Полная версия
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
«Ничто» есть абсолютная полнота будущего становящегося «ннечто». «Ничто» обладает максимумом возможного, то есть потенциальным «нечто». В «ничто» не различимы никакие отдельные части. Но если в «ничто» начинают вырисовываться контуры отдельных элементов, оно становится «нечто» – бытием взаимосвязанных вещей и процессов, отграниченных друг от друга объемов, свойств. Каждая вещь занимает и «защищает, обороняет» собственное пространство, оставаясь, некоторое время относительно непроницаемой для «внешних» для нее связей и вещей. «Упругость» границ вещи в отношении внешнего воздействия придает ей относительную стабильность. Взятая со стороны своих внешних пространственных границ, при возможности взаимодействовать с другими вещами, оказывая им сопротивление своей внутренней структурностью, вещь обладает своей материальностью. Единство бытия заключается в системности и многообразной организованности существующего «нечто». Взаимопереходы бытия и небытия сопровождаются бесконечным и вечным возникновением и исчезновением, непрерывным появлением нового, а в связи с его постарением уходом в небытие.
Взаимодействие бытия и небытия – основа развития наличного мира. Связь бытия и небытия выводит на арену виртуальность, поскольку средой проявления ее активности является переход ничто в нечто, которые содержат собственную виртуальность и пользуются «услугами виртуальности посредников. Взаимодействие бытия и небытия доходит до тождества, так, что «бытие оказывается пиком, всплеском виртуальности небытия. Мировая ткань, будучи первичным бытием, кипит виртуальным небытием», – считает А.С. Акулов. Небытие играет такую же конструктивную роль, как и силы бытийных материальных связей, – пишет Н.М. Солодухо в книге «Философия небытия» (2012 г.). Любая вещь, любой элемент системы, всякая структура, состояние, ситуация, имеют двуединую детерминацию: бытийную и небытийную, бытийно-небытийную. Различается характер взаимодействия бытийного и небытийного на трех стадиях развития: 1) на исходной «сингулярной» стадии (моносингулярный период) происходит вычленение бытия из небытия; 2) в стабильный «нормальный» период развития мира (дисубстанциальный период) бытие и небытие взаимодействует на равных, составляя двуединую основу мира; 3) в завершающей «аттракторной» стадии циклической эволюции мира возможна реализация различных соотношений сценариев бытия и небытия. (396. 41) Само небытие насыщено бытийностью. Потому и на сингулярной стадии оно существует, обладая специфической бытийностью. На первой стадии преобладает монополия небытия, на второй небытие и бытие взаимодействуют симметрично, опосредованы через сущее, на третьей – возникает «новое» господство небытия. Небытие противодействует бытию. По Н.М. Солодухо на сингулярной стадии существование несуществующего (в смысле отсутствия нечто) идет внутреннее взаимодействие изначального небытия (ранее уже ставшего «чем-то») с самим собой и оно завершается развертыванием двух противоположных оснований мира – бытия и небытия. На второй стадии взаимодействие бытия и небытия в «нормальный» эволюционный период мира относится к особому типу взаимодействия, опосредованному конкретными предметами существующей реальности и выраженному в сущем как «сложением» бытия и небытия.
Бытие включает все конкретное, а небытие уничтожает его. Небытие – реальность несуществующего «нечто». Переход от «небытия-до-бытия» к бытию, а от него к «небытию-после-бытия» определяет необратимость процессов и направленность изменения от прошлого через настоящее в будущее. Механизм циклического движения на микроскопическом уровне взаимодействия небытия и бытия включает возникновение и аннигиляцию виртуальных частиц физического вакуума в протовакуумной среде. Всякая реальная частица окружена облаком виртуальных частиц – посланниками Ничто в область Бытия, лежащих в основе всех превращений на материальном уровне. Изменения, происходящие в сфере бытия, есть результат взаимодействия бытия с порождающим и захлестывающим его небытием. «Посланники» «небытийного», таковы, что из них возникает «бытийное». Н. М. Солодухо уточняет: «Согласно принципу пульсации бытия на уровне виртуальных частиц бытие непрерывно разрушается и восстанавливается во всех своих конкретных формах, умирает и рождается, но не все сразу, а фрагментарно. Отсюда антиномия – предмет одновременно и существует, и не существует». (396.46) Диалектика бытия и небытия – «тайная» (виртуальная) бесконечность «вещи в себе».
