Полная версия
История экономики и экономических учений в кратком изложении ключевых событий
Возникшее в ХIХ веке до н. э. Вавилонское царство достигло своего расцвета при царе Хаммурапи, который своими завоевательными походами объединил земли Месопотамии и создал новое мощное государство. Этот царь сохранил свое имя в истории созданием свода законов, регулирующих социальные и хозяйственные отношения. Он своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Законы были увековечены на большом базальтовом столбе, где был изображен сам царь и было начертано, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость в Вавилоне… чтобы судился суд в стране, чтобы решались приговоры в стране, чтобы притесненному оказать справедливость». Всего на памятнике насчитывается 282 статьи2. Статьи 42 – 47 регулируют арендные отношения. По этому кодексу царские земли могли сдаваться в аренду, оформляющуюся договором, в котором указывались объект аренды, размер арендной платы, время и порядок уплаты, различные форс-мажорные обстоятельства в которых мог оказаться арендатор. В статьях 100 -107 оговариваются вопросы торговли, о купцах и их помощниках. Кодекс царя Хаммурапи защищал интересы не только класса собственников, но и раба: в статье 117 было отмечено, что в долговом рабстве человек мог пробыть не более трех лет, после чего его надо было отпустить на свободу, а в статье 282 кодекса устанавливалось наказание раба за неповиновение господину. В статье 274 определялся объем платы ремесленников по различным видам работ землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя.
Выращиваемый ячмень употреблялся не только для изготовления муки и хлеба, примерно около 40% шло на производство пива, технология которого была разработана в Месопотамии примерно 3000 лет до н. э. Качество производства и цена продажи регулировались государством. В кодексе Хаммурапи было отмечено наказание лицам, нарушающим порядок производства и продажи пива, установленный государством.
В начале П-го тысячелетия до н.э. в Месопотамии на территории шумерского государства времен Ш-ей династии Ура усиливается небольшое государство Эшнунна с крупным ремесленно-торговым центром, расцвет которого приходится на ХХ – ХVШ века до н. э. Остатки храмов и домов зажиточных горожан с усадебными постройками свидетельствуют о развитии ремесел и торговли. Через Эшнунну осуществлялась связь Аккада с Эламом. Закон царя Эшнунны (примерно ХХ век до н.э.) устанавливал норму заработной платы и материальную ответственность батрака за невыполненную работу.
Во втором тысячелетии до н.э. долину рек Инда и Ганга завоевывают арии, среди которых выделилась группа сильных воинов и жрецов. Жрецами, которые звались «брахманами», был написан «Свод законов Ману». Хотя традиция приписывает ее составление мифическому первопредку и прародителю индоариев и всего человечества Ману («Мыслящий»), который происходил от Брахмы. «Манавадхармашастра», или «Законы Ману», – самый известный широкому кругу читателей памятник древнеиндийской литературы, сложившийся к Ш веку до нашей эры. В этой священной книге были изложены правила поведения индийца в быту и обществе, обряды почитания брахманских богов, а также наставления об управлении государством и о праведном суде. Согласно этим правилам люди делятся на четыре касты. В «Законах Ману» говорится, что главный бог Брама из своих уст создал касту брахманов, из своих рук – касту воинов, из бедер – касту земледельцев, а из ног – касту рабов. Такое деление людей считалось божественным установлением. Брахманов надо почитать как высшую касту, воины были обязаны защищать государство, охранять порядок и храбро вести себя на войне. Земледельцы должны производить все продукты, необходимые для существования браманов и воинов. В самом тяжелом положении находились рабы, они подвергались суровым наказаниям, и по закону их разрешалось даже убивать. В этих законах можно найти предписания, касающиеся всех сторон человеческой жизни и людского общежития Индии, правила и законы рождения и смерти, брака и семьи, рода, племени, сословий (варн), а также наставления об управлении государством и о праведном суде. Глава седьмая, например, посвящена царю. Здесь излагается как он должен себя вести, каково его происхождение и каков путь достижения высшего успеха.3
Интересным памятником, иллюстрирующим древневосточную (азиатскую) модель хозяйствования является древнеиндийский трактат «Артхашастра, или наука политики», авторство которого приписывается мудрецу-брахману Каутилье Вишнугупте – советнику царя Чандрагупты I (между IV – Ш веками до н.э.). Это политико-экономический трактат, представляющий собой руководство к практической деятельности царя, касающейся ведения царского хозяйства, экономических и общественных отношений в стране. В трактате изложено учение о кастах (первоначально эти социальные группы назывались варнами, а позже – джати). Население страны делится на четыре касты ариев (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Законами для брахманов являются учение, обучение, жертвоприношения; для кшатриев – учение, жертвоприношения, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом, охрана; для вайшьи – учение, жертвоприношения, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля; для шудры – послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, ремесло и актерство. В трактате допускается совместимость рабства с наличием имущества и семьи, признается право раба на самовыкуп за счет своего имущества, право на получение наследства и подарков. Для ариев исключается состояние рабства, но допускается для чужеземных племен, иноземцев и варваров. Трактат предусматривал освобождение от рабства потомства свободного человека, продавшего себя в рабство. Государство должно поощрять земледелие, скотоводство, садоводство, строительство колодцев и резервуаров, поддерживать ирригационную систему, поощрять торговлю, но организуя надзор за ней. Например, во второй главе раздела 77 отмечалось, «надзиратель за местами торговли обязан проверять орудия меры и веса, чтобы установить обман». Важным источником доходов казны было множество натуральных и денежных налогов и пошлин. Для привлечения иноземных товаров предлагалось предоставлять льготы. В главе 16 раздел 34 записано: «…товары иноземного происхождения следует привлекать путем оказания содействия. Купцам-мореходам и хозяевам караванов следует оказывать льготы, освобождая их от поборов с тем, чтобы обеспечить им сбыт в будущем. Также следует исключить для приезжих иноземных купцов привлечение к суду по денежным делам»4.
