Полная версия
История татар Пензенского края. Том 2
Так, например, в документе Городищенского исполкома от 5 марта 1950 г. показано, что в районе имеется три татарских села: В. Елюзань – 2419 жит., Ср. Елюзань – 5301 жит. и Н.Елюзань 2085 жит. Всего 9805 жит. Во всех селах имеются по оной действующей мечети. Имеются во всех трех селах сельские клубы и библиотеки. В с. Н. Елюзани имеется киностационар, а сс. Верхняя и Средняя Елюзани обслуживаются кинопередвижками. В период поста «Рамазан» и праздника «Ураза Байрам» в клубах и библиотеках татарских сел проведены в марте месяце следующие культурно-просветительские работы. В библиотеках татарских сел 1023 читателя, выдано за I квартал 4517 экз. книг… В селе случилось 2 крупных пожара: в 1954 г. во время этого пожара сгорело 64 дома, а в 1965 г. сгорело еще 54 дома. В 1955 г. – центральная усадьба колхоза «Алга». В нач. XXI в. – АО «Алга», созданное на базе отделения совхоза «Елюзанский», специализация – животноводство, производство зерна, овощеводство. Имеются: амбулатория, средняя школа, дом культуры, 2 библиотеки, 4 магазина, отд. связи. Мечеть – памятник архитектуры начала 19 века. В дальнейшем колхоз «Алга» был преобразован в совхоз «Елюзанский». А в 1990 г. на общем собрании село отделилось от совхоза и образовалось новое самостоятельное хозяйство СПК «Алга».
ИСЛЯЕВ Шахиазам Насипович (1931–2009)
Директор ОАО «Испытательный технический центр – НПО ПМ». Лауреат Ленинской премии СССР. Профессор, член-корреспондент Академии технологических наук РФ. За 40 лет работы в НПО прикладной механики возглавлял коллективы ряда отделов создания бортовой радиоэлектронной аппаратуры, бортовых систем и обеспечения надежности космических аппаратов связи, телевидения, геодезии, навигации. Под его руководством была создана уникальная лаборатория и экспериментальная база – построен единственный в стране корпус антенно-фидерных устройств (АФУ) и инженерно-лабораторный приборный корпус. В 1967 г. был назначен заместителем главного конструктора НПО ПМ, а в 1978 г. возглавил направление по созданию бортовых систем обеспечения надежности космических аппаратов.
И таких архивных материалов советского периода в архивах сохранилось очень много, которые, безусловно, очень интересны и требуют дальнейшего изучения и анализа.
В 2018 г. общее количество населения с. Верхней Елюзани составляет 3037 чел. (в 2015 г. – 3126; 2016 г. – 3065 чел. Уменьшение численности происходит за счет миграции населения). По состоянию на 1 января 2018 г. в селе умерло 20 чел., родилось – 32 (2016 г. – умерло 28, родилось – 29 детей). Зарегистрировано 8 браков и 4 развода. Трудоспособное население составляет 1537 чел., из них работают в сельском хозяйстве – 59 чел., в социальной сфере трудится – 86 чел., в сфере торговли – 70 чел., в различных др. организациях на территории поселения трудятся – 19 чел. Таким образом, за пределами района и области работают 304 жителя. 831 чел. заняты в личных подсобных хозяйствах, 17 чел. находятся на службе в армии. Дома по уходу за детьми – 140 чел., безработных – 11. В селе зарегистрировано 776 – пенсионеров, 4 – вдовы участников ВОВ, 1-участник ВОВ, 8 участников боевых действий Афганистане, 46 чел. участников боевых действий на Северном Кавказе.
Муниципальное образование Верхнеелюзанский сельсовет имеет самостоятельный бюджет. На территории сельсовета работают 4 кооператива, 16 – КФХ, 5 – ООО, 32-ИП, в которых занято 168 чел.
Успешно развиваются предприятия:
КФХ Булатов Рустам Дж. – выращивание КРС, лошадей, овец.
КФХ Курмашев Юсеф У. – производство мяса.
КФХ Исаев Рафаэль Дж. – выращивание зерновых и кормовых культур, картофеля.
КФХ Исляев Рашид Дж – выращивание КРС
ЛПХ Пономарев Равиль К. – выращивание КРС.
