Полная версия
Человечество: история, религия, культура. Раннее Средневековье
И до Ибрахима Аллах не был скрыт от людей, ибо вера в Него была известна с глубокой древности. Мухаммад говорил: «Первоначально все люди имели одну веру. Потом они предались религиозным спорам». Вследствие этих споров у разных народов возникли различные заблуждения и разные религии. Для возвращения заблуждающихся к истине Бог ко многим народам посылал своих пророков. Устами Мухаммада Он говорит: «Мы отправили к каждому народу посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества». Были среди них те, кого Аллах повел прямым путем, а были те, кому оказалось суждено заблуждение». В другой раз Аллах говорит Мухаммаду, что «узаконил для вас (то есть, для мусульман) в религии то, что завещал Нуху (Ною), что открыли Мы тебе, и что завещали Ибрахиму (Аврааму), и Мусе (Моисею), и Исе». И еще: «Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам и что ниспослано Ибрахиму, и Исмаилу (Измаилу), и Исхаку (Исааку), и Йакубу (Иакову), и коленам, и в то, что было даровано Мусе и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них и Ему мы предаемся»». «Ибрахим не был (читаем мы в Коране) ни иудей, ни христианин – он был правоверный мусульманин, поклонник единого Бога».
Но это не означало, что Мухаммад признавал иудаизм или христианство. Откровение, данное ему, он считал совершенно независимым от прежних откровений. Оно согласно с ними и подтверждает их, но оно, также как и прежние откровения, послано прямо с неба от единого Бога. Аллах говорит Мухаммаду: «Нет Бога, кроме Бога живого и вечного. Он послал тебе откровение, содержащее истину, чтобы подтвердить писания, бывшие прежде него. Раньше него Он ниспослал Тору и Евангелие. Ныне он послал Просвещение». Это новое откровение потребовалось потому, что и иудеи и христиане исказили ту первоначальную истину, которая открылась им. «Мы приняли, – говорит Аллах, – христиан в Свой завет, но они забыли часть Наших заповедей».
В чем же заключалась сущность и главное содержание истинной религии? Требования Аллаха к человеку очень просты и понятны. Первым фундаментальным требованием, провозглашаемым Мухаммадом, было единобожие. Оно выражалось в формуле: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным не один!» Христианское учение о Троице и Боге-Сыне было полностью отвергнуто пророком. Он восклицает: «Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, и горы пасть прахом от того, что они приписывают Милосердному сына». И говорит в другом месте: «Он начало и конец. Он явный и скрытый, знание Его обнимает все существующее». (Однако наряду с благим Аллахом в вероучении Мухаммада действует могущественный злой демон, именуемый либо Шайтаном, либо Иблисом. Иблис, как и в христианстве, падший ангел. Сообщается, что когда Аллах сотворил человека, он велел всем ангелам поклониться ему. Все согласились, кроме Иблиса, который за непослушание и был отринут. (Относительно этого события Аллах вкладывает в уста Мухаммада следующие слова: «И вот мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» и они поклонились, кроме Иблиса. Сказал он: «Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал глиной?»») Взаимоотношения между Аллахом и Иблисом примерно те же, что между ветхозаветными Яхве и Сатаной: всесильный Аллах терпит Иблиса и исходящее от него зло ради испытания человека. Уходя от Аллаха, Иблис пригрозил, что он «погубит его (Адама) потомство, кроме немногих». На что Аллах с полным сознанием Своего могущества отвечает: «Соблазняй, кого ты можешь из них, твоим голосом и собирай против них твою конницу и пехоту, участвуй с ними в их богатствах и детях и обещай им, – поистине, обещает сатана только для обмана!…» В проповедях Мухаммада фигурируют также джины (демоны) и ангелы. Четыре ангела обладают наивысшим могуществом. Это Джибрил (Гавриил), Микал (Михаил), Израил и Исрафил. Но все они – даже самые могущественные – несравненно ниже Аллаха. Это Его слуги и рабы, созданные, как и люди, так что их существование не компрометирует строгий монотеизм ислама).
