bannerbanner
История татар Пензенского края. Том 2
История татар Пензенского края. Том 2

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 10

Фаттих Зюзин, Ряшид Алюшев

История татар Пензенского края. Том 2

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:

Председатель: БИКТАШЕВ Р. Ж.

Абдрашитов Т. Р., Абубекеров Р. Я., Абубекеров И. Ш., Абузяров Р. Ф., Абуталипов Р. М., Агишев Р. А., Акжигитов Б. У., Акчурин И. А., Алюшев Ш. А., Алюшева Х. Ж., Бибарсов М. А., Бикташев Р. Ж., Галиев И. Р., Кудюшев А. А., Салихов С. Н., Сухов Р. Р., Тенишев М. Р., Тугушев Р. К., Хайров Р. Р., Хайров Ш. Р., Хамидуллин А. М., Якупов З. С.


РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

Председатель: САЛИХОВ С. Н.

Абдрахманов Т.А, Белорыбкин Г. Н., Биккинин И.Д, Гильдеев Р. А., Гуркин И. Х., Дашкин И. Ф., Дмитриев А. С., Ильязов Р. Р., Красильников Р. Ф., Куряев Р. Р., Мавлюдов И. Н., Магдеев К. Х., Нугаев А. Р., Первушкин В. И., Рашитов Ф.А, Салюков Б. И., Селькаева С. А., Самочкина Г. Х., Шабанов Р. Н., Юскаев Р. А., Юсупов Р. А.


Научные консультанты:

БЕЛОРЫБКИН Г. Н., док. истор. наук, проф., ПЕРВУШКИН В. И., док. истор. наук, проф., РАШИТОВ Ф. А., док. истор. наук, проф., поч. член АН РТ


Рецензенты:

БУРХАНОВ А. А., академик РНАН, проф., БЕЛОРЫБКИН Г. Н., док. истор. наук, проф.


Фотографии:

Акжигитов А. М., Акимова Г. М., Алюшев Р. Х., Алюшев Ш. А., Апаев М. А., Байбиков Н. З., Баязитов Р. Ф., Белорыбкин Г. Н., Бибарсов Р. М., Биккинин И. Д., Галиев И. Р., Гуркин И. Х., Дашкин А. У., Зулкарняева Н. М., Зюзин Ф. М., Ишмаева Г., Кудюшкина Н. И., Мухамеджанова В. Ф., Нагаева Н. Х., Назирова А. Ж., Нугаев А. Р., Плоксунова Д. М., Рамазанова Д. М., Сайфетдинова Э. Х., Сайфуллина Д. Ф., Салюков Б. И., Самочкина Г. Х., Сафарова Г. И., Селькаева С. А., Тугушев Р. К., Туишев К.Р, Тумеркина Ф. К., Шашлова О. М., Юскаев Р. А., Юсупов Рафик А., Юсупов Рафаэль А., Якупова Г. З., Яушев Р. Р.

К ЧИТАТЕЛЯМ

В истории татарского народа Пензенский край занимает особое место и является прародиной татар-мишарей, внесших существенный вклад в историю и культуру всей России. Можно смело утверждать, что татары-мишари относятся к числу древнейших народов на территории Пензенского края, и именно они, начиная с X века и вплоть до XVII века, были основной исторической силой на этой территории.

История татар-мишарей весьма интересна, богата и занимательна. Но в то же время в большей степени о татарах известно из легенд, мифов, далеко не безупречных и достоверных источников, и просто откровенной лжи, нежели правды. Татары всегда стояли особняком в семье российских народов, а пензенские территории, находясь на самой границе Золотой Орды, оказалась в зоне влияния как набирающего силу Московского государства, так и в сфере интересов образовавшегося на обломках Орды Казанского ханства.

В этой связи, вся история России в принципе необъяснима без татарского элемента, а взаимное влияние татарской и русской культур было очень значительным. К большому сожалению, и сегодня продолжается выпуск огромной массы исторической литературы, которая по своей сути являются на редкость идеологизированной и необъективной. Но, тем не менее, этот труд не посвящен целиком разоблачению подобных предвзятых трудов, а изложению не менее важных для всякого читателя исторических фактов, культурного наследия, хозяйственной деятельности, религии и духовных традиций мишарей Пензенского края.

