
Полная версия
Жили-были буквы
Сама буква М молча и мужественно переносила многочисленные неприятности, без которых не может прожить никто, и которые мешают мирной жизни.
Все буквы в азбуке любили букву М, называли ее «матушкой» или «мамашей», галантный кавалер буква К обращался к ней со словом «мадам».
Пожилой Д частенько навещал её и неизменно дарил ей подарки. Буква М мило улыбалась и говорила:
– Дмитрий, вы думаете, что я маленькая девочка?
– Для меня – да, – отвечал Д. – А я для тебя всегда просто Митя!
Вот такая интересная буква есть в Азбуке, и не зря многие важные слова: «мама», «молоко», «мир», «молитва» начинаются с буквы М.

Про букву Р
Жила–была в Азбуке буква Р – очень романтическая особа, которая любила рыдать по любому поводу. Была она рослая, в огромных розовых очках, вечно растрепанная и немного рассеянной. Ходила она всегда в разношенный туфлях и кофтах-разлетайках. Многие считали ее «рохлей» и «растяпой».
Она любила по радиоприёмнику слушать различные радиопостановки. Иногда, включив радиолу, она расслабленно располагалась на диване и развлекалась прослушиванием старинных романсов.
–Ах, как они опять разбередили мой разум! – восклицала она.
Буква Р неплохо рисовала и свои разнообразные разноцветные рисунки она вставляла в рамочки и раздавала всем друзьям, постоянно раздаривала их, так что дома у нее самой их почти не осталось.
Он верила в рок и постоянно читала гороскопы, но особенно она прославилась в Азбуке своею страстной любовью к букве Т. Она постоянно всем говорила:
– Вы обратите внимание, в какой последовательности стоят буквы в Алфавите: П, Р, С, Т… То есть это значит, что Р должна быть всегда рядом с буквой Т! Это не просто так, не случайное совпадение – это судьба, это рок!.. Ах, он навсегда разбил мое сердце, ранил мою душу, лишил меня разума и радости в жизни!.. И почему я такая разнесчастная?..
И она снова начинала рыдать…
Но буква Т не обращал на нее внимания, так как был сражен цифрой «семь». Эта цифра ему сразу понравилась тем, что была чем-то неуловимо похожа на самого Т, правда, ножка у нее не прямая, а немного наклонная, но это выглядело так изящно! Раньше буква Т никогда не встречался с цифрой 7, потому что в ее имени не было твердой буквы Т, и звучала она как-то очень мягко и нежно «Семь!», зато Т хорошо знал цифры «Три», «чеТыре» и множество других, а вот 7 встретил в первый раз.
Увидев эту цифру, буква Т как-то вдруг даже смягчился и впервые почувствовал «симпаТию» и из серо-стального стал нежно-голубого цвета. К сожалению, цифра 7 ничего этого не заметила и оставалась такой же, как и была, а именно суммой чисел «Три» и «чеТыре».
Буква Р все надеялась разбудить в букве Т чувство и ждала, что он разлюбит свою разлюбезную цифру 7 и разглядит ее романтическую натуру. Она всегда мечтала развенчать цифру 7 в глазах Т и разлучить их.
– Разве я хуже ее? – спрашивала она всех. – Мои ноги такие же ровные, я не старая развалюха, как Ж или Ш… И мое умственное развитие вряд ли уступает ее, несмотря на то, что она цифра!..
Буква Р разучивала на рояле разнообразные романсы и регулярно распевала их при раскрытых окнах, рассчитывая разжалобить равнодушного Т, и сильно расстраивалась, что он не реагирует на ее рулады. Но она была достаточно робкой, чтобы решительно поговорить с Т о своих радужных мечтах и раз и навсегда решить свои проблемы, и, боясь испытать разочарование, она предпочитала продолжать разглядывать его на расстоянии и ронять романтические слезы над романами, представляя себя на месте героини.
