
Полная версия
Жили-были буквы
Про букву У
Жила-была в Азбуке буква У. Она закончила когда-то давно университет и считалась самой умной. К тому же она была очень умелой, поэтому пользовалась уважением у всех букв в Азбуке.
Жила она одна, так как считалась, что ей трудно угодить – характер у нее был довольно угрюмый, но это потому, что она всегда усердно размышляла над какой-нибудь проблемой. Но тайно она была увлечена буквой В, очень уважала его за умение выступать с поучительными докладами и, хотя он был увальнем, смотрела на него увлажненными глазами… Но – увы! – буква В в упор не замечал ее чувств, даже нередко отпускал в ее адрес вульгарные шутки и за глаза называл уродиной.
Буква У и в самом деле выглядело угловатой, узколицей, узкогрудой, потому что была уверена, что ум – это лучшее украшение, и всегда удивлялась, как можно убивать время попусту на уход за собой? Поэтому по утрам она не только не утруждала себя утренней гимнастикой, но частенько и не умывалась вообще…
Убранство ее дома было скромным: унылые обои, угловой диван, убогий шкаф, забитый книгами, и большое удобное кресло, в котором буква У проводила все время. Уборку в доме делала она редко, не желая тратить время попусту, поэтому в углах лежал мусор, а утлые расшатанные стулья были увешаны ее одеждой.
Не любила она и увеселительные мероприятия или торжественные ужины с обильным угощением. Ухватив что-нибудь украдкой со стола, она стремилась уединиться где-нибудь и размышлять об увиденном или услышанном. У неё были удивительные способности анализировать полученную информацию, углублять свои знания и придумывать различные усовершенствования.
Была она очень усердна во всех делах и поэтому удачлива и успешна. Она успевала везде: букве С даст совет какое удобрение больше всего

способствует урожаю, кому-то посоветует, как в домашних условиях удалить больной зуб, кого-то удивит оригинальным решением задачи, даже напоет песенку, которой быстрее всего можно убаюкать ребенка.
Она была универсальной буквой – убедительно звучала во всех словах, её трудно спутать с другими буквами. На просьбы помочь она всегда отвечала утвердительно и уверенно бросалась решать любые задачи, потому что она сама в первую очередь была убеждена в своем умении решить все чужие проблемы. Не зря именно ее пригласили стоять рядом с собой вместо буквы Ю капризные буквы Щ и Ч.
Но иногда ее увлеченность всем помогать была чрезмерной:
То она норовит в конце слова заменить букву Е, да еще и ударение на себя перетянет, например:
в домЕ – в домУ, в дымЕ – в дымУ,
то старается встать в суффикс существительных мужского рода – ышек или -ешек:
воробЫшек и воробУшек, камешЕк и камУшек – и так и так можно писать…
В конце концов, она выпросила, чтобы и про нее правило придумали:
наречия с приставкой по- оканчиваются на -у, например: поровнУ, понемногУ, посколькУ, постолькУ.
Но и тут буква У не утерпела и начала пристраиваться и к наречиям с приставкой с- (со-), где вообще-то буква А должна стоять, например в словах: смолодУ и сослепУ.
Вот такая упрямая буква!
Про букву Х.
Многие буквы в Азбуке могут звучать в разных словах по-разному: или твердо, или мягко. И лишь несколько из букв звучат во всех словах одинаково, к ним относится и буква Х.
Старожилы Азбуки говорили, что давным-давно буква Х обозначалась прямым крестиком, но так как он частенько бывал «под хмельком», то, как-то раз, не удержавшись на одной ножке, он упал набок, да так и стал ходить боком, на двух ножках.
А может быть, он был очень хитрым, и только притворялся хромым, а сам втихаря хихикал над всеми…
А еще у буквы Х была тайная страсть: он очень любил играть, особенно в «крестики-нолики», где он частенько заменял косой крестик. Вместе с буквой О, которая заменяла цифру «ноль», они тайно сбегали из Азбуки, чтобы часами заниматься игрой.
Букве Х очень нравилась веселая О, он считал ее хорошим другом и мечтал, что когда-нибудь назовет ее хозяйкой в своем доме. Но буква О только весело хохотала, а Х прямо на глазах худел от расстройства.
Конечно, характер у него был не как халва, жил он холостяком, дома обычно хаживал в халате, часто хандрил, а в холодное время года он хронически хворал от простуды. Будучи под хмельком он хвастал, что в молодости был хиппи, носил на голове хохол и хотел выучиться на хирурга, но в школе он плохо учил химию, и ему не хватило знаний для поступления в институт.
