Полная версия
Диктатура трезвых
Между тем, тех, кто мог сказать, и пытался сказать правду о происходящем, шельмовали на всех уровнях, объявляли агентами ЦРУ, увольняли с работы, исключали из ВЛКСМ, из КПСС.
Был изгнан из новосибирского пединститута кандидат физико-математических наук В. Г. Жданов, вынужденный пойти работать в совхоз простым рабочим.
В 1985 году был исключен из партии крупный советский учёный с мировой известностью, экономист-математик, статистик, демограф, имеющий серьёзные научные публикации также в области химической физики, философии, политологии, экологии, богословия, доктор экономических наук, зав. кафедрой статистики МИНХ (Московского института народного хозяйства) Б. И. Искаков.
Доведен до могилы кандидат биологических наук Г. А. Шичко (Умер 3 ноября 1986 г.). Л. П. Шичко, вспоминая тот период, писала так: «Пока он занимался вопросами высшей нервной деятельности, защищал диссертацию, писал статьи, монографии, – всё было хорошо, все ему прочили большое будущее в науке, но всё изменилось, стоило ему заняться противоалкогольными делами. Сопротивление, притом яростное, он встречал на всех уровнях. Мне было страшно за него; уж больно рвалось его сердце» [7].
Партийные органы травили, как могли и журналиста из Нижнего Тагила Л. А. Ушакову.
А вот несколько слов редактора газеты «Соратник» Г. И. Тарханова о том, что творилось в городе Абакане: «Клуб «Луч», в актив которого вошли судья Олег Игоревич Трофимов, прокурор Александр Евгеньевич Матросов, этнограф Виктор Павлович Кривоногов, – в своей деятельности сразу принял политическую направленность. Это не понравилось не только профсоюзному учредителю, но и партийным и городским властям. Клуб сначала попытались «поправить», а когда его лидеры проявили твердость в своих убеждениях – запретили его деятельность. В этот момент в клуб пришел и я, а чуть позже, уже в «подпольный» период его деятельности, присоединились к нам начальник радиотелепередающего центра Олег Егорович Жуганов и его заместитель Владимир Васильевич Большаков. Собирались чаще всего на квартире у Е. Г. Батракова, обсуждали ситуацию в городе и стране. Писали листовки, обращения в различные инстанции, организовывали сбор подписей за введение в стране «сухого закона». В таком составе и положении клуб просуществовал до середины 86-го года, когда заместитель председателя Республиканского ВДОБТа Антонина Александровна Шадричева и ответственный секретарь Галина Соотовна Арбаева взяли клуб под свое крыло. Это позволило в какой-то степени выйти из «подполья», но для наблюдения за деятельностью клуба был приставлен инструктор горкома КПСС Владимир Викулович Ларченко. Оказавшись добросовестным человеком и разобравшись в алкогольной проблеме, он вскоре стал не наблюдателем, а активным членом клуба. За это тут же поплатился своей партийной должностью.
Когда же в конце 86-го года я сдал в приемную ЦК собранные подписи за введение «сухого закона» к 70-летию Октября, на членов клуба обрушились новые гонения. Кому объявили выговор по партийной линии, кому пригрозили увольнением, а Е. Г. Батракова реально попытались упрятать в «психушку». Пострадала и А. А. Шадричева – обком заменил ее на более послушную и преданную работницу Л. А. Солоненко. Были в связи с деятельностью клуба «Луч» потери и в самом Хакасском обкоме КПСС. Так, получивший задание разоблачить «антисоветскую» деятельность трезвеннического клуба заместитель заведующего отделом агитации и пропаганды Ю. В. Киреев дал честную и объективную справку о нашей работе. Вместо разоблачения посоветовал поддержать энтузиастов трезвости, активно выполняющих решения ЦК КПСС. Ему посоветовали изменить свою справку на «нужную» руководству и когда Юрий Васильевич отказался это сделать, его попросту освободили от занимаемой должности с «волчьим билетом»» [8].
