bannerbanner
Новая экономическая теория. Русская политическая экономия как антипод Английской политической экономии
Новая экономическая теория. Русская политическая экономия как антипод Английской политической экономии

Полная версия

Новая экономическая теория. Русская политическая экономия как антипод Английской политической экономии

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 15

Таким образом, в современных условиях руководством России предлагается, строго говоря, только два варианта дальнейшего преобразования. Первым из них является построение в России классического Капитализма, несмотря на то, что даже сам Запад ужаснулся от того, что они под этой вывеской построили.

Второй вариант – это давно набившая оскомину «конвергенция Капитализма и Социализма» в разных вариантах. Иначе говоря, предлагается отбросить все плохое от Капитализма и Социализма и создать нечто среднее между ними, новый строй, который должен сочетать в себе лучшие черты Капитализма и Социализма.

Учитывая уровень социальной напряженности в обществе, очевидно, что первый из представленных вариантов не имеет никакой перспективы. На нем могут настаивать в современной России либо провокаторы, либо самоубийцы, поскольку ясно, что результатом подобных экспериментов является неизбежная кровавая революция, очередной бессмысленный и беспощадный бунт людей, доведенных до отчаяния.

При втором варианте предлагается абсурд: попытаться соединить то, что в принципе не может быть соединено просто потому, что они являются полными антиподами. Попробуйте соединить два полюса магнита. Это нонсенс. Или возьмите все хорошее из Ада и из Рая, и попробуйте сформировать нечто Третье из этих субстанций. Вас ничто не настораживает в этом предложении? Ведь Ад – это и есть вместилище всего злого, плохого, гадкого, мерзкого. А Рай, наоборот, вбирает в себя все самое доброе, светлое, положительное. Эти две сферы уже сформированы по принципу разделения на плохое и хорошее. Не может быть в Раю что-то плохое, а в Аду что-то хорошее. Ад – это скопище всего плохого, а Рай – прибежище всего хорошего. Пытаться организовать «конвергенцию Рая и Ада» означает только одно: уничтожение Рая и установление повсеместно только Ада. В итоге получится «Рай в Аду» или «Ад в Раю». Строго говоря, и то и другое – Ад. При этом и Ад, и Рай имеют дело с душами усопших. И каждая душа, представая перед Страшным Судом, как правило, грешна в той или иной степени. В Рай попадают не идеально безгрешные души и в Ад направляются не только те, кто творил исключительно зло. В этой связи вроде бы само собой напрашивается желание сформировать третий вид пристанища душ усопших, который был бы вместилищем основной их массы, поскольку большинство совершает как хорошие, так и плохие поступки. Все люди в той или иной мере грешны. Это третье пристанище можно было бы назвать «Ай» или «Рад». Но дело в том, что появление этого третьего пристанища сразу станет залогом того, что это будет единственное пристанище душ усопших, необходимость в Рае и Аде отпадет, поскольку абсолютных праведников и исключительных злодеев практически не бывает. Вместе с этим исчезнет и страх перед Страшным Судом. В этом случае устранится сдерживающее начало, ориентирующее людей на добрые поступки и на борьбу со злом. Мир погрузится во всеобщую нарастающую безграничную греховность, что и является ВСЕОБЩИМ АДОМ. Рай просто прекратит свое существование.

Мир всегда будет сочетать в себе оба начала: и Рай, и Ад, или и Добро, и Зло. Меняется только соотношение этих составных частей в зависимости от ряда обстоятельств. В итоге доминирующая субстанция и будет формировать текущую оценку Мира: побеждает Добро или Зло, жизнь становится Райской или Адской.

