bannerbanner
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)

Полная версия

Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
14 из 15

НЕЛИНЕЙНОСТЬ И НЕОБРАТИМОСТЬ

Парадигма нелинейности значительно расширяет поле исследования саморазвивающихся систем со сложными взаимодействиями, существованием элементов управления прямыми и обратными связями, обеспечивающими целостность и развитие систем. Нелинейность и бесконечная векторность изменений проявляются в чередовании неустойчивости – устойчивости – новой неустойчивости – новой устойчивости в необратимости изменений. Ход нелинейных процессов включает периоды стабильного развития, сменяющегося бифуркациями, при выходе из которых возникает целый ряд новых виртуальных вариантов развития. Виртуальность ВР в условиях нелинейности связана с модусом дискретности и непрерывности изменений в периоды усиления неустойчивости систем, участвует в возникновении новых явлений, способствуя установлению новой взаимосвязи изменяющихся элементов. Относительная устойчивость и прерывисто – непрерывная изменчивость определяют проявление специфических свойств ВР на каждом уровне саморазвития бытия. Действие виртуальности происходит в «двойной» неопределенности: 1. «Механизма», структуры перехода к новому. 2. Состояний собственного действия ВР в переходах с переменными факторами развития. Неопределенность выражается во вполне определенных компонентах объектов, действующих в ситуации выбора.

Эволюция мира необратима настолько, что «повторяющиеся» неповторимы даже когда некоторые события, явления «случаются», происходят один раз в миллион лет. Один из законов эволюции природы состоит в том, что все меняется, переходя от одной определенности к следующей неопределенности, а от нее к новой определенности. Необратимость сопровождает изменение, «определяясь» случайными событиями, а они самопроизвольны, прерывают прежнюю причинную цепь.


СТАНОВЛЕНИЕ

Условием активности ВР является процесс становления. Бытие – поток становления устойчивости, чреватой новой неустойчивостью, извечной изменчивостью. Поступательность развития сопряжена со становлением. «Все течет». Все становится другим. Становление – процесс изменения и упорядочения, когда нечто уже появилось, но не достигло «полноты» своего бытия, поскольку еще не полностью реализовалось. Когда нечто «переживет» процесс становления, оно одновременно и существует и не существует, переходит от прежней определенности своего состояния через неопределенность к новой определенности, вначале не достаточно оформленной, насыщенной неопределенностью.

Теория самоорганизации (Г. Хагена, И. Пригожина) исходит из того, что в любой данный момент времени будущее системы остается неопределенным, поскольку развитие их является самопроизвольным, а системы открыты для воздействий. Они самоорганизуются, процессы в них нелинейны, стихийно – спонтанны, структурно генетичн. В Универсуме царит становление и многовариантность развития.

Становление нового (никогда не бывшего) связано с открытостью динамических систем и сменой их состояний, где новый фрагмент неустойчив, может, едва успев возникнуть, исчезнуть и смениться другим. Становление – нерасчлененность процессов самопорождения и самоумирания, переходов от прежней устойчивости через изменение к новому «устойчиво изменчивому» состоянию на другой стадии развития.

К особенностям становления относят нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическую иерархичность, относительность. Они сопровождают обновления (изменения) систем, гибель старого порядка, устранение хаоса (и возникновение нового хаоса), «испытание» альтернатив возможного будущего, рождение нового. Виртуальность во взаимодействии возникновении нового связана с созидательной потенцией становления, выступающего условием ее активности. Процесс становления онтологически необратим, причинно ассимитричен потому что будущее влияет на настоящее. К зоне бифуркации примыкает спектр альтернативных виртуальных сценариев эволюции. В ней возникают паттерны (обособившиеся группы) будущего. Они существуют уже «сегодня», в настоящем, и эти паттерны будущего оказывают влияние на текущий процесс. Необратимость становления в процессе самовозникновения новых структур выражается усложнением возникающих новых видов реальности.


