Полная версия
История татар Пензенского края. Том 2
Сведения об имении Абудулы Исляевав д. Верхняя Елюзань
Несколькими годами ранее, в 1862 г., в «Списках населенных мест Саратовской губернии» отмечалось: «Татары – остатки приволжских орд Астраханской и, кажется более, Казанской, в числе 55 000 душ (3.48 %), живут в уездах: Вольском, Кузнецком, Петровском и Хвалынском. Они находятся в следующих селениях: в уезде Вольском – Бектемировка, Карновар, Муратовка, Мансуровка; в уезде Кузнецком – Усмановка, Индерка, Бестянка, Нижняя Елюзань, Средняя Елюзань, Верхняя Елюзань, Клявлино, Адельшино, Старое Алеево, Новое Алеево, Бикбулат, Яковлевка, Мосеевка, Чембирлей, Ибрагимовка, Урмалеевка, Надеевка, Муратовка, Ерыклей, Тарлаково, Демино, Кунчерово, Погорелый Чирчим, Исекеево, Сулеймановка, Канадеи, Малые Труевские Вершины, Большие Труевские Вершины, Меняшев Ключ, Курмаевка; в уезде Петровском – Усть-Уза, Старый Вершаут, Пакаевка, Карлыган, Белая Гора, Абдуловка, Яковлевка, Новый Вершаут, Суляевка… Татары занимаются земледелием, но более склонны к торговле и, по сути, спекуляциями, играют здесь почти такую же роль, как евреи в западных и малорусских губерниях. Многие татары живут в городах – Саратове, Вольске, Кузнецке, Хвалынске. Татар христианского исповедания весьма немного: «Татар в (Кузнецком) уезде много, крещеных только 4 души муж. и 4 души жен., живут в д. Елюзани, и они живут среди магометан». Так, чуваши, например, прибыли в здешний край не ранее конца XVII в. По крайней мере, в исторических актах это имя их до того времени встречаются лишь в пределах Прикамских. В настоящее время они в Саратовской губернии находятся в уездах Кузнецком, Хвалынском, Петровском и Вольском, и живут вместе с мордвами и татарами, или же живут отдельными селениями, но преимущественно в соседстве с ними. Число их простиралось до 10 000[20][21].
Согласно «Спискам населенных мест Саратовской губернии «(1911 г.) в Верхней Елюзани (Дубровской волости) насчитывалось 367 дворов. Всего проживало 1810 жителей, функционировали 2 мечети, при них имелись 2 школы.
В Городищенском районе преобладали лесные площади и суглинистый тип почвы, которые мало подходили для занятий интенсивным земледелием. Таким образом, лес стал тем ресурсом, благодаря которому бедствовали крестьяне, но процветал господствующий класс дворянства. При изобилии леса одним из главных промыслов для крестьян стали ремесла, связанные с работой по дереву. Помещики строили винокуренные, стекольные, поташные и прочие заводы, которые требовали сжигания большого количества древесины, но развивали фабричную промышленность.
М. С. Полубояров в своих исследовательских работах отмечает, что в помещичьих хозяйствах Городищенского уезда пашня занимала лишь 25 % от общей площади, закрепленных за ними владений, в то время как крестьянские общины большинства волостей уезда сеяли хлеб на 72 % своих наделов (остальную площадь занимали пастбища, овраги и болота), и все равно – средств для прокорма семей не хватало, что вынуждало их наниматься в лесные рабочие помещичьих экономий. Даже татары, традиционные жители степей, превратились в плотогонов, сплавляя плоты по бурным весенним рекам до устья р. Суры и далее до Астрахани, чтобы оттуда, впрягаясь в бурлацкие лямки, тащить тяжелые суда с рыбой и солью вверх до Нижнего Новгорода. Первыми предприятиями в районе стали помещичьи винокуренные заводы, приносившие хозяевам большой доход. Государственные крестьяне и прежде всего мордва занимались выжиганием золы для поташа – компонента производства мыла. Винокурение и зола вели к стремительному сокращению площади лесов. К счастью, лучшие участки являлись казенными, сплошная вырубка которых была запрещена. Во второй пол. XIX в. на выжигание золы из древесной растительности также был наложен запрет. Все эти мероприятия правительства позволили сохранить леса[22].