Точно такая же логика лежит в основе оценки общественно-экономических формаций. Как представляется, существующая ныне градация «первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм» не совсем верно описывают механизм развития экономики Мира. Как будет более подробно показано ниже, в каждой из указанных общественно-экономических формаций одновременно присутствуют два основных полюса экономики: с одной стороны, Экономика Эксплуатации Чужого Труда, а, с другой стороны, Экономика Свободного от Эксплуатации Труда. Указанные два вида экономики постоянно конкурируют друг с другом, находятся в состоянии непрерывной борьбы. Это – два полюса экономики, без которых она не может существовать. Их конкуренция и обеспечивает эффективность внутренних механизмов развития экономики Мира. Время от времени один из видов экономики становится доминирующим. Например, в период, который был назван первобытно-общинным строем, доминировала Экономика Свободного от Эксплуатации Труда. Затем стала доминировать Экономика Эксплуатации Чужого Труда и этот период охватывает рабовладение, феодализм, капитализм. Затем настал период Социализма, в течение которого была предпринята попытка доминирования Экономики Свободного от Эксплуатации Труда. К сожалению, были допущены фундаментальные идеологические просчеты в СССР и в других социалистических странах (в частности, был сохранен механизм использования наемного труда, элементы эксплуатации чужого труда на уровне государства, поскольку не вся величина вновь созданной стоимости присваивалась Трудящимися), что неизбежно привело к возврату доминирования Экономики Эксплуатации Чужого Труда.

Для упрощения последующего изложения Экономику Эксплуатации Чужого Труда будем называть Эксплуататорской Экономикой. Соответственно Экономику Свободного от Эксплуатации Труда будем именовать Свободной Экономикой. Предлагаемая логика устройства мировой экономики13 позволяет, как представляется, решать многие проблемы, которые ранее казались тупиковыми или неразрешимыми.

Прежде всего утрачивают смысл дискуссии по поводу идеализации той или иной общественно-экономической формации. Кто-то восхваляет Капитализм, кто-то – Социализм, кто-то – Феодализм. У каждой страны имеются свои экономические и хозяйственные предпочтения, свой менталитет, свои традиции. В соответствии с этими особенностями каждая страна будет отдавать предпочтение Эксплуататорской Экономике или Свободной Экономике. При этом формы реализации этих предпочтений могут быть индивидуальными и специфическими, что также соответствует менталитету соответствующего народа. Кроме того, внутри каждой страны всегда найдутся люди, которые будут предпочитать не доминирующий в стране вид Экономики. Одним словом, указанных два вида Экономики, подобно двум полюсам, Добру и Злу постоянно присутствуют и будут присутствовать не только во всем Мире, но и в каждой стране. Соотношение между этими Экономиками может время от времени меняться вплоть до смены доминирования вида Экономики как в отдельной стране, так и во всем мире. Но никогда не исчезнет полностью ни один из этих видов Экономики (хотя и может «сжаться» до микроскопического масштаба). В противном случае будет разрушен механизм развития экономики Мира.

Каждый из этих видов Экономики не может существовать в чистом виде ни в одной стране, а уж тем более в мире в целом. Эксплуататорская Экономика описана Английской политической экономией. Соответственно Свободная Экономика описывается Русской политической экономией. Каждый из видов Экономики – это идеал, мечта, утопия. Подобно тому, как душа каждого человека несовершенна, грешна, но она тянется к идеалу Рая или, как это ни странно звучит для нормального человека, – к идеалу Ада (существуют сатанисты, поклоняющиеся Дьяволу и мечтающие о власти Ада). Подобно сатанистам, поклонники Английской политической экономии, находятся во власти денег, служат Мамоне и их сокровенной мечтой является построение Эксплуататорской Экономика во всем Мире.

Как отмечал Лестер Туроу: «Чтобы человеческие общества могли процветать, им нужна мечта о чем-то лучшем. Утопии, по самому их определению, построить нельзя, но они предоставляют элементы, которые можно встроить в наши нынешние более чем несовершенные экономические системы, чтобы они могли приспосабливаться к новым условиям»14. Соответственно, одни страны и народы мечтают о всемирной победе Эксплуататорской Экономики, а другие страны и народы пытаются воплотить в жизнь утопию в виде построения в своей стране или в мировом масштабе Свободной Экономики. Как было показано выше, ни то ни другое невозможно реализовать в чистом виде. Если же это каким-то образом удастся осуществить любой из сторон, весь Мир (включая реализаторов утопии) прекратит свое развитие, а значит и существование.