СПОНТАННОСТЬ

Н. Быстрова в работе «Универсум культуры и универсальность человека» (2005 г.) полагает, что спонтанность и наличие внутренней причины совершаемых действий воспринимаются в современных научных теориях в качестве виртуальности. Е. Грязнова в книге «Виртуально – информационная реальность и система «Человек – Универсум» (2006 г.) считает спонтанность свойством виртуальности. Насколько обоснованы эти положения? Спонтанность связана с самопроизвольностью изменений, с возможностью системы неожиданным образом «отвечать» на внешние воздействия, изменяться в соответствии с внутренними особенностями. Бытие насыщено спонтанностью разного рода, в том числе разных видов проявления активности виртуальности ВР, и некоторые мыслители расширительно определяют бытие как виртуальное бытие. Все непрерывно (и прерывисто) изменяется, но с разной скоростью и в разной степени «внезапного» появления нового. Спонтанность (с моментами случайного изменения, возникновения чего-либо «вдруг») необратимо присутствует на каждом этапе изменений всех уровней бытия. Она, как и стихия хаоса и становления реализует один из альтернативных сценариев развития объектов с их виртуальностью. Спонтанность – условие существования ВР с ее собственным спонтанным включением виртуальности. Поток спонтанности становления – среда проявления свойств ВР. Предпосылки спонтанности ВР специфичны для каждого ее вида. У такого ее вида как ЭВР спонтанность появления образов виртуальных миров проявляется при неожиданном полете воображения ее создателя, приводит к личностному спонтанному «добавлению» пользователем нечто от себя к ее образам. Для ЭВМ спонтанность выражается в «произволе» сбоев в программах. На спонтанность возникновения виртуальных образов (фиксируемых языком, словом) в большей степени влияет культурный уровень и творческие особенности человека. Не следует исключать спонтанность игры воображения в возникновении новых образов, представлений, идей. За «произвол» спонтанности принимается сложность связи языковых средств создания образов виртуальных миров, трудность «ухватить» смысл и кратко словесно выразить спонтанность проявления виртуальности мысли. В связи с этим сложно выявлять и фиксировать роль малых изменений в начальном периоде возникновения зачатков, ростков нового образа и посредничества (уже существующих образов) при возникновении новых субъективных видов ВР.


ПЕРЕХОД

Интерес к проблеме перехода в философии извечен. Платон полагал, что сущее (бытие) пребывает в своей тождественности и переходит в противоположное себе – в мысль (бытие мысли). Аристотель писал о качественном изменении – переходе данного свойства в другое свойство. Сенека полагал, что «погибает в одном, переходит в другое».

Под переходом понимают: 1) скачок – внутреннее изменение объекта с возникновением новых свойств, 2) «внешний» переход объекта в новую среду «обитания», требующую приспособления к ней, 3) переход в свою противоположность на стадии завершения определенного цикла развития объекта при тождественности противоположностей, 4) фазовые переходы в системе от одного ее состояния в другое.

Переход от одной определенности к другой, от одного состояния системы (объекта, субъекта) в другое предполагает прохождение определенных этапов: деструктивности, утраты прежней определенности, «подготовки» к преобразованию, «выбора» направления преобразования, возникновения ее новой определенности. Хронотоп перехода может быть быстрым по времени или продолжительным, медленным. Исподволь, постепенно или «мгновенно» объект изменяется, становится иным. Происходит утрата прежней непрерывности развития и возникновение новой непрерывности. За одним переходом объекта в новое качество может следовать новый переход, а за ним следующий переход и т.д. Развитие – непрерывность смены переходов. Всякий переход ведет к новому этапу развития, насыщенному возможностью новых переходов. Мир предстает необозримым множеством переплетений микроскопических (и гигантских) событий переходов объектов из одного состояния в другое на основе взаимодействия. Тотальность взаимодействий возникновения нового включает тотальность переходов и участия в них виртуальных посредников. Не каждый переходный процесс насыщен виртуальностью, хотя имеет посредников. Например, любой организм – система переходных процессов со своими посредниками.