Существующее конечно (конкретное нечто» когда-либо возникает и прекращает существование). Оно содержит в себе множественность изменений и ограничений. Быть чем-то значит не быть чем-то другим. Быть здесь и сейчас в процессе становления значит «не быть там и тогда». Введением понятия «небытие» обозначаем существование за границами наличного бытия реальность «скрытого» ничто. Небытие не служит опровержением бытия, ибо «за» исчезновением любой реалии мира не находится абсолютная пустота. Природа не «знает» пустоты. Мир содержит бесконечное множество реальностей, которые предстоит открыть и познать. «Небытие» осознается и как реальность, существующая специфическим образом, как бытие противоположного, другого, не явленного на данном уровне, «свернутого», не развернувшегося, пока не проявившегося. Всякая реалия нечто возникает (из чего-то) и исчезает (переходя во что-то), а до появления и после исчезновения – ее нет. Ее небытие находится в состоянии «свернутости», за которым следует «развертывание», «выход» в бытие.
Небытие Р.А. Наруллин считает виртуальным бытием: «Сущность реального небытия есть основание реального бытия. Виртуальный уровень бытия одновременно выступает реальным небытием». На наш взгляд стадия небытия чего-либо по существу является бытием «своего» ничто, наполненного потенциалом стать определенным, реализованным «нечто». Небытие понимается и как «теневая» сторона бытия. Бытие – то, что есть (актуально), что реализовалось из небытия, что проявилось в настоящем. На основе представлений о виртуальности возможно понимание небытия как виртуальной основы бытия, а виртуальности как свойства, присущего и бытию, и небытию.
В.А. Кувакин в книге «Человек в мире действительности» (2005 г.) отмечает, что нам предстоит научиться жить и действовать в мире как единстве всех действительностей: того, что есть (1), того, чего нет (2), того, что неизвестно (3), того, что существует в собственно человеческом измерении (4). Человек является точкой пересечения трех обстоятельств: неизвестности, бытия и ничто. Человек в этом переплетении – особая творящая субстанция, приближающаяся к необратимому моменту со-творения себя с помощью себя и материальных субстанций бытия, ничто и неизвестности. Человек – развивающееся существо, раскрывающее свои и мира огромные потенции. Об этом свидетельствует бытийные ресурсы (мозга), возможности (сознания и деятельности), способности уникальности личности (менее всего раскрытые), умения человека в творчестве де-факто и спонтанно иметь дело с неизвестностью, неопределенностью, с тем, о чем нельзя сказать, есть оно или его нет. М. Эпштейн в статье «Двойное небытие и мужество быть. К философии неустойчивости вакуума» (ВФ. № 4, 2013.) пишет, что неустойчивость вакуума делает возможным возникновение субстанции из «ничего», рождение и исчезновение виртуальных, то есть ненаблюдаемых частиц. «Ничто» может создавать «нечто» из самого себя, не нуждаясь во внешней силе. Оно направлено на само себя – на самоотрицание – на не-бытие: присутствие отсутствия, неустойчивости. Только «Ничто» может объяснять происхождение «Нечто» – Кого и Что из самого себя. Вопрос о соотношении бытия и небытия объединяет физику и метафизику и ведет к их возможному синтезу.
