bannerbanner
История татар Пензенского края. Том 2
История татар Пензенского края. Том 2

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 10

На прошедшем I Всероссийском Съезде Советов крестьянских депутатов 25 мая 1917 г. было принято важное постановление по аграрному вопросу. Все земли отныне должны были перейти в ведение земельных комитетов с предоставлением им права определения порядка обработки и уборки полей, укоса лугов и т. п. Таким образом, ликвидировалось помещичье землевладение, но передача земли крестьянам предполагалась не сразу – сначала земельным комитетам, чтобы этой мерой предотвратить массовое дезертирство солдат из фронта. Но давалась гарантия, что землю они в итоге получат. В. И. Ленин и его партия большевиков поставила цель национализацию крупных помещичьих хозяйств с последующим преобразованием их в образцовые советские хозяйства, «… с общей обработкой земли наилучшими орудиями и под руководством агрономов».

В музее Верхне-Елюзанской школы сохранились сведения о том, что в период коллективизации первым председателем колхоза стал Рахманкулов Насибулла. «Но его дела не пошли на лад. Колхоз стал развиваться плохо. Его выгнали и на его место назначили Булатову Айшу, но и она не справилась. Третьим председателем был Тугушев Аббяс. Его дела пошли успешно, и колхоз стал развиваться. Была построена ферма, конюшня, правление. Первым председателем сельсовета был Юртаев Шакир. В селе была одна частная мельница и принадлежала она Исляеву Давыду. Возле мельницы размещалась кузница Исляева Ахмеда. Была и маслобойка, которая принадлежала Исляеву Ат ау».

Подъем сельского хозяйства происходил в невероятно трудных условиях, но, тем не менее, хотя и медленно, но набирал обороты, стали заметны в некоторых колхозах улучшения. Посевные площади значительно увеличивались, хотя продолжали оставаться твердые, нераспаханные земли, которые были брошены в годы Гражданской войны из-за нехватки рабочей силы. Такая земля, естественно, давала слабую урожайность. Не намного лучше обстояли дела и в животноводческой отрасли. Так, в протоколах заседаний Верхнеелюзанского сельсовета указывалось, что животноводческие фермы в колхозе «Алга» находятся в очень плохом состоянии. «Не выдается коровам достаточного количества корма, имеется падеж скота. Фермы плохо утеплены, а отдельного родильного помещения для животных не имеется. Переписи скота в соответствии постановления Совнаркома от 29 октября 1940 г. проводятся правильно». Было собранием постановлено устранить в ближайшее время все имеющиеся недостатки, а колхозникам создать хорошие условия труда. Подобных документов и различного рода приказов и постановлений Верхнеелюзанского сельского совета в Пензенском архиве сохранилось очень много (ГАПО, Ф-р 517, оп.1, д. 128).


Справка о пожаре 20 мая 1920 г. (сгорели дома Дулатова Муси и Медведева Алляметдина)


В повестке дня заседаний собраний также рассматривались вопросы о натуральных поставках продукции государству, трудовой повинности, выполнения финансового плана и вопросы займа. Однако было замечено председателем колхоза тов. Климовым, что коровы преимущественно дойные и не подлежат сдаче на мясо, поскольку в таком случае не будет ни молоко, ни телят, а план заготовок мяса невозможно будет выполнить полностью. А пока колхоз в первом квартале сдал 34 ц. мяса. Выступая на собрании, председатель сельсовета Кузин Степан Петрович отмечал неудовлетворительную работу депутатов, закрепленных на своих участках. Что недостаточная разъяснительная работа среди населения приводит к срыву поставок продукции государству, а план должен быть выполнен на все 100 %. Выступавшие депутаты указывали на единоличников в лице Капиева Сафы, Кадиркаева А. В., Курмаева А. Х., имевшие долги перед колхозом. Так, например, единоличники Курмаев Умяр имеет задолженность 240 кг, а Булатов К. – 120 кг. Предложить бригадиру Кадеркаеву, комсомольцам Исляеву и Бихиневу погасить недоплату не позднее 26 марта 1941 г., а в случае непогашения передать дело в суд. Что финансовый план выполнен лишь на 35 % вместо запланированного на прошлом заседании, добиться хотя бы 80 %. Оплата задолженностей со стороны населения затягивается, а это ведет к неисполнению расходной части бюджета и тормозит финансирование школы и медпункта. В итоге постановили привлекать к ответственности также тех крестьян, которые будут виновны в срыве работы по подготовке к посевной. Также признать, что подготовка к весеннему севу ведется неудовлетворительно: семена не отсортированы, сельхозтехника не отремонтирована, минеральные удобрения на поля не вывезены, сбруя и инвентарь также не отремонтированы, к составлению производственного плана даже не приступали.

