Полная версия
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
Все области духовной культуры предстают в специфических символических формах и не сводимые друг к другу, пронизывают и взаимодействуют друг с другом. Реальное бытие духовности есть процесс создания замыслов, планов, проектов, идей, рождающихся в индивидуальном человеческом сознании и выражающийся в предметах духовно го творчества. Они оснащают совокупность определенных действий человека определенной эпохи. Предметное бытие духовной культуры распредмечивается (усваивается), развивается новыми поколениями, влияет на формирование духовности следующего поколения – такова историческая спираль ее функционирования. Эмоционально ценностный аспект сознания, социально–нравственные побуждения человека связывают объективное духовное (духовное богатство общества в его историческом развитии) и индивидуальную деятельность ее творца. Духовная жизнь общества – «производство» всей совокупности духовных образований и отношений, опирающихся на составляющие: рационально – логическое и эмоционально – ценностное. Она охватывает духовные способности, потребности, мир чувств и переживаний, моральные и правовые, научные и эстетические, мировоззренческие, политические, правовые, идеологические взгляды и идеалы.
Все сферы духовной жизни человека процессуально неустойчивы, изменчивы. В каждой из них создаваемые человеком образы (религиозные, нравственные, этические, эстетические, философские, научные, социальные и т.д.) выступают виртуальными посредниками между внутренним миром человека и его социальной жизнью. При этом в качестве основного посредника используется виртуальность языка.
Духовная культура создается многообразием духовной деятельности человечества по созданию мировоззренческих представлений, понятий, идеалов, представлений о месте человека в мире и обществе. Она содержит культурные ценности, идеалы гуманизма, правила взаимодействия, предписания нравственного сознания, сферу искусства, религиозные, философские, научные системы с их виртуальностью.
Виртуальность выступает импульсом в появлении новых мыслей и образов, создаваемых и воспринимаемых субъектом. Субъективные процессы создания убеждений об Истине, Добре, Красоте виртуальны. Виртуальность присутствует в любом виде творчества человека. Она проявляется в процессах открытия истины и создания заблуждений. Наша жизнь окрашена маревом новых виртуальных мифологических миров, которые мешают объективно увидеть действительность, наметить верные ориентиры ближайшего будущего. Духовность личности – система продуктов субъективной реальности человеческого существования. Неосознаваемые душевно-духовные порывы могут быть объяснены, но не всегда человек задумывается о них. Духовность осознается и как чувство нераздельного единства с обществом. Духовность – внутренний стержень человека. (Н. Бердяев)
Сознание не синоним духовности. Духовная деятельность – деятельность человека по созданию духовных ценностей, удовлетворению духовных потребностей – не может происходить вне сознания. Содержание ее продуцентов бинарно: истина – ложь, добро – зло, прекрасное – безобразное. Духовность – продукт интеллектуальной и эмоциональной «деятельности», включающей воображение, рефлексию, самосознание, ценностное отношение. Человек – творец миров ВР и виртуально переносит себя в воображаемую реальность. Духовное бытие наполнено различными видами виртуальности.