Аллах открылся Мухаммаду прежде всего со стороны своего бесконечного величия, как Бог силы, как всемогущий Вседержитель. Но этим не устранялись и другие понятия Божества. Очень часто Мухаммад называет Аллаха Богом истины и Милосердным. Милосердию он учит и по отношению к ближнему. Если главное дело относительно Бога есть молитва, то относительно ближнего – милостыня. Последняя, по учению Мухаммада, не столько внешнее предписание, сколько выражение истинного религиозного настроения. («Знаешь ли ты, – спрашивает Аллах, – что есть вершина добродетели?» И отвечает: «Выкупить пленного, накормить в дни голода сироту ближнего и нищего безвестного». В Коране эта тема поднимается неоднократно; например: «Он говорит: «Господь мой унизил меня!» Так нет! Вы сами не почитаете сироту, и не спешите насытить бедного…»).
Много раз в откровении пророка говорится о посмертном воздаянии. Но у самого Мухаммада (также как у Христа) это учение еще не было детально разработано, а лишь намечено в общих чертах. Так в одной из сур Корана Аллах говорит: «А тех, которые уверовали и творили благое, Мы введем в сады, где внизу текут реки, вечно пребывающие там. Для них там – чистые супруги. И введем мы их в тень тенистую!» Для грешников уготована совсем иная судьба: «А те, которые нарушают завет с Аллахом после обещания верности и разрезают то, чему повелел Аллах быть соединенным, и распространяют нечестие на земле, для тех – проклятие и для них – злое жилище (ад)». Конец света наступит, когда в мире воцарится ложный мессия, искуситель людей, чудовищный Даджжал (Антихрист). Посланный Аллахом обновитель веры Махди (Мессия) убьет его, затем воцарится Иса (Иисус). Звуки трубы архангела Исрафила поднимут лежащих в могилах. Таким образом, до судного дня пребывание душ в раю или аду оказывается временным. Лишь после того, как деяния каждого человека будут взвешены на весах, его судьба будет решена окончательно.
Таково в самых общих чертах было вероучение Мухаммада. Оно было очень просто, чуждо всяких умственных ухищрений и понятно любому бедуину. Себя самого Мухаммад считал только пророком, через которого Бог открыл людям истину. Ни на что большее он никогда не притязал. Он, к примеру, никогда не приписывал себе сверхчеловеческого достоинства и настаивал только на истине получаемых им свыше откровений. Никакими знамениями или прорицаниями он их не подтверждал, и подтверждать не собирался. Мухаммад не настаивал даже на том, что ему открыта вся истина, ибо Сам Аллах однажды сказал его устами: «Мы открыли тебе часть Нашего посланничества; есть другая, относительно которой Мы оставили тебя в неведении». И в другом месте: «Скажи: «Я не говорю вам, что у меня сокровищница Аллаха, и не знаю я сокровенного, и не говорю вам, что я – ангел. Я следую только тому, что открывается мне»». Или: «Скажи: «Я такой же человек, как вы. Я только получил откровение, что Бог ваш есть Бог единый»». И еще: «Скажи: «Я – не новинка среди посланников, и не знаю я, что будет сделано со мною и с вами. Я лишь следую за тем, что мне велено; я только явный увещеватель»».
Успехи нового вероучения поначалу были скромными. Когда слух о собраниях и проповедях в доме ал-Аркама распространился по Мекке, число учеников Мухаммада стало постепенно увеличиваться. В основном это была молодежь, притом не очень богатая. Последним принял здесь ислам Умар, занимавший в Мекке высокий общественный пост, человек с большим авторитетом, несмотря на свои 30 лет, с решительный характером и мощным телосложением. Вскоре после этого (то есть, около 614 г.) Мухаммад решил провести открытую публичную проповедь. Он созвал жителей Мекки и объявил им со склона ас-Сафа, что является посланником Аллаха и призывает всех поклоняться единому Богу. Проповедь не имела успеха. Родной дядя, свёкр двух дочерей Мухаммада, Абу Лахаб, выслушав его речь, сказал: "Только ради этого ты нас созвал?" – и ушел вместе с остальными. Следующие два года к мусульманам относились хотя и настороженно, но без явной враждебности. Разрыв наступил тогда, когда Мухаммад, обличая почтенных сограждан, стал утверждать, что их отцы и предки горят в адском пламени за свое неверие.
