Полная версия
История экономики и экономических учений в кратком изложении ключевых событий
Меркантилизм (от итал. mercante – купец, торговец), или меркантильная система, как ее называет французский историк А. Эспинас, способствовала появлению на свет утилитарной политической экономии13. И как позже в XX веке скажет Пол Самуэльсон «эти так называемые „меркантилисты“, хотя мы и можем смеяться над их идеями и незрелостью их работ, совершенствовали методы политической экономии и проложили путь выступившему против них Адаму Смиту и классической школе, представляющий собой огромный шаг вперед»14. Эта система отождествляла богатство государства с деньгами (а в роли денег тогда выступали золото и серебро). Накопление этого богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, а источником богатства считается неэквивалентный обмен только в результате торговли с другими странами (внутри страны один продает, другой покупает, а нация не богатеет).
В развитии меркантилизма можно выделить два этапа: ранний и поздний.
Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и изжил себя к середине XVI века. В соответствии с рекомендациями ранних меркантилистов государство, проводящее политику концентрации богатства внутри страны (чем больше в стране золота и серебра, тем богаче государство), чисто законодательным путем осуществляет следующие мероприятия:
– Запрещается свободный вывоз из страны золота и серебра (смертная казнь). Торговля валютой объявляется государственной монополией. Итальянец Гаспар Скаруффи (1519—1584гг.) вообще предлагал европейским государствам выработать общий тип монеты одной формы, состава и обозначения, а чтобы провести эту реформу собрать в 1582 году общеевропейскую конференцию государств.
– В целях привлечения денег из-за границы и государственного контроля за торговлей и деятельностью иностранных купцов, для торговли отводились специальные места («складочные места» для торговли иностранными товарами, ярмарки, биржи), где торговали негоцианты, и им вменялось в обязанность, на все вырученные деньги, закупать товары или сырье, ограничивался ввоз зарубежных товаров, устанавливались высокие пошлины и т. д.
В целях привлечения денег из-за границы правительство практиковало понижение вексельного курса, занималось порчей монет, полагая, что в результате обесценивания денег иностранцы за то же количество национальной монеты смогут приобрести больше товаров. Это была эпоха монетарной системы, эпоха активного денежного баланса. В качестве функции денег меркантилисты выделяют меру стоимости, функцию накопления и мировые деньги. Ярким представителем раннего меркантилизма следует назвать англичанина Уильяма Стаффорда (1554—1612гг.) Ему приписывается опубликованный в 1581 году памфлет «Краткое изложение некоторых жалоб наших соотечественников». В памфлете рыцарь, купец, ремесленник, фермер и богослов полемизируют между собой о том, что есть богатство. Решение многих экономических проблем Стаффорд видел в запрещении вывоза благородных металлов, в ограничении импорта, в поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег. Он осуждает порчу монет, видя в ней причину ухудшения материального положения населения.
Поздний меркантилизм получил название мануфактурной коммерческой системы – это политика активного торгового баланса. Уже в конце XVI века правительства передовых стран Западной Европы понимают, что тем богаче становится государство, чем больше разница между суммой стоимости вывезенных и ввезенных товаров, с этой целью уже разрешается вывоз денег за границу для посреднической торговли (купить дешевле в одной стране, продать дороже в другой); и второе – в вывозе товаров за границу предпочтение отдается готовым изделиям, а не сырью. Позднее все это вылилось в политику протекционизма, о котором будет более подробно сказано в следующей теме. В эпоху активного торгового баланса функцию денег сводили не столько к накоплению, сколько к средству обращения. Именно в этот период государства стремились заключать выгодные торговые договоры и вести энергичную колониальную политику. Следует также отметить, что во взглядах поздних меркантилистов происходит отход от чисто купеческого меркантильного подхода к источнику богатства, большее внимание уже обращается труду как источнику богатства.