Геродот, как помнится, объяснял, что он взял на себя труд написать свою «Историю», чтобы память о подвигах людей не потерялась в глубине веков. Истекло достаточно много времени с тех пор, как древние предки пензенских мишарей появились в наших краях, и большинство исторических свидетельств исчезли в пыльной глубине архивов. А наша задача состоит в том, чтобы поднять эти сохранившиеся бесценные документы и, тем самым, хотя бы в какой-то степени воскресить исторические сказания.

На сегодняшний день значительной трудностью в изучении истории и татарского населения Пензенского края является достаточно ограниченное количество материала, которое имеется в региональных архивах, и которое остается все еще слабо изученным краеведами. Поэтому нет еще четко сформированного представления об этническом составляющем татар того периода времени.

Перед нами стояла задача найти и указать на реальные факты и события, чтобы у людей была возможность увидеть только честную и откровенную картину обо всех достоинствах и недостатках нашего народа, рассказать о задачах и проблемах исторической и краеведческой области исследования. К большому сожалению, сегодня многие традиции уже утрачены и пришли в забвение, трудно приживается национальный образ жизни в городах, а рассказ о богатом культурном наследии татар Пензенской области, его достижениях и духовно-нравственных основах будет как никогда важным. Народная, социальная память, воплощенная в достижениях материальной и духовной культуры, должна быть доступно каждому. Следует признать, потеря своей самобытности и традиционных ценностей для татар, как, впрочем, и других этносов становится реальной перспективой уже ближайшего времени. Все это выглядит особенно угрожающим на фоне идеи ввода создания единой российской нации, или – надэтнической общности, а самобытность, язык и культура коренных народов должны культивироваться на добровольных началах, подвергая тем самым эти народы языковой и этнической ассимиляции.

В процессе работы нами были изучены и представлены в этом труде порядка 20 тысяч архивных документов, изучено и анализировано не один десяток исторических тематических книг, написанные в разное время и разными, как симпатизирующими, так относительно враждебными авторами, а многие документы предоставлены широкой аудитории впервые. В книге отражены видные представители татарского народа Пензенского края, даны сведения о национальной культуре, искусстве, традициях, истории и в целом – о жизни татар во всем ее многообразии.

Кроме того, на страницах книги читатель найдет большое количество справочного материала. Все это создает серьезный фундамент для понимания всей истории сформирования и динамики развития татарского населения Пензенского края и путей формирования его местных этнокультурных особенностей.

Этот фундамент преемственности в исторической науке способствует становлению и развитию мировоззренческой, профессиональной позиции исследовательской деятельности субъекта, и он необходим для полноценного понимания всей системы понятий, в которой отражается все движение объективного мира и способствует собственному совершенствованию.

Работали над книгой не только указанные авторы издания, но неоценимую помощь оказывали многие энтузиасты, которым небезразлична история татар Пензенского края и имена которых вы видите в списках членов Редакционного совета и Редакционной коллегии. В процессе создания нам была оказана помощь также многих историков, этнографов, региональных краеведов, работников архивов, сельских администраций, музеев, библиотек, учителей и учащихся средних школ, студентов и просто – жителей многих татарских сел, с которыми нам приходилось общаться во время наших выездов в сельские регионы. Всем выражаем глубокую признательность и ценим их своевременную благотворительную помощь и моральную поддержку.

Надеемся, что книга будет полезна каждому, особенно когда заметно проявился интерес к истории, культуре, традициям по сохранению интеллектуально-духовного наследия татарского народа как в России в целом, так и на территории Пензенской области. Верим, что это издание окажет весомую помощь в формировании гражданского общества на территории Пензенской области и создаст позитивный имидж нашего многонационального региона в важнейшей сфере межэтнических отношений современной России.