Таким образом, утверждать, будто бы Указ от 16 мая 1985 г. «не будучи отмененным официально, как-то сам по себе сошел на нет», можно либо от полного беспамятства, либо по глупости, либо с подлой целью.
И последнее. Нам неизвестен ни один факт, чтобы трудящиеся обратились к властям с просьбой об открытии в своем доме пивнушки или, на худой конец, вино-водочного магазина, а вот просьб и требований о закрытии – во все времена было сколько угодно. Сказанное справедливо и для целых стран: ни один «сухой закон» не был свернут по требованию трудящихся.
Вот, только несколько слов на эту тему из «Маленького словаря трезвенника» Г. А. Шичко: «Под влиянием российской запретительной системы и тяжелых последствий империалистической войны резко усилилось тяготение народов многих стран к трезвости, в ответ на это международная сивушная реакция начала создавать свои организации для пресечения трезвеннических устремлений. Например, в 1921 г. в Лозанне была основана «Международная Лига против запрета», в нее вошли представители многих стран, она пользовалась поддержкой части крупных миллиардеров. На счету этой реакционной организации много черных противонародных сивушных побед: она в 1922 г. внесла значительный вклад в провал запрета в Швеции, сорвала обсуждение алкогольной проблемы в Лиге Наций, приложила свои усилия к подрыву «сухого закона» в США. Существовали и национальные сивушные организации, так в 1921 г. в Швейцарии был создан «Центральный Секретариат, предназначенный для борьбы с излишками воздержания», задавшийся целью «препятствовать преувеличенному и ошибочному влиянии фанатиков воздержания, пробуждая в массах интерес к алкоголю». К международной сивушной реакции примкнули правительства некоторых стран: в 1922 г. под нажимом Испании в Исландии отменили запрет «алкогольных напитков»; в 1927 г. под угрозами правителей Испании, Португалии и Франции пала запретительная система в Норвегии; в 1919 г. Франция выразила протест в связи с принятием США «сухого закона». Введение этого закона вызвало, положительные изменения в стране (снижение смертности, преступности, прогулов и т.п.), однако национальная и международная сивушная реакция приложила максимум стараний, чтобы наводнить страну подпольными и контрабандными «спиртными напитками», спиртное ввозили флотилиями и эшелонами. Это показывает, что борьба с алкогольной преступностью велась слабо.
Ни одна запретительная система не была отменена по вине населения, в странах, правительства которых отстаивали ее и вели непримиримую борьбу с нарушителями, она выдержала испытание временем» [9].
Так что, г-н Мурзин, это Ваше «сам по себе сошел на нет» звучит довольно странно в Ваших устах, в устах человека довольно искушенного и просвещенного и напоминает мне старый анекдот. Шериф в ходе патрулирования обнаруживает в придорожной канаве труп негра со следами 24 пуль, и, обращаясь к своему помощнику, говорит:
– Я в жизни не видал такого ужасного самоубийства!
Ноябрь 2006 г.
Литература:
1. Мурзин В. П. Надо Федя, надо! // ЮСВ. – №41. – 2006.
2. Искаков Б. И. Отрезвление России. – М., 2004 г. – С. 55—56.
3. Искаков Б. И. Отрезвление России. – С. 56—57.
4. Синельников С. Г. Бюджетный кризис в России: 1985—1995 годы. – М.: Евразия, 1995.
5. Ивченко Л. Поговорим о демографии // Известия. – 1987. – №39 (21846). – Суббота, 7 февраля. – С. 3.
6. Лигачёв Е. К. Перестройка: замыслы, результаты и поражения, уроки. – М.: ИТРК, 2005. – С. 92—93.
7 Шичко-Дроздова Л. Слово есть Бог. – СПб., 2003. – С. 29—30.
8. Тарханов Г. И. Краткая история V-го трезвеннического движения.
9. Шичко Г. А. Маленький словарь трезвенника. – Л., 1984.