Отмена крепостного права в 1861 г. дала крестьянам волю и свободу от многовекового рабского своего существования, но оставила их без земли. Крестьянам было предложено выкупить себе землю у помещиков, при этом часть денег помещикам за землю выплачивало государство, налагая долг на крестьян со сроком выплат до 49 лет. Таким образом, получилось, что если в крепостном рабстве был у крестьян малый надел земли, то теперь его отбирали и налагали долг на 49 лет. Все это повлекло еще к более нищенскому положению крестьянства. Чтобы хоть как-то защититься, крестьянство стало стремиться к укреплению земельных общин и тем самым ускорить выплаты долгов. А царское правительство тем временем всячески способствовало и помогало более крупным землевладельцам земли, чтобы, как им казалось, сельское хозяйство стало более эффективным. От этих мероприятий бедные и средние слои стали испытывать еще большее давление со стороны помещиков и кулаков.
Значительная часть доходов татарских крестьянских семей была связана с мелкими, сезонными заработками одного или нескольких членов семьи. Но это обстоятельство также способствовало оттоку сельского населения в города и более благоприятные районы страны. Одновременно резкое увеличение крестьянского населения создало ситуацию нехватки земли в целях пропитания. Перенаселение людей вызвало сопутствующий фактор, связанный со строительством новых домов для отделившихся членов семьи и интенсивной вырубкой лесов, которая, в свою очередь, привела к усилению ветров, эрозии почвы, образованию оврагов, обмелению рек, к учащению засухи в южных районах страны.
Государство продолжало еще более интенсивно продавать зерно за границу, чтобы иметь твердую валюту. Голод в России наступал в наиболее засушливые и неурожайные 1891, 1892, 1897, 1901, 1903, 1905, 1906, 1907, 1908, 1911 и 1913 гг. Он вызвал сверхсмертность населения от болезней и различного вида инфекционных эпидемий. В то же время, ситуация с нехваткой продовольствия была выгодна кулакам, помещикам и торговым спекулянтам. Цена на рынке на хлеб поднималась до огромных величин, и большинство сельского населения попросту сильно голодало, положение доходило нередко до каннибализма. В 1916 г. царское правительство в самый разгар мировой войны 1914–1918 гг. было вынуждено вводить продразвёрстку, и стало изымать у богатых крестьян и помещиков все излишки хлеба и др. продукцию по заниженным закупочным ценам. Все эти действия, в конечном счёте, стали одной из причин свержения российского царя буржуазией и крупными землевладельцами в феврале 1917 г.
Сельское хозяйство продолжало оставаться нерентабельной и низкоурожайной в зоне рискованного земледелия, к которой относилось большая часть территории Российского государства. В Первую мировую войнубыло призвано более десяти миллионов крестьян, многие из которых погибли или стали инвалидами. Эта война истощила и уничтожила практически всю тягловую силу. Механизация сельского хозяйства и производство удобрений оставались крайне низкими, впрочем, как и сфера образования, которая практически не готовила ни агрономов, ни инженеров, ни др. востребованных в сельскохозяйственной отрасли специалистов. Всего за 1891–1913 гг. даже согласно официальным данным царской статистики, по сведениям «Первой всеобщей переписи населения Российской империи, 1897 г.» от голода, болезней, эпидемий умерло не менее 17–19 млн: 7 млн взрослых в «больших городах» и по 0,5–0,7 млн ежегодно в «малых городах». В эту печальную статистику включено только взрослое население. Кроме того, каждый год в стране умирало более миллиона детей от голода, болезней, эпидемий, отравлений.
Верхняя Елюзань в годы Советской власти
В самом нач. 1918 г. во многих уездах Саратовской губернии мирным путем установилась советская власть, были избраны волостные Советы. С установлением новой социальной политики и коренного переустройства экономической деятельности в стране крестьяне получили долгожданную землю, в результате средний надел крестьянина увеличился более чем в два раза. Но кулаки в селе вовсе не исчезли, а продолжали спекулировать на черном рынке продукцией и стремительно наживаться за счет бедняков и батраков, особенно паразитируя на голодающем городе, взвинтив цены на зерно в 7 и более раз. Новым органам власти ничего не оставалось, кроме как продолжить практику продовольственной развёрстки, введенную еще царским режимом, для обеспечения города и нуждающихся регионов в сельской местности.