ДОРОГИЕ ЗЕМЛЯКИ, УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Открывая эту книгу, вы, возможно, спросите, для кого она написана и зачем она нужна. Написана она для тебя, дорогой читатель. При этом не так важно имеете ли вы историческое образование и насколько глубоко вы готовы проникнуть в историю вашего родного края. Эти тома книги написаны для широкого круга читателей, которым важно сохранить свою историю, культуру, обычаи и традиции, а также неотъемлемую часть исторической памяти о своих героях и других талантливых знаменитостях, которыми с большим воодушевлением гордится каждый из нас. Передавать от поколения к поколению историческую память о судьбе своего народа помогает эта книга.

История татарского народа очень богата и интересна, хотя, надо сказать, все еще остается немало нераскрытых страниц, которые требуют дальнейшего исследования и анализа. Еще многое из тех событий, что всплывает на поверхность, описаны незначительно, а сами факты логически между собой не связаны. Мы все прекрасно понимаем, что историческое прошлое всегда служит важным источником нравственного воспитания и познавательной деятельности человека. На опыте прошлого составляется основа будущего.

Я лично верю и очень надеюсь, что авторы этого многотомного издания отстраняются от всякой предвзятости в освещении исторических событий, и им далека всякая рациональность, которая направлена на достижение каких-либо индивидуально выгодных результатов. Цель этой книги – раскрыть забытые странички истории татар-мишарей Пензенского края, а также рассказать читателю о наиболее интересных событиях, которые помогут ему почувствовать себя частью этой истории и присоединиться к ней.

Для меня Пензенская область не является далекой и чужой, несмотря на то, что я появился на свет в располагающейся рядом Саратовской области, однако мои истоки – пензенские. По этой причине мне близка и значима историческая судьба моего родного края, в котором живут отзывчивые и гостеприимные люди, и которым пришлось выдержать много испытаний и радоваться победам. Надеюсь, книга сможет помочь правильнее относиться к окружающим нас народам, так как мир принадлежит каждому, кто хоть раз задумался об этом.


Генеральный директор ЭТЗ «ГЭКСАР».Рашид БикташевРЕЦЕНЗИЯ НА РУКОПИСЬ МНОГОТОМНОГО ИЗДАНИЯ «ИСТОРИЯ ТАТАР ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ» (II ТОМ), ПОДГОТОВЛЕННОГО ПЕНЗЕНСКИМИ КРАЕВЕДАМИ Ф. М. ЗЮЗИНЫМ И Р. Х. АЛЮШЕВЫМ

История родного региона всегда вызывала интерес у ученых-историков, краеведов, журналистов и любителей прошлого. И не зря в Татарстане и во многих регионах татарского мира в пределах современной Российской Федерации, прежде всего, в Волго-Уралье и Сибири, последние годы активизировалось движение краеведов.

Основной целью ученых-регионоведов и местных краеведов в настоящее время является изучение (на базе разнообразных источников и материалов) и написание целостной истории каждого района и каждого сельского поселения, а также городских слобод (кварталов), связанных с многовековой историей татар, жизнью и деятельностью выдающихся татарских деятелей (купцов, писателей, ученых, религиозных и общественных деятелей и др.).

Поэтому в рамках краеведческого движения стала важной и актуальной организация широкомасштабных историко-краеведческих исследований и полевых экспедиций в регионах и округах исторических поселений, подготовка и проведение всероссийских и региональных научно-практических, историко-краеведческих конференций и форумов по актуальным проблемам региональной истории и краеведения, подготовка и издание тематических сборников и монографий по проблемам истории регионов и отдельных поселений.

Каждое татарское село и каждый историко-культурный регион татарского мира в пределах Евразии имеет глубокие исторические корни, традиции и специфику своего развития. Поэтому в рамках изучения и написания истории населенных пунктов важно детальное исследование объектов природы и памятников историко-культурного наследия, расположенных в зоне и округе изучаемых исторических и современных поселений, а также сбор и анализ музейных и архивных, фольклорных данных. Кроме того, важными и оригинальными источниками являются метрические книги, данные шеджере (родословных) и воспоминания земляков и очевидцев событий.