ЛПХ Азиханов Фатих Л. – выращивание КРС
В 2017 г. на территории сельсовета вновь создано 15 субъекта малого бизнеса, из них 3 – КФХ, 2 – ООО, 10 – ИП. (2016 г. – 22). Вместе с тем, из всего трудоспособного населения НДФЛ платит только 175 чел. В настоящее время проводится работа с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность по оформлению работников через налоговые органы, повышению и легализации заработной платы. Много внимания уделяется также на развитие личных подсобных хозяйств. На 1 января 2017 г. по данным похозяйственного учета в 940 домовладениях имеется 677 голов КРС, в т. ч. 42 головы коров, 113 лошадей, 124 гол овец и коз, 6 тыс. птиц. В сельсовете имеется 942 единицы различной техники.
Сельскохозяйственная отрасль является одной из важнейших в экономике сельсовета. Для увеличения потока инвестиций в сельское хозяйство на территории Городищенского района реализуются программы, направленные на поддержку сельхозпроизводителей. Оказывается помощь населению с посадкой картофеля, с приобретением семенного материла, с заготовкой кормов. Крестьянско-фермерские хозяйства сельсовета ежегодно увеличивают посевы многолетних трав, что сказывается на себестоимости кормов. Главным направлением деятельности администрации сельсовета является: обеспечение жизнедеятельности населения, что включает в себя, прежде всего, содержание социально-культурной сферы, водоснабжения, благоустройство улиц, дорог, работа по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, развития местного самоуправления. Бюджет сельсовета по итогам 2017 г. остается высокодотационным – доля собственных доходов в общем объеме доходов составляет – 34,4 %. Но основой всякого бюджета, основным источником собственных доходов являются налоги. Финансовые средства в рамках их реализации направлялись на развитие культуры, местного самоуправления и территории сельсовета. Программами было предусмотрено модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, управление муниципальной собственностью, муниципальными финансами и муниципальным долгом. Одним из самых актуальных вопросов был и остается вопрос благоустройства населенного пункта. Работниками администрации, муниципальных учреждений в 2017 г. сделано много полезных дел на благо села.
Для тушения пожара на территории имеется пожарная машина и 4 трактора с водораздатчиками, приспособленные для тушения пожара. В 2017 г. на территории произошел 1 пожар. Для развития поселения и закрепления молодых семей в родном селе в отчетном году введено 2851 кв. м жилья (21 новых жилых дома) в рамках улучшения жилищных условий. Администрацией Верхнеелюзанского сельсовета проведена большая работа по изготовлению проектно-сметной документации на строительство офиса врача общей практики и на строительство ДК на 200 мест. В целом за 2017 г. вынесено 103 постановления, 82 распоряжения, проведено 5 собраний граждан. Главной целью развития территории сельсовета остается последовательное повышение качества жизни проживающего населения[32] (см. Приложения в конце книги).
Нижняя Елюзань
Кадада, приемля в себя многия малыя речки и проходя множество селений из Хвалынскаго и Вольскаго округов чрез Кузнецкой, простирается течение на 100 верст, оставляя на северо-восточной стороне красныя и черныя леса от 10-ти до 30-ти верст широты и, наконец, впадает в реку Суру при деревне Люзане.
(Фрагмент документа из архива РГВИА)Территория нынешнего Кузнецкого уезда даже во время начала правления Петра I все еще представляла в своей восточной половине уезда «дикую степь на реке Кадада». Все эти земли были в ведении Казанского приказа и относились к Саранскому езду. В 1708 г. Саранский уезд был приписан к Азовской губернии, а в 1719 г. – к Пензенской провинции Казанской губернии. Вся территория нынешнего Кузнецкого района, впрочем, как и земли Неверкинского, Лопатинского, Камешкирского, значительная часть Городищенского и Шемышейского районов тогда были еще никем не заселены достаточно полным образом. Правда, археологи производят раскопки древнейших пластов поселений людей, но они все имеют скорее локальный, очаговый характер. По собранным сведениям в некоторых местах еще сохранились следы жилых землянок и постройки древних пещер.