МИФ – ПЕРВАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ. Взаимосвязанными, взаимопроникающими друг в друга возникали все составляющие систему ранней духовности, и это проявилось в мифе – начальном этапе духовности человечества. А.Ф. Лосев писал, что сущность мифа составляет перенос на природу и на весь космос человеческих отношений в начальный период человеческой истории. Мир в мифе целостен, устроен по образу и подобию человека, «находится» в родстве с ним. Антропоморфизм (свойствами человека наделяются все вещи, растения, животные и явления природы; все действует, живет и «думает» как люди) – определяющее свойство коллективного мировоззрения людей первобытного общества. Для мифического сознания все, что существует, происходит «сейчас и здесь». Человек жил в мифе, мифом. События мифа воспринимались подлинной реальностью и помогали осмыслить среду обитания, явления природы, деятельность людей, отношения между ними. Миф охватывал весь мир бытия человека с его обычаями и правилами жизни. Рассказ «истории» происхождения предмета выдавался за его сущность. Объяснить вещь в мифе означало рассказать, как она делалась – лепилась, вырезалась (то есть дейтвиями, которыми уже владел человек). Местность кормления племени вызавала повествования о появлении горы, холмов, реки, леса, отдельных растений, животных. В мифах сам человек представал частью мира как общины, где все были родственниками, Вксь мир он воспринимал родственным себе, «очеловечивал» ее, этими моделями мира он «удваивал» ее, наделял своими свойствами и отношениями. С помощью мифов человек осознавал себя. Мифы служили практически очень надежными «моделями любой реальности. (М. Элиаде) Воспринимая самого себя как обитателя сакрального космоса, человек черпал в мифе духовные силы для решения житейских проблем. Благодаря мифу жизнь человека обретала смысл. Парадокс мифа в том, что в нем одновременно сочетаются сила и слабость человека. Миф – особый способ организации и конструирования человеческих сил, восполняющий и созидающий социальность человека. Миф – инструмент семантического моделирования мира, одновременно способ самоидентификации субъекта в обществе.
Миф дает человеку эмоциональную возможность причастности событий своей жизни к процессам космического масштаба. Самые невероятные образы воображения, иллюзий воспринимаются как реальность. И еще один важный момент. Уже в ранних мифах имеются элементы будущих великих движущих сил культуры – зачатки знаний (реальных свойств растений, животных), морали, искусства. И все они уходят корнями в почву игрового действия, порожденного мифом. (Л.В. Лесков) Создаваемые устным народным творчеством мифы давали людям ощущение причастности могуществу неведомых сил природы и становящемуся обществу.
Структурные принципы и формы прошлых стадий развития духовности наследуются последующими. Возникают мифы своего периода истории человечества, но они не имеют того масштаба влияния, как мифы на заре челоечества. Мифы продолжают существовать, «сохраняя» виртуальность «удвоения» действительности. Современный человек создает виртуальные образы новых мифов, отражая в них особенности и затруднения своего времени.
Образы «персонажей» ранних мифов неотделимы от ранних религиозных представлений, которые, как и мифы, представляли значительный элемент возникающей духовности. Насколько миф не расчленял разные элементы духовного мира человека, настолько мировые религии вобрали в себя и переработали (представили в религиозном оснащении) такие сферы духовности, как мораль и искусство. Мировые религии поставили их себе на службу настолько искусно, так «плотно» переплели верой в сверхъестественное, что до сих пор религия выдается за опору нравственности, религиозность и духовность отождествляются.
Религиозные представления – специфический вид виртуальной реальности. Виртуальные миры ранних форм религии строились на вере в реальность духов – «двойников» реальных явлений, сосуществующих рядом с человеком. При выходе из доисторического состояния одним из религиозных субъективных видов ВР – тотемизмом человек еще не отделял себя от природы, укреплял родство с ней. Тотемный предок оказывался существом «двойной» природы: зооморфным и антропоморфным, причем с легкостью меняющим свой облик. Тотем оказывался для человека посредником между сверхъестественным миром и реальной жизнью людей, коммуникатором, существом-идеей, «учителем», защитником, помощником. Тотемы воспринимались объективно существующими «предками», способными (за непочтение) причинить зло, требующими строго соблюдать «введенные» ими порядки. В мировых религиях сверхъестественный мир выведен за пределы земного мира, но сохраняет связь с ним. Боги (в ранних религиях духи предков) постоянно наблюдают, определяют земную судьбу человека. Верующий в них умоляет защитить, помиловать, простить его, надеется на вечную жизнь после смерти, где будет справедливо осужден направлен либо в рай, либо в ад. Вера в потусторонний мир вызревала тысячелетия тому назад, но продолжает быть частью духовности людей наших дней.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ МОРАЛИ. Нравственные отношения и моральные нормы возникают на заре истории человечества, когда древний человек привыкал к совместной жизнедеятельности, «включал» самосознание и включал виртуальность создания образов субъективной реальности. Нравственность человека в становящихся социальных отношениях опиралась на систему запретов и поощрений. Тысячелетия потребовались для ослабления, а затем подавления «животного» индивидуализма, укоренения взаимопомощи, взаимопонимания, бескорыстия, готовности разделить радость и горе. Медленно осознавался долг перед родителями, семьей, родом, общиной и росло чувство удовлетворенности от его выполнения (и угрызения совести при невыполнении). Высоко начинала цениться честность, правдивость и достойное выполнение правил поведения. Нет ни одной этической нормы, которую было бы невозможно вывести и объяснить вне развития и становления социальности человечества. Активность виртуальности общества проявлялась в становлении новых и новых норм нравственности.