БРАТСТВО «БЕЛЫХ ВОРОН»
Одиноким быть нельзя. Одиночество – погибель. Медленная, мучительная, бессмысленная. Потому и ищем мы себе подобных, и христарадничаем:
Прошу не любви ворованной,не милостей на денек —пошли мне, Господь, второго, —чтоб не был так одинок. (А. Вознесенский)«Пошли… второго», но – не любого: быть даже средь целой толпы любых столь же несносно, как и в самой пустой степи. Это известно каждому. И каждый прошел через это. Но многим ли повезло?..
В начале 1985 года мне повстречались на моем пути сразу два «вторых» – Олег Игоревич Трофимов (ныне судья Верховного Суда РХ в почётной отставке) и Виктор Павлович Кривоногов (ныне известный собриолог, этнограф, доктор исторических наук), на которых, кстати, оказал определенное влияние выдающийся языковед, секретарь Казанского общества трезвости Н. Ф. Катанов, чье имя ныне носит Хакасский государственный университет. Люди редкой породы – крепкие, цельные, трезвые. Каждый по-своему социально обеспокоен, с твердой гражданской позицией, с собственным ясным взглядом на вещи. Каждый не из тех, кто «как все», не из угодливых – «а вам как надо?». Каждый мобилизован на противоалкогольный фронт академиком, ветераном Великой Отечественной войны Ф. Г. Угловым, тем самым, которого власти пытались объявить сумасшедшим после прочитанного им доклада на конференции в Дзержинске (1981 г.), прогромыхавшего набатом в умах интеллигенции Советского Союза, доклада, под чьим влиянием мужественный В. Г. Жданов, кандидат физико-математических наук из Новосибирского Академгородка встал в полный рост и, рискуя потерять работу и партбилет, – что и было вскорости потеряно, – своей страстной лекцией – «Пить или быть?» – пробудил спящую совесть в тех, у кого она была, лекцией, записанной на магнитофон и разошедшейся по всей стране в «застойное», догорбачевское время…
И мы создали дискуссионный клуб трезвости – «Луч» (председатель Е. Г. Батраков), и мы подняли свой голос против антинародной политики спаивания, проводимой народной партийно-советской властью. Это ведь зампред областного Совета народных депутатов Е. Ф. Филатова заявляла в 1987 г.: «Мы живем при социализме, где действуют товарно-денежные отношения. Сегодня мы не готовы выплачивать зарплату без алкоголя». Не готовы, а, значит, и не будем. Это была позиция власти, которая, прикрываясь именами своих вождей, как бы забывала о том, что вожди-то грезили прямо противоположным: «…В отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас назад, к капитализму, а не вперед к коммунизму». (В. И. Ленин).
О том же и в знаменитом плане ГОЭЛРО: «Запрещение употребления алкоголя должно быть проведено и далее в жизнь как безусловно вредного для здоровья населения».
Но, к нашему сожалению, и к радости сегодняшних сторонников пьяного образа жизни, победила позиция И. В. Сталина: «Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. Это грубейшая ошибка, товарищи… Тут надо выбирать между кабалой и водкой, и люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются». (18 декабря 1925 г., XIV партсъезд).
Мы об этом знали. И мы об этом говорили. И в ответ на нашу сермяжную правду, отрыгнулось всякостью. О нашей «антисоветской» деятельности стучали в МВД, в КГБ и в партийные органы. Причем именно те, кто через несколько лет, с пеной у рта поддержали антисоветский, антигосударственный мятеж Ельцина и его проамериканский режим.
Эта практика не извелась и до сих пор. И до сих пор у иных «стукачей» ручонки так и чешутся, когда им на глаза попадаются материалы, направленные против алкократии, вусмерть упоившей нашу Родину-Россию. Ведь это ж совсем недавно один такой «стукач» с пылающим лбом от мнимого гнева по поводу моей статьи в своем публичном доносе, опубликованном в газете, прямо так старательно и поднакрапал: «Хотелось бы, чтобы на этот материал (имеется в виду мой, – прим. Е.Б.) обратили внимание правоохранительные органы республики».