Из этого следует первый очевидный вывод о том, что задача «мировой революции» и «победы социализма во всем мире» – это одна из таких утопий, которую невозможно реализовать в принципе. А реализованный на практике подход о начале построения социализма в отдельно взятой стране, который считался в прошлом веке очень рискованным, поскольку он противоречил идеологическим доктринам, был единственно верным и наиболее реальным, если ориентироваться на вышеизложенную логику развития мировой экономики.

Следующий вывод касается переживаний сторонников Капитализма по поводу того, что с развалом СССР, как основной опоры Социализма, Капитализм потерял своего основного конкурента и с ним – источник своего развития. Вот что по этому поводу пишет, например, тот же Лестер Туроу: «Опасность состоит не в том, что капитализм развалится, как коммунизм. Капитализм не может развалиться без жизнеспособного конкурента, к которому люди могут перебежать, разочаровавшись в жизни при капитализме. Экономика фараонов, римлян, средневековья и мандаринов тоже не имела конкурентов и потому просто оставалась в застое в течение столетий, прежде чем в конце концов исчезла. Опасность – это не крах, а застой»15.

Конкурент Эксплуататорской Экономике всегда существует в виде Свободной Экономики. Если сторонники Капитализма, как текущей основной формы этой экономики, «расслабились», считая себя «победителями Социализма», то это означает только одно: шансы Свободной Экономики резко возрастают для занятия главенствующего в экономике Мира положения в связи с расслабленностью сторонников Эксплуататорской Экономики.

Следующий очевидный вывод из предложенной логики касается вопроса о том, является ли Капитализм или Социализм (Коммунизм) наивысшей общественно-экономической формацией. Что будет дальше после этих формаций и есть ли это будущее? Ответ очевиден, что процесс взаимодействия этих двух видов Экономик16 бесконечен (пока существует человечество). Каждая отдельная форма доминирования одной из этих двух Экономик будет называться тем или иным новым термином (очередным «-измом»). Соответственно количество наименований этих общественно-экономических формаций, сменяющих друг друга и описывающих очередную смену доминирующей формы Экономики, может быть ограничен только фантазией человечества и его словарным запасом.

Попытки давать сравнительный анализ Капиталистической и Некапиталистической (в каком-то смысле Антикапиталистической) рыночных экономик предпринимались и ранее. Например, Фернан Бродель в своей книге «Материальная цивилизация, экономика и капитализм», изданной в 1979 году, восхваляет Капитализм как самый эффективный вид рыночной экономики, способной обеспечить быстрое развитие экономики. При этом он сравнивает два вида рыночной экономики [условно называя их рыночная экономика (А) и рыночная экономика (Б)]. Если экономика А – это Капиталистическая рыночная экономика, то экономика Б представлена у Ф. Броделя как отсталая экономика, не выдерживающая конкуренции с Капитализмом. Он не считает эти два вида экономики (А и Б) антиподами, равноправными соперниками. Второй вид рыночной экономики приводится Ф. Броделем, как представляется, только для того, чтобы подчеркнуть преимущества Капитализма перед всеми прочими видами рыночной экономики. Симпатии Ф. Броделя явно на стороне Капитализма. В своих лекциях, прочитанных в 1976 году в университете Джонса Гопкинса (США), Ф. Бродель дал краткий обзор содержания этой вышеуказанной книги, которая тогда только готовилась к публикации17.

Можно приводить и другие очевидные выводы из предложенной логики развития мировой экономики. Это будет осуществляться по мере изложения материала. А пока нам необходимо вернуться к теории конвергенции Капитализма и Социализма.

В рамках приведенной логики Капитализм – это одна из форм доминирования Эксплуататорской Экономики, а Социализм – соответственно, одна из форм доминирования Свободной Экономики. То есть речь идет о конвергенции не столько Социализма и Капитализма, сколько о конвергенции двух полных антиподов, двух полюсов экономики Мира: Эксплуататорской Экономики и Свободной Экономики. Абсурдность самой постановки вопроса очевидна. Так называемая конвергенция – это хитрый, подлый процесс ослабления Свободной Экономики и одновременного укрепления Эксплуататорской Экономики. В результате происходит уничтожение Социализма как современной формы воплощения образа доминирования Свободной Экономики, а также установления повсеместной власти Капитализма, то есть доминирования Эксплуататорской Экономики.

