Полная версия
Роман с Таро Тота. Практическая психология Любви и Бизнеса. Старшие Арканы Таро. Книга Коучинг
Хорошо, что Ладина мама была немного похожа на Верховную Жрицу, и позволяла девочке бегать, прыгать, падать, пачкаться и мыть посуду в луже. Мама смеялась и показывала Ладе, как делать правильно, и как стать такой же умелой и ловкой, как она сама. Лада любила и маму, и свою крёстную, но понимала, что бегать и прыгать, заниматься хозяйством она может только при маме.
Дома у крёстной ей надо было сидеть, сложа руки. У крестной можно было только смотреть, как она печет пироги, или слушать красивые сказки. Лада, пока к ней не привязали обещанные подушки, быстро стащила со стола кусочек сырого теста, и запихала его себе в рот сразу же, как только крёстная на минуточку отвернулась. Она отряхнула от муки свои руки, которые были в царапинах от малины, крыжовника, и от кошки, и приготовилась с полным ртом слушать сказку.
Архетип «Императрица» проживается в темах «Любовь. Природа. Порождение. Объединение. Связующий Принцип. Бесплодная Мать-Уроборос».
4 Император
Основные Высшие значения Аркана: Воля к власти. Правитель. Управление. Система. Ограничение. Исполнение принятых решений.
Основные Теневые значения Аркана: Деспотизм. Тирания. Контроль. Наказание. Страх наказания. Страх оценки другими людьми.
Метафорично Тарологи говорят об Императоре, как об Энергии законодательной и исполнительной Власти, как о законах физического мира. Ведь, Император – это Сила, которая устанавливает запреты и ограничения, и которая наказывает за нарушение этих запретов.
Энергии Аркана Императрица могут проявляться на материальном уровне, как Природа во всем ее многообразии и буйстве; как биологические законы развития. Например, закон эволюции. Император может представлять собой законы физического мира. Например, закон силы тяжести.
Какие ограничения накладывает на Героя Закон силы тяжести? Герой может успешно падать на землю, но, при этом, он не может летать. Если герой подпрыгнет высоко-высоко, он не взлетит, а упадет обратно на землю. Чем больше высота, с которой герою приходится падать, тем строже наказание от Императора – ушибы или переломы.
В психологическом плане Император – это Правитель, который может стать тираном и деспотом. Правитель единолично решает, что могут делать его подданные, а что им делать запрещено. За непослушание Императору и его Законам следует наказание.
Наказание может быть адекватным, как например, в случае нарушения законов физического мира. Такое наказание можно вычислить по формуле, взятой из курса физики. Падение с высоты грозит ушибами, прикосновение к горячему утюгу грозит ожогами, острые ножницы могут оставить Героя без пальцев, и так далее. Незнание законов физического мира не освобождает Героя от ответственности и от наказания. В отношении психологической жизни Героя роль Императора играет обычно отец или мать. Тот человек, который ставит запреты (пишет законы) и тот, который наказывает ребенка за непослушание.
В некотором смысле для Лады роль Императора играла её крестная. Ведь, она ограничивала все движения девочки по дому. Правда, она никогда не наказывала Ладу за проделки, кроме того раза с тестом, когда Лада запихнула себе в рот целый кусок и чуть не подавилась, глотая его. Крестная лупила девочку по спине, заставляя выплюнуть размякшее тесто, грозно ругалась, а потом поставила в угол. Дома Лада предпочитала никого не сердить, быть ласковой, слушаться папу. Ведь это ему обещала рассказывать Ладина мама обо всех её проказах.
Мама сказала, что, если папа узнает о плохом поведении дочки, то строго накажет её. Неизвестность о том, что же это такое – строгое наказание – пугала Ладу так сильно, что она сразу становилась послушной и «шелковой».
Она бросалась к мамочке на колени, обнимала её вкусную шею руками, и умоляла мамочку ничего не рассказывать папе. Папа для Лады был сильной и грозной фигурой. Она очень боялась расстроить его. Что, если папа окажется недовольным её поведением? Как он накажет её? Ведь, перед папой даже мама вела себя как-то иначе. Мама Лады точно хотела понравиться папе. Она наряжалась к его приходу, снимала фартук и наносила духи.
