любил слушать грампластинки на старинном граммофоне. А во время грозы он выскакивал под дождь и,




громко и радостно что-то крича в ответ на громыхание грома и грозя кому-то в небе, шлепал голыми ногами по грязи.

Отношения с другими буквами в азбуке были у него самые разные:

Он уважал букву Т:

– Настоящий мужчина, твердый, как гвоздь, а не какая-то глина, – говорил он про него. Буква Г и сам был всегда твердым, и даже близко к себе не подпускал Ь, гнушался этим помощником для других согласных букв..

Но всегда осуждал за пьянство букву Х:

– Напьёшься горилки, начнешь песни горланить и сам как горилла становишься.

Конечно, он любил гласные буквы: Я, Е, О, Ё, Э, У, даже на Ю посматривал с симпатией, а букву Е называл гейшей. Во многих словах он старался встать рядом с гласными буквами хоть в начале, хоть в середине слова. Но и согласные буквы не обходил своим вниманием. Про букву Л говорил, что она гламурная, про букву Р – что она грустная, грезит о громадной любви и не видит грань между грядущим и реальностью. Буква Г мечтал, чтобы у него был целый гарем.

Вот только буква Ц ему почему-то не нравилась, ни в одном слове он никогда не вставал рядом с ней.

Не простые отношения у него были и с администратором азбуки буквой А: в глаза он называл ее газелью, а за ее спиной мог назвать гадюкой. Иногда он радостно вставал с ней в любых словах, а иногда его только силой, с помощью ударения можно было заставить встать рядом с буквой А, например в корнях Гор – Гар в словах:

оГАрок, но поГОрелец или ГОрячий

Но не любил он, когда ему делали замечания, указывали на ошибки в поведении или в речи, всегда обижался:

– Раз ты такой грамотей, а я глупец, ну и гордись собой, гроссмейстер! А где твой гуманизм, а?


Про букву Ф


Жила-была в Азбуке буква Ф, она постоянно была всем недовольная, всегда фыркала. Встанет, уперши руки в бока, и ко всему придирается. Все ей кажется фальшивым, во всем видит фальсификацию.

Платья она носила всегда фирменные, самого модного фасона, подчеркивающие ее фигуру. Чулки она покупала только фильдеперсовые, и часто демонстративно доставала из сумочки флакон французских духов.

При разговоре она всегда старалась подчеркнуть тот факт, что она – феномен, то есть не обычная буква, а у нее особая, просто фантастическая, очень редкая физиология. Кроме того, она утверждала, что у нее французская фамилия, а ее бабушка была фрейлиной. Остальные буквы не верили, что ее рассказы были реальными фактами, и называли ее фифой.

Дом ее стоял на высоком фундаменте, фасад его в вечернее время освещался факелами, а в праздники она любила устраивать фейерверки. Во дворе у дома – фонтан, а вокруг него фиалки и флоксы. Стены в комнатах у нее обклеены фотографиями фаворитов, в гостиной стояло фортепиано, но никто не слышал, чтобы она играла на нем, хотя она всем рассказывала, что в молодости училась в филармонии.

Выставляя для редких гостей посуду на стол, буква Ф всегда уточняла:

– Это натуральный фарфор, а не фаянс какой-нибудь!

Она всем рассказывала, что ее любимое блюдо – филе форели, фрикасе из фламинго или фрукты во фритюре, что музыку она уважает только филармоническую, и что она мечтает уехать в Финляндию или во Францию.

На страницу:
4 из 7