«Переходы» сопровождают всю жизнь и деятельность человека и изменяются в связи с изменением его возраста, прохождением пороговых состояний, переменой места жительства, профессии, социальной позиции, изменения общественной и природной среды обитания. Культурные взрывы связаны с переходом от одного способа мышления и образа жизни к другому. Переходы сопровождают развитие общественных отношений людей. Человечество (как и природа) изменяется непрерывной чередой переходов.

Процесс перехода выявляет воздействие причины на следствие. Повторяющиеся причины вызывают повторяющиеся следствия, повторяющиеся переходы. Повторяемость относительна. Можно предположить, что в случаях возникновения повторяющегося «нового», виртуальность проявляется также «повторяющимся» образом. В ситуации перехода проявляется кратковременность активности виртуальности ВР, ее время существования – ««здесь и теперь» как растянутое мгновение без смены и последовательности состояний – последовательность внутри момента». (М.Мамардашвили) Переходность – поле действия виртуальности, но ее влияние на протекание процесса перехода не раскрыта. Онтологические основания виртуальности содержатся в процессах переходов к новому. «Относительное свойство виртуальности в физическом мире приобретается или теряется при переходе от одних пространственно- временных масштабов к другим. Естественная виртуальность обнаруживается при анализе многовариантности развития». (Саяпин В.О.)


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО.

В ходе эволюции Вселенной проявляется ее созидательная мощь, возникают качественно различные типы взаимодействия, в том числе взаимодействие возникновения нечто нового «вдруг», как бы ниоткуда. Каждое взаимодействие вызывает изменение, но не каждое приводит к появлению нечто нового.

В основе существования лежат взаимодействия. Быть чему-либо значит взаимодействовать с чем-либо. Существует только то, что взаимодействует. Взаимодействие – вид отношения как силы, включающей реализацию универсальной изменчивости, объединяющий части в определенный тип целостности, способствующий образованию новых структур. Т. Гоббс писал, что мир взаимодействующих тел не требует участия разумных сил и в нем не остается места первому двигателю Аристотеля. Возникающее в процессе взаимодействия противоречие выступает источником самодвижения и саморазвития систем. Взаимодействие универсально – существует на всех структурных уровнях бытия и осуществляет их связь между собой, определяет их существование и развитие. Оно не нуждается ни в каких внешних специальных движителях. Взаимодействиями мир себя сам изменяет, развивает. Движущей силой эволюции являются все новые и новые виды взаимодействий, и среди них взаимодействие возникновения нового.

Каждый последующий уровень действительности возникает при достаточной развитости предшествующего уровня. Предполагают, что правакуум «подготовил» взаимодействие возникновения вакуума. Химическая эволюция вещества усложнилась до взаимодействий появления «живого» вещества, биологическая эволюция на планете Земля «созрела» до взаимодейсвий появления сложнейшего организма человека, который не смог далее развиваться как биологический вид, не перейдя на качественно другой уровень бытия – социальной жизнедеятельности с усложняющимися взаимодействиями возникновения нового. Все уровни бытия взаимно связаны. Химический невозможен без физического, биологический без химического и физического. Человек невозможен без всех трех на своем социальном уровне развития. В природе сохраняется взаимодействие возникающих систем друг с другом и способность систем содержать в себе возможности свого развития взаимодействиями появления нового. Природе присуще свойство спонтанного самопроизвольного возникновения новых объектов с их специфическим обособлением в среде существования и новыми взаимодействиями.