Мама готовила ужин к возвращению папы, потом кормила его. Она очень любила, как папа хвалит её красоту и еду. А Лада любила, когда папа хвалит её, свою дочку. Но девочка знала, что к папе можно идти на колени только тогда, когда он уже пообедает. А если папа сказал, что «иди теперь к маме», то надо сразу идти. Ведь, если папа рассердится, то он строго накажет.
Однажды Лада узнала о том, что же это такое – строгое наказание. Она убежала во двор и задержалась там допоздна. Она забралась в укромное место, и так сладко заснула, что проснулась, когда уже стало темно.
Она услышала крики людей, которые звали её. Она побежала на зов, и столкнулась нос к носу с папой. Он был растрепанный, злой и совершенно ужасный. Он сначала схватил Ладу в охапку, заплакал, а потом так отчаянно отлупил, что она не смогла от страха даже заплакать. Папа кричал, что она у него будет теперь по струнке ходить, а гулять он её не выпустит вовсе. Папа кричал, что Лада будет делать лишь только то, что ей разрешат. И, что, если Лада ослушается, то он ей «ремня наподдаст». Папа показал Ладе огромный ремень, а потом еще угол, в котором она будет стоять в наказание. Велел Ладе о «каждом шаге» впредь ему докладывать лично и спрашивать его разрешения.
Архетип «Император» проживается в теме «Исполнительная Власть. Харизма. Действие. Управление. Система. Законы физического мира».
5 Иерофант
Основные Высшие значения Аркана: Моральная власть. Духовная власть. Наставник. Тот, кто формирует мировоззрение. Врачеватель душ. Традиция.
Основные Теневые значения Аркана: Догматик. Ретроград. Комплекс Мессии. Ханжа. Осуждение инакомыслящих. Манипуляции ментальной сферой людей.
Метафорично тарологи сравнивают Иерофанта со служителем официального культа. Иерофант несет людям Энергию, с помощью которой он формирует их Мировоззрение. Иерофант как Понтифик и Первосвященник имеет Духовную Власть над людьми. Держится эта Власть на концепте греха. То есть, столпом этой власти является чувство вины и стыда за «грехи» – за несоблюдение морально-этических норм поведения.
Иерофант – это тот, кто сохраняет и развивает традицию, тот, кто обучает правилам жизни молодое поколение. Фигура идеального Первосвященника и его «функционал» максимально точно отражают парадигму Аркана Иерофант.
Ведь, Священник передает прихожанам традицию Веры в Бога вместе с божественными правилами жизни – заповедями. Божественные Заповеди, такие, как, например, не убий, не лжесвидетельствуй, и так далее, рассказывают людям о том, чего им не надо делать, если они хотят жить в ладу со своей Совестью.
Если человек нравственно здоров, то он не позволит себе совершать грехи, которые описаны в заповедях традиционной веры. Причем, сделает это самостоятельно, исходя из указаний своей личной совести.
Ведь, в качестве наказания за неисполнение божественных заповедей, нарушителю грозят муки совести. А это поистине адовы муки, в которых душа человека будет «гореть» от стыда.
Существует традиция соблюдения морально этических норм поведения. Идеальное, с точки зрения божественных заповедей, поведение демонстрирует нравственно здоровый человек. Находясь в пределах этих нравственных норм, человек не испытывает чувства вины. Он не мучается угрызениями совести и не стыдится своих поступков.
Традицию о том, как жить в ладу со своей Совестью, передает людям Иерофант, как Первосвященник и Верховный Жрец. Он формирует нравственно – этические нормы. Он формирует мировоззрение в целом. Это такое Мировоззрение, благодаря которому люди могут жить в Гармонии с собой и с миром.
Иерофант внутри каждого человека энергетически представляет собой его личную совесть. Это «камертон», по которому настраивается внутренняя гармония.
Энергия Иерофанта в теневом аспекте представляет собой возведение моральных и этических норм в ретроградные догмы, превращение живой духовной традиции в мёртвую и бездушную рукопись.
Энергию Иерофанта «портят» живые люди, которые присваивают себе единоличное владение духовными истинами. Такие люди используют стыд и вину в качестве инструментов манипуляции сознанием своих «прихожан».