На этом собрании слушался доклад заведующего школой Исляева, в котором отмечалось, что посещаемость и успеваемость в школе не достигает 100 %. «Имеет место, когда родители не отпускают своих детей в школу. Передать дела на родителей в райисполком на рассмотрение этого обстоятельства. Дрова, купленные для отопления школы, отданы в с. Средняя Елюзань, хотя они заготовлены были для школы В. Елюзани. Обязать Гурдина и лесника Пякшева поставить в известность об этом райисполком». Было зачитано обращение Капиевой В. У. с заявлением от 16 января 1941 г. о выдаче ей справки на предмет получения государственного пособия по многодетству. Указывалось, что гражданка Капиева имеет семерых детей. Кроме нее с аналогичной просьбой обратились и Ахунова С. Б., Бламбаева М. В. и русская жительница села Загребина Марфа Сергеевна, у которых в семье было также по семеро детей. Всем им была своевременно оказана помощь.



На заседание с/исполкома от 25 января 1941 г. присутствовали допризывники: Исаев А. М., Пякшев Х. Х., Узбяков А. А., Узбяков Б. А., Бикенев Х. А., Бламбаев Д. М., Исляев С. К., Резепов А. Ю., Аипов Ш. К., Булатов Д. С., Адикаев Х. М., Пономарев А. А., Байгин Х. А., Слашкин А. Х., Бигишев Х. К., Исляев А. Х., Баржанов А. С., Умяров К. З., Дятняев Х. Х., Слашкин Х. У., Ишмаев Х. И., Тубаяков Х. М. Были также приглашены председатель колхоза тов. Климов и зав. фермами тов. Исляев. Председатель – Кузин, Секретарь – Чуйкин. Затрагивались вопросы призыва в ряды Красной Армии, Военно-морского флота и войск НКВД, а также подготовки тягловой силы к севу средней упитанности, выполнения финансового плана на I квартал, снегозадержания и внесение минеральных удобрений в колхозе. «Обязать т. Климову включиться с бригадами и звеньями к социалистическому соревнованию, бросив вызов к Ср. Елюзанскому сельсовету».

Верхняя Елюзань в годы Великой Отечественной войны

После объявления о начале Великой Отечественной войны стало происходить спонтанное бегство мирного населения из приграничных районов, а местные власти были вынуждены начать эвакуацию. До самой победы советских войск под Сталинградом в 1942 г. продолжался массовый вывоз людских и материальных ресурсов из районов, которые находились под угрозой оккупации противником. Были эвакуированы тысячи промышленных предприятий, а число переехавших жителей составило более 17 млн. Местами эвакуации были крупные города в тылу СССР, такие как Ташкент, Алма-Ата, Куйбышев (Самара), Пенза и др. Однако, большинство населения нашли временное место жительства в более мелких населенных пунктах. При этом людичасто могли сами выбрать место эвакуации и найти жилье и работу. Многие беженцы выбирали жизнь в сельской местности.