Буквы в азбуке по-разному относились к букве Р: кого-то она раздражала своими рыданиями, кто-то был к ней совершенно равнодушен, кто-то пытался ее развеселить, но зря старался, так она регулярно была в плохом настроении и не хотела ни с кем даже разговаривать. Буква О – сама всегда веселая хохотушка – не любила вечно рыдающую Р с красными заплаканными глазами, поэтому в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) она вставала после буквы Р с большой неохотой, только если на нее – букву О – падало ударение, как в словах РОспись, РОзыгрыш, Розвальни. В остальных случаях рядом с Р приходилось вставать букве А, как в словах: РАсписание, РАзвал, РАзыграть.
Про букву И.
Жила-была в Азбуке буква И – молодой человек, которому очень нравилась молоденькая буква Е, он считал ее своим идеалом. Когда они встречались, он угощал букву Е сладким инжиром, изюмом, или ирисками – он просто избаловал ее сладостями. Он даже подарил ей шкатулку с инкрустацией, где изумрудами была изображена буква «Е».
Они часто любили играть: прятались в словах, изменяя их смысл, менялись с друг другом местами – создавали путаницу и проблемы для пишущих людей.
И так любил Е, что готов был уступать ей свое место во всех словах, и только присутствие в следующем слоге администратора Азбуки – буквы А – заставляло его вставать на свое место, как, например, в словах:
терЕть – вытИрАть
собЕру – собИрАю
Буква И всегда стремился к букве Е, поэтому даже если ему приходилось стоять в приставках «прИ», они приобретали значение «прИблизиться, прИсоединиться», находиться рядом или сделать что-то не до конца, а если в той же приставке стояла буква Е, то слова означали высшую, превосходную степень:
прЕвеселая – очень веселая,
прЕкрасная – очень красивая.
И всегда говорил, что эти слова напрямую относятся к букве Е, потому что она единственная, к которой подходят все эти определения, потому что у нее нет никаких изъянов.
Буква Е всегда такая загадочная, таинственная, неопределенная, если говорит о чем-то, то всегда в этом какая-то недосказанность: «нЕкто», «нЕчто», «нЕсколько».

А буква И, как и все молодые люди, всегда категоричен: «нИкто», «нИчто», «нИсколько». И покомандовать И любил, поэтому если слово стоит в повелительном наклонении, там обязательно буква И пишется:
пишИ! – пишИте!
дышИ! – дышИте!
Зато буква Е всегда присутствует в отрицательных словах – уж очень многое её нЕ устраивало:
нЕправильно, нЕкрасиво, нЕквусно…
Но когда нужно было усилить отрицание, буква И приходил ей на помощь, например, в предложениях:
Он нЕ умел нИ петь, нИ плясать.
НЕт нИ ягодки!
Буква Е была излюбленной подружкой у буквы И, он просто изнемогал без нее. Он часто уступал ей свое место в словах, особенно, если рядом не было буквы А, не обращая внимания на то, что слова меняли свой смысл. Вот смотрите сами, что получалось от таких перестановок:
прИзирать – означает «приютить, присматривать за кем-то», а изменилась одна буква, стало прЕзирать – что означает «считать ничтожным, не уважать», – совсем другой, даже противоположный смысл возник.
Или слово «прИбывать» означает «приехать, прийти только что», а слово «прЕбывать» означает, что кто-то уже давным-давно здесь находится.
Буква А просто измучилась с ними, исправляя ошибки в словах. Буква И всегда извинялся, но продолжал изобретать новые способы, чтобы выказать свой интерес к букве Е.

Про букву З.
Жила-была в Азбуке буква З. Она была зелёного цвета, очень завистливая, занудная и злая. Она была со всеми знакома, всё обо всех знала, любила заглядывать в чужие окна и завязывать споры и скандалы. Буква З старалась быть загадочной и заманчивой, но выглядела довольно заурядно: завивка на голове и золотые зубы.