По этому поводу интересное наблюдение высказывал Лестер Туроу: «История также учит нас, что версии капитализма, основанные на выживании наиболее приспособленных, на практике не работают. Экономика свободного рынка, существовавшая в 20-е годы, развалилась во время „великой депрессии“, и правительству пришлось ее перестроить. Может быть, капитализм, где „выживают наиболее приспособленные“, все-таки осуществим, но никто еще не пытался это сделать. Следует также иметь в виду, что государство всеобщего благосостояния было устроено вовсе не безумными левыми. Его строителями были почти во всех случаях просвещенные аристократические консерваторы (Бисмарк, Черчиль, Рузвельт), принявшие политику социального обеспечения не для того, чтобы разрушить капитализм, а чтобы спасти его, защитив средний класс»18. Иначе говоря, наиболее мудрые и хитрые правители капиталистических государств активно использовали принципы «конвергенции» ради спасения Капитализма (то есть доминирования Эксплуататорской Экономики) и фактического уничтожения Социализма (то есть ослабления Свободной Экономики), как опасного антипода Капитализма. При этом важно правильно понять роль среднего класса в этом процессе. Как это ни странно, и при «чистом Капитализме», и при «Социализме в СССР» средний класс, как зажиточный, благополучный, самодостаточный и потому независимый от государства социальный слой общества, практически уничтожался. Но с полным уничтожением среднего класса прекращалось бы существование и Капитализма, и Социализма в СССР. Мудрость правителей капиталистических держав позволяет Капитализму продолжать свое существование за счет теории «Конвергенции», удерживая величину среднего класса на определенном уровне, не превышающем критический уровень, то есть уровень, способный привести к уничтожению Капитализма и реальному его перерождению в Подлинный Социализм. Руководство СССР применило теорию «Конвергенции», не позаботившись о том, чтобы сформировать мощный слой среднего класса, который мог бы помочь достойно выйти из пучины Капитализма в Подлинный Социализм. В процессе перестройки средний класс (мелкие и средние предприятия и предприниматели, не эксплуатируемые и не эксплуатирующие других) не был сформирован в массовом масштабе и постоянно «удушался» как «излишне свободный и независимый, неуправляемый слой населения». В итоге в России после развала СССР начал строиться тот самый классический Капитализм, где «выживают наиболее приспособленные», который, как было отмечено Лестером Туроу, «никто еще не пытался сделать». Мы его упорно «делаем» в нашей стране и удивляемся, почему население страны вымирает, почему работающие люди получают нищенскую заплату, величина которой ниже прожиточного минимума, почему нет роста экономики, почему нет экономического оптимизма? Хотелось бы еще раз обратить особое внимание на роль среднего класса в построении Подлинного Социализма. С одной стороны, сохранение среднего класса при Капитализме в умеренном количестве, не представляющем угрозы Правящей Элите, является залогом сохранения и долгожития Капитализма. С другой стороны, именно резкий рост доли среднего класса в общем количестве населения страны, превращение этого класса в Гегемона, в Правящую Элиту и является тем решающим, необходимым условием победы Подлинного Социализма. Средний класс – это заложник Капитализма в реализации его подлой теории «Конвергенции». Средний класс используется Капитализмом в качестве провокатора Социализма на соглашение с теорией «Конвергенции». Но именно Средний класс (а не Пролетариат) является могильщиком Капитализма и главным строителем Подлинного Социализма.