К борьбе с нами подключали психиатрию, на нас науськивали администрацию наших предприятий… За чтение антиалкогольных лекций, активистов клуба «Луч» неоднократно грозились изгнать из партии, из комсомола, с работы. За поддержку трезвенников поплатился своей должностью – инструктор ГК КПСС В. В. Ларченко, был освобожден от занимаемой должности заместитель заведующего отделом агитации и пропаганды Хакасского обкома КПСС Ю. В. Киреев…
Вот только одна, но весьма характерная для того времени фраза, которая была брошена в адрес главного сварщика контейнерного завода Г. И. Тарханова в январе 1987 года тогдашним генеральным директором «Абаканвагонмаша» В. Н. Преловским: «На кого вы поднялись? На партию! Да это же махина, монолит – раздавит вас как букашек».
Впрочем, подобное творилось не только в Абакане – повсеместно…
И все же, дискуссионный клуб трезвости «Луч» вопреки партийно-советским властям жил и работал. В наши ряды, – не рублей и благодарностей ради, но ради трезвого народа, – встали такие замечательные романтики-идеалисты, как Г. С. Арбаева, Т. В. Батракова, З. С. Браудо, В. В. Вопилова, Л. В. Гирич, С. Ю. Гудзенко, Б. В. Долинин, М. М. Зеленкина, В. С. Карасева, В. А. Кислицын, Л. А. Колодочкина, Т. А. Комоско, Е. Л. Колбасова, А. А. Лесников, В. Ф. Маримонов, Л. П. Новак, М. Ю. Норкина, Е. В. Польникова, О. Н. Перевозчикова, Е. Н. Пичугина, С. А. Савекин, Т. А. Ситникова, Т. Н. Силкина, В. В. Слепцов, В. И. Старинец, С. М. Строилова, А. Я. Третьякова, Л. А. Трофимова, И. В. Усатов, В. И. Федотков…
Мне не вспомнить сегодня всех поименно – актив клуба «Луч» насчитывал в то время более 50 человек, – но отметить хотя бы некоторых и сказать им, пусть, быть может, запоздалое, но – сердечное спасибо, очень хотелось бы. Спасибо за то, что они были в те годы рядом. За то, что они просто были.
Зародившееся независимое – неформальное, как тогда говорили, – трезвенническое движение, не будучи структурированным и обремененным членством, вело в самых разных точках города просветительскую, созидательную, исключительно позитивную деятельность. И даже – ну, блин, дожили! – неоднократно получало и в СМИ, и в выступлениях официальных лиц, достаточно высокую оценку. Была и просто моральная поддержка от председателя областного совета ВДОБТ В. С. Иваненко, заместителя председателя облсовета ВДОБТ А. А. Шадричевой, инструктора ГК КПСС В. В. Ларченко… Более того, клуб трезвости «Оптималист» (председатель Е. Г. Батраков) за активное участие в подготовке и проведении Праздника города под девизом «Дружба—Ынырхас» даже был награжден Абаканским горкомом КПСС и исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов дипломом II степени (август 1990 г.). За организацию и проведение мероприятий для молодого поколения по пропаганде здорового образа жизни директор центра «Оптималист» Е. Г. Батраков получил Благодарственное письмо от администрации муниципального учреждения «Абаканская централизованная библиотечная система» (май 2003 г.)
На базе трезвеннического движения середины 80-х годов и благодаря очень серьезной поддержке со стороны председателя облсовета ВДОБТ В. А. Чихачева, ответственного секретаря облсовета ВДОБТ Л. К. Солоненко, инструктора горсовета ВДОБТ Г. С. Арбаевой, директора РТПЦ О. Е. Жуганова, инструктора абаканского ГК КПСС В. В. Ларченко и главного врача республиканского наркодиспансера Е. Т. Дазиденко в январе 1988 г. возникла такая невидаль, как кооператив «Оптималист». С этого момента наша лекционно-ораторская деятельность перешла в плоскость практической помощи людям, оказавшимся в путах алкогольно-табачной зависимости.