Благодаря труду и поискам ученых-историков и местных краеведов, в том числе регионов Окско-Сурского бассейна, прежде всего Пензенской области, издаются новые историко-краеведческие книги, открываются краеведческие музеи и школьные уголки местной истории, собираются новые данные по истории региона, что становится важнейшим фундаментом для дальнейших исследований. Древняя, средневековая, новая и новейшая история татарских сел и деревень Пензенского края и сопредельных территорий Окско-Сурского бассейна является неотъемлемой частью прошлого татарского и других коренных народов Волго-Уральского региона и всей Евразии.

Через рассматриваемый природно-географический и историко-культурный регион, являющийся (с учетом разнообразия ландшафтных зон и специфики социально-экономического и этнокультурного развития) контактной территорией в пределах Восточной Европы с его широкими историко-культурными и торгово-экономическими связями, происходило взаимодействие многих этнокультурных групп и племен лесной и степной зон Волго-Уралья, Средней Азии, Кавказа, Причерноморья, Восточной Европы. С возникновением и развитием тюрко-татарских и славянских государств Восточной Европы, находясь в пределах, в частности, Хазарского каганата, Волжской Болгарии и Буртасского объединения, Дешти-Кыпчак, Золотой Орды (Улуса Джучи), позже в соприкосновении Темниковского объединения с Казанским, Крымским, Большой и Ногайской Ордами, Московским и другими русскими княжествами.

В XVI–XVII вв. рассматриваемые земли входят в состав Московского государства, здесь резко изменилась политическая и этнокультурная ситуация в Окско-Сурском бассейне и сопредельных территориях Волго-Уралья. С этого момента история тюрко-татарского и финского населения региона продолжается как часть Российского государства.

Слабая изученность истории тюрко-татарского населения региона, в том числе археологических, эпиграфических и архитектурных объектов XIII–XVI вв., а также процесса основания и развития татаро-мишарских поселений XVII–XIX вв. объяснялось тем, что слабо изучены памятники историко-культурного наследия и письменные источники, тем более в историографии история сел и регионов не считалась темой «исторической» и актуальной.

Опыт наших исследований в Волго-Уралье и Зауралье показывает, что только комплексное изучение историко-археологических, эпиграфических и историко-культурных объектов, а также изучение архивных, музейных и фольклорных данных по истории населенных пунктов может дать возможность для детального и объективного изучения и реконструкции исторического прошлого региона. И это особенно актуально и важно при изучении всех 47 татарских сел, расположенных в Белинском, Каменском, Пачелмском, Городищенском, Кузнецком, Неверкинском, Иссинском, Лунинском, Сосновоборском, Шемышейском районах и татар в городах Пензенской области.

И в этом плане особо важен и актуален многотомный труд «История татар Пензенского края», подготовленный известными Пензенскими краеведами Ф. М. Зюзиным и Р. Х. Алюшевым.

Я познакомился с текстом I тома и рукописью II тома.

Первый том характеризует процесс этнокультурного развития и этногенеза татар-мишарей региона, языковые и этнокультурные особенности и традиции тюрко-татар, проживающих в Пензенской области и сопредельных территориях. Особое внимание в книге уделено роли буртасов и кыпчаков в процессе формирования местного татаро-мишарского населения. В заключении авторы характеризуют современную жизнь татар Пензенской области и описывают деятельность татарских общественных организаций региона.

Второй том труда посвящен истории татарских населенных пунктов Пензенского региона. При этом характеризуются все исторические (в том числе исчезнувшие) и современные, достаточно успешно развивающиеся села региона.

Дается краткая историческая и сводная характеристика всем 47 татарским населенным пунктам региона, публикуются материалы о выдающихся деятелях – уроженцах сел и деревень. И это важно, так как из Окско-Сурского региона вышли известные татарские деятели российского и мирового масштаба: купцы, ученые, писатели, композиторы, артисты, общественные, религиозные и государственные деятели, герои войны и труда. Без их имен и вклада в историю и культуру татарского народа и Российского государства невозможно представить современную татарскую нацию, в целом, Республику Татарстан и большую страну – Российскую Федерацию.