Мораль – тот элемент общественной системы, в которой его виртуальность «разлита» во взаимоотношениях людей подобно законам природы (следуем постулату В.Д.Пивоварова о системности виртуальности). Мораль пронизывает все сферы социального бытия, нравственность связана с каждым шагом жизнедеятельности человека.
Сторонники веры в сверхъестественное нередко отождествляют духовность с религиозностью, мораль с религией. Мораль – специфический тип регуляции поведения людей, направленный на гуманизацию личных и общественных отношений. Она – совокупность норм общения, принятых в социальном организме. Мораль и система оценок определяют поступки, цели, идеалы человека с позиций человечности, с позиций добра и зла. Встречается расширительное понимание духовной жизни человечества как «одного огромного виртуального мира со всеми обитателями, иерархией, законами». (Майленова Ф.Г.) Система духовной жизни общества, состоящей из компонентов морали, мифологии, религии, искусства, права, науки, философии во всей совокупности символических образов насыщена виртуальностью. Но каждый компонент по-разному встречается с активностью виртуальности в момент возникновения в нем новизны.
В духовной сфере идут сложные процессы комплексов новообразований. Все детальнее раскрывается виртуальность таких видов духовности как наука, искусство, религия. Проявление в них специфики виртуальности предстоит исследовать.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – ОДИН ИЗ ВИДОВ «УДВОЕНИЯ» ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ВИРТУАЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ. Эволюция эстетического творчества и отражения действительности движется за счет «умножения» видов субъективной реальности. Эстетический вид духовной деятельности основан на потребности выразить ощущение радости полноты жизни посредством чувственного выделения привлекательного при выборе наилучшего. Восхищают те объекты, общение с которыми вызывает эмоции наслаждения, восторга, стремление взаимодействовать с ними. Возможно, у начал эстетического лежал биологический инстинкт, поскольку красивым ощущался субъект, наделенный свойствами, значимыми для продолжения рода. Для женщин первобытного общества эстетически превлекательным выступал сильный и удачливый охотник. Для мужчины – прекрасной была та женщина, которая могла дать здоровое потомство. Это запечатлелось в костяных фигурках «венер» – продолжательниц рода. Невозможно проследить, как возникало бескорыстное чувство восхищения красотой при выборе личностно привлекательного в бесконечном разнообразии явлений мира. Феномен красоты оказался одним из факторов духовной эволюции человечества. Нанося «штрихи» и первые рисунки на рогах лося, оленя, совершая пляски после удачной охоты, распевая песни радости жизнью и т.п. древний человек делал первые шаги духовности, создавал первые варианты видов эстетической реальности, жизненно необходимой для его духовного здоровья.