Река Кадада
Так, в 1973 г. в Городищенском районе археологом М. Р. Полесских была открыта Кададинская стоянка, расположенная на правом берегу р. Кадады в 1,5 км к северу от с. Нижняя Елюзань. Подъемный материал представлен фрагментами керамики, также были найдены наконечники стрел и один обломок наконечника копья из кварцита. Здесь же находились кремневые и кварцитовые отщепы, относящиеся предположительно к поздняковской культуре середины 2-го тысячелетия до нашей эры, остальная керамика и кремневые вещи принадлежали к более раннему периоду. Иванисовские местонахождения, находящиеся на левом берегу р. Кадады, были представлены керамикой с примесью песка и шамота. Найдено было также кварцитовое орудие неопределенного назначения, скребло из кварцита, два точильных бруса и др. В устье р. Кадады было открыто и 2-е Чаадаевское местонахождение. Оно расположено на левом берегу Кадады в 2 км к северу от с. Чаадаевка, между излучиной реки и туберкулезным санаторием, на невысоких песчаных буграх, практически разрушенных и истоптанных стадами домашнего скота. Здесь же была собрана керамика эпохи бронзы. В культурном слое найдены угольки, осколки костей животных, кремневые и кварцитовые отщепы и лепная керамика срубного типа. Поблизости была зафиксирована яма, насыщенная осколками кремня и кварцита, что позволило выдвинуть предположение о нахождении на этом месте мастерской для изготовления каменных орудий.
КАДАДА (мест. Кудаде), левый приток Суры. Общая длина реки 150 км. Верховье раздваивается на Каслей-Кададу и Елань-Кададу На Кададе располагаются многие татарские села: Нижняя Елюзань, Демино, Октябрьское, Алеево. Этимология затруднительна из-за множества допустимых значений. Упоминается в «Книге Большому Чертежу» (1627): «А с верху от Волги реки пала в Суру река Ланкодода; а в Ланкододу пала река Агинъкодода…». Ланкодода – ныне Елань-Кадада, Агинъкодода – Каслей-Кадада. Окончание – татарский локатив (-да) придает смысл – «в Каде». Возможно, что слово образовано из корня «кад», – «в Кадоме». Это утверждение наиболее близко, поскольку многие татары Пензенской губернии были выходцами из Кадомского края (в Рязанской области), что подтверждается, в том числе их фамилиями. В сер. XV в. Кадом с округой был отдан в удел казанскому царевичу Касиму и до конца XVII в. был в составе Касимовского ханства[33].
В 1780 г. Кузнецкий уезд вошел в состав Саратовской губернии и с этого времени стал заселяться гораздо интенсивнее. Тщательный анализ всех документов о появлении татар, мордвы, чувашей и других народов в Саратовском крае, произведенный известными исследователями Минхом, Голумбиевским, Холмогоровым, Чекалиным и т. д., показывает, что новоприбывшие колонизаторы поселилась в этих местах не раньше 1680–1690 гг. Мордва пришла сюда с севера, преимущественно из Алаторского уезда. Так, А. Гераклитов в своем труде «История Саратовского края в XVI–XVIII вв.» отмечает: «Причиной переселения мордвы является недостаток земли на родине, почему они и оброчили свободные казенные земли теперешних Кузнецкого и Петровского уездов. Никаких указаний на то, чтобы мордва селилась у нас в качестве служилых людей для защиты от кочевнических набегов, в документах не имеется. Покойный Ф.Чекалин посвятил вопросу о заселении Кузнецкого уезда специальную статью и пришел к такому выводу, что «великороссы» явились последними по времени насельниками уезда. Этим объясняется то обстоятельство, что многие живые урочища в нем, как, например, все главные реки – Кадада, Каслей, Уза, Калдаис, Тютняр, и даже многие чисто русские селения – Камешкир, Чибирлей, Сюзюм, Аряш и др. носят, несомненно, мордовские, татарские и даже чувашские названия. Что касается татар и чуваш, то в моем распоряжении пока нет ни одного достоверного документа, указывающего на возникновение поселений этих категорий инородцев в нашем крае еще в XVII в… Вообще, мне не попадалось ни одного татарского документа на пожалование земель в Саратовской губернии, который восходил бы ранее, чем к нач. XVIII столетия. Единственное исключение в данном случае представляет приводимые Холмогоровым указания, что по Кададе и Тютнярке была в 193 г. (1685 г. – примеч. авт.) отказана земля мурзам, татарам и мордовским мурзам д. Пенделки. То же нужно сказать и про чувашские следы, поселения которых у нас до XVIII в. не встречается».