Прорыв в глубинный (полей и частиц) «уровень» недавно открывшейся нелинейности мира требует отказа от прежнего «точечного» зрения, от видения мира как одномерной бытийности, и переходу к многомерному, «стереоскопическому» видению и действию в нем – «бытийно небытийному» как среды существования виртуальности.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ И НИЧТО
Чрезвычайно устойчивым длительное время оставалось суждение, что «ничто» не существует: «Если оно и есть, то оно непознаваемо. Если познаваемо, то невыразимо и необъяснимо». В философской традиции «ничто» противопоставляли «нечто» – сущему, наличному бытию. «Ничто» понималось как пустое, бессодержательное и онтологически бессмысленное. Ныне «ничто» предстает несоизмеримо мощным по богатству содержания по отношению к «нечто». Современная физика вводит представление о «виртуальном вакууме» как особой форме материи с многообразием виртуальных частиц с мнимой (отрицательной) массой. Понятие виртуальной частицы сопрягают с системным эффектом взаимодействия частиц и полей. Философы «ничто» понимают неопределенным скрытным, готовым провиться и тотально его не отрицают. Более того «ничто» наделенным возможностями, считают более содержательным, чем сходное с ним понятие «небытие».
Ближайшим по смыслу понятию «ничто» нередко ставится понятие «виртуальное бытие». Мы полагаем, что виртуальные объекты (как «промежуточные» реальности в процессе возникновения нового) существуют в переходах небытия и бытия, нечто и ничто. Виртуальная реальность имеет сходные с ними свойства, Как промежуточная реальность ВР обладает способностью существовать в «свернутом» (потенциальном) состоянии (находясь, как бы в небытии как часть «ничто»), способна «развернуться» (выйти из небытия и на некоторое время стать «частью» бытия как нечто), оказывать эффективное воздействие на процессы возникновения нечто – элемента наличного бытия. Виртуальное бытие характеризуют как разновидность «бытия в небытии» (или «небытия в бытии»).
Идея виртуальности строится на признании ее активности в переходах ничто в нечто появившееся новое. Бытие структурно, включает объективные переходы в мире природы и общества. Эти переходы содержат виртуальность как свойство объективных видов ВР существовать в трех мерном пространстве в свернутом состоянии, находясь «между» возможным и действительным, проявляться на миг, оказывая содействие возникновению нечто. Субъективные виды ВР спонтанно содержат активность личностной виртуальности. Существование всех видов ВР связано с проблемой раскрытия связи «ничто» и «нечто». ВР не есть «ничто», поскольку: а) ее виртуальность проявляется специфическим образом в разных видах бытия: в физическом, химическом, биологическом, социальном, личностных «пластах» действительности; б) замещает собой объективное (и субъективное); в) проявляется в квази, мнимо существующим; г) восполняет недостающее обществу, заполняет собой новые ниши социальной действительности. Виртуальность до проявления своей активности остается в области потенциального, в области небытия.
С.С. Хоружий полагает, что виртуальное бытие – распределение свободной энергии. В статье «Род или недород. Заметки к онтологии виртуальности» (1997 г.) он по существу ставит ВР между бытием и небытием. Виртуальность он относит к третьей форме бытия – к Иному и характеризует ее неким частичным или недовоплощенным существованием, недородом с отсутствием тех или иных сущностных черт эмпирической реальности, неполным, умаленным наличествованием, которое не достигает устойчивости. ВР – еще недорожденное бытие, недород. Виртуальное есть недоактуализированное сущее по отношению к актуальному человеческому существованию. С.