Гражданская война, развязанная в стране бежавшими на Дон офицерами бывшей армии Временного Правительства – Деникиным, Алексеевым, Корниловым и др., еще более усугубила экономическую ситуацию практически во всех регионах страны, стремительно сокращались посевные площади. Засушливые подряд 1920–1921 гг. вызвали голод на всей территории Поволжья – от Саратова, Уфы и до Калмыкии. Местами органы власти пропустили момент нарастания напряжённости, а иногда, напротив, излишне усердствовали по преодолению продовольственного кризиса, отнимая последнюю продукцию у крестьянства. В Саратовской губернии из 2.9 млн населения летом 1921 г. голодало 40 % – до 442 тыс. Масштаб голода в губернии был одним из самых высоких по стране, в 7 уездах губернии было собрано урожая меньше затраченного на посев. При этом зажиточная часть крестьян использовала голод снова в свою пользу, опутывая односельчан долгами, и нередко использовала практику сознательного саботажа, направленный преимущественно на срыв посевной кампании и организацию разного рода «крестьянских восстаний». Появились снова на селе огромное число батраков, работающих практически за кусок хлеба у спекулянтов-кулаков и зажиточников.
Особый интерес представляют татарские деревни в 1920-е гг., когда наряду со старыми традициями, стали появляться черты нового уклада жизни. Начал меняться не только быт и культура, но и сознание крестьянского населения. Пензенская губерния мало чем отличалась от других районов Центральной России. Тем не мене, на повседневную жизнь продолжало все еще оказывать влияние общие черты исторического развития, а также многообразие региональных и национальных особенностей. Так, в своей исследовательской работе «Татары Саратовского края» (1928 г.) историк Василий Трофимов указывает на наряд любопытных моментов, которые касаются истории, быта и культуры татар нашего региона. Автор утверждает, что татары являются на территории края поздними пришельцами, являясь потомками монголов, и принадлежат к тюрко-татарской семье народов. Но, как мы указывали в других главах настоящей книги, татаро-монгольская теория происхождения татар имеет недостаточную доказательную базу и поэтому она не подлежит серьезному обсуждению.
В пределах СССР, отмечает В. Трофимов, численность татар составляет 3.015.200 чел., проживают в Сибири, Крыму, Поволжье, на Кавказе, и в племенном отношении делятся на несколько групп, различающихся по языку, типу, костюму. Наибольшая количественная группа – это поволжские татары, которые, в свою очередь, неоднородны и подразделяются на казанских, астраханских и касимовских. Татары, населяющие Саратовскую губернию, имеют численность 113.000 чел., что составляет 3,9 % общего числа населения края. Относятся к казанской группе татар, но несколько отличаясь от последних по языку и быту, носят название «мишарей». Мишари представляют собой смешение татар, потомков Золотой Орды, с древнейшими обитателями нашего края – финнами. Татары говорят на языке турецкой группы нардов. Язык татар Саратовской губернии близок к казанскому, несколько отличаясь от него, составляет мишарское поднаречие, имеющие особенности, из которых характерны: смягчение твердых звуков «К» и «Г», иногда заменяется звук «Ч» звуком «С», а также заимствованием слов из русского языка. Далее дается автором описание литературы и письменности татар. Указывается на казанский говор, лежащий в основе языка, шрифт – арабский, но ныне заменен латиницей. «Школы, клубы и избы-читальни – почти в каждом селе. Преподавание ведется на родном языке. В Саратовской губернии татары живут преимущественно в сельской местности Кузнецкого, Петровского, Вольского и Новоузенского уездов, где насчитывается до 75 татарских сел»[23][24].
1920 г. Председатель товарищества Исляев Хайрулла Ибрагимович
Из описания этого труда можно делать вывод, что татары Саратовской губернии были глубоко религиозными людьми. В каждой деревне имелись мечети, «минарет которых высоко возвышался над другими постройками». Проживали татары-мишари как отдельно, так и совместно с другими народностями, а селения имели своеобразный полувосточный вид. Усадьбы располагались без всякого плана, двор окружен плетнем или забором, а сам дом располагался в углу усадьбы, отдельно от хозяйственных построек, узкою стороною на улицу. Крыши были покрыты соломой, тесом или железом, а сам дом разделялся сенями на белую и черную. Помещение для женщин (чулан) часто перегораживался занавескою.