О, сколько сот в адрес и клуба «Оптималист», и кооператива «Оптималист» поступило устных благодарностей за это прошедшее двадцатилетие! А сколько было цветов и застолий с чаепитием и песнями под гитару и баян!.. Ведь в этих структурах получили помощь в избавлении от алкогольной, табачной и наркотической зависимости более 3-х тысяч человек! И немалая часть из них получила помощь совершенно бесплатно. И многие трезвы до сих пор. Причем, люди, вставшие на путь сознательной трезвости, это не только обретенное персональное благополучие, но и сохраненные семьи, и не погибшие в алкогольном безумии, и не убившие себя в нетрезвом состоянии, и счастливые, здоровые дети, и просто нормальная жизнь микросоциума…
И с какой же подлой душонкой надо быть, чтобы о людях не просто трезвых, но помогающим другим выдраться из алкогольного плена, сказать в уважаемой газете, что они, «…так называемые „общества трезвости“ спокойно бухать россиянам все же мешают. Не слишком сильно, но назойливо»?!
Подобный писарчук, видимо, никогда не видел малых детей, битых пьяными родителями; не читал о недавнем, типичном, в сущности, случае, произошедшем в Черногорске, когда пьяный отец пихал своего любимого, грудного, плачущего ребенка в горящую печь; не слышал слов, которые говорит доведенная горем и бессилием мать своему родному спившемуся сыну: «Да, чтоб ты захлебнулся этой проклятой водкой!».
Сколько боли вокруг! Сколько отчаянья! И сколько тупого равнодушия, и пива, и подлой рекламы…
Благодаря клубам трезвости «Луч» и «Оптималист», в начале 90-х годов была создана одна из самых крупных фирм оздоровительной направленности в России – АО «Витас» (директор Г. И. Тарханов), в которой в те годы работало до 25 преподавателей по методу Шичко, а деятельность осуществлялась в 30 городах и районных центрах Сибири от Братска до Омска. А скольким людям помогли обрести новую жизнь эти трезвенники из абаканского «Витаса»?
Именно абаканское общество трезвенников привело к тому, что в Абакане уже около 20 лет издаются общероссийские и местные газеты «Оптималист», «Трезвая Хакасия», «Трезвый Абакан», «Голос верующего» (редактор Е. Г. Батраков), «Соратник», «Мы – молодые», «Подспорье», информационный бюллетень «Здравствуйте, люди» (редактор Г. И. Тарханов), «Трезвение» (редактор З. А. Павина). Газеты, которые являются информационным подспорьем всего трезвеннического движения России. Причем, газета «Оптималист», принявшая участие во Всероссийском конкурсе журналистов «Россия без наркотиков» (Учредители: Альянс руководителей региональных СМИ России, Союз журналистов России и Администрация Тюменской области) была отмечена в числе лучших и 26 декабря 2002 года награждена диплом лауреата конкурса «Россия без наркотиков». Отметим, что в оргкомитет этого конкурса поступило более 1500 работ из 55 регионов России, но только 16 из них были признаны победителями и 20 – лауреатами.
Абаканское общество трезвенников – причем на свои собственные деньги из своих собственных карманов – за прошедшие годы выпустило несколько брошюр и десятки тысяч противотабачных и антиалкогольных листовок.