В то же время Гераклитов упоминает про материалы Хоризоменова по четвертному землевладению, в которых приводятся некоторые выписки из жалованных грамот на землю, выданных татарам еще в первой пол. XVII в. «… в уверенности, что те местности находятся в пределах Кузнецкого уезда». Но это результат очевидного недоразумения. Грамоты, из которых приведены выдержки, были представлены в Саратовское депутатское собрание в доказательство дворянского достоинства просителей, а не в подтверждение их прав на землю. И хотя те фамилии, которые упоминаются в документах, во время разбора дела жили уже в Кузнецком уезде, но земли лежали по р. Иссе в Пензенской губернии[34].
Карта межевания 1778–97 гг. Саратовская губерния
Земля помещикам до конца XVII в. отводилась в Саратовской губернии на феодальном виде «держания» земли, а иначе – на поместном праве. Некоторые помещики, преимущественно военно-служилое дворянство, получали обширные владения в количестве сотен тысяч десятин, с «сидящими» на них крепостными крестьянами. Но для позднейшего периода такой отвод земли прекратился. Приобретение земли уже происходили посредством покупки у тех помещиков, кто приобрел земли раньше или у их наследников. Нередко, как мы уже сказали в других главах книги, происходил произвольный и незаконный захват земли, особенно у ясачной мордвы и др. неправославных крестьян.
На эту, отчасти пустую территорию, в своем большинстве переселялись уроженцы Темниковского уезда или же их потомки, но проживавших в других местах соседних уездов. Это подтвержда ется, например, характерными особенностями речи и фонетики темниковских переселенцев. Наиболее ярко темниковский говор сохранился в таких селах, как Пенделка Кузнецкого района, Нижняя Елюзань Городищенского района, Исикеево, Октябрьское, Карновар Неверкинского района Пензенской области и др. Пензенский историк М. С. Полубояров отмечает, что в 1683 г. последовала дача земель мордовским мурзам в районе с. Старые Турдаки, по р. Ишиму, на верховья Вада (с. Пазелки) и верховья Вышелея. «Ясно, что эта дача проходила по местам пограничной службы мурзинской мордвы, по древней Юловской дороге, на Вышелей, Иванырс, Лунино, на большую Московскую дорогу. Мурзинской мордвой управляли пензенские воеводы. К концу 1680-х гг. к подчинению им были приведены и елюзанские татары. Первые из них мигрировали из Темниковского уезда в 1684 г. на р. Елюзань»[35].
Так, в сохранившемся архивном документе показано: «Лета семь тысяч сто девяносто третьего (1684 г.), 27 октября, били челом Великому Государю… Петру Алексеевичу…, а на Пензе в Приказной избе подали челобитную Лариону Осиповичу Панину. Темниковские мурзы и татары беспоместные и малопоместные Алей мурза Смольянов сын Бичурин, Сеней мурза Агишев сын Аникеев (видимо, Еникеев – примеч. авт.) с товарищами, и отказана им земли в Пензенском уезде на реке Кададе, с отказных книг…» (ГАСО, ф.19, оп.1, д.1596).