Другие историки и краеведы того времени описывали уклад жизни пензенских татар примерно таким образом: «Одежда татар, под влиянием городской культуры и целого ряда других условий, мало сохранила своеобразных черт. Лишь в женском костюме остались национальные особенности. Современная национальная мужская одежда состоит из длинного, ниже колен, рубахи (кюльмек), широких штанов (штан), безрукавного камзола (камзул) халата (джилян), шубы (тун), тулупа (толуп); женская – штанов, длинного платья с оборками (карталы кюльмек), бархатного или шелкового нагрудника (кюкряк), камзола. Головной убор у мужчин – тюбетейка, расшитая цветным шелком (кепеч), войлочная или суконная шляпа, шапка (бюрек); у женщин – простой ситцевый платок (тастымал), шерстяная вязаная шаль, уборы «тастар» и «калфак» почти вышли из обихода. Из женских украшений встречаются серьги, кольца (юзык), браслеты (блязек), ожерелья из стеклянных и сердоликовых бус с подвесками из монет (кяря-беляр), подвески для кос (касник), обувь, как мужская, так и женская, состоит из сафьяновых узорчатых сапог без каблуков (узурлы читек), кожаных галош (кявеш и чакчур), кожаных сапог (читек и итекляр), лаптей (чабата), валенных сапог (вальник).
Пища татар состоит главным образом из растительных и молочных продуктов. Любимое мясо – баранина, конина. Национальные кушанья – салма (похлебка с мучными шариками и бараниной), перемяча (в виде русских ватрушек, но с мясом), бикме (пельмени) и тутырган таук (курица, приготовленная особым способом и набитая яйцами). Посуда у татар исключительно покупная. Встречаются как глиняная, так и деревянная. Почти в каждом доме – самовар. Из национальной утвари сохранились кумганы – кувшины-рукомойники с узким горлышком. Основное занятие татар – земледелие. Земля вспахивается сохою (сука) или плугом (сабан). Уборка урожая производится при помощи косы (чалге) и серпа (урак); молотьба – цепом (субагач) и каменным катком (катук). Хозяйство ведется по трехпольной системе. Сеется рожь, овес, просо. Разводится крупный рогатый скот, лошади, овцы. Средствами передвижения служат: летом – телеги (арба), фуры (фур), зимой – сани (чана). Средства передвижения и сельхозинвентарь почти не имеют национальных особенностей.
Недостаток земельных наделов, плохая техника земледелия заставляла татар заниматься мелкой торговлей, скупать кожи, различное старье, развозить деготь. В быте татар – много своеобразного. При наличии черт современной городской культуры, при различных ее наслоениях встречаются пережитки глубочайшей старины, как то: народные игры с борьбою, являющиеся остатками древнего праздника плуга – сабантуй, вера в «сглаз», мифических существ (юрт анасы), аздяка (огненного змея-летуна) и т. п. В свадебном обряд сохранились следы «умыкания» и купли-продажи невесты (калым). В устном поэтическом творчестве, наряду с образными и красочными выражениями различных переживаний, находятся и отражения событий последнего времени, а в загадках, пословицах и поговорках прослеживается остроумие, присущее татарскому народу.
Архивные материалы свидетельствуют о том, что в 1920-х гг. продовольственное положение уездов Саратовской губернии стало очень тяжелым, большая часть населения была на грани выживания. Потребовалась экстренная, неотложная помощь до нового урожая. В свое время почти везде были созданы волкомпомголоды и комитеты взаимопомощи, «им первым приходится выдерживать натиски голодной массы…».
Голод в Татарстане (1921 г.), (фото взято из интернета)
Советская власть всячески старалась помогать бедствующему населению, как в городе, так и в деревне. С голодающих областей была снята продразвёрстка, и такие регионы привязывались к нескольким губерниям, в которых голода не было. В то же время в стране работало несколько иностранных благотворительных организаций, оказывавших помощь голодающему населению страны. Саратовский губкомпомгол был учрежден в нач. августа 1921 г. Из архивных документов мы видим, что помощь этих благотворительных организаций дошла и до Верхней Елюзани[25].