Китайский народ является одним из древнейших народов мира. По преданию китайское государство образовалось около пяти тысяч лет назад. По свидетельству историков во П тысячелетии на территории Китая уже существовало несколько государств. Древнекитайские государства формировались в системе восточных деспотий. В период Иньской династии (1766 -1122 годы до н.э.) в Китае значительного развития достигли техника отливки бронзы, выделка бронзовой утвари, производство черной и белой керамики, гончарное дело, прядение, ткачество и шелкоткачество. Иньцы знали примитивные формы обмена, существовало долговое рабство. В земледелии широко применяли орошение полей, удобрения, возводились крупные ирригационные сооружения.
В IV веке до н.э. китайский астроном Ши Шэнь составил звездный каталог – самый древний из дошедших до нас звездных каталогов. В нем было указано 800 звезд. В середине Ш века до н.э. при первом императоре Циньской династии (246 -210 годы до н.э.) грандиозных размеров достигла постройка почтовых дорог, дворцов, рытье каналов, установлена единая система мер и весов, ударно-канатный способ бурения. Для защиты страны от вторжений кочевников в 214—213 годах до н.э. развернулось строительство Великой китайской стены.
В царствование У Ди (140—87 годы до н.э.) послом Чжан Цянем в 138—126 годы и в 115 году до н.э. были открыты пути на запад. Возникла караванная дорога обеспечивающая торговлю между Китаем и Средней Азией (Великий шелковый путь).
Развитие научных знаний в Китае имеет многовековую и богатую историю. Многие важнейшие естественно-научные и технические открытия, сделанные китайским народом, значительно опередили открытия в других странах, в частности в странах Западной Европы: изобретение компаса, сейсмографа, бумаги, пороха, книгопечатания и др. Примерно в III веке до н.э. китайцы ввели в употребление особую кисть для письма, а в 105 году н.э. изобрели бумагу. В начале VIII века Япония заимствовала китайскую письменность, в V – VIII веках ксилография была заимствована корейцами, китайская календарная система в XVI-ХVII веках перешла к маньчжурам и монголам.
Первые исторические, философские, этико-политические, затрагивающие экономические и социальные вопросы сочинения появились в Китае в середине 1-го тысячелетия до н. э. Особый интерес представляют учения Лао-цзы и Кун-цзы.
Лао-цзы (Ли Эр) древнекитайский философ, который, согласно преданиям, жил, по видимому в одно время с Конфуцием, то есть в VI – V веках до н.э., или даже немного раньше его. В своих проповедях и учениях он критиковал религиозные и социально-политические традиции того времени. В IV – III веках до н.э. была написана книга «Лао-цзы» известная также под названием «Дао дэ цзин». Вопрос об авторстве спорный, некоторые ученые считают, что она написана последователями Лао-цзы. В 166 году н. э. Лао-цзы был обожествлен. Его считают основоположником религиозно-философского учения даосизма, популярного в настоящее время не только в Китае, но и далеко за его пределами.
Кун-цзы или Кун Фу-цзы, широко известный как Конфуций (552 -479 годы до н.э.) огромную популярность приобрел созданным им этико-политическим учением. Развивал выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права, согласно которой бог является лишь первопричиной мира и не вмешивается в общественную жизнь, подчиненную естественным законам, которые открываются разумом – «даром Божиим» – и охраняются гражданскими законами, составляющими это естественное право. Центральным понятием его учения является «Жень» («гуманность») – закон, определяющий взаимоотношения между людьми в семье и в обществе.