Именно благодаря абаканскому обществу трезвости в Абакане было проведено множество телепередач совместно с такими блестящими журналистами Хакасии, как Т. Ежова и Л. Растащенова, радиопередач, кинолекториев, семинаров, в том числе таких, как трехдневный семинар с педагогами г. Абакана (ведущий Е. Г. Батраков) 25—27 марта 2002 г., а сколько прочитано лекций, проведено бесед в ИТУ, в профтехучилищах, в школах, в колледжах, в институтах…
Иные утверждают, будто бы «общества трезвенников состоят по большей части из бывших алкоголиков. Это логично – тому, кто никогда не пил и не собирается делать там нечего».
Возможно, с точки зрения постороннего наблюдателя так оно и есть. Мне же – изнутри – трудно сказать, из кого они состоят «по большей части». Мы своих как-то не берем за кадык, и не испрашиваем строго: «А ну-к, братец, скажи-ка, сколь ты пил до вступления в ряды наши?!» И уж, тем более, не рассматриваем пьянство былое, как некое клеймо.
Беда-то ведь не в том, что человек оступился, что был некогда сбит с истинного пути, не в том, каким стал под влиянием рекламы алкоголя и пропаганды пития, ведущейся через СМИ, беда в том, что он, имея представление о самом себе, не предпринял усилий для того, чтобы измениться, выкарабкаться, выдраться из трясины дурмана, из паутины проалкогольной лжи, и, хуже того, продолжает восхвалять свое противоестественное позорное состояние. Помните: «Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство… такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам». (В. И. Ленин).
Именно холуй и хам, стоящий на позициях алкобизнеса, способен по заказу строчить подлые статейки, походя обливать трезвых людей словесной грязью, заявлять, в частности, что общество трезвых состоит исключительно из бывших алкоголиков и пр., и т. п.
В принципе, нет ничего зазорного в том, что общество трезвости состоит и из бывших алкоголиков. И я бы даже сказал, что это и хорошо, что в общество трезвости входят люди, которые не понаслышке знают о морально-психологическом страдании под названием алкоголизм. Ведь именно этих людей уже не собьешь с толку лукавой трепотней о возможности научиться умеренно и культурно поглощать интоксиканты типа пива, вина и водки. Алкоголики – это эксперты высшей пробы, золотой фонд нашего трезвеннического движения. И мы, глядя на них, на этих сильных и мужественных людей, крепко пострадавших от вранья, свободно распространяемого об алкоголе через СМИ, пострадавших от практически ничем не ограниченной свободы убивать ближних с помощью жидкого наркотика, учимся у них многому, о чем и не расскажешь…
Разные люди имеют отношение к абаканскому обществу трезвости: насколько мне известно, около двух десятков юристов, депутаты, руководители бизнес-структур, врачи, военные, студенты и школьники… многие из которых не только не были алкоголиками, но даже пьяницами, но ставшие под влиянием работ Ф. Г. Углова, лекций В. Г. Жданова – сознательными, убежденными трезвенниками. Именно о них в одном из своих последних трудов великий ученый, основатель движения оптималистов Г. А. Шичко писал так: «Сознательные трезвенники – особо ценная часть населения, которую невозможно приобщить к спиртному, их отличает принципиальность, благожелательное, сочувственное отношение к пьющим; алкоголиков они считают не отбросами общества, а жертвами пьющих, стараются в меру возможностей помогать им. Сознательные трезвенники добровольно пропагандируют трезвость, поскольку твердо знают, что поглощение отравы – противоестественное, дикое и многосторонне вредное занятие, уродующее человека и его жизнь». («Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма». Ленинград 1981 г.).
В 1989 году абаканский клуб «Оптималист» создал клуб трезвости в Саяногорске, клуб, который успешно действует до сих пор и который возглавляет удивительная женщина – Г. А. Король. Одним из замечательных мероприятий ее клуба – прошлогодняя организация выезда учащихся ПУ-11 на оз. Еланчик (Челябинская область), где дети – социальные сироты – с 1 по 8 июля приняли участие в 17—м всероссийском слете трезвенников и где они встретили со стороны новосибирских ученых самый теплый, родительский прием, о чем ребята со слезами на глазах рассказывали в последний день нашей встречи.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.