С. Хоружий выделяет онтологический горизонт бытия как инобытие божества и онтический горизонт – существование человеческой жизни. Иное существует в онтическом, онтологическом и виртуальном аспектах. Инобытие – обособившиеся структурные образования религиозной жизни, духовных практик. Иное онтическое – Иносущее – это бессознательное, неврозы, психозы. Существует третье Иное – виртуальное. Иное полагает тройственное строение антропологической границы: Инобытия, Иносущего, Виртуальной реальности. (ВФ, № 1, 2005, С.53) Если ранее Хоружий выделял онтологическую особенность виртуальной реальности как недовоплощенность, «недород», то в книге «Очерки энергийной антропологии» (2005 г.) он считает виртуальное третьим измерением человеческого существования, отделяя от него первое – онтологическое и второе – онтическое. На виртуальной границе предельные человеческие проявления указывают не на «Другого» а на некоторый внеположенный энергийный источник. Три антропологические границы не закрыты друг для друга, так как в их ареалах может происходить взаимодействие с соответствующими «Другими» и возникает «размыкание» взаимодействия человеческих проявлений с энергиями «Других». Ранее в книге «После перерыва. Пути русской философии» (1994 г.) он писал, что всякий вид активности человека, импульс, начинательное движение является энергией. Энергия «преображения» всех «подробностей» человека есть особая «глобальная» энергия. Она направлена на (само) переустройство всего человеческого существа в целом и каждой его «подробности», на трансформацию всех остальных энергий человека. Это единственная в своем роде энергия управления энергиями преобразует все их множество в некую «симфонию стремления», так что все они неким образом сообразуются с фундаментальным стремлением, включаются в него и содействуют ему. «Стремление» есть особая энергия человека – единственная в своем роде человеческая энергия управления энергиями. Она реализуется трансцендированием человеческого существования, его выходом за пределы самого себя, его самопреодолением и самопредвосхождением. По отношению к картине расщепленной реальности «стремление» осуществляет энергийную связь между двумя горизонтами, между двумя полюсами онтологического расщепления (между Человеком и Личностью). Энергия Личности притягивает человека. «Стремлением» – своими энергиями – человек сотрудничает с энергией Личности, сливает свои энергии с энергией Личности в едином акте онтологической трансформации здешнего бытия. (476. 344) Исходя из энергийного подхода, Хоружий выделяет три горизонта энергийной онтологии, включающей (1) события трансцендирования (трансцендентальная реальность), (2) события наличествования (наличное бытие), (3) события виртуальные (виртуальная реальность). Горизонты энергийной онтологии он представляет в виде отношений в двух мерном пространстве и в виде осей трехмерного смыслового пространства, «встраивая» виртуальное и онтическое в онтологическое.
Н.М. Солодухо считает, что виртуальное на реальном уровне выступает небытием вещей и тем самым претендует быть основанием реального бытия. Виртуальное понимается как нечто, способное появиться при определенных условиях взаимодействия бытия и небытия. Видение мира с учетом проявлений его виртуальности, философское поле проблемы виртуальности лежит в области связи бытия с небытием, порядка с хаосом.
ХАОС , ПОРЯДОК И ВИРТУАЛЬНОСТЬ
Неустойчивость, хаотичность пронизывают мироздание, сопровождая ход событий упорядочения на разных уровнях бытия. Понятие хаос – одно из самых древних. «Хаос» на греческом – «зев», «зияние», «разверзлось», «стихия». Первородный хаос уподоблялся тьме, пучине, всепоглощающей бездне. Хаос мыслился и как что-то сугубо деструктивное, и как нечто порождающее мироустройство. Гесиод в «Теогонии» писал: «Прежде всего во вселенной хаос зародился, а следом многогрудая Гея, всеобщий приют безопасный…», Черная Ночь и угрюмый Эрэб (Свет) родились из Хаоса. Ззатем рождались боги, ответственные за порядок в природе и жизни людей.
Идея хаоса в классическом естествознании играла чисто негативную роль, считаясь символом дезорганизации и разрушения порядка. Ныне в синергетике хаос выступает конструктивным фактором, поскольку: 1. из хаоса (беспорядка) возникает порядок, 2. сам хаос предстает весьма сложной формой упорядоченности.