При написании своего труда авторы работали в контакте с коллегами-краеведами и учеными-историками, а также в сотрудничестве с татарскими общественными деятелями Пензы, Саранска, Москвы, Казани и Санкт-Петербурга. В ходе написания труда использован широкий круг источников и литературы, это хорошо видно по тексту и приложениям в книге.

Мы не исключаем дискуссионность некоторых моментов, однако, материалы книги станут, несомненно, базой для дальнейших фундаментальных исследований по истории Пензенского края и регионов бассейна рек Оки и Суры, но и в целом истории татарского народа.

Надеемся, что данное издание будет полезно не только специалистам, краеведам и жителям Пензенской области, но и широкому кругу читателей, кто интересуется историей татарского народа и Российской Федерации.

Нельзя строить успешное будущее наших сел и народа, не зная прошлого родной земли. Только в результате глубокого и фундаментального изучения богатого историко-культурного наследия и многовекового опыта, накопленного нашим народом, мы сумеем сохранить свое национальное лицо и будем двигаться успешно в будущее.

А сегодня, уважаемые читатели, новая фундаментальная книга по истории татар Пензенского региона отправляется в просторы татарской и российской истории!

В добрый путь!

Рецензент: Альберт Бурханов,Начальник Комитета по работе с краеведами Исполкома Всемирного конгресса татар, председатель РОО «Общество татарских краеведов» РТ, академик РНАН, ПАНИ, АВИН РФ и МГА «Европа-Азия», Член Научного Совета по проблемам социоестественной истории при Институте востоковедения РАН, заслуженный деятель науки РТ, профессорРеспублика Татарстан, г. Казань, январь 2021 годаРЕЦЕНЗИЯ НА РУКОПИСЬ ТРУДА Ф. М. ЗЮЗИНА И Р. Х. АЛЮШЕВА «ИСТОРИЯ ТАТАР ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ» (II ТОМ)

История народов Пензенского края всегда вызывала огромный интерес не только среди ученых и краеведов, но и всего населения. Периодически появляются публикации, посвященные либо отдельным сторонам жизни народов, либо по истории народа, начиная с этногенеза и заканчивая современным состоянием. Нередко возникают споры о путях развития народов, даются разные оценки тем или иным эпизодам в их жизни. При этом требуется внимательное отношение к источникам и их интерпретации в контексте всего спектра событий.

В настоящее время издано множество статей и книг по истории татарского населения Пензенского края. Есть общепринятые исторические факты, такие как, например, культура, религия, язык. Есть проблемные вопросы, такие как происхождение татар, пути их расселения, формирование территориальных особенностей и т. п. При этом большинство работ (археологические, этнографические, лингвистические и т. д.) связаны с реконструкцией исторических событий, и они дают современную интерпретацию этих событий исходя из взглядов авторов работ и уровня их знаний источниковой базы.

Особенность этого труда состоит в том, что авторы пошли другим путем и опубликовали сами источники в том виде, как они дошли до нас. Авторы не ставили себе цель подобрать источники под конкретную задачу или тему исследования, не особо акцентировали в оценке этих источников на предмет достоверности и субъективности. Тем не менее, в книге представлен необычайно широкий спектр разных по объему и содержанию документов, что дает точку опоры для дальнейшего изучения истории татарского народа и открывает совершенно новые темы для анализа событий и отдельных эпизодов. Образно говоря, вместо сухого столба из однообразных источников перед нами предстает живое дерево с многочисленными ветвями и листьями, позволяющими по-новому понять исторические события из жизни татарского народа и отдельных его представителей. Даже традиционные темы, такие как быт и культура, благодаря опубликованным документам, смотрятся значительно богаче, а иногда и совершенно непривычно.