После этого Мухаммад стал встречать в согражданах уже явную враждебность, и проповеди опять сделались тайными. Около трех лет последователи Мухаммада жили в городе на положении отверженных. Остальные жители Мекки договорились не вступать с ними в браки, ничего им не продавать и ничего не покупать. Но бойкот не достиг цели. В 619 году один за другим умерли Абу Талиб и Хадиджа. Новым главой рода Хашим стал Абу Лахаб, давнишний враг пророка (к этому времени он заставил своих сыновей развестись с дочерьми Мухаммада). Необходимо было найти покровителей. В июне того же года Мухаммад отправился в Таифу и обратился за поддержкой к своим родичам – трем братьям из рода Умайра. Выслушав проповедь пророка они посмеялись и сказали: "Неужто Аллах не нашел послать никого, кроме тебя?" Никакой помощи от них Мухаммад не получил. Все кончилось тем, что он превратился в мишень для насмешек, и наглецы преследовали его, осыпая бранью и забрасывая камнями. Не достигнув ни в чем успеха, Мухаммад вернулся в Мекку и стал искать себе покровителя в другом роде, поскольку собственный отрекся от него. Несколько человек ему отказали. Наконец Мутим, глава рода Науфал согласился взять пророка под свою защиту. Оставив своих сограждан, Мухаммад стал проповедовать среди паломников, во множестве прибывавших в Мекку. Проповедь его вскоре произвела впечатление на группу арабов из Йасриба, и они поспешили принести в родной город весть о новом учении, появившемся в Мекке.
Успех Мухаммада объяснялся, по-видимому, тем, что в оазисе Йасриб проживало несколько иудейских племен. Знакомые с идеями иудаизма, здешние арабы оказались гораздо более подготовленными к восприятию новой веры, чем соплеменники Мухаммада. Уже в следующем году 12 знатных йосрабитов приняли в Мекке ислам и попросили у Мухаммада наставника. Тот отправил с ними Мусуаб ибн Умайра. А ещё через два года, после того как все арабы Йасриба стали мусульманами, Мухаммада пригласили стать их вероучителем и главой.
Мухаммад прожил после этого в Мекке ещё три месяца, постепенно переправляя в Йасриб своих последователей. Абу Лахаб и курайшиты вскоре заметили исчезновение последователей Мухаммада и встревожились. Рост авторитета мусульман им очень не нравился. За Мухаммадом стали следить. Чтобы замаскировать своё бегство пророк поехал к Абу Бакру, который уже давно держал наготове верблюдов на каком-то дальнем пастбище. Ночью они вдвоём вышли из шалаша на зад их дома и укрылись в пещере на горе Саур. Здесь они прожили трое суток, пока мекканцы безрезультатно искали их во всех возможных местах. На третью ночь, когда поиски прекратились, они отправились в путь.
24 сентября 622 года беглецы прибыли в селение Куба, находившееся на южной окраине оазиса. Здесь Мухаммад прожил некоторое время. Затем он предоставил своей верблюдице право выбрать путь, и она привезла его в центр Йасриба в селение племени ан-наджжар, где он и поселился. Первые мероприятия Мухаммада носили не столько религиозный, сколько политический характер. При его содействии все племена оазиса, до этого истощавшие силы в беспрерывной внутренней борьбе, заключили между собой союзные договоры об организации единой общины. Авторитет местных вождей при этом не умалялся. Мухаммад принял на себя лишь разрешение общих спорных вопросов. Все йасрибийцы – без разницы, евреи и мусульмане – должны были отныне сообща выступать против внешних врагов. Особо оговаривалось, что у евреев останется своя религия.
Когда положение пророка укрепилось, он перешёл к враждебным действиям против Мекки. После нескольких безуспешных попыток в начале 624 года отряду мусульман удалось захватить у Нахлы мекканский караван. Вслед за тем, в марте того же года, Мухаммад стянул большие силы для нападения на другой караван с товарами из Газы. В него входило более 1000 верблюдов, а весь груз оценивался в 50000 динаров. Когда мекканцы узнали о приготовлениях Мухаммада, то немедленно собрали войско и поспешили на помощь своим соплеменникам. Случилось так, что сама причина раздора – богатый караван – сумел благополучно ускользнуть от Мухаммада, но обе враждебные армии встретились у Бадр. С Мухаммадом было около 300 человек, а у мекканцев, видимо, раза в три больше. Хотя с обоих сторон в этом сражении едва участвовало полторы тысячи человек, по понятиям того времени оно было крупным событием. Мухаммад построил своих воинов плотным строем на удобной для обороны позиции и сам наблюдал за сражением из шалаша, находившегося в отдалении. Мекканцы, имевшие достаточно многочисленную конницу, первыми атаковали своих врагов, но были отброшены и после короткого боя обратились в бегство.