Виртуальность эстетических видов ВР (создания образов, предметов художественного творчества и восприятия действительности с позиций красоты) проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Эстетический вид виртуальности сопряжен с другими субъективными ее видами, вызван эстетическим отражением жизни и потребностью в эстетическом наслаждении и самовыражении человека. Положительные эмоции, восторг у него вызывает прекрасно сделанное орудие, восхищает искусно сделанное украшение. Виртуальность сопровождает творческое создание и эмоциональное восприятие продуктов художественного творчества (мифов, эпоса, сказки, произведений литературы, музыки, живописи, архитектуры, дизайна жилища и одежды и т.д.). Личностные субъективные виртуальные ощущения и восприятия возникают у человека при просмотре театрального спектакля, фотографии, кинофильма, телевизионного фильма, при чтении литературы, при прослушивании концерта, радиопередачи, при посещении выставки живописи и т.п. Все они продукты творчества человека и вызывают эмоциональный отклик при эстетическом восприятии образов виртуальных миров, различных видов и подвидов ВР. Произведения искусства с разной силой «затягивают» зрителя в виртуальную сферу, усиливают ее «наложением» индивидуальной виртуальности эстетического вкуса субъекта, его эстетическими способностями и пристрастиями. Произведение искусства виртуально «захватывает» его тем сильнее, чем выше художественные качества произведения и более развит духовный мир человека. О виртуальном «толчке» Даниил Гранин романе «Картина» писал: «Наступил такой момент, когда Быдин (герой книги) перестал слышать, что говорили вокруг. Картина забирала его. Так происходило всегда перед настоящей живописью. Терпеливо он дожидался толчка. Бывало, что это настигало его плавно, словно раскрывался занавес. Оставалась картина и он. Все остальное как бы исчезало. Наступал виртуальный «скачок», переход в иное. Человек, стоящий перед картиной, «уходил» в нее, видел нечто, что не видели другие, оказывался в мире своих прошлых переживаний и событий, переносился в неведомую прекрасную даль». (118. 158.)
Художественная реальность – выразительная система, где каждый элемент не только неотделим от остальных, но в какой-то степени синонимичен им, где любые аспекты и детали обозначаются друг через друга. При восприятии такой реальности создается впечатление, что она всегда уже тут, до рефлексии. Художник, слившийся с миром картины, как будто сознательно микширует свою творческую волю, обретает величайшую скромность и смирение, кратко позицирует себя как сознание среди других сознаний. Он «возделывает» свою субъективность, корректируя и углубляя ее, опредмечивая в «вещности» образов. Основа художественного эмоционального фона – глубокое переживание динамичных процессов и изменений, постоянно происходящих в нас и вокруг нас – преобразование самого материала жизни и психического состояния личности. Восприятием произведения искусства, своим эстетическим переживанием постигаем уникальный духовный мир творца произведения и самого себя. Художественный фермент уникальной авторской личности и ее позиции делает ясным и ощущаемым для нас «глас бытия», сопрягая абстрактное с конкретным, тайное с явным, личное с всеобщим.
И мораль, и искусство, и наука в широком смысле являются началами, которые наделяют человека смыслом существования. Природа планеты и социальная жизнедеятельность обеспечивают существование человека. Искусство и наука прокладывают путь к будущему. Искусство – создание человеком нечто прекрасного, чего не было прежде, обогащая духовное бытие людей. Сила искусства заключена в способности духовно возвышать личность. Воздействие его иной раз достигает такой мощи, что может потрясти индивида до самых глубин, заставить измениться, стать другим. Но оно и способно выбить из-под ног почву, высветить иллюзорность тех оснований, что удерживали и направляли человека в повседневной жизни, поставить перед необходимостью поиска новых, возвышающих оснований. Искусство позволяет человеку подняться над самим собой, вырваться из круга привычного и обыденного, выйти за пределы, устремиться в будущее. Взрывная волна искусства выбрасывает человека в сферу трансцендентного, возвращение из которой, как в мифе о платоновской пещере, заставляет переосмыслить собственное существование. И тогда оказывается, что самое сложное быть самим собой – Человеком.