«Порождение» не синоним «возникновения», появления нового в бытии. Порожденность – родовая зависимость порожденного от своего «породителя». Здесь действует тот момент закона отрицания отрицания, когда старое из себя собой рождает новое, а новое, устаревая, рождает свое новое. Особенностью развития является появление нового, которое может возникнуть наряду с тем, что уже существовало, то есть со старым через его изменение и даже его исчезновение. (Г.А. Урсул) Для ВР взаимодействие возникновения нового имеет принципиальное значение не только тем, что ВР возникает как нечто новое, но тем, что она обладает существенной функцией участника взаимодействия возникновения нового. В.П. Попов в работе «Другой в современной философии» (2001 г.) полагает, что виртуальное в понимании синонима порожденного ничего не специфицирует, а потому весь мир может считаться виртуальным, поскольку насыщен разными видами порождения. Но мы считаем, что специфика ВР в ее активном участии в процессе возникновения нового и не все виды порождения виртуальны.

Н.А. Носов в «Манифесте виртуалистики» (2001 г.) вслед за средневековыми мыслителями постулировал, что порожденное обладает таким же статусом реальности как и порождающее. Возникшее новое существует на «собственной» порождающей основе и по собственной порождающей причине, и также по собственной причине способно порождать. (318.84) Он создал и ввел в философию принципиально новый мировоззренческий подход, основанный на принципе порожденности, исходил из череды происхождения новых явлений посредством взаимодействия равноправных реальностей: константной (порождающей) и виртуальной (порожденной). Каждая порожденная ВР взаимодействует с породившей ее реальностью и может стать управляющим элементом системы. Все сущее одновременно и виртуально, и реально. Виртуальность противостоит не субстанциональности, а константности (способности порождать). Виртуальность (порожденное) и константность (порождающее) – оппозиционные философские категории. ВР одного уровня может породить ВР следующего уровня и тем самым сама стать константной. Он полагал, что действует принцип матрешки – вложения виртуальных и константных реальностей друг в друга. Понятия «порождающее», «порожденное» он уточнял категориями «константное», «виртуальное», которые дополняют друг друга, выступая только в паре. В константных и виртуальных реальностях виртуальность проявляется по-разному. Пронин М.А. виртуальные отношения называет отношениями «порождения – порожденность». Считаем, что они не выделяют специфическое основное свойство виртуальной реальности – ее виртуальность, ее роль в возникновении нового.

Предполагаем, что видов проявлений виртуальности ВР столько – сколько видов взаимодействий возникновения нового. ВР – активные участники универсальных процессов этих взаимодействий. Виртуальность ВР направлена на установление взаимодействия объектов, «готовых» к возникновению нового. Онтологическая модель виртуальности строится на анализе развития объектов в их взаимоотношениях и взаимодействиях, когда реализуется одна из вероятных возможностей, возникает нечто новое, происходит переход потенциального в действительное. ВР активизируется в фазовом пространстве системных изменений, которое специфично и определяет «поведение» развивающихся систем. Активность виртуальности ВР «включает» взаимодействие возникновения нового, ВР выступает его «повивальной бабкой».

Изменение видов ВР и проявление их виртуальности связаны с их участием в эволюции разных областей действительности. Принципиальным является раскрытие причин возникновения самих ВР, выяснение виртуальности ВР как катализатора появления нового. Совокупность виртуальных объектов, действующих в «ситуациях» возникновения нового, существует актуально, только «здесь и сейчас», пока во взаимосвязанных объектах происходят генерирующие процессы. Но что «включает» и «выключает» активность виртуальности? С окончанием этих процессов прекращается активность виртуальности? Виртуальные объекты с их виртуальностью обладают своими законами существования, своими временными и пространственными характеристиками, несводимыми к законам, к временным и пространственным характеристикам взаимодействующих объектов. Предстоит раскрыть условия проявления активности ВР.