РГАДА, ф.1209, оп.2, д. 6502
Различные статистические сведения и переписи населения («ревизские сказки») показывают, что в Саратовском крае почти 2/3 русских селений были образованы помещиками. В этой связи В. В. Гошуляк в своей книге «История Пензенского края» пишет: «Исходя из трудов того же Голумбиевского, можно увидеть, что на долю Кузнецкого уезда приходится 11 селений, возникших в период между 1725 и 1747 гг., Петровского – 17, Сердобского – 38. В бассейне р. Узы с ее притоками, привлекаемый всегда сюда оседлое население и которая почти полностью покрывалась Кузнецким и Петровским уездами, возникли 43 новых селения. Из них селений были основаны:5 татарами, 2 – чувашами, 6 – мордвой. Из остальных русских селений, 3 были обязаны своим возникновением монастырям, 26 – помещикам и 1 – заселено однодворцами. Так, например, татары владели совместно с мордвой землями в Нижней Елюзани и М. Чиркилее, причем в Н. Елюзани владели землями и несколько семей русских. Известно также, старинный род Байгозиных, в частности Исенбай Максутов сын Байгозин, упоминается в документах с 1640-х гг. среди романовских служилых татар. В 1647 г. на строительство городов по Карсунской черте было решено выслать «на вечное житье» служилых людей из Арзамаса, Курмыша, Алатыря. Таким же образом были переведены на Старую Закамскую линию темниковские служилые татары. Здесь они получали новые поместные дачи, а старые распродавали. В 1723 г. служилые татары д. Старый Адам Казанского уезда Байбулат и Курмай Абдуловы продали 25 четвертей своих поместных земель при д. Старая (Нижняя) Елюзань Пензенского уезда служилому татарину д. Лямбирь Саранского уезда Уразмамету Байгозину за 15 руб.[36]
Копии с грамот данных татарам на жалованные земли в 1603–1690 гг. (ГАПО, ф.132, оп. 1, д. 1)
Надо при этом заметить, что мордовское население, не пожелавшее покидать свои места, в очень скором времени оказалось перед проблемой решения сложного вопроса в отношении своих земельных угодий после начала русской колонизации. Русские поселенцы на территории, занятой мордвой, обычно занимали места по течению рек. Мордовского населения не особо протестовала и не выражала враждебного отношения к завоевателям их земель. В отличие от татар мордва жила очень разобщенно между собою, у них не было своей объединяющей Казани как центра. Мордовские мурзы, покинувшие свои земли, стали упоминаться в XVII в. повсеместно в Саранском и Городищенском уездах. В XVIII в. такие мурзы упоминаются в 1740-х г г. и в Саратовском крае: в дд. Узе, Канадеях, Студенце, Верхнем Шнаеве, причем отмечается, что часть их переселилась сюда из Нижней Елюзани.
НИЖНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ (Иске Алазан – «Старая Елюзань») расположена в живописном месте, посреди Приволжской возвышенности, окружена с трех сторон смешанными лесами. Открыта лишь южная сторона села, где проходит федеральная автодорога М5 «Урал», и частично – западная. Село находится в Городищенском районе, центр сельсовета, в 23 км от районного центра, в устье р. Елюзань, на левом берегу Кадады, огибающей село широким полукольцом. А речка Елюзань разделяет все поселение практически на две равные половинки. До 15 % населения села составляют русские и мордва.
Известно из архивных документов, что Нижняя Елюзань была основана на землях, отказанных «четвертным» татарам из Темникова в 1684 и 1688 гг. за охрану Пензенско-Сызранской дороги: «… И в прошлом де во 193-м (1685) году приискали они за пензенским валом порозжие земли дикого поля ковылы на Суре реке, по обе стороны речки Алезаны. А то дикое поле ковыла в урочищах: первое урочище – от Суры реки и от устья речки Кудадея, вверх идучи по той речке Кудадее по обе стороны, до устья Кумушкарю речки, вверх идучи по той речке и до вершины; а от вершины той речки Кумушкаря, черес поля, до Торгана…».
«Кузнецкой округи д. Нижней Елюзани мурзы Якупа Алмаметева делимиша детей Дулатова при коим представили поколенную роспись и с выпиской на жалованное поместье с копий…»
Но М. С. Полубояров утверждает, Нижняя Елюзань в документах показана под этим названием в 1700 г. В это время один из елюзанских челобитчиков писал царю, что они поселились там, где «дано товарищам их, Мирясу Кудайбердееву, в кругу и в ободу с Асаном мурзою князь Такшеиновым с товарищи, что им их жеребьи отказаны, а их де жеребьи оставлены, а владеют де они с товарищи своими по двадцати по пяти чети в поле, а в дву по тому ж, и из того поместья служат великого государя службу». В 1691 г. пустые земли на Кададе были даны «…р. Кададу на поместную землю темниковских и саранских мурз и татар Альмаметя мурзы Ахмаметева сына Дулатова, Араслана Акбулатова сына Тлевлеева, Мустая Исламова сына Курлашева с товарищи…». В 1699 г. верхнеелюзанские татары «припустили» на свою землю мурзу Дасая Агишева. Нижняя Елюзань до 1699 г. была основана мордвой, но поселившиеся служилые татары постепенно вытеснили мордву[37].
Из рассказа старожила селаНижняя Елюзань Живаева М. Т.