Сила воздействия виртуальных миров разных видов искусства различна. Г.П. Юрьев считает, что метафора кино описывает виртуальность внутреннего мира человека: на экране внутреннего зрения с помощью специального кинопроектора демонстрируется виртуал, представляющий сцену авторского спектакля, где «актер» изображает свою мысль для себя – «одинокого зрителя». У зрителя, «автора» своего восприятия спектакля при его просмотре возникают телесные ощущения и микродвижения глаз, головы, кистей, идет возникновение новых мыслей и чувств. Виртуал (картинка и сюжет, воспринятый и преобразованный зрителем) отличается от родственных ему проявлений образного мышления, таких как фантазия, воспоминания и т.п. уровнем обменных процессов, степенью активности, количеством затрат энергии и результатом. При анализе виртуальной реальности духовного мира человека Г.И.Юрьев выделяет три основных разновидности ощущений: 1. Привычные (обыденные, эмоционально индифферентные как следование на работу по повторяющемуся маршруту), 2. Гратуальные, (приятные) выходящие за границы обыденных на короткий срок (ощущения «вдруг» открывшейся красоты привычного пейзажа, творческого озарения в момент вдохновения). 3. Ингратуальные (непривлекательные) внезапно возникающие сильные непонятно тревожные ощущения негативного регистра и телесного дискомфорта. (528. 89) Виртуальные психические события многообразны, а порождающие их реальности столь многофакторны, что трудно подобрать математически стройный аппарат их описания, да к тому же все они имеют эмоциональную окраску. У человека, вошедшего в виртуальную реальность, возникает ощущение, что кто-то управляет им. Удивленный или испуганный таким своим состоянием человек как бы перестает принадлежать себе, чувствует зависимость от непонятной внешней или внутренней силы. Выражение «бес попутал» или «ангел спас» как нельзя более точно выражают интегральный результат виртуального события. (528. 90)
У человека более сложная и богатая духовная структура, чем осознание личного «Я», поскольку в нас соединены нечто и ничто. Не исключено, что неизвестность возможных проявлений богаче последних двух и является их «материнской» платой. Сложным вопросом остается статус небытия и неизвестности. Они феномены, свойственные лишь человеку, обладающему сознанием и способному сознавать, познавать, воображать, создавать виртуальные, зависимые от человека миры.
И.И. Силантьева считает, что театральная сцена – место встречи константного и виртуального (порожденного) сознания. Виртуальная реальность для художественного склада ума – параллельная реальность, способ существования желаемого. Она сродни видению снов и мечтаниям. Когда люди спят, то у каждого собственный мир, а когда бодрствуют – у них общий мир. Театральный спектакль – художественная виртуальная реальность – поток множества сознаний, создающий целостный воображаемый мир, Каждый вечер спектакль рождается, обновляется и умирает. В театре сосуществуют и взаимопроникают виртуальные микромиры артистов и зрителей, входящих в мир авторского вымысла, режиссерского решения, воплощенного игрой актеров. Этот мир вдруг и ненадолго становится для них доминирующей реальностью. Каждый зритель, в той или иной степени, отождествляет себя с персонажем, сосуществует в параллельных мирах – реальном и виртуальном. (ФН, № 8, 2007, С. 98)
Изобретение технических средств визуализации художественных образов приводит к возникновению новых видов ЭВР. Эстетически окрашенные, наглядно убедительные миры ЭВР создаются на основе компьютерной техники и программирования. С их помощью человек зримо воспроизводит виртуальные «миры» своего воображения. Их подчас принимают за объективную действительность, ощущают в них свое «присутствие», действует в них виртуальным образом, удовлетворяют эстетические и иные потребности.
Субъективные виды виртуальности содержат эстетически «окрашенные», чувственно привлекательные образы произведений искусства, музыки, литературы, науки, философии. Религиозные, этические, эстетические системы человек насыщает собственными виртуальными мирами, сопровождая свое бытие и жизнедеятельность.