Список эвакуированных Городищенского района в июле 1941 г. (1990 взрослых и 1191 детей). Верхняя Елюзань стала местом проживания для 33 взрослых и 19 детей (ГАПО, Ф-р.517, оп.1, д.44)



Приехавшие семьи нередко размещались за счет уплотнения принимающей стороны в своих домах и квартирах. Эвакуированнным было запрещено переселяться в Пензу, кроме семей начсостава военнослужащих по воинским литерам. Было поручено из железнодорожных станций организовать бесплатную транспортировку, используя колхозный и совхозный транспорт, а председатели и директора предприятий должны были обеспечить их работой, оказать медицинскую помощь и помогать одеждой, обувью, питанием на первое время из расчета 6 руб. на взрослого и 3 руб. на ребенка в день, а при приеме на работу выдавать единовременное пособие в размере до 100 руб. на семью. Так, на неработающего человека, как правило, полагалось 200 г. хлеба в день, а детям в детских учреждениях – 600 г. в день. Работающий персонал получал от 600 до 800 г. в день. Физические условия жизни, разумеется, были везде разными.

Но как показывают документы, колхоз «Прогресс» совершенно не был готов обеспечить всем необходимым эвакуированных жителей, прибывавших преимущественно из Москвы и Ленинграда. На имя председателя Городищенского райисполкома посыпались жалобы. Беженцы писали, что руководство колхоза не обеспечивает их даже кипяченой водой, дети пьют сырую воду, получают лишь 1 литр молока в день и немного хлеба, «… никто на нас не обращает внимание». Так, жена старшего лейтенанта Мурдашева проживала в доме у гражданина Исляева и жаловалась, что не может получить не только продукты, но даже хлеба. Гражданка Катина писала, что выехала, имея только 50 руб. денег, ехала 12 дней, теперь 5 дней работают в колхозе, но никаких продуктов не получают, деньги закончились, купить хлеба не на что. Вскоре поступило возмутительное письмо из Райисполкома на имя председателя Средеелюзанского колхоза «Прогресс» с приказом незамедлительного обеспечения эвакуированных жителей всем необходимым и продуктами питания в том числе, а инвалидам найти более легкую работу и выдать всем аванс. Пензенскому облпотребсоюзу было поручено исполнить заявку на август месяц для эвакуированных детей на указанный перечень продуктов.


Мемориальный комплекс открыт в 1989




Начавшаяся война стала тяжелым испытанием для всей страны. В эти трагические дни борьба, как на фронте, так и в тылу стала смыслом жизни. С несгибаемой силой духа люди сражались и жертвовали собой во имя будущего. Как всем известно, в Отечественную войну немало солдат пропали без вести. В школьном историко-краеведческом музее села была создана большая, замечательная экспозиция, посвященная участникам Великой Отечественной войны ивоинам-интернационалистам в Афганской войне 1979–1989 гг. Из сведений, взятых из Военно-учётного стола сельской администрации, следует, что число участников войны в Афганистане – 15 чел. Живыми вернулись 14 чел., один из них – Хайров Фарит Кязымович – погиб 15 февраля 1987 г. (награжден орденом Красной Звезды (посмертно).


Хайров Ф. К.


Кочетова (Азиханова) Ханифя Нясибулловна работала на торфяных разработках на Моховом болоте, в 5 км от села. На место работы ходили пешком, добывали вручную торф, который на коровах и лошадях отвозили в Сурскую суконную фабрику для растопки, где шились шинели для красноармейцев на фронте. Вот как об этом вспоминает Ханифя Нясибулловна:

В истории человечества огромное место занимают различные войны. Самая жесткая и кровопролитная – это история войны в СССР, а подвиг народов страны сложно переоценить. Такого массового самопожертвования, какое проявили советские люди, в мировой истории еще не было. В годы Великой Отечественной войны в действующую армию было призвано из Верхней Елюзани более 400 чел. Погибло, пропало без вести, умерли от ран около 250 чел. Но этот список далеко неполный. С каждым днем отыскиваются новые имена погибших, и точное число павших и пропавших без вести фронтовиков никогда не будет известно[28].