Свой дом он называл «халупой» или «хибарой», но был хорошим хозяином, и многие буквы часто хаживали к нему в гости. Буква Х вынимал из холодильника холодец, жарил на сковороде рыбу хек, специально для буквы Г готовил хачапури, а халва и хмельное никогда у него не заканчивались. После угощения они обычно смотрели хоккей по телевизору и хрустели сладким хворостом.

Некоторые буквы хором хвалили его за гостеприимство, считали его хорошим хохмачом, а некоторые, наоборот, хаяли его, что в своем доме он устроил харчевню для всех, кто хочет.
К своим прямым обязанностям буквы в Азбуке он относился халатно, приходил на работу, когда хотел, так что иногда приходилось его срочно подменять другим буквам, как например в словах:
уХо – уШи, а не уХи.
В ответ на замечания он хладнокровно отвечал, что если букве Ш хочется ходить на халтурные работы, то это ее дело, а ему хватает хлеба в доме, и он не собирается хлопотать ради хорошей характеристики.
Про букву Щ.
В Азбуке живут разные буквы, у каждой свой характер, свои привычки, свои друзья… У буквы Ч была закадычная подружка – буква Щ. Среди друзей, как правило, один бывает заводилой, а второй подчиняется ему или пытается подражать. Точно так было и с буквами Ч и Щ: у Ч был более сильный характер, вот она и командовала буквой Щ, которая была более мягкой, но хотела выглядеть модной и пользоваться уважением среди других букв, хотя это ей не очень удавалось. А буква Ч и в Азбуке пыталась свои порядки устанавливать. Помните, как она не захотела, чтобы в словах после нее стояли буквы Я или Ю? И, глядя на нее, и буква Щ стала требовать, чтобы после нее стояли только А или У. Так и появилось правило:
Слоги ЧА и ЩА всегда пишутся с буквой А.
Слоги ЧУ и ЩУ всегда пишутся с буквой У.
Вообще-то, буква Щ была щеголихой и модницей. Браслеты она носила не только на обеих руках, но и на щиколотках ног. Брови она щипцами выщипывала в тоненькую ниточку, а для щек не жалела румян. Она часто щурилась, потому что у нее было слабое зрение, а очки носить она стеснялась. Она была очень щедрой, калитка к ее домику никогда не закрывалась на щеколду, и по дорожке, посыпанной щебнем, каждый мог зайти к ней в любое время.
Едва раздавался щелчок входной двери, как у буквы Щ на щеках вспыхивал румянец, и она спешила зашедших к ней гостей усадить за стол и угостить сладкими пирожками со щавелем или фаршированной щукой. Даже если не было разносолов, то уж большая кастрюля щей всегда стояла у нее на плите. Сама она усаживалась рядом и начинала щебетать про разные новости. Ела она мало, строго соблюдала диету, потому что у нее были проблемы со щитовидной железой.

Буква Щ любила слушать музыку, особенно в исполнении щипковых инструментов. Больше всего ей нравилась музыка Чайковского из балета «Щелкунчик».
В доме у нее жил говорящий щегол, которого она очень любила. Еще она мечтала о щенке, но боялась, что он будет лезть во все щели и потребует очень много внимания к себе. Она очень заботилась о своем здоровье, часто щупала пульс на руке, и сама себе назначила щадящий режим в жизни, что означала – поменьше работы, побольше отдыха.
Но самое главное, она ни в чем не хотела отставать от своей подруги Ч, во всем пыталась ей подражать, даже выпросила у нее уступить ей кавалера – букву Н. Поэтому, узнав, что буква Ч часто стоит в суффиксе – чик, буква Щ стала проситься у нее иногда заменять ее. Буква Ч подумала немного и решила:
– Хорошо, я буду стоять после буквы Д, потому что он мне нравится – он добрый. Потом еще после буквы Т – потому что он племянник буквы Д. Еще после букв З и С – потому что их не разберешь, когда кто из них стоит в слове, ведь буква З постоянно просит безотказную С заменять ее в различных словах. Ну, и пожалуй, после буквы Ж, потому что с ней лучше не связываться… Ну, а в остальных случаях, так и быть, становись ты. Ведь мы же подруги! Мне для тебя ничего не жалко!
Вот и приходится всем пишущим запомнить еще одно правило правописания:
в суффиксах – чик – и – щик – имен существительных
–чик – пишется после Д, Т, З, С, Ж: например: перевоДЧик, реЗЧик, перебеЖЧик.