Когда я работал председателем сельского совета, нашёл в архиве документ, в котором было написано о том, что приблизительно в 1280 г. по р. Кадада прибыло несколько семей Мурзы-Муровов; они были некрещеные. Разговаривали на татарском языке. Кадада была полноводной рекой, примерно в 10 раз больше настоящей[38].
Князь за какую-то выслугу подарил одной из семей лес и землю. В семье было три брата. Отец выделил каждому землю и лес. Одному дал землю, где сейчас с. Верхняя Елюзань, другому – где с. Средняя Елюзань, а третьему – где с. Нижняя Елюзань. Так появились три Елюзани. Мурзы из мордвы крепостных не имели, все работы выполняли сами. Пахотной земли было мало. Кругом стоял лес. Река Елюзанка была примерно такой, как сейчас Кадада, по берегам ее стоял сосновый лес, который затем вырубили. Рядом с Нижней Елюзанью находилась земля русского помещика, у которого были крепостные крестьяне. Мордовским мурзам не разрешалось жениться на русских девушках, они женились на мордовках. Так в с. Нижняя Елюзань образовались три конца: Русский, Мордовский и Татарский.
В нашем распоряжении также имеются материалы Государственного архива древних актов (РГАДА) об отказе земель служилым татарам на р. Елюзань, и непосредственно с. Нижней Елюзани, в которых говорится «… о мене 24 мая 1701 г. землями на р. Елюзань темниковских татар. Беремелейка Будаев сын Енаев сменялся землями (на р. Кададе и р. Лезань по обе стороны: 12 четей с осьминой в поле, а в дву по тому ж) с Баторшей мурзой Ислановым сыном князь Утешевым (в Темниковском у. за р. Уреем – полосьмины). Сторонними людьми были татары из д. Нижняя Елузань – Умряк Байкаев сын Утешев, из д. Средняя Елузань – Айдяр Досмаев сын Козин, из д. Аим Помра – Исечка Аккузин.
Также имеется в нашем распоряжении документ о выдаче «Наследникам служилого татарина в д. Нижняя Елюзань. Подьячий Пензенской приказной избы Савва Ермолаев ездил в Пензенский уезд в татарскую д. Елюзань для отказа земли служилым татарам, по наследству, сыну и внуку Кайбулы Митгилишева. В отказных книгах Кондратия Булгака от 22 ноября 208 (1699) г. было написано: «Дано и отмежевано по указу великого государя, и по грамоте, и по даче, и по отказным книгам 196 (1688) году д. Елузань служилым мурзам и татарам двести четвертей человеку и в том числе служилому татарину Кайбуле Митгилишеву пашни 50 четвертей в поле, а в дву по тому ж, […]. А в урочищах та земля […] по реке Кададе и по речке Чербалану; и ныне бил челом великому государю Бикмамет Кайбулин сын Мингилишев да Баймаметка Уразмаметев сын Кайбулин. Они просили, в связи со смертью их отца и деда Байбулы Мингилишева, отказать им его земельное жалование в д. Елузани 50 четей в поле, а в дву по тому ж. Сторонними людьми были татары д. Средняя Елузань Умрячка Бибаев сын Аллагулов, Айдяр Дасмаков сын Козин, Исечка Аккузин из д. Аим Помра» (РГАДА, ф.1209, оп.2, д. 6502–99, лл. 643–650, 658–663).
«Об отказе земель служилым татарам в верховьях р. Елюзань Городищенского района. 7 сентября 1701 г. Подьячий Пензенской приказной избы Василий Протопопов по указу великого государя и по приказу стольника и воеводы Степана Ивановича Путятина ездил в Пензенский уезд на речку Елюзань и на р. Кададу по челобитной пензенских служилых татар Асана мурзы Муртазина сына князь Такшеитова с товарищами: «… прошлом 207-м (1699) году припустили они (…) на помесную свою землю в свою округу и в межи на речку Илюзани (на) вершины, по обе стороны, мурз и татар, Дасая мурзу Сафарова сына Агишева с товарыщи. И великий государь пожаловал бы их, велел за ними, Дасаем с товарыщи, в их межах и гранях их землю справить и отказать (…) по 25 четей в поле, а в дву по тому ж, каждому». (Приводится список татар-челобитчиков), (РГАДА, ф.1209, оп.2, д. 6502–99, л. 681–687)[39].