«Торф лежал пластом на Моховом болоте. В первый раз, когда нас привезли на подводах, мы даже представить не могли, что нас ожидает. Распределили нас по бригадам, дали норму. Торф хотя и лёгкий на вес, но надо было выкорчёвывать его из-под земли. Уставали страшно, еда была очень скудная – хлеб, вода, иногда молоко. Бригадирами были мужчины, которые по каким-то медицинским показаниям не попали на фронт. Мы часто с ними ругались: нам было обидно, что наши отцы и братья на фронте, под пулями, а эти командуют над нами, бабами, ещё унижают и ругаются. Сначала нас возили на подводах, потом и лошадей не стало. Вставали утром очень рано, шли до болота 5 км пешком, целый день вкалывали, да, не работали, а вкалывали до ночи, чтобы выполнить большую норму. А потом пешком снова шли домой. Болело всё – ноги, руки, всё туловище, каждый орган, каждый палец на руках и ногах. Конечно, никакой зарплаты, а только палочки-трудодни».


Семья Панчеевых на месте захоронения своего деда


В 2015 г. увидела свет «Книга Памяти. Елюзанцы в Великой Отечественной войне. Раскулаченные и репрессированные». В книге приводится полный список погибших и пропавших без вести елюзанцев, также отражены на ее страницах многие героические события на фронтах Отечественной. Написаны очерки, связанные, в том числе, с судьбами бойцов из с. Верхней Елюзани. В книге рассказывается также о том, как были совершенно случайно обнаружены братские могилы Нужина Усмана Джамаловича и Панчеева Мусы Фетхулловича в Белоруссии[29].

Верхнеелюзанская школа

В дореволюционной Пензенской губернии развитие светского образования главным образом осуществлялась земскими учреждениями. Земская управа в Пензенской губернии была учреждена 20 апреля 1865 г. Неуклонный, хотя и недостаточный рост количества земских школ, способствовал увеличению учительских кадров. В числе учителей, проходившие шестинедельные педагогические курсы учительских кадров, кроме русских были и представители др. национальностей. Основная масса жителей Верхней Елюзани к тому времени была неграмотной, и до 1917 г. в селе не было никакой школы. Если и было обучение, то только домашнее – в частных домах. Молодые шакирды-ученики мектебов учили предметы преимущественно религиозной направленности: изучали основы ислама, арабскую графику, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию. В учебную программу отчасти входили и светские дисциплины: арифметика, география, история, иностранные языки и т. д.

Уровень оснащенностии обеспечения необходимыми учебниками и прочим инвентарем учебных классов нам неизвестен, как, впрочем, не сохранился перечень преподаваемых дисциплин и расписание с количеством уроков. Известно лишь, что до революции мальчиков обучал Исляев Лятифулла, а девочек – его жена Зейнаб.

ИСЛЯЕВ Умяр Абдуллович (1891–1966)

В одной из своих комнат в доме супруги Исляевы устроили школу где обучали письму и чтению деревенскую молодежь. Постепенно образовалась в их доме начальная школа, в которой обучением занималась мама Умяра Абдулловича. Школу посещали добровольно все желающие, зарплату, конечно, никто не платил. Исляевы обучали своих четырех детей в этой же собственной домашней школе. После двух сыновей они отправили учиться в казанское медресе, а затем в духовную семинарию в Уфу, откуда они вернулись вполне образованными по тем временам людьми. Старший брат в селе стал муллой, а Умяр Абдуллович стал работать учителем начальных классов.

Во время учебы в Уфе Умар Абдуллович познакомился с девушкой-землячкой из Кузнецкого района – Мяфтухой Мухаммед-Кяримовной, которая до замужества преподавала в Уфе в женском медресе. В 1922 г. они поженились, а в селе стало одним учителем больше. Жили они в том же доме – одну комнату занимали молодожены, другую отдали под начальную школу, третья комната являлась школьной канцелярией, учительской. Работал в Верхнеелюзанской школе Умяр Абдуллович долго. Вместо одной школы в 1950-е гг. стало уже три, правда, все маленькие, одноэтажные, деревянные. Был заведующим: учил ребятишек, старался обеспечить школу кадрами. Стаж работы – 40 лет. Сегодня в школе работает целая династия Исляевых. Дочери Асия и Зайнаб – учителя начальных классов, внучки – Алия, Наиля, Румия, Марьям, сноха Нурия, зять Кярим, правнучки Алсу, Галия, Гюзель (автор этого текста), Альфия[30].