Учение основывается на уважении и любви к старшим по возрасту и общественному положению, на почитании их, а также на строгом соблюдении определенного строя общественных и семейных отношений. Тот, кто постиг «Жень» и следует ему, является истинно благородным, даже если он «неблагороден» по своему происхождению. Конфуций требовал, в соответствии со своим учением о «выправлении имен», чтобы каждый человек действовал в строгом соответствии с тем положением, которое он занимает в обществе. Разделение людей на высших и низших «благородных мужей» и «мелких людишек» – всеобщим законом справедливости. Оправдывая сословное деление общества, рассматривал его как установленное богом и природой. Признавая естественность, самостоятельность процесса развития жизни и его независимость от божества, Конфуций в то же время считал, что истинный правитель должен руководствоваться велениями неба. Выражая интересы наследственной аристократии, базируясь на философии естественного права, объявлял власть правителя священной, дарованной небом. Он призывал за объединение раздробленного в то время Китая путем подчинения моральному авторитету номинального главы государства – ванна, считал, что управлять – это значит ставить каждого на свое место в обществе в соответствии с его качествами. Правители обязаны призывать народ к обучению, воспитывать и обучать его. Поэтому основополагающим в обществе является мудрая власть правителя. В главе 2 «Вэй Чжен» («Правитель»), в суждении 3 он пишет: «Учитель сказал: если править народом, прибегая к законам, а порядок удерживать с помощью наказаний, то народ будет склонен уклоняться от наказаний и вряд ли будет испытывать стыд. Если же руководить народом, беря за основу добродетель, и сохранять мир, порядок при помощи ритуалов, то сам народ и будет выражать покорность, стыд и исправляться…».
В суждении 20 этой же главы он изрекает: «Цзи Кан-цзи спросил: как сделать так, чтобы народ был предан и почтителен?» Учитель ответил: «Будьте в общении с народом строги, серьезны, и он будет почтительным; если вы покажете, в чем долг сына, отца, правителя, народ будет предан, если вы будете выделять способных людей и наставлять недобродетельных, народ будет старательным, преданным, почтительным».
Источником богатства Конфуций считает труд, а богатство государя должно основываться на богатстве народа. Конфуций различает «великую общность» (крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Он выступал за восстановление общинно-патриархальных отношений, высказывая социально-утопические идеи об эпохе всеобщего благоденствия.
Согласно преданиям у него было 3 тысячи учеников, среди которых 72 -наиболее выдающиеся. В сопровождении учеников он долгие годы странствовал по различным царствам Древнего Китая, стремясь найти применение своему учению. Вернувшись на родину в последние годы жизни он создал частную школу, занялся составлением летописи «Чуньцю» («Весна и осень»), охватившей период 722 – 481 годы до н.э., редактированием «Шу-цзин» («Книги истории»), «Шиц-зин» («Книги стихов»). Высказывания Конфуция были записаны его учениками в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). Идеи конфуцианства и по сей день живы и популярны в философии многих народов Востока, а в самом современном Китае это одна из официальных религий.
Итак, особенностью азиатской модели хозяйствования является активная роль государства в экономике. Оно являлось крупным собственником основных ресурсов: земли и воды. Маленькие клочки земли частных собственников и общинные земли не удовлетворяли потребностям населения и они становились должниками государства, арендуя государственные земли. Основным механизмом управления экономикой был хорошо развитый бюрократический аппарат. Широкое распространение получило долговое рабство. Ни в одной стране Древнего Востока рабы не составляли большинства населения. В масштабах целой страны во все эпохи мелкие производители, ведущие свое хозяйство (земледельцы-общинники, ремесленники и др.) в численном отношении преобладали над рабами. Рабами были в основном военнопленные и свободные граждане, проданные в рабство за долги.
2.2 Античные модели: Древняя Греция и Древний Рим. Древнегреческие и древнеримские историки и философы об экономии и искусстве накопления богатства. Зарождение христианства
Античная модель хозяйствования – это система, построенная на сочетании рабовладения и свободных граждан.
В экономической культуре Древней Греции можно выделить четыре этапа развития:
1. Крито-микенскую эпоху (до ХII века до н.э.).
2. Гомеровскую эпоху (ХI – IХ века до н.э.).
3. Эпоху великой греческой колонизации (VIII – VI века до н.э.).
4. Македонскую гегемонию (IV – II века до н.э.).