Она считала себя заглавной буквой и знатного происхождения, поэтому постоянно была загружена заботами и заседала на разных заседаниях.
Буква З заискивала перед теми, кто был главнее ее (стоял в Азбуке перед ней), и задавалась перед остальными буквами, стоящими после нее. Правда, она немного стеснялась заноситься перед «сонорными» или звучными согласными – Л, М, Н и Р. Если она участвовала в приставках, оканчивающихся на букву З, то вставала на свое место, если за этой приставкой стояли звонкие согласные: Б, В, Г, Д, Ж – именно первые буквы в алфавите, главные, как она считала, так как и сама к ним относилась. Например, в словах:
раЗБитый, раЗВаленный, раЗГовор, беЗЗаботный – пишется буква З.
А если после приставки с буквой З после нее стояли глухие согласные, которые находились во второй половине алфавита, то вместо себя она заставляла вставать в слова букву С, и та соглашалась, как, например, в словах:
раССматривать, раСЧертить, беСКонечный.
К буквам стоящим в азбуке после нее, буква З относилась пренебрежительно и постоянно всех обзывала:
И– изверг
А – зануда и зазнайка
Я – Язва
Про букву П говорила, что она давно заподозрила, что он – закоренелый злодей, что он замышляет законопреступление, замечательно замаскировался и задумывает, как бы забраться в закрома Родины.
Про Х она говорила, что он любит «заложить за воротник» и его пора закодировать от пьянства.
– Какие вы заземленные, даже заплесневевшие! – говорила она обычно, обращаясь ко всем буквам.– Я просто задыхаюсь в этой атмосфере!
А они ее считали «задавакой» и «задирой».
Буква З старалась быть загадочной и заманчивой, но выглядела довольно заурядно: завивка на голове и золотые зубы. Она пыталась кого-нибудь заманить и закольцевать – выйти замуж. Она зачастую запрокидывала голову и звонко и заразительно хохотала, но все буквы относились к ней настороженно.
– Она не то что хлеб замесить, замариновать или засолить ничего не захочет, но голодом заморит или самого заживо загрызет, – говорил про нее В. – Зачем мне такая жена?
– Да уж! – вздыхал Д. – Даром, что она такая заметная, да доброго слова от нее не дождешься!..
И никто не знал, чем занимается буква З по вечерам. А она запирала двери, задергивала шторы на окнах, зажигала свет и засиживалась за полночь, стараясь зарифмовать свои задумки. Когда стихи заполнили всю тетрадь, заготовленную ею для записей, ей захотелось, что бы хоть кто-то заслушал их. Она сделала заявку, что собирается выступить с захватывающим докладом.
– Знаем мы ее замашки, – говорили многие буквы, но на очередном заседании согласились заслушать ее и были заворожены замечательными, захватывающими за душу словами. А как изменилась сама буква З! Как засверкали ее глаза, как зарозовели щеки, она даже засветилась от захватившего ее восторга, и, глядя на нее, все заразились этим задором, и всем
захотелось встать и всем вместе, забросив все дела, замаршировать к заоблачным далям и загадочным землям! Своими стихами она заряжала всех энергией и радостью!
У буквы Р даже очки запотели и она зарыдала от того, что буква З зарывает в землю свой талант, а та засмущалась, зарумянилась от неожиданной, но заслуженной похвалы и даже заробела. Буква Х сказал, что такой талант хотелось бы заспиртовать и хранить в холодильнике, чтобы не закис. Все засмеялись, буква З хотела было заспорить, но задумалась и затихла. Все замерли, заинтригованные ее поведением.
Буква С, которая исполняла обязанности секретаря, призналась, что заслушавшись она не успела застенографировать выступление буквы З. Все зашумели: кто-то защищал букву С, а кто-то пытался заставить букву З повторить свои стихи, чтобы все смогли записать их, но буква З почему-то застеснялась, куда-то засобиралась, заспешила…
Были высказаны незначительные замечания, но все заметили, как за эти несколько минут буква З зарекомендовала себя с новой, но замечательной стороны. Многие буквы сразу зауважали ее.