Теневые Иерофанты интерпретируют Духовный Закон согласно своим представлениям.
При этом они опираются на личную картину мира (а эта картина обычно весьма субъективна и заполнена травмами). Они требуют буквального соблюдения заповедей (так, как они сами их понимают). Они убивают живую традицию своим догматизмом (не учитывают течение времени).
Они насаждают чувство вины и стыда за «ненадлежащее поведение».
В психологической жизни ребенка тема Иерофанта возникает в то время, когда взрослые люди стыдят его за поступки или воспитывают чувство любви (сострадания) к ближнему.
После того, как отец наказал Ладу за сон во дворе, мама ей рассказала о том, как они с папой страдали, как плакали. О том, что у бабушки поднялось давление, и она слегла в постель. О том, что это Лада оказалась виновной.
Папа так расстроился, что ему пришлось пить таблетки. Мама так расстроилась, что чуть не выплакала все глаза. Мама рассказала Ладе о том, что могли о них подумать соседи.
Словом, на Ладу навалили огромное чувство вины, которое она могла бы искупить, получив наказание. Но, вместе с виной, на Ладу упало неимоверно тяжелое чувство стыда за свое поведение. Щеки Лады горели, совсем как в тот раз, когда мама застукала Ладу голышом перед зеркалом.
Лада рассматривала свои потайные места. Было весьма интересно. Она даже принесла к зеркалу горшок, чтобы посмотреть, откуда из неё льется моча. Она так увлеклась игрой со своим телом, что не заметила, как вошла мама. Она сделала трагические глаза, приложил руку к груди, охнула, а потом так страшно «сползла по стене», что у Лады внутри всё упало и ёкнуло.
Мама страшным шёпотом отругала Ладу. Она шипела и ругала Ладу так, чтобы не слышал ни папа, ни бабушка. Мама сказала, что это постыдно. Мама так и сказала, мол, как Ладе не стыдно. Не смея ослушаться маму, Лада сделала вид, что ей стыдно. Она изо всех сил старалась показать это маме, стыдя себя открытой ладошкой перед тем самым зеркалом.
Но, по-настоящему, стыдно ей стало только за то, что она напугала родителей, в тот раз, когда она «потерялась».
Еще Лада чувствовала стыд тогда, когда родители стеснялись её. Например, когда не ней было грязное платье. Например, когда она не сказала «спасибо» или «пожалуйста» какой-нибудь тёте.
Архетип «Иерофант» проживается в теме «Мировоззрение, Религия. Традиция, как живая, так и мертвая. Стыд и Вина».
6 Влюбленные
Основные Высшие значения Аркана: Выбор. Определение границ личности. Объединение противоречий. Испытание. Приключение. Стремление. Ответственность.
Основные Теневые значения Аркана: Невозможность сделать выбор. Противоречия. Сомнения. Тревожность. Ревность и зависть. Измена.
Метафорически тарологи говорят об Аркане Влюбленные как об Энергии Выбора, Приключений и самого начала Становления личности.
Шестой Аркан в духовном смысле говорит о том, что началась сепарация. Герой психологически отделяется от семьи; от фигур своих отца и матери. Влюбленные – это первый Аркан, который определяет личную ответственность ребенка за его поступки.
Если годовалый малыш упал из кроватки или съел червяка, то ответственность за этот поступок несут его родители. Если червяка ест пятилетний ребенок, который уже понимает законы Императора и слово «нельзя»; если он усвоил моральные нормы Иерофанта; если он понимает слова: «как тебе не стыдно» и «ты сам виноват», то ответственность за «приключения» лежит на нём.
С тех самых пор, когда ребенок начинает понимать концепт наказания, ему вручается ответственность за часть своих поступков. (Бывает, что родители бездумно наказывают малолетку, который еще не понимает, что делать можно, а что нельзя. Это грубейшая ошибка, которая сломала много судеб).