Эта победа произвела большое впечатление на современников. Авторитет Мухаммада сразу колоссально возрос. Даже местопребывание его стало считаться священным. Йасриб из обычного селения стал для мусульман столицей пророка – Мадинат ан-Наби, в просторечии Мединой, и это название с тех пор закрепилось за ним навсегда. Своё возросшее могущество Мухаммад направил прежде всего против иудейских племён, издавна проживавших в Медине. В апреле 624 года он призвал евреев из племени бану кайнука принять ислам. Когда те отказались, мусульмане осадили их квартал города. Через две недели кайнука сдались на милость победителя и должны были уйти из Медины. При разделе имущества высланных Мухаммад впервые воспользовался провозглашённым им правилом раздела добычи (“и знайте, что если вы взяли что-то в добычу, то пятая часть – Аллаху и паломникам, и родственникам, и сиротам, и беднякам, и путнику…”). Эта пятина (хумс) предназначалась на нужды общины и отныне находилась в полном распоряжении пророка. Его материальное положение сразу заметно улучшилось.
Ещё в Мекке Мухаммад женился на Сауде. Теперь он взял себе в жёны ещё Аишу, дочь Абу-Бакра (ей было тогда 9 лет), Хафсу, дочь Умара, а потом – вдову Зайнаб бинт Хузайму. Позднее он взял себе ещё пять жён. Но некоторые свидетельства говорят о том, что пророк не удовлетворялся и таким количеством женщин. Однажды Хафса застала Мухаммада со своей служанкой и возмущённо сказала: “Эй, посланник Аллаха! Что же это – в моём доме и на моей постели?!” Тот ответил: “Молчи! Клянусь Аллахом, никогда не приближусь к ней, только никому не рассказывай об этом”. Но Хафса рассказала о случившемся Аише, после чего о невоздержанности пророка узнали и другие. Мухаммад пытался развестись с Хафсой, но потом, что бы ещё более не раздувать скандал, отказался от этой мысли.
Тем временем мекканцы помышляли о мести. Своим военачальником они сделали Суфайна и тому удалось собрать войско, численность которого достигала 3000 человек. Эта армия в марте 625 г. двинулись походом на Медину. Мухаммад узнал о приходе врага лишь тогда, когда тот был в нескольких часах хода от оазиса, поэтому в войске мусульман едва было тысяча человек. Триста из них с Ибн Убаййей ушли от пророка ещё до начала сражения вскоре после того, как он покинул Медину. С остальными Мухаммад укрепился при Ухуде. В начавшемся сражении мусульмане сначала одержали верх. Они прорвали строй мекканцев и начали грабить их лагерь. Заметив это, конница мекканцев врезалась в рассыпавшийся строй мусульман, которые в свою очередь обратились в бегство. Сам Мухаммад получил удар мечом по голове. Кровь из раны залила всё его лицо, и на короткое время он лишился чувств. Это ещё более усилило беспорядок – войско мусульман разбежалось, и мекканцы могли торжествовать полную победу.
Неудачи вне города приходилось компенсировать внутри него. Вскоре после возвращения из похода, мусульмане изгнали из Медины второе еврейское племя бану надир, старейшины которого будто бы готовили покушение на пророка. Так же как и в предыдущий раз селение евреев было осаждено, и те сдались после трёхнедельной осады. Всю захваченную землю Мухаммад разделил между своими соотечественниками-мекканцами, отправившимися за ним в изгнание (мухаджирами). Изгнанные бану надир не смирились сразу с потерей своих земель. Они начали хлопотать о соединении всех врагов Мухаммада и вскоре преуспели в этом деле. Первыми на их призыв откликнулись мекканцы, которые выставили на этот раз более 4000 воинов. Союзниками их стали кочевые арабские племена, так что общая численность войска достигла 10 тысяч. Сборы такого большого числа воинов не могли остаться незамеченными. Мухаммад, заблаговременно обо всём узнавший, сумел собрать около 3000 человек. С наиболее доступной стороны на севере от Медины мусульмане вырыли ров длиной 6 км. На долю каждого мужчины был выделен участок в 40 локтей, причём пророк вырыл свою часть наравне со всеми.
