bannerbanner
История экономики и экономических учений в кратком изложении ключевых событий
История экономики и экономических учений в кратком изложении ключевых событий

Полная версия

История экономики и экономических учений в кратком изложении ключевых событий

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Общество Платона состоит из трех слоев: правители (философы), стражи (воины) и земледельцы-ремесленники. Философы управляют государством, воины охраняют порядок и участвуют в войнах, земледельцы и ремесленники занимаются хозяйством. Главную же роль в производстве играют рабы, но они гражданами не признаются и сословия не составляют. У правителей и стражей нет частной собственности, у них все общее. Чтобы лучше управлять государством и защищать его, высшие сословия государства должны быть полностью освобождены от материальных забот и не должны иметь частнособственнических инстинктов. Воины живут коммуной в назначенных для них казармах, мудрецы – при храмах. В этом суть платоновского государства благоденствия. Основным бедствием общества Платон считал распад на два полюса: богатство и бедность, а также нарушение общественного порядка из-за неумеренной свободы. Платон – сторонник умеренного достатка.

Сохранился отрывок из другого сочинения Платона «Атлантида», в котором народом, живущим на острове Атлантического океана в условиях «идеального государства» счастливо и в довольстве, овладевает жажда богатства; они начинают поступать несправедливо по отношению друг к другу, и наступает возмездие за нарушение внутреннего мира в обществе. Следует отметить также попытку Платона классифицировать разные ремесленные занятия людей, попытку довольно любопытную и обнаруживающую значительную долю проницательности и анализа, притом первую по времени. Все, что является объектом приобретения, он делит на следующие семь категорий:

– Предметы, составляющие материал для разного рода пластических искусств: золото, серебро и другие металлы; материалы из дерева, кожевенные, льняные, бумажные и т.п., словом, материалы, дающие нам предметы, отличные от первоначальных сырых продуктов. Они составляют первую ступень приобретения.

– Орудия и инструменты, сделанные из тех же материалов.

– Предметы, служащие для сохранения продуктов ремесел: вазы, корзины, сундуки и т. д.

– Предметы, составляющие наше жилище, движимые и недвижимые, также разные орудия для передвижения по земле и воде, изготовляемые плотником, гончаром или кузнецом.

– Одежда всякого рода, оружие, стены, укрепления, одним словом, все то, что служит для нашего прикрытия и защиты. Главные ремесленники, производящие эти предметы – ткач и архитектор.

– Все, служащие для развлечения и увеселения человека – орудия искусств и музыки.

– Наконец, пища и все то, что, соединяясь с нашим телом, имеет силу становиться частью нашего тела и поддерживать его существование. Земледелие, охота, рыболовство, гимнастика, медицина и поварское искусство – вот те виды деятельности, которые создают предметы последней категории.

Как отмечает французский ученый А. Эспинас в своей книге «История экономических учений» (Париж, 1891 г.), «если не упоминать Аристотеля, то почти до новейших времен не будет прибавлено ничего существенного к тому, что сделано этим идеалистом в экономической области».

Ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), будучи прогрессивным мыслителем, оставался идеологом рабовладельческого общества, опираясь на теорию естественного права; рабство одних и господство других считал естественным явлением: эллины по природе свободны, а варвары по природе – рабы, считал он. Аристотель так же, как и его учитель, не освободился от противоречий между экономикой и этикой.

В своем понимании богатства Аристотель исходил из натурального хозяйства. Естественный способ приобретения материальных благ – занятие земледелием и ремеслом – это есть домохозяйство, «а искусство наживать состояние не тождественно науке о домохозяйстве: в одном случае речь идет о приобретении средств, в другом – о пользовании ими». Все, что связано с производством ради потребления, ради самообеспечения необходимыми благами, Аристотель называет домохозяйством, т.е. экономией; то, что связано с искусством наживать состояние – хрематистикой (от греч. Chremata – имущество, богатство). Справедливой он считал «экономию», основанную на натуральном хозяйстве. К «экономии» Аристотель также относил и мелкую розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей, но так же, как Платон, считал, что ею, как малопочетным делом, должны заниматься иностранцы. Вот что он говорит о происхождении денег: «…все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо… по общему уговору появляется монета; оттого и имя ее „номисма“, что она существует не по природе, а по установлению»7. Искусство делать деньги, крупная торговля, ростовщичество имеет источником богатства обращение – это хрематистика, что, с точки зрения Аристотеля, противоестественно, однако, институт частной собственности он поддерживал. Экономические идеи изложены им в сочинениях «Политика» и «Этика».

Благодаря завоеваниям Александра Македонского (356 – 323 до н.э.) греческая культура распространилась по странам Востока. Там она смешалась с местной, и эту смешанную греко-восточную культуру называют эллинистической. В государствах, образовавшихся после распада империи Александра Македонского, в большом почете были греческий язык, литература, наука и греческая философия. Главными центрами эллинистической культуры историки считают: Александрию (Египет), Антиохию (Сирия), Пергам (Малая Азия) и некоторые другие города.

В первой половине III века до н.э. в Александрии жил знаменитый математик Эвклид. Он первый дал строго научное изложение сведений по геометрии. В развитии геометрии большую роль сыграл и Архимед из Сиракуз. Он известен тем, что первый использовал математику для сооружения различного рода военных механизмов, тем самым заложил основу механики.

В области астрономии известен был александрийский ученый Эратосфен: за три века до нашей эры он пытался доказать, что Земля имеет форму шара.

Во II веке до н.э. вспыхивают восстания рабов во многих греческих полисах и по всей Малой Азии. К этому времени на западе значительно усиливается Римская держава. Рим давно уже начал вмешиваться в дела Греции. В 146 году до н.э., опасаясь роста движения демократии и восстания рабов, греческие рабовладельцы сами стали просить римлян о помощи. Римские войска вторглись в Грецию, и с 146 года до н.э. история Греции включается в историю Древнего Рима.

В Риме первоначально был родовой строй. Городская община состояла из коренного населения Рима, называвшегося патрициями. Несколько патрицианских семей составляли род, 10 родов составляли курию, 10 курий – трибу. Старейшины патрицианских родов составляли сенат, или совет старейшин, в котором было 300 человек. Образование из Римской общины государства относится к очень давним временам. Во главе государства стоял вождь племени, или царь. Он предводительствовал войском, был верховным судьей и жрецом. Население Рима, не входившее в патрицианскую родовую общину, называлось плебеями. Это были племена, покоренные Римской общиной. Плебеи считались свободными, но не имели гражданских прав. Борьба плебеев за гражданские права, против долгового рабства и за землю велась постоянно.

По преданию, царь Сервий Тулий в VI веке до н.э. провел очень важную для плебеев реформу: они были допущены к службе в войске и получили некоторые политические права. Сервий Тулий, подобно Солону в Афинах, разделил население Рима (и патрициев и плебеев) на пять имущественных разрядов. Эти разряды назывались классами. Граждане, не вошедшие ни в один из пяти классов, назывались пролетариями (неимущими). Каждый класс должен был выставлять определенное число воинов, причем более богатые выставляли больше воинов. В силу этого на собраниях по сотням (центуриям) богатые имели больше голосов.

При седьмом царе в 510 году до н.э. произошло падение царской власти. Патриции взяли управление государством в свои руки. Ежегодно на собраниях по центуриям народ стал выбирать из среды патрициев двух консулов. Таким образом, переход аристократического государства к республике еще более укрепил власть патрициев, борьба патрициев и плебеев усилилась, в результате чего плебеи получили право выбирать себе особых защитников – народных трибунов. Плебеи также требовали законов. Патриции долго сопротивлялись, но в 450 году до н.э. законы были вырезаны на 12 медных досках и выставлены на главной площади города (форуме).

В 366 году до н.э. народные трибуны Лициний и Секстий, после долгой законодательной борьбы, провели два законопроекта:

1. Никто не может владеть более чем 500 югерами общественной земли.

2. Один из консулов должен быть плебеем.

Секстий стал первым плебейским консулом. С этого времени плебеям стала доступна и должность диктатора. Диктатор назначался только в минуту крайней опасности для государства.

Когда римское государство расширило свои границы, стали создаваться новые должности. Преторы ведали судами, цензоры распределяли граждан по имущественным разрядам и составляли списки сенаторов, эдилы заботились об охране Рима и снабжении его продовольствием, квесторы ведали государственной казной.

В результате упорной борьбы плебеи получили доступ ко всем этим государственным должностям. В 326 году до н.э. был издан закон, запрещавший обращать граждан в рабство. С развитием Римского государства постепенно образовалось несколько десятков семейств, члены которых из поколения в поколение выбирались на высшие государственные должности консулов, преторов, цензоров и др. Эта новая служилая аристократия богатых людей, занимавшая все главные должности в Риме, называлась нобилями (знатные).

Рим часто выходил победителем из многих войн благодаря своей хорошо организованной и, по тем временам, прекрасно вооруженной армии.

Римские завоевания III – II вв. до н.э. превратили это государство в могущественную державу.

Экономическое развитие Древнего Рима основывалось на экономической экспансии – расширении сферы экономического влияния, приобретении новых ресурсов путем насильственного захвата новых территорий и стран.

Благодаря римским завоеваниям, в Италии широко распространился рабский труд. Больше всего рабов давала война. Вторым источником рабства была задолженность. Жители провинций, которым приходилось выплачивать огромные налоги, быстро попадали в руки ростовщиков и продавались ими в рабство. Третьим источником рабства был захват людей морскими разбойниками – пиратами.

Территориальное расширение Рима способствовало развитию торговли и появлению новых торговых отношений. В Риме на рынке издавна помещались лавки менял, их владельцы занимались разменом монет (денег). Постепенно их деятельность расширяется: они стали принимать деньги на хранение и пускать их в оборот, начали заниматься ссудами и другими денежными операциями. Благодаря скоплению денег, в Риме также процветает спекуляция. Денежные богатства находились главным образом у сословия всадников. Римляне много товаров ввозили, но мало вывозили. Ввозили в основном предметы роскоши, а из товаров широкого потребления ввозили преимущественно хлеб.

Если греческие историки и философы крайне негативно относились к торговле и ростовщичеству, в отличие от них, римские историки и философы считали накопление богатства и торговлю естественным.

В экономической мысли Древнего Рима нашли свое отражение упадок и разложение рабовладельческого строя. И, отдавая должное вкладу древних философов и ученых в экономическую мысль, следует отметить и немаловажное значение учения о естественном праве, возникшем у римлян. С этой точки зрения собственность рассматривается как естественное расширение личности, распространяясь также на жену и детей, которые признавались субъектами собственности, право собственности стали даже признавать за лицами, рожденными вне Римского государства, – за отпущенниками, даже рабами, скопившими некоторые средства, чтобы выкупиться. Право наследования после отца семейства, старшего в роде, стало распространяться на лиц, стоящих по родству ближе к покойному, вопреки родовому праву и религии. Для получения гражданства достаточно было построить коммерческое судно определенной вместимости или доставить в Рим партию зерна. Право частной собственности стало рассматриваться как естественное, первоначальное, необходимое отношение между личностями и вещами, как порядок, проистекающий из самой природы. Проблемы частной собственности глубоко анализировались римскими юристами («Институции» Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сборник императорских институций Феодосия II, Дигесты, Кодекс Юстиниана).

Конкретные проблемы организации и управления рабовладельческой латифундией (виллой) затрагивались древнеримскими мыслителями в конкретных трудах. Наивысшее развитие они получили в трудах политического деятеля, писателя и агронома Марка Порция Катона Старшего (234 – 149 гг. до н.э.). Он написал произведение под названием «Начала» об истории Рима от легендарных времен до 149 года до н. э. Кроме того, ему принадлежит сочинение «О сельском хозяйстве» («О земледелии»)8, в котором он признает сельское хозяйство важнейшей сферой хозяйственной деятельности. Это практическое руководство по сельскому хозяйству изображает жизнь крупного италийского хозяйства республиканского Рима II века до н. э. Будучи землевладельцем Катон написал свой трактат как человек хорошо знавший сельское хозяйство. Провозглашая земледелие единственно достойным занятием, он писал: « из земледельцев выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти, и люди, которые на этом деле заняты, злого не умышляют нисколько». Любимым изречением Катона было «Rem tene verba sequentur» – «знай дело, слова придут сами». Трактат «Земледелие» раскрывает социальные взаимоотношения в рабовладельческом хозяйстве, отношения землевладельца с обедневшими соседями – крестьянами и представителями делового Рима: от крупного землевладельца до мелких предпринимателей, арендующих виноградники и масличные сады. Трактат был посвящен вопросам доходности имения, задачам повышения его рентабельности, излагались обязанности надсмотрщика, черпальщика и давильщика масла, порядок кормления рабов и животных, рецепты лечения при их болезнях и т. д. Раб – есть орудие труда. Он говорил о покупке, выращивании и содержании раба наряду с покупкой, выращиванием и содержанием животных. «Когда хозяин с полным спокойствием все подсчитает… что остается, что есть на продажу… Он должен осмотреть скот; устроить распродажу: продать масло, если оно в цене; вино, лишний хлеб продать, состарившихся волов, порченую скотину, порченых овец, шерсть, шкуры, старую телегу, железный лом, дряхлого раба, болезненного раба, продать вообще все лишнее. Хозяину любо продавать, а не покупать». К деятельности торговцев и ростовщиков Катон относился отрицательно.

Писатель, ученый и агроном Марк Теренций Варрон (116 – 27 гг. до н.э.) важнейшей сферой хозяйственной деятельности считал земледелие и животноводство. Сохранился его трактат «О сельском хозяйстве», где он отмечает животноводство как самую выгодную сферу хозяйства. Он выделял орудия: немые (инструменты), обладающие способностью издавать звуки (животные) и говорящие (рабы).

Писатель и агроном Люций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.) оставил труд энциклопедического содержания в 12 книгах «О сельском хозяйстве» – своего рода сельскохозяйственную энциклопедию древности, в которой он дает яркую характеристику римского рабовладельческого сельского хозяйства периода кризиса и развития колоната.

Во II – I столетии до н. э. Рим владел огромными территориями и держал в повиновении многие народы. Наличие огромной территории и большого числа рабов способствовало разгулу бесчинств чинимых римскими наместниками на местах, что приводило к восстаниям рабов. Можно выделить восстания рабов и свободной бедноты в Сицилии и Пергаме в 137 – 130 годы до н.э., восстания в Сицилии в 104 – 100 годы до н.э., восстание Спартака в 74 – 71 годы до н. э. Эти восстания влияли на демократические движения и в самом Риме. В этом плане следует упомянуть экономические идеи аграрно-демократического движения начавшегося в 133 году до н.э., возглавляемого в разные годы братьями Гракхи. Братья Гракхи, Тиберий (163 -132гг. до н.э.) и Гай (153 -121гг. до н.э.), были римскими трибунами. Происходили они из знатного плебейского рода. Пытались путем проведения демократических земельных реформ возродить хозяйства мелких земельных собственников.

В 133 году до н.э. народным трибуном был избран Тиберий Гракх. Он внес в народное собрание свой законопроект, согласно которому владельцы общественного поля не имели права занимать больше 500 югеров земли на главу семьи и больше 250 на каждого из двух старших сыновей. Освободившуюся землю Тиберий предлагал разделить на мелкие участки по 30 югеров и раздать бедным гражданам в наследственную аренду без права продажи. Но в результате сопротивления нобилей начались вооруженные столкновения. Тиберий и около 300 его сторонников были убиты и трупы их брошены в Тибр.

Гай Гракх был моложе Тиберия на 9 лет. Он отличался красноречием и превосходил брата своей решительностью. Народ смотрел на Гая как на продолжателя дела Тиберия и избрал его народным трибуном на 123 год. Решив создать себе опору среди римского общества, Гай в первую очередь, провел хлебный закон, по которому хлеб отпускался народу из государственных магазинов по низкой цене, тем самым он привлек на свою сторону римскую городскую бедноту, судебным законом расширил в правах торговое сословие. Возобновилась деятельность комиссии по раздаче земли в интересах беднейших земледельцев. Нобили, боясь выступить против него открыто, решили действовать иначе. На 121 год Гай уже не был избран народным трибуном. В 121 году в народном собрании был поставлен вопрос об уничтожении основанной Гракхом колонии в Африке. Гай поднял своих сторонников на восстание. Во время столкновения он вывихнул ногу и не желая сдаться врагам приказал рабу, чтобы тот его убил. Около трех тысяч его сторонников было казнено.

Римская республика окончательно пала в 30 —е годы до н. э. После этого отсчет истории ведет Римская империя. Эта эпоха восстаний, эпоха разложения рабовладельческого строя и формирования феодализма.

В период кризиса рабовладельческого строя в Риме невозможность победить в борьбе с рабовладельцами породила среди покоренных народов, а также бедняков, рабов и вольноотпущенников христианство, широко проповедующее (особенно на раннем этапе) идеи равенства. С идеей равенства тесно связано утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное неравенство и ростовщичество. Радикальные моменты первоначального христианства являлись идейными источниками крестьянско-плебейских ересей средневековья и утопического социализма.

Богатство Христос считает, как известно, большим препятствием к спасению души. «Богатому трудно войти в Царствие Небесное». «Если хочешь быть совершенным, продай твое имущество и раздай нищим, и ты получишь сокровище на небе; потом следуй за Мной». Труд признается достойным похвалы лишь как страдание, как умерщвление плоти, как искупление греха, но он не должен сопровождаться даже мыслью о приобретении, обогащении. «Не заботьтесь ради вашей души, о том, что вы будете есть и пить, ни ради вашего тела, во что вы оденетесь. Не выше ли душа, чем пища, а тело – чем платье. Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут и не собирают в житницы, и Отец наш Небесный питает их. А не значительно ли вы выше их? И почему вы заботитесь об одежде? Посмотрите, как растут полевые лилии. Они не работают и не прядут: однако я вам скажу, что Соломон во всей своей славе не был так одет как они. Если Бог так одевает травы полевые, которые сегодня растут, а завтра будут брошены в печь, то не оденет ли Он вас, о люди маловерные! Не отягощайте себя заботами, говоря, что будем мы есть и что пить и во что оденемся, ибо только язычники ищут всего этого…».

«Горе вам, богатые, – сказал Христос. – Блаженны нищие духом!» Отцы церкви двояким образом толковали эти слова. Одни считали, что на верующего возлагается строгая обязанность продать свое имущество и вырученную сумму передать общине. Другие, что речь идет о духовном отречении от благ земных и готовности души все покинуть и все раздать при случае несчастия с ближним или его нищеты.

«Земля, – пишет св. Амвросий, – дана одинаково в общее владение, как богатым, так и бедным. Почему же вы, богатые, одни присвоили ее себе всю в собственность?.. Природа создала общее право. Частное право возникло из насилия…».

Целью монастырей была совместная жизнь для борьбы общими силами с плотским эгоизмом, чтобы достойным образом приготовиться к смерти. Бедность, подобно болезни и рабству, для христианина – это избрание, говорит св. Иоанн Златоуст (347 -407 гг.).

Августин Блаженный Аврелий (354—430) – проповедник, выдающийся теоретик системы управления и повиновения, в 387 году принял христианство и стал священником. Августин Блаженный опровергал концепцию презрительного отношения к труду, господствовавшую при рабовладении и ставил физический труд наравне с умственным. В своем сочинении «О труде монахов» отмечал развитие только духовной деятельности, без занятия ручным трудом, признаком лени, призывал всех трудиться, ссылаясь на то, что при сотворении мира Бог дал человеку приказ трудиться, а в Священном Писании сказано: «Долг кормиться ручным трудом – нерушимая заповедь» и ссылается на апостола Павла, который учил: «Кто не работает – тот не ест». В центре внимания Августина Блаженного была проблема богатства, и он резко выступал против накопления денег или земельных владений, утверждая, что богатство – это ограбление бедных, а накапливать – значит воровать у других; отрицательно относился и к крупной торговле и ростовщичеству, называя их «несправедливым делом». По его утверждению ростовщик получает доход «ни за что, за время, а время – дар Божий», и это несправедливо. Но накопление богатства церковью для создания фонда помощи ближним, он не осуждал.

Экономические вопросы в эпоху феодализма трактовались с позиций Священного Писания в рамках канонического права. Христианское вероучение стало важным средством для преодоления характерного для античности презрительного отношения к труду.

Вопросы управления вотчинным хозяйством получили определенное развитие в произведениях монахов. Монастыри выступали как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного сельскохозяйственного и ремесленного производства, что нашло отражение, например, в Сен-Жерменском, фульдском полиптиках, других произведениях этой эпохи. Однако в отношении самого монастырского землевладения среди священников наметился раскол на стяжателей и нестяжателей.

В X – XIII веках складывается особый социальный слой феодального общества – горожане.

Укрепление городского слоя, с одной стороны, постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денежный оброк – с другой, обострили противоречия между городом и деревней. Соотношение цен между городским ремесленными и деревенским сельскохозяйственными товарами отражало столкновение классовых интересов. Поэтому стала актуальной разработка учения о «справедливой цене» (justum pretium), такой, которая, по мнению средневековых ученых-схоластов (Фома Аквинский, Иоанн Дуис Скотт, Уильям Оккам и др.), не только возмещала бы издержки производства и обращения, но и обеспечивала бы соответствующее каждому сословию существование. «Справедливая цена» поэтому рассматривается Фомой Аквинским (1225 – 1274 гг.) с точки зрения христианской морали. Итальянский монах, доминиканец, аристократ по происхождению, объявленный церковью святым (1323) и до сих пор популярный среди многих западных философов, в своих политических и экономических воззрениях опирался на Аристотеля. Созданный Фомой Аквинским трактат «Summa theologiae» стал своего рода энциклопедией католицизма и приобрел широкую известность. Осуждая стремление к социальному равенству, общество, мыслилось им как иерархическое и сословное, подняться выше своего сословия грешно, утверждал он, деление на сословия установлено богом. Высшим благом для человека, он объявлял «созерцание бога», а не накопление богатства. Крепостничество воспринималось им как бесспорное явление, труд как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности, раздачи милостыни, оправдывая феодальную ренту, считает, что она дает возможность избранным заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных». Защищая частную собственность, Фома Аквинский считает, что частная собственность необходима ради общей пользы, природа создает животных и растения для людей и в рамках необходимых нужд собственность естественна, ибо обязывает раздавать милостыню и «каждый должен охранять свое». Процент он определяет как плату за риск или как «бескорыстный подарок» ссудополучателя.

На страницу:
3 из 5