Изучение приведенных источников позволит дать более достоверные результаты изучения истории и территории, на которой татары пензенской земли проживали. Кроме того, многие документы позволяют реконструировать историю государственных учреждений, ремесла и торговли, сельского хозяйства и городского устройства, межнациональных отношений, особенности религиозных и языковых традиций. Все это хорошо отражает реальную жизнь, которая никогда не бывает однобокой и упорядоченной. Все происходит, как правило, одновременно и непредсказуемо. Именно такую жизнь показывают источники, собранные в этой книге – разностороннюю и непричесанную.

Впрочем, авторы не только представили документы, но и попробовали изложить свой взгляд на некоторые события. Этот труд отличается широтой охвата и отражает всё многообразие исторических фактов, происходящих в Пензенском крае, а часто и за его пределами (ну не вписываются события прошлых лет в пределы современной Пензенской области). А так как авторов интересовала, прежде всего, история пензенских татар-мишарей, то именно им авторы и посвятили большинство своих аналитических материалов, что, впрочем, позволяет также значительно обогатить историю всего татарского народа на территории России.

Надеюсь, авторы не остановятся на достигнутом этапе и продолжат поиск и публикацию новых документов по истории Пензенского края. Чем шире будет база источников, тем более ярко и достоверно будет выглядеть история нашего края и населяющих его народов.

Рецензент: Белорыбкин Г. Н., д. ист. наук, профессор ПГУ

Кузнецкий уезд

Среднее Поволжье было одним из основных районов проживания российских татар. Татары-мишари из различных губерний России (Самарской, Симбирской, Пензенской и других) расселились на огромных территориях, и их расселение шло не только в восточном, но и в юго-восточном и южном направлениях. Здесь они составляли вторую после русских по численности группу населения и были одним из наиболее проблемных для властей России в силу своей религиозности, высокой активности местных религиозных объединений и сложившимися вековыми историческими традициями. Указ о проведении Первой ревизии был издан 26 ноября 1718 г., когда заселение земель «дикого поля» на рр. Уза, Елюзань, Кадада, Калдаис, Труев и др. было практически завершено. Известный историк и археолог А. Гераклитов описывает в своей исследовательской работе по Саратовской губернии характерные особенности этих территорий: «По уверению А. Грибоедова, Саратов был глушью, пригодной лишь ссылки туда непокорных девиц. До 1830 г., видимо из-за неимения интереса, не заселенности и малой привлекательности, не было никого, кто бы изучал историческое прошлое Саратовского края. Действительно, несмотря на не малое количество обнаруженных впоследствии археологами городищ, принадлежащих разным племенам и народам, но все же – количество их ниже, чем в других районах. Хотя по числу остатков материальной культуры Саратовский край принадлежит к числу наиболее богатых. За 30 веков своего пребывания человек оставил здесь массу вещественных документов всякого рода»[1].


Старая мечеть в с. Демино


В XVII в. Пензенский край был разделен на шесть уездов: Инсарский, Керенский, Краснослободский, Нижнеломовский, Пензенский и Саранский. В 1708 г. в России начинают создаваться первые губернии. Вся территория Пензенского края была разделена между Казанской и Азовской губерниями. Спустя 10 лет, в 1719 г., формируется Пензенская провинция, а в 1780 г. – Пензенское наместничество, которое также входило в Казанскую губернию. В 1796 г. наместничество было упразднено и была образована Пензенская губерния. Правда, уже через три месяца, в марте 1797 г. она была ликвидирована, ее территория разделена между Саратовской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской губерниями. 9 сентября 1801 г. Пензенская губерния была вновь восстановлена в составе десяти уездов: Пензенского, Нижнеломовского, Керенского Наровчатского, Краснослободского, Инсарского, Чембарского, Мокшанского, Городищенского и Саранского.


Старое татарское кладбище-зиярат (Неверкинский район, 2019 г.)


В сер. 20-х гг. XIX в. Саратовская губерния, на территории которой располагалось немало татарских поселений, административно делилось на 9 уездов: Новоузенский, Балашевский, Вольский, Аткарский, Кузнецкий, Петровский, Камышинский, Сердобский и Саратовский. Кузнецкий уезд как самостоятельная административная единица вошел в Саратовское наместничество лишь в 1780 г.[2]

На страницу:
1 из 10