Порядок и хаос – взаимосвязанные атрибуты бытия, противостоящие друг другу состояния процесса развития. «Мы – продукт хаоса, он создал нас, изменяет и определяет наше существование в будущем. Мы сами, наше тело, индивидуальность и всё прочее развились в результате взаимодействия между стабильностью и хаосом, порядком и беспорядком. Хаос – место встречи беспорядка с порядком». (Т.И. Волкова) Изучая специфику хаоса, проникаем глубже в сущность природных процессов при всей их относительной повторяемости, определенности, постоянстве. В нестабильном мире все более неотложной становится необходимость учитывать множество факторов изменения систем с их хаотичными, неупорядоченными элементами и отношениями, переходящими в упорядоченные отношения. Насколько разнообразны изменяющиеся системы, настолько многолики в них элементы хаоса, вызывающие и сопровождающие переход к относительно устойчивым структурам, когда неустойчивое «рождает» устойчивое. Хаос присущ функционированию сложных систем, вызывает необходимость связи частей в единое и устойчивое целое. Хаос со всеми случайностями, является фактором обновления и усложнения организации природы, человеческого социума. «Хаос представляет собой более высокую и сложную форму порядка, где случайность и бессистемные импульсы становятся организующим принципом, нежели более традиционные причинно-следственные отношения, изложенные в теориях Ньютона и Эвклида». (Вильямс Б.) Хаос – «неустойчивое», «не достигшее определенной формы» состояние систем, которые «стремятся» к устойчивости, упорядоченности, оформленности. Хаотические состояния – определенная конкретизация изменчивости, стихия проявления случайности, разрушения-творения. По И. Пригожину «событие, «находящееся» в прошлом, связано с событием «находящимся» в будущем принципиально неподдающимся анализу хаосом материальных связей, объединенных только необратимостью «немгновений» настоящего. Беспорядок и нерегулярности предстают как сложнейший уровень онтологически более глубокой, беспредельной, «изначальной» (изначальной для следующей ступени развития) сложности упорядоченного. Хаос на каждом этапе развития способствует установлению порядка более высокой сложности. Состояние нестабильности со свободной игрой случайности – результата самопроизвольной внутренней активности мира – присутствует во всех формах становления на всех уровнях бытия. Хаотичность – свойство системы, «свободы» ее изменений, выражение неопределенности развития и неупорядоченности структуры и, одновременно, сложной взаимосвязи порядка и беспорядка, взаимообуславленных и переходящих друг в друга. В природе обнаруживаем несколько универсальных сценариев перехода от хаоса к порядку и от порядка к хаосу. (Физики этот момент подтверждают открытием второго правила термодинамики – избыток порядка ведет к беспорядку.)
Переход порядка в хаос (и обратно) – постулат теории самоорганизации. И. Пригожин выдвинул парадигму развития: хаос – порядок – хаос. Ст. Бир на первое место ставит порядок (упорядочение – корневая характеристика существующего, определяемого как бытие) и его парадигма: порядок – хаос – порядок. Возможно в природе (и в обществе) существует непрерывная череда: порядок – хаос – новый порядок – новый хаос и т.д. Любой эволюционный процесс представляет смену оппозиционных состояний порядка и хаоса в системе, которые соединены фазами перехода к хаосу (при разрушении связей элементов системы) и выхода из хаоса путем появления нового порядка (новой самоорганизации системы). Ранее только стадию порядка относили к бытию. Для существования многих систем стадия порядка оказывается более протяженной по времени, чем стадия беспорядка (но и она может быть длительной). Условность деления на хаос и порядок состоит в том, что во всяком порядке есть доля хаоса и, наоборот, хаос «упорядочен» (специфической структурой связи своих элементов), содержит элементы порядка. Хаос – сверхсложная упорядоченность с условиями возникновения нового и потому оказывается средой активности виртуальности. Упорядоченность (порядок) устойчивостью поддерживает существование. В переходах беспорядка в порядок и порядка в беспорядок устанавливается их синтез при всем их различие. Их различие – условие их взаимодействия, взаимодополнения. Хаотические свойства приводят к неизбежности упорядочивания связи элементов системы. При нарастании беспорядка увеличивается альтернативность путей развития. Синергетическая теория развития рассматривает детерминированный хаос не только в переходах от одного порядка к другому, а в многократном чередовании взаимопереходов порядка и беспорядка.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ ХАОСА
Хаос – резервуар отмирающих и нарождающихся элементов с бесконечным «набором» возможностей и потенций – среда существования и активности виртуальных реальностей. Внезапность и «точечный удар» действия виртуальности совпадает с сущностными свойствами изменяющихся систем, «устраняющих» хаотическое состояние переходом в новое упорядоченное состояние. Виртуальность ВР проявляется в стихии перехода хаоса в порядок, в стихии процессов необратимых изменений с возникновением нового. Виртуальность существует на всех стадиях усложнения систем всех уровней бытия. Л.А. Маркова в статье «От математического естествознания к науке о хаосе» (2003 г.) пишет, что наука проходит путь от виртуальности (от хаоса представлений о мире) к пониманию сущности вещей и прочих актуальностей. Наука стремится уловить тайны хаоса, силу давления виртуальности на процесс возникновения нового. Хаос «самопроизвольно» конструктивен, созидателен и обладает различной степенью упорядоченности изменяющейся собственной «структуры». Он содержит зародыши будущих структур, перемежающихся с «остатками» отживших элементов. В хаосе в не проявленном виде «заложены» все возможные будущие состояния бытия. Возможно, на переход на новую траекторию и на какое-либо из потенциально возможных состояний существенно влияет виртуальность виртуальных и не виртуальных реальностей и Virtus – некое активное начало Универсума в целом и его фрагментов, действующее во внутренней структуре события изменения.