31 марта 627 г. мекканцы подошли к Медине и приступили к её осаде. Десять дней прошло в мелких стычках – противники нащупывали слабые места в обороне мединцев. Но те были начеку, и осаждавшие, так ничего и не добившись, отступили. Мухаммад сразу после этого осадил селение третьего еврейского племени в Медине – курайза, которое вело изменнические переговоры с надира и едва не перешло на сторону врага. Через две недели те сдались. На этот раз с иудеями поступили гораздо жёстче. Все мужчины были казнены, а женщины и дети обращены в рабов.
В начале весны 628 г. Мухаммад имел вещий сон. Ему снилось, что он совершил священное хождение в Мекку, и что ему передали ключи от Каабы. Он объявил об этом сне своим приверженцам и повелел им наряжаться в благочестивый поход. С ним вместе в паломничество отправилось более 1000 человек. Все они вместе и каждый из них в отдельности поклялись пророку, что готовы умереть за веру. Для переговоров с мекканцами Мухаммад отправил Усмана. Не известно, что больше повлияло на тех – то ли уговоры уважаемого всеми Усмана, то ли страх перед новым сражением, но мекканцы согласились заключить мир с Мухаммадом на десять лет, хотя и не разрешили ему въехать на этот раз в город. Союзники мекканцев также получили право заключать союзные договоры с Мухаммадом. Многие из ближайших соратников пророка недоумевали: что выиграли мусульмане от этого мира? Но Мухаммад видел дальше их и всем своим видом выражал удовлетворение. Не приближаясь к Каабе он совершил все положенные обряды, принёс жертвы и вернулся в Медину. Большой победой для себя он считал уже то, что его признали равноправной стороной, а разрешение союзникам мекканцев присоединяться к любой из сторон фактически означало раскол договорной системы, на которой держалось могущество Мекки.
Через два месяца после возвращения Мухаммад объявил поход на соседний с Мединой оазис Хайбар, где также было значительное число евреев. С ним отправилось около 1400 добровольцев. Хайбарцы не выставили объединённого войска, каждое его селение защищалось самостоятельно и, хотя сопротивление было упорным, весь оазис вскоре попал в руки мусульман. Местное население осталось на своих землях, но обязалось отдавать мусульманам половину своего урожая. Соседний оазис – Фадак – после этого сдался Мухаммаду без боя на тех же условиях уплаты половины урожая. Пророк двинулся дальше на север и после месячной осады покорил оазис Вади-л-Кура.
В марте 629 года Мухаммад вновь отправился в Мекку в сопровождении 2000 мусульман. На этот раз он совершил положенный обряд семикратного обхода святыни, а затем на несколько часов уединился в Каабе. Это появление Мухаммада в сопровождении огромной толпы приверженцев произвело впечатление на мекканцев. Один из его давних врагов Халид ибн ал-Валид заявил после отъезда пророка: “Теперь каждому умному человеку ясно, что Мухаммад не колдун и не прорицатель, а его речи – речи господина миров, и каждый у кого есть соображение, должен следовать за ним”. И действительно, сразу вслед за тем он принял ислам.
В 630 г. Мухаммад, уже в сопровождении 10 тыс. человек, вновь двинулся в Мекку. Известие о наступлении такой значительной армии окончательно сломил упорство его соплеменников. По дороге он встретил многих мекканцев, переходивших на его сторону и принимавших ислам. Сил для сопротивления у противников пророка не было, и он беспрепятственно вступил в священный город. По новому договору жители Мекки признали верховную власть Мухаммада и предоставили в его распоряжение свои вооруженные силы. Большинство горожан тут же приняло ислам. Мухаммад семь раз объехал Каабу на своей верблюдице Эль-Касва, семь раз дотронулся посохом до священного камня, велел уничтожить всех идолов вокруг святилища, а потом торжественно подтвердил все права Мекки.
Но едва Мухаммаду покорилась Мекка, пришла весть о новой опасности – могущественный союз бедуинских племен эль-хавазин, занимавший обширную территорию, простиравшуюся от соседнего с Меккой Таивра вглубь среднеаравийской пустыни, выступил против пророка. Упорное сражение произошло в долине Хонейн и завершилось полной победой мусульман. 6 тыс. женщин и детей, 24 тыс. верблюдов, бессчетное количество овец и другое добро досталось победителям. Жен и детей Мухаммад отпустил без всякого выкупа, и этим великодушием приобрел дружбу своих бывших врагов – большая часть бедуинов приняла ислам и признала его власть. Это было последнее великое деяние пророка. В начале 632 г. Мухаммад совершил свое последнее паломничество в Мекку. Через несколько месяцев после возвращения домой он почувствовал приступ горячки. От этой болезни он уже не смог оправиться и скончался в июне 632 г.