Еще во время правления Временного правительства были созданы земские учреждения с поставленной целью, чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять социально-регулятивные функции и подготовить реформы местного самоуправления. Но в условиях революционного кризиса все волостные земства Саратовской губернии столкнулись с серьезными материальными проблемами. Крестьяне отказывались вносить земские сборы или же платили весьма неохотно, несмотря на составленные списки плательщиков местных сборов в волостные исполнительные комитеты, и тем самым подрывали основы хозяйственной деятельности земств. Такая тенденция продолжилась и в период управления советской власти в нач. 20-х XX столетия.
Система управление Советов и самоуправления на селе была установлена согласно декларации большевиков о прямом народовластии. В каждый Совет входили ежеквартально переизбираемые депутаты числом в несколько десятков сельских жителей. Они обладали высшими властными полномочиями на территории своего поселения, а все постановления сельского Совета были обязательны к исполнению для всего населения данного поселения и руководителей колхозов, артелей, товариществ и т. д. Процесс установления Советов протекал, как мы видим, в очень сложных условиях. Повсеместно не прекращались вооруженные атаки кулаков и совершаемые ими убийства наиболее ярких активистов новой власти, чтобы тем самым добиться цели срыва и саботирования выборов сельского схода в Советы, или же создания Земельных комитетов для решения острого земельного вопроса[26].
Фрагмент списка голодающих детей от 2 до 14 лет в с. В. Елюзань (1922 г.)
В таких непростых условиях, когда становилось необходимым решение насущных хозяйственных вопросов, сельские Советы нередко пользовались практикой принудительных реквизиций имущества отдельных граждан и помещичьих имений – преимущественно за неуплату полагающихся с/х налогов и неисполнение хлебопоставок государству. Справедливости ради, следует напомнить читателю, что не только государственные органы, но и само крестьянство захватывало землю и инвентарь у помещиков и кулаков, пренебрегая законами. Настоящий захват и конфискация помещичьих имений начался еще после революции 1905 г. и стал массовым явлением еще задолго до установления Советской власти. Так, например, в своих письмах своей жене Ольге губернатор Саратовской губернии Петр Столыпин 8 июля 1905 г. писал из г. Сердобска: «Утром приехал в Беково…, заехал к врачу Беклемишеву, его бедного 7 раз поджигали… князя Куракина тоже жгут и в земского начальника Бернова даже стреляли… хорошо, Чегодаева в отпуску, одна из девочек заболела туберкулезом».
Постановление о смете расходов на 1920 г. Верхнеелюзанского сельского совета. Председатель с/c – Х. Исляев (ГАПО, Ф-р.1555, оп.1, д.14)
Далее П. Столыпин с горечью отмечает о том, что в уездах везде бунты, погромы. «Меня огорчает поведение здешнего земства – собрали крестьян на экономический совет и говорили против губернатора, земских начальников, священников, решили, что надо всю землю землевладельцев поделить и уничтожить войско… Тут мужики терроризированы шайками мужиков, жгущих, безобразничающих и грозящим всем. Пришел полк казаков для наведения порядка, у помещиков паника… из Пензы батальон прибудет только завтра, сегодня разграблено еще несколько имений…в трех уездах – Балашовском, Сердобском, Петровском».
А 28 октября 1905 г. Петр Столыпин описывает «сплошной мятеж» уже в пяти уездах: «… Почти ни одной уцелевшей усадьбы. Поезда переполнены бегущими, почти раздетыми помещиками. На такое громадное пространство губернии войск мало. Пугачевщина! В уезд выеду, конечно, только с войсками, иначе нет смысла. До чего дошли. Убытки – десятки миллионов. Сгорели Зубриловка, Хованщина и масса исторических усадеб. Шайки вполне организованы. Саратовцы балуют в поместье Солового в Тамбовской губернии, увозят хлеб. Толпа избила несколько врачей…, в Саратове казаки разогнали толпу, толпа стреляла в казаков…, магазины заперты, на улице патрули…, вчера в Петровском уезде во время погрома имения Аплечеева казаки 50 чел. разогнали тысячную толпу, 20 убитых, убиты еще трое. А Малиновке крестьяне по приговору перед церковью забили насмерть 42 чел. за осквернение святыни. Глава шайки был в мундире, отнятого у полковника, местного помещика. Его тоже казнили. Все жгут, грабят, помещики посажены, стреляют, бросают какие-то бомбы, сегодня крестьяне в одном селе перерезали 40 агитаторов, приходится солдатам стрелять… Войск совсем мало. Всю ночь говорим по телеграфу, рассылаем пулеметы. Сегодня посылал в Ртищево 2 пушки…».