Через некоторое время все удивились, что буква Х начал захаживать к ней в гости, и она уже не захлапывала перед ними свои двери. Иногда она забывалась и начинала заговариваться, тогда Х холодно останавливал ее:
– Опять захвасталась!… – и З застыдившись, замолкала.
– Нельзя ее захваливать, а то она загордится и может захворать! – говорил он всем.
После этого знаменательного выступления буква З так изменилась, что некоторые буквы стали завидовать ей:
– Ишь, зацепила мужика, зацапала его, зацеловала и зациклилась на нем, – говорила Ц.
– Да ладно, – останавливала подругу буква Ч. – Ты ее совсем зачернила. Зачастую так и происходит, стоит зачерпнуть немного радости, а по
том захочется зачеркнуть свою прошлую жизнь, чтобы не зачахнуть, не зачерстветь душой. Зато она перестала чваниться и запросто заговаривает со всеми!
– У меня давление зашкаливает, когда я заслышу, как она зашвырнула свои замашки, – зашептала буква Ш. – Была такая зашибленная, зашифрованная, а теперь зашумела!…
Буква Щ ее защищала:
– Зато как она защебетала, как защеголяла, словно защелка в ней открылась. Глянешь на нее – и сердце защемит!
Итог всем высказываниям подвела буква А:
– А впрочем, буква З – молодец! Проще всего затоптать талант, задавить его в зародыше, и гораздо труднее заставиться себя заботиться о нем, забывая о сне и отдыхе. Попытаться выпустить из заточения те замечательные слова и мысли, что застряли у тебя в голове, затем занести их на бумагу и зажечь сердца своих заочных собеседников, затронуть их души, заставить задуматься, чтобы им захотелось завтра же изменить что-то. Замечательно было бы, чтобы слова твои не просто звали вперед, а запомнились надолго.
Вот так завершилась эта занимательная история про букву З. Но она все равно продолжала уважать буквы, стоящие в Азбуке впереди нее.
Про букву П
А вы знаете, что в Азбуке некоторые буквы называются звонкими, а некоторые, наоборот, – глухими?
Вот одной из глухих и был буква П. Он называл себя «почетным пенсионером». Он и в самом деле был в детстве примерным пионером, председателем пионерской дружины, потом передовиком производства, профсоюзным лидером и партийным работником. У него была потрясающая память, он помнил почти все, знал все правила и помнил наизусть многие параграфы приказов. Вся его жизнь была построена по плану, которого он постоянно придерживался. Он приветствовал перестройку, выступал против показухи и постоянно пытался все переделать, всех перевоспитать, все перестроить.
Сам себя он считал «правильной» буквой, прямолинейной: потому что у него две ровные параллельные палочки и поверх них – прямая перекладина. Почему-то и прочие буквы он хотел переделать. Букве А – администратору Азбуки – он просто проходу не давал.
– Простите, пожалуйста, но я принужден предупредить вас, – приставал он к ней. – Посмотрите, что это за пассаж? Буква Н носит свою перекладину на поясе, а у буквы И она вообще, похоже, сломалась и упала одним концом вниз… Примите меры! Пора навести порядок!
И хотя буква А пыталась объяснить ему, что буквы и должны отличаться друг от друга, чтобы их не перепутали, плохо слышащий П продолжал поучать ее:
– Ваша пассивность поражает меня! Приструните их для порядка! Пускай привыкают прямо держаться и выполнять приказы!
По вечерам, прослушав по радио новости и посмотрев политические программы по телевизору, П принимался писать письма в редакции передач, чтобы поделиться своими переживаниями, дать поучения или привести примеры из собственной жизни. Он привык всегда подробно обо всем писать: в профсоюзную организацию, в партийный комитет, в правительство…