Получается, что нас ничему не учит наш же опыт. Почему прекратил существование СССР? Многие сейчас жалеют о том, что ушла в небытие та уверенность в завтрашнем дне, та развитая промышленность и сельское хозяйство, та бесплатная медицина, образование и здравоохранение, та бесшабашная радость во время праздников, та подлинная дружба между людьми, искренняя любовь, как основа семейной жизни. Можно долго перечислять то богатство, которое мы имели, но не ценили. Мы полагали, что всё это само собой разумеется. Оно нам дано изначально и навсегда. Этого никто и никогда у нас не сможет отнять. А потому хотелось к этому богатству добавить еще кое-что. Прежде всего речь пошла о материальных благах. Обывателю хотелось иметь видеомагнитофоны, фирменные джинсы, колготки, блузки, юбки, туфли, сапоги и пр. В этом нет ничего предосудительного. Рост благосостояния людей – это одна из основных задач развития экономики19. И это никак не противоречило принципам Социализма. Просто Пролетариат, как гегемон советского общества, хотел стать Зажиточным Средним Классом, то есть реальным, независимым от государства Хозяином страны. Если бы это произошло, то, возможно, мы бы уже жили при Подлинном Социализме.

Беда СССР заключалась в том, что в разных социальных слоях сформировалась прослойка влиятельных людей, получающих крупные нетрудовые доходы. То есть был нарушен главный принцип: единственным источником богатства является личный труд каждого члена общества20. Нетрудовых доходов в любой форме вообще не должно было быть. А они были и величина их постоянно увеличивалась. Это имело место во внутренней и внешней торговле, в промышленности (подпольные цеха) и в сельском хозяйстве (хлопковое дело и пр.), в контролирующих их партийных, советских органах, силовых структурах. Проворовавшиеся люди сидели на сундуках с награбленным добром и думали, как же можно всем этим воспользоваться и не сесть в тюрьму. И. Ильф и Е. Петров создали пророческое произведение «Золотой теленок». Подпольные миллионеры «Корейки» и ушлые «Бендеры», которых, как оказалось, было достаточное количество в силовых структурах, чиновничьем и партийном аппарате, долго мучились, но в отличие от О. Бендера, не побежали с награбленным добром через границу, а просто устроили в стране государственный переворот. При этом подобные воры не имеют ничего общего со средним классом. Важно не только иметь зажиточный, благополучный, а потому независимый и свободный средний класс, а такой средний класс, который опирался бы на личный труд. Источником его богатства не должно быть присвоение результатов чужого труда.

Изменение общественного строя – сложный процесс. Пожалуй, можно отчасти согласиться с Лестером Туроу, который утверждает, что в основе смены формаций или их перерождения лежит «взаимодействие новых технологий с новыми идеологиями»21. Думается, было бы обоснованным добавление в этот перечень предпосылок, необходимых для смены общественной экономической формации, формирование критической массы наколенного богатства в форме, удобной для его активного использования в интересах новой идеологии. При этом имеется в виду, что этим богатством могут воспользоваться как сами его владельцы, являющиеся одновременно носителями новой идеологии, так и за счет экспроприации накопленного богатства в интересах другой социальной группы – носителя новой идеологии. При этом процесс формирования критической массы накопленного богатства в промышленной сфере, как представляется, в значительной мере зависит от процесса амортизации зданий и сооружений, а также прочих основных фондов. В сельском хозяйстве процесс накопления богатства в значительной мере зависит от уровня плодородия почвы и продолжительности получения высокой ренты. Неравномерность накопления амортизационных отчислений, рентных платежей, с одной стороны, а также симметричная периодичность массового физического и морального износа основных фондов и истощения плодородия земли формируют те самые предпосылки для накопления критической массы богатства в удобной форме. Эти же процессы лежат в основе длинных циклов экономического развития, на которые обратил внимание В. Леонтьев (в отличие от коротких циклов, отражающих кризисные явления, порожденные радикальным изменением рыночной конъюнктуры на потребительском рынке). Эти длинные циклы, продолжительностью 100—150 лет фактически отражают основные этапы радикального изменения рыночной конъюнктуры на рынке основных фондов и инвестиций на базе принципиально новых открытий в сфере науки и техники, и связаны с практически одновременным (совпадающим по времени) физическим и моральным износом зданий, сооружений, основного технологического оборудования целых технологически взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Как правило, параллельно накапливается не только существенная сумма амортизационных отчислений, требующих своей новой материализации в средства производства, но и подготавливаются новинки научно-технического прогресса, призванные быть материализованными в новом оборудовании и технологиях производства. Одновременно созревает новая идеология распоряжения этими средствами и формируется социальная группа – носитель этой идеологии.