–щик – после всех остальных согласных: камеНЩик, пиЛЬЩик.
Про букву Э
Жила-была в Азбуке буква Э. Это была элегантная дама, одевающаяся экстрамодно, эгоцентричная, то есть считающая себя центром существующего мира, обо всем имеющая свое мнение, которое редко совпадало с мнением остальных букв. Она любила экзотику и называла себя эмигранткой, приехавшей из страны, где растут эвкалипты и цветут эдельвейсы. Она говорила, что страна эта расположена на экваторе и напоминает райский сад – Эдем. Она там ездила на экскурсии в экипаже и ела эклеры и эскимо.
Не все буквы верили ее рассказам. Буква В шутя говорил, что она наверняка была эвакуирована от эвенков, чтобы не нарушать у них экологию.
Буква К говорил:
– Я, как эксперт заявляю, что это – интересный экземпляр в экстравагантной экипировке, но слишком уж она экзальтированна!
– Но! – с энтузиазмом вступал буква Н – Надо признать, что от нее исходит негативная энергетика. Может быть, это энцефалит?
– Эпидемия! – поднимал панику глуховатый П.
– Эдак вы ее до эшафота доведете! – заступался за нее буква Д. – Добрее надо быть, друзья! Душевнее!
– Эхма! – вздыхал буква Х. – Хотите знать правду? Да она – просто эхо той эпохи, экспонат музея эволюции!
– Эй! – горячился молодой Й, который был от буквы Э в полной эйфории. – Не смейте так говорить! Нет никого красивей и элегантней её, никого добрей и милей!
– Ну и пусть она из другой эры, – говорила романтическая буква Р. – Зато какая у нее эрудиция!
– А давайте проведем эксперимент! – придумал К. – Устроим ей экзамен. Пусть отвечает экспромтом, не раздумывая, тогда и узнаем, относится ли она к элите.

Но буква Э оказалась готова к экстремальным испытаниям и всем на удивление показала буквально энциклопедические познания. Позже она призналась, что много училась экстерном, когда жила в Эмиратах, и эмир даже подарил ей на память эмалевую эмблему – изображение птицы эму в эллипсе.
– Давайте будем сдерживать свои эмоции, – подвела итог мудрая буква М. – Мы все можем найти много эпитетов для каждой буквы, но мир – самое главное в любом коллективе!
Все с ней согласились, и был создан эдикт – эквивалент указа – о том, когда и где можно писать букву Э:
1. В начале слов, пришедших к нам из других языков, буква Э или буква Е (её замена) пишутся в соответствии с произношением, например:
с одной стороны – Эра, Эллин, Этика,
но с другой стороны – Егерь, Ересь, Европа.
2. После гласных букв в середине слова пусть всегда пишется буква Э, например:
пОЭзия, статУЭтка, мАЭстро.
Но буква И очень не любил букву Э, считал ее эгоисткой и требовал, чтобы в подобных словах рядом с ним стояла только его любимая буква Е. Пришлось согласиться с этим условием, и записать это в правила, например:
дИЕта, дИЕз, гигИЕна
Но тут, глядя на букву И, начали возмущаться согласные буквы, которые совсем недавно говорили про букву Э не совсем этичные высказывания. Они просто впали в экстаз от возмущения, так что пришлось написать еще одно правило:
После согласных букв в середине слова всегда пишется буква Е, кроме нескольких коротких слов:
мЭр, пЭр, и сЭр.
Вот этакое приключение произошло в Азбуке с буквой Э.
Про букву Ъ
Жила была в азбуке очень странная буква. Вернее, даже не буква, а знак. Его так и звали «Твердый знак», и никакого звука он не обозначал, и ни одно слово не начиналось с этой буквы, поэтому он всегда был сердит и не в духе.
Но вообще-то это буква очень важная. Ъ нельзя путать с Ь, хотя иногда кажется, что они действуют по одним правилам. На самом деле это совсем не так. Если Ь может стоять и в конце слова, и в середине его, и после любых букв, и перед любыми буквами, то Ъ ставится только перед четырьмя буквами, самыми его любимыми: Е, Ё, Ю и Я. Он не случайно выбрал именно эти буквы, потому что, как и Ь, знал, что буквы эти не самостоятельные, так как они образованы от букв Э, О, У и А. Их еще зовут «йотосодержащие», вот Ъ знак и указывает на это.
Часто букву Ъ называют еще разделительным, потому что он разделяет приставки, оканчивающиеся на согласные буквы, и корни слов, например:
подЪЕзд, обЪЁм, межЪЯрусный.