Встречаются отождествления хаоса и виртуальности, суждения о том, что хаос не только содержит виртуальность, но сам есть виртуальная реальность с особым типом виртуальности. Универсальная сущность «созидательности» хаоса частично скрыта за разнообразием проявлений виртуальности промежуточных реальностей. В их быстро преходящих процессах сложно уловить проявление сущности ВР. (О промежуточной реальности – чу чжун ли, находящейся между Инь и Ян – писали древние китайские мыслители.) Промежуточные реальности, существующие в процессах перехода, содержат виртуальные моменты. Хаос – не виртуальная реальность, а среда, способствующая проявлению активности виртуальности. Он насыщен виртуальностью, вызывает появление «вдруг» новых явлений упорядочивающейся объективной реальности.
РЕАЛЬНОСТЬ. Понятие «реальность» восходит к латинскому многозначному слову «res» – действительно существующее – вещь, дело, имущество, что-то находящееся в хозяйстве под чьим-то попечением. Им обозначали положение человека, обстоятельства и события его жизни, интересы, власть. «Res» определялось как самостоятельность владельца, также как самостоятельность существования Вселенной. Первоначальное значение слова – «вещность», «вещь», а смысл его подчеркивал, что что-то существует само по себе, самобытно, объективно. Отсюда синоним реальности – действительность.
Понятие «реальность» не тождественно понятию «бытие», дифференцирует наличное бытие. Все, что существует, является реальным, но реальным по-разному в способах существования и изменения. Реальность чего-то – его длящееся целое. Холизм рассматривает реальность непрерывным целым, вовлеченным в такое движение, где любое событие производно от этой целостности и зависимо от нее. Понятие «целое» указывает на устойчивость, стабильность, относительную неизменяемость предмета. Понятием «длящееся» выражаем изменяющееся, подвижное, непрерывно прерывистое существование с прохождением этапов возникновения нового. «Реальность – настоящее» смыкает прошлое и будущее. «Реальность – наличное бытие» есть действительность. Актуальное бытие – «вот – бытие», прерывистая длительность, а потенциальное бытие – будущая реальность.
В онтологическом смысле реальность – «бытие – в – себе». Реальность охватывает лишь малую верхушку айсберга бытия, скрывающего в глубине свою сущность, универсальные свойства. Наличное бытие включает объективную реальность (природную и социальную), всю сложную субъективную реальность, духовную жизнь человека. Видение наличного бытия людьми зависит от объективного содержания их жизнедеятельности, от состояния сознания людей в тот или иной период развития общества, от конструктивных возможностей мышления (установок, целей человека). Конкретизация понятия «объективная реальность» проходит в изменяющихся рамках развития естественных, технических, социальных наук. Каждая наука в своей предметной области рассматривает свою часть реальности. Реальность представима в контексте действий человека в мире, вопрошания им природы, общества и себя. Ныне понятие «реальность» осознается в ракурсе вовлечения ее в человеческую деятельность, в той степени, в какой действительность освоена человеком практически и выражена в языке, мифе, искусстве, науке, в многообразных формах теоретического и практического отношения к миру, в многоликих формах символического бытия культуры.