bannerbanner
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)

Полная версия

Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
15 из 15

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВИЗНЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Многообразие видов объективной и субъективной виртуальности проявляется во многих процессах возникновения нового в обществе и по-разному систематизируется. Каждый философ дает свою характеристику новизны видов ВР. В.И. Фалько выделяет четыре вида виртуальной реальности, соотнося их с видами наличного бытия: а) физический – виртуальных частиц и процессов, б) психический – сновидения, необычные психические состояния, в) математический – мнимые величины и мнимость в геометрии, виртуальные перемещения в механике, г) информационный – компьютерная и медиативные имитации и симуляции. ВР существуют в сферах: 1) природы. 2) общества, 3) идеального, 4) искусственного, генерируемого с помощью технологий различного рода – от магии и театра до компьютеров. Специфика этих видов виртуальности заключается по В.И. Фалько в неопределенности, вследствие чего ее нельзя иметь в наличии. (435. 120)

Н.Г. Багдасарян и Б.Л. Силаева в работе «Виртуальная реальность: попытка типологизации» (//ФН, №6, 2005 г.) пишут, что нужны: 1. Онтологическое обоснование ЭВР в стремлении человека создавать альтернативные воображаемые миры, 2. Обоснование существования ЭВР «тут, сейчас, непосредственно» и преимущественно наглядно в отличие от духовной сложности ВР искусства. 3. Признание широкой направленности и силу воздействия ЭВР. 4. Признание радикального изменения пространственно-временного континуума. (23. 56) Основанием типологии виртуальности они считают фактор времени возникновения социального продуцента ВР, разделив его на три условных периода: доиндустриальный, индустриальный и новейшей эпохи.

а) К доиндустриальному времени возникновения ВР они относят религиозный экстаз, алкоголизм, акты художественного творчества. Изобразительное искусство воссоздает ВР, «дополняя» собой наличную реальность. Художественный образ выступает альтернативой действительности. ВР замещают действительность. Искусство постулирует подмен реального, призывая художника творить иной мир, а зрителя воспринимать его в личном субъективном виде.

б). В индустриальном обществе ими выделяется фотография – способ подмены действительности, когда фиксируется привнесенное «нечто» рядом случайностей – то «нечто», что нам мешает узнавать себя. Оно «дополняет» действительное. Фото обезличивает, стирает индивидуальность. Фотография стоит между зрителем и событием, по-новому маркируя разрыв субъекта и объекта.

в). Новейшая эпоха все более становится насыщенной новыми видами знаковой (символической) ЭВР реальности с новым языком и новизной семиотической системы.

Искусство создает новую действительность, не бывшую в природе. Произведения художественного творчества представляют собой особого рода реальность. Дон Кихот, Гамлет, Фауст, Джоконда, симфонии Бетховена – новые духовные реальности с их виртуальностью. (23. 43, 47, 53) Спецификой виртуального они считают способность ВР подменять действительность. Ими отождествляются виды ВР со средствами, способствующими возникновению виртуальности. В разряд виртуального ими зачислены алкоголизм, наркомания, а также танец, специфическая» одежда, грохот барабана – те средства, с помощью которых шаман входит в транс, витает в мирах своего воображения.

В.В. Афанасьева и Н.А. Николаев разделяют ВР на два вида: естественный (природный) и сотворенный человеком (с двумя подвидами: докомьютерный и компьютерный) (21. 27), не раскрывая сущность этих видов ВР. Многообразие виртуальных объектов распределяют по четырем горизонтам бытия: 1. естественному, 2. техногенному, создаваемому компьютерными технологиями и средствами масс-медиа, 3. культурному, включающему мифологию, религию, философию, искусство, науку. 4. мистическому.

Бычков В.В. и Мальковская И.Б. выделяют пять разделов виртуальности, связанной с эстетическим опытом и искусством. 1. Естественную виртуальность. 2. Искусство как виртуальная реальность. 3. Паравиртуальную реальность. 4. Протовиртуальную реальность. 5. Виртуальную реальность.

О.Р. Маслов и Е.Е. Пронина разделяют ВР на три типа:

1) реальную виртуальность «реальной» реальности природы,

2) виртуальную виртуальность (сна, сказки, мечты, вымысла),

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
15 из 15