3. Абу Бакр
Абу Бакр родился в 571 г. По преданию, он был одним из первых мекканцев, принявших ислам и стал мусульманином в то время, когда число последователей пророка не превышало двух-трех человек. Впоследствии богатый Абу Бакр не раз материально поддерживал бедного Мухаммада. (Капитал, нажитый Абу Бакром путем торговли оценивали в 40 тыс. дирхемов, и все эти деньги были истрачены на помощь пророку и неимущим мусульманам). В 622 г. он вместе с Мухаммадом переселился в Медину, а в 623 г. выдал за пророка свою младшую дочь Аишу, которой в то время было всего девять лет (впоследствии она стала его самой любимой женой). Когда весной 632 г. Мухаммад заболел и не мог как прежде проводить молитвенные собрания, он объявил Абу Бакра имамом – руководителем общей молитвы. В июне 632 г., сразу после смерти пророка, большинство жителей Медины избрало Абу Бакра также и своим политическим вождем – амиром. Эта внезапно пришедшая власть стала для него полной неожиданностью. В своей первой проповеди он сказал: "Вот, я стал вашим правителем, хотя я не лучший из вас, присяга мне была внезапной, я принял ее потому, что я боялся смуты. Клянусь Аллахом, я не жаждал власти ни днем, ни ночью, и не стремился к ней, и не просил ее у Аллаха ни тайно, ни явно. Нет мне от нее радости, я возложил на себя тяжкое дело, которое мне не по силам, но должен его нести". Новый правитель принял титул "заместителя посланника Аллаха" – халифа расули-л-лах, или просто халифа. Во всех своих поступках Абу Бакр (632-634) всегда подчеркивал, что он лишь исполнитель предначертаний Мухаммада. Он ни в чем не изменил своей прежней простой жизни и по-прежнему жил в маленьком домишке в предместье Медины. Поначалу он продолжал пасти своих овец и торговать на базаре, но потом должен был оставить эти занятия из-за недостатка времени. Так как личные расходы правителя не были определены никакими распоряжениями пророка, Абу Бакр старался ограничить их до минимума.
Он принял дела правления в трудное время. Известие о смерти Мухаммада привело в волнение всю Аравию. Многие племена отказались платить саадаку (благотворительный налог с имущества). Некоторые из них даже поспешили вернуться в язычество. Однако все старые союзники Мухаммада, обитавшие между Красным морем и хребтом Хиджаза (музайна, джухайна, амир и хузаа) сохранили верность исламу и присягнули на верность халифу. Это давало надежду на то, что созданное Мухаммадом политическое объединение аравийских племен не развалиться сразу после его смерти. Главная опасность Халифату происходила с востока, где подняли мятеж племена асад, тайй и бану фазара. Их объединенное войско двинулось на Медину. Абу Бакр спешно собрал около 400 воинов бану джухайна и с этими силами разгромил врага. Стянув отряды верных племен, он предпринял поход в сторону ар-Рабазы (вглубь Неджда) и нанес непокорным еще одно поражение. Вслед затем он отправил на Бузаху, где находились основные силы тайй, трехтысячный отряд во главе с Халидом ибн ал-Валидом. Упорное сражение завершилось полной победой мусульман. Осенью 632 г. Халид поспешил на юг в земледельческую область Йамаму и принудил к повиновению тамошних жителей.
В результате этих операций была ликвидирована непосредственная опасность Медине, и Абу Бакр разослал войска на покорение отдаленных частей Аравии, располагавшихся на юго-востоке полуострова – Омана, Махра, Хадрамаута и Бахрейна. После нескольких сражений полководец мусульман Икрима ибн Абу Джахль разбил оманские племена и взял их столицу Дабу. Также успешной была война против киндитов Хадрамаута, которую вел Зийад ибн Лабид. На востоке, в Бахрейне, события осложнились вмешательством Ирана. Едва началась война между мусульманами и язычниками, на помощь последним прибыло 6 или 7 тысяч персидских воинов. Абу Бакр выслал против непокорных ал-Ала ибн ал-Хадрами, который разбил противника в нескольких сражениях и рассеял отряды персов.