Гипотеза, ведущая к раскрытию сущности виртуальности – основного свойства ВР заключается в том, что виртуальный объект (и субъект) способен активно выступать посредником во взаимодействии возникновения нового, включать это взаимодействие и тем участвовать в возникновении нового. Виртуальность начинает проявляться в момент установления виртуальным объектом (субъектом) взаимодействия генерирующихся объектов. Виртуальностью насыщены материальные и идеальные, эволюционные и революционные процессы. Виртуальность ВР проявляется во всех типах развития. В эволюционном типе она принимает участие в появлении нового в рамках меры. В революционном типе она способствует переходу от одной меры к другой, от одного уровня бытия к другому, «подталкивает» возникновение «принципиально» нового. В инволюционном типе виртуальность противостоит, противодействует антивиртуальности, активно защищающей прежнее стабильное старое состояние. Виртуальность способствует исчезновению консервативного, устаревшего свойства, элемента системы, объекта.

Отметим, что специфика ВР выражается в ее способности активизироваться в непосредственном «преддверии» возникновения нового, в момент изменения наличного бытия, способствуя переходу взаимодействующих объектов из одного состояния в другое с возникновением нового объекта.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОГО И ВИРТУАЛЬНОСТЬ

К пониманию сущности виртуальности приближает проблема возникновения нового, а тут встречаемся с неоднозначностью определений нового.

1. Новое – нечто только что возникшее, никогда прежде не бывшее, не существовавшее. Оно появляется или как эффект изменения целостности материального объекта или как качественное изменение его элементов. Процесс возникновения нового – это либо формирование новой структуры системы из возникающих новых разрозненных элементов, либо образование в принципе новой целостной системы. То же самое касается возникновения новой гипотезы, идеи, модели.

2. Новое – нечто «повторяющееся» с возникновением похожих свойств (ранее уже бывших), но у следующего поколения объектов (субъектов). Каждое новое поколение несет в мир свою новизну. Повторяемость не абсолютна, появившиеся вновь повторяющиеся объекты лишь подобны, но не абсолютно тождественны прежним объектам. Дети в общих чертах повторяют родителей. Но они уже новое другое поколение. Листья, цветы конкретного растения каждой весной подобны бывшим листьям, цветам. Но это уже другие (новые) листья и цветы, а прежние исчезли. Вновь появляющееся не абсолютно повторяет прежнее. Лишь в замкнутой системе происходят некоторые сходные «возращения» к пройденным энергетическим состояниям. (В химических реакциях «повторения» происходят с некоторыми различиями, поскольку каждый раз это реакции уже с «другими», подобными прежним атомами.) Возрождение (палингенез) – повторение свойств, но «повторение» не буквальное, а в несколько ином преобразованном виде. «Повторяемость» биологического вида сильнее проявляется через поколение. Внуки нередко более схожи биологически и психически с дедами, чем с отцами. В этом проявляется закон отрицания отрицания и его момент повторения исходного. В сложных самоорганизующихся системах обнаруживаются ритмы повторяемости «неповторимых» элементов,

У нового явления две стороны: 1. «беспокойная» – устремленность к дальнейшему развитию и 2. «желание» укорениться, «успокоиться», стабилизироваться в определенном состоянии. Когда побеждает первая, новое сменяется новейшим. Когда побеждает вторая, новое устаревает и исчезает. (А. Уайтхед)

Существует разное понимание источника новизны, находящегося то в самом изменяющемся объекте, то вне его. М. Хайдеггер полагал, что всякий раз новое непрестанно возвращается к самому себе (возникая из самого себя?). Ж. Бадью писал, что в самом бытии заложено исчезновение, бытие в событии проявляется как новое. Возникшее новое стремится уйти от исходного первоначала и с неизбежностью вызывает изменение системы. Необходимость появления нового вытекает из невозможности остаться «застывшим», сохранить существование в неизменном виде. Появившееся новое «выталкивается» в дальнейшее свободное пространство изменения, выходит за «пределы» прежнего наличного бытия в новое наличное бытие.

Г.А. Урсул в книге «Социоприродное развитие в универсальной эволюции (философско-методологический анализ)» (2005 г.) пишет, что особенностью развития является появление нового, которое может возникнуть наряду с тем, что уже существовало, то есть совместно со старым, так и при условии изменения или даже исчезновения старого.