Кроме того, Ъ пишется в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, и опять же перед своими четырьмя любимыми буквами, например:
двухЪЯрусный, трёхЪЯмный, но четырехЭтажный.
А самая главная работа «Твердого знака» заключалась в том, что он принимал активное участие в написании иноязычных слов после иноязычных приставок:
аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-.
Ъ изо всех сил пытался приспособить написание иноязычных слов к правилам русского языка, особенно перед своими любимыми Е, Ё, Ю и Я, например:
адЪЮтант, инЪЕкция, конЪЮнктура, обЪЕкт, субЪЕкт, трансЪЕвропейский, панЪЕвропейский.

Вот какая важная эта буква для правописания, и без нее в Азбуке никак не обойтись!
Про букву Й
Жила-была в Азбуке буква Й. Как ни странно, но эта согласная буква был родной брат близнец буквы И. Их различали не только по хохолку на голове у Й, но и по характеру они были совершенно разные.
Если буква И был скромным и вежливым молодым человеком, то буква Й – озорник и хулиган. К своим обязанностям он относился очень безответственно, поэтому лишь в нескольких словах он стоит впереди, таких как:
Йог, Йогурт, Йод
Зато очень много слов оканчиваются на букву Й:
ЗвонкИЙ, веселЫЙ, молодОЙ, радостнЫЙ, озорнОЙ –
именно таким и был задорный Й, и все-то он норовил убежать куда-нибудь, поэтому рядом с ним обязательно стояла какая-нибудь гласная буква и крепко держала его за руку.
Но у братьев И и Й было все же много общего. Например, всем известно, что буква И питал очень нежные чувства к букве Е. Именно с ней он часто играл в прятки в словах или помогал ей в сложных случаях. А букве Й нравилась ее сестрёнка – буква Ё. Он, конечно, очень уважал элегантную букву Э, но ее дальняя родственница нравилась ему гораздо больше. Он считал букву Ё маленькой, болезненной, слабой девочкой и всегда стремился защитить её.
– Эй! – предупреждал он всех. – Попробуйте только обидеть мою маленькую Ё! Ой-ой-ой, что будет!
Была у буквы Й одна странность в характере – он почему-то очень не любил иноязычные слова, то есть слова, пришедшие в наш русский язык из других иностранных языков, и оставшиеся там. Нам теперь они кажутся такими же русскими, как и все остальные слова, а вот буква Й очень яростно протестовал против них:

– Неужели в нашем родном языке мы не найдем им соответствующей замены? – горячо вопрошал он. – Например, зачем говорить «римейк», когда можно сказать – сделать заново? Или вместо «копирайт» можно говорить – авторское право, а вместо слова «дизайн» – проектирование или замысел.
Поэтому он категорически не хотел, чтобы буква Ё стояла в иноязычных словах.
– Нечего ей там делать, – говорил он. – Ещё испортят её эти иностранцы. За ними глаз да глаз нужен. Доверяй, но проверяй! Я сам вместо нее встану, вот с буквой О, например…
Так получилось еще одно правило русского языка:
В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё пишется йо, например:
ЙОг, ЙОгурт, раЙОн, маЙОр, коЙОт.
Про букву Н
Жила–была в Азбуке буква Н. Он выглядел всегда нарядным: наглаженный, надушенный, напомаженный, но смотрел надменно и вел себя иногда нахально, а иногда назойливо. Был он голубого цвета, гладкий и скользкий, как мыло, но очень нравился сам себе и не мог на себя в зеркало налюбоваться.
Буква Н мог кому угодно наговорить неприятностей, рассориться навсегда, а наутро, как ни в чем ни бывало, напроситься на чай. Ему ничего не стоило нагрубить, наврать, а назавтра с невинным видом нагрянуть в гости, налакомиться досыта, да еще и наливочки налить попросить, потому что он наивно надеялся, что ему все простится за его внешний нарядный вид. Но, надобно вам сказать, он всем буквам порядочно надоел…
Буква А не раз намечала его наказать, но очень уж часто приходилось ему вставать в разные слова, часто он удваивался, неоднократно намекал на то, что он самый незаменимый и наиболее необходимый в Азбуке, так что она боялась, что обидевшись, он наотрез откажется выполнять все правила правописания. Буква Н, чувствуя неприятности, мог всем наобещать немыслимое, а потом ничего не выполнить. Напрасно буква А надеялась на его обещания, не раз убеждалась она в его ненадежности. Ему было на всех наплевать.