У этой грустной картины своя длинная история. Мы знаем, что падение Казанского ханства повлекло за собой массовый разгром всех национальных татарских учебных заведений в государстве. Всякая возможность для развития татарского просвещения и культуры быстро исчезла, и татары стали вновь возвращаться к язычеству, темному невежеству, а вся политика царского правительства была направлена на то, чтобы иноверческое население в течение столетий не могло иметь своих светских школ. Слабые зачатки возрождения национальной татарской культуры и образования стали появляться лишь во время правления Екатерины II. В нач. XIX в. установилась тенденция, направленная на строительство мечетей по всему Поволжью, в которых имелись свои учебные мектебе и медресе. Мусульманское духовенство тогда представляло важную социальную прослойку населения всего Поволжья и занимало не только ключевые позиции в татарских поселениях, но и оставалось идейным руководителем мусульманских общин на протяжении долгого времени и даже советского периода развития.


У. А. Исляев с учениками и коллегами, 1931 г.


Как указано на стендах школьного краеведческого музея, после революции школа размещалась в трёх местах. «Красная мечеть» находилась там, где сегодня располагается врачебная амбулатория. «Красной» называли потому, что здание мечети было выкрашено в красный цвет. Эта мечеть по непонятным причинам сгорела. Вторая школа была том месте, где сейчас находится дом Медведевых, а третья школа – на месте дома Исляевых. Обучение было начальным – приходские школы 1 ступени. Учителями работали: Исляев Умяр, а в другой – Исляев Абубякяр.

Мы не располагаем в достаточной степени документальными сведениями о том, имелись ли мечети и мектебе в Пензенской губернии в XVIII в. На запрос из Оренбургского духовного собрания в Саратовское губернское правление на предоставление сведений о мечетях в губернии был дан ответ, что во всех уездных городах «мечетей и духовных чиновников нет». Но этот запрос видимо относился лишь к уездным городам губернии. Спустя столетие, в 1892 г., газета «Пензенские епархиальные ведомости» (№ 15) освещала религиозную сторону жизни пензенских татар следующими словами: «Мечеть – обыкновенная деревянный дом, с высокою башнею, с которой азан криком собирает правоверных на молитву… Вторым святилищем татар после мечети является училище. В каждой татарской деревне имеется в какой-нибудь хижине или келье школа грамоты. Просвещение и образование в среде татар находится на низкой ступени. Кроме школы грамоты, существующих в татарских поселках, никаких училищ у них нет. Татары, довольствуясь изучением одного Корана, боятся переступить в область других познаний и науки, поэтому понятия о христианской религии очень смутны, иногда нелепы…» (ГАСО, ф.2, оп.1, д.638).

После 1917 г. началось медленное, но постепенное вытеснение религиозной школы светской. Часть мусульманских мугалимов и мулл стали работать в советских школах. Будучи наиболее грамотными кадрами и имевшие опыт преподавания, они ситуацию в сфере религиозного образования резко изменили в лучшую сторону. Но религиозные школы в сельской местности все еще продолжали существовать параллельно со светскими. Активные действия, направленные на окончательную ликвидацию религиозных школ со стороны государства начались с 1926 г. Причиной этого обстоятельства стало резкое увеличение числа конфессиональных учебных заведений, а непрестанно частая организация региональных съездов мусульманского духовенства, по всей видимости, не могла не встревожить государственные и партийные органы власти. В результате были выдвинуты требования ужесточения религиозного законодательства и сужения сферы деятельности духовенства.



ПЛАКСУНОВ Насибулла Вялиевич

Родился в 1915 г. в с. Нижняя Елюзань Городищенского района Пензенской области. Участник войны с 1941 по1946 г. В 1922 г., когда исполнилось ему семь лет, пришел в первый класс нижнеелюзанской школы-двухлетки. В классе местные учителя обучали детей-татар арифметике, азбуке, арабской грамоте и мусульманским нравоучениям (сурам). Село, как и вся страна, в то время очень нуждалась в грамотных людях для ликвидации неграмотности среди населения. Проучившись успешно в школе-семилетке, Насибулла Вялиевмч был направлен в Кузнецкое педучилище. Награжден орденом «Красная Звезда», медалями «За взятие Берлина», «За отвагу 1 ст», «За отвагу 2 ст».