С.Д. Хайтун в работе «Социум против человека: законы социальной эволюции» (2006 г.) пишет, что возникновение нового проходит по двум этапам: 1) скрытном – в недрах старого появляются новые элементы, 2) явном – новые элементы образуют новую структуру. Старое – источник нового, старое или преобразуется в новое или сосуществует наряду с новым.

Неизбежность появления нового заключается в «неостановимости» изменений, реализации возможностей развивающейся (старой) системы, в необратимости изменений с проявлением новизны, Новый объект вступает в отношения новизны с множеством других объектов, сохраняя генетическую связь со своим прошлым. Отношение новизны включает связь старого с новым, их детерминацию. Сложный объект находится в нескольких отношениях новизны относительно отдельного свойства или какой-либо совокупности свойств. Г.М. Елфимов в монографии «Развитие и новое» (2008 г.) пишет, что новизна – это появляющееся свойство явления, неповторимого в его индивидуальном существовании. Чем в большей степени и по отношению к большему числу явлений выступает различие, тем в большей степени проявляется свойство новизны данного явления. Глубокая противоречивость нового состоит в том, что оно предстает как различие, имеющее сходство со старым. В этом смысле абсолютно нового (как абсолютного различия) не существует. Наиболее полным выражением неповторимости является качественное несходство нового объекта по отношению к определенному множеству других объектов. Новое соизмеряем с прежним существующим в бытии. Новому приходится взаимодействовать с тем, что уже было до его появления. Со временем новое перестает быть новым, стареет и с неизбежностью подвергается отрицанию, исчезает, «продолжаясь» в своем новом новом. В современную переходную эпоху давление непрерывно возрастающей «массы» нового и его новизны усиливается. Недавно бывшее (прошлое) и изменяющееся существующее влияют на возникновение (нового) будущего. Для современного человечества как никогда ранее, значимо предвидение непосредственного и отдаленного будущего, вскрытие генетических связей элементов систем в их переходе к новому состоянию.

До сих пор таинственным остается инициирующее начало, вызывающее процесс появления новых качеств, новых видов в живой природе. Ч. Дарвин признавал, что гипотеза эволюции не имеет предсказательной силы, вероятно, потому что не найдено инициирующее начало. Сторонники универсальной теории эволюции лишь выдвигают его разные гипотезы. На основе новейших технологий, возможностей Интернет ведется конструирование «прото-виртуального» мира, новизна которого соединяется с пафосом бурного заселения новых пространств инфореальности, биореальности, нанореальности.

Старое «формирует» не любое возможное новое, а лишь такое, которое в тех или иных аспектах «соответствует» ему. Новое вызывается изменением существующего, представляет собой его продолжение, созревает в его недрах, черпает свои силу в нем, является результатом деятельности сил и законов, которые сложились в старом. Новое возникает посредством реализации потенциала старого, но самого нового в старом нет. Возникающее новое вначале слабо, «зачаточно» и для своего появления нуждается в помощнике (реальном и виртуальном). При дальнейшем переходе нового в новейшее (новое новое) активизируется новый вид виртуальности. Чем более сложными и многоаспектными становятся процессы эволюции материального (и духовного) мира, тем более разнообразными оказывается участие новых видов ВР в активизации процессов возникновения нового. Новые социальные виды ВР создаются человеком благодаря активности его субъективной виртуальности в создания новых образов ВР, новых возможностей ЭВМ, участвуют в появлении все увеличивающегося комплекса новых явлений.

Проблема статуса ВР, ее активности углубляет онтологический и гносеологический аспекты и вызывает необходимость выяснить причины и механизм возникновения нового, которое воспринимается подчас как внезапное появление как бы ниоткуда, того, которого ранее не было в природе (или в обществе). Этим возникновением «вдруг» новое схоже с проявлением виртуальности, которая сама активируется «вдруг». Неостановимое возникновение нового и роли в нем виртуальности связано с универсальностью изменений в мире. (Приложение «О новом», «Новое»)

На страницу:
14 из 15