Первым, кто дал ясное и системное изложение теории торгового баланса, был Томас Мен (1571 – 1641 гг.). Этот главный теоретик позднего меркантилизма был членом правления Ост-Индской компании и правительственного торгового комитета. В 1609 году вышла его работа «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией», в которой он защищает английскую Ост-Индскую компанию от обвинения в том, что она постоянно вывозит деньги из Англии и тем самым ведет ее к гибели. Томас Мен отмечает, что «всем нам в целом и каждому в отдельности следует напрячь все силы ума и сообразительности для того, чтобы помочь увеличению естественного богатства страны с помощью труда и развития ремесел: ведь у нас достаточно сырых материалов для производства материй и других вещей, которые ежедневно ввозятся к нам из чужих стран к большой выгоде иностранцев и к неменьшему ущербу для нас. Не должны мы пренебрегать и богатствами, которые нам дают наши моря, тем более что другие народы своим трудом добывают из морей большие богатства».15
В 1664 году его сыном была издана книга «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли, как регулятор нашего богатства», в которой Томас Мен писал: «обычным средством для увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля. При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них. …Очень выгодно было бы также вывозить наши деньги, как и товары, так как если это делается только в целях торговли, то это увеличивает наше богатство…»16
Именно с эпохой меркантилизма связано появление термина «политическая экономия». В 1615 году известный поэт-дворянин Антуан де Монкретьен (1575 – 1621 гг.) пишет «Трактат политической экономии» и посвящает его молодому Людовику XIII и его матери17. Вследствие дуэли, вынужденный бежать из Франции в Англию, и, прожив там более десяти лет, был поражен развитием торговли и промышленности этой страны. В своем трактате Монкретьен возвеличивает золото, считая его «подлинным богатством», но в то же время выходит за рамки меркантилизма: «Не обилие золота и серебра, не количество жемчуга и алмазов делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды; у кого их больше, у того больше благосостояние. Воистину мы стали богаче золотом и серебром, чем наши отцы; но не зажиточнее и не богаче». То есть, Монкретьен признает существование естественных богатств, отмечает французский историк А. Эспинас, и к их числу относит хлеб, соль, вино и т.п., считая их основными элементами богатства, имеющими большее значение, чем все золотые и серебряные рудники Испании. Но без приложения труда и промышленности естественные богатства ничего не значат, утверждает Монкретьен; только труд и промышленность могут им сообщить ценность. «Счастье людей заключается в богатстве, а богатство – в труде. Как у животных, когда есть сердце, есть и кровь, так и государства, у которых есть промышленность, есть и богатство».
Видя бедственное положение французского крестьянства, Монкретьен замечает французскому королю: «хлебопашцы – что ноги у государства, они поднимают и несут всю тяжесть его тела». Эспинас пишет: Монкретьен утверждает, что королевская власть должна руководствоваться в своих действиях интересами своих подданных, счастье которых и есть ее разумное основание.
Некоторые западные ученые-историки экономической мысли (в том числе и М. Блауг), а также наш соотечественник профессор В. Н. Замятнин, автор фундаментального учебника 60-х годов, утверждают, что меркантилизм получил развитие, прежде всего в Англии, затем во Франции, Италии и других странах, что именно английская политика была воспринята другими странами и идеи английских меркантилистов стали распространяться по всему миру. Да, следует признать, что идеи меркантилизма способствовали развитию капитализма в Англии. Однако история Европейской цивилизации свидетельствует о том, что условия для развития этого мировоззрения сложились сначала в Италии, Испании и Португалии, а лишь затем в Нидерландах, Англии и Франции. Другое дело, что Испания и Португалия, раздираемые феодальными распрями, борьбой за корону и власть, остались на уровне патриархального развития и политика меркантилизма дальше активного денежного баланса, накопления богатства не пошла. Италия, давшая миру науку кредитно-денежных отношений и бухгалтерию, представляла собой раздробленные королевства и города-республики, что также осложняло дальнейшее развитие капитализма в этих странах и проведение политики активного торгового баланса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Святловский В. В. История экономических идей в связи с историей экономического быта. Изд. 2-е, испр. – М.: КРАСАНД, 2010. – С.3.
2
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2т. Т.1 – М.: Норма. 2007. С. 12—56.
3
Законы Ману. – М.: ЭКСМО-Пресс. 2002. С. 227.
4
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2т. – М.: Норма. 2007. С. 73—93.
5
Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. – М.: АСТ Ладомир. 2003. С. 218.
6
Платон. Собрание сочинений: В 4 т. – Т. 3. – М.: 1994. – С. 79.
7
Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. – Т. 4. – М.: 1983. – С.156
8
Катон. Земледелие. – СПб.: Наука. 2008. С. 7.
9
Лященко П. И. История народного хозяйства СССР. – М.: 1952. С. 48.
10
Повесть временных лет. Произведения древнерусской литературы в переводах Д.С.Лихачева. – СПб.: 2020. – С.251
11
Кулишер И. М. История русского народного хозяйства. 2-е изд. – Челябинск: Социум. 2004. – С.130
12
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов/А. Смит: [пер. с англ.: предисл. В.С.Афанасьева]. – М.: Эксмо, 2007. – С.418.
13
Эспинас А. История экономических учений: Пер. с фр. – СПб., 1998. С. 56
14
Самуэльсон П. Экономика: Пер. с англ.; В 2 т. – Т.2. – М., 1997. – С. 342
15
Меркантилизм Под ред. Плотникова И. С. – М. 1933., С. 139
16
Меркантилизм Под ред. Плотникова И. С. – М. 1933., С. 155
17
См.: Эспинас А. Указ. Соч.