С конца 1927 г. среди правительственных органов начался формироваться мнение о сокращении числа съездов духовенства, а затем и полном их запрещении. В мае 1928 г. было принято решение о закрытии мусульманской религиозной школы. В 1931 г. в Верхней Елюзани эти бывшие религиозные школы были объединены в одно помещение, состоящее из двух классных комнат. В 1933 г. под здание школы по решению сельского совета была передана бывшая деревянная одноэтажная мечеть. Родители всячески не хотели отпускать в школу девочек одних, поэтому учились только мальчики и то не все. «Ученики не слишком стремились к знаниям, много занимались посильным домашним трудом. Из учебных принадлежностей – 1 книга на весь класс, одна тетрадь была разрезана на 2 части – на 2 ученика, писали химическими карандашами. И тетради, и книгу оставляли в школе, потому что учительница говорила, что дома ученики их потеряют. Ходили в школу в самотканых платьях, в лаптях осенью, весной, и даже зимой. Сапог, резиновых галош даже во всём селе, наверное, не было. Классы были переполнены, дети разного возраста, уровня обеспеченности, поэтому работать в школе было очень трудно. Школа топилась дровами. Работали технички-уборщицы. Они ходили в лес, топорами рубили ветки, в вязанках приносили на себе в школу, а зимой ими топили школу».

В 1950 г. Верхнеелюзанская начальная школа была преобразована в семилетнюю школу, где с 1950 по 1951 гг. директором проработал Востряков Шакир Нажметдинович, а с 1951 по 1953 г. – Вяселев Иняят Садыкович. В 1954 г. построили новое здание, состоящее из 4 классных комнат, а 1985 г. открылась уже новая трёхэтажная школа.

С 1994 г. была назначена директором школы Булатова Румия Сялимжановна, отличник народного образования. Проработала директором школы до 2008 г. С 2008 г. возглавляет коллектив МБОУ СОШ с. Верхняя Елюзань Марьям Яткяровна Тачукова[31].

Верхняя елюзань сегодня

Непростыми были все прошедшие годы для жителей с. Верхней Елюзани с момента его образования. Никогда в нашей истории крестьянин не жил богато, а вся история XX в. для сельских жителей стала настоящим испытанием. Даже значительные достижения сельского хозяйства, наработанные в советское время, были начисто уничтожены после прихода «лихих девяностых». В результате: разорённые деревни, убыль и бегство населения в города, одним словом – вся цепочка негативных процессов, связанные с эпохой катастрофического упадка и деградации. Но Верхняя Елюзань на удивление выдержала все эти испытания относительно успешно, хотя свой совхоз сельчанам сохранить не удалось. За последние 20 лет в России исчезло 37 тысяч деревень! Огромное количество заброшенных земель, неисчислимые потери поголовья рогатого скота, удручающее состояние многих школьных учреждений, сельских клубов, медпунктов, почтовых отделений, больниц, дорог, коммуникаций – это и есть итог безликой и варварской рыночной экономики. Так, газификации сельских населённых пунктах отсутствует в 95 000, и только 5 % деревень страны имеют качественное водоснабжение. На нужды села в России сегодня выделяется в 20 раз меньше средств, чем это делалось в советское время.

В Пензенском государственном архиве (ГАПО) сохранилось огромное количество многостраничных протоколов заседаний Верхнеелюзанского сельсовета (в частности, Ф-р. 517), начиная с нач. 20-х гг. и до 1991 г., которые документально иллюстрируют всю эпопею крестьянской жизни села. Надо сказать, что подобных материалов по каждому конкретному населенному пункту Пензенской области имеется в архиве огромное количество, десятки и сотни тысяч страниц документированного текста. Нами уже было сказано о том, что реальная власть продолжительно долгое время, особенно в ранний период установления советской власти, в селе принадлежала сельским Советам. В этих протоколах собраний отражены практически все текущие процессы и события, происходящие в том или ином населенном пункте.

На страницу:
6 из 10