ВИРТУАЛЬНОСТЬ ДУШИ. Душа – таинственная «субстанция» эмоциональной составляющей субъективности человека, сопровождающая все без исключения процессы его жизнедеятельности. Жизнь души (со всеми проявлениями субъективной виртуальности) содержит акт свободы, несущий ответственность человека за свои деяния. Душевная жизнь – великая необозримая, неизмеримая бездна, особая, в своем роде бесконечная вселенная, находящаяся в каком-то совсем ином (виртуальном) измерении бытия, возвышающая человека над объективным пространственно-временным миром. О «субстанции» души нельзя сказать, где она находится, ни когда и как долго совершаются ее процессы, ибо она везде и нигде, всегда и никогда – в том смысле, что все мерки вообще к ней неприменимы. Все ориентиры действий, все восприятия мира, мышление, поведение становятся возможными благодаря внутренней интимной жизни души. Мир души – вечно волнующийся океан переживаний, вечно текущий и изменяющийся поток желаний, стремлений с вечно звучащей мелодией жизни чувств нашего внутреннего «Я». Только углубление в себя, соприкосновение с внутренним «Я» дают человеку ощущение силы и жизненности существования, помогают сбросить автоматизм и оцепенелость повседневного бытия, включают потребность и возможность творчества. Душа – это мир потенциально бесконечных творческих сил. Все, чем человек когда-либо был (опыт прежней жизни с его осуществившимися и неосуществленными желаниями, тревогами, мечтами и надеждами), чем может стать, чем были его предки (опыт их жизни и упований), чем будут его потомки – потенциально может оказаться в виртуальном акте душевной жизни.
Эволюция душевности направлена на нравственное самосовершенствование. Душевность насыщена составляющими ума, чувств, воли, личных устремлений. Она – присущее человеку качество, выражающее особенности его бытия как социального существа, как субъекта деятельности, поведения и общения. Она – чувственная внутренняя вселенная личности на этической, эстетической, мировоззренческой основе, благодаря которой реализуется человечность. Человек – существо чувствующее, созидающее новое.
Душевный мир человека (его воля, вера, надежда, любовь, нравственные ценности) направлен на освоение опыта общения, жизни и действий в обществе. Область душевных сил, смыслов, стремлений к совершенству включает акт виртуальности в созидании духовных, социальных ценностей на основе единства интеллекта, эстетических чувств, мировоззрения, нравственности. Человек осознает себя как чувствующий, мыслящий и действующий субъект, живущий в обществе, обладающий свободой воли, ответственный перед собой и перед людьми. Восприятия душевных особенностей других людей виртуальны, носят возможный, вероятностный характер.
Мыслители древности представляли душу как нечто неуловимое. Анаксимен представлял душу легчайшим движением воздуха, Гераклит – пламенем и слабым отпечатком искры вечно горящего Огня Космоса. Он считал, что «лучшие души сухие и горячие», «у пьяного влажная душа». Степень влажности души влияет на способности. «Сухие» души обладают самыми высокими познавательными возможностями. Демокрит полагал, что душа состоит из легчайших мелких и подвижных атомов и как некий материальный орган оживотворяет тело. После смерти человека душа рассеивается в воздухе.
Сократ обратился к проблеме внутренних противоречий души человека, полагая, что душа – атрибут живого существа, что она – бестелесный двойник человека. С особенностями души человека связаны такие качества как храбрость, трусость, быстрота реакций в ситуации.
Платон писал, что душа не материальна, вечна, бессмертна и до рождения человека пребывает в мире вечных идей, созерцает идеи всех вещей и явлений. После рождения человека она забывает о них. Душа – повозка, которую влекут два коня. Черный и некрасивый конь (низшая часть души). Белый и красивый конь – высшая часть души. Вознице (разуму) трудно управлять ими. Черный конь тянет к земле. Белый конь увлекает в царство вечных идей. Если побеждает белый конь, душа попадает в Гиперуранию (царство вечных идей), а если черный конь, то душа оказывается в теле и так рождается новый человек. Знания – лишь вспоминания забытых идей. Душевные явления находятся в разных частях тела. Разум находится в голове, мужество, воля – в сердце, вожделение, мотивации – в брюшной полости. Преобладание того или другого душевного явления определяет индивидуальность человека и соотносится с его социальным положением. Душа – хранительница нравственности. Хороша только разумная часть, а все чувства и страсти – зло.