Герой в Аркане Влюбленные имеет право выбора. Он сам решает, как ему поступать, зная или предполагая последствия своего выбора. За «неверным» выбором может следовать наказание: лишение любви от Императрицы; физическое наказание от Императора; моральное наказание муками совести от Иерофанта. Герой может согласиться «внести эту плату» и выдержать наказание, чтобы осуществить свой осознанный выбор. Лада готова была воровать сырое тесто, потому что постоять в углу два часа – это не страшно. Особенно, если наказания от крестной можно легко избежать, извинившись. Но, когда крёстная сказала, что воровство – это грех, что девочке должно быть стыдно за свое поведение, Лада почувствовала себя из рук вон плохо.
Когда крёстная прибавила, что все воришки попадают в ад, и жарятся на сковородке, Лада испугалась не на шутку. Она больше ничего на свете не брала тайком. Зато Лада сбегала со двора на улицу. Она понимала, что, если её уличат, то накажут. Лада старалась не попадаться никому на глаза, чтобы избежать наказания. Но, все же, была готова к расплате, если её «засекут».
В детском саду считалось, что за детей несет ответственность воспитатель. Но, эта ответственность касалась их жизни, здоровья, питания. Одна «воспиталка» была самой настоящей «Императрицей». Она была доброй и делала так, что всем детям хотелось ей угодить и как-то порадовать. Дети желали понравиться ей, слушались очень охотно. Вторая была «Императором», который любил всех наказывать. Она ставила детей в угол, лишала игрушек и усаживала их на скамейку, чтоб не мешали. Дети боялись её, и слушались беспрекословно. Нянька была теневым «Иерофантом». Она стыдила детей, обзывалась. Охала, что ей надо убирать мусор «за этими грязными поросятами», и грозила жалобой родителям.
Лада, как послушная (хорошая, примерная) девочка, старалась избежать наказаний всех видов. Но жизнь без баловства, без приключений становилась скучной, пресной и унылой. Если все силы и время надо тратить на то, чтобы угождать доброй и злой воспиталке, а еще ябедной няньке, бабушкам, крёстной, то Ладе пришлось бы стать Золушкой или служанкой.
Чтобы остаться без наказания, Лада должна была угодить еще маме и папе, а также соседям, которые тоже могли покачать головой и осудить её поведение. Мало того, иной раз «инструкции» для поведения противоречили одна другой. Мама разрешала Ладе не есть тушеную капусту, и никогда не варила ей щи. В садике за отказ есть обед из капусты, Ладу могли наказать.
Добрая воспитательница учила любить всех животных, а, когда Лада принесла злой воспитательнице блохастого котенка, её опять наказали. Лада стала думать о том, что на всех «воспитателей» сразу у неё угодить не получится. О том, что ей надо думать своей головой, как поступать каждый раз. О том, какой сделать выбор из всех вариантов своего поведения. О том, как избежать наказаний. Лада стала вести себя так, как от неё ожидали конкретные люди. Со всеми по-разному, отражая их ожидания.
Архетип «Влюбленные» проживается в теме «Выбор. Осознанное решение. Осознание сущности Любви как преодоления всех дихотомий. Личностный рост. Приятие всех противоречий своего Я».
7 Колесничий
Основные Высшие значения Аркана: Нравственное здоровье. Образ «Я». Индивидуальность. Достижение. Ответственность. Триумф.
Основные Теневые значения Аркана: Завышенная самооценка. Безжалостность. Жестокость. Перфекционизм. Трудоголизм. Гипертония.
Тарологи говорят о Колесничем как об Энергии Победы (над собой). В этом Аркане Герой обретает Индивидуальность, опору на себя. Он формирует характер и взращивает стержень личности. На нисходящем Пути по Древу Жизни в Аркане Колесничий Герой обретает то нравственное здоровье, которому учит высший Иерофант. Следуя традиционным морально-этическим ценностям, он учится жить в ладу с личной Совестью. Характер и нравственные устои Герой формирует самостоятельно. Этот процесс происходит путём обобщения опыта проживания всех запретов и чужих ожиданий. Весомым фактором формирования характера являются «воспитательные противоречия», с которыми столкнулся в Шестом Аркане.
В Аркане Влюбленные у Героя есть выбор:
1. Буквально следовать всем запретам и полностью отражать своим поведениям все ожидания взрослых. Быть послушным, примерным, удобным ребенком.
2. Вырабатывать свою линию поведения, в которой основным критерием «правильности» всех поступков выступает чувство внутренней гармонии и морального удовлетворения.