Фрагмент документа из сборника дневниковых записей П. А. Столыпина
Из других писем мы узнаем, что П. А. Столыпин совершал многочисленные поездки по селам и деревням Кузнецкого, Сердобского, Петровского и Балашовского уездов в 1899–1904 гг., – еще до полдавления им массовых бунтов. Он совершал поездки не в роли царского чиновника, а как простой русский помещик и частное лицо, объезжая тайно свои многочисленные поместья во время летних отпусков. В июне 1904 г. он был в Пензе проездом, направляясь в Кузнецк для организации встречи императора Николая II. Посещал также Шемышейку, через сс. Наскафтым и Дубровку, проехал в с. Камешкир, с. Новое и Старое Шаткино, Верхозим, Кунчерово, Нижнюю Елюзань.
В эпоху Новой экономической политики (НЭПа) социальная и хозяйственная сфера в целом по стране оставалась довольно мягкой по сравнению с «белым» и «красным» террорами времен Гражданской войны. От сельсоветов власти требовали, как ни странно, не применять жесткие методы к кулакам и всякого рода торговцам и спекулянтам. Так, например, председатель Нижнеелюзанского сельсовета Х. Ю. Алмакаев незаконно торговал хлебом и мясом, владел большим участком земли еще до революции, но как кулак был вычищен и раскулачен лишь 1931 г. Кстати, его имущество отчуждалось в 1929, 1930 и 1931 гг. Житель Верхней Елюзани А. И. Байгин владел участком земли и паровой мельницей на паях также до революции. Имущество отчуждено в 1929 г. за невыполнение хлебопоставок. Был раскулачен в феврале 1930 г., а при раскулачивании он сам и два его сына оказали сопротивление, но были арестованы. Высланы за пределы области в 1931 г. Самого А. И. Байгина арестовали в 1938 г., когда он вернулся неизвестно в каком году, – примеч. авт.) в село «за антисоветскую агитацию против колхозов, распространял слухи о скорой ликвидации колхозов, выражался оскорбительными словами по адресу комсомола и коммунистов». Ему было предъявлено обвинение (не указано какое – примеч. авт.), но, видимо, он снова избежал наказания. За аналогичные деяния пострадали многие семьи из Верхней Елюзани, среди них числятся Аиповы, Булатовы, Жарковы, Исляевы и др.
Наша страна в так называемые ныне периоды «террора и гонений» действительно переживала труднейшие времена. Уже заполыхала Европа, мировая чума фашизма лезла во все поры и трещины человеческих отношений, не давая становлению новых общественных взаимоотношений и иного порядка, отличного от их представлений о расовых превосходствах одних людей над другими. Кроме того, происходила коренная ломка капиталистического устройства всего мира, базирующего во все времена на эксплуатации одних людей другими. Обиженные и униженные «жертвы террора», среди которых было немало как откровенных внутренних врагов государства, так и безвинных и вполне порядочных, трудолюбивых и честных людей, на личной судьбе одинаково испытали эти невзгоды и страдания. Когда в 30-х гг. начался второй этап раскулачивания и массовой депортации крестьян, часть раскулаченных жителей уже составляли бывшие офицеры, бывшие полицейские и помещики, а также священники, в том числе мусульманское духовенство. Значительную долю среди татарского населения составляли, как и прежде, закупщики кожсырья и макулатуры, торговцы и спекулянты. Основная масса выселенных людей направлялась в Казахстан, на Урал, в Сибирь, Северный и Дальне-Восточныйкрая. Многие бежали из деревень в большие города и на индустриальныестройки, спасаясь от репрессий, коллективизации и голода[27].