Как известно, СССР в канун развала страны, как раз и был на пороге масштабного обновления устаревших основных фондов, технического переоснащения сельского хозяйства, внедрения последних достижений науки и техники. То есть, было накоплено огромное национальное богатство в стране. Кроме того, внутри общества созрела новая социальная группа «нуворишей», располагающей помимо этого существенными собственными денежными средствами нетрудового происхождения. Одновременно созрела новая идеология, пропагандируемая этой новой социальной группой, в основе которой и лежала теория конвергенции Капитализма и Социализма.

Страсть к наживе и желание воспользоваться наворованными средствами и стали питательной средой той самой теории конвергенции, активно поддерживаемой заинтересованными кругами, отвечающими за идеологическую работу и безопасность страны. Целенаправленный развал СССР стал практическим результатом воплощения теории конвергенции в жизнь на государственном уровне. Иными словами, было накоплено, с одной стороны, богатство в критическом объеме у нелегальных «Корейко» и «Бендеров», с другой стороны, значительные инвестиции в государственной собственности, которую хотелось перевести в частную собственность. Кроме того, созрела «идеология конвергенции», то есть национального предательства. Помимо этого, на Западе активно внедрялись новые технологии, которые по непонятным причинам в СССР запаздывали внедрять. Речь идет, прежде всего, о персональных компьютерах, видеомагнитофонах, новых телевизионных конструкциях. Как ни обидно звучит, но сочетание, прежде всего, этих трех факторов и привело к развалу СССР.

Главное было достигнуто в первые же месяцы после развала СССР: поскольку прекратили существование союзные органы власти, то в суматохе можно было почистить архивы ОБХСС, МВД, Прокуратуры и прочих союзных организаций, имевших документальные подтверждения неправедности нажитых капиталов. Собственно, для этого в первую очередь и нужно было уничтожить все союзные государственные структуры. Правда, процесс пошел не совсем так, как изначально предполагалось (декларировалось, что хочется сохранить все хорошее из Социализма и добавить все лучшее из Капитализма). Результат оказался плачевным. Именно всё самое хорошее от Социализма было утрачено, а от Капитализма было взято всё самое мерзкое. Давайте найдем в себе мужество и признаем, что попытка проведения эксперимента в России по материализации теории конвергенции закончилась полным провалом. При этом в жертву алчности горстки высокопоставленных предателей была принесена страна (СССР), а также жизни и судьбы миллионов людей. При этом не все проворовавшиеся влиятельные люди времен СССР смогли в полной мере воспользоваться своими богатствами. Конвергенция потакает самым низменным чувствам людей, основными носителями которых являются криминальные элементы. Именно Криминал получил наибольшую выгоду от реализации теории конвергенции на практике. В результате насильственного перераспределения наворованных средств многие «цеховики», «торгаши» и «фарцовщики» были просто уничтожены в девяностые годы прошлого века и их имущество было присвоено Криминалом. Справедливости ради нужно отметить, что у некоторых людей, которых партийные органы и специальные службы «назначили» на должность «капиталистов» при развале СССР, жизнь вполне удалась. Им была обеспечена защита от Криминала. Они до сих пор остаются номинальными распорядителями национального богатства бывшего СССР. По-прежнему отчитываются перед своими боссами – силовиками. Это богатство перераспределяется между старыми и новыми «назначенцами на должности капиталистов» в соответствии с уровнем приближенности к руководству страны, с меняющимися задачами, уточняется список кураторов «назначенцев», но общий сюжет остается тем же. В итоге сформировалась новая структура и технология власти в стране. Любой специалист скажет, что это классическая «олигархическая система власти». Даже Аристотель в давние времена относил эту форму государственного управления к наихудшим.

На страницу:
2 из 15