Как правило, если ребенок съест ворованную и запрещенную конфету, то него внутри будет не сладко, а гадко. Но, может быть и так, что внутри у него будет легко и приятно. Таким образом, личная совесть Героя в детском возрасте может быть сформирована как на основе традиционных морально-этических норм общества, так и на основе отсутствия всякой морали и воспитания в принципе. Отсутствие моральных ориентиров в жизни ребенка возникает, когда его родители, воспитатели, духовники ведут себя, как ханжи. То есть, ведут себя как «теневые Иерофанты», а именно – запрещают воспитаннику делать то, чем «грешат» сами. Таким образом они дают «двойное послание».
В Аркане «Колесничий» успешно живут те Герои, которые готовы принять ответственность за свои поступки. В Аркане «Колесничий» не успешно живут те Герои, которые алгоритмически следуют правилам и ожидают, что слепое повиновение старшим явится залогом успеха и счастья в их жизни.
Лада была еще школьницей, когда взяла под личный контроль свой портфель и уроки. Она понимала, что учебники и тетради ей удобнее собирать вечером, ведь утром она любила поспать. Она понимала, что письменные уроки ей надо сделать обязательно, ведь тетради надо сдавать каждый день. Устные уроки готовить не обязательно, ведь, руку можно поднять самый удобный момент. Ладе было лень писать черновик, и она выполняла все задания «на чистовую». Ей было обидно получать замечания за «грязь», но она шла на снижение баллов (оценок) ради лишнего свободного времени. По итогу у Лады в четверти были пятерки. Не то, что у Нины, которая очень-очень старалась выписывать буквы и цифры каллиграфическим почерком.
Мама Нины каждый день проверяла уроки, заставляя дочку зубрить. Нина, как оловянный солдатик, могла встать среди ночи и отчеканить любое правило правописания. Однако, зная все правила, Нина писала безграмотно, потому что она не умела их применить. Каждый раз после диктанта и сочинения, Нина горевала и плакала над очередной «парой». Доказывала учительнице, что очень сильно старалась, ведь, это самое главное. Доказывала, что она учила уроки «по-честному». Ведь, если она учила и старалась так сильно, как её мама велела, то почему опять двойка?
Разница между Ладой и Ниной такая. Нина подчинялась тем правилам, которые придумала мама. Но следовала им по формальному признаку. Ответственность Нины заканчивалась в том месте, в котором заканчивались мамины правила жизни. Мама говорит: «Надо учиться», Нина учится. Мама говорит: «Надо зубрить так, чтобы от зубов отскакивало», Нина зубрит. Лада несла ответственность не за процесс обучения, а за его результат. Результат выражается не столько в школьных отметках, сколько в освоении и грамотном применении усвоенных знаний. Хотя, для ублажения внутренних и внешних фигур «Императрицы», «Императора» и «Иерофанта» Лада старалась иметь в своем табеле отметки «отлично».
Мотив Императрицы: Ладе нравилось учиться и быть в рядах отличниц.
Мотив Императора: Ладе хотелось избежать наказания от родителей.
Мотив Иерофанта: Ладе не хотелось испытывать чувство стыда.
Архетип «Колесничий» проживается в теме «Триумф. Победа. Твердость. Активная духовность. Сознательный прогресс. Разумная эволюция. Завышенная самооценка».
Второй Септенер Колоды Таро Тота
8 Регулирование
Основные Высшие значения Аркана: Концентрация на Великой Работе. Душевное равновесие. Осознанность. Ответственность. Соблюдение баланса. Рациональное мировоззрение.
Основные Теневые значения Аркана: Расплата за любые поступки. Самокритика. Чувство вины. Самонаказание. Следование догмам, как суевериям. Бюрократия.
Метафорически тарологи говорят об Аркане Регулирование, как о невесте Дурака (Шута). Регулирование – это Аркан Баланса, уравновешивания противоположных сил или энергий. Аркан успешного (или безуспешного) решения внутренних и внешних конфликтов. Смысловое значение Аркана Регулирование частично соотносится с законом бумеранга, который говорит, что все добро и зло, которое Герой выпустил в Мир, возвращается ему обратно. Аркан Регулирование действует не так примитивно, но, в целом, идентично этому закону.
В староэонных колодах Таро этот Аркан носил имя «Справедливость» и «Карма». Принцип Воздаяния, (Кармы), присутствует в Аркане Регулирование с определенными нюансами, которые мы рассмотрим подробно во второй главе этой Книги. Аркан Регулирование является первым Арканом Второго Септенера. Это значит, что следующие семь Арканов, которые мы рассмотрим, расскажут нам о личностных конфликтах и проблемах социального взаимодействия. Основной конфликт заключается в противоречии межу тем, что Герой хочет делать, и тем, что он делать должен или обязан. Если Герой сможет отыскать баланс между такими энергиями, как «я хочу» и «я должен», он обретет искомый Баланс.
Обе энергии (хочу и должна) будут положены на чаши весов. Если обе чаши будут находиться в динамическом равновесии, то Герой будет посылать в Мир энергию Внутренней Гармонии. Если одна из чаш перевесит вторую, Герой будет посылать в Мир энергии Тоски, Раздражения, Злости. К Аркану Регулирование относится такой совет: «если вам не нравится то, что вы получаете, измените то, что вы даёте». В теневых значениях Аркана Регулирование раскрыта тема самонаказания. Ведь, если Герой станет «излучать» в Мир чувство вины, то бумерангом к нему прилетит наказание, ибо у Вины и Наказания одна и та же «длина волны».
Лада ненавидела слова, которые любила повторять её мама: «нет слова «хочу», а есть слово «должна»!». Так она говорила снова и снова. Лада бесилась, ярилась и гневалась. Она ненавидела слово «должна». Она всегда была кому-то что-то должна. Когда на школьных уроках им рассказали про Конституцию, то объяснили, что Конституция дарит права и налагает обязанности. Если у человека нет обязательств, то у него нет и прав. А вот, скажем, у Лады? Какие у нее были права? Никаких. Она всегда всем чего-то должна. Она. Должна. Учиться. Точка.
Нет, не точка. Она должна учиться на «отлично». Она должна носить школьную форму. Она должна мыть полы дома и в классе. Она должна мыть посуду. Готовить уроки. Должна есть невкусную кашу. Получать только пятерки. Быть примерной и вежливой. Не уронить честь семьи. Не скатиться на тройки. Ходить в магазин покупать молоко. Выносить вёдра мусора. Помогать на участке с картошкой. Собирать прямо руками противных колорадских жуков. Перечислять можно долго и безнадежно. Ведь, кроме того, что Лада «должна», есть ещё много «нельзя»: нельзя красить ногти и опаздывать на уроки. Нельзя грубить старшим, нельзя поздно гулять. Нельзя почти ничего. Особенно нельзя делать то, что хочется.
Под этой тяжёлой «могильной плитой» для желаний, Лада пыхтела и задыхалась. И ей хотелось крикнуть одно только слово: «Хочу!!!». «Я хочу! Мне плевать на учебу и вежливость, я никому ничего не должна!!!» Лада психовала на звук слова «должна» до тех самых пор, пока полагала, что все «трудовые повинности» – прихоть её строгих родителей. Так было до тех самых пор, пока отец не сказал Ладе о том, что мерзкое слово «должна» – вовсе не мерзкое, если с ним верно работать.
Например, если Лада не хочет выносить мусор, то она должна зарабатывать много денег, чтобы платить помощнице по хозяйству. Значит, она, Лада, должна хорошо учиться, потому что учеба – это работа.
Если Лада желает, чтобы Ладу любили, она так же должна любить окружающих. Если Лада желает покупать всё, что хочет, она должна иметь свои деньги.
Второе значение слова «должна» относится к последствиям, которые наступают после того, как исполнится её любое «хочу». Если она не сдала сочинение, то получит «пару» в дневник. Если она будет учиться только на «пары», то пусть будет готова к последствиям этого выбора – к поиску работы сразу после окончания школы.
Третье значение слова «должна» звучит так: «мне очень надо». Если Лада желает выйти замуж за принца, то ей надо быть настоящей принцессой.
А раз ей самой это надо, то Лада должна делать именно то, что полагается делать настоящим принцессам. В этом и состоит закон Регулирования собственной жизни.