Много сведений для понимания жизни и быта Древней Греции дают нам греческие мифы (сказания) о богах и героях и, в первую очередь, «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Хотя в этих сказаниях много фантастического, по ним можно установить и то, что происходило в действительности.
Политический строй Древнегреческих городов-государств (полисов) представлял собой рабовладельческую демократию (Коринф, Аргос, Спарта, Афины и др.). Во главе полиса стоял басилей (вождь, царь). Басилей был самым крупным землевладельцем и рабовладельцем, но он имел неограниченную власть лишь во время войны, а в мирное время во всех делах управления и наказания он советовался с советом старейшин. Басилей являлся не только вождем, но и высшим судьей и верховным жрецом. Вокруг басилея группировалась знать из советников, судей и богатых землевладельцев. Остальной же народ – демос – занимавший небольшие участки земли, не имея достаточных средств для ее обработки, постепенно терял свои земли, попадая в долговое рабство. Главным занятием демоса, кроме земледелия были ремесла и рыболовство.
Расширение греческого влияния на Запад и Восток приводило к развитию мореплавания, торговли, техники, расширению знаний в самых различных областях. Ранним средством обмена в торговле служили быки и бараны. Благодаря развитию торговли эквивалентом обмена стали применять куски металлов. С VII века до н.э. начинается чеканка монет определенного веса. Торговля развивалась достаточно активно, но к торговым людям греки относились негативно и ею в основном занимались иностранцы (например, финикийские купцы).
До VII века до н.э. в греческих полисах не было писаных законов. В 621 году до н.э. в Афинах, под давлением демоса, появились первые писаные законы Дракона. Установленные Драконом законы были черезвычайно строги. Особенно жестоки были наказания за преступления против собственности. Даже за мелкое воровство полагалась смертная казнь. Позднее законы Дракона приводили в пример как образец жестокости, так что всякий новый строгий закон называли «драконовским законом». Таким образом, хотя законы и были записаны, но они не улучшили положения демоса. Крайне тяжелым было положение мелких землевладельцев, множество афинских граждан добровольно покидало родину или же продавалось в рабство. Противостояние демоса и знати привело к появлению в 594 году до н.э. законодательства Солона, некоторые положения которого носили революционный характер.
Первым таким мероприятием было «снятие долгов». Солон приказал снять долговые камни с полей (в те времена на полях должников устанавливались специальные камни, указывающие на количество долга), отменил уплату долгов и запретил закабаление. Взятые за долги земельные участки были возвращены их прежним владельцам. Часть граждан, проданных в рабство в чужие страны, была выкуплена на государственные деньги. Солон ввел новое деление граждан на разряды – в зависимости от их доходов. Было выделено четыре разряда. Таким образом, в результате реформ Солона, позже Писистрата и Клисфена, проводившихся на протяжении всего VI века до н.э., остатки родового строя в Афинах были окончательно уничтожены. Афинское государство стало вместо аристократического, демократическим. Всякому гражданину теперь было предоставлено право участвовать в управлении государством. Но демократия эта была рабовладельческой. В ней политическими правами пользовались только свободные граждане Афин и они были, в большинстве своем, крупными и мелкими рабовладельцами.
Высшего расцвета афинская демократия достигла во времена Перикла.
Пользовавшийся большим доверием народа, прекрасный оратор, с живым умом и широким образованием, Перикл, чтобы привлечь афинскую бедноту на свою сторону, ввел небольшую плату присяжным за участие в суде и сделал платными некоторые другие должности. Кроме того, он ввел выдачу денег беднякам на посещение театра. Обладая большим художественным вкусом, он много способствовал развитию культуры, искусств и науки.
Такое предоставление прав народу и привлечение его к управлению страной называется демократией.
Греки эпохи афинской демократии оставили богатое наследие по различным отраслям науки (по истории, математике, естествознанию и философии). Историки Геродот (V в до н.э.) и Фукидид (V в до н.э.), позже Ксенофонт, в своих сочинениях дали яркую характеристику многих событий того времени. Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.), всемирно известный автор «Киропедии», греческой истории 411 – 362 годов в семи книгах, где-то между 401 – 399 годами до н.э. написал руководство по ведению хозяйства «Экономикос» («Домоводство») как часть «Сократических сочинений»5. По форме изложения это беседы Сократа и рабовладельца Критобула по организации рабовладельческой латифундии. Во второй части беседы с молодым рабовладельцем Сократ рассказывает ему о своей встрече и беседе с неким Исхомахом, весьма успешным, по словам Сократа, хозяйственником, который, в свою очередь, передает ему свой разговор с собственной женой по вопросам управления хозяйством. Сократ у Ксенофонта стремится всякое практическое знание привести к форме истинного познания, тем не менее, свои экономические воззрения он называет не наукой, а искусством, совокупностью способностей, приобретаемых только практикой ведения финансовых операций; этот взгляд он с особенной ясностью высказывает относительно искусства земледелия, входящего, как составная часть, в искусство экономии вообще. «Земледелие есть мать всех искусств: где оно процветает, там процветают и все прочие искусства, где же земля остается невозделанной, там искусства приходят в упадок». «Для человека не может быть более благородной профессии, более возвышенного знания, чем искусство возделывать землю, обеспечивающее людям все необходимое для существования. Занятие земледелием приятно по своему существу и не составляет труда для усвоения… обществу оно доставляет лучших и самых надежных граждан; вот почему земледелие всюду во всех государствах считается самой уважаемой профессией».
«…Богатство называется благом, – по Ксенофонту, – лишь для того, кто умеет им пользоваться; оно гибельно для того, кто делает из него дурное употребление, и исчезает в неопытных руках; экономная и хозяйственная жена – необходимая подруга земледельца, желающего увеличить свои приобретения. Но временами года и производительностью земли располагают боги, и тот, кто не чтит их, неизбежно должен разориться». Таким образом, экономия и мораль сводились в одно общее учение. Искусство экономии понимается, как учение управлять богатством, имуществом или вообще полезными вещами. Богатство – вещь относительная; оно зависит от потребностей человека. Кто доволен немногим – тот богат. Чем в большей степени мы ограничиваем свои потребности, тем более приближаемся к чистому божеству, к недостижимому идеалу – быть свободным совершенно от потребностей. Сократ, и его устами Ксенофонт, осуждает все искусство экономии, терпимо относясь только к земледелию, где добродетель встречает меньшее число соблазнов, т.е. защищая патриархальные устои натурального хозяйства, Ксенофонт с недоверием относится к развитию торговли, рынка, ростовщичества, хотя и не отрицает значения денег в обществе, обращая внимание на использование денег в качестве средства обращения и образования сокровищ.
Труд он делил на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов. Свободные граждане выполняют функции надзора и управления, а физический труд – удел рабов, утверждал Ксенофонт. Кроме того, Ксенофонт признавал пользу разделения труда и между рабами. Кроме земледелия, значительные доходы могут принести и ремесленные мастерские с применением труда рабов. Рабы – говорящее орудие, как волы, их надо кормить, чтобы они работали. Главным для Ксенофонта был поиск пути преодоления противоречий рабовладельческого строя.
Платон (428 – 348 гг. до н.э.), подобно Сократу и Ксенофонту, не может себе представить экономику отдельно от морали, и на богатство он смотрит отрицательно, его идеал – натуральное хозяйство.
В своей книге «Государство»6 Платон, как и Ксенофонт, вкладывает свои мысли в уста своего учителя Сократа. Платон отмечает, что происхождение общества коренится в существовании у людей потребностей и необходимости обмена. «Каждый человек, – говорит платоновский Сократ, – привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства». «Каким образом государство может обеспечить себя, – говорит далее Сократ, – не так ли, что кто-нибудь будет землевладельцем, другой – строителем, третий – ткачом? И не добавить ли нам к этому сапожника и еще кого-нибудь из тех, кто обслуживает телесные наши нужды?» Далее Платон формулирует закон разделения труда как основание экономической солидарности людей. Этот закон он выводит из врожденных особенностей человека, его природных способностей. «Кто лучше работает – тот, кто владеет многими искусствами или же только одним?» – спрашивает Сократ. И отвечает: «…можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы».
Для благоденствия государства необходимо, чтобы в нем царила справедливость. Справедливость, по Платону, – это отражение божества. Пока люди пользуются животными для добывания молока, кожи, шерсти, для ношения тяжестей, все идет благополучно; но порча и разложение государства начинается с того момента, когда начинают употреблять мясо и когда появляются ремесла и искусства, удовлетворяющие требованиям роскоши. В здоровом государстве Платона существуют сословия. «Все члены государства братья, – говорит Сократ, – но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, железа же и меди – в земледельцев и разных ремесленников. Все вы друг другу родственники, но большей частью рождаете себе подобных, хотя все же бывает, что от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое; то же и в остальных случаях. От правителей бог требует, прежде всего, и преимущественно, чтобы именно здесь они оказались доблестными стражами и ничто так усиленно не оберегали, как свое потомство, наблюдая что за примесь имеется в душе их детей, и, если ребенок родится с примесью меди и железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, т.е. включать его в число ремесленников или земледельцев; если же у последних родится кто-нибудь с примесью золота или серебра, это надо ценить, и с